ОТМЕНЕНО - УКАЗАНИЕ ЦБ РФ ОТ 15.06.2004 N 1451-У
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 24 февраля N 12-86
В настоящем Информационном письме Главного управления
валютного регулирования и валютного контроля Центрального банка
Российской Федерации приведены ответы на наиболее типичные
вопросы, направленные в Банк России из Главных управлений,
Национальных банков Центрального банка Российской Федерации,
коммерческих банков, представительств иностранных банков на
территории Российской Федерации, от юридических лиц (резидентов и
нерезидентов), физических лиц (резидентов и нерезидентов) по
применению валютного законодательства Российской Федерации.
В этом документе дается перечень законодательных и нормативных
актов, используемых нами при подготовке соответствующих
заключений.
Мы надеемся, что это Информационное письмо окажет практическую
помощь управлениям (отделам) валютного регулирования и валютного
контроля Главных управлений, Национальных банков Банка России в
практическом применении валютного законодательства.
Начальник Главного управления валютного
регулирования и валютного контроля
Центрального банка Российской Федерации В.Н.Мельников
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
I. Общие положения
1. Требуется ли разрешение Банка России на приобретение
нерезидентом и резидентом за иностранную валюту акций
предприятий-резидентов?
В соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле" портфельные инвестиции (т.е.
приобретение ценных бумаг) относятся к валютным операциям,
связанным с движением капитала.
Валютные операции, связанные с движением капитала,
осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным
банком Российской Федерации.
Согласно пункту 4 раздела П и пункту 2 раздела Ш "Основных
положений о регулировании валютных операций на территории СССР",
утвержденных письмом Госбанка СССР от 24 мая 1991 года N 352, все
валютные операции, связанные с движением капитала, могут
осуществляться резидентами только по лицензии Банка России.
Таким образом, резидент должен получить разрешение Банка
России на зачисление на свой текущий валютный счет средств в
иностранной валюте, поступающих от реализации акций
предприятия-резидента нерезиденту. В случае, если
предприятие-резидент реализует свои акции за иностранную валюту
резиденту, то резидент, приобретающий акции, должен получить
разрешение Банка России на перевод денежных средств в иностранной
валюте на текущий валютный счет предприятия-резидента,
реализующего акции.
(Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности"; статья 1,
пункт 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле").
2. В каких случаях на территории Российской Федерации
допускаются расчеты в иностранной валюте между юридическими
лицами-резидентами?
1. Между юридическими лицами-резидентами использование
иностранной валюты в безналичном порядке и платежных документов в
иностранной валюте допускается в следующих случаях:
а) в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и
экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих
организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов
входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;
б) при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и
экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов в
морские и речные порты, на пограничные железнодорожные станции,
грузовые склады и терминалы покупателей;
в) при расчетах за транзитные перевозки грузов через
территорию России;
г) за услуги предприятий связи по аренде международных каналов
связи для российских предприятий и организаций в случаях, если
расчеты с иностранными владельцами средств коммуникаций
осуществляются предприятиями связи;
д) при оплате комиссионного вознаграждения организациям,
осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами
по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной
продукции;
е) при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции
(работ, услуг) на экспорт из валютной выручки, остающейся в
распоряжении экспортеров;
ж) при оплате расходов банковских учреждений и посреднических
внешнеэкономических организаций, если указанные расходы
производились этими учреждениями и организациями или были
предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также при
оплате комиссий, которые взимаются банковскими учреждениями и
посредническими внешнеэкономическими организациями для покрытия
расходов в валюте;
з) при проведении расчетов, связанных с получением
коммерческого или банковского кредита в иностранной валюте и его
погашением, а также при проведении операций по покупке и продаже
иностранной валюты на внутреннем рынке.
2. Предприятия имеют право за иностранную валюту в безналичном
порядке оплачивать стоимость товаров (работ, услуг), приобретаемых
гражданами, состоящими с ними в трудовых отношениях, у
уполномоченных предприятий.
3. В иностранной валюте и в рублях могут быть выражены и
оплачены в безналичном порядке денежные обязательства, возникающие
в процессе обращения облигаций внутреннего облигационного займа.
4. Допускается осуществление перевода арбитражного сбора либо
его части в иностранной валюте с текущего счета резидента в пользу
Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской
Федерации либо Морской арбитражной комиссии при
Торгово-промышленной палате Российской Федерации при рассмотрении
дел между резидентами и нерезидентами по спорам, вытекающим из
заключенных между ними контрактов. В случае прекращения
производства по делу, истцу-резиденту может быть возвращен в
полной сумме (либо его часть) арбитражный сбор в иностранной
валюте.
Для осуществления расчетов в иностранной валюте между
юридическими лицами - резидентами во всех иных случаях требуется
наличие у плательщика разрешения Банка России на осуществление
каждой отдельной валютной операции.
(Раздел Ш Основных положений о регулировании валютных операций
на территории СССР; пункт 4 Инструкции Банка России от 20 января
1993 г. N 11 "О порядке реализации гражданам на территории
Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную
валюту"; пункт 2 письма Банка России от 13 апреля 1994 г N 87 "О
порядке осуществления на территории Российской Федерации операций
с облигациями внутреннего государственного валютного
облигационного займа"; письмо Банка России от 2 сентября 1994 г. N
108 "О переводах арбитражного сбора в иностранной валюте").
3. Могут ли быть начислены и выплачены уполномоченным банком
проценты по счетам (вкладам) резидентов и нерезидентов в рублях
или в иностранной валюте, отличной от валюты вклада?
Начисление уполномоченными банками процентов по остаткам
средств на открытых у них счетах (вкладах) резидентов и
нерезидентов осуществляется только в той иностранной валюте, в
которой открыт счет (вклад), с зачислением указанных средств на
валютный счет (вклад), на который начисляются проценты.
(Пункт 13 письма Банка России от 2 сентября 1994 года N107 "Об
уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на
территории Российской Федерации").
4. Имеют ли право резиденты (физические и юридические лица)
открывать счета за границей и в каких случаях?
На период пребывания за границей физические лица - резиденты
могут открывать в банках-нерезидентах счета и вклады в иностранной
валюте. В иных случаях открытие счетов и вкладов за границей
физическими лицами - резидентами допускается только по лицензии
Банка России.
По окончании срока пребывания за границей резидент обязан
закрыть счета в иностранных банках и перевести остатки по счетам в
уполномоченный банк Российской Федерации или везти с соблюдением
таможенных правил полученные за границей валютные ценности в
Российскую Федерацию.
Юридические лица - резиденты могут открывать счета за
пределами Российской Федерации и совершать по ним операции только
с разрешениям Банка России.
(Пункт 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле", раздел 1V, и пункт 11 раздела
VIII "Основных положений о регулировании валютных операций на
территории СССР").
5. На какие цели и в каком порядке могут покупать иностранную
валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации
юридические лица - резиденты?
Юридические лица - резиденты имеют право покупать иностранную
валюту за рубли через уполномоченные банки Российской Федерации
для целей осуществления текущих валютных операций, а также
платежей в погашение основного долга при условии представления в
уполномоченный банк документов, подтверждающих наличие договорных
отношений (контракты, кредитные соглашения).
Иностранная валюта, купленная юридическими лицами -
резидентами на внутреннем валютном рынке, подлежит зачислению в
полном объеме на их текущие валютные счета в уполномоченных банках
Российской Федерации.
(Пункты 24 и 25 раздела 1V Инструкции Банка России от 29 июня
1992 года N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями,
объединениями, организациями части валютной выручки через
уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации", телеграмма Банка России от 25 марта
1993 года N 50-93).
6. Возможна ли покупка иностранной валюты российской страховой
компанией под контракт с нерезидентом на перестрахование
ответственности перед третьими лицами?
В соответствии с пунктом 24 Инструкции банка России от 29 июня
1992 года N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями,
объединениями, организациями части валютной выручки через
уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации" российская страховая компания имеет
право купить иностранную валюту за рубли через уполномоченные
банки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для
расчетов по перестраховочным операциям с нерезидентами. При этом
имеется в виду, что при покупке иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке РФ российской страховой компании необходимо
представить в уполномоченный банк контракт на перестрахование
ответственности, заключенный с нерезидентом и подтверждающий, что
срок последнего платежа по данному контракту не будет превышать
180 дней с момента его заключения, т.е. подтверждающий факт
покупки иностранной валюты в целях проведения текущей валютной
операции.
11. Вопросы, связанные с обязательной продажей части валютной
выручки на внутреннем валютном рынке страны
1. Распространяются ли требования Инструкции Банка России от
19.07.92 г. N 7 об обязательной продаже 50% валютной выручки на
предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических
лиц?
На предпринимателей-резидентов, не зарегистрированных в
качестве юридических лиц, распространяются требования только
раздела 1V Инструкции Банка России от 29 июня 1992 года N 7 "О
порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями,
организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и
проведение операций на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации". Таким образом, индивидуальные предприниматели не
осуществляют продажу 50% валютной выручки на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации.
2. Подлежит ли обязательной продаже на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации 50% валютной выручки резидента,
поступающей от юридического лица - нерезидента за реализацию
товаров и услуг на территории Российской Федерации?
В соответствии с пунктом 3 Инструкции Банка России от 29.06.92
г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями,
объединениями, организациями части валютной выручки через
уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации" обязательная продажа производится
предприятиями от всей суммы поступлений в иностранной валюте от
организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской
Федерации, за исключением поступлений, указанных в пункте 4
вышеназванной Инструкции. Таким образом, 50 процентов всей
валютной выручки, полученной юридическим лицом - резидентом от
нерезидента за реализацию товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации, подлежат обязательной продаже на внутреннем
валютном рынке Российской Федерации на основании пункта 3
названной Инструкции.
3. Кто может предоставить юридическому лицу - резиденту льготы
по обязательной продаже части валютной выручки?
В соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле" порядок обязательной продажи
резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской
Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992
г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части
валютной выручки и взимания экспортных пошлин" установлено, что
все предприятия-резиденты должны продавать 50 процентов валютной
выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации.
Таким образом, предоставление льгот резиденту по обязательной
продаже части валютной выручки относится к компетенции Президента
Российской Федерации.
(Пункт 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле").
4. Может ли уполномоченный банк осуществлять покупку
иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем
валютном рынке Российской Федерации, за свой счет в пределах
установленного ему лимита открытой валютной позиции?
При осуществлении обязательной продажи предприятия могут
продать иностранную валюту через уполномоченные банки только на
межбанковских валютных биржах, а также по согласованию с
Департаментом иностранных операций Банка России - в валютный
резерв Банка России. В том случае, когда остаток средств в
иностранной валюте на лицевом счете уполномоченного банка
"Средства в иностранной валюте для обязательной продажи на
валютном рынке" не достигает минимальной суммы разовой сделки,
предусмотренной правилами проведения торгов на соответствующей
межбанковской валютной бирже, уполномоченный банк должен купить
этот остаток от своего имени за свой счет в пределах лимита
открытой валютной позиции, установленного для данного
уполномоченного банка.
(Пункты 2 и 12 Инструкции Банка России от 298 июня 1992 года N
7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями,
организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и
проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации").
5. Какие санкции предусмотрены за нарушение порядка
обязательной продажи части валютной выручки и какими органами они
могут налагаться?
В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской
Федерации от 14 июня 1992 года N 629 "О частичном изменении
порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания
экспортных пошлин" и пунктом 28 Инструкции Центрального банка
Российской Федерации от 29 июня 1992 года N 7 "О порядке
обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями
части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения
операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" за
нарушение порядка зачисления валютной выручки предприятия
подвергаются штрафу, налагаемому Государственной налоговой службой
Российской Федерации. Размер указанного штрафа определен в сумме
всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого
эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка Российской
Федерации. Уплата штрафа не освобождает предприятия от
обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных
банках Российской Федерации и обязательной продажи части валютной
выручки.
Под сокрытой выручкой в иностранной валюте следует понимать
выручку, не зачисленную на счета в уполномоченных банках на
территории Российской Федерации, независимо от отражения ее в
бухгалтерском учете предприятий, если иное не разрешено
Центральным банком Российской Федерации. Сокрытой выручкой в
иностранной валюте считаются также суммы, выплаченные в наличной
иностранной валюте (командировочные расходы, заработная плата
нерезидентам и т.п.) из выручки, полученной предприятием от
реализации гражданам в установленном Банком России порядке товаров
(работ, услуг) на территории Российской Федерации за иностранную
валюту, до сдачи ее в уполномоченный банк для зачисления на
текущий валютный счет предприятия.
Согласно пункту 29 указанной Инструкции предприятия несут
ответственность за необоснованное завышение расходов в иностранной
валюте, относимых в уменьшение подлежащей обязательной продаже
экспортной выручки. Суммы в иностранной валюте или в рублях (по
курсу Банка России на момент взыскания) в размере указанного
завышения расходов в иностранной валюте взыскиваются в бесспорном
порядке с предприятий.
За неправильное или несвоевременное осуществление расчетов по
обязательной продаже уполномоченные банки несут ответственность в
виде штрафа в размере 100 тысяч рублей за каждое нарушение
требований вышеуказанной Инструкции. Взыскание этого штрафа
производится Главными территориальными управлениями, Национальными
банками Банка России в бесспорном порядке.
К уполномоченным банкам могут быть применены также иные меры
воздействия, вплоть до отзыва лицензии на совершение валютных
операций.
(Указ Президента Российской Федерации от 19 июня 1992 года N
629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части
валютной выручки и взимания экспортных пошлин", статья 24 Устава
Центрального банка Российской Федерации (Банка России);
Разъяснения Государственной налоговой службы Российской Федерации
от 27 августа 1993 года N ЮУ-4-06/132н "О применении штрафных
санкций за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета
в уполномоченных банках Российской Федерации")
III. По вопросам порядка реализации гражданам на территории
Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту
1. Могут ли нерезиденты продавать на территории России товары
гражданам за иностранную валюту?
Осуществлять реализацию гражданам (резидентам и нерезидентам)
на территории Российской Федерации за иностранную валюту товаров
(работ, услуг) может предприятие, являющееся юридическим лицом -
резидентом Российской Федерации и получившее соответствующее
разрешение Банка России (уполномоченное предприятие) в
соответствии с Инструкцией Банка России от 2о января 1993 года N
11 "О порядке реализации гражданам на территории Российской
Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту".
Что касается юридических лиц - нерезидентов, то допускается
реализация представительствами иностранных предприятий
перевозочных документов (авиабилеты, квитанции платного багажа и
т.д.) за иностранную валюту гражданам на территории Российской
Федерации на взаимной основе в соответствии с международными
договорами с участием Российской Федерации. При этом получать
лицензию Банка России для осуществления такой деятельности не
требуется.
Реализация уполномоченными предприятиями товаров (работ,
услуг) гражданам за иностранную валюту разрешается только в
безналичном порядке. Однако это требование не распространяется на
уполномоченные предприятия, реализующие товары под таможенным
контролем на таможенной территории Российской Федерации (в
аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, иных
местах, определенных таможенными органами Российской Федерации),
т.е. магазины беспошлинной торговли, на основании соответствующих
лицензий ГТК РФ и разрешений Банка России на прием наличной
иностранной валюты за реализацию гражданам товаров на территории
Российской Федерации.
(Пункты 1 и 2 Инструкции Банка России от 2о января 1993 года N
11 "О порядке реализации гражданам на территории Российской
Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту", письмо
Банка России от 1 октября 1993 года N 56 "Об изменении порядка
реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров
(работ, услуг) за иностранную валюту, пункты 1 и 5 письма Банка
России от 27 декабря 1993 года N 67 "О некоторых вопросах порядка
обращения наличной иностранной валюты на территории Российской
Федерации")
2. Подлежит ли обязательной продаже на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации часть валютной выручки в иностранной
валюте, полученной уполномоченными предприятиями при реализации
гражданам товаров (работ, услуг)?
В соответствии с пунктом 10 Инструкции Центрального банка
Российской Федерации от 20 января 1993 года N 11 "О порядке
реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров
(работ, услуг) за иностранную валюту" валютная выручка
уполномоченных предприятий от реализации гражданам товаров (работ,
услуг) не является экспортной выручкой, не подлежит обязательной
продаже на внутреннем валютном рынке, зачисляется в полном объеме
на текущие валютные счета соответствующих уполномоченных
предприятий и используется ими в соответствии с действующим
законодательством.
IV. Вопросы обращения наличной иностранной валюты
1. Имеет ли право коммерческий банк предоставлять кредиты в
наличной иностранной валюте и кому?
В соответствии с пунктом 6 письма Центрального банка
Российский Федерации от 27 декабря 1993 года N 67 "О некоторых
вопросах порядка обращения наличной иностранной валюты на
территории Российской Федерации" предоставление в кредит наличной
иностранной валюты, а также погашение наличной иностранной валютой
полученных кредитов допускается только по договорам, заключенным
между уполномоченными банками Российской Федерации в целях
обеспечения расчетно-кассового обслуживания клиентов в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Получение и предоставление кредитов в наличной иностранной
валюте в иных случаях не допускается.
2. Может ли представительство иностранной фирмы на территории
Российской Федерации выплачивать заработную плату в иностранной
валюте своим служащим?
Имеет ли право предприятие-резидент выплачивать заработную
плату в иностранной валюте физическому лицу - нерезиденту?
Предприятия, учреждения, организации (резиденты и нерезиденты)
не могут начислять и выплачивать в иностранной валюте на
территории Российской Федерации физическим лицам - резидентам
заработную плату, премии, любые иные вознаграждения и выплаты,
связанные с выполнением этими физическими лицами своих трудовых
обязанностей (в том числе при заключении трудового договора
(контракта) на определенный срок и на время выполнения
определенной работы), а также оплачивать в иностранной валюте
работу (услуги) физических лиц по договорам подряда и иным
договорам гражданско-правового характера.
Предприятия, учреждения, организации - резиденты не могут
начислять и выплачивать в иностранной валюте на территории
Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам заработную
плату, премии, любые иные вознаграждения и выплаты, связанные с
выполнением этими физическими лицами своих трудовых обязанностей
(в том числе при заключении трудового договора (контракта) на
определенный срок и на время выполнения определенной работы), а
также оплачивать в иностранной валюте работу (услуги) физических
лиц по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового
характера.
Предприятия, учреждения, организации - нерезиденты (в том
числе находящиеся на территории Российской Федерации
дипломатические и иные официальные представительства иностранных
государств, международные, межправительственные организации, их
филиалы и представительства) могут производить на территории
Российской Федерации вышеуказанные выплаты и вознаграждения в
иностранной валюте физическим лицам - нерезидентам.
Такие выплаты и вознаграждения не могут осуществляться не
только в иностранной валюте, но и путем передачи физическим лицам
(резидентам и нерезидентам) иных валютных ценностей.
Запрещенные выплаты и вознаграждения в иностранной валюте
могут осуществляться только в безналичном порядке путем перевода
соответствующих средств на валютные счета физических лиц -
резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации и на
валютные счета физических лиц - нерезидентов в уполномоченных
банках Российской Федерации либо банках-нерезидентах.
Вместе с тем суммы заработной платы в иностранной валюте и
иные валютные поступления неторгового характера, причитающиеся
физическим лицам (резидентам и нерезидентам) и переводимые в
Российскую Федерацию на валютные счета этих лиц в уполномоченных
банках, зачисляются на эти счета без ограничений и специальных
разрешений Банка России.
(Пункт 12 письма Банка России от 2 сентября 1994 года N 107
"Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на
территории Российской Федерации" с учетом изменений, внесенных
письмом Банка России от 7 декабря 1994 года N 125 "О внесении
изменений и дополнений в письмо Банка России от 2 сентября 1994
года N 107).
3. На какие цели юридическое лица (резидент и нерезидент)
может снимать с текущего счета иностранную валюту?
Предприятия, учреждения, организации (резиденты и нерезиденты)
не могут снимать наличную иностранную валюту со своих текущих
валютных счетов в уполномоченных банках, покупать у них дорожные
чеки в иностранной валюте, а уполномоченные банки не могут
выдавать наличную иностранную валюту с текущих валютных счетов
указанных лиц (продавать им дорожные чеки в иностранной валюте).
Требования настоящего пункта не распространяются на случаи
снятия наличной иностранной валюты, покупки дорожных чеков в
иностранной валюте на оплату расходов, связанных с командированием
работников соответствующих предприятий, учреждений, организаций в
иностранные государства, а также на случаи снятия наличной
иностранной валюты с валютных счетов резидентов и нерезидентов по
специальному разрешению Банка России.
Вышеизложенные требования не распространяются также на случаи
снятия наличной иностранной валюты находящимися на территории
Российской Федерации дипломатическими и иными официальными
представительствами иностранных государств, международными,
межправительственными организациями, их филиалами и
представительствами с текущих валютных счетов, открытых в
уполномоченных банках Российской Федерации для их обслуживания.
Кроме того, допускается снятие наличной иностранной валюты для
осуществления в наличной иностранной валюте возвратов и
компенсаций гражданам, необходимость в которых возникает при
реализации перевозочных документов в соответствии с заключенными
договорами представительствами иностранных транспортных
организаций. Для этих целей представительства иностранных
транспортных организаций, реализующие гражданам на территории
Российской Федерации за иностранную валюту перевозочные документы,
имеют право снимать наличную иностранную валюту с текущих валютных
счетов, открытых в уполномоченных банках.
(Пункт 5.5 письма Банка России от 27 декабря 1993 года N 67 "О
некоторых вопросах порядка обращения наличной иностранной валюты
на территории Российской Федерации", пункт 15 письма Банка России
от 2 сентября 1994 года N 107 "Об уточнении порядка обращения
наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации" с
учетом дополнений, внесенных письмом Банка России от 7 декабря
1994 года N 125 "О внесении изменений и дополнений в письмо Банка
России от 2 сентября 1994 года N 107"; письмо Банка России от 2
февраля 1995 г. N 142).
V. Вопросы контроля за поступлением в Российскую Федерацию
валютной выручки от экспорта товаров
1. Каким образом может взиматься банком плата за выполнение
функций агента валютного контроля по валютным операциям?
Уполномоченный банк, подписавший паспорт сделки, вправе за
выполнение функций агента валютного контроля по контракту, на
основании которого составлен паспорт сделки, взимать с экспортера
плату, размер которой не должен превышать 0,15 процента от суммы
контракта. Порядок взимания указанной суммы определяется по
договоренности между уполномоченным банком и экспортером. Однако
указанная плата взимается банком не ранее поступления в
уполномоченный банк первой суммы экспортной выручки по данному
контракту.
(Пункт 8.1 раздела 8 Инструкции Банка России от 12 октября
1993 года N 19 "О порядке осуществления валютного контроля за
поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта
товаров")
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Перечень используемых законодательных и нормативных актов
1. Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и
валютном контроле".
2. Устав Центрального банка Российской Федерации (Банка
России).
3. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N
629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части
валютной выручки и взимания экспортных пошлин".
4. "Основные положения о регулировании валютных операций на
территории СССР", утвержденные письмом Госбанка от 24 мая 1991
года N 352, действие которого на территории Российской Федерации
Банк России подтвердил телеграммами от 24 января 1992 года N 19-92
и от 19 мая 1993 года N 83-93.
5. Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 29
июня 1992 года N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями,
объединениями, организациями части валютной выручки через
уполномоченные банки и проведение операций на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации".
6. Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 20
января 1993 года N 11 "О порядке реализации гражданам на
территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за
иностранную валюту".
7. Письмо Центрального банка Российской Федерации от 1 октября
1993 года N 56 "Об изменении порядка реализации гражданам на
территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за
иностранную валюту".
8. Инструкция Центрального банка Российской Федерации и ГТК РФ
от 12 октября 1993 года N 19 и N 01-20/10283 (соответственно) "О
порядке осуществления валютного контроля за поступлением в
Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров".
9. Письмо Центрального банка Российской Федерации от 27
декабря 1993 года N 67 "О некоторых вопросах порядка обращения
наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации".
10. Письмо Центрального банка Российской Федерации от 13
апреля 1994 года N 87 "О порядке осуществления на территории
Российской Федерации операций с облигациями внутреннего
государственного валютного облигационного займа".
11. Письмо Центрального банка Российской Федерации от 2
сентября 1994 года N 107 "Об уточнении порядка обращения наличной
иностранной валюты на территории Российской Федерации".
12. Письмо Центрального банка Российской Федерации от 2
сентября 1994 года N 108 "О переводах арбитражного сбора в
иностранной валюте".
13. Письмо Центрального банка Российской Федерации от 7
декабря 1994 года N 125 "О внесении изменений и дополнений в
письмо Банка России от 2 сентября 1994 года N 107".
14. Письмо Центрального банка Российской Федерации от 2
февраля 1995 года N 142.
|