МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 апреля 1995 г. N 66
О ПРИМЕРНОМ ПОЛОЖЕНИИ
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации
от 05.06.94 N 650 "Об утверждении Типового положения об учреждении
начального профессионального образования" приказываю:
1. Утвердить Примерное положение об учреждении начального
профессионального образования для инвалидов системы социальной
защиты населения Российской Федерации.
2. Директорам учреждений начального профессионального
образования для инвалидов системы социальной защиты населения
Российской Федерации на основании настоящего Примерного положения
разработать Устав учебного заведения.
3. Руководителям органов социальной защиты населения республик
в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных
образований, г. г. Москвы и Санкт-Петербурга при утверждении
Устава учреждения начального профессионального образования для
инвалидов руководствоваться настоящим Примерным положением.
4. Управлению делами Министерства (Кириенко З.Е.) довести
настоящий Приказ и Примерное положение об учреждениях начального
профессионального образования для инвалидов системы социальной
защиты населения Российской Федерации до сведения органов
социальной защиты населения республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных образований, г. г. Москвы,
Санкт-Петербурга и образовательных учреждений.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Осадчих А.И.
Министр
Л.Ф.БЕЗЛЕПКИНА
Утверждено
Приказом
Минсоцзащиты России
от 3 апреля 1995 г. N 66
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНВАЛИДОВ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Учреждение начального профессионального образования для
инвалидов системы Министерства социальной защиты населения
Российской Федерации <*> является государственным образовательным
учреждением и имеет целью подготовку из числа инвалидов
конкурентоспособных работников по всем основным направлениям
общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий
(специальностей), утверждаемому Правительством Российской
Федерации.
--------------------------------
<*> Далее - учреждение начального профессионального
образования.
2. Главной задачей учреждения начального профессионального
образования является проведение профессиональной реабилитации
инвалидов:
- профессиональной ориентации, профотбора;
- получение инвалидами начального профессионального образования
в комплексе с мероприятиями по медицинской, психологической и
социально-бытовой реабилитации инвалидов;
- содействие в трудоустройстве инвалидов.
3. К учреждениям начального профессионального образования для
инвалидов относятся: профессиональное училище и профессиональное
училище-интернат.
Профессиональное училище осуществляет реализацию
образовательных программ начального профессионального образования,
обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии
соответствующего уровня квалификации с получением или без
получения среднего (полного) общего образования.
4. Учреждение начального профессионального образования по
договорам с органами по труду и службами занятости,
производственными объединениями, предприятиями, учреждениями,
фирмами и другими организациями может осуществлять
профессиональную подготовку инвалидов, которая имеет целью
ускоренное приобретение обучающимися трудовых навыков выполнения
определенной работы или группы работ.
При учреждении начального профессионального образования могут
быть организованы курсы (группы) профессиональной подготовки
отдельных лиц из числа инвалидов за счет средств объединений,
предприятий, учреждений, фирм и других организаций, направивших их
на обучение.
Подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и
повышение квалификации рабочих (служащих) из числа инвалидов
осуществляется по дневной форме обучения, а также посредством
индивидуального (надомного) обучения или в рамках экстерната,
положение о котором утверждается федеральным органом управления
образования.
5. Учреждения начального профессионального образования для
инвалидов создаются по решению органов исполнительной власти (глав
администрации) субъектов Российской Федерации и регистрируются в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, связанные с созданием и содержанием учреждений
начального профессионального образования для инвалидов,
производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации.
Права юридического лица у учреждения начального
профессионального образования для инвалидов возникают с момента
регистрации. Статус учредителя определяет организационно-правовую
форму образовательного учреждения.
Учредителями учреждения начального профессионального
образования для инвалидов являются органы социальной защиты
населения республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных образований, г. г. Москвы и Санкт-Петербурга.
Допускается совместное учредительство образовательных
учреждений для инвалидов, основанное на объединении имущества,
находящегося в федеральной, субъектов Российской Федерации,
муниципальной собственности, а также собственности общественных
объединений (организаций), юридических и физических лиц.
Учредительным документом учреждения начального профессионального
образования является решение о его создании или договор
учредителей и его Устав.
6. Учреждение начального профессионального образования для
инвалидов получает право на образовательную деятельность и льготы,
предоставляемые законодательством Российской Федерации, с момента
выдачи ему учредителем лицензии, в которой фиксируются контрольные
нормативы, предельная численность контингента обучающихся и срок
ее действия.
7. Лицензия может быть изъята у учреждений начального
профессионального образования учредителем в случае нарушения
требований и нормативов, содержащихся в лицензии.
8. Учреждение начального профессионального образования получает
право на государственное финансирование, на выдачу выпускникам
документа об образовании государственного образца, на пользование
печатью установленного образца после государственной аккредитации.
9. Аттестация учреждения начального профессионального
образования проводится по его заявлению учредителем в
установленном порядке один раз в пять лет.
Учреждение начального профессионального образования может быть
лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.
10. Учреждение начального профессионального образования может
иметь филиалы, которые проходят регистрацию по фактическому месту
нахождения, лицензирование, аттестацию и государственную
аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации
"Об образовании".
Филиал учреждений начального профессионального образования
создается образовательным учреждением по согласованию с
учредителем.
11. Учреждение начального профессионального образования может
получать общественную аккредитацию в различных российских,
зарубежных и международных общественных (образовательных), научных
и промышленных структурах, что не влечет за собой дополнительных
финансовых обязательств со стороны государства.
12. Учреждение начального профессионального образования в
соответствии с законодательством Российской Федерации может
образовывать ассоциации, комплексы, союзы и иные объединения, в
том числе с участием учреждений, предприятий и общественных
организаций, в целях развития и совершенствования образования.
13. Учреждение начального профессионального образования может
быть реорганизовано, перепрофилировано, ликвидировано по решению
учредителя образовательного учреждения с согласия Министерства
социальной защиты населения Российской Федерации.
14. Учреждение начального профессионального образования
разрабатывает и утверждает на основе Закона Российской Федерации
"Об образовании" и настоящего Типовового положения свой Устав, в
котором в обязательном порядке указываются:
наименование, место нахождения (юридический, фактический
адрес), статус учреждения начального профессионального
образования;
учредитель;
организационно-правовая форма учреждения начального
профессионального образования;
цели образовательного процесса, тип и виды реализуемых
образовательных программ;
основные характеристики организации образовательного процесса и
сопровождающих его видов деятельности;
структура финансовой и хозяйственной деятельности учреждения
начального профессионального образования;
порядок управления учреждением начального профессионального
образования;
права и обязанности участников образовательного процесса;
перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и
других), регламентирующих деятельность учреждения начального
профессионального образования.
Устав учреждения начального профессионального образования в
части, определенной законодательством Российской Федерации,
разрабатывается и принимается по согласованию с учредителем.
15. В своей деятельности учреждение начального
профессионального образования руководствуется действующим
законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями
Министерства социальной защиты населения Российской Федерации,
решениями местных органов социальной защиты населения, настоящим
Положением, своим Уставом.
II. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
16. Организация и построение образовательного процесса в
учреждениях начального профессионального образования строится с
учетом мероприятий по медицинской и социально-бытовой реабилитации
инвалидов, при этом учитываются возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся.
17. Содержание образования и организация образовательного
процесса в учреждении начального профессионального образования
регламентируется учебными (тематическими) планами, программами,
разработанными образовательным учреждением самостоятельно с учетом
содержания примерных учебных планов, программ, разработанных на
основе государственных образовательных стандартов и согласованных
с учебно-методическим кабинетом Минсоцзащиты России.
Образовательный процесс включает теоретическое обучение,
производственное обучение, производственную практику,
воспитательную работу и мероприятия по социально-психологической и
медицинской реабилитации инвалидов.
18. Учебная нагрузка обучающихся в учреждении начального
профессионального образования не должна превышать 36 часов в
неделю при шестидневной учебной неделе (30 часов при пятидневной
учебной неделе). Время работы на производственной практике не
должно превышать продолжительности рабочего времени,
установленного законодательством о труде для соответствующих
категорий работников. Общая продолжительность каникул составляет
не менее 10 недель в год при сроке обучения более одного года.
Продолжительность уроков по теоретическому и производственному
обучению, длительность перемен, режим занятий определяются Уставом
образовательного учреждения на основе рекомендаций органов
здравоохранения. Обучающиеся имеют право свободного посещения
мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
19. Учреждение начального профессионального образования
самостоятельно в выборе оценок, формы, порядка, периодичности
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации,
обеспечивающих получение обучающимися профессионального
образования по профессии (специальности) соответствующего уровня и
квалификации.
20. Производственное обучение осуществляется в учебно-
производственных мастерских, лабораториях, в учебных хозяйствах
учреждений начального профессионального образования, а также в
цехах предприятий, на учебных участках, полях, фермах,
строительных и других объектах.
Производственная практика проводится на предприятиях и
организациях по профилю профессии (специальности) образовательного
учреждения. Порядок организации практики определяется двусторонним
договором. Производственная практика может проводиться на базе
учебного заведения.
21. Обучающиеся учреждения начального профессионального
образования объединяются по профессиям (специальностям) в учебные
группы. При расчете нормативов бюджетного финансирования
учреждения начального профессионального образования на одного
обучающегося предусматривается, что количество обучающихся в
группе на занятиях теоретического обучения должно быть, как
правило, не менее 25 человек.
При финансировании подготовки, обучения вторым профессиям,
переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов из
числа инвалидов средствами заказчиков в учреждениях начального
профессионального образования дня инвалидов учебные группы
комплектуются численностью не более 25 человек.
Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в
группах по 12 - 15 человек, а по профессиям, связанным с
обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ, -
8 - 10 человек.
На теоретических и лабораторно-практических занятиях по
отдельным дисциплинам, в том числе по физическому воспитанию,
учебные группы могут делиться на две подгруппы. Перечень дисциплин
определяется учредителем в рамках государственного стандарта
начального профессионального образования.
Группы, состоящие из подростков, имеющих недостатки в
физическом или умственном развитии, комплектуются с учетом Приказа
Министерства социального обеспечения РСФСР от 26 августа 1991 г. N
161 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных
учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом
или умственном развитии".
22. Освоение профессиональных образовательных программ может
осуществляться на ступенчатой основе. Число ступеней обучения
зависит от конкретных условий и требований профессии
(специальности). Каждая ступень обучения имеет профессиональную
завершенность и оканчивается обязательной итоговой аттестацией с
присвоением выпускнику соответствующей квалификации по профессии
(специальности) и выдачей соответствующего документа.
23. Для всех форм получения профессионального образования в
рамках основной профессиональной образовательной программы
действует единый государственный образовательный стандарт, в
соответствии с которым осуществляется аттестация лиц, завершивших
начальное профессиональное образование.
24. Прием на обучение в учреждения начального профессионального
образования для инвалидов осуществляется по заявлениям от
поступающих на конкурсной основе в порядке, установленном
учредителем и Уставом образовательного учреждения.
В учреждения начального профессионального образования
принимаются лица с основным общим образованием, средним (полным)
общим, начальным профессиональным, а также выпускники специальных
образовательных школ для инвалидов.
25. В учреждения начального профессионального образования для
инвалидов принимаются граждане Российской Федерации, являющиеся
инвалидами и имеющие заключение врачебно-трудовой экспертной
комиссии (ВТЭК) о возможности поступающего обучаться, а по
окончании трудиться по избранной специальности.
От поступающих в учреждения начального профессионального
образования наряду с личным заявлением требуются следующие
документы:
- направление местного органа социальной защиты населения;
- документ об образовании (в подлиннике);
- акт медицинского освидетельствования во ВТЭК (копия);
- справка с места жительства;
- необходимое количество фотографий;
- свидетельство о рождении, паспорт предъявляется лично.
При приеме на обучение образовательное учреждение обязано
ознакомить поступающего, его родителей или лиц, их заменяющих, с
Уставом, условиями приема и другими документами, регламентирующими
организацию образовательного процесса.
Порядок приема в учреждение начального профессионального
образования для инвалидов в части, не отрегулированной
законодательством Российской Федерации, определяется учредителем и
закрепляется в Уставе.
26. Дисциплина в учреждении начального профессионального
образования для инвалидов поддерживается на основе уважения
человеческого достоинства обучающихся и педагогов. По отношению к
обучающимся не допускаются методы физического и психологического
насилия.
27. В учреждении начального профессионального образования
обучение ведется на языке, который определяется учредителем или
Уставом образовательного учреждения.
28. Подготовка квалифицированных рабочих (специалистов),
переподготовка и повышение квалификации в учреждении начального
профессионального образования для инвалидов осуществляется, как
правило, по профессиям (специальностям) согласно утвержденному
Перечню профессий.
29. Учреждение начального профессионального образования для
инвалидов может разрабатывать дополнительные профессиональные
образовательные программы и оказывать дополнительные
образовательные услуги за пределами, определяющими его статус
образовательных программ.
30. Учреждение начального профессионального образования для
инвалидов может, в том числе в кооперации с другими
образовательными учреждениями, предприятиями, организациями,
фирмами, создавать учебно-производственные, учебно-торгово-
производственные структуры, которые являются их подразделениями
без права юридического лица, обеспечивающие реализацию
профессиональных образовательных программ. В процессе
производственного обучения и во внеурочное время обучающиеся могут
оказывать различные услуги населению, производить промышленные
товары и сельскохозяйственную продукцию, товары народного
потребления.
31. С учетом потребностей и возможностей инвалидов
профессиональные образовательные программы могут осваиваться как в
профессиональном образовательном учреждении для инвалидов, так и в
форме самообразования или экстерната. Перечень профессий и
специальностей, получение которых без отрыва от производства и в
форме экстерната не допускается, в части федеральной компетенции
устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
32. Учреждение начального профессионального образования для
инвалидов, имеющее государственную аккредитацию и реализующее
профессиональные и общеобразовательные программы, выдает
выпускникам (лицам, прошедшим курс обучения), прошедшим
аттестацию, документ государственного образца об уровне
образования и квалификации по профессии (специальности), а
выпускникам, прошедшим аттестацию только по профессии
(специальности), выдает документ об уровне квалификации, форма
которого установлена федеральным органом управления образования.
III. ОБУЧАЮЩИЕСЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
33. Права и обязанности обучающихся учреждения начального
профессионального образования для инвалидов определяются Уставом,
а также индивидуальными договорами, заключенными образовательным
учреждением с обучающимся, и настоящим Положением.
34. Обучающиеся имеют право на получение профессионального
образования в соответствии с государственным образовательным
стандартом, в том числе по индивидуальным учебным планам и по
ускоренному курсу обучения; на получение дополнительных, в том
числе платных, образовательных услуг; на участие в управлении
образовательным учреждением; на свободу совести, информации,
свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
Принуждение обучающихся к вступлению в общественные,
общественно-политические и религиозные организации, движения и
партии, а также принудительное привлечение их к деятельности в
этих организациях не допускается.
35. В учреждениях начального профессионального образования для
инвалидов системы социальной защиты населения обучающиеся
находятся на государственном обеспечении, обеспечиваются
стипендиями, местами в общежитиях, в соответствии с действующим
законодательством льготным или бесплатным проездом на транспорте,
иными видами льгот и материальной помощи учредителем в
соответствии с его компетенцией и действующими нормативами.
Материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей или лиц, их заменяющих, осуществляется на
основе полного государственного обеспечения в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992
г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей".
В учреждениях начального профессионального образования
инвалидов не интернатного типа обучение производится бесплатно,
обучающиеся обеспечиваются стипендиями в размерах, установленных
действующим законодательством для учащихся системы
профобразования.
36. Привлечение обучающихся учреждения начального
профессионального образования для инвалидов без их согласия и
согласия родителем или лиц, их заменяющих, к труду, не
предусмотренному профессиональной образовательной подготовкой,
запрещается.
37. Обучающиеся учреждения начального профессионального
образования для инвалидов имеют право перевода в другое
образовательное учреждение для инвалидов системы социальной защиты
населения Российской Федерации, реализующее профессиональную
образовательную программу соответствующего уровня, при согласии
последнего.
Обязанности обучающихся, порядок их перевода на следующий курс
и отчисления из учреждения начального профессионального
образования определяются его Уставом.
38. Учреждение начального профессионального образования создает
условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Для работы медицинского персонала должны быть предоставлены
помещения с соответствующими условиями. Мероприятия по медицинской
реабилитации должны предусматривать постоянное наблюдение,
профилактическое обслуживание, проведение лечебных и
оздоровительных процедур.
Создание необходимых условий труда и отдыха обучающимся
возлагается на должностных лиц учреждения начального
профессионального образования в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Уставом.
39. Выпускники учреждения начального профессионального
образования для инвалидов, прошедшие аттестацию на соответствующий
уровень квалификации по профессии (специальности) с оценкой
"отлично" и имеющие по производственному обучению, специальным
дисциплинам и не менее чем по 75 процентам других дисциплин
учебного плана оценку "отлично", а по остальным дисциплинам оценку
"хорошо", получают документ об окончании учреждения начального
профессионального образования установленного образца с отличием.
Выпускники, аттестованные на соответствующий уровень
квалификации по профессии с одновременным получением среднего
(полного) общего образования, имеющие полугодовые, годовые и
итоговые оценки "5" по всем предметам за весь курс обучения и
сдавшие выпускные экзамены на оценку "5", награждаются золотой
медалью. Выпускники, получившие соответствующий уровень
квалификации и среднее (полное) образование, имеющие за время
обучения на всех курсах полугодовые, годовые и итоговые оценки "5"
и не более чем по двум предметам оценку "4", получившие на
выпускных экзаменах оценки "5" и не более двух оценок "4",
награждаются серебряной медалью.
Выпускникам учреждения начального профессионального образования
в Российской Федерации, награжденным золотой или серебряной
медалями, вручаются дипломы на бланках особого образца.
IV. ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ УЧРЕЖДЕНИЯ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
40. К инженерно-педагогическим работникам относятся
администрация, преподаватели, методисты, мастера (инструкторы)
производственного обучения, воспитатели, социальные педагоги,
психологи и другие члены трудового коллектива образовательного
учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение
квалификации рабочих (специалистов), выполняющие воспитательные
функции и участвующие в организации, проведении и методическом
обеспечении образовательного процесса.
41. Порядок комплектования персонала учреждения начального
профессионального образования определяется его Уставом. На
должности педагогического и инженерно-педагогического персонала
могут быть приняты, как правило, лица, имеющие необходимую
профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую
установленным квалификационным требованиям данного профиля и
подтвержденную аттестатами, дипломами об образовании либо
документами о повышении специальной производственной, инженерной
(предметной) или психолого-педагогической квалификации.
42. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым
она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а
также лица, имевшие судимость за определенные преступления.
Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов
преступлений устанавливаются законом.
43. Требования к инженерно-педагогическим работникам
определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в
установленном порядке. Их деятельность в процессе обучения и
воспитания направлена на качественное освоение инвалидами
доступных им специальностей и профессий.
44. Инженерно-педагогические работники учреждения начального
профессионального образования имеют право:
на педагогическую инициативу, свободу выбора в использовании
методик обучения и воспитания;
на моральное и материальное стимулирование труда;
на необходимые условия для реализации своего творческого
потенциала в процессе подготовки, переподготовки и повышения
квалификации рабочих и специалистов;
участвовать в управлении и решении вопросов развития
образовательного учреждения, а также в работе общественных и
трудовых объединений, организаций;
пользоваться информационными фондами, услугами учебных, научно-
методических, социально-бытовых, лечебных и других подразделений
образовательного учреждения;
обжаловать приказы и распоряжения администрации учреждения
начального профессионального образования.
Инженерно-педагогические работники, реализующие право на
индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, не могут
осуществлять ее по отношению к обучающимся в том же учреждении
начального профессионального образования для инвалидов.
45. Инженерно-педагогические работники в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, пользуются правом на
нормированный шестичасовой рабочий день и сокращенную рабочую
неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии по
выслуге лет до достижения пенсионного возраста.
Учебная нагрузка для преподавателей устанавливается учреждением
начального профессионального образования самостоятельно в
зависимости от их квалификации и специфики деятельности и не может
быть ниже минимальной.
Учебная нагрузка ниже минимальной может устанавливаться при
условии письменного согласия преподавателя.
Инженерно-педагогическим работникам может быть предоставлен
длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые
10 лет непрерывной педагогической работы. Порядок и условия
предоставления такого отпуска в учреждении начального
профессионального образования определяются учредителем.
46. Заработная плата, должностной оклад инженерно-
педагогическим работникам выплачивается за выполнение ими
функциональных обязанностей и работ, предусмотренных контрактом.
Выполнение работником других работ и обязанностей оплачивается по
дополнительному соглашению, кроме случаев, специально
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
47. Инженерно-педагогическим работникам учреждения начального
профессионального образования с целью содействия обеспечению их
книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями
выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 10
процентов должностного оклада (или заработной платы).
48. На инженерно-педагогических работников учреждения
начального профессионального образования, удаленного от городских
центров и рассматриваемого в качестве такового органами
государственной власти и управления, распространяются льготы,
предусмотренные в данной местности для специалистов сельского
хозяйства.
На работников учебно-производственных, производственных
мастерских (цехов) и учебных хозяйств учреждения начального
профессионального образования распространяются льготы и
преимущества, устанавливаемые для работников соответствующих
производств.
49. За успехи в учебной, производственной, научно-методической,
воспитательной работе и другой уставной деятельности для инженерно-
педагогических работников устанавливаются различные формы
морального и материального поощрения.
50. Увольнение инженерно-педагогических работников, связанное с
сокращением штатов, допускается только после окончания учебного
года.
V. УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
51. Общее руководство учреждением начального профессионального
образования осуществляет Совет, который принимает участие в
комплектовании обучающимися и инженерно-педагогическими кадрами, в
работе аттестационных и ревизионных комиссий, в рассмотрении
расходования средств на содержание образовательного учреждения,
рассматривает все случаи отчисления и перевода в другое
образовательное учреждение обучающихся, осуществляет другие
полномочия, предусмотренные Уставом образовательного учреждения.
Деятельность Совета должна быть направлена на расширение
коллегиальных, демократических форм в управлении образовательным
учреждением, развитие инициативы инженерно-педагогических
работников.
Порядок выборов Совета определяется Уставом образовательного
учреждения.
52. Непосредственное управление учреждением начального
профессионального образования осуществляет прошедший
соответствующую аттестацию директор.
Директор может быть нанят Советом образовательного учреждения
по контракту; избран коллективом образовательного учреждения, в
том числе с предварительным согласованием кандидатуры с
учредителем или последующим утверждением учредителем; назначен
учредителем с предоставлением Совету права вето; назначен
учредителем или нанят учредителем по контракту.
53. Разграничения других полномочий между Советом
образовательного учреждения и его директором, порядок приема
(найма) директора определяются Уставом.
Должностные обязанности директора учреждения начального
профессионального образования и его филиала не могут исполняться
по совместительству.
54. Учреждение начального профессионального образования
самостоятельно в организации образовательного процесса, подборе и
расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной
деятельности в пределах, определенных законодательством Российской
Федерации, настоящим Положением и Уставом образовательного
учреждения.
55. Учреждение начального профессионального образования
осуществляет в пределах своей компетенции материально-техническое
обеспечение и оснащение образовательного процесса в соответствии с
государственными и местными нормативными требованиями, может
привлекать для осуществления уставной деятельности дополнительные
источники финансовых и материальных средств, включая использование
банковского кредита, устанавливает структуру управления, штатное
расписание, распределение должностных обязанностей, размеры
заработной платы за счет внебюджетных финансовых средств с учетом
ограничений, установленных федеральными и местными нормативами, а
также размеры надбавок и доплат к должностным окладам и порядок
премирования своих работников.
56. Учреждение начального профессионального образования
самостоятельно формирует контингент обучающихся в пределах
оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации, осуществляет
образовательный процесс в соответствии с его Уставом, лицензией и
свидетельством об аккредитации.
57. Учреждение начального профессионального образования
осуществляет оперативный и бухгалтерский учет. Представляет
статистическую и бухгалтерскую отчетность в установленные сроки и
адреса. Ежегодно отчитывается перед учредителем о финансово-
хозяйственной деятельности, если такая отчетность предусмотрена в
его Уставе.
58. Учреждение начального профессионального образования несет
ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его
компетенции, реализацию не в полном объеме учебных (тематических)
планов и программ, качество подготовки, переподготовки, обучения
вторым профессиям и повышения квалификации рабочих кадров, жизнь и
здоровье обучающихся и работников во время образовательного
процесса, нарушение прав и свобод обучающихся и работников и иные
действия, за которые предусмотрена ответственность
законодательством Российской Федерации.
VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
59. Финансирование учреждения начального профессионального
образования осуществляется на основе государственных и местных
нормативов финансирования, с учетом минимального размера
выделяемых государством средств на нужды образования и индексации
этих средств в соответствии с темпами инфляции.
60. Деятельность учреждения начального профессионального
образования для инвалидов финансируется его учредителем в
соответствии с договором между ними.
61. Учреждение начального профессионального образования
независимо от его организационно-правовой формы может привлекать в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
дополнительные финансовые, в том числе валютные, ресурсы за счет
предоставления платных образовательных услуг, а также за счет
добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и
физических лиц, в том числе и зарубежных.
62. Привлечение учреждением начального профессионального
образования дополнительных средств не влечет за собой снижения
нормативов или абсолютных размеров его финансирования из бюджета
учредителя.
63. Финансирование подготовки, переподготовки и повышения
квалификации незанятого населения и высвобождаемых работников из
числа инвалидов осуществляется за счет средств государственного
фонда службы занятости или заинтересованных предприятий,
объединений, фирм и других организаций, личных средств граждан.
64. Учреждению начального профессионального образования
принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и
другие объекты собственности, переданные ему физическими и
юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию,
а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на
эти доходы объекты собственности.
65. Вопросы льготного налогообложения деятельности учреждения
начального профессионального образования, предусмотренной Уставом
(учебно-производственная деятельность, производство продукции,
оказание услуг и др.), а также плата за оборудование, технику,
землю и т.п. регламентируются соответствующим законодательством
Российской Федерации.
66. Учреждение начального профессионального образования может
участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ),
других предприятий и учреждений исключительно своей
собственностью.
67. Учреждение начального профессионального образования
отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении
денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При
недостаточности указанных средств ответственность по его
обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом
законодательством Российской Федерации.
VII. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
68. К учебно-материальной базе учреждения начального
профессионального образования относятся здания, сооружения,
имущественные комплексы (учебные, жилые, вспомогательные),
земельные участки, учебные хозяйства, различное оборудование и
оснащение, имущество потребительского, социального, культурного и
иного назначения, а также учебно-наглядные пособия, технические
средства обучения, электронно-вычислительная техника, другое
имущество учебного назначения, которое не может быть использовано
в целях, противоречащих основным задачам образовательного
процесса.
69. Для обеспечения уставной деятельности учреждения начального
профессионального образования учредитель закрепляет за ним объекты
права собственности - землю, здания, сооружения, имущественные
комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество
потребительского, социального, культурного и другого назначения,
принадлежащие учредителю или арендуемые им у другого собственника.
Объекты собственности, закрепленные учредителем, находятся в
оперативном управлении образовательного учреждения.
70. Учреждение начального профессионального образования обязано
обеспечить содержание принадлежащей ему учебно-материальной базы
на уровне требований, определенных соответствующими нормативами.
71. Учреждение начального профессионального образования несет
ответственность перед учредителем за сохранность и эффективное
использование закрепленной за ним собственности. Изъятие или
отчуждение собственности, закрепленной за образовательным
учреждением, допускается только по истечении срока договора между
учредителем и образовательным учреждением, если другие условия не
оговорены договором.
72. Учреждение начального профессионального образования вправе
выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.
Сдача в аренду имущества, принадлежащего образовательному
учреждению на праве собственности, осуществляется без согласия
учредителя, а имущество, закрепленное за ним его учредителем,
допускается сдавать в аренду с согласия учредителя и на условиях,
определяемых договором о взаимоотношениях между собственником и
образовательным учреждением или собственником и учредителем.
73. Развитие учебно-материальной базы учреждения начального
профессионального образования осуществляется в пределах бюджетных
ассигнований и собственных внебюджетных средств.
74. Приобретение сырья, материалов, оборудования и других
материально-технических средств как для учебных целей, так и для
производства промышленной и сельскохозяйственной продукции,
товаров народного потребления и для другой уставной деятельности
учреждения начального профессионального образования осуществляется
за счет бюджетных средств, находящихся в распоряжении учреждения
начального профессионального образования.
VIII. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
75. Учреждение начального профессионального образования в
установленном законодательством порядке имеет право устанавливать
прямые связи с зарубежными предприятиями, образовательными
учреждениями, организациями и фирмами.
76. Обучение, подготовка, переподготовка и повышение
квалификации инвалидов иных государств в учреждениях начального
профессионального образования системы Министерства социальной
защиты населения Российской Федерации осуществляется в
соответствии с международными договорами Российской Федерации, а
также на основе прямых договоров, заключаемых в установленном
порядке образовательными учреждениями с иными юридическими, а
также физическими лицами.
77. Учреждение начального профессионального образования может
самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и
иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
78. Валютные средства, полученные учреждением начального
профессионального образования от внешнеэкономической деятельности,
принадлежат ему на праве собственности или поступают в его
оперативное управление и изъятию не подлежат.
|