УТРАТИЛО СИЛУ - ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 19.08.2003 N 901
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 17/15
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 1/1510
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 13
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 01-12/556
УКАЗАНИЕ
от 28 марта 1995 года
О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ
ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Обсуждение на координационном совещании состояния борьбы с
незаконным оборотом оружия показало, что правоохранительными
органами Российской Федерации в истекшем году осуществлен ряд
мер по обеспечению сохранности огнестрельного оружия, взрывчатых
веществ и боеприпасов, пресечению поступления их в преступную
среду.
В январе-марте проведена всероссийская комплексная
инвентаризация оружия. В связи с выявленными нарушениями закрыто
и приостановлено функционирование около 850 складов, хранилищ,
оружейных комнат, свыше 1300 должностных лиц, виновных в
нарушении закона, привлечены к уголовной и административной
ответственности.
В Пермской, Челябинской, Ростовской, Свердловской,
Оренбургской областях, Кабардино-Балкарской Республике и многих
других регионах оказались эффективными мероприятия по выявлению
и изъятию оружия, незаконно хранящегося у населения. Всего в
ходе их проведения изъято около 60 тыс. единиц огнестрельного
оружия, в т.ч. свыше 7 тыс. номерного, из которых около 2 тыс. -
в Северо-Кавказском регионе.
Активизировала свою деятельность лицензионно-разрешительная
система органов внутренних дел. По сравнению с 1993 годом ее
работниками выявлено в два раза больше правонарушений, связанных
с приобретением, хранением и ношением оружия, к административной
ответственности привлечено около 100 тыс. должностных лиц и
граждан.
Вместе с тем результаты проверок, другие материалы
свидетельствуют о том, что нелегальный оборот оружия в стране,
преступления, связанные с его использованием и применением,
приняли угрожающий безопасности государства характер.
По состоянию на 01.01.95 в федеральном розыске находится
свыше 22,5 тыс. единиц утраченного огнестрельного нарезного
оружия и боевой техники, из них 6,7 тыс. поставлено на учет в
1994 г.
Хищения и утраты огнестрельного оружия, боевой техники,
боеприпасов, взрывчатых веществ в Вооруженных Силах, на объектах
разрешительной системы, предприятиях военно-промышленного
комплекса являются основными источниками незаконного оборота
оружия, при этом большая часть его попадает в бандформирования.
Усиливают пополнение преступных арсеналов контрабандный
ввоз оружия из-за рубежа, особенно из стран Балтии, вывоз его
военнослужащими и гражданскими лицами из зон вооруженных
конфликтов.
Вызывает озабоченность функционирование нелицензированных
охранных подразделений, служб безопасности коммерческих и
государственных структур, неконтролируемое использование ими
боевого и гражданского оружия.
Руководители многих подразделений
лицензионно-разрешительной системы органов внутренних дел на
местах слабо осуществляют контроль за законностью и
обоснованностью приобретения, хранения и ношения оружия.
Не обеспечивается должный контроль за законностью торговли
огнестрельным оружием, вследствие чего некоторые магазины и
предприятия занимаются продажей отдельных его видов и моделей,
не имея сертификата на реализуемые партии. Нередко оружие
продается гражданам без предъявления ими лицензии на его
приобретение либо по поддельным документам.
Распространены нарушения установленного порядка изъятия,
регистрации, хранения и реализации изъятого и добровольно
выданного оружия.
Одним из источников нелегального оборота взрывчатых веществ
являются предприятия (шахты, карьеры, рудники и т.п.),
использующие взрывчатые вещества в своей производственной
деятельности. В то же время лицензирование в области взрывного
дела вводится медленно.
Увеличение количества оружия в нелегальном обороте, а также
в правомерном владении граждан и организаций обострило проблему
его сохранности и контроля применения. Между тем практически
повсеместно объекты разрешительной системы проверяются
нерегулярно, хищения и другие нарушения выявляются спустя
длительное время после их совершения. Руководители предприятий и
организаций зачастую игнорируют предписания органов внутренних
дел об устранении выявленных нарушений на объектах хранения
оружия и взрывчатых веществ.
Не отвечает предъявляемым требованиям качество
предварительного следствия. С каждым годом все больше хищений
оружия остается нераскрытым. На результатах расследования
отрицательно сказывается неквалифицированное проведение осмотров
места происшествия по таким делам. Зачастую они проводятся
несвоевременно, без участи криминалистов, в ходе их не
принимается мер к обнаружению и изъятию следов преступления,
предметов, имеющих значение для раскрытия преступления и
изобличения лиц, его совершивших. Изъятые предметы в нарушение
требований уголовно-процессуальных норм не всегда осматриваются
и приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств.
Не везде ведется криминалистический учет изъятого оружия,
оно не проверяется по оперативным учетам ГИЦ МВД, не
отстреливается, а пули гильзы не направляются в ЭКЦ МВД для
проверки по федеральной пулегильготеке, что снижает возможности
расследования.
Как показало изучение, по большинству уголовных дел о
нераскрытых хищениях оружия следствие ведется беспланово,
возможности оперативно-розыскной деятельности используются
недостаточно, версии до конца не разрабатываются и практически
по нерасследованным делам выносятся постановления о
приостановлении следствия. Многие из них впоследствии
обоснованно отменяются прокурорами. По делам о незаконном
приобретении, хранении, ношении и сбыте огнестрельного оружия не
принимаются надлежащие меры к установлению источников его
приобретения.
Ведомственный контроль органов внутренних дел за
исполнением законов, направленных на обеспечение сохранности
огнестрельного оружия расследованием уголовных дел,
лицензионно-разрешительной деятельностью подчиненных органов
ослаблен.
Таможенные органы в условиях широкомасштабного
контрабандного распространения в стране оружия не смогли
организовать должным образом работу по выявлению и пресечению
каналов его ввоза.
Недостаточна и роль органов контрразведки в пресечении
незаконного ввоза оружия в страну.
Не носит упреждающего характера прокурорский надзор.
Некоторые прокуроры, несмотря на все возрастающую опасность,
связанную с незаконным оборотом огнестрельного оружия,
боеприпасов и взрывчатых веществ, самоустраняются от работы на
этом важном направлении деятельности, проверок по данным
вопросам не планируют и не проводят, не всегда реагируют на
нарушения законности.
С учетом вышеизложенного предлагаем:
1. Всем руководителям правоохранительных органов субъектов
Российской Федерации:
1.1. Незамедлительно принять меры к устранению отмеченных
нарушений в исполнении законодательства, регулирующего оборот
огнестрельного оружия, и внести соответствующие коррективы в
комплексные региональные программы по усилению борьбы с
преступностью.
1.2. Работу по пресечению незаконного оборота
огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов
рассматривать как одно из приоритетных направлений борьбы с
организованной преступностью.
1.3. Наладить четкую систему взаимодействия и координации в
деятельности правоохранительных органов по своевременному
выявлению и пресечению хищений, контрабанды и иного незаконного
оборота оружия, боевой техники, взрывчатых веществ и боеприпасов.
1.4. При выездах в подчиненные органы в обязательном
порядке проверять исполнение ими законодательства, регулирующего
оборот огнестрельного оружия.
1.5. В предупредительно-профилактической работе эффективнее
использовать средства массовой информации.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации,
специализированным (на правах областных) прокурорам:
2.1. Систематически проверять соблюдение Законов Российской
Федерации "Об оружии", "О частной детективной и охранной
деятельности в Российской Федерации". Особое внимание обращать
на выполнение требований названного законодательства
лицензионно-разрешительными службами органов внутренних дел.
2.2. Во 2-м квартале текущего года организовать изучение
следственной практики по уголовным делам о хищениях, сбыте,
хранении, ношении и применении огнестрельного оружия. По
результатам принять необходимые меры.
2.3. Обеспечить проверку законности принимаемых судами
решений по всем делам названной категории. При выявлении
незаконных и необоснованных приговоров опротестовывать их в
установленном законом порядке.
2.4. В каждом конкретном случае совершения преступления с
применением огнестрельного оружия или взрывчатых веществ
рассматривать вопрос о необходимости поддержания
государственного обвинения.
3. Прокурорам войсковых частей в 1-м полугодии 1995 года
проверить исполнение соответствующего законодательства на
производящих вооружение предприятиях и в особо режимных воинских
формированиях.
Каждому факту утраты, недостачи, хищения оружия и
обстоятельствам им способствовавшим, давать принципиальную
правовую оценку.
4. Руководителям органов внутренних дел республик, краев,
областей, автономной области и автономных округов, гг. Москвы и
Санкт-Петербурга, совместно с заинтересованными организациями:
4.1. В 1-м полугодии 1995 года провести всестороннее и
полное обследование объектов, на которых складируются оружия,
боеприпасы, взрывчатые вещества, и их комплексную инвентаризацию.
Решить вопрос о целесообразности хранения спортивного и
учебного оружия в учебных заведениях в связи с отменой курса
начальной военной подготовки.
4.2. Разработать комплекс мер по усилению охраны и обороны
предприятий, производящих оружие и боеприпасы, мест их хранения,
а также надлежащему оперативному прикрытию заводов-изготовителей
оружия.
4.3. По итогам работы за 1-е полугодие 1995 года обобщить
практику проведения комплексных оперативно-профилактических
мероприятий изъятию из незаконного оборота оружия. Выработать
применительно к местным условиям новые формы и методы борьбы с
нелегальным оборотом оружия. Путем совместного участия всех
правоохранительных органов в разработке и реализации таких
целевых мероприятий повысить их эффективность.
5. Руководителям органов внутренних дел и прокуратуры
усилить контроль и надзор за состоянием работы по раскрытию и
расследованию преступлений, связанных с хищением, незаконным
приобретением, ношением, хранением, изготовлением и сбытом
оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также их применением
при совершении других преступлений, не допускать необоснованного
освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших эти
преступления.
6. Органам контрразведки при получении данных о фактах
незаконного оборота оружия проводить оперативно-розыскные
мероприятия с целью выявлений и пресечения его незаконного ввоза
и вывоза, террористических актов, создания незаконных
вооруженных формирований, коррупции, других нарушений
законодательства Российской Федерации об оружии в Вооруженных
Силах, лицензионно-разрешительных подразделениях органов МВД
России, а также на предприятиях, осуществляющих производство,
хранение, оптовую и розничную продажу оружия.
7. Таможенным органам разработать систему мер по пресечению
контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов, повысить
эффективность противодействия их проникновению на территорию
России.
8. Органам внутренних дел, контрразведки, таможенного
контроля с участием работников прокуратуры до 01.07.95 провести
совместные проверки правомерности производства, продажи,
соблюдения правил хранения, ввоза и вывоза оружия предприятиями,
ведомствами, организациями, учреждениями и гражданами.
9. Результаты проделанной работы, вытекающие из нее выводы
рассмотреть на координационных совещаниях с участием
руководителей администрации, председателей судов, начальников
военных гарнизонов и командиров войсковых частей. Разработать
совместные конкретные меры по борьбе с нелегальным оборотом
оружия, адекватные сложившейся в регионе оперативной обстановке.
О принятых мерах и результатах информировать по ведомствам
к 15.09.95.
И.о. Генерального прокурора
Российской Федерации
государственный советник
юстиции 1 класса А.Н.Ильюшенко
Министр внутренних дел
Российской Федерации
генерал армии В.Ф.Ерин
Директор Федеральной службы
контрразведки Российской Федерации
генерал-лейтенант С.В.Степашин
Председатель Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
действительный государственный
советник таможенной службы А.С.Круглов
|