ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 февраля 1995 г. N 81
О ПРОВЕРКЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДОСТАВКОЙ ТОВАРОВ
Во исполнение Приказа ГТК России от 02.12.94 N 636 "О про-
верке организации контроля за доставкой товаров" рабочей группой
ГТК России под руководством заместителя председателя ГТК России
Бекова С.М. в период с 12 по 23 декабря 1994 г. была проведена
проверка организации контроля за доставкой товаров в 15 таможнях
(приложение 1 к упомянутому Приказу).
К участию в проверке привлекались должностные лица регио-
нальных таможенных управлений и таможен общей численностью 45 че-
ловек.
В ходе проверки установлено следующее:
Во многих таможнях имеются существенные недостатки в органи-
зации контроля за доставкой товаров. Так, практически во всех та-
можнях проверки, за исключением Выборгской, нарушаются сроки ин-
формирования таможен назначения о товарах и транспортных средст-
вах, следующих под таможенным контролем в их адрес. Это информи-
рование производится только путем высылки 4-го экземпляра ДКД,
оперативные каналы связи при этом не используются.
В Санкт-Петербургской и Шереметьевской таможнях ОКДТ были
созданы с опозданием на несколько месяцев и фактически начали ра-
боту только в сентябре 1994 г. Во многих таможнях (Екатерин-
бургской, Калининградской, Московской автогрузовой, Нижегородск-
ой, Тольяттинской) в ОКДТ ощущается недостаток сотрудников с опы-
том оперативной работы. Техническая оснащенность большинства ОКДТ
находится на низком уровне, что создает заметные трудности при
обмене информацией с другими подразделениями таможни и таможенны-
ми органами. В 7 таможнях из 15 не имеется телекса и ксерокса, в
6 таможнях нет положенных двух телефонных номеров, а в 2 таможнях
в ОКДТ нет телефонов вообще. В подобных условиях осуществлять
контроль за доставкой товаров на должном уровне невозможно.
В ряде таможен (Брянской, Калининградской и Московской ав-
тогрузовой) под ОКДТ выделены малые помещения и на одного сотруд-
ника приходится менее 2 кв. м. Более того, в Калининградской та-
можне отдел размещается в вагончике.
Вследствие большой оперативной нагрузки ОКДТ Брянской, Вы-
боргской, Нижегородской, Себежской, Смоленской и Шереметьевской
таможен испытывают острую нехватку компьютерной техники. В
Брянской, Выборгской, Московской автогрузовой, Нижегородской,
Санкт-Петербургской, Себежской, Смоленской и Шереметьевской та-
можнях штатная численность ОКДТ не соответствует объему работы по
контролю за доставкой товаров.
В некоторых таможнях (Екатеринбургская, Кингисеппская) на
ОКДТ возложен контроль за складами временного хранения, что не
входит в перечень функций ОКДТ и создает дополнительную нагрузку
на личный состав. Практически повсеместно на ОКДТ возложены
функции отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных
правил в части заведения и производства дел о НТП по фактам не-
доставления товаров и транспортных средств под таможенным контро-
лем.
Во многих таможнях качество оформления ДКД, книжек МДП и
журналов их регистрации (и на бумаге, и в программе АРМ "Достав-
ка-Т") находится на низком уровне, что выражается в незаполнении
отдельных граф либо указании в них неточных сведений. Так, в Бел-
городской таможне выборочный анализ ДКД, оформленных на
Центральном таможенном посту, показал, что примерно в 70% ДКД не
дается конкретное описание товара в графе 31, в 30% ДКД не запол-
нена графа 50. Неоднократно ОКДТ информировал начальников постов
о нарушении порядка оформления ДКД, однако должных мер по данным
фактам так и не было принято.
При оформлении ДКД в Брянской таможне встречаются следующие
типовые ошибки: неправильная структура номера ДКД, не заполнена
графа "Таможня назначения", не указывается полное наименование и
адрес получателя товаров, в некоторых случаях ДКД оформляется на
бланках добавочных листов ТД-2 из-за отсутствия достаточного ко-
личества бланков ТД-1.
В 30% ДКД, оформленных Выборгской таможней, не указаны пол-
ные сведения о перевозчике товаров либо неточно указано наимено-
вание таможни назначения. Кроме того, встречаются двойные номера
ДКД.
В Калининградской таможне оформление ДКД и книжек МДП ведет-
ся небрежно и с ошибками: имеются двойные номера и не заполняется
ряд граф в журналах регистрации, в ряде случаев в книжках МДП не
указывается срок доставки товаров и не проставляются личные но-
мерные печати, встречаются оформленные книжки МДП, не зарегистри-
рованные ни в журнале, ни в компьютере, т.е. фактически снятые с
контроля.
В 30% ДКД, оформленных Нижневолжской таможней в ноябре 1994
г., в графе 50 отсутствует заверенное обязательство перевозчика о
доставке товара. Треть ДКД в Санкт-Петербургской таможне также
оформляется с ошибками.
В некоторых таможнях практикуется ведение журналов регистра-
ции только на компьютере. При определенных условиях это может
привести к полной потере информации либо к несанкционированному
доступу к ней посторонних лиц.
Имеются случаи оформления ДКД без предъявления гарантийных
обязательств получателей товаров либо при предъявлении гарантий-
ных обязательств, не зарегистрированных в таможнях назначения
(Выборгская, Нижневолжская, Смоленская таможни).
В Брянской, Выборгской, Кингисеппской, Московской автогрузо-
вой, Смоленской и Шереметьевской таможнях ОКДТ не владеет инфор-
мацией об оформлении доставки товаров под таможенным контролем по
всем подразделениям таможни. В Московской автогрузовой таможне
нередко подтверждения о доставке товаров отправляются непосредст-
венно из таможенных постов, минуя ОКДТ. При этом используются те-
летайпы посторонних организаций, в результате чего другие таможни
не принимают эти подтверждения и присылают в Московское таможен-
ное управление дополнительные запросы о доставке того или иного
товара.
При учете поступления товаров в ряде таможен не проставляет-
ся номер ГТД в журналах учета поступления товаров, а в некоторых
случаях отметка о поступлении товара ставится не сразу при пост-
уплении товара, а только после оформления ГТД на него. Из всех
таможен проверки только в Выборгской таможне организован сплошной
досмотр подакцизных товаров на складах временного хранения. В Се-
бежской таможне досмотр товаров не производится как при их пост-
уплении, так и при оформлении ГТД, более того, журнал учета пост-
упления товаров вообще не ведется.
В Санкт-Петербургской таможне хорошо поставлена работа по
контролю за доставкой товаров, перемещаемых в рамках Конвенции
МДП, 1975. Подобного нельзя сказать о Брянской, Выборгской, Се-
бежской, Смоленской и Московской автогрузовой таможнях, в которых
в случае отсутствия подтверждений о доставке товаров не заводятся
дела о НТП либо в таможню назначения не высылаются документы, не-
обходимые для заведения дел о НТП. Например, в Себежской таможне
накопилось 1600 контрольных листов книжек МДП, подтверждения о
доставке по которым не поступало. Сумма гарантий по упомянутым
книжкам МДП - 80 млн. долларов США.
В Смоленской и некоторых других пограничных таможнях выявле-
ны нарушения установленного порядка доставки по таможенным
контролем подакцизных товаров, включая алкогольные напитки и та-
бачные изделия: при помещении указанных товаров под таможенный
режим реэкспорта не вносятся денежные средства на депозит тамо-
женного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей,
применяется практика подтверждений вывоза реэкспортируемых това-
ров по телефону, не приняты меры и не заведены дела о НТП по фак-
там недоставления реэкспортируемых товаров в таможенные органы
назначения, при возврате из приграничных складов временного хра-
нения за границу алкогольных напитков и табачных изделий не при-
меняется таможенное сопровождение, не накладываются таможенные
обеспечения, не составляются акты таможенного досмотра и отсутст-
вуют подтверждения о фактическом вывозе товаров.
В большинстве таможен слабо ведется работа по привлечению
организаций к деятельности в качестве таможенного перевозчика. Из
таможен проверки только в регионе деятельности Нижегородской и
Санкт-Петербургской таможен зарегистрированы таможенные перевоз-
чики.
В Калининградской и Кингисеппской таможнях нарушается уста-
новленный порядок допущения транспортных средств (контейнеров) к
перевозкам под таможенным контролем. В Выборгской таможне свиде-
тельства о допущении вообще не выдаются.
Критическая ситуация сложилась в области борьбы с нарушения-
ми таможенных правил при перевозках товаров под таможенным
контролем. Во многих таможнях не разработана технология взаимо-
действия подразделений таможни при розыске недоставленных товаров
и заведении дел о НТП по фактам недоставления товаров и
транспортных средств до таможенных органов назначения. Отделы по
борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил (ОБК) не
уделяют должного внимания заведению и производству дел о НТП по
фактам недоставления товаров и транспортных средств под таможен-
ным контролем. В ряде случаев недостаточная квалификация сотруд-
ников ОКДТ не позволяет им грамотно составить протокол о наруше-
нии таможенных правил. Вышеуказанные причины приводят к тому, что
в таможнях с низкой эффективностью разыскиваются недоставленные
товары, готовятся материалы для заведения дел о НТП и ведется
производство по этим делам. В результате в 1993 г. из 7987 случа-
ев недоставления товаров, по которым таможни проверки должны были
завести дела о НТП, фактически заведено 526 дел (6,7%). В 1994 г.
эта цифра несколько выше - 15,6% (2615 из 16719). Подобную ситуа-
цию ни в коей мере нельзя считать нормальной. Если в подавляющем
большинстве случаев недоставления товаров не принимаются меры и
не заводятся дела о НТП, то теряется сам смысл контроля за дост-
авкой товаров.
В ряде таможен (Выборгской, Екатеринбургской, Кингисеппской,
Нижегородской, Нижневолжской, Тольяттинской) налажена хорошая
связь с местными правоохранительными и другими государственными
органами. В то же время в Брянской и Московской автогрузовой та-
можнях подобное взаимодействие практически отсутствует.
Вызывает тревогу организация контроля за доставкой товаров в
Шереметьевской таможне. ОКДТ контролирует доставку товаров только
в одном структурном подразделении таможни из десяти. Не произво-
дится информирование таможен назначения о направлении в их адрес
товаров и транспортных средств под таможенным контролем как по
оперативным каналам связи, так и путем направления четвертого эк-
земпляра ДКД. В ГНИВЦ и ГТК России не было передано ни одной еже-
месячной сводки об оформлении доставки товаров. Розыск недостав-
ленных товаров не ведется, и дела о НТП по фактам контролем не
заводятся.
В Шереметьевской таможне обнаружены нарушения действующего
порядка оформления алкогольных напитков и табачных изделий. Неод-
нократно проводилось оформление временных деклараций на алко-
гольные напитки под гарантийное обязательство банка без внесения
денежных средств на депозит таможенного органа. Досмотр товаров,
близких по наименованию к акцизным, производится лишь выборочно.
Основными объективными причинами, затрудняющими контроль за
доставкой товаров, являются отсутствие надежных каналов связи
между подразделениями таможни и таможенными органами, слабое тех-
ническое оснащение ОКДТ, а также несоответствие штатной числен-
ности ОКДТ фактическому объему работы во многих таможнях. Среди
субъективных причин необходимо назвать следующие: недостаточное
внимание к контролю за доставкой товаров со стороны руководителей
местных таможенных органов, отсутствие разделения ОКДТ на сектора
(группы) с четким распределением обязанностей между ними, недост-
аточная квалификация сотрудников ОКДТ (отсутствие опыта оператив-
ной работы, незнание компьютера, слабое знание нормативных актов
ГТК России и т.д.), а также низкий уровень исполнительской дис-
циплины.
На основании изложенного приказываю:
1. За низкий уровень организации контроля за доставкой това-
ров и невыполнение требований ряда нормативных актов ГТК России
объявить выговор заместителю начальника Калининградского таможен-
ного управления - начальнику Калининградской таможни Евсютину В.
В., начальникам Себежской таможни Скобелеву И.В. и Московской ав-
тогрузовой таможни Русаку С.А.
2. Строго предупредить начальников Шереметьевской таможни
Копнина В.М., Белгородской таможни Данкова В.А., Выборгской та-
можни Фомина И.Н., Екатеринбургской таможни Комиссарова Н.Н., Ни-
жегородской таможни Ивашкина В.М., Санкт-Петербургской таможни
Еременко В.Г., Смоленской таможни Титова В.А. за серьезные упуще-
ния в организации контроля за доставкой товаров и невыполнение
требований ряда нормативных актов ГТК России.
3. Указать начальникам Северо-Западного таможенного управле-
ния Бобкову В.Б., Западного таможенного управления Лютову Н.А.,
Московского таможенного управления Старохе А.М., Калининградского
таможенного управления Краснянскому И.Ю., Поволжского таможенного
управления Вагину А.А. и Уральского таможенного управления Нефе-
дову В.Г. на невыполнение подчиненными таможнями требований ряда
нормативных актов ГТК России, регламентирующих контроль за дост-
авкой товаров, и низкий уровень организационной работы со стороны
региональных таможенных управлений.
4. Начальникам таможен, упомянутых в пунктах 1 и 2, в месяч-
ный срок со дня подписания настоящего Приказа устранить указанные
в преамбуле недостатки и доложить об этом в вышестоящие регио-
нальные таможенные управления и ГТК России.
5. Начальникам региональных таможенных управлений, упомяну-
тых в пункте 3, проконтролировать устранение недостатков в подчи-
ненных таможнях.
6. Западному таможенному управлению (Лютов) провести провер-
ку складов временного хранения в регионе деятельности Смоленской
таможни и доложить о результатах в ГТК России в срок до 15.03.94.
7. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен:
- проанализировать организацию контроля за доставкой товаров
в подчиненных таможенных органах и устранить недостатки, отмечен-
ные в настоящем Приказе;
- не возлагать на ОКДТ дополнительные функции, не предусмот-
ренные в Типовом положении об ОКДТ, утвержденном Приказом ГТК
России от 21.03.94 N 104;
- организовать систематическое изучение личным составом
ОКДТ, таможенных постов и отделов таможенного оформления норма-
тивных актов ГТК России, регламентирующих контроль за доставкой
товаров;
- разработать технологические схемы взаимодействия подразде-
лений таможен при розыске недоставленных товаров и заведении дел
о НТП по фактам недоставления товаров и транспортных средств под
таможенным контролем в таможенные органы назначения;
- принять меры к первоочередному оснащению ОКДТ средствами
вычислительной техники и связи.
8. УОТК (Васильев):
- во втором полугодии 1995 г. организовать аналогичную про-
верку ряда таможенных органов и в список проверяемых в обяза-
тельном порядке включить таможни, в которых настоящая проверка
выявила наибольшее число нарушений;
- в срок до 01.04.95 разработать типовое положение об отделе
по контролю за доставкой товаров на всех уровнях (таможня, регио-
нальное таможенное управление, ГТК России) с разделением ОКДТ на
сектора (группы) с четким распределением обязанностей как между
секторами (группами), так и внутри них;
- совместно с ГНИВЦ (Чеботов) и Региональным управлением по
материально-техническому обеспечению таможенных учреждений Рос-
сийской Федерации (Уваров) в срок до 01.03.94 подготовить предло-
жения по дооснащению ОКДТ таможен средствами вычислительной тех-
ники и связи;
- совместно с Управлением кадров и учебных заведений (Шама-
хов) и Финансовым управлением (Листопад) в срок до 01.03.94 под-
готовить предложения по увеличению штатной численности ОКДТ ряда
таможен.
9. Управлению по борьбе с контрабандой и нарушениями тамо-
женных правил (Ванин):
- взять под особый контроль производство по делам о НТП,
связанных с недоставлением товаров и транспортных средств под та-
моженным контролем, и ежемесячно докладывать мне о ходе проводи-
мой в этом направлении работы;
- в срок до 01.04.95 разработать Типовое положение о порядке
заведения и производства упомянутых дел;
- провести через отделы ОБК таможен обучение личного состава
ОКДТ порядку составления протокола о НТП.
10. Начальнику Регионального управления по эксплуатации
объектов таможенной инфраструктуры и социальному развитию Ануфри-
еву Г.М. поощрить сотрудников отдела социально-бытового обеспече-
ния, организовавшим на высоком уровне прием и размещение участни-
ков проверки, а также приобретение для них билетов.
11. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя председателя ГТК России С.М. Бекова.
Первый заместитель Председателя
Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
В.Ф.КРУГЛИКОВ
|