ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 1995 г. N 334
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
В 1995 ГОДУ И МЕРАХ ПО ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Заявление Правительства Российской Федерации и
Центрального банка Российской Федерации об экономической политике
в 1995 году, согласованное с Международным валютным фондом.
2. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству
экономики Российской Федерации совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами и с участием Центрального банка
Российской Федерации разработать комплекс мер по реализации
положений указанного Заявления и до 1 мая 1995 г. представить
предложения по вопросам, требующим решения Правительства
Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ЗАЯВЛЕНИЕ
от 10 марта 1995 года
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ НА 1995 ГОД
Цель экономической политики правительства и Центрального банка
Российской Федерации (ЦБР) в 1995 году заключается в создании
благоприятных условий для оздоровления и роста российской
экономики, устойчивого повышения уровня жизни населения. Для
реализации поставленной цели правительство и ЦБР намерены резко
снизить инфляцию и ускорить институциональные и структурные
реформы, в то же время обеспечивая адекватный уровень социальной
защиты населения. Для решения поставленных задач правительство и
ЦБР договариваются о следующем.
I. Кредитно-денежная политика
1. Главная цель на 1995 год - снижение инфляции в среднем до
уровня около 4% в месяц в течение 1995 года и до уровня около 1% в
месяц во второй половине 1995 г. Для этого правительство с
1 января 1995 г. прекратило использовать прямые кредиты ЦБР для
финансирования дефицита федерального бюджета, за исключением
случаев, предусмотренных ниже в параграфе 13. Рост денежной базы и
предложения денег будет определяться политикой ЦБР по
предоставлению кредитов коммерческим банкам, операциями ЦБР с
государственными ценными бумагами на открытом рынке, а также
интервенциями (покупка или продажа валюты) ЦБР на валютных рынках.
Для контроля за ростом денежной массы будут установлены предельные
размеры чистых внутренних активов кредитно-денежных органов <*>, а
также предельные размеры чистых требований денежно-кредитных
органов к федеральному и расширенному правительству (которое
определяется как консолидированные федеральное правительство и
местные органы управления, а также все государственные
внебюджетные фонды). Кроме того, будут установлены целевые
показатели по объему чистых официальных международных резервов.
-------------------------------
<*> Эти параметры, так же как и другие целевые показатели и
обязательства, определены в приложении, являющемся неотъемлемой
частью настоящего Заявления (в тексте настоящего Заявления не
приводится). Все макроэкономические термины, используемые в
настоящем Заявлении и в приложении, также зафиксированы в
Меморандуме определений, который разработан Министерством финансов
и Центральным банком с участием сотрудников МВФ.
2. С 1 января 1995 года правительство и ЦБР положили конец
практике предоставления новых централизованных кредитов.
Рефинансирование коммерческих банков будет осуществляться только
через аукционы и другие рыночные механизмы. В первой половине
1995 г. ЦБР приступит к операциям по переучету векселей и
предоставлению ломбардных кредитов. В течение 1995 г. ЦБР будет
проводить операции на открытом рынке для контроля за ростом чистых
внутренних активов денежно-кредитных органов в соответствии с
целевыми показателями кредитно-денежной программы. Во втором
полугодии 1995 г. ЦБР приступит к операциям РЕПО с использованием
государственных ценных бумаг, выпущенных на рыночных условиях.
3. ЦБР будет устанавливать ставку рефинансирования, а также
ставки по переучету векселей и ломбардному кредиту, и все они
будут поддерживаться на уровне действующих справочных
межбанковских ставок, рассчитанных для кредитов с сопоставимыми
сроками погашения, или превышающем эти ставки.
4. В 1995 г. правительство не будет предоставлять бюджетных
ссуд по процентным ставкам ниже справочной межбанковской ставки, а
также не будет предоставлять дотации по процентным ставкам на
кредиты, предоставляемые из других источников, сверх объемов,
предусмотренных в принятом бюджете. В 1996 г. бюджетные ссуды по
процентным ставкам ниже рыночных предоставляться не будут, за
возможным исключением выделения средств авансом для федеральных
трансфертов регионам. Правительство не будет разрешать отсрочек
уплаты процентов и списания сумм основного долга внутренним
заемщикам по кредитам, предоставленным по решениям Комиссии по
финансовой и кредитно-денежной политике (КФКДП), за исключением
возможного принятия на себя федеральным правительством части
накопленных непогашенных требований ЦБР по прямым кредитам,
предоставленным в 1992 - 1994 гг. сельскому хозяйству и районам
Севера. В решениях ЦБР и Комиссии по финансовой и
кредитно-денежной политике в отношении кредитования коммерческих
банков будут учтены пределы роста чистых внутренних активов
кредитно-денежных органов, движение средств на корреспондентских
счетах коммерческих банков в ЦБР, возврат ранее выданных кредитов
рефинансирования, а также необходимость стремиться к поддержанию
положительных реальных ставок процента. Правительство не будет
давать гарантий по кредитам, предоставляемым коммерческими банками
на средства, не предусмотренные в принятом бюджете.
5. Правительство и ЦБР не будут выдавать кредиты или
государственные ссуды для зачета взаимных неплатежей предприятий.
6. ЦБР в тесном сотрудничестве с Федеральным Собранием
Российской Федерации разработал новое законодательство,
регламентирующее статус ЦБР и деятельность коммерческих банков.
Принятие новых законов укрепит возможности ЦБР по регулированию и
надзору за операциями коммерческих банков. Будет расширяться Совет
директоров ЦБР, будет создаваться Национальный банковский совет,
что позволит обеспечить всесторонний анализ экономической политики
и более четко определять стратегические задачи ЦБР.
II. Отношения между Банком России и
Министерством финансов
7. ЦБР и Министерство финансов разработают организационные
структуры, необходимые для обеспечения адекватной координации
кредитно-денежной и бюджетной политики, управления государственным
долгом и валютной политики, в том числе:
a) регулярные консультации на уровне руководителей
департаментов по важнейшим вопросам макроэкономической политики;
b) обмен информацией об исполнении бюджета, потребностях
финансирования федерального правительства, ситуации в
кредитно-денежной сфере, на финансовых и валютных рынках;
c) ЦБР будет управлять объемом и структурой чистых
международных резервов на основе консультаций с Министерством
финансов. С этой целью будет создана специальная рабочая группа с
участием ЦБР и Министерства финансов, и к 1 апреля 1995 г. будут
определены ее рабочие полномочия.
III. Налогово-бюджетная политика
8. В 1995 году правительство консолидирует в федеральном
бюджете все внебюджетные фонды, формирующиеся за счет обязательных
отчислений предприятий, кроме Пенсионного фонда, Федерального
фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального
страхования и Фонда занятости.
Практика формирования отраслевых фондов, образующихся за счет
вычитаемых из базы налогообложения отчислений предприятий (см.
приложение), упразднена с января 1995 года. Правительство
совместно с соответствующими внебюджетными фондами, министерствами
и ведомствами разработает порядок закрытия отдельных счетов
государственных внебюджетных фондов, консолидирует эти фонды в
федеральном бюджете и будет проводить операции по счетам бюджетных
фондов, а также обеспечит внесение соответствующих изменений в
действующее законодательство Российской Федерации,
регламентирующее статус и деятельность таких государственных
фондов.
9. Правительство установит квартальные пределы дефицита
расширенного правительства в соответствии с приложением. Дефицит
расширенного правительства в 1995 году не превысит 80,2 трлн. руб.
(по официальному определению). В соответствии с этим целевым
показателем правительство установит для дефицита федерального
бюджета, который в 1995 г. не превысит 73,2 трлн. руб. (по
официальному определению), утвержденные в принятом во втором
чтении 25 января 1995 г. Думой бюджете квартальные пределы с
ежемесячными максимальными показателями. Правительство будет
строго контролировать динамику государственного долга.
10. Чтобы обеспечить достижение указанных показателей в
налогово-бюджетной сфере, федеральное правительство осуществит
меры по повышению доходов федерального бюджета, описанные в
приложении. Федеральное правительство ограничит объем своих
расходов суммой фактически собранных доходов и объемом дефицита,
указанным в параграфе 9.
11. Правительство предпримет особые усилия для повышения
собираемости налогов. Государственная налоговая служба осуществит
следующие меры:
(1) обязательное использование системы счетов - фактур для
взимания НДС для облегчения инспектирования и контроля
собираемости НДС;
(2) требование к налогоплательщикам по ведению отдельных
журналов регистрации закупок и продаж в качестве бухгалтерских
книг;
(3) предпринимаемые в настоящее время меры для применения
системы счетов-фактур для взимания НДС на оптовом уровне в
дальнейшем будут распространены и на розничную торговлю;
(4) планируется дальнейшее распространение программы
модернизации системы сбора налогов на области и принятие мер по
обеспечению соответствующей координации различных проектов по
компьютеризации системы;
(5) в Главном управлении ГНС будет создана группа экспертов -
аудиторов с целью разработки и внедрения более эффективного
механизма аудиторской работы и планирования;
(6) будет создана небольшая рабочая группа по сбору
просроченных налоговых платежей; а также
(7) будет предоставляться больше средств на деятельность
указанного Главного управления.
Правительство воздержится от предоставления новых налоговых
льгот и будет противостоять давлению со стороны других структур,
требующих предоставления новых льгот.
12. Правительство будет наращивать усилия по расширению
неэмиссионного финансирования дефицита за счет заимствований на
внутреннем финансовом рынке на рыночной основе с тем, чтобы
профинансировать таким образом значительную часть общей суммы
дефицита федерального бюджета в 1995 г. Для достижения
предусмотренного уровня внутреннего финансирования правительство
совместно с ЦБР планирует принять следующие меры:
a) развивать региональные рынки государственных ценных бумаг
путем создания дополнительных торговых площадок на территории
России;
b) привлечь дополнительные сбережения населения за счет:
улучшения доступа мелких клиентов к государственным ценным бумагам
с помощью услуг банков; предложения государственных ценных бумаг с
процентной ставкой, тесно привязанной к доходности государственных
краткосрочных облигаций (ГКО) с сопоставимыми сроками погашения,
включая бумаги с плавающими ставками;
c) изменить структуру сроков погашения государственного долга
(за исключением объема непогашенной прямой задолженности
федерального правительства перед ЦБР) за счет эмиссии облигаций с
более длительными сроками погашения, принимая во внимание уровень
и структуру процентных ставок, а также возможности правительства
по обслуживанию долга;
d) осуществлять прямое размещение казначейских ценных бумаг с
рыночной доходностью среди крупных институциональных инвесторов;
e) в течение I квартала 1995 г. правительство будет следить за
тем, чтобы чистый объем непогашенных казначейских обязательств
(КО), выпущенных с процентными ставками ниже рыночных по ценным
бумагам с сопоставимым сроком погашения, не превышал чистого
объема КО, не погашенных на 1 января 1995 г. Выпускаемые в
дальнейшем КО будут погашаться не позднее 1 апреля 1996 г., а их
срок обращения закончится к 1 июля 1996 г. С 1 апреля 1995 г.
правительство уменьшит чистый объем непогашенных КО в соответствии
с графиком, представленным в приложении. Кроме того, правительство
не будет выпускать бумаги с процентными ставками ниже рыночных по
ценным бумагам с сопоставимым сроком погашения;
f) приступить к реализации программы выпуска государственных
среднесрочных и долгосрочных купонных облигаций;
g) правительство намерено упорядочить свои просроченные
обязательства по товарному долгу; необходимые для этого средства
предусмотрены в бюджете на 1995 год.
13. Правительство не будет использовать для целей
финансирования дефицита бюджета прямые кредиты ЦБР, за исключением
краткосрочного займа в первые три месяца года в общей сложности не
свыше 3,475 триллиона рублей, а также в пределах объема,
указанного в кредитно-денежной программе и подлежащего погашению в
течение шести месяцев. Помимо данного кредита и в соответствии с
положениями приложения, касающимися возможной интервенции на
первичном рынке, ЦБР может увеличить объем своих требований к
правительству только путем приобретения ценных бумаг федерального
правительства на вторичном рынке. В течение 1995 г. правительство
на основе консультаций с ЦБР представит в Думу закон о
преобразовании всего объема прямых кредитов ЦБР правительству, не
погашенных по состоянию на день конвертирования, в среднесрочные
и / или долгосрочные купонные облигации с процентной ставкой; этот
процесс планируется завершить к началу 1996 г.
14. К 1995 г. правительство консолидировало в федеральный
бюджет все операции, связанные с иностранной валютой, а также
драгоценными металлами и камнями. Начиная с 1995 года
правительство будет готовить ежеквартальные отчеты о
консолидированном исполнении федерального и местных бюджетов с
включением всех внебюджетных фондов.
15. В 1995 г. будет завершен переход к исполнению федерального
бюджета через Казначейство. В течение 1995 года исполнение бюджета
и отчетность об исполнении будут переведены на новую систему
классификации, в целом соответствующей методологии Статистики
государственных финансов (GFS) МВФ.
16. В 1995 году правительство выпустит правила государственных
закупок и заявок на участие в них на конкурсной основе. Начиная с
1996 года эти правила будут действовать для правительств всех
уровней, включая местные власти. До конца 1995 года будут введены
новые процедуры контроля за федеральными расходами.
17. Не позднее 1 июля 1995 года правительство разработает
среднесрочную стратегию налогово-бюджетной политики, которая будет
добиваться снижения дефицита бюджета до уровня около 4 процентов
от ВВП в 1996 году и до уровня около 3 процентов от ВВП - в
1997 году. Данная стратегия будет включать в себя комплексное
совершенствование налоговой системы и законодательства, а также
рационализацию уровня и структуры расходов правительства в
среднесрочной перспективе.
18. В течение 1995 года правительство вынесет на рассмотрение
Федерального Собрания новый налоговый кодекс, который укрепит
законодательную основу действующей системы налогообложения; его
следует принять в 1996 году и ввести в действие в 1997 г.
Правительство будет вносить дальнейшие инициативы по реформе
налогообложения, в том числе в области определения источников
доходов и дальнейшей отмены налоговых льгот. Система
налогообложения будет упрощена, а количество налогов значительно
сокращено. Будут более широко внедряться налоги в форме удержания,
а также приниматься другие меры по повышению собираемости налогов
и борьбе с уклонениями от их уплаты. Система взимания налогов
будет реорганизована на функциональной основе, а полномочия
налоговых органов приведены в соответствие с требованиями рыночной
экономики.
IV. Политика в области валютного курса
и международных резервов
19. Правительство и ЦБР будут развивать и совершенствовать
функционирование рынка иностранной валюты, сохраняя при этом
принципы системы единого валютного курса. Не будут вводиться
никакие ограничения на рыночные принципы формирования обменного
курса рубля. ЦБР и правительство обязуются разработать адекватные
инструменты наблюдения за валютными рынками. Для обеспечения более
эффективного определения официального обменного курса необходим
тщательный анализ на ежедневной основе информации об обменных
курсах и объемах торгов на валютных биржах и на межбанковском
валютном рынке, а также об операциях с наличной валютой через
обменные пункты. В первой половине 1995 года правительство и ЦБР
начнут консультации с МВФ с целью принятия обязательств Статьи
VIII Статей Соглашения МВФ.
20. Правительство и ЦБР намерены продолжать придерживаться
системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию
кредитно-денежных органов на валютных рынках операциями по
сглаживанию курсовых колебаний, соответствующими кредитно-денежной
программе. Они будут рассматривать политику в области обменного
курса в свете развития макроэкономической ситуации.
21. Центральный банк России на основе консультаций с
Министерством финансов будет управлять объемом и структурой
официальных чистых международных резервов в соответствии с общими
целями кредитно-денежной политики. Минимальный уровень чистых
международных резервов кредитно-денежных органов будет
ограничиваться целевыми показателями в соответствии с приложением.
Валовые международные резервы кредитно-денежных органов должны
составить к концу 1995 года не менее 11 млрд. долларов США.
V. Платежный баланс и отношения с кредиторами
22. Правительство примет меры по стимулированию экспорта,
соответствующие усилиям по интеграции страны в систему
международной торговли через ожидаемое вступление во Всемирную
торговую организацию (ВТО). Правительство также будет
стимулировать приток иностранных инвестиций путем:
(1) совершенствования методов регулирования рынка капиталов в
целях привлечения портфельных инвестиций;
(2) совершенствования налогового и другого необходимого
законодательства.
Правительство будет рассматривать вопросы предоставления
кредитов странам СНГ в контексте урегулирования их долгов России
за поставки нефти, газа и других ресурсов. Более того,
предоставление финансовой помощи в форме реструктуризации
просроченных обязательств стран - должников, реализующих программы
с использованием средств МВФ, будет рассматриваться на основе
сопоставимости подхода среди кредиторов. Правительство намерено
проводить консультации относительно возможного участия России в
Парижском клубе кредиторов.
23. Учитывая, что потребность в финансировании платежного
баланса Российской Федерации в 1995 году оценивается в 31 млрд.
долларов, российские власти намерены привлечь финансовые ресурсы
МВФ в форме соглашения о резервном кредите, реабилитационный и
некоторые другие кредиты Мирового банка, прочие официальные
кредиты, а также внешнее финансирование из частных источников.
Правительство намерено также заключить соглашения со своими
кредиторами о дальнейшей реструктуризации внешнего долга в
соответствии с требуемым бюджетным финансированием и возможностями
России по погашению внешнего долга.
24. Принимая во внимание объемы обслуживания внешнего долга в
ближайшие годы и опасения относительно того, что практикуемый
подход к реструктуризации внешнего долга приведет к повторным
отсрочкам, что может негативно отразиться на репутации страны,
правительство намерено разработать вместе с кредиторами новый
подход, позволяющий обеспечить адекватное решение проблемы долга в
среднесрочной перспективе. Правительство свяжется с кредиторами
после одобрения Советом директоров МВФ запроса о резервном кредите
и ожидает сопоставимого подхода со стороны всех категорий
кредиторов.
25. Власти установили предельные объемы внешних заимствований,
как указано в приложении. Правительство придает первоочередное
значение достижению соглашения со всеми своими иностранными
кредиторами по поводу переоформления причитающегося им долга. Ход
этих переговоров будет регулярно обсуждаться с сотрудниками МВФ.
Все обязательства по текущему обслуживанию тех видов долга,
которые не подлежат никакому переоформлению, будут погашены в
соответствующий срок.
26. Правительство будет укреплять систему наблюдения за
иностранными кредитами, включая иностранные кредиты,
гарантированные правительством, частью которой будет система
учета, позволяющая обеспечить регулярное поступление средств
рублевого покрытия.
VI. Структурная политика и институциональные реформы
27. В 1995 г. правительство продолжит осуществление программы
денежной приватизации государственной собственности, начатой во
второй половине 1994 года и направленной на структурную
перестройку предприятий и стимулирование инвестиций. Будут
существенно сокращены списки запретов и ограничений по программе
приватизации. Для эффективного выполнения этого плана
правительство намерено подготовить и опубликовать федеральную
программу (график) продаж государственного имущества на 1995 год,
разработать четкие критерии продажи пакетов акций, закрепленных в
федеральной собственности, и привлечь организации, действующие на
фондовом рынке, в том числе зарубежные инвестиционные банки.
Правительство приложит все усилия для создания необходимых
законодательных и организационных условий, обеспечивающих
национальный режим для иностранных инвесторов, участвующих в
приватизации, а также гарантии соответствия этого режима принятым
в международном сообществе стандартам. Правительство не намерено
вводить какие-либо ограничения на участие иностранных инвесторов в
приватизации, помимо уже установленных в действующем национальном
законодательстве. Для привлечения инвесторов, заинтересованных в
контроле и управлении отдельными предприятиями с целью их
долгосрочного развития, на денежные аукционы и инвестиционные
конкурсы будут выставляться крупные пакеты акций (составляющие
значительную долю уставного капитала каждого предприятия). С этой
целью график продажи пакетов акций имеющих наибольшее значение
предприятий будет публиковаться не позднее чем за два месяца до
срока продажи. График продажи пакетов акций на весь 1995 год будет
подготовлен к 1 апреля и опубликован до 1 мая 1995 года.
28. На базе инфраструктуры, созданной в процессе чековой
приватизации, правительство в скором времени начнет проведение
денежной приватизации государственных предприятий и продажу
остающихся в распоряжении государства акций приватизированных
предприятий. При этом будет применяться широкий спектр методов
приватизации, в том числе:
(1) продажа акций работникам по закрытой подписке за наличные
средства и по льготным ценам;
(2) продажа акций на инвестиционных конкурсах с обеспечением
продажи пакетов акций стратегическим инвесторам;
(3) продажа акций на коммерческих (или конкурсных) аукционах
или через открытые предложения на фондовых биржах;
(4) денежная продажа целых предприятий на аукционах или
инвестиционных конкурсах;
(5) денежная продажа арендованной собственности арендаторам.
29. Государственная политика в области цен и ценообразования в
1995 году будет заключаться в развитии системы свободных рыночных
цен и тарифов в соответствии с развитием конкуренции и
эффективного рынка. Правительство обеспечит отмену контроля за
ценами и нормативами рентабельности, в т.ч. в оптовой и розничной
торговле, за исключением случаев, указанных в предложенном
правительством проекте закона о естественных монополиях. По
отношению к естественным монополиям цель ценовой политики будет
заключаться в совершенствовании методов регулирования цен и
тарифов на электроэнергию, перевозки железнодорожным и
трубопроводным транспортом, некоторые услуги связи, а также цен и
тарифов на продукцию и услуги прочих естественных монополий,
перечень которых содержится в предложенном правительством проекте
закона о естественных монополиях, и, кроме того, на продукцию,
закупаемую исключительно или в основном правительством.
30. В целях предотвращения дальнейшего роста взаимной
задолженности между предприятиями, используемой для ухода от
жестких бюджетных ограничений, Министерство финансов намерено
сделать возможным и стимулировать использование переводных
векселей стандартного образца, которые будут применяться
предприятиями для учета и гарантии своих взаимных долгов. Введение
таких переводных векселей наряду с продажей акций
приватизированных предприятий крупнейшим инвесторам поможет
разрешить проблему неплатежеспособных предприятий и ускорить
структурные реформы в промышленности. Правительство не будет нести
никакой ответственности по таким векселям; установлены жесткие
критерии для их возможного переучета Центральным Банком России.
31. Правительство ускорит процесс проведения в жизнь земельной
реформы. Оно будет обеспечивать выполнение президентского Указа о
регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в
России. В частности, будет обеспечена выдача сертификатов о
собственности на землю всем землевладельцам и будет ускорен
процесс проведения земельных аукционов. Закон о регистрации прав
на владение землей и закон о залоге будут представлены на
рассмотрение Федерального Собрания до 1 мая 1995 года. Кроме того,
Федеральному Собранию будет представлен на рассмотрение
законодательный акт, разрешающий продажу земли, занимаемой в
данный момент предприятиями. Правительство будет также
реализовывать программы, предусматривающие упразднение
существующих ныне ограничений, введенных некоторыми субъектами
Российской Федерации и местными властями на продажу арендуемых
земель, коммерческих зданий и сооружений, предназначенных для
коммерческой деятельности приватизированных предприятий.
32. В 1995 году правительство начнет осуществление комплексной
реформы систем пенсионного обеспечения, социального страхования,
здравоохранения, пособий по безработице и образования. Эти реформы
предусматривают введение личных пенсионных счетов, а также личных
полисов медицинского и социального страхования. Частным пенсионным
фондам и страховым компаниям будет дано право конкурировать с
соответствующими государственными фондами в области обслуживания
пенсионных счетов и продажи полисов медицинского и социального
страхования населению. Будут сделаны первые шаги по разработке
системы предоставления социальных пособий на основе оценок личных
доходов каждого получателя. В системе среднего образования и
профессиональной переподготовки безработных должны быть введены
ваучерные схемы. Будут приняты меры по стимулированию приватизации
медицинских и образовательных учреждений.
33. Правительство повысит эффективность системы социальной
защиты населения и адресного предоставления социальных пособий
наиболее уязвимым категориям населения. Будет повышен уровень
социального обеспечения, особенно в отношении пособий по
безработице. В частности, до 1 июля 1995 года правительство
намерено внести на рассмотрение Государственной Думы предложение о
повышении размеров пособия по безработице и снижении масштабов
использования средств Фонда занятости для поддержки отдельных
предприятий. Кроме того, правительство разработает план программы
приватизации или постепенной передачи в ведение местных органов
власти учреждений социальной сферы, находящихся в настоящее время
в ведении предприятий. (Другие планируемые меры, касающиеся
системы социальной защиты населения, описаны в приложении).
VII. Внешняя торговля
34. Общее направление деятельности правительства будет
заключаться в продолжении либерализации режима внешней торговли с
целью дальнейшей интеграции России в мировую экономику.
Основополагающей целью торговой политики правительства является
создание условий для того, чтобы сделать данный процесс быстрым,
эффективным и основанным на законах рынка. Регулирующая роль
государства, если таковая будет сочтена необходимой, будет
ограничиваться признанными международными стандартами и
осуществляться в полном соответствии с правилами и нормами ВТО. В
качестве общего правила предполагается отсутствие количественных
ограничений по экспортно-импортным операциям Российской Федерации.
Количественные ограничения в форме экспортных квот могут вводиться
правительством исключительно в целях выполнения Россией своих
международных обязательств. Прочие нетарифные ограничения во
внешней торговле, в т.ч. лицензии на экспорт и импорт конкретных
видов продукции и запреты на экспорт и импорт, могут вводиться
исключительно в целях обеспечения законности и правопорядка в
стране, сохранения обороноспособности государства и международной
безопасности, охраны здоровья населения, защиты окружающей среды,
сохранения культурного, исторического и археологического наследия
Российской Федерации. Если в целях защиты отечественных
производителей товаров, аналогичных импортируемым или их близких
заменителей, потребуется введение защитных мер, то они будут
основанными на цене, точно определенными, временными,
недискриминационными и будут вводиться в порядке, отвечающем
правилам и нормам ВТО, с учетом затрат потребителей и
пользователей. Аналогичным образом не будет введен институт
специальных экспортеров или импортеров, который мог бы быть
использован для ограничения числа участников торговли.
Правительство обеспечит соответствие законодательства и
нормативов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность,
указанным принципам.
35. Что касается конкретных аспектов экспортного режима, то
после отмены с 1 января 1995 года еще существующих экспортных квот
данная система будет использоваться только в случаях,
предусмотренных международными соглашениями Российской Федерации.
Не будет вводиться никаких новых мер, ни формальных, ни фактически
осуществляемых, по ограничению экспорта, в т.ч. по принудительному
контролю качества и цен экспортируемых товаров, а также по
обязательным поставкам на внутренний рынок. Централизованный
экспорт, отмененный в конце 1994 года, будет применяться только в
отношении экспорта оружия и военной техники. Экспорт товаров на
государственные нужды будет осуществляться только в рамках
межправительственных соглашений. Межправительственные соглашения
не будут включать обязывающих положений; в частности, внутренние
закупки будут производиться на конкурсной основе, а международные
цены в соглашениях такого рода будут установлены на мировом
уровне. Что касается межправительственных соглашений, то они не
будут включать никаких льгот и освобождений в отношении пошлин и
налогов, за исключением уже существующих в соглашениях со странами
бывшего СССР, а любые элементы дотаций будут четко
предусматриваться в бюджете. К 1 марта 1995 года будет установлена
четкая и ясная рыночная система недискриминационного доступа к
нефтепроводам, которая начнет действовать с 1 апреля 1995 года. С
1 марта 1995 года были отменены ограничительные положения системы
регистрации экспортных сделок, а с 25 марта 1995 г. будет
упразднена система специальных экспортеров стратегической
продукции. Не будет вводиться никаких формальных или практических
мер по регулированию экспортных операций, за исключением
экспортных пошлин; правительство будет следить за тем, чтобы
деятельность торговых объединений не приводила к срыву данных
показателей. В целях обеспечения правительства и Центрального
Банка России необходимой информацией об экспорте, импорте и
движении иностранной валюты будет использоваться система
внешнеторговых "паспортов". К 1 января 1996 года экспортные
пошлины будут полностью заменены внутренним налогообложением с
учетом необходимости сохранения адекватных производственных и
инвестиционных стимулов.
36. В целях обеспечения экономической эффективности и
повышения доходов бюджета все льготы по импортным пошлинам, за
исключением перечисленных в Законе о таможенном тарифе Российской
Федерации и других законах, будут отменены к 15 марта 1995 года,
после чего решения по предоставлению новых льгот приниматься не
будут. К 1 апреля 1995 г. правительство объявит о введении единой
минимальной ставки импортной пошлины посредством повышения с
1 июля 1995 г. до 5 процентов всех ставок, составляющих в
настоящее время менее 5 процентов, за исключением ограниченного
ряда товаров (перечисленных в приложении), к которым применяются
нулевые ставки. Все остальные ставки будут приведены к ближайшему
к ним числу, кратному пяти. В то же время правительство понизит
максимальные тарифные ставки на определенные импортные товары,
снижая таким образом разброс по уровню импортных пошлин; согласно
приложению, некоторые ставки, превышающие 30 процентов, будут
снижены до 30 или менее процентов. В 1996 году предполагается
начать замену большей части ставок, превышающих 30% внутренними
акцизными сборами. До 1 октября 1995 г. правительство пересмотрит
специфические ставки импортных пошлин, снизив их таким образом,
чтобы они не превышали эквивалентных адвалорных ставок. Кроме
того, никакие дальнейшие изменения импортных ставок не должны
привести к повышению средневзвешенной ставки. Достигнуто
понимание, что условия вступления России в ВТО будут обсуждаться
со странами ГАТТ и могут отличаться от установленных в настоящем
Заявлении. До 1 апреля 1995 года будет опубликован план
постепенного снижения импортных пошлин в течение 3 - 5 последующих
лет. Целью такого плана явится снижение средневзвешенной ставки
импортной пошлины не менее чем на 20 процентов к 1998 году и 30
процентов к 2000 году при максимальной ставке в 20 процентов к
1998 году и 15 процентов к 2000 году. С целью замены специфических
ставок импортных пошлин адвалорными ставками правительство в
1996 году еще раз рассмотрит целесообразность шагов в этом
направлении. К 30 июня 1995 года правительство завершит процесс
гармонизации ставок акцизов на отечественные и импортные товары.
37. Правительство не будет вводить или ужесточать ограничения
платежей и переводов по текущим международным операциям, вводить
или ужесточать ограничения на импорт для целей платежного баланса,
вводить или видоизменять практику использования множественных
обменных курсов либо устанавливать системы двусторонних платежей,
которые не соответствуют Статьям Соглашения МВФ.
VIII. Наблюдение за реализацией программы
38. Российское правительство и Банк России будут предоставлять
сотрудникам МВФ информацию, необходимую для наблюдения за
исполнением программы в соответствии с установленным графиком,
приведенным в Меморандуме определений. Функция наблюдения за
реализацией программы войдет в число обязанностей
правительственной Комиссии по вопросам финансовой и
денежно-кредитной политики. Для этих целей создана Рабочая группа
с участием представителей Министерства финансов, Центрального
банка Российской Федерации, Министерства экономики и МВФ. Данная
рабочая группа будет проводить заседания не реже одного раза в
неделю для рассмотрения информации о состоянии денежного и
финансового рынков, а также бюджета в течение предыдущей недели и
их влияния на исполнение различных целевых показателей, заложенных
в программе; а также для оценки соответствия графику хода
осуществления предусмотренных программой структурных мер.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.С.ЧЕРНОМЫРДИН
И.о. Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
Т.В.ПАРАМОНОВА
------------------------------------------------------------------
-------------------------
|