ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 февраля 1995 г. N ВГ-6-02/97
О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
В IV квартале 1994 года наметилась позитивная тенденция к
росту поступлений в бюджет платежей за природные ресурсы, чему в
определенной мере способствовала активизация работы налоговых
органов, в особенности по крупным ресурсодобывающим регионам.
Существенно наращивался темп поступлений ресурсных платежей в
бюджет и соответственно снижалась недоимка в Республике
Башкортостан, Республике Татарстан, Республике Саха (Якутия),
Ханты-Мансийском автономном округе, Белгородской, Кемеровской,
Магаданской областях.
Вместе с тем, итоги января свидетельствуют о том, что мер по
укреплению этого участка работы принято недостаточно и
руководителями государственных налоговых инспекций ослаблен
контроль за ним.
В результате этого в январе поступило в бюджет платежей за
пользование недрами вдвое меньше, чем в декабре истекшего года.
Совершенно недопустимое положение сложилось с поступлением
акциза на нефть. Поступления в бюджет этого налога составили лишь
31% от суммы, поступившей в декабре прошлого года.
Особенно неблагополучное состояние дел с ресурсными платежами
в январе сложилось в Удмуртской Республике, Республиках Коми и
Башкортостан, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных
округах, Красноярском крае, Иркутской, Амурской областях и
некоторых других регионах.
Вновь стала расти недоимка по ресурсным платежам, а по
Красноярскому, Хабаровскому краям, Амурской, Астраханской,
Нижегородской, Воронежской областям она возросла вдвое. По
Республике Башкортостан прирост недоимки составил 76 процентов, по
Удмуртской Республике, Кемеровской области, Красноярскому краю она
возросла наполовину.
В ряде регионов недостаточно практикуется погашение недоимки
по казначейским налоговым освобождениям и уплата налогов в форме
части объема добытого минерального сырья. Так, по Республике Коми
при наличии недоимки по ресурсным платежам на 1 февраля т.г. в
сумме 132016 млн. руб. в январе зачтено по казначейским налоговым
освобождениям и в счет натуроплаты лишь 1765 млн. руб., по
Пермской области соответственно 146072 млн. руб. и 1113 млн. руб.,
Самарской области - 37549 млн. руб. и 987 млн. рублей.
Несмотря на то, что в 1994 году в решениях коллегии
Госналогслужбы России, в обзорных письмах указывалось на нарушение
соотношения в поступлениях ресурсных платежей в бюджеты разных
уровней, в целом за истекший год это положение не было выправлено.
Так, за 1994 год по Красноярскому краю прогноз поступлений
платы за право на пользование недрами в местный бюджет
перевыполнен на 8,5 млрд. руб., а в федеральный бюджет
недопоступило более 3 млрд. рублей. По Ямало-Ненецкому автономному
округу поступление указанных платежей в местный бюджет обеспечено
на 93%, а в федеральный бюджет - лишь на 14%, по Ханты-Мансийскому
автономному округу соответственно на 98 и 29 процентов, Томской
области - на 128 и 24 процента.
Госналогслужба России неоднократно обращала внимание
руководителей налоговых инспекций на недопустимость зачисления
федеральных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Следует отметить действия государственных налоговых инспекций
по Московской, Самарской, Сахалинской, Челябинской областям,
которые в 1994 году не приняли к исполнению решения местных
органов власти об оставлении на местах платежей за природные
ресурсы, подлежащих перечислению в федеральный бюджет.
В 1994 году факты неполного перечисления налогов в федеральный
бюджет имели место в Республике Горный Алтай, Хабаровском крае,
Воронежской области.
Несмотря на неоднократные указания Госналогслужбы России об
усилении контроля за правильностью исчисления и своевременности
перечисления в бюджет платежей за природные ресурсы, отдельные
налоговые органы недостаточно проводят проверки с выходом на
предприятия налоговых расчетов по указанным платежам. Так,
госналогинспекциями Республики Коми, Красноярского, Хабаровского
края, Астраханской, Калининградской, Курской, Ленинградской,
Магаданской и Мурманской областей в 1994 году по плате за право на
пользование недрами документально проверено менее половины
предприятий, поставленных на учет, а госналогинспекциями
Чукотского автономного округа, Белгородской, Ивановской,
Камчатской, Московской, Рязанской и Ярославской областей - менее
30 процентов налогоплательщиков.
В целях сохранения положительных тенденций в поступлении
платежей за природные ресурсы, достигнутых в последнем квартале
1994 года, безусловного снижения задолженности предприятий перед
бюджетом, полноты и правильности исчисления указанных налогов
Госналогслужба России обязывает начальников государственных
налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации:
- принять дополнительные меры по укреплению отделов и групп,
контролирующих ресурсные платежи квалифицированными специалистами;
- тщательно проанализировать сложившееся положение с платежами
за природные ресурсы, установить действительные причины, вызвавшие
в январе негативные явления, и нацелить специалистов аппарата
совместно с налоговыми инспекциями по городам и районам на решение
конкретных задач по наведению должного порядка на этом участке
работы, обеспечив выполнение решения Госналогслужбы России от
29.11.94 "О состоянии контрольной работы за поступлением платежей
за природные ресурсы";
- взять под особый контроль основных плательщиков и в
кратчайшие сроки провести документальные проверки причин
неплатежей и особенно в федеральный бюджет;
- совместно с руководителями предприятий и финансовых органов
рассмотреть возможность расширения практики зачета задолженности в
бюджет натуральным покрытием и использования механизма
казначейских налоговых освобождений.
Руководитель
Госналогслужбы России -
Главный государственный
советник налоговой службы
В.В.ГУСЕВ
------------------------------------------------------------------
-------------------------
|