МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 февраля 1995 г. N 09-06/22-95
Направляется для сведения и использования в практической
деятельности обзор разъяснений, данных отделом по взаимодействию с
адвокатурой Минюста России за 1994 год.
Заместитель Министра
А.М.СТЕПАНОВ
Приложение
ОБЗОР
РАЗЪЯСНЕНИЙ, ДАННЫХ ОТДЕЛОМ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
С АДВОКАТУРОЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ ПО НЕКОТОРЫМ
ВОПРОСАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТУРЫ ЗА 1994 ГОД
Вопрос: "Вправе ли соответствующие службы требовать от
параллельных коллегий адвокатов уплаты налога на добавленную
стоимость (20%) и спец. налога (3%) за арендуемые помещения помимо
арендной платы и платы за коммунальные услуги?..".
Ответ: "...параллельные коллегии адвокатов, созданные с
санкции Министерства юстиции Российской Федерации, по своему
правовому статусу не отличаются от первых коллегий адвокатов и
пользуются такими же правами в полном объеме, предоставленными им
Положением об адвокатуре РСФСР, в том числе по налогообложению
(ст. 29) и льготами: по арендной плате, за тепловую, электрическую
энергию, услуги связи".
Вопрос: "Налоговая инспекция требует уплаты налога на
пользователей автомобильных дорог в местный бюджет. Обоснованы ли
эти требования?".
Ответ: "Согласно действующему Положению об адвокатуре РСФСР
(ст. 29) коллегии адвокатов не облагаются государственными и
местными налогами и сборами. Постановлением Президиума Верховного
Совета РСФСР от 08.07.91 N 1560-1 "О мерах по социальной защите
граждан, занимающихся адвокатской практикой в коллегиях адвокатов
РСФСР, в условиях перехода экономики к рыночным отношениям" Совету
Министров РСФСР предложено обеспечить неукоснительное соблюдение
финансовыми органами на местах требования ст. 15 Закона СССР об
адвокатуре и ст. 29 Положения об адвокатуре РСФСР. Президиум
коллегии адвокатов вправе обратиться в прокуратуру с просьбой об
опротестовании незаконных требований".
Вопрос: "...Некоторые главы местных администраций произвольно
относят юридические консультации к коммерческим организациям,
устанавливая при этом арендную плату, которая превышает процентные
отчисления, направляемые на содержание коллегии...".
Ответ: "...Коллегии адвокатов осуществляют свою деятельность,
связанную только с оказанием юридической помощи гражданам и
организациям, по характеру своей деятельности они не являются
коммерческими организациями и не извлекают прибыль из своей
деятельности. В связи с тем, что размер арендной платы и платы за
коммунальные услуги устанавливается местной администрацией,
полагаем необходимым обратиться к Главе администрации области с
ходатайством о распространении на адвокатов льгот по оплате аренды
помещений, коммунальных услуг и связи применительно к ставкам для
населения, как это сделано в большинстве регионов Российской
Федерации".
Вопрос: "При оплате труда адвоката за счет государства должны
ли применяться районные коэффициенты и надбавки?".
Ответ: "В соответствии со ст. 2 Положения о порядке оплаты
труда адвокатов за счет государства, утвержденного Министром
юстиции Российской Федерации 27.01.94, в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, где работникам предприятий,
учреждений и организаций установлены районные коэффициенты и
процентные надбавки к заработной плате, оплата юридической помощи
повышается в соответствующих размерах".
Вопрос: "Не сохранились документы о создании коллегии
адвокатов (30-ые годы), необходима ли новая регистрация?".
Ответ: "В соответствии со ст. 3 Положения об адвокатуре РСФСР
коллегия адвокатов подлежит регистрации в местном органе юстиции,
поскольку это необходимо в связи с требованиями налоговой
инспекции и других органов".
Вопрос: "Может ли местная администрация изменить размер оплаты
труда адвоката в порядке ст. 49 УПК РСФСР в сторону увеличения?".
Ответ: "Положение о порядке оплаты труда адвокатов из средств
федерального бюджета подготовлено Министерством юстиции РФ по
поручению Правительства Российской Федерации совместно с
Министерством финансов и по согласованию с другими ведомствами.
Размер оплаты установлен в соответствии с действующим
законодательством (ст. 427 УПК РСФСР) - не менее одной четвертой
минимального размера оплаты труда. В письме Министерства юстиции
РФ от 07.04.94 N 09-08/51-94 даны дополнительные разъяснения,
когда установленный размер оплаты может быть увеличен. В
соответствии со ст. 72 "л" и ст. 76 Конституции Российской
Федерации субъекты РФ могут принимать по вопросам деятельности
адвокатуры собственное правовое регулирование, в том числе и по
оплате труда адвокатов. Однако в случае повышения размера оплаты
труда адвокатов денежные средства на эти цели могут расходоваться
из средств местного бюджета".
Вопрос: "В связи с разногласиями, возникшими с налоговой
инспекцией, президиум коллегии адвокатов просит разъяснить,
являются ли адвокаты плательщиками страховых взносов в фонд
занятости населения?".
Ответ: "...Руководители Государственной налоговой службы и
Министерства финансов Российской Федерации в письме,
зарегистрированном Министерством юстиции РФ 02.04.93 N 215 "О
налогообложении коллегий адвокатов" подтвердили действие ст. 29
Положения об адвокатуре РСФСР о том, что коллегии адвокатов
государственными и местными налогами и сборами не облагаются.
Кроме того, адвокатура - это добровольное объединение, а
адвокаты не являются рабочими или служащими, они не работают по
трудовому договору, и президиумы коллегий адвокатов не являются
работодателями, поэтому какие-либо дополнительные платежи в фонд
занятости населения с них удерживаться не должны".
Вопрос: "Возможно ли создание юридической консультации
коллегии адвокатов другого региона без ведома органа юстиции?".
Ответ: "В соответствии со ст. 17 Положения об адвокатуре РСФСР
открытие юридических консультаций, их местонахождение и количество
работающих в них адвокатов должны согласовываться с отделом
юстиции. Отдел юстиции вправе закрыть юрконсультацию, созданную в
противоречии с действующим законодательством".
Вопрос: "В связи с разногласиями с инспектором налоговой
службы просим разъяснить, с какой суммы должен исчисляться
подоходный налог?".
Ответ: "В соответствии с подпунктом "а" п. 6 Закона Российской
Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" взносы в
пенсионный фонд, фонд страхования и в фонд обязательного
медицинского страхования не подлежат налогообложению".
Вопрос: "Обязан ли президиум коллегии адвокатов представлять в
статистические и налоговые органы отчеты об объеме платных услуг,
а также должны ли устанавливать контрольно - кассовые машины?".
Ответ: "По представлению Министерства юстиции СССР Совет
Министров СССР, начиная с 1991 г., отменил установление плановых
заданий по платным правовым услугам, оказываемым населению
учреждениями адвокатуры и нотариата (Постановление N 443 от
04.05.90).
Что же касается применения в юридических консультациях
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, то поскольку коллегии адвокатов не оказывают услуг, на
них действие закона не распространяется".
Вопрос: "Должна ли Ю/К перечислять средства в Фонд занятости
населения в размере 2% от фонда заработной платы?".
Ответ: "Юридические консультации никаких налогов и сборов (в
том числе и в фонд занятости населения) не перечисляют, поскольку
они не являются юридическими лицами и не занимаются вопросами
приема и увольнения адвокатов и технических работников. Президиум
коллегии адвокатов также по действующему законодательству не
является работодателем членов коллегии. Он должен перечислять
денежные суммы в фонд занятости только с технического персонала
коллегии адвокатов".
Вопрос: "Вправе ли налоговая инспекция требовать от коллегии
адвокатов представления баланса и отчета по использованию
средств?".
Ответ: "Средства, поступающие в юридические консультации от
граждан и организаций за оказание им юридической помощи,
направляются на оплату труда адвокатов, содержание юридических
консультаций, а также на отчисления коллегиям адвокатов. Указанные
средства не образуют прибыли. Согласно положениям, вытекающим из
ст. 29 Положения об адвокатуре РСФСР, подтвержденных п. 1
Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1991 г.
N 1560-1 "О мерах по социальной защите граждан, занимающихся
адвокатской практикой в коллегиях адвокатов РСФСР в условиях
перехода экономики к рыночным отношениям" и письмом руководителей
Государственной налоговой службы Российской Федерации и
Министерства финансов Российской Федерации за N ВГ-4-01/33н от
16.03.93 "О налогообложении коллегий адвокатов" - коллегии
адвокатов не облагаются государственными и местными налогами и
сборами, следовательно, не подлежат регистрации и постановке на
учет в налоговых инспекциях... Требования местных органов от
президиумов коллегий адвокатов финансовых отчетов являются
неправомерными".
Вопрос: "Как оплачиваются в настоящее время больничные листки
адвокатам и чем следует при этом руководствоваться?".
Ответ: "Начиная с 1 января 1993 г. адвокатам пособия по
временной нетрудоспособности, беременности и родам должны
исчисляться на общих основаниях, как получающим сдельную оплату
труда из расчета среднедневного заработка за два последних месяца,
предшествовавших месяцу заболевания или отпуску по беременности и
родам, без каких-либо ограничений фактического заработка. При этом
необходимо руководствоваться Постановлением Фонда социального
страхования Российской Федерации от 02.03.93 N 24 "Об отмене
ограничений фактического заработка при исчислении пособий по
временной нетрудоспособности, беременности и родам", а также
Постановлением ЦК профсоюза работников государственных учреждений
и общественного обслуживания РФ от 20.04.93 N 15-13 (копии этих
документов посланы всем коллегиям адвокатов)".
Отдел по взаимодействию
с адвокатурой
|