СОВЕТ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
(Алматы, 10 февраля 1995 года)
Совет коллективной безопасности решил:
1. Утвердить Концепцию коллективной безопасности государств -
участников Договора о коллективной безопасности (прилагается).
2. Рассмотреть на сессии Совета коллективной безопасности
проект Плана реализации Концепции коллективной безопасности.
В целях разработки проекта Плана создать при Генеральном
секретаре Совета коллективной безопасности временную рабочую
группу из представителей государств - участников.
Совершено в г. Алматы 10 февраля 1995 г. в одном экземпляре на
русском языке. Экземпляр хранится в Архиве Правительства
Республики Беларусь, которое направит каждому государству,
подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Приложение
к Решению Совета коллективной
безопасности о Концепции коллективной
безопасности государств - участников
Договора о коллективной безопасности
от 10 февраля 1995 года
КОНЦЕПЦИЯ
КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Концепция коллективной безопасности государств - участников
Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. (далее -
Концепция) представляет собой совокупность взглядов
государств - участников Договора о коллективной безопасности
(далее - государства - участники) на предотвращение и устранение
угрозы миру, совместную защиту от агрессии, обеспечение их
суверенитета и территориальной целостности.
Концепция основывается на принципах ООН, ОБСЕ, Договора о
коллективной безопасности, а также положениях других документов,
принятых государствами - участниками в его развитие.
Концепция включает в себя: основы военной политики
государств - участников, основы обеспечения коллективной
безопасности, основные направления и этапы создания системы
коллективной безопасности.
Реализация положений Концепции предусматривает осуществление
согласованных политических, экономических, военных и других мер.
Государства - участники в политическом и военном отношениях не
считают своим противником ни одно государство или коалицию
государств, видят в лице всех государств мирового сообщества
равноправных партнеров.
I. Основы военной политики государств - участников
Государства - участники объединены военно-политическими и
экономическими интересами, сложившимися военно-технической базой и
инфраструктурой, стремлением проводить согласованную политику по
обеспечению коллективной безопасности.
Государства - участники будут проводить консультации в целях
координации позиций и проведения согласованной политики в области
безопасности:
в отношении других государств - участников СНГ - по вопросам
военного сотрудничества и оказания взаимной помощи при решении
проблем военного строительства;
в отношении НАТО и других военно-политических организаций - по
вопросам сотрудничества и партнерства, участия в имеющихся и
создаваемых новых структурах региональной безопасности.
Государства - участники обеспечивают коллективную безопасность
всеми имеющимися в их распоряжении возможностями при приоритете
мирных средств. При выработке мер обеспечения коллективной
безопасности они учитывают следующее.
Завершение глобального противостояния между Востоком и Западом
значительно снизило опасность возникновения мировой войны.
Вместе с тем существует значительное количество региональных
межгосударственных и внутригосударственных проблем, обострение
которых чревато перерастанием в вооруженные конфликты и локальные
войны. Предпосылки для этого сохраняются в социальных,
политических, экономических, территориальных, национально -
этнических, религиозных и других противоречиях, а также в
приверженности ряда государств к решению их силовыми методами.
Основными источниками военной опасности государства -
участники считают:
территориальные притязания других стран к государствам -
участникам;
существующие и потенциальные очаги локальных войн и
вооруженных конфликтов прежде всего в непосредственной близости от
границ государств - участников;
возможность применения (в том числе несанкционированного)
ядерного и других видов оружия массового поражения, находящегося
на вооружении ряда государств;
распространение ядерного и других видов оружия массового
поражения, средств его доставки и новейших технологий военного
производства в сочетании с попытками отдельных стран, организаций
и террористических групп реализовать свои политические и военные
устремления;
возможность подрыва устойчивости стратегической обстановки в
результате нарушения международных договоренностей в области
ограничения и сокращения вооруженных сил и вооружений,
необоснованного наращивания военной мощи другими государствами и
военно-политическими союзами;
попытки вмешательства извне во внутренние дела государств -
участников, дестабилизации их внутриполитической обстановки;
международный терроризм, политику шантажа.
В качестве факторов, способных привести к перерастанию военной
опасности в непосредственную военную угрозу, государства -
участники рассматривают:
наращивание группировок войск (сил) в прилегающих к внешним
границам государств - участников регионах до пределов, нарушающих
сложившееся соотношение сил;
создание и подготовку на территории других государств
вооруженных формирований, предназначенных для применения против
государств - участников;
развязывание пограничных конфликтов и вооруженных провокаций с
территории сопредельных государств;
ввод иностранных войск на сопредельные с государствами -
участниками территории (если это не связано с мерами по
восстановлению и поддержанию мира в соответствии с решением Совета
Безопасности ООН или ОБСЕ).
Приоритетными направлениями в совместной деятельности по
предотвращению военной угрозы государства - участники считают:
участие совместно с другими государствами и международными
организациями в создании систем коллективной безопасности в Европе
и Азии;
координацию действий по реализации имеющихся и разработке
новых международных договоренностей по вопросам разоружения и
контроля над вооружениями;
расширение мер доверия в военной области;
установление и развитие равноправных партнерских отношений с
НАТО, другими военно-политическими организациями и региональными
структурами безопасности, направленных на эффективное решение
задач по укреплению мира;
активизацию диалога по подготовке и принятию эффективных
международных договоренностей в области сокращения военно-морских
сил и вооружений, а также ограничения военно-морской деятельности;
проведение операций по поддержанию мира по решению Совета
Безопасности ООН, ОБСЕ в соответствии с международными
обязательствами;
согласование усилий по охране внешних границ государств -
участников;
поддержание вооруженных сил и других войск государств -
участников на уровне, обеспечивающем оборонную достаточность.
II. Основы обеспечения коллективной безопасности
Целью государств - участников в обеспечении коллективной
безопасности является предотвращение войн и вооруженных
конфликтов, а в случае их развязывания - гарантированная защита
интересов, суверенитета и территориальной целостности государств -
участников.
В мирное время указанная цель достигается урегулированием
спорных проблем, международных и региональных кризисов
исключительно политическими, согласительными средствами,
поддержанием оборонного потенциала каждого государства с учетом
как национальных, так и коллективных интересов.
Каждое государство - участник принимает надлежащие меры по
обеспечению стабильного положения на своих границах. На основе
взаимного согласия они координируют деятельность пограничных войск
и других компетентных служб по поддержанию установленного режима в
приграничных зонах государств - участников.
При возникновении угрозы безопасности, территориальной
целостности и суверенитету одного или нескольких государств -
участников либо угрозы международному миру государства - участники
незамедлительно приводят в действие механизм совместных
консультаций с целью координации своих позиций и принятия
конкретных мер для устранения возникшей угрозы.
Стратегические ядерные силы Российской Федерации выполняют
функцию сдерживания от возможных попыток осуществления агрессивных
намерений против государств - участников в соответствии с военной
доктриной Российской Федерации.
В случае агрессии государства - участники в соответствии со
статьей 4 Договора о коллективной безопасности отражают ее и
принимают меры к тому, чтобы вынудить агрессора прекратить военные
действия. Для достижения этого они заблаговременно определяют и
планируют содержание, формы и способы совместных действий.
Коллективная безопасность государств - участников базируется
на следующих основных принципах:
неделимость безопасности: агрессия против одного государства -
участника рассматривается как агрессия против всех государств -
участников;
равная ответственность государств - участников за обеспечение
безопасности;
соблюдение территориальной целостности, уважение суверенитета,
невмешательство во внутренние дела и учет интересов друг друга;
коллективность обороны, создаваемой на региональной основе;
принятие решений по принципиальным вопросам обеспечения
коллективной безопасности на основе консенсуса;
соответствие состава и готовности сил и средств масштабу
военной угрозы.
III. Система коллективной безопасности.
Основные направления ее создания
Основой коллективной безопасности является система
коллективной безопасности, которую государства - участники
рассматривают как совокупность межгосударственных и
государственных органов управления, сил и средств, обеспечивающих
на общей правовой основе (с учетом национального законодательства)
защиту их интересов, суверенитета и территориальной целостности.
Межгосударственными органами системы коллективной безопасности
являются:
Совет коллективной безопасности - высший политический орган на
межгосударственном уровне, обеспечивающий координацию и совместную
деятельность государств - участников, направленную на реализацию
Договора о коллективной безопасности;
Совет министров иностранных дел - высший консультативный орган
Совета коллективной безопасности по вопросам согласования
внутренней и внешней политики государств - участников;
Совет министров обороны - высший консультативный орган Совета
коллективной безопасности по вопросам военной политики и военного
строительства государств - участников.
Для решения конкретных задач обеспечения коллективной
безопасности могут создаваться и иные органы управления,
действующие на постоянной или временной основе.
Государственными органами системы коллективной безопасности
являются органы политического и военного руководства государств -
участников.
В качестве сил и средств системы коллективной безопасности
государства - участники рассматривают:
вооруженные силы и другие войска государств - участников;
коалиционные (объединенные) группировки войск (сил) в
регионах, которые будут созданы для отражения агрессии против
государств - участников;
совместную (объединенную) систему противовоздушной обороны,
другие системы.
Создание сил и средств системы коллективной безопасности
направлено на сдерживание возможного агрессора, своевременное
вскрытие подготовки возможной агрессии и ее отражение, обеспечение
охраны границ государств - участников, участие в операциях по
поддержанию мира.
Советом коллективной безопасности для операций по поддержанию
мира, проводимых в соответствии с решением Совета Безопасности
ООН, ОБСЕ, могут создаваться коллективные миротворческие силы.
В качестве основных направлений создания системы коллективной
безопасности государства - участники рассматривают:
сближение основных положений законодательных актов
государств - участников в области обороны и безопасности;
проведение регулярных консультаций по проблемам военного
строительства и подготовки вооруженных сил государств -
участников;
выработку общих подходов по вопросам приведения войск (сил) в
высшие степени боевой готовности, форм и способов их обучения,
оперативного и боевого применения, а также согласованной
мобилизационной подготовки экономики государств - участников;
достижение многосторонних договоренностей по использованию
элементов военной инфраструктуры, воздушного и водного
пространства государств - участников;
согласование вопросов оперативного оборудования территорий
государств - участников в интересах коллективной обороны;
проведение совместных мероприятий оперативной и боевой
подготовки вооруженных сил и других войск государств - участников;
согласование программ подготовки военных кадров и
специалистов;
координацию планов разработки, производства, поставок и
ремонта вооружения и военной техники;
выработку единых подходов к нормам создания и содержания
запасов материальных средств.
Формирование системы коллективной безопасности осуществляется
последовательно (поэтапно), с учетом развития военно-политической
обстановки в мире.
На первом этапе:
в основном завершить создание вооруженных сил государств -
участников;
разработать программу военного и военно-технического
сотрудничества государств - участников и приступить к ее
реализации;
разработать и принять правовые акты, регламентирующие
функционирование системы коллективной безопасности.
На втором этапе:
создать коалиционные (объединенные) группировки войск (сил)
для отражения возможной агрессии и провести планирование их
применения;
создать совместную (объединенную) систему противовоздушной
обороны;
рассмотреть вопрос о создании объединенных вооруженных сил.
На третьем этапе завершить создание системы коллективной
безопасности государств - участников.
* * *
Государства - участники в своей деятельности по обеспечению
коллективной безопасности будут соблюдать Устав ООН, общепринятые
международно-правовые нормы и принципы.
Данная Концепция коллективной безопасности закрепляет
приверженность государств - участников целям предотвращения войн и
вооруженных конфликтов, устранения их из системы международных
отношений, создания условий для всестороннего развития личности,
обществ и государств на базе идеалов гуманизма, демократии и
всеобщей безопасности.
Положения Концепции будут дополняться, уточняться и
совершенствоваться по мере дальнейшего развития и укрепления
сотрудничества между государствами - участниками и формирования
новой системы международных отношений.
ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
К РЕШЕНИЮ О КОНЦЕПЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Раздел II. Основы обеспечения коллективной безопасности
1. В абзаце 1 после слов "государств - участников" добавить
"на основе двусторонних отношений".
2. В абзаце 4 исключить слова "либо угрозы международному
миру" (это выходит за рамки Договора о коллективной безопасности).
|