ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 февраля 1995 г. N 132
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА ОТ ХИЩЕНИЙ, НЕДОСТАЧ
И ПОРЧИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
(в ред. Приказа ГТК РФ от 16.07.2002 N 751)
В целях активизации работы по сохранности денежных средств и
материальных ценностей в таможенных органах Российской Федерации
приказываю:
1. Утвердить Положение о порядке возмещения ущерба от хищений,
недостач и порчи материальных ценностей (прилагается).
2. Начальникам таможенных органов Российской Федерации,
руководителям предприятий, учреждений и организаций,
подведомственных ГТК России, принять утвержденное Положение к
неукоснительному исполнению.
3. Считать утратившим силу указание ГТК России от 12.03.92
N 11-12/12 "О порядке возмещения ущерба от хищений, недостач и
порчи товарно-материальных ценностей, ответственности
руководителей и должностных лиц таможенных органов за состояние
работы по сохранности денежных средств и товарно-материальных
ценностей".
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
первого заместителя председателя ГТК России Кругликова В.Ф.
Председатель
Государственного таможенного
комитета Российской Федерации
А.С.КРУГЛОВ
Приложение
к Приказу ГТК России
от 28.02.95 N 132
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА ОТ ХИЩЕНИЙ, НЕДОСТАЧ
И ПОРЧИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
(в ред. Приказа ГТК РФ от 16.07.2002 N 751)
Начальник таможенного органа наряду с материально
ответственными лицами отвечает за сохранность имущества
таможенного органа. По каждому факту хищений, недостач и порчи
материальных ценностей проводится служебное расследование.
Основанием для проведения служебного расследования являются
задержание с поличным, результаты инвентаризаций, ревизий, данные,
содержащиеся в материалах претензионных, арбитражных и судебных
дел, в заявлениях и письмах граждан.
1. Порядок проведения служебного расследования
1.1. При выявлении хищений, недостач, порчи материальных
ценностей, а равно при обнаружении фактов неоприходования излишков
и в других случаях необеспечения сохранности имущества таможенного
органа начальник таможенного органа безотлагательно организует
проведение служебного расследования.
1.2. Служебное расследование проводится комиссией, которая
образуется приказом начальника таможенного органа. В состав
комиссии включаются заместитель начальника (председатель
комиссии), начальник отдела бухгалтерского учета и контроля -
главный бухгалтер, сотрудник юридической службы, представители
других подразделений таможенного органа.
Начальник таможенного органа проверку фактов хищений,
недостач, порчи материальных ценностей, а равно при обнаружении
фактов неоприходования излишков может поручить отделу дознания
таможенного органа.
1.3. Срок проведения служебного расследования - до 10 дней.
В ходе расследования устанавливаются обстоятельства совершения
хищений, образования недостач и порчи материальных ценностей,
причины и условия их возникновения, выявляются конкретные виновные
лица.
1.4. По результатам служебного расследования комиссия
составляет акт и представляет его на утверждение начальнику
таможенного органа. К акту приобщаются все материалы служебного
расследования.
В акте, наряду с конкретными мерами о взыскании материального
ущерба с виновных лиц, о возможности их дальнейшего пребывания на
материально ответственной работе, указываются предложения об
устранении причин и условий, способствовавших совершению хищений,
образованию недостач (излишков), порчи материальных ценностей.
1.5. Акт о результатах служебного расследования подписывается
всеми членами комиссии.
Член комиссии, несогласный с выводами комиссии или отдельными
положениями акта, свое особое мнение, которое приобщается к акту,
излагает письменно.
1.6. Начальник таможенного органа по завершении служебного
расследования (проверки отделом дознания) и утверждении акта в
3-дневный срок направляет в ГТК России краткое сообщение о его
результатах с приложением копии акта. В сообщение могут вноситься
предложения, направленные на предупреждение и предотвращение
совершения хищений, образования недостач (излишков), порчи
материальных ценностей, а также о наказании виновных должностных
лиц.
2. Оформление и передача материалов
следственным органам
2.1. При выявлении в ходе служебного расследования фактов,
свидетельствующих о признаках совершения преступления, акт о
результатах расследования и все материалы расследования
начальником таможенного органа лично направляются в следственные
органы для принятия ими окончательного решения.
В таможенном органе оставляется копия акта о результатах
служебного расследования.
2.2. В случаях, когда имеется основание для привлечения
виновных лиц к уголовной ответственности по результатам ревизий,
соответствующие материалы направляются в установленном порядке
следственным органам.
Направление материалов следственным органам может
производиться в необходимых случаях непосредственно руководителем
ревизионной группы, производившей ревизию.
Одновременно начальник ревизуемого таможенного органа решает
вопрос о материальной ответственности виновных должностных лиц.
2.3. Направляемые в следственные органы материалы о хищениях,
недостачах, порче материальных ценностей должны содержать:
- заявление (письмо), послужившее первичным основанием для
проведения расследования или ревизии;
- акт документальной ревизии или инвентаризации со
сличительной ведомостью, заключение и материалы служебного
расследования, акт о результатах проверки ценностей, подписанный
уполномоченными на то лицами;
- подлинные документы или копии документов, подтверждающие
выявленные злоупотребления;
- письменные объяснения ревизуемых, а также других лиц,
имеющие значение для проверки обстоятельств совершения
злоупотреблений и заключения ревизующих по этим объяснениям.
2.4. Сопроводительное письмо таможенного органа, направляемое
в следственные органы, должно быть исполнено машинописным текстом,
а если это невозможно, то разборчиво написано от руки. В тексте
письма и в приложениях к нему подчистки и приписки не допускаются.
Все приложения следует пронумеровать (каждый лист в отдельности) и
сшить. К письму прилагается перечень (опись) документов. В перечне
указываются наименования документов, а также количество и номера
листов.
2.5. При направлении материалов следственным органам в делах
контрольно-ревизионного отдела таможенного органа должны быть
оставлены:
- копия акта документальной ревизии;
- копии объяснений должностных лиц ревизуемого таможенного
органа, виновных в установленных ревизией нарушениях и
злоупотреблениях;
- копии основных документов, подтверждающих указанные в акте
злоупотребления и нарушения;
- документ, подтверждающий направление материалов следственным
органам.
2.6. При направлении материалов в следственные органы для
привлечения виновных к уголовной ответственности перед
следственными органами одновременно ставится вопрос о принятии мер
к обеспечению гражданских исков, а руководителю таможенного органа
предлагается предъявить к виновным лицам гражданские иски о
возмещении причиненного ущерба.
2.7. В случаях, когда причинен материальный ущерб, но действия
виновных лиц в уголовном порядке не рассматриваются или уголовное
дело прекращено, начальник ревизуемого таможенного органа обязан
предъявить иск к лицам, виновным в причиненном ущербе.
2.8. На контрольно-ревизионные отделы региональных таможенных
управлений возлагается контроль за прохождением дел, переданных
таможенными органами в следственные и судебные органы.
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или
постановление следственных органов о прекращении уголовного дела,
возбужденного по материалам ревизии, может быть обжаловано в
установленном законом порядке.
3. Возмещение материального ущерба
3.1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим
потерям на основании данных бухгалтерского учета, исходя из
балансовой стоимости материальных ценностей за вычетом износа по
установленным нормам.
3.2. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения
работника к дисциплинарной, административной или уголовной
ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб
таможенному органу.
3.3. Взыскание с материально ответственных лиц таможенных
органов задолженности по мелким хищениям, недостачам в случае
увольнения этих работников и выдачи ими обязательств о погашении
производится в бесспорном порядке на основании исполнительной
надписи нотариальных органов.
Если должник не согласен с исполнительной надписью
нотариального органа, он может в соответствии с действующим
законодательством оспорить ее в судебном порядке.
3.4. Гражданский иск о возмещении ущерба предъявляется в
народный суд лишь в случаях, когда:
- взыскивается ущерб, причиненный мелкими хищениями,
недостачами, порчей материальных ценностей при отсутствии
признаков уголовного преступления;
- следственными органами отказано в возбуждении уголовного
дела за отсутствием в деянии состава преступления или по другим
основаниям;
- гражданский иск, заявленный в уголовном деле, был оставлен
судом без рассмотрения в связи с оправданием подсудимого за
отсутствием состава преступления;
- суд при рассмотрении уголовного дела признал за истцами
право на удовлетворение иска, но не принял решение за
невозможностью произвести подробный расчет по иску без отложения
разбирательства дела.
3.5. При хищении, недостаче, умышленном уничтожении или
умышленной порче материальных ценностей ущерб определяется по
ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба, и
взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном трудовым
законодательством.
Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких
работников, определяется для каждого из них с учетом степени вины,
вида и предела материальной ответственности.
3.6. Списание с баланса таможенного органа убытков от порчи
материальных ценностей, недостач, списания сверх норм убыли
возможно лишь в следующих случаях:
- если во взыскании ущерба отказано судом вследствие
необоснованного иска;
- если ущерб возмещен с виновных лиц в добровольном порядке в
соответствии со статьей 248 Трудового кодекса Российской
Федерации;
(в ред. Приказа ГТК РФ от 16.07.2002 N 751)
- если на списание убытков получено разрешение ГТК России.
|