ПИСЬМО МИНСТРОЯ РФ
от 9 февраля 1995 г. N 01-04-24
ОБ ОТРАСЛЕВОМ ТАРИФНОМ СОГЛАШЕНИИ НА 1995-96 ГГ.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства направляет для
руководства заключенное 6 февраля 1995 года Отраслевое (тарифное)
соглашение между ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и
коммунально-бытовых предприятий Российской Федерации,
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Минстроя Российской
Федерации, Министерством труда на 1995-96 гг., согласованное
заместителем Министра финансов Российской Федерации Краснопивцевым
А.А. и заместителем Министра экономики Российской Федерации
Косовым В.В.
Одновременно просим в срок до 1 мая 1995 г. представить в
адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России
отчет о реализации основных положений Отраслевого (тарифного)
соглашения на 1995-96 гг.
Приложение: Отраслевое (тарифное) соглашение на 1995-96 гг. в
1 экз. на 10 листах.
Директор Департамента В.В.Авдеев
ОТРАСЛЕВОЕ (ТАРИФНОЕ) СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ЦК ПРОФСОЮЗА РАБОЧИХ МЕСТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И КОММУНАЛЬНО-БЫТОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ДЕПАРТАМЕНТОМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
МИНСТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Стороны, заключившие соглашение
II. Сфера действия положений соглашения
III. Обязательства и ответственность сторон
IV. Трудовые отношения
V. Рабочее время и время отдыха
VI. Оплата труда
VII. Обеспечение условий и охраны труда
VIII. Социальные льготы, гарантии и компенсации
IX. Обеспечение социальной защиты работников при
банкротстве предприятий
X. Защита интересов работников приватизируемых предприятий
XI. Обеспечение прав и гарантий деятельности профсоюза
ХII. Контроль за ходом выполнения соглашения
Настоящее Отраслевое (тарифное) соглашение заключено на
основании Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2490-1
"О коллективных договорах и соглашениях" и Постановления Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г.
N 647 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и заключения
Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений" с
изменениями и дополнениями и является правовым актом, регулирующим
социально-трудовые отношения в области организации, оплаты и
охраны труда, социальных гарантий, занятости, найма и увольнения
работников. Отраслевое (тарифное) соглашение базируется на
выполнении действующих законодательных и других правовых актов и
направлено на обеспечение эффективного функционирования
жилищно-коммунального хозяйства, укрепление трудовой дисциплины,
предотвращение трудовых конфликтов, создание
социально-экономических условий для производительного труда и
социальной защиты работников предприятий жилищно-коммунального
хозяйства.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Минстроя
Российской Федерации выступает в настоящем Отраслевом (тарифном)
соглашении от имени работодателей в соответствии с делегированными
ему полномочиями.
Настоящее Соглашение заключено на 1995-96 гг., вступает в силу
с момента подписания и действует до 31 декабря 1996 года.
В течение трех месяцев до окончания срока действия Соглашения
любая из сторон вправе направить другой стороне письменное
уведомление о начале переговоров по заключению нового Соглашения.
Соглашение может быть дополнено или изменено только при
взаимной договоренности сторон, его подписавших, о чем
заинтересованная сторона вносит соответствующее предложение другим
сторонам о начале ведения переговоров не менее, чем за две недели
до их начала.
Ни одна из сторон не может в течение установленного срока
действия Соглашения прекратить действие принятых обязательств. В
случае реорганизации или ликвидации одной из сторон Соглашения ее
обязательства переходят к правопреемнику.
I. Стороны, заключившие соглашение
1. ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и
коммунально-бытовых предприятий Российской Федерации.
2. Департамент жилищно-коммунального хозяйства Минстроя
Российской Федерации.
3. Министерство труда Российской Федерации.
II. Сфера действия положений соглашения
Настоящее соглашение:
- распространяется на всех работников предприятий и
организаций любых форм собственности, входящих в структуру
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и
делегировавших полномочия на заключение Соглашения;
- устанавливает минимальные социальные гарантии работникам и
не ограничивает права трудовых коллективов в расширении этих
гарантий за счет собственных средств;
- является основой для заключения коллективных договоров и
соглашений на всех предприятиях и организациях ЖКХ любых форм
собственности. Условия коллективных договоров и соглашений не
могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим
законодательством и настоящим Соглашением.
Федеральные органы исполнительной власти учитывают настоящее
Соглашение при рассмотрении вопросов деятельности предприятий
отрасли.
Обеспечение минимальных социальных гарантий, установленных
настоящим Соглашением, осуществляется за счет доходов предприятий
и средств местных бюджетов.
III. Обязательства и ответственность сторон
1. Департамент жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России:
- обязуется выходить через Министерство строительства
Российской Федерации в Правительство Российской Федерации с
предложениями по решению вопросов жилищно-коммунального хозяйства,
связанных с особенностями отрасли, просить государственной
поддержки отрасли путем предоставления налоговых льгот, кредитов,
дотаций, компенсаций, позволяющих удовлетворить потребности в
машинах, топливе, запасных частях и других материально-технических
ресурсах, развитии социальной сферы и достижении необходимого
уровня оплаты труда;
- способствует созданию благоприятных трудовых отношений в
коллективах, сотрудничеству между работодателями и трудящимися по
вопросам, представляющим общий интерес, укреплению трудовой
дисциплины, внедрению новых методов управления и хозяйственной
деятельности;
- обеспечивает своевременную и качественную подготовку новых и
совершенствование действующих нормативных и методических правовых
актов о труде по мере внедрения нового оборудования и
прогрессивных технологических процессов.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации и ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и
коммунально-бытовых предприятий Российской Федерации обязуются не
допускать экономически и социально необоснованного сокращения
рабочих мест.
2. ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и
коммунально-бытовых предприятий Российской Федерации:
- способствует выполнению данного Соглашения, укреплению
дисциплины, порядка на производстве;
- оказывает практическую помощь трудовым коллективам,
профкомам предприятий в разработке и принятии коллективных
договоров;
- добивается повышения окладов и тарифных ставок работникам
жилищно-коммунального хозяйства по мере роста цен и инфляции;
- совместно с профкомами предприятий осуществляет контроль за
обеспечением гарантированного минимума оплаты труда согласно
настоящему Соглашению.
Все вопросы, связанные с высвобождением работников вследствие
реконструкции и технического перевооружения предприятия,
сокращения объемов производства и предоставляемых услуг,
согласовываются с соответствующим профсоюзным органом.
IV. Трудовые отношения
1. Началом трудовых отношений является заключение трудового
договора (контракта) между трудящимися и предприятием,
учреждением, организацией. Трудовой договор (контракт) есть
соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением,
организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по
определенной специальности, квалификации или должности с
подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель
обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать
условия труда, предусмотренные законодательством о труде,
настоящим Соглашением, коллективным договором, Трудовой договор
(контракт) заключается в письменной форме.
2. Все работники, в том числе вновь принятые, должны быть
ознакомлены с коллективным договором предприятия, что
подтверждается подписью работника.
3. Трудовой договор (контракт) заключается и оформляется в
строгом соответствии с КЗоТ Российской Федерации. Условия,
оговариваемые при заключении индивидуальных трудовых договоров
(контрактов), не могут ухудшать положения, определенные данным
Соглашением и коллективными договорами.
V. Рабочее время и время отдыха
1. Продолжительность рабочего времени работников не может
превышать 40 часов в неделю. Режим рабочего времени
устанавливается на предприятиях графиками работы, согласованными с
профсоюзными комитетами с соблюдением баланса рабочего времени за
учетный период.
2. Сокращенный режим рабочего времени устанавливается для
работников, занятых на вредных работах и других категорий
работников в соответствии с действующим законодательством о труде.
3. В случае возникновения необходимости работы в выходные и
праздничные дни работодатель может привлечь работника к ее
выполнению только с его согласия и разрешения профсоюзного
комитета. В случаях, предусмотренных пп. 1, 2, 3 статьи 63 КЗоТ
Российской Федерации, согласие работника на привлечение к работе в
выходные дни не требуется.
4. В каждом календарном году работник имеет право на ежегодный
отпуск с сохранением места работы (должности) и среднего
заработка. Ежегодный оплачиваемый отпуск для всех трудящихся
предоставляется продолжительностью не менее 24 рабочих дней.
Порядок, условия предоставления и продолжительность дополнительных
отпусков, предусмотренных законодательством, сохраняется.
VI. Оплата труда
1. Стороны договорились о том, что:
С 01.01.95 г. минимальная месячная тарифная ставка рабочих
основных профессий 1 разряда при работе в нормальных условиях
устанавливается в размере 98787 рублей в месяц при условии полной
отработки нормы рабочего времени;
- минимальный размер месячной тарифной ставки ежеквартально
индексируется исходя из фактического роста потребительских цен в
Российской Федерации с корректировкой на коэффициент 0,8;
- указанный размер минимальной месячной тарифной ставки
считать основой для дифференциации тарифных ставок и должностных
окладов других категорий работников при заключении коллективных
договоров на предприятиях.
В случае, когда экономическое положение отдельных предприятий
не может обеспечить применение минимальных ставок (окладов),
предусмотренных настоящим соглашением, стороны при подписании
коллективного договора на предприятии могут принимать решение о
применении других минимальных ставок (окладов).
В соответствии со статьей 80 КЗоТ Российской Федерации вид,
системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий,
иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между
отдельными категориями персонала предприятия, учреждения,
организации определяют самостоятельно и фиксируют их в
коллективных договорах.
Участники данного соглашения рекомендуют при заключении
трудового контракта между местной администрацией и руководителем
предприятия жилищно-коммунального хозяйства;
- включать положение об обязательности выполнения ими
Отраслевого (тарифного) соглашения в соответствии со статьей 22
Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и
соглашениях";
- рассматривать представление профсоюзной стороны о
ненадлежащем выполнении руководителем предприятия Отраслевого
(тарифного) соглашения или коллективного договора как основание
для досрочного расторжения заключенного с ним трудового договора,
за исключением случаев невыделения администрацией бюджетных
средств финансирования предприятиям и организациям ЖКХ в полном
объеме.
На предприятиях, в имуществе которых вклад государства или
местных органов власти составляет более 50% уставного капитала,
условия оплаты труда руководителя (первого лица) определяются в
порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской
Федерации от 21 марта 1994 года N 210.
2. Оплата времени простоя не по вине работников производится в
размере не менее 100% тарифной ставки (оклада).
3. Оплата сверхурочных работ производится не менее чем в двойном размере.
4. Доплата за работу в ночное время производится в размере 40%
тарифной ставки (оклада).
5. Размеры компенсационных доплат за тяжелые и вредные условия
труда определяются коллективным договором, но не ниже размеров,
установленных законодательством.
Доплаты за работу в тяжелых и вредных, а также особо тяжелых и
особо вредных условиях труда, устанавливаются предприятиями по
результатам аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них
и начисляются за время фактической занятости работников на таких
местах.
6. Выплата заработной платы производится не реже 2 раз в месяц
в рабочее время. При этом не допускается замена денежных средств
долговыми обязательствами, расписками, талонами, купонами или в
какой-либо другой форме.
7. Введение и пересмотр норм (времени, обслуживания)
производятся работодателем только при введении новой и
реконструкции действующей техники, внедрении прогрессивной
технологии и осуществлении других организационно-технических
усовершенствований, проведенных по инициативе работодателя и
обеспечивающих сокращение трудовых затрат на изготовление единицы
продукции (услуг) с обязательным официальным извещением профкома
предприятия не менее, чем за месяц до их предполагаемого введения,
а изменение условий оплаты труда - не позднее, чем за два месяца.
При этом обязательным является экономическое обоснование
предлагаемых изменений норм выработки (времени) и условий оплаты
труда.
Если по истечении сроков со дня официального извещения профком
не представит замечаний и предложений, то руководитель имеет право
вводить новые нормы выработки (времени) и условия оплаты труда.
VII. Обеспечение условий и охраны труда
1. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства:
- проводят сертификацию постоянных рабочих мест, исходя из
результатов аттестации рабочих мест по условиям работы;
- осуществляют обучение и инструктирование работников по
охране труда;
- обеспечивают спецодеждой, спецобувью, средствами
индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами;
- организуют проведение предварительных (при поступлении на
работу) и периодических (в течение трудовой деятельности)
медицинских осмотров работников предприятий.
2. ЦК профсоюза и профсоюзные комитеты:
- способствует осуществлению мер, направленных на улучшение
условий и охраны труда и снижение производственного травматизма,
профессиональной заболеваемости трудящихся;
- участвует в разработке и пересмотре отраслевых норм и правил
по охране труда;
- выходит в государственные органы с предложениями о внесении
дополнений и изменений в законодательные акты по охране труда;
- оказывает консультативную помощь трудящимся по вопросам
условий и охраны труда в целях защиты интересов по предоставлению
льгот и компенсаций за вредные условия труда, а также последствия
от получения травм в результате несчастных случаев, связанных с
выполнением трудового процесса.
2. Отказ работника от выполнения работ в связи с опасными и
вредными условиями труда по определению комиссии администрации и
профкома не влечет для него каких-либо правовых, экономических и
других санкций, если иное не предусмотрено в трудовом договоре.
VIII. Социальные льготы, гарантии и компенсации
1. Работодатель, признанный в соответствии с действующим
законодательством ответственным за вред, причиненный работникам
увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением
здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей,
компенсирует потерпевшему сверх возмещения среднемесячного
заработка дополнительные расходы, вызванные трудовым увечьем.
Предприятие возмещает потерпевшему, получившему трудовое
увечье, моральный вред (физические и нравственные страдания) в
соответствии с "Правилами возмещения работодателями вреда,
причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием,
либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими
трудовых обязанностей", утвержденными Верховным Советом Российской
Федерации 24.12.1992 г. N 4214-1.
Гражданам, имеющим право на возмещение вреда в связи со
смертью кормильца, предприятие выплачивает единовременное пособие
в сумме установленной (на день выплаты) минимальной оплаты труда
за пять лет.
2. В случае смерти работника от общего заболевания или
несчастного случая в быту, семье умершего может быть выплачено за
счет средств предприятия пособие в размере пяти минимальных
размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской
Федерации.
3. Суммы возмещения подлежат индексации в связи с повышением
стоимости жизни в установленном законом порядке. При повышении
минимального размера оплаты труда в централизованном порядке все
суммы возмещения заработка увеличиваются пропорционально повышению
минимального размера оплаты труда.
4. Предприятиям рекомендуется применение следующих льгот и
компенсаций за счет собственных средств с включением их в
коллективный договор:
- выплата компенсаций в размере минимальной заработной платы,
установленной Законом Российской Федерации, инвалидам труда 1 раз
в три года при непредоставлении им путевок на лечение согласно
медицинскому показанию;
- выплата единовременного пособия при выходе работника на пенсию;
- предоставление дней отдыха, исходя из тарифной ставки
(оклада) на оговариваемый в коллективном договоре срок в случаях:
- рождения ребенка;
- собственной свадьбы;
- свадьбы детей;
- смерти супругов, членов семьи (дети, родители, родные братья
и сестры);
- выплата единовременного пособия в случае отсутствия
страхования на предприятии при расторжении с работником
предприятия, осуществляющего свою деятельность в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях, трудового договора
досрочно в связи с болезнью и инвалидностью, препятствующими
выполнению работы по договору, в размере пяти среднемесячных
заработков, а при выработке полного стажа, необходимого для
установления пенсии, в связи с работой на Крайнем Севере и
местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в размере
десяти среднемесячных заработков;
- полная компенсация затрат по оформлению документов на
приватизацию жилья работникам, в семьях которых размер дохода,
приходящийся на одного члена семьи, не превышает минимально
установленный Законом Российской Федерации уровень заработной
платы;
- сохранение за работниками, высвобождаемыми по уважительным
причинам с предприятий, в течение двух лет после увольнения
очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий), по
прежнему месту работы, а также возможности пользоваться детскими
дошкольными учреждениями их детям на тех же условиях, что и
работающим на предприятии;
- бесплатное содержание детей в детских дошкольных учреждениях
и оздоровительных лагерях из семей, в которых размер дохода на
одного члена семьи не превышает минимального размера оплаты труда,
установленного Законом Российской Федерации в расчете на квартал;
- снижение платы за содержание детей в детских дошкольных
учреждениях семьям, имеющим троих и более детей в размерах,
оговоренных в коллективном договоре;
- предоставление дня отдыха в День знаний (1 сентября)
матерям, либо другим лицам, воспитывающим детей - школьников
младших классов (1-4 класс);
- дополнительное добровольное страхование всех работников от
несчастных случаев на производстве;
- обеспечение компенсации расходов из средств предприятий
лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях не менее трех лет, связанных с их переселением из
этих мест, в размере 50 процентов произведенных транспортных
затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000
килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.
5. Работодатель оказывает содействие работникам предприятия в
улучшении их жилищных условий. В этих целях работодатель по
согласованию с трудовым коллективом может направлять часть
прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на оказание помощи
для индивидуального и кооперативного жилищного строительства.
IX. Обеспечение социальной защиты работников при банкротстве
предприятий
С целью смягчения социальных последствий банкротства, в
соответствии с Законом Российской Федерации от 19 ноября 1992 года
"О несостоятельности (банкротстве) предприятий" и последующим
постановлением правительства Российской Федерации от 20 мая 1994
г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о
несостоятельности (банкротстве) предприятий", указами Президента
Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1003 "О реформе
государственных предприятий" и от 2 июня 1994 г. N 1114 "О продаже
государственных предприятий должников" ЦК профсоюза, Департамент
жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России будут всемерно
способствовать осуществлению порядка приоритетности при
распределении имущества должника (конкурсной массы), а именно в
первую очередь покрывать расходы, связанные с:
- конкурсным производством;
- продолжением функционирования предприятия-должника;
- удовлетворением требований граждан за причиненный
предприятием вред их жизни или здоровью;
- оплатой труда работников при проведении реорганизации
несостоятельных предприятий.
При наличии конкурсной массы и удовлетворения
вышеперечисленных мероприятий покрываются расходы, связанные с:
- налаживанием информации о рынке труда в отрасли, в том числе
о перспективной потребности в кадрах;
- организацией профессионального обучения, подготовкой и
переподготовкой кадров, профессиональным консультированием
высвобождаемых работников;
- компенсацией работникам предпенсионного и пенсионного
возраста, оставшимся без работы в результате банкротства
предприятия;
- поощрением мобильности экономически активных работников с
целью их трудоустройства на предприятиях отрасли, приближением
рабочих мест к местам массового высвобождения в результате
несостоятельности (банкротства) предприятий;
- созданием условий для вторичной занятости для желающих
работать в свободное от основной работы время, а также для
совмещения работ.
X. Защита интересов работников приватизируемых предприятий
В целях защиты интересов работников приватизируемых
предприятий с момента подачи трудовым коллективом заявки на
приватизацию государственного (муниципального) предприятия
(подразделения), либо с момента подачи заявки другим физическим
или юридическим лицом и до момента возникновения права
собственности у покупателя, либо до момента продажи более 75
процентов акций приватизируемого предприятия запрещается без
согласия соответствующего комитета по управлению имуществом и без
учета мнения Департамента ЖКХ Минстроя Российской Федерации:
- осуществлять реорганизацию, ликвидацию и изменение структуры
предприятия;
- изменять и прекращать действие заключенных ранее договоров
аренды занимаемых приватизируемыми предприятиями нежилых
помещений, зданий, строений, а также договоров аренды имущества,
сданного артелям старателей;
- изменять штатное расписание предприятия, сокращать
численность его работников без решения трудового коллектива
предприятия (подразделения) либо уполномоченного им органа,
увольнять и переводить на другую работу работников и должностных
лиц администрации предприятия (подразделения), являющихся членами
рабочих комиссий по приватизации, за исключением случаев
увольнения по собственному желанию.
XI. Обеспечение прав и гарантий деятельности профсоюза
Департамент жилищно-комунального хозяйства Минстроя Российской
Федерации и входящие в него предприятия обязуются:
1. Обеспечить представителям профсоюзных организаций
возможность беспрепятственного доступа ко всем рабочим местам на
предприятиях для реализации уставных задач и предоставленных
законодательством прав.
2. Предоставлять выборным профсоюзным органам бесплатно
служебные и другие необходимые помещения со всем оборудованием,
отоплением, освещением, уборкой и охраной для работы самого органа
и для проведения собраний работников, транспортные средства,
средства связи, множительную технику и другие технические
средства.
3. Предприятиям рекомендуется отчислять денежные средства
профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу
не менее 0,3% от фонда оплаты труда с согласия трудовых
коллективов.
4. Предприятия обеспечивают взимание и перечисление
профсоюзных взносов с членов профсоюза по личным письменным
заявлениям на счета профсоюзных органов при условии
соответствующей оплаты профсоюзом услуг бухгалтерии предприятия за
выполненную работу.
5. Работники, избранные в состав профсоюзных органов и не
освобожденные от производственной работы, не могут быть переведены
на другую работу, подвергнуты дисциплинарному взысканию без
предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого
они являются.
6. Предприятие на условиях, предусмотренных коллективным
договором, предоставляет членам выборных профсоюзных органов
свободное от работы время с сохранением среднего заработка для
выполнения общественных обязанностей.
7. Все социальные льготы и гарантии, предусмотренные данным
соглашением и коллективными договорами предприятий,
распространяются на выборных и штатных профсоюзных работников с
согласия трудовых коллективов.
Рекомендовать трудовым коллективам при распределении
безвозмездно передаваемых акций распространять на штатных
работников выборных профсоюзных органов льготы, предоставленные
членам трудовых коллективов.
ХII. Контроль за ходом выполнения соглашения
Контроль за ходом выполнения Отраслевого (тарифного)
соглашения производится комиссией, сформированной сторонами.
Состав комиссии утвержден по взаимной договоренности сторон
(прилагается).
При установлении нарушений требований Соглашения комиссия
действует согласно ст. 26 Закона РСФСР "О коллективных договорах и
соглашениях" от 11.03.92 г. N 2490-1.
Председатель ЦК профсоюза
рабочих местной промышленности
и коммунально-бытовых предприятий
Российской Федерации А. Д. Василевский
Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
Минстроя Российской Федерации В. В. Авдеев
Первый Заместитель
Министра труда Российской Федерации В. К. Варов
|