ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 1995 г. N П-2-11-489
О СОДЕЙСТВИИ РАЗВИТИЮ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
23 - 25 февраля с.г. состоялось Российское республиканское
совещание по вопросам содействия развитию малого
предпринимательства в рамках Программы "Партнерство" ("Бизнес для
России"). В совещании принимали участие руководители региональных
центров занятости населения, представители региональных
администраций, федеральных министерств и ведомств.
Совещание всесторонне обсудило пути развития малого и среднего
предпринимательства, опыт работы региональных центров занятости
населения и региональных администраций по содействию этому
процессу и приняло Решение и Программу подготовки малого и
среднего предпринимательства, предусматривающие создание сети
бизнес-центров и бизнес-инкубаторов.
В 1995 году предусмотрена реализация пилотных проектов в
5 регионах России (Московской, Ярославской, Кемеровской,
Новгородской, Свердловской областях) с последующим
распространением на все регионы страны.
В соответствии с проектом федеральной программы занятости
населения на 1995 год расширение масштабов подготовки и усиление
финансовой поддержки в сфере развития малого и среднего бизнеса,
частного предпринимательства является одним из приоритетных
направлений деятельности региональных органов служб занятости в
реализации социальной государственной политики занятости, создании
новых рабочих мест, в снижении числа безработных.
Прошу при разработке региональных программ занятости населения
предусмотреть мероприятия, направленные на создание инфраструктуры
адаптации населения к рынку труда, способствующие содействию
самозанятости и предпринимательству.
При этом предлагаем использовать опыт работы Московского
областного центра занятости с консорциумом "Европа-Америка-500",
являющимся исполнителем Программы "Партнерство" ("Бизнес России").
Приложение 1
к письму Федеральной
службы занятости России
от 29 марта 1995 г. N П-2-11-489
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
КОНСОРЦИУМ "ЕВРОПА-АМЕРИКА-500"
РЕШЕНИЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕЩАНИЯ "СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"
Обсудив выступления участников республиканского совещания по
проблемам содействия развитию малого предпринимательства,
совещание пришло к следующим выводам:
1. Федеральной службе занятости России - содействовать
проведению активной политики на рынке труда по организации и
развитию малого предпринимательства и самозанятости граждан.
2. Одобрить опыт:
Создания условий для самостоятельной занятости и
предпринимательской деятельности граждан (подготовка участников
программы и их стажировка за рубежом), реализуемых в рамках
Договора о сотрудничестве, организационной и финансовой поддержке
российско-американской Программы "Партнерство" ("Бизнес для
России") между Федеральной службы занятости России и консорциумом
"Европа-Америка-500".
Московского областного центра занятости населения и
Межрегионального центра ФСЗ России "Интеллектуальные ресурсы",
региональных центров занятости населения Астраханской,
Нижегородской, Свердловской, Челябинской, Ярославской областей и
г. Санкт-Петербурга - по созданию инфрастуктуры адаптации
населения к рынку труда, развитию форм предпринимательской
деятельности и содействию самозанятости.
Московского областного центра занятости населения и
Межрегионального центра ФСЗ России "Интеллектуальные ресурсы" - по
освоению компьютерной программы "SUCCESS-УСПЕХ" в целях подготовки
населения к самозанятости и помощи в разработке бизнес-планов
для организации собственного дела.
3. Одобрить проекты:
программы поддержки малого и среднего предпринимательства в
рамках Программы "Партнерство" ("Бизнес для России") на 1995 -
1999 гг., в том числе по созданию бизнес-центров с бизнес -
инкубаторами во всех регионах страны с использованием легко
возводимых модулей;
Концепции Московского областного центра занятости населения о
создании социально-деловых центров содействия занятости и развитию
малого предпринимательства;
программы работы социально-деловых центров содействия
занятости предпринимательству;
программы Московского областного центра занятости по
содействию малому и среднему предпринимательству и развитию форм
занятости.
Учитывая накопленный положительный опыт Федеральной службой
занятости России, Московской областной службой занятости
населения, консорциумом "Европа-Америка-500" и Межрегиональным
центром ФСЗ России "Интеллектуальные ресурсы" по созданию
инфраструктуры адаптации населения к рынку труда, содействию
самозанятости и малому предпринимательству, предложить:
консорциуму "Европа-Америка-500" и Федеральной службе
занятости России, органам государственной власти и органам службы
занятости Московской, Ярославской, Кемеровской, Новгородской и
Свердловской областей в рамках Программы "Партнерство" создать 5
пилотных проектов бизнес - центров с бизнес - инкубаторами;
Федеральной службе занятости России поддержать эксперимент
Московской областной службы занятости по отработке форм, методов и
технологий содействия развитию и поддержки самозанятости и малого
предпринимательства как важнейшего условия реализации активной
политики на рынке труда.
Московскому областному центру занятости по результатам
эксперимента обеспечить передачу, внедрение и сопровождение форм,
методов и технологий содействия развитию и поддержки
самозанятости, малого и среднего бизнеса в регионы РФ.
Консорциуму "Европа-Америка-500" оказать практическую помощь
органам государственной власти на местах и региональным органам
службы занятости населения в обучении и стажировке молодых
предпринимателей в рамках Программы "Партнерство" ("Бизнес для
России"), а также в создании в регионах модулей бизнес-центров с
бизнес-инкубаторами.
Межрегиональному центру ФСЗ России "Интеллектуальные ресурсы"
принять участие в создании инфраструктуры адаптации населения к
рынку труда и содействии развития самозанятости и малого
предпринимательства.
1. Поддержать предложения Национального комитета Программы
"Партнерство" ("Бизнес для России") и консорциума "Европа -
Америка-500" о создании структур (фондов, лизинговых компаний,
ассоциаций) для материальной поддержки малого предпринимательства.
2. Просить органы государственной власти на местах проявить
инициативу по вопросам создания:
инфраструктуры адаптации населения к рынку труда, содействия
самозанятости и малому предпринимательству (социально-деловые
центры, бизнес-инкубаторы, клубы "Работодателей и инвесторов",
учебные центры и курсы, консалтинговые пункты, ассоциации и
гильдии предпринимателей - работодателей, бизнес-инкубаторы,
технополисы и технопарки, инвестиционные, лизинговые и страховые
компании, торгово-промышленные палаты, торговые дома и т.д.);
модулей бизнес-центров с бизнес-инкубаторами в регионе;
консультационных пунктов и учебных классов с использованием
компьютерной программы "SUCCESS-УСПЕХ" в целях подготовки
населения к самозанятости и помощи в разработке бизнес-планов для
организации собственного дела.
3. Просить Национальный комитет по поддержке российско -
американской Программы "Партнерство" расширить географию
зарубежных стажировок, в том числе и в агропромышленной сфере, с
целью использования международного опыта развития и поддержки
малого бизнеса.
Приложение 2
к письму Федеральной
службы занятости России
от 29 марта 1995 г. N П-2-11-489
ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ "ПАРТНЕРСТВО" ("БИЗНЕС ДЛЯ РОССИИ")
НА 1995 - 1999 ГОДЫ
ПАСПОРТ
"ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ "ПАРТНЕРСТВО" ("БИЗНЕС ДЛЯ РОССИИ")
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА 1995 - 1999 ГГ.
Наименование - Поддержка малого и среднего
Программы предпринимательства в рамках Программы
"Партнерство" ("Бизнес для России") на
1995 - 1999 годы
Наименование, номер
и дата принятия
решения о разработке
Программы
Государственный - Федеральная служба занятости России
заказчик
Основные исполнители - Федеральная служба занятости России,
консорциум "Европа-Америка-500"
Сроки реализации - 1995 - 1999 годы
Важнейшие целевые - Создание условий для реализации
показатели потенциальных способностей граждан на
рынке труда путем содействия
самостоятельной занятости и поддержки
предпринимательской деятельности
Основные программные - Создание к концу 1999 г. по 1 бизнес -
мероприятия центру и по 1 - 2 бизнес-инкубаторам во
всех 89 регионах России
Ожидаемые конечные - Функционирование около 100 тысяч новых
результаты Программы малых предприятий и приоритетных областях
во всех регионах России
Объемы и источники - Финансовые затраты на реализацию программы
финансирования составят в 1995 - 1999 годах 178 млрд.
руб.
Источники финансирования: Государственный
фонд занятости населения РФ, средства
привлеченных на коммерческой основе
юридических и физических лиц, средства
зарубежных фондов поддержки малого бизнеса
в России
Система контроля за - Контроль за реализацией Программы
исполнением Программы осуществляет Национальный комитет
государственной программы "Партнерство"
("Бизнес для России")
Федеральная служба занятости России.
Введение
Федеральная программа поддержки малого и среднего
предпринимательства в рамках Программы "Партнерство" ("Бизнес для
России") на 1995 - 1999 годы направлена на государственную
поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в РФ с
целью обеспечения для них необходимых условий и возможностей
осуществления хозяйственной деятельности, проявления инициативы и
предприимчивости в интересах развития национальной экономики.
Программа направлена на содействие формированию российских
предпринимателей малого и среднего бизнеса и расширению занятости
населения в этой сфере деятельности и в первую очередь безработных
граждан.
Данная Программа обеспечивает преемственность мероприятий
Федеральной программы содействия занятости населения, которая
реализовалась в 1994 году и Программы "Партнерство", разработанной
в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от
26 апреля 1993 г. N 298-рп "О реализации договоренностей,
достигнутых на российско-американской встрече на высшем уровне в
Ванкувере 3 - 4 апреля 1993 г.".
В обществе все больше осознаются роль и значение малого
предпринимательства в преодолении кризиса и стабилизации
экономики. Свидетельством этого стал и рост числа малых
предприятий на фоне кризиса крупной промышленности. Сегодня в
России их более одного миллиона, выросло и число занятого в них
населения, что показывает высокий потенциал и жизнеспособность
этого сектора экономики.
Развитие малого предпринимательства решает и такую важнейшую
задачу, как обеспечение занятости населения России. Как показывает
мировая практика, количество желающих и могущих заниматься
бизнесом достигает 5 - 7% от населения страны - речь, таким
образом, идет о многих миллионах граждан, которые могут стать
собственниками.
Особое значение создание малых и средних предприятий имеет в
районах социальной напряженности и национальных конфликтов -
ориентация значительной части дееспособного населения на
продуктивную предпринимательско-коммерческую деятельность будет
способствовать уменьшению социальной и национальной напряженности,
переключать энергию людей на выгодное для них и полезное для
страны дело.
Состояние проблемы
Несмотря на значительные усилия государства по формированию и
поддержке малого и среднего бизнеса, малое и среднее
предпринимательство развивается у нас недопустимо медленно и оно
сегодня не решает в полной мере ни одну из возлагаемых на него
задач государственной важности.
Принятые меры по государственной и общественной поддержке
малых предприятий недостаточны, а реализация федеральной и ряда
региональных программ поддержки предпринимательства идет
неудовлетворительно. Предусмотренные незначительные бюджетные
ассигнования для развития предпринимательства выделяются в
значительно меньших размерах, чем необходимо, и с большим
опозданием. Целостная системная государственная политика поддержки
малого бизнеса, как одно из ключевых направлений реформы в России,
еще не сформирована. Отсутствие экономических стимулов для
развития малого предпринимательства, практическая невозможность
получения и эффективного использования банковских кредитов для
выпуска продукции и пополнения оборотных средств не способствуют
росту производства, укреплению демократических преобразований в
стране.
Одна из основных причин существующих трудностей - отсутствие в
работе по созданию и поддержке малого и среднего бизнеса
современных рыночных подходов, неучастие коммерческих структур,
слабая правовая и экономическая защищенность, неотработанность
налогового законодательства.
Создаваемые при государственных структурах всевозможные
центры, фонды и агентства по делам малого и среднего бизнеса
ориентированы прежде всего на информационно-образовательную
работу. Их деятельность носит, как правило, учебный характер.
Между тем решающее значение приобретает практика создания и
обеспечения эффективного функционирования производственных малых и
средних предприятий.
Назрела необходимость в более согласованных и активных
действиях по поддержке предпринимательства со стороны
многочисленных государственных общественных организаций, союзов,
ассоциаций в центре и на местах.
Цель Программы
Целью Программы является создание и обеспечение эффективного
финансирования единой системы поддержки малого и среднего
предпринимательства, имеющей общий стержень и основанной на сети
бизнес-центров и бизнес-инкубаторов во всех регионах страны.
Функции бизнес-центров могут быть широки и разнообразны, в том
числе: обучение граждан основам предпринимательства и различные
консультативные услуги, посреднические организационно-финансовые
функции между органами управления, работодателями, различными
учебными и научными центрами.
К ряду наиболее общих функций, реализуемых бизнес -
инкубаторами, предполагается отнести:
предоставление производственных или офисных помещений;
предоставление различных услуг начинающим предпринимателям
(пользование телефоном, телефаксовой сетью, фотокопирование,
маркетинговые и другие услуги);
создание единой информационной базы данных на основе модемной
связи и т.д.
Бизнес-центры и бизнес-инкубаторы позволят сконцентрировать
основные усилия всех заинтересованных ведомств и организаций на
начальных периодах становления малого бизнеса (небольших фирм);
реализация государственной поддержки предпринимательства и
развития малого бизнеса, ориентированного на удовлетворение
потребностей населения в товарах и услугах;
определение приоритетных направлений развития малого бизнеса,
разработка на их основе комплексных инвестиционных и краткосрочных
программ поддержки и развития малого бизнеса;
организация информационного обеспечения предпринимательских
структур законодательными и нормативными актами;
содействие малому бизнесу в установлении региональных
контрактов; подготовка документов для проведения регистрации
предприятий.
Для каждого бизнес-центра и бизнес-инкубатора разрабатывается
устав, предусматривающий обязательное выполнение ими стандартного
унифицированного набора задач формирования и поддержки малого и
среднего бизнеса.
Деятельность бизнес-центров предполагает комплексное
использование местных возможностей и ресурсов, а также изучение
отраслевых рынков труда с целью выявления на конкурсной основе
таких объектов финансирования, которые позволят гарантировать
повышенный и разносторонний эффект в сфере решения проблемы
занятости.
План реализации Программы
Программа реализуется в течение 5 лет, начиная с 1995 года.
В 1995 г. предусматривается выполнение пилотного проекта,
рассчитанного на создание пяти бизнес-центров с бизнес -
инкубаторами.
В 1995 - 1996 гг. планируется строительство и начало
функционирования бизнес-центров с бизнес-инкубаторами еще в
35 регионах России.
В конце 1999 г. предусматривается создание и функционирование
бизнес-центров и бизнес-инкубаторов во всех 89 регионах страны.
В 1995 - 1999 гг. планируется отбор, подготовка, стажировка за
рубежом и последующее сопровождение деятельности (включая льготное
кредитование) около 100 тысяч малых и средних предпринимателей.
Финансирование Программы
На этапе строительства (реконструкции) бизнес-центров и
бизнес-инкубаторов финансирование осуществляется за счет средств
региональных центров занятости ФСЗ на основе контрактов,
заключаемых этими центрами с консорциумом "Европа-Америка-500",
предусматривающих создание бизнес-центров и бизнес-инкубаторов в
регионе. В дальнейшем бизнес-центры и бизнес-инкубаторы переходят
на самофинансирование с использованием ресурсов, предоставляемых
физическими и юридическими лицами, в том числе зарубежными
партнерами на коммерческой безвозмездной основе, а также из
доходов от собственной деятельности.
Финансирование настоящей Программы предполагается осуществлять
за счет средств Государственного фонда занятости населения
Российской Федерации, консорциума "Европа-Америка-500",
юридических и физических лиц, готовых оказать материальную
поддержку малому и среднему бизнесу.
Контроль и координация работ
Общее руководство Программой осуществляют Федеральная служба
занятости России и Национальный комитет Программы "Партнерство"
("Бизнес для России").
Реализация Программы будет осуществляться консорциумом
"Европа-Америка-500", имеющим значительный положительный опыт по
выполнению аналогичных крупных программ в последние годы.
Система строится на трех уровнях:
федеральном, на основе федерального бизнес-центра, являющегося
ядром системы и осуществляющего совместно с Федеральной службой
занятости и Национальным комитетом Программы "Партнерство"
("Бизнес для России") организационное и методическое руководство
деятельностью региональных бизнес-центров и бизнес-инкубаторов;
региональном, на основе создания в каждом регионе бизнес -
центра и бизнес-инкубатора, взаимодействующих с региональными
структурами службы занятости;
местном, на основе подразделений бизнес-центров и бизнес -
инкубаторов на местах.
Контроль за выполнением Программы осуществляет попечительский
совет, создаваемый при Федеральной службе занятости с участием
представителей Национального комитета Программы "Партнерство"
("Бизнес для России").
Приложение 3
к письму Федеральной
службы занятости России
от 29 марта 1995 г. N П-2-11-489
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА МАЛОГО
И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА" В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
"ПАРТНЕРСТВО" ("БИЗНЕС ДЛЯ РОССИИ")
НА 1995 - 1999 ГОДЫ
---T---------------------T--------------T----------T-------------¬
¦N ¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦ Сроки ¦ Результаты ¦
¦ ¦ ¦ ¦исполнения¦ ¦
+--+---------------------+--------------+----------+-------------+
¦1.¦Разработка и¦ФСЗ России и ¦в течение ¦Создание ¦
¦ ¦реализация пилотного¦органы службы ¦1995 года ¦бизнес - ¦
¦ ¦проекта по созданию¦занятости ¦ ¦центров и ¦
¦ ¦бизнес-центров и¦Московской, ¦ ¦бизнес - ¦
¦ ¦бизнес-инкубаторов ¦Ярославской, ¦ ¦инкубаторов ¦
¦ ¦в трех регионах¦Кемеровской, ¦ ¦ ¦
¦ ¦России ¦Свердловской, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Новгородской ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦областей ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.¦Создание модели¦Консорциум ¦1995 г. ¦Модель ¦
¦ ¦бизнес-центра и¦"Европа - ¦ ¦бизнес - ¦
¦ ¦бизнес-инкубатора ¦Америка - ¦ ¦центра и ¦
¦ ¦ ¦500" ¦ ¦бизнес - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦инкубатора ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.¦Разработка и¦Центры ¦1995 - ¦Создание 35 ¦
¦ ¦реализация проектов¦занятости ¦1996 гг. ¦бизнес - ¦
¦ ¦создания бизнес -¦приоритетных ¦ ¦центров и ¦
¦ ¦центров и бизнес -¦регионов ¦ ¦бизнес - ¦
¦ ¦инкубаторов: для¦ ¦ ¦инкубаторов в¦
¦ ¦приоритетных регионов¦ ¦ ¦приоритетных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦регионах ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в остальных регионах ¦Центры ¦1997 - ¦Создание в ¦
¦ ¦ ¦занятости в ¦1999 гг. ¦остальных ¦
¦ ¦ ¦остальных ¦ ¦регионах ¦
¦ ¦ ¦регионах ¦ ¦бизнес - ¦
¦ ¦ ¦Консорциум ¦ ¦центров и ¦
¦ ¦ ¦"Европа - ¦ ¦бизнес - ¦
¦ ¦ ¦Америка-500" ¦ ¦инкубаторов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.¦Разработка ¦ФСЗ России ¦1995 г. ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦базы создания¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бизнес-центров и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бизнес-инкубаторов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5.¦Разработка схемы¦Исполнители ¦1995 г. ¦ ¦
¦ ¦финансовой поддержки¦Программы ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимателей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦создающих малые¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6.¦Содействие расширению¦Консорциум ¦1995 - ¦ ¦
¦ ¦организации ¦"Европа - ¦1999 гг. ¦ ¦
¦ ¦стажировки молодых¦Америка-500" ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимателей и¦ФСЗ России ¦ ¦ ¦
¦ ¦специалистов в США,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Германии и других¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦европейских странах ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7.¦Содействие ¦Администрация ¦1995 - ¦ ¦
¦ ¦предпринимателям в¦регионов, ФСЗ ¦1999 гг. ¦ ¦
¦ ¦получении кредитов,¦России, ГКАП ¦ ¦ ¦
¦ ¦выделении земельных¦России ¦ ¦ ¦
¦ ¦участков, технической¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощи ¦ ¦ ¦ ¦
L--+---------------------+--------------+----------+--------------
------------------------------------------------------------------
|