ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПРИКАЗ
от 17 апреля 1995 г. N 75
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О МОДЕЛЬНОМ
ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В целях унификации единой системы органов государственной
службы занятости России, создания условий для осуществления
полного перечня услуг в области содействия занятости в
соответствии с Технологией взаимодействия с гражданами, ищущими
работу, и безработными, подготовки персонала и согласно Приказу от
15.02.95 N 29 "О реализации программы создания модельных центров
занятости населения в России" приказываю:
1. Утвердить Типовое положение о модельном центре занятости
населения (прилагается).
2. Руководителям соответствующих органов федеральной
государственной службы занятости населения республиканских в
составе Российской Федерации, краевых, областных организовать в
месячный срок разработку и утверждение положений о модельных
центрах, указанных в Приказе от 15.02.95 N 29; копии утвержденных
положений представить в Управление региональных служб занятости.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
Галанца В.Д.
Приложение
к Приказу ФСЗ РФ
от 17 апреля 1995 г. N 75
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МОДЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Модельный центр занятости населения <*> входит в состав
организационно-самостоятельной федеральной государственной службы
занятости Российской Федерации, создается и ликвидируется
приказами Федеральной службы занятости России на базе
существующего центра занятости по представлению директора
областного центра занятости, согласованному с соответствующим
органом исполнительной государственной власти.
--------------------------------
<*> Далее - МЦЗН.
МЦЗН обеспечивает реализацию в пределах своей компетенции
политики занятости населения, оказание гражданам и работодателям
полного перечня услуг в области содействия занятости, выполнение
технологии взаимодействия с гражданами, ищущими работу, и
безработными, а также осуществляет деятельность по унификации и
стандартизации помещений, оснащенности центров занятости,
отработке новых технологий и процедур, обучению мультипликаторов
из числа работников городских и районных центров занятости,
мониторинг и оценку эффективности новых ресурсов и материалов для
подготовки персонала.
1.2. МЦЗН относится к местным органам федеральной
государственной службы занятости и входит в структуру вышестоящего
органа службы занятости.
В своей деятельности МЦЗН подчиняется вышестоящему органу
службы занятости и местной администрации в пределах ее
компетенции, взаимодействует с Федеральной службой занятости
России, профессиональными союзами, союзами работодателей и другими
общественными организациями.
1.3. В своей деятельности МЦЗН руководствуется законами
Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, решениями вышестоящих органов службы занятости, органа
исполнительной власти, а также настоящим Положением.
1.4. МЦЗН является юридическим лицом, осуществляет оперативное
управление и распоряжение средствами Государственного фонда
занятости населения Российской Федерации <*> в пределах
утвержденного бюджета, имеет самостоятельный баланс, расчетный и
валютный счета в учреждениях Банка Российской Федерации, гербовую
печать с изображением Государственного герба Российской Федерации,
указанием принадлежности к федеральной государственной службе
занятости и своим наименованием, а также соответствующие печати и
штампы.
--------------------------------
<*> Далее - фонд занятости.
Имущество МЦЗН, приобретенное за счет средств фонда занятости,
является федеральной собственностью.
2. Основные задачи
2.1. Основными задачами МЦЗН являются:
предоставление полного перечня услуг и программ службы
занятости, выполнение технологии взаимодействия с гражданами,
ищущими работу, и безработными;
разработка предложений по проведению государственной политики
занятости;
разработка и финансирование городских, районных программ
занятости, направленных на сокращение периода трудоустройства
граждан на работу; повышение качества и расширение перечня
мероприятий, предназначенных для безработных и работодателей;
апробирование новых программ и услуг, осуществление связи с
Федеральной службой занятости России по вопросам технологии
взаимодействия с гражданами, ищущими работу, и безработными;
обучение мультипликаторов из числа работников городских и
районных центров занятости, участие в обучении персонала служб
занятости региона;
проведение мониторинга и оценки эффективности новых курсов и
материалов для подготовки персонала;
осуществление деятельности по унификации и стандартизации
помещений, оснащенности центров занятости.
3. Основные направления деятельности
3.1. МЦЗН проводит активную политику на рынке труда, строит
свою работу на основе комплексных и целевых программ и
осуществляет:
учет и регистрацию граждан, обращающихся в службу занятости в
целях поиска подходящей работы с использованием (в необходимых
случаях) медицинской экспертизы;
обеспечение в пределах своей компетенции социальной защиты
безработных граждан, включая своевременную и регулярную выплату
пособий, стипендий, материальной помощи гражданам, осуществление
индексации пособий и стипендий, оформление досрочной пенсии в
соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения
в Российской Федерации";
проведение мероприятий по трудовой реабилитации инвалидов и
лиц, уволенных с военной службы, проведение тестирования их
профессиональных возможностей, содействие адаптации к новой
работе;
содействие безработным гражданам в организации
предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости;
предоставление временной работы, а также направление граждан
на оплачиваемые общественные работы, организованные местными
органами исполнительной власти по предложению и с участием МЦЗН;
проведение профессиональной ориентации и консультации
населения, в том числе молодежи;
направление на профессиональное обучение лиц, испытывающих
затруднения в устройстве на работу, и в первую очередь,
высвобожденных работников, одиноких и многодетных родителей,
молодежи, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и иных
категорий незанятого населения, особо нуждающихся в социальной
защите;
регистрацию по сведениям предприятий, учреждений, организаций
независимо от форм собственности свободных рабочих мест (вакантных
должностей) и свободных учебных мест;
оказание предприятиям, учреждениям и организациям помощи в
подборе работников, консультирование хозяйственных руководителей и
обеспечение их информацией о состоянии рынка труда;
оказание материальной поддержки в виде компенсационных выплат
работникам предприятий, учреждений и организаций, находящимся в
вынужденных отпусках без сохранения заработной платы (вынужденно
работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю);
оказание помощи предприятиям в разработке и реализации
мероприятий по содействию занятости в условиях массового
высвобождения в связи с ликвидацией предприятий, сокращением
численности или штата работников за определенный календарный
период;
оказание предприятиям платных услуг, не противоречащих
действующему законодательству;
сбор информации, публикацию статистических данных и
информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу,
возможностях трудоустройства, профессионального обучения,
повышения квалификации, создание автоматизированных банков данных;
обеспечение населения достоверной, полной и оперативной
информацией о возможностях трудоустройства, профессионального
обучения, переезда для работы в другую местность на условиях
срочного контракта или переселения;
проведение консультаций и совещаний по вопросам организации
работы с высвобожденными гражданами и безработными;
анализ и прогноз состояния рынка труда, разработку программ
занятости населения на основе прогнозов экономического и
социального развития, участие в финансировании этих программ, а
также организацию их выполнения;
подготовку предложений вышестоящему органу службы занятости и
администрации города (района) по организации новых рабочих мест;
заключение договоров с образовательными учреждениями
(подразделениями) на профессиональную подготовку безработных
граждан и незанятого населения;
регистрацию и создание автоматизированной базы данных
предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих отчисление
обязательных страховых взносов в фонд занятости;
контроль за поступлением отчислений в фонд занятости;
выдачу заключений на деятельность негосударственных
организаций, оказывающих платные услуги, связанные с
трудоустройством граждан, профессиональной подготовкой, повышением
квалификации, переподготовкой, участие в работе экспертных
комиссий по лицензированию;
организацию проверок предприятий по выполнению требований
Закона "О занятости населения в Российской Федерации";
контроль <*> за исполнением районными подразделениями
законодательства и других нормативных актов по вопросам, входящим
в компетенцию служб занятости;
--------------------------------
<*> Осуществляют МЦЗН, имеющие административно-территориальное
деление.
рассмотрение жалоб граждан, предприятий, учреждений и
организаций и принятие по ним решений.
3.2. МЦЗН наряду с выполнением перечисленных функций
осуществляет:
первоочередную отработку новых технологий, в том числе
информационных технологий в составе автоматизированной
информационной системы "Занятость", программ, услуг с последующим
распространением полученного положительного опыта во всех
территориальных центрах занятости посредством обучения
мультипликаторов;
осуществление связи с Федеральной службой занятости по
вопросам технологии работы;
ведение полного учета всех направлений деятельности для целей
мониторинга и оценки модели ЦЗ, эффективности новых технологий,
курсов и материалов;
участие в организации и проведении учебы по повышению
квалификации специалистов МЦЗН и специалистов других центров
занятости данного региона;
проведение разъяснительной работы среди населения и
юридических лиц по вопросам, входящим в его компетенцию;
использование опыта работы центров занятости различных
областей и городов Российской Федерации и бирж труда зарубежных
стран:
организацию международного сотрудничества в решении проблем
занятости населения, включая вопросы трудовой деятельности граждан
Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан в Российской
Федерации, в соответствии с международными соглашениями в рамках
международных программ;
организацию рекламы своей деятельности через средства массовой
информации.
4. Основные права Модельного центра занятости населения
4.1. В целях реализации своих основных обязанностей и
направлений деятельности МЦЗН имеет право:
запрашивать и получать на безвозмездной основе у
соответствующих органов власти, органов государственной
статистики, налоговых органов, а также от предприятий, организаций
и учреждений сведения, необходимые для разработки программ
занятости и выполнения своих функций;
запрашивать у работодателей информацию о предполагаемых
структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых
может произойти высвобождение работников;
входить в местную администрацию с предложениями о приостановке
на срок до шести месяцев решения о высвобождении или проведении
поэтапного высвобождения работников в течение года;
получать от работодателей данные о наличии свободных рабочих
мест (вакантных должностей), о количестве высвобождаемых, принятых
и уволенных работников. Регулярность предоставления указанной
информации определяется Госкомстатом России;
разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов
исполнительной власти предложения об установлении для
работодателей квоты приема на работу инвалидов;
вносить предложения о льготном налогообложении предприятий,
создающих новые рабочие места сверх установленной квоты для лиц,
требующих особой социальной защиты;
стимулировать создание на предприятиях новых рабочих мест для
лиц с ограниченной трудоспособностью, производственных
подразделений с гибкими формами организации труда, временных и
общественных работ, профессиональное обучение безработных;
заключать по доверенности работодателей и от их имени договоры
с гражданами о трудоустройстве (при необходимости с
предварительной профессиональной подготовкой), производить выплату
им пособия при переезде на новое место жительства и работы за счет
средств предприятий;
направлять в установленном порядке незанятых граждан по их
желанию на оплачиваемые общественные работы;
оказывать материальную помощь безработным гражданам в
установленном законодательством порядке;
направлять в установленном порядке на профессиональное
обучение безработных, трудоустройство которых требует получения
новой профессии (специальности), повышения квалификации, а также
устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;
давать в пределах своей компетенции работодателям,
учреждениям, организациям и гражданам разъяснения и консультации
по вопросам применения законодательства о занятости;
учреждать организации и учреждения (быть их соучредителями),
непосредственно способствующие функционированию службы занятости;
осуществлять совместно с налоговыми органами контроль за
своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонд
занятости. При взыскании с работодателей сумм сокрытых или
заниженных страховых взносов в фонд занятости, а также недоимок,
штрафов и принятии иных санкций, предусмотренных
законодательством, МЦЗН пользуется правами, предоставленными
налоговым органам РФ по взысканию не внесенных в срок налогов;
посещать в установленном порядке для исполнения своих
служебных обязанностей предприятия, организации, учреждения
независимо от форм собственности для ознакомления с условиями
труда, профессиональной подготовкой и переподготовкой работающих,
а также по вопросам:
проверки обоснованности увольнений и правильности процедуры
увольнений по инициативе администрации и по другим основаниям;
соответствия заполнения квотируемых рабочих мест,
предназначенных для инвалидов;
проверки финансовых документов на предмет правильности
перечисления обязательных страховых взносов в фонд занятости;
участия в работе комиссий в случае массового высвобождения
работников или ликвидации предприятия;
проверки качества профессионального обучения граждан,
направленных службой занятости, участия в аттестации лиц,
окончивших обучение;
другим вопросам, входящим в компетенцию органов службы
занятости.
5. Организация управления
5.1. МЦЗН возглавляет директор, назначение на должность и
освобождение от должности которого производится руководителем
вышестоящего органа службы занятости по представлению
администрации соответствующего города и района и по согласованию с
ФСЗ России.
5.2. Директор МЦЗН в соответствии с действующими нормативами
выходит с ходатайством в вышестоящий орган службы занятости об
открытии филиалов.
Структура, численность работников, оснащение МЦЗН
согласовываются с вышестоящим (региональным) органом службы
занятости и Федеральной службой занятости России.
5.3. Директор МЦЗН несет ответственность за подбор,
расстановку и повышение квалификации работников, соблюдение ими
правил внутреннего распорядка, применяет меры поощрения и
взыскания, распоряжается фондом занятости согласно утвержденному
бюджету.
Директор без доверенности действует от имени своей организации
и в соответствии с трудовым законодательством самостоятельно
решает вопросы приема и увольнения работников МЦЗН и его
подразделений.
Вопросы приема и увольнения заместителей директора МЦЗН
решаются директором МЦЗН по согласованию с руководителем
вышестоящего органа службы занятости.
5.4. МЦЗН обязан представлять в Управление региональных служб
занятости ФСЗ России экземпляр ежеквартальной статистической
отчетности, направляемый в вышестоящий орган службы занятости;
планы на полугодие и отчеты об их выполнении.
5.5. Работники МЦЗН приравниваются по условиям оплаты труда,
социально-бытовому и медицинскому обслуживанию к работникам
структурных подразделений соответствующих исполнительных органов
власти. Решением ФСЗ России работникам МЦЗН могут быть установлены
надбавки к заработной плате за увеличение объема должностных
обязанностей, связанных с обучением персонала региона и
выполнением других функций МЦЗН.
6. Внесение изменений и дополнений в Положение
о Модельном центре занятости
6.1. Внесение изменений и дополнений в Положение о Модельном
центре занятости населения осуществляется приказом Федеральной
службы занятости России.
|