МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОЛЛЕГИЯ
РЕШЕНИЕ
14 февраля 1995 г.
Протокол N 5
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Заслушав и обсудив состояние, проблемы и перспективы службы
охраны здоровья матери и ребенка, Коллегия отмечает, что
деятельность учреждений, оказывающих медицинскую помощь женщинам и
детям в Российской Федерации, в последние годы проходит в период
сложных медико - демографических процессов, характеризующихся
резким снижением рождаемости, ухудшением качества здоровья
беременных женщин, новорожденных детей, изменением репродуктивного
поведения населения, увеличением распространенности хронических
заболеваний в детском возрасте.
Наряду с прогнозируемыми демографическими изменениями
характера воспроизводства населения в России на их динамику
оказали влияние осуществляемые в стране глобальные
общественно - политические и социально - экономические реформы,
отразившиеся на работе органов и учреждений здравоохранения, в
т.ч. оказывающих медицинскую помощь женщинам - матерям и детям.
Нестабильное финансирование и сокращение его объемов в связи с
инфляцией, резкий рост цен на лекарства, медицинскую технику,
хозяйственные расходы, экономический фон, негативно воздействующий
на работу здравоохранения в целом, - создали большие проблемы в
реализации основных медицинские задач для службы материнства и
детства и их координации на федеральном и региональном уровнях.
В 1990-1994 годах работа службы охраны материнства и детства,
представленная развитой сетью детских и родовспомогательных
стационарных и амбулаторно - поликлинических учреждений,
санаториев, домов ребенка, научно - исследовательских центров и
медицинских вузов с педиатрическими факультетами, была
сосредоточена на ключевых направлениях, обеспечивающих решение
задач по рождению здоровых детей, предупреждение детской
инвалидности, снижение младенческой, детской и материнской
смертности, заболеваемости среди женского и детского населения, на
основе стратегических направлений развития службы охраны
материнства и детства на 90-ые годы.
В 1994 году стратегия развития службы охраны здоровья матери и
ребенка включена в Национальный план действий в интересах детей,
разработанный в соответствии с ратифицированными Россией
международными документами о правах детей, обеспечении их
выживания, защиты и развития, ликвидации дискриминации в отношении
женщин.
В основу реализации стратегических задач заложены принципы
программно - целевого планирования, сосредоточения материально -
технических ресурсов и финансовых средств на важнейших
направлениях, сохраняющих жизнь и здоровье женщин и детей.
Разработана и утверждена государственная программа "Дети
России" (1993 г.), которой в 1994 году придан статус
президентской. В нее входят ряд подпрограмм - "Индустрия детского
питания", "Планирование семьи", "Дети - инвалиды", "Дети -
сироты", "Дети Чернобыля" и "Дети Севера" (Приложение 1).
На основе Закона РФ "О санитарно - эпидемиологическом
благополучии" создана и действует федеральная программа
"Вакцинопрофилактика" (1993 г.). В соответствии с Указом
Президента РФ (20.04.93 г.) разработана и утверждена
Правительством РФ (1994 г.) целевая государственная программа
"Безопасное материнство".
Минздравмедпромом РФ разработаны и утверждены отраслевые
программы по развитию неонатологической службы (1990 г.),
гинекологической помощи населению (1991 г.), о совершенствовании
системы медицинского обеспечения детей в образовательных
учреждениях (1992 г.), в домах ребенка (1993 г.), по развитию и
поддержанию медико - генетической службы в стране (1993 г.),
созданию отечественных детских лекарственных форм и медицинской
техники (1992 г.). На основе государственной программы перехода
Российской Федерации на принятую в международной практике систему
учета и статистики разработана и реализована программа перехода
России на рекомендованные ВОЗ критерии живорождения и
мертворождения, направленная на достижение достоверности
показателей младенческой и перинатальной смертности, развитие
современных технологий в перинатальной медицине (1992 г.).
Ежегодно реализуется отраслевая программа медицинского обеспечения
оздоровительного отдыха детей.
Ведется работа над целевыми федеральными программами по защите
и развитию санаторно - курортных и оздоровительных учреждений,
поддержанию грудного вскармливания младенцев, развитию
онкогематологической, кардиохирургической помощи детскому
населению и др. Разрабатывается информационно - аналитическая
система формирования программ по снижению младенческой смертности.
В целях сохранения здоровья беременных и кормящих женщин,
детей, их медицинской и психологической реабилитации по программе
"Дети Чернобыля" осуществлялось медико - техническое оснащение
лечебно - профилактических учреждений для обеспечения лабораторной
и диагностической служб в системе акушерско - педиатрической
помощи с учетом фактора радиационного загрязнения территорий.
Родовспомогательные и детские лечебно - профилактические
учреждения оснащены современным медицинским оборудованием
(дыхательная аппаратура для новорожденных, кувезы, детские
стоматологические установки и т.д.). Часть средств была направлена
на проведение витаминизации беременных и детей, усиление питания в
оздоровительных учреждениях, а также повышение квалификации
медицинских работников. При этом до 50% средств было направлено в
наиболее пострадавшие от Чернобыльской катастрофы территории
(Брянская, Тульская, Калужская, Орловская области).
Существенно изменилась структура сети медицинских учреждений в
этих территориях, внедрены новые формы работы, получили развитие
специализированные виды помощи.
Создан республиканский детский научно - практический центр
противорадиационной защиты, в котором ежегодно проходят
обследование и лечение 3-4 тысячи детей. Он осуществляет
координацию научно - исследовательских работ по чернобыльской
проблеме в педиатрии.
В целях санаторно - курортного оздоровления населения из
территорий, подвергшихся радиационному воздействию, создано 13
республиканских центров по оздоровлению пострадавших, за 3 года в
них оздоровлено около 40 тыс. детей, в т.ч. 25 тыс. с родителями.
Медицинские аспекты программы "Дети - инвалиды" включают
профилактические мероприятия по предупреждению детской
инвалидности, развитию реабилитационной помощи детям с тяжелыми
нарушениями в состоянии здоровья, в т.ч. инвалидам.
За счет средств программы в 1994 г. обеспечен неонатальный
скрининг на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, закуплены
реактивы, расходные материалы и оборудование для шести федеральных
и десяти межрегиональных медико - генетических центров и
консультаций. Осуществляется внедрение аудиологического скрининга
новорожденных на основе отечественной методики, для чего оплачено
производство 6600 звукореактотестов. Произведена закупка 40
кувезов для транспортировки новорожденных, нуждающихся в оказании
медицинской помощи в учреждениях более высокого уровня.
На базе 8 республиканских реабилитационных центров
отрабатываются модели реабилитационных программ в условиях типовых
лечебно - профилактических учреждений для детей с заболеваниями,
занимающими в структуре инвалидности ведущее место, для чего
закуплена диагностическая аппаратура и оборудование.
В 1993-1994 г.г. велись работы по 23-м научным договорам, в
рамках которых подготовлено к изданию международное руководство по
классификации последствий болезней и травм, приводящих к
инвалидности; начата работа по объективизации критериев
установления инвалидности детям на основе этой классификации.
Ведутся исследования в области создания эффективных методов
лечения и реабилитации детей, страдающих эпилепсией,
черепно - лицевыми, нервно - мышечными, сердечно - сосудистыми
заболеваниями, нарушениями развития почек, слуха. Отрабатываются
модели комплексной реабилитации детей с онкогематологическими,
ортопедическими, нервно - психическими заболеваниями, семейной
реабилитации (на примере врожденных и наследственных заболеваний и
челюстно - лицевой патологии), санаторной помощи детям -
инвалидам. Ведется разработка моделей регистров детей - инвалидов
и семей, имеющих таких детей.
Разработаны и переданы в серийное производство изделия и
приспособления для реабилитации детей раннего возраста с
нарушениями опорно - двигательного аппарата. Прошли клиническую
апробацию продукты лечебного питания, применяемые при
ферментативной недостаточности и гастроэнтерологических
заболеваниях.
Федеральная программа "Планирование семьи", государственным
заказчиком которой является Минздравмедпром России, направлена на
комплексное решение проблемы ответственного родительства,
сохранения репродуктивного здоровья населения.
К началу 1995 г. в Российской Федерации функционирует 84
центра планирования семьи и репродукции, создан федеральный центр
планирования семьи и репродукции на базе НИИ акушерства,
гинекологии и перинатологии. За счет средств программы для них
закуплено 85 ультразвуковых аппаратов, 65 тыс. экземпляров
информационных материалов, включающих учебно - методические
пособия, 400 тыс. экз. брошюр, комплектов плакатов, буклетов, 150
шт. видеокассет с фильмами. Выделены средства на приобретение
оргтехники, видео- и аудиоаппаратуры, компьютеров.
На обеспечение контрацептивами наиболее уязвимых групп
населения (подростков, женщин групп риска, малообеспеченных
граждан) выделено 34,4% всех средств. Предусмотрены средства на
закупку операционных лапароскопов для внедрения диагностических
программ, реконструктивно - пластических и органосохраняющих
операций, хирургической стерилизации как метода контрацепции.
На базе учреждений здравоохранения Удмуртской республики
организована отработка территориальной модели службы планирования
семьи.
Проводится работа по подготовке медицинских кадров по вопросам
планирования семьи. Для студентов и слушателей факультетов
повышения квалификации врачей и провизоров медицинских и
фармацевтических высших и средних учебных заведений разработаны
программы по планированию семьи.
Совместно с Министерством образования Российской Федерации
разрабатываются программы по планированию семьи для студентов
педагогических ВУЗов и институтов повышения квалификации
работников образовательных учреждений, начата работа по половому
воспитанию детей и подростков.
Выделены средства для организации проведения регулярных теле -
и радиопередач по вопросам планирования семьи и половому
воспитанию подростков, издания информационных материалов для
медицинских работников и населения (брошюры, буклеты).
Осуществляется подготовка кинофильмов: "Контрацепция: право на
выбор", "Как помочь", мультфильмов по методам контрацепции.
Ведутся социологические исследования по изучению
контрацептивного поведения отдельных групп населения,
эпидемиологии абортов и контрацепции. Разрабатываются
отечественные средства контрацепции (Таликозил, Спемикол,
Мифепристон).
Проводится большое число семинаров, циклов усовершенствования
для врачей по вопросам планирования семьи. Состоялись две
национальные конференции.
Средства программы "Дети Севера" использованы на организацию и
проведение профилактических осмотров женщин и детей и приобретение
респираторов для детских реанимационных отделений окружных
больниц.
На основе реализации задач программы "Вакцинопрофилактика"
значительно сокращен перечень медицинских противопоказаний к
проведению прививок против дифтерии, коклюша и столбняка,
пересмотрена схема проведения прививок против дифтерии. Издано
большое число памяток для родителей, плакатов, липких аппликаций;
на школьных тетрадях, почтовых конвертах, спичечных коробках
нанесены тематические тексты. Активизировалась и стала более
разнообразной работа со средствами массовой информации. На
средства федеральной программы издано руководство
"Вакцинопрофилактика". В 1993-1994 годах направлено на
централизованную оплату вакцин для проведения вакцинации детей
27,6 млрд. рублей.
В 1992-1994 г.г. при взаимодействии с общественной
организацией КЭР - Германия, фондом "Милосердие и здоровье",
территориальными органами здравоохранения удалось укрепить
онкогематологическую службу в стране путем создания 10
межрегиональных детских онкогематологических центров во
Владивостоке, Хабаровске, Новосибирске, Новокузнецке, Омске,
Екатеринбурге, Челябинске, Волгограде, Ростове - на - Дону,
Воронеже. В результате внедрения современных протоколов резко
возросла эффективность лечения. Одна из самых дорогостоящих
федеральных программ получила возможнось ускоренного развития, но
требует целевого финансирования на федеральном и территориальном
уровне.
Федеральными ресурсами поддержана медицинская помощь детям,
требующая применения дорогостоящих медицинских технологий. В 1994
г. на эти цели выделено около 30,7 млрд. рублей. Закуплен гормон
роста для лечения детей, страдающих гипофизарным нанизмом,
белковые гидролизаты для детей с фенилкетонурией, человеческий
инсулин для детей, больных диабетом.
В течение 3 лет Минздравмедпромом ведутся научно -
исследовательские и опытно - конструкторские работы по программе
Детские лекарственные формы и изделия медицинского назначения для
детей. Ежегодно увеличиваются объемы финансирования этой
программы: в 1992 г. выделено 75 млн. рублей, в 1993 г. - 431 млн.
руб., в 1994 г. - 1,2 млрд. рублей. В настоящее время заключено 95
договоров с 35 научно - исследовательскими институтами
Минздравмедпрома, РАМН и медицинской промышленности. Среди
наиболее важных выделяются работы по созданию отечественного
препарата сурфактанта для профилактики синдрома респираторных
нарушений новорожденных детей, отечественных гормональных
противозачаточных таблеток, специальных лечебных продуктов питания
для больных фенилкетонурией, тест - систем для неонатального
скрининга на врожденный гипотиреоз, усовершенствования вакцин и
сывороток, детских лекарственных форм для лечения инфекционных
вирусных и бактериальных заболеваний и т.д.
Существенно расширен парк производимой отечественной
медицинской техники для детства и родовспоможения, в т.ч. на
основе создания совместных предприятий. Выпускаются ультразвуковые
аппараты (Н.- Новгород), биомониторы (Москва), кювезы (Москва),
респираторы (Санкт - Петербург, Воронеж), реанимационные комплексы
(Ижевск, Ростов - на - Дону, Златоуст), электронные весы (Санкт -
Петербург). Налажено производство аппарата чрезкожного определения
билирубина, инфузаторов, ультразвуковых ингаляторов. Разработана
перспективная программа развития производства медицинской техники
для службы материнства и детства.
В соответствии с "Основами законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан" разработаны документы по
реализации гарантий государства по охране здоровья женщин и детей.
Совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации
утверждена "Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих
временную нетрудоспособность граждан", где закреплены права семьи
на уход не только за заболевшими, но и в определенных случаях за
здоровыми детьми, детьми - инвалидами. Установлен порядок
предоставления женщинам отпуска в связи с беременностью и родами и
при усыновлении новорожденного ребенка. Разработаны и утверждены
приказами Минздравмедпрома РФ инструкции об искусственном
прерывании беременности по медицинским показаниям, о медицинской
стерилизации, искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона.
Территориям направлены рекомендации по организации обеспечения
беременных и кормящих женщин продуктами питания и витаминными
препаратами.
В целях реализации прав беременных женщин на безопасные
условия работы совместно с Госсанэпиднадзором РФ утверждены
гигиенические рекомендации к рациональному трудоустройству
беременных.
Разработаны и представлены в Правительство РФ предложения о
распространении статуса ребенка - инвалида на детей в возрасте от
16 до 18 лет и о социальных показаниях при искусственном
прерывании беременности.
Важнейшим условием получения заметных результатов от
реализации федеральных программ является дополнение их
аналогичными территориальными программами с учетом местных
условий. Во многих территориях такие программы разработаны и
действуют.
По оперативным данным в 1994 году для реализации региональных
программ на охрану детства и материнства привлечено дополнительно
998,9 млрд. рублей, в т.ч. за счет конвертации 57,3 млн.
американских долларов, которые направлены на укрепление
материально - технической базы детских и родовспомогательных
учреждений. В 1992-1994 г.г. введено в строй 3 детские областные
больницы (900 коек), 5 детских городских больниц (1090 коек), 17
детских отделений (682 койки), 17 родильных отделений (681 койки),
40 детских поликлиник на 8740 посещений, 8 женских консультаций на
3350 посещений, 6 детских санаториев (460 коек), 12 молочных
кухонь (78500 порций в смену), 3 дома ребенка (460 мест),
перинатальный центр в Москве, акушерский корпус Московской
медицинской академии и др. объекты. В стадии строительства
находится более 200 объектов и в 115 объектах ведутся
реконструктивные работы.
Интенсивно создаются учреждения (центры) нового типа. Только в
1994 году дополнительно организовано 54 центра планирования семьи,
18 перинатальных центров, 6 реанимационно - консультативных, 73
реабилитационно - восстановительных центров, 69 специализированных
центров других направлений.
В соответствии со стратегическими направлениями развития
службы охраны здоровья матери и ребенка идет планомерное
реформирование сети и структуры учреждений, оказывающих
медицинскую помощь женщинам и детям. Сокращается число
стационарных коек за счет свертывания маломощных детских и
инфекционных больниц, самостоятельных родильных домов. Этот
процесс соответствует медико - демографической ситуации в стране,
отражает идеологию интеграции акушерско - педиатрической сети с
крупными многопрофильными лечебно - профилактическими
учреждениями. Наряду с обоснованным сокращением детских коек
существенно возросла их специализация. Одновременно растет сеть
амбулаторно - поликлинических учреждений, дневных стационаров.
(Приложение 2). Сохранен врачебный потенциал службы (Приложение
3).
Возросла доступность для населения амбулаторно -
поликлинического обслуживания: увеличилось число профилактических
осмотров детского населения, ранняя явка беременных в женскую
консультацию, почти в 2 раза возросли оперативные вмешательства в
поликлиниках по поводу акушерских и гинекологических причин
(Приложение 4), более чем в 2 раза выросло число детей,
пролеченных в дневных стационарах.
Не снизились объемы госпитализации детей, растет оперативная
активность в акушерских стационарах (Приложение 5).
Отдельные показатели деятельности службы охраны здоровья
матери и ребенка свидетельствуют об определенных позитивных
результатах.
В 1994 году приостановлен рост младенческой смертности за счет
уменьшения смертности детей первого года жизни от болезней органов
дыхания, инфекции, несчастных случаев, отравлений и травм
(Приложение 6).
В 1993-1994 г.г. активизировалась работа по вакцинации,
особенно против дифтерии. Возрастает число прививаемых против
кори. В 1994 году (данные 10 мес.) на 58,8% снизилась
заболеваемость корью, на 6% - эпидемическим паротитом. За
последние 5 лет в 1994 г. достигнута самая низкая летальность
детей от дифтерии, составившая 1,0%, против 2,3-3,7% в 1990-1993
г.г. (Приложение 7).
Снижается распространенность абортов среди женщин фертильного
возраста, повысился спрос на широкое внедрение современных
контрацептивов, особенно гормональных таблеток. Более ощутимые
результаты возможны уже в ближайшие 1-2 года по мере укрепления
службы планирования семьи в России (Приложение 8).
Достигнуто улучшение социальных показателей деятельности домов
ребенка Российской Федерации на основе совершенствования и
развития реабилитационной помощи детям (Приложение 9).
Несмотря на утяжеление патологии новорожденных детей и ее
рост, увеличение недонашиваемости и числа детей с низкой массой
тела, сохраняется тенденция к снижению летальности новорожденных в
целом, а также при врожденных пороках развития, синдроме
респираторных нарушений, внутричерепной родовой травме и
гемолитической болезни новорожденных (Приложение 10).
Стабильны показатели общей больничной летальности среди детей
всех возрастов, снижается больничная летальность среди детей до 1
года, на низком и стабильном уровне послеоперационная летальность
при внематочной беременности (Приложение 11).
Многофакторный анализ качества работы учреждений охраны
здоровья женщин и детей в сопоставлении с индикаторами здоровья,
изучение положения дел на местах свидетельствуют о наличии
проблем, которые не удалось решить и на решении которых должны
быть сосредоточены основные усилия на федеральном и
территориальном уровнях.
Не отработана нормативная база ресурсов службы охраны здоровья
женщин и детей в современных условиях. Не обеспечены условия для
перехода к оказанию медицинской помощи детям, беременным женщинам
в соответствии с Законом о медицинском страховании граждан:
программы обязательного медицинского страхования не подкреплены
финансовыми средствами, не утверждена методика ценообразования на
медицинские услуги, система взаиморасчетов между территориями,
особенно при оказании медицинской помощи в федеральных и
региональных центрах, не разработаны федеральные стандарты
медицинской помощи женщинам в связи с беременностью и родами,
детям. Это обусловило бесконтрольное внедрение платной медицинской
помощи в детских и родовспомогательных лечебно - профилактических
учреждениях.
Из-за ограниченного финансирования не получают развития такие
виды специализированной помощи, как кардиохирургия новорожденных и
грудных детей, детская трансплантология, методы
экстракорпорального очищения крови, внутриутробная диагностика
состояний плода, современные перинатальные технологии, которые до
настоящего времени обеспечиваются в основном дорогостоящим
импортным оборудованием. Аналоги отечественной медицинской техники
зачастую не соответствуют международным критериям качества
(респираторы и инкубаторы для недоношенных новорожденных,
мониторные системы, транспортный кувез и др.). Требует
финансирования на федеральном и территориальном уровнях программа
онкогематологических центров и отделений.
Медленно решаются вопросы реформирования деятельности
акушерских стационаров на основе внедрения физиологических условий
родоразрешения, раннего прикладывания новорожденных к груди,
свободного режима вскармливания, совместного пребывания матери и
ребенка, ранней выписки, пересмотра санитарно - гигиенических и
противоэпидемических норм и правил.
Нет заметных результатов в снижении материнской смертности
(Приложение 12). Ее высокий уровень связан не только с ростом
патологии среди беременных женщин и рожениц, но и дефектами в
работе женских консультаций и акушерских стационаров, что
обусловливает необходимость создания подкрепленных финансами
региональных программ "Безопасное материнство".
Руководители органов и учреждений здравоохранения не уделяют
должного внимания детской патологоанатомической службе.
Недостоверность структуры причин младенческой смертности,
формируемая на основании патологоанатомических заключений,
затрудняет суждение об истинных причинах смерти новорожденных и
младенцев, а следовательно, целенаправленное планирование
мероприятий по ее снижению.
Необходимо в кратчайшие сроки преодолеть неблагоприятную
ситуацию в области вакцинопрофилактики важнейших инфекционных
заболеваний.
Требуется дополнительное финансирование НИР и НИОКР по
продолжению работ, связанных с созданием детских лекарственных
форм, усовершенствованием вакцин и сывороток, иммунобиологических
препаратов, тест - систем, контрацептивов. Необходимо изыскать
финансовые ресурсы для поддержания предприятий, создающих и
выпускающих медицинскую технику для акушерства, гинекологии и
педиатрии.
Ввиду особой значимости и сложности деятельности медицинских
служб, в которых решаются задачи охраны жизни и здоровья
новорожденных и грудных детей, предупреждения детской
инвалидности, в целях сохранения кадрового потенциала службы, в
т.ч. руководителей и организаторов, требуется разработка изменений
в системе оплаты их труда. Проводимые в стране экономические
реформы, отразившиеся на финансировании здравоохранения, требуют
совершенствования принципов планирования расходов на медицинские
технологии в детстве и родовспоможении на основе экономической
целесообразности и рентабельности.
В целях дальнейшего развития службы охраны здоровья матери и
ребенка
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Принять к сведению информацию о состоянии службы охраны
здоровья матери и ребенка в России, основных ее проблемах.
2. Утвердить основные направления деятельности
Минздравмедпрома по охране здоровья женщин и детей на 90-ые годы
(Приложение 13).
3. Поддержать приоритетные направления научных исследований в
области акушерства, гинекологии и педиатрии (Приложение 14).
4. Заслушивать ежегодно на коллегии результаты работы по
реализации основных направлений деятельности Минздравмедпрома по
охране здоровья женщин и детей, выполнению действующих
государственных и отраслевых целевых программ.
5. Заместителям Министра, начальникам структурных
подразделений при разработке квартальных и годовых планов работы
учитывать организационные мероприятия по реализации основных
направлений деятельности по охране здоровья женщин и детей на
90-ые годы.
6. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская
Д.И.):
6.1. Обеспечить координацию работ по выполнению
государственных и отраслевых целевых программ в области охраны
здоровья женщин и детей.
6.2. Продолжить разработку федеральных стандартов медицинской
помощи женщинам и детям на основе Закона "О медицинском
страховании граждан РФ" и "Основ законодательства РФ об охране
здоровья граждан".
6.3. В срок до 1.03.95 г. разработать и внести предложения по
дополнению федеральной программы "Дети России".
6.4. Совместно с Управлением по обеспечению лекарствами и
медицинской техникой (Саповский М.М.), планово - финансовым
Управлением (Ширшов А.А.) организовать и провести в марте - апреле
1995 г. специальное обследование состояния медицинской помощи
женщинам и детям - жителям коренных национальностей в северных
регионах страны, направить бригады специалистов с набором
медикаментов, медицинской техникой, инструментарием.
6.5. Совместно с Госкомсанэпиднадзором РФ в кратчайшие сроки
пересмотреть нормативные документы по организации работы
акушерских стационаров в части санитарно - гигиенических и
противоэпидемических мероприятий, препятствующих внедрению
современных перинатальных технологий.
6.6. Разработать до 1.09.95 г. концепцию медицинского
обеспечения оздоровительного отдыха детей.
6.7. Разработать предложения по обеспечению гарантированной
бесплатной медицинской помощи женщинам и детям в государственных
медицинских учреждениях в условиях проводимых в стране
экономических реформ.
6.8. В течение 1995 года подготовить к утверждению целевую
программу по поддержанию грудного вскармливания, разработать
необходимые инструктивно - методические материалы для женских
консультаций, акушерских стационаров.
6.9. В целях обеспечения координации работ по развитию и
укреплению детской патологоанатомической службы создать на базе
Республиканской клинической больницы республиканское
патогоанатомическое бюро. В срок до 1.04.95 г. разработать
положение о его работе, штатную структуру и представить на
утверждение в установленном порядке.
6.10. Провести в течение 1995 года комплекс мероприятий,
направленных на активизацию деятельности детской
эндокринологической службы, в том числе диабетологической.
6.11. Совместно с планово - финансовым Управлением (Ширшов
А.А.):
6.11.1. разработать и внести предложения по стимулированию
труда медицинских работников в акушерских стационарах,
перинатальных центрах, детских отделениях реанимации и интенсивной
терапии, отделениях для патологии новорожденных и недоношенных
детей и детей 1 года жизни;
6.11.2. предусмотреть долевое финансирование детских
онкогематологических центров в части обеспечения
специализированными медикаментозными средствами.
7. Руководителям территориальных органов управления
здравоохранением рекомендовать использовать материалы коллегии при
планировании региональных мероприятий по охране здоровья женщин и
детей, материально - техническому обеспечению учреждений детства и
родовспоможения, созданию условий для снижения заболеваемости
среди беременных женщин и детей, обеспечению населения
современными контрацептивами для закрепления достигнутых
результатов дальнейшего снижения младенческой и материнской
смертности, эффективной борьбы с абортами.
8. Контроль за настоящим решением Коллегии возложить на
заместителя Министра Ваганова Н.Н.
Председатель коллегии -
Министр здравоохранения
и медицинской промышленности РФ
Э.А.НЕЧАЕВ
Ответственный секретарь коллегии
В.В.КЛЮВАЕВ
Приложение N 1
к решению Коллегии
Минздравмедпрома России
от 14 февраля 1995 г.
протокол N 5
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТИ РОССИИ"
(в млн. рублей)
--------------------------T-----------T-----------T------------¬
¦ ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦
+-------------------------+-----------+-----------+------------+
¦ "Дети Чернобыля" ¦ 671,82 ¦ 889,96 ¦ 3244,2 ¦
¦ "Дети - инвалиды" ¦ - ¦ 281,2 ¦ 12182,5 ¦
¦ "Дети Севера" ¦ - ¦ - ¦ 600,0 ¦
¦ "Планирование семьи" ¦ - ¦ 1002,2 ¦ 22866,7 ¦
¦ "Дети - сироты" ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ИТОГО: ¦ 671,82 ¦ 2173,36 ¦ 38893,4 ¦
L-------------------------+-----------+-----------+-------------
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение N 2
к решению Коллегии
Минздравмедпрома России
от 14 февраля 1995 г.
протокол N 5
СЕТЬ ДЕТСКИХ И РОДОВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
----------------------------------------------T--------T--------¬
¦ Койки ¦ 1990 ¦ 1993 ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+
¦ число стационарных коек для детей (тыс.) ¦ 282,6 ¦ 267,2¦
¦ число детских больниц ¦ 525 ¦ 487 ¦
¦ число детских специализированных коек (тыс.)¦ 72,5 ¦ 88,1¦
¦ число детских поликлиник ¦ 383 ¦ 454 ¦
¦ число дневных стационаров для детей ¦ 102 ¦ 150 ¦
¦ число коек в дневных стационарах ¦1309 ¦ 1982 ¦
¦ число коек для беременных, рожениц, ¦ ¦ ¦
¦ патологии беременности, производства ¦ ¦ ¦
¦ абортов и гинекологических (тыс.) ¦ 236,3 ¦ 216,3¦
¦ число родильных домов ¦ 302 ¦ 293 ¦
¦ число женских консультаций ¦1048 ¦ 1938 ¦
L---------------------------------------------+--------+---------
Начальник Управления
медицинской статистики
Э.И.ПОГОРЕЛОВА
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение N 3
к решению Коллегии
Минздравмедпрома России
от 14 февраля 1995 г.
протокол N 5
МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ
ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
--------------------------------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ 1990 ¦ 1991 ¦ 1992 ¦ 1993 ¦
+-------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦ число врачей - педиатров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ абсолютное число (тыс.) ¦ 72,2 ¦ 71,4 ¦ 70,3 ¦ 70,0 ¦
¦ на 10 000 детей ¦ 21,2 ¦ 21,2 ¦ 21,1 ¦ 21,2 ¦
¦ число врачей акушеров - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ гинекологов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ абсолютное число (тыс.) ¦ 35,8 ¦ 35,7 ¦ 35,8 ¦ 36,0 ¦
¦ на 10 000 женщин ¦ 4,6 ¦ 4,5 ¦ 4,6 ¦ 4,6 ¦
¦ число акушерок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ абсолютное число (тыс.) ¦132,3 ¦ 118,0 ¦ 112,8 ¦ 108,8 ¦
L-------------------------------+-------+-------+-------+--------
Начальник Управления
медицинской статистики
Э.И.ПОГОРЕЛОВА
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение N 4
к решению Коллегии
Минздравмедпрома России
от 14 февраля 1995 г.
протокол N 5
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ
(%%)
--------------------------------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ 1990 ¦ 1991 ¦ 1992 ¦ 1993 ¦
+-------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦ Число осмотренных детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ к числу подлежащих осмотру ¦ 88,1 ¦ 86,3 ¦ 86,6 ¦ 90,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ число беременных, поступивших¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ под наблюдение женских кон- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ сультаций в сроки до 12 не- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ дель беременности ¦ 68,8 ¦ 68,5 ¦ 70,0 ¦ 71,2 ¦
L-------------------------------+-------+-------+-------+--------
ОПЕРАТИВНЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПОЛИКЛИНИКАХ
ПО ПОВОДУ АКУШЕРСКИХ И ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН
----------------T-----------T-----------T------------T------------¬
¦ Виды операций ¦ 1990 ¦ 1991 ¦ 1992 ¦ 1993 ¦
¦ +------T----+------T----+-------T----+-------T----+
¦ ¦абс.ч.¦в % ¦абс.ч.¦в % ¦абс.ч. ¦в % ¦абс.ч. ¦в % ¦
+---------------+------+----+------+----+-------+----+-------+----+
¦ На женских по-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ловых органах ¦667450¦14,9¦867308¦18,2¦1097784¦21,3¦1128661¦20,8¦
¦ Кроме того, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ мини - абортов¦718394¦ ¦848122¦ ¦ 856947¦ ¦ 797270¦ ¦
L---------------+------+----+------+----+-------+----+-------+-----
Начальник Управления
медицинской статистики
Э.И.ПОГОРЕЛОВА
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение N 5
к решению Коллегии
Минздравмедпрома России
от 14 февраля 1995 г.
протокол N 5
ЧИСЛО ГОСПИТАЛИЗИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ
ВСЕГО И НА 1000 ЧЕЛОВЕК
--------------------------------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ 1990 ¦ 1991 ¦ 1992 ¦ 1993 ¦
+-------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦ всего госпитализированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ детей ¦6185920¦6039932¦5454838¦5870224¦
¦ число госпитализированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ детей на 1000 дет. населения ¦ 182¦ 179¦ 162¦ 178¦
L-------------------------------+-------+-------+-------+--------
ОБЪЕМЫ ОПЕРАТИВНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В АКУШЕРСКИХ
СТАЦИОНАРАХ
--------------------------------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ 1990 ¦ 1991 ¦ 1992 ¦ 1993 ¦
+-------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦ Количество кесаревых сечений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ на 1000 родов ¦ 69,0 ¦ 74,1 ¦ 82,8 ¦ 90,1 ¦
L-------------------------------+-------+-------+-------+--------
Начальник Управления
медицинской статистики
Э.И.ПОГОРЕЛОВА
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение N 6
к решению Коллегии
Минздравмедпрома России
от 14 февраля 1995 г.
протокол N 5
МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ НА 10000 РОДИВШИХСЯ
-------------------------T-------------------T------------------¬
¦ ¦ 11 месяцев 1993 г.¦11 месяцев 1994 г.¦
+------------------------+-------------------+------------------+
¦Все причины ¦ 190,0 ¦ 186,4 ¦
¦в т.ч. инфекции ¦ 13,9 ¦ 12,4 ¦
¦болезни органов дыхания ¦ 29,5 ¦ 24,7 ¦
¦врожденные аномалии ¦ 38,4 ¦ 40,2 ¦
¦состояния перинатального¦ ¦ ¦
¦периода ¦ 83,3 ¦ 85,2 ¦
¦травмы и отравления ¦ 9,4 ¦ 9,3 ¦
L------------------------+-------------------+-------------------
Начальник Управления
медицинской статистики
Э.И.ПОГОРЕЛОВА
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение N 7
к решению Коллегии
Минздравмедпрома России
от 14 февраля 1995 г.
протокол N 5
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ВАКЦИНАЦИЯ ДЕТЕЙ
ОХВАТ ПРИВИВКАМИ В %
--------------------------------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ 1990 ¦ 1991 ¦ 1992 ¦ 1993 ¦
+-------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦ число детей, вакцинирован- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ных против дифтерии в воз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ расте 1 года включительно; ¦ 68,5 ¦ 68,1 ¦ 72,6 ¦ 79,2 ¦
¦ против коклюша в возрасте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1 года включительно; ¦ 60,2 ¦ 58,8 ¦ 62,0 ¦ 65,2 ¦
¦ против полиомиелита в воз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ расте 1 года; ¦ 69,4 ¦ 71,5 ¦ 69,0 ¦ 82,2 ¦
¦ против кори в возрасте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2 года включительно; ¦ 81,8 ¦ 78,7 ¦ 82,6 ¦ 88,1 ¦
¦ против эпидемического паро- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ тита в возрасте 2 года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ включительно ¦ 58,5 ¦ 56,8 ¦ 61,7 ¦ 66,9 ¦
¦ вакцинация новорожденных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ против туберкулеза ¦ 91,4 ¦ 91,7 ¦ 86,2 ¦ 92,3 ¦
L-------------------------------+-------+-------+-------+--------
Начальник Управления
медицинской статистики
Э.И.ПОГОРЕЛОВА
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение N 8
к решению Коллегии
Минздравмедпрома России
от 14 февраля 1995 г.
протокол N 5
ПРОФИЛАКТИКА АБОРТОВ В РОССИИ
----------------------------------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ 1990 ¦ 1991 ¦ 1992 ¦ 1993 ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦число женщин ф.в., использую- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦щих гормональные ср-ва (млн.чел.)¦0,600 ¦ 0,773 ¦ 1,1 ¦ 1,1 ¦
¦в % к числу женщин ферт.воз. ¦1,7 ¦ 2,1 ¦ 3,0 ¦ 3,0 ¦
¦число женщин, применяющих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ВМС (млн.чел) ¦ 6,2 ¦ 6,5 ¦ 6,9 ¦ 7,2 ¦
¦в % к числу женщин ферт. воз. ¦17,2 ¦ 18,1 ¦ 19,3 ¦ 19,8 ¦
¦всего женщин, исп. эти методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦контрацепции (млн.чел.) ¦ 6,8 ¦ 7,3 ¦ 8,0 ¦ 8,3 ¦
¦в % к числу женщин ф.в. ¦18,9 ¦ 20,2 ¦ 22,3 ¦ 22,8 ¦
L---------------------------------+-------+-------+-------+--------
ДИНАМИКА АБОРТОВ В РОССИИ
(ДАННЫЕ МИНЗДРАВМЕДПРОМА РОССИИ)
----------------------------------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ 1990 ¦ 1991 ¦ 1992 ¦ 1993 ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦общее число абортов (тыс.) ¦ 3920 ¦ 3526 ¦ 3266 ¦ 2977 ¦
¦на 1000 женщин фертильного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦возраста ¦ 108,6¦ 100,3¦ 98,1¦ 81,9¦
¦на 1000 родов ¦ 152,0¦ 204,0¦ 209,2¦ 214,0¦
¦в т.ч. мини - аборты (тыс.) ¦ 952,1¦ 848,1¦ 856,9¦ 797,3¦
¦на 1000 женщин фертильного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦возраста ¦ 26,5¦ 23,6¦ 23,7¦ 21,9¦
¦удельный вес мини - абортов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в % ¦ 24,0¦ 24,0¦ 26,0¦ 26,8¦
L---------------------------------+-------+-------+-------+--------
Начальник Управления
медицинской статистики
Э.И.ПОГОРЕЛОВА
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение N 9
к решению Коллегии
Минздравмедпрома России
от 14 февраля 1995 г.
протокол N 5
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОМОВ РЕБЕНКА
(в %%)
----------------------------------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ 1990 ¦ 1991 ¦ 1992 ¦ 1993 ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Взято родителями ¦ 29,0 ¦ ... ¦ 34,9 ¦ 35,4 ¦
¦Усыновлено ¦ 11,2 ¦ ... ¦ 24,2 ¦ 28,7 ¦
¦Переведено в интернатные системы:¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - народного образования ¦ 40,6 ¦ ... ¦ 22,0 ¦ 18,4 ¦
¦ - собеса ¦ 15,7 ¦ ... ¦ 15,1 ¦ 14,2 ¦
L---------------------------------+-------+-------+-------+--------
Начальник Управления
медицинской статистики
Э.И.ПОГОРЕЛОВА
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение N 10
к решению Коллегии
Минздравмедпрома России
от 14 февраля 1995 г.
протокол N 5
ЛЕТАЛЬНОСТЬ НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ
(РОДИВШИХСЯ БОЛЬНЫМИ, ЗАБОЛЕВШИХ)
В АКУШЕРСКИХ СТАЦИОНАРАХ В %
----------------------------------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ 1990 ¦ 1991 ¦ 1992 ¦ 1993 ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦ общая летальность ¦ 5,6 ¦ 4,6 ¦ 4,0 ¦ 3,7 ¦
¦ в т.ч. при врожденных пороках ¦ 7,1 ¦ 5,3 ¦ 6,0 ¦ 5,7 ¦
¦ синдроме респираторных наруше- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ний ¦ 21,9 ¦ 19,3 ¦ 18,0 ¦ 17,2 ¦
¦ внутричерепной родовой травме ¦ 11,0 ¦ 9,7 ¦ 8,2 ¦ 8,6 ¦
¦ гемолитической болезни ¦ 2,4 ¦ 1,8 ¦ 1,8 ¦ 1,9 ¦
L---------------------------------+-------+-------+-------+--------
Начальник Управления
медицинской статистики
Э.И.ПОГОРЕЛОВА
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение N 11
к решению Коллегии
Минздравмедпрома России
от 14 февраля 1995 г.
протокол N 5
БОЛЬНИЧНАЯ ЛЕТАЛЬНОСТЬ СРЕДИ ДЕТЕЙ
(%%)
----------------------------------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ 1990 ¦ 1991 ¦ 1992 ¦ 1993 ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦ 0 - 14 лет ¦ 0,6 ¦ 0,6 ¦ 0,6 ¦ 0,6 ¦
¦ до 1 года ¦ 2,51 ¦ 2,36 ¦ 2,43 ¦ 2,29 ¦
L---------------------------------+-------+-------+-------+--------
ПОСЛЕОПЕРАЦИОННАЯ ЛЕТАЛЬНОСТЬ ПРИ ВНЕМАТОЧНОЙ
БЕРЕМЕННОСТИ (%%)
-----------------T-----------------T----------------T-------------¬
¦ 1990 ¦ 1991 ¦ 1992 ¦ 1993 ¦
+----------------+-----------------+----------------+-------------+
¦ 0,08 ¦ 0,09 ¦ 0,10 ¦ 0,08 ¦
L----------------+-----------------+----------------+--------------
Начальник Управления
медицинской статистики
Э.И.ПОГОРЕЛОВА
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение N 12
к решению Коллегии
Минздравмедпрома России
от 14 февраля 1995 г.
протокол N 5
МАТЕРИНСКАЯ СМЕРТНОСТЬ НА 100000 РОДИВШИХСЯ
----------------------------------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ 1990 ¦ 1991 ¦ 1992 ¦ 1993 ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦ Все причины ¦ 47,4 ¦ 52,4 ¦ 50,8 ¦ 51,6 ¦
¦ в т.ч. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ внематочная беременность ¦ 3,2 ¦ 4,3 ¦ 4,6 ¦ 3,8 ¦
¦ аборты ¦ 13,6 ¦ 13,0 ¦ 12,3 ¦ 14,8 ¦
¦ в т.ч. вне ЛПУ ¦ 12,8 ¦ 11,9 ¦ 10,9 ¦ 13,1 ¦
¦ кровотечения ¦ 6,4 ¦ 7,1 ¦ 7,2 ¦ 7,1 ¦
¦ токсикоз ¦ 5,7 ¦ 7,7 ¦ 5,8 ¦ 6,2 ¦
¦ сепсис ¦ 1,7 ¦ 1,6 ¦ 2,3 ¦ 1,7 ¦
¦ другие осложнения ¦ 16,7 ¦ 18,7 ¦ 18,5 ¦ 17,9 ¦
L---------------------------------+-------+-------+-------+--------
Начальник Управления
медицинской статистики
Э.И.ПОГОРЕЛОВА
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение N 13
к решению Коллегии
Минздравмедпрома России
от 14 февраля 1995 г.
протокол N 5
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНЗДРАВМЕДПРОМА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ
НА 90-ЫЕ ГОДЫ
Обеспечение государственной политики в области безопасного
материнства и охраны здоровья детей в соответствии с Национальным
планом действий в интересах детей, "Основами законодательства РФ
об охране здоровья граждан".
Реализация федеральной программы "Дети России",
государственных программ "Безопасное материнство",
"Вакцинопрофилактика", отраслевых программ по охране здоровья
женщин и детей.
Создание отраслевых программ в области охраны здоровья женщин
и детей по наиболее актуальным, высокотехнологичным, требующим
федеральной поддержки проблемам.
Развитие медицинской промышленности в части создания
медицинской техники и изделий медицинского назначения для службы
материнства и детства, разработка и внедрение отечественных
лекарственных форм, иммунобиологических препаратов,
диагностических систем для акушерско - гинекологической и
педиатрической практики.
Разработка и утверждение стандартов врачебного и сестринского
образования в перинатологии, акушерстве, гинекологии и педиатрии,
программ и моделей последипломного повышения квалификации.
Разработка федеральных медико - экономических стандартов в
акушерстве и педиатрии, протоколов медицинской помощи беременным,
роженицам и родильницам, детям, в том числе новорожденным.
Пересмотр положений о детских и акушерско - гинекологических
учреждениях, инструктивных материалов по организации их работы.
Методическое обеспечение деятельности родовспомогательных и
детских лечебно - профилактических учреждений в современных
условиях, в том числе с учетом перехода к страховой медицине.
Мониторинг материнской, перинатальной и младенческой
смертности, создание информационно - аналитических систем
формирования программ по снижению смертности женщин и детей.
Приоритетное развитие профилактической педиатрии,
перинатальной медицины, служб планирования семьи, медицинской
генетики, специализированных видов медицинской помощи женщинам и
детям, в т.ч. реанимации и интенсивной терапии новорожденных,
кардиохирургии раннего возраста, онкогематологии,
трансплантологии, также реабилитационно - восстановительной
помощи, детской патологоанатомической службы.
Медицинское обеспечение детей, воспитывающихся в
образовательных и интернатных учреждениях, сирот, детей -
инвалидов.
Организация научных исследований в соответствии с
приоритетными направлениями НИР в области охраны здоровья женщин и
детей.
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение N 14
к решению Коллегии
Минздравмедпрома России
от 14 февраля 1995 г.
протокол N 5
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В АКУШЕРСТВЕ, ГИНЕКОЛОГИИ, ПЕДИАТРИИ
1. Эпидемиологические исследования состояния здоровья женщин и
детей.
2. Экопатология репродуктивной сферы, педиатрическая
экопатология.
3. Разработка новых технологий в акушерстве и гинекологии.
4. Невынашивание беременности, преждевременные роды,
выхаживание недоношенных новорожденных.
5. Охрана репродуктивного здоровья, в т.ч. девочек -
подростков, девушек.
6. Планирование семьи: медико - социальные аспекты.
7. Наследственные болезни и болезни с наследственной
предрасположенностью.
8. Бактериальные и вирусные инфекции плода и новорожденного.
9. Разработка новых технологий в детской хирургии,
анестезиологии и интенсивной терапии:
- реконструктивные и пластические операции у детей,
особенно раннего возраста;
- интенсивная терапия и анестезиология при критических
состояниях у детей раннего возраста.
10. Разработка лекарственных форм, иммунобиологических
препаратов, диагностических систем для использования в
акушерско - гинекологической и педиатрической практике.
11. Клиническая фармакология в педиатрии.
12. Проблемы реабилитации в акушерстве, гинекологии,
педиатрии.
13. Медико - социальные аспекты детской инвалидности.
14. Научное обеспечение медицинского обслуживания детей в
образовательных учреждениях.
15. Научное обеспечение проблем страховой медицины в службе
охраны здоровья матери и ребенка.
Начальник Управления научных
учреждений
О.Е.НИФАНТЬЕВ
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
|