ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 16 марта 1995 г. N 14-4/95
О РАЗЪЯСНЕНИЯХ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И УСЛОВИЙ РАБОТЫ
С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ
(в ред. письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)
Департамент регулирования денежного обращения направляет
разъяснения по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых
операций в Российской Федерации" и условий работы с денежной
наличностью для руководства в практической деятельности.
Директор Департамента
регулирования
денежного обращения
А.Л.ЗИНЧЕНКО
Приложение
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И УСЛОВИЙ РАБОТЫ
С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ
(в ред. письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)
1. Как часто одна организация может рассчитываться наличными
деньгами с другой организацией в пределах сумм, установленных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября
1994 г. N 1258 "Об установлении предельного размера расчетов
наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими
лицами"?
Что значит один платеж до 2 млн. рублей - 1 счет, 1 накладная,
чек?
Расчеты наличными деньгами осуществляются по мере
возникновения потребности.
Вышеназванным Постановлением введены ограничения расчетов
наличными деньгами между юридическими лицами в сумме 2 млн. рублей
по одному платежу. При этом под термином "один платеж" понимаются
расчеты наличными деньгами одного юридического лица с другим
юридическим лицом за приобретаемые товарно - материальные ценности
в один день по одному или нескольким денежным документам в сумме
до 2 млн. рублей.
Подтверждением расходования наличных денег являются: копия
товарного чека, счет, накладная, отчеты подотчетных лиц о
расходовании полученных наличных денег с приложением первичных
документов.
Юридическим лицам, заключившим долговременные договоры, в
целях сокращения налично - денежного оборота следует рекомендовать
осуществлять платежи в безналичном порядке.
2. Правомерна ли выдача наличных денег на покупку ценных бумаг
различным финансовым компаниям, инвестиционным фондам и частным
предпринимателям, которыми покупаются ценные бумаги как у
юридических, так и у физических лиц. Какие документы должны при
этом представляться в банк?
В соответствии с разъяснениями Министерства финансов
Российской Федерации от 6 июля 1992 г. N 53 "О правилах совершения
и регистрации сделок с ценными бумагами" стороны, заключающие
сделку с ценными бумагами, должны прийти к соглашению условий их
оплаты.
Согласно действующему законодательству предприятия
самостоятельно распоряжаются денежными средствами, хранящимися на
их счетах в учреждениях банков, в соответствии с целевым
назначением этих расходов.
Предприятие может получить в банке наличные деньги в
необходимой ему сумме, однако, расходование их осуществляется в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 17.11.94 N 1258, которым введены ограничения налично - денежных
расчетов между юридическими лицами, в том числе по покупке ценных
бумаг.
Расчеты между юридическими и физическими лицами могут
осуществляться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами
по договоренности.
3. Как увязать Указ Президента Российской Федерации от 23 мая
1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и
укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве", касающийся
выдачи средств на неотложные нужды с ограничением выдачи наличных
денег до 2 млн. рублей?
Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005
определяет временный порядок использования средств юридических
лиц, поступающих на их расчетные (текущие) счета.
В соответствии с п. 2.6 письма Банка России от 30.06.94 N 98
"О выполнении Указа Президента Российской Федерации от 23 мая
1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и
укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве" наличные
деньги в счет неотложных нужд выдаются банками только
неплатежеспособным предприятиям в размере, предусмотренном
п. 1 "б" вышеуказанного письма.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября
1994 г. N 1258 вводит ограничения расчетов наличными деньгами
между всеми юридическими лицами.
4. Распространяются ли на коммерческие банки предусмотренные
Указом Президента от 23 мая 1994 г. N 1006 санкции за превышение
лимита остатка операционных касс?
Не распространяются. В данном случае следует руководствоваться
письмом Банка России от 06.07.94 N 99.
5. Штраф в 2-кратном размере за осуществление расчетов
наличными деньгами с другими предприятиями сверх установленных
предельных сумм берется от всей суммы произведенного платежа или
только от суммы превышения, с обоих участников расчетов или только
с покупателя?
Согласно Указу Президента N 1006 штраф берется в 2-кратном
размере суммы произведенного платежа. При этом штраф взыскивается
в одностороннем порядке с юридического лица, совершившего платеж
(с покупателя).
6. Существует ли несоответствие между пунктами 41 и 44
"Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" в части
организации проверок бюджетных организаций?
"Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации"
распространяется на все предприятия независимо от форм
собственности и сферы деятельности, включая бюджетные организации.
В связи с этим проверки бюджетных организаций могут осуществлять
как банки, так и финансовые органы, следовательно, несоответствия
между п. п. 41 и 44 нет.
7. По сообщению коммерческих банков, ряд предприятий, несмотря
на неоднократные напоминания, не обращается в банк за
установлением им лимита остатка кассы. Считать ли находящиеся в
кассе деньги сверхлимитным остатком?
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается
обслуживающим банком всем предприятиям, организациям и учреждениям
независимо от формы собственности и сферы деятельности.
Предприятия, не имеющие его, должны ежедневно сдавать в банк всю
денежную наличность. Следовательно, не сданная в банк денежная
наличность считается сверхлимитной.
8. В пункте 8 Указа N 1006 предусматривается, что банки
обязаны информировать налоговые органы о совершении физическими
лицами операций на сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США и
выше.
В тоже время в ст. 25 Закона "О банках и банковской
деятельности в РСФСР" сказано, что банки обязаны хранить тайну по
вкладам граждан. Как это совместить?
Пункт 8.2 Порядка применения положений Указа Президента
Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении
комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет
налогов и иных обязательных платежей" предусматривает обязанность
налоговых органов обеспечивать сохранность и конфиденциальность
указанной информации в соответствии с требованиями, установленными
законодательством Российской Федерации, поэтому противоречия между
ст. 25 вышеназванного Закона и п. 8 Указа Президента N 1006 нет.
9. Могут ли быть применены налоговыми органами штрафные
санкции на основании проверки ими снятия остатков кассы за один
день вместо 3-х месяцев?
В соответствии с порядком ведения кассовых операций банки
осуществляют проверки кассовой дисциплины, но не снятие остатков
кассы. Налоговыми органами штрафные санкции применяются на
основании проверок, осуществляемых учреждениями банков за период
не менее чем 3 месяца.
10. Что является основанием выдачи наличных денег для закупки
сельхозпродукции у населения?
Закупка сельхозпродукции осуществляется в соответствии с
уставной деятельностью предприятия или лицензией на осуществление
данного вида деятельности.
Выдачи наличных денег из касс банков на закупку
сельхозпродукции у населения осуществляются без ограничения.
Целевое использование полученных предприятием денежных средств
проверяется обслуживающим учреждением банка в последующем порядке
при выходе на место по вопросам соблюдения предприятиями условий
работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Основанием для определения обоснованности расходования
предприятиями денежных средств на указанные цели и их
подтверждением могут служить смета затрат, устав, положение,
решение о создании предприятия или договор учредителей, лицензии
на осуществление отдельных видов деятельности и другие документы,
договоры (контракты), отчеты подотчетных лиц о расходовании
полученных для закупки сельхозпродукции наличных денег.
При решении вопроса о выдаче наличных денег на цели, указанные
в чеке, банки могут запросить от обслуживаемых предприятий
необходимые документы.
11. Может ли комбанк принять решение о расходовании на месте
клиентом постоянной денежной выручки на выплату зарплаты или
сельхоззаготовки (т.е. по п. 7 Порядка), если к счету клиента
имеются постоянные претензии, в т.ч. платежи в бюджет?
Вся поступающая в кассу предприятия - недоимщика денежная
выручка сдается в кредитную организацию и зачисляется на его
расчетный (текущий) счет.
РКЦ и кредитные организации не вправе разрешать предприятиям -
недоимщикам расходовать поступающую в их кассу выручку. Ранее
выданные разрешения на право расходования наличной денежной
выручки у предприятий - недоимщиков должны быть аннулированы.
Для юридических лиц, не имеющих задолженности по платежам в
бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды,
сохраняется действующий порядок разрешения расходования денежной
выручки в соответствии с пунктом 7 "Порядка ведения кассовых
операций в Российской Федерации", утвержденного решением Совета
директоров Банка России 22 сентября 1993 года.
(в ред. письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)
12. Разъяснить пункт 7 Порядка ведения кассовых операций в
части: должен ли банк давать письменное разрешение на указанные в
этом пункте выплаты или достаточно информированности банка, чтобы
подобные выплаты имели законную силу?
Порядок согласования данного вопроса может быть предусмотрен в
договорах на расчетно - кассовое обслуживание клиентов, а также в
примерной форме документа на установление им лимита остатка кассы.
13. Какие меры ответственности применяются к предприятиям,
допустившим нецелевое использование денег, полученных в банке, и
расходование средств из выручки, не согласовывая с банком?
Согласно действующему законодательству меры ответственности за
названные нарушения не предусмотрены. Однако коммерческим банкам
следует проверять целевое использование полученных предприятиями в
банках денежных средств, а также расходование средств из выручки и
при необходимости предъявлять к ним соответствующие требования.
14. Отменен. - Письмо ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50.
15. Можно ли рекомендовать банку устанавливать для
организации, торгующей в субботу и воскресенье, два лимита остатка
кассы?
Лимит остатка кассы для предприятий, организаций, учреждений
устанавливается один в размерах, необходимых для обеспечения
нормальной работы предприятий в соответствии с п. 5 указаний
Центрального банка Российской Федерации от 30.09.94 N 113.
16. Будет ли являться нарушением Постановления Правительства
Российской Федерации от 17.11.94 N 1258, если сделка между
юридическими лицами заключена на 10 млн. рублей, а расчеты ведутся
наличными деньгами в течение 5 дней по 2 млн. рублей в день?
Если одно юридическое лицо ежедневно производит платеж в адрес
другого юридического лица наличными деньгами при условии
соблюдения установленного Правительством Российской Федерации
предельного размера расчетов наличными деньгами в сумме 2 млн.
рублей, то нарушением это не является.
В то же время юридическим лицам, заключившим долговременные
договоры, в целях сокращения налично - денежного оборота следует
рекомендовать осуществлять платежи в безналичном порядке.
17. Следует ли требовать разбивку получаемых по чекам наличных
средств по целям расхода?
Направление использования денежных средств и их целевое
назначение предприятие определяет по своему усмотрению. Клиенты на
обороте денежных чеков указывают целевое назначение получаемых
денежных сумм (письмо Госбанка СССР от 11.04.91 N 348, ч. II).
18. Распространяется ли на счет N 717 "Средства юридических
лиц, депонированные в банке для расчетов с применением пластиковых
карт" порядок получения денежных средств на неотложные нужды
(письмо ЦБ РФ N 98 от 30.06.94) и порядок работы с денежной
наличностью (совместное письмо от 13.08.94 ГНС РФ N ВГ-4-13/94н,
МФ РФ N 104 и ЦБ РФ N 104)?
На данный счет не может распространяться порядок получения
денежных средств на неотложные нужды, изложенный в указаниях
Центрального банка Российской Федерации N 98 от 30.06.94,
поскольку ими предусматривается проведение таких операций по
расчетному (текущему) счету.
Что касается порядка использования денежной наличности,
получаемой с применением пластиковых карт, то предприятиям и
организациям следует руководствоваться Постановлением
Правительства Российской Федерации N 1258 "Об установлении
предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской
Федерации между юридическими лицами", согласно которому введены
ограничения налично - денежных расчетов между юридическими лицами
в сумме 2 миллионов рублей по одному платежу.
19. Просим разъяснить порядок применения Указа Президента
N 1006 (пункт 9, абзацы 1 и 2) в отношении предпринимателей,
осуществляющих свою деятельность без образования юридического
лица.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской
Федерации к предпринимательской деятельности гражданина
применяются правила Кодекса, регулирующие деятельность
коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных
правовых актов и существа правоотношений.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение физическими
лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, условий работы с денежной
наличностью контролируется Госналогслужбой России в порядке,
установленном налоговым законодательством. (Раздел IV Инструкции
N 35 от 29.06.95 с изменениями по применению Закона Российской
Федерации "О подоходном налоге с физических лиц").
(в ред. письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)
20. Утратила ли силу Инструкция N 6 от 03.12.86 "Об
организации работы по денежному обращению учреждениями
Государственного банка СССР"?
Распространяется ли данный нормативный документ на
предприятия, имеющие торговую выручку и выручку от услуг?
Данный документ не утратил силу. Вместе с тем, по отдельным
вопросам следует руководствоваться указаниями и рекомендациями
Банка России, в частности - письмом Департамента регулирования
денежного обращения от 01.06.93 N 14-151 "О некоторых вопросах
работы по денежному обращению".
21. Остается ли в силе п. 11 разъяснений Центрального банка
Российской Федерации от 17.02.94 N 14-4/35 по применению "Порядка
ведения кассовых операций в Российской Федерации" в части
организаций, которые в силу специфики своей деятельности
руководствуются Законом "Об общественных объединениях"?
Порядок ведения кассовых операций применяется всеми
предприятиями на территории Российской Федерации, включая
общественные организации, а контроль за их деятельностью
осуществляется в соответствии с Федеральным законом
"Об общественных объединениях" от 19.05.95 N 82-ФЗ (статья 38).
(в ред. письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)
Отдел методологии и организации
налично - денежного обращения
регионов России
|