ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 апреля 1995 г. N 09-12/2094-ИН
О ДОГОВОРАХ МАРКЕТИНГА
В связи с поступающими запросами от региональных отделений с
просьбой дать разъяснения по трактовке договора маркетинга
Юридический отдел сообщает следующее.
На основании Постановления Совмина СССР от 23.01.90 N 68 "О
некоторых мерах по развитию оптовой торговли средствами
производства", Указа Президента РФ от 28.08.93 N 1317 "Об
организации оперативного статистического и информационно -
аналитического наблюдения за состоянием торговли, рынков товаров и
услуг", Постановления Правительства РФ от 16.05.94 N 460 "Об
особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога
на прибыль банками и другими кредитными учреждениями" маркетинг -
это информационно - консультативные услуги (работы) по
комплексному изучению рынка: спроса на продукцию клиента, текущего
и прогнозируемого на перспективу, предложения соответствующих
товаров, изучения сведений о конкурентах, ценах, качестве товаров
и их последующем сервисном обслуживании.
Маркетинговый договор как отдельный вид гражданско - правовых
обязательств не предусмотрен Гражданским кодексом РФ и Основами
гражданского законодательства, поэтому, классифицируя его,
необходимо учитывать следующее:
1. По договору подряда подрядчик обязуется за свой риск
выполнить определенную работу по заданию заказчика с
использованием его или своих материалов, а заказчик обязуется
принять работу и оплатить ее (ч. 1 ст. 91 Основ и ст. 350 ГК РФ).
Договор подряда следует отнести к обязательствам по
производству работ или материально - овеществленных услуг,
являющихся результатом работы (труда).
Цель договора маркетинга - выдача клиенту рекомендаций, учет
которых позволит ему производить пользующуюся спросом продукцию,
улучшать качество изделий и т.д.
Таким образом, предметом договора маркетинга является
овеществленный результат работы исполнителя (подрядчика) -
документация в виде объективной информации о рынке с
рекомендациями исполнителя.
Кроме того, ответственность за недобросовестно выполненную
работу в виде недостоверной информации и т.д. по договору
маркетинга возложена на исполнителя.
Поэтому такой договор маркетинга относится к подрядному виду
гражданско - правовых обязательств.
2. Иногда по договору маркетинга исполнителем кроме
фактических действий (работ по изучению рынка, маркетинговых
исследований) совершаются юридические действия (заключение сделок
от имени заказчика). В данном случае маркетинговая деятельность
лишь способствует достижению конечной цели договора - совершению
юридического действия и не входит в состав предмета договора
(ст. 115 Основ).
Поэтому такое соглашение относится к договору поручения с
элементами договора подряда, так как по договору поручения
поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя
определенные юридические действия.
При рассмотрении указанных видов договоров, на наш взгляд,
следует применять нормы "смешанных договоров" (ст. 421 части
первой ГК РФ).
В соответствии с п. 3 Порядка уплаты страховых взносов
работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1 (с последующими
изменениями и дополнениями), страховые взносы начисляются на все
те виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении, по
всем основаниям), из которых в соответствии с Законом РСФСР "О
государственных пенсиях в РСФСР" начисляется пенсия, в том числе
на вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и
поручения.
Таким образом, на вознаграждения за выполнение работы по
договору маркетинга страховые взносы начисляются.
Начальник
Юридического отдела
З.СЕЛИВАНОВА
|