УТРАТИЛ СИЛУ
ПИСЬМОМ Госналогслужбы РФ от 13.06.97 N СШ-6-08/447
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 февраля 1995 г. N ЮБ-6-03/63
О ВРЕМЕННЫХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ
НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НОТАРИУСАМИ,
ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ
Государственная налоговая служба Российской Федерации
направляет для практического применения Временные рекомендации о
порядке проведения документальных проверок соблюдения налогового
законодательства нотариусами, занимающимися частной практикой,
согласно Приложению. Указанные Временные рекомендации не являются
нормативным актом и должны применяться как практическое пособие в
работе налоговых органов.
Учитывая, что во Временных рекомендациях отражена лишь часть
методов, применяемых работниками налоговых органов при
осуществлении ими контрольной работы, Госналогслужба России
предлагает систематически информировать Управление налогообложения
физических лиц о наиболее эффективных приемах проведения проверок
и представлять предложения с целью совершенствования методических
документов и распространения положительного опыта работы.
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
Ю.А.БАЧУРИН
Приложение
к указанию Госналогслужбы России
от 08.02.95 N ЮБ-6-03/63
ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ
НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НОТАРИУСАМИ,
ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ
1. Общие положения
Основным нормативным актом, регламентирующим нотариальную
деятельность, являются Основы законодательства Российской
Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1
(в дальнейшем - Основы).
В соответствии с Основами совершение нотариальных действий в
Российской Федерации осуществляется государственными нотариальными
конторами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и
должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными
совершать нотариальные действия.
Согласно указанным Основам нотариальная деятельность не
является предпринимательством и не преследует цели извлечения
прибыли. Нотариусам запрещено заниматься самостоятельной
предпринимательской и иной деятельностью, кроме нотариальной,
научной и преподавательской, оказывать посреднические услуги при
заключении договоров.
Обязательное нотариальное свидетельствование ряда сделок, в
том числе с недвижимым имуществом, выдача свидетельств о праве на
наследство и на долю в общем имуществе, протест векселей и
удостоверение неоплаты чеков, удостоверение фактов, имеющих
юридическое значение, свидетельствование верности копий документов
и принятие документов на хранение, совершение исполнительных
надписей и меры по обеспечению доказательств - эти и другие
действия, совершаемые нотариусами, играют важную роль в надлежащем
оформлении формирующихся рыночных взаимосвязей.
Впервые за многие годы нотариусам разрешено заниматься частной
практикой. Наряду с государственными нотариусами они призваны
оказывать нотариальные услуги физическим и юридическим лицам,
защищая их права и законные интересы.
В соответствии со статьей 1 Основ нотариусы, занимающиеся
частной практикой, совершают все предусмотренные законодательством
нотариальные действия от имени государства. Охрана прав физических
и юридических лиц, их законных интересов осуществляется
посредством совершения нотариусом предусмотренных
законодательством нотариальных действий.
Согласно статье 2 Основ при совершении нотариальных действий
нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности
независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной
конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами
документы имеют одинаковую юридическую силу.
В отличие от нотариуса, работающего в государственной
нотариальной конторе, нотариус, занимающийся частной практикой,
несет личную имущественную ответственность по решению суда в
случае причинения ущерба нотариальными действиями, противоречащими
действующему законодательству.
2. Контроль за деятельностью нотариусов
Статьями 33 и 34 Основ предусмотрен контроль за совершением
нотариусами нотариальных действий и за исполнением ими
профессиональных обязанностей.
Контроль за исполнением профессиональных обязанностей
нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют
нотариальные палаты.
Контроль за соблюдением налогового законодательства
осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки,
предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 7 и 11 Закона РСФСР от 21 марта
1991 года "О государственной налоговой службе РСФСР"
государственные налоговые инспекции проводят документальные
проверки соблюдения налогового законодательства нотариусами,
занимающимися частной практикой.
Нотариусы обязаны представлять должностным лицам,
уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы,
касающиеся расчетов с юридическими и физическими лицами.
3. Осуществление нотариусом частной
нотариальной практики
Нотариальной деятельностью в соответствии со статьей 3 Основ
вправе заниматься граждане Российской Федерации, получившие
лицензию на право осуществления этой деятельности.
Лицензия на право нотариальной деятельности выдается
уполномоченными на то органами юстиции в порядке, устанавливаемом
Министерством юстиции Российской Федерации.
Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в
должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности
нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.
Должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом
юстиции совместно с нотариальной палатой в соответствии с
порядком, установленным Министерством юстиции России.
Согласно статье 3 Основ нотариус, занимающийся частной
практикой, должен быть членом нотариальной палаты.
Нотариус пользуется услугами системы государственного
социального обеспечения, медицинского и социального страхования в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Основ территорией деятельности
нотариуса является нотариальный округ. Нотариус должен иметь место
для совершения нотариальных действий в пределах нотариального
округа, в который он назначается на должность.
Статьей 18 Основ установлено, что нотариус, занимающийся
частной практикой, обязан заключить договор страхования своей
деятельности. Нотариус не вправе выполнять свою деятельность без
заключения договора страхования.
Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного
герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов,
должности нотариуса и места его нахождения, штампы
удостоверительных надписей, личные бланки.
Согласно статье 8 Основ нотариус, занимающийся частной
практикой, вправе иметь контору, открывать расчетный и другие
счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные
неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять
работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде,
арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в
соответствии с законодательством Российской Федерации и республик
в составе Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Основ нотариальное
делопроизводство нотариусами осуществляется в соответствии с
правилами, утверждаемыми Министерством юстиции Российской
Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, подлежат
обязательной регистрации в реестре (статья 50 Основ).
Нотариус имеет право:
совершать нотариальные действия в интересах юридических и
физических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда
место совершения нотариального действия определено
законодательством Российской Федерации или международными
договорами;
составлять проекты сделок, заявлений и других документов,
изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать
разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;
истребовать от юридических и физических лиц сведения и
документы, необходимые для совершения нотариальных действий.
Основами предусматривается 18 видов нотариальных действий.
Однако их перечень не является исчерпывающим.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают следующие
нотариальные действия:
1) удостоверяют сделки;
2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем
имуществе супругов;
3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;
4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;
6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка
на другой;
7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном
месте;
9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом,
изображенным на фотографии;
10) удостоверяют время предъявления документов;
11) передают заявления физических и юридических лиц другим
физическим и юридическим лицам;
12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
13) совершают исполнительные надписи;
14) совершают протесты векселей;
15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;
16) принимают на хранение документы;
17) совершают морские протесты;
18) обеспечивают доказательства.
Законодательными актами Российской Федерации могут быть
предусмотрены и иные нотариальные действия, которые могут
совершать частные нотариусы.
Нотариальные действия можно квалифицировать по их
направленности:
нотариальные действия, направленные на удостоверение
бесспорных прав;
нотариальные действия, направленные на удостоверение
бесспорных фактов;
нотариальные действия по приданию долговым и платежным
документам исполнительной силы;
охранные нотариальные действия.
Нотариальные действия эффективно обеспечивают охрану и защиту
бесспорных прав и интересов в том случае, если эти действия
совершаются в соответствии с заранее установленными Законом
правилами. Права и обязанности участников нотариального
производства гарантируют защиту прав и охраняемых Законом
интересов юридических и физических лиц при совершении нотариальных
действий - с одной стороны, а также обеспечивают реализацию
нотариальной функции - с другой.
Функции нотариуса не сводятся лишь к оказанию нотариальных
услуг. Удостоверение фактов, копий документов и другие
нотариальные действия в отношении граждан и организаций
совершаются таким образом, чтобы при этом не были затронуты
(ущемлены) права третьих лиц, государственные и общественные
интересы.
Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по
конкретному нотариальному действию с помощью доказательств,
применить соответствующую правовую норму. Все действия совершаются
в заранее установленной последовательности и по строго
регламентированным правилам, отступление от которых ведет к
недействительности нотариального акта.
Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с
законодательными актами и присягой. Он обязан хранить в тайне
сведения, которые ему стали известны в связи с осуществлением его
профессиональной деятельности.
В соответствии со статьей 22 Основ за выполнение действий, в
отношении которых законодательными актами Российской Федерации
предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус взимает
плату по тарифам, соответствующим размерам государственной
пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в
государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф
определяется соглашением между физическими и юридическими лицами,
обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Полученные денежные
средства остаются в распоряжении нотариуса.
Нотариальные действия считаются совершенными после уплаты
государственной пошлины или суммы согласно тарифу.
Льготы для физических и юридических лиц по уплате
государственной пошлины, установленные в соответствии со статьей 4
Закона Российской Федерации "О государственной пошлине",
применяются при совершении нотариальных действий, составлении
проектов документов, выдаче копий и выполнении технических работ
как нотариусами, работающими в государственных нотариальных
конторах, так и нотариусами, занимающимися частной практикой.
При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне
места своей работы заинтересованные физические и юридические лица
возмещают ему фактические транспортные расходы.
В случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О
налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или
дарения", а также Основами законодательства Российской Федерации о
нотариате, нотариус обязан представить в налоговый орган справку о
стоимости имущества, переходящего в собственность граждан,
необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в
порядке наследования или дарения.
4. Порядок постановки частных нотариусов
на учет в налоговом органе
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются
плательщиками подоходного налога в порядке, предусмотренном
законодательством о подоходном налоге для физических лиц,
получающих доходы от занятия предпринимательской и иной
деятельностью без образования юридического лица, и обязаны вести
учет этих доходов и произведенных расходов в течение отчетного
календарного года.
Постановка на учет нотариусов, занимающихся частной практикой,
осуществляется налоговыми органами по месту постоянного жительства
нотариусов или по месту нахождения их нотариальных контор при
предъявлении ими приказа органа юстиции о назначении нотариуса на
должность нотариуса, лицензии, а также паспорта или другого
документа, удостоверяющего личность данного лица.
При постановке на учет нотариуса, занимающегося частной
практикой, налоговым органом на его заявлении в банк об открытии
ему счета делается отметка (штамп). Банки после открытия счета
нотариусу, занимающемуся частной практикой, в пятидневный срок
сообщают об этом в налоговый орган.
Нотариус, получивший лицензию на право осуществления частной
практики, при регистрации в налоговом органе в качестве
налогоплательщика обязан зарегистрировать книгу учета доходов и
расходов, связанных с осуществлением деятельности.
5. Порядок ведения учета доходов и расходов
Источником финансирования деятельности нотариуса,
занимающегося частной практикой, являются денежные средства,
полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг
правового и технического характера, другие финансовые поступления,
не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Денежные средства, полученные нотариусами за совершение
нотариальных действий и оказание услуг правового и технического
характера, другие финансовые поступления, кроме денежных средств,
хранящихся на депозитных счетах должников, остаются в распоряжении
нотариуса и являются его доходом и источником финансирования
деятельности.
Учет полученных доходов и произведенных расходов, связанных с
осуществлением нотариусом частной практики, производится в книге
учета доходов и расходов, зарегистрированной в налоговом органе. В
указанной книге отражаются все доходы и расходы, произведенные в
отчетном периоде.
Порядок ведения книги и отражения в ней необходимых сведений и
данных устанавливается налоговым органом по месту постановки на
учет.
С учетом особой специфики деятельности частных нотариусов
налоговые органы разрабатывают специальную книгу учета доходов и
расходов, удобную для отражения необходимых сведений и заполнения
по окончании отчетного периода декларации о доходах.
Книга учета доходов и расходов в общеустановленном порядке
должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью
налогового органа.
Налоговые органы должны разработать памятки по ведению книг
учета доходов и расходов и вручить ее нотариусу, занимающемуся
частной практикой. За правильность ведения книги, своевременность
и полноту отражения в ней сведений, необходимых для осуществления
контроля налоговыми органами, нотариус несет ответственность в
соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
В книге учета доходов и расходов все данные должны отражаться
по следующим направлениям:
а) доходы, полученные от совершения нотариальных действий;
б) доходы, полученные от выполнения других работ;
в) произведенные расходы, связанные с получением дохода,
подлежащие исключению из валового дохода для целей
налогообложения;
г) произведенные расходы, связанные с осуществлением
деятельности, не подлежащие исключению из валового дохода.
Данные книги учета доходов и расходов должны подтверждаться
соответствующими документами (реестрами, договорами, приходными и
расходными документами и др.).
Если при обследовании деятельности плательщика
устанавливается, что книга учета доходов и расходов ведется
неправильно или в ней учтены не все подлежащие налогообложению
доходы и связанные с ними расходы, налоговый орган обязан
потребовать от плательщика внесения в нее соответствующих
изменений. При невыполнении этих требований данные книги учета
доходов и расходов не принимаются, а исчисление налога в этом
случае производится на основании результатов произведенных
обследований деятельности.
Применение нотариусами, занимающимися частной практикой,
контрольно-кассовых машин для осуществления ими денежных расчетов
с клиентами действующим законодательством не предусмотрено.
6. Порядок определения доходов и исчисления налога
Определение валового дохода и расходов
Для целей подоходного налогообложения определяются:
- валовой доход;
- расходы, связанные с извлечением дохода;
- совокупный доход;
- суммы изъятий и скидок;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- налоговый оклад;
- сроки уплаты налога.
Валовой доход включает все поступления нотариуса от выполнения
им услуг или действий в пользу или по поручению физических и
юридических лиц независимо от формы и характера означенных услуг
или действий.
В валовой доход не включаются суммы, полученные в результате
обязательного страхования деятельности, произведенного за счет
собственных средств нотариуса, а также доходы, которые в
соответствии с законодательством не включаются в состав
совокупного годового дохода и не подлежат налогообложению.
Разность между валовым доходом (в денежной и натуральной
форме), полученным в течение отчетного календарного года, и
документально подтвержденными расходами, связанными с получением
этого дохода, рассматривается как совокупный годовой доход (чистый
доход), полученный в отчетном календарном году и подлежащий
налогообложению.
Облагаемый доход определяется в полной годовой сумме
независимо от времени существования источника дохода. При этом
если источник дохода существовал полный год, но в течение года
были перерывы в работе, годовым доходом признается фактически
полученная сумма дохода.
В состав расходов, непосредственно связанных с извлечением
этого дохода, включаются следующие документально подтвержденные
расходы:
1) применительно к перечню, приведенному в приложении N 1 к
Инструкции Госналогслужбы России от 20.03.92 N 8 "По применению
Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических
лиц":
- стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов при
условии, что эти предметы необходимы нотариусу для занятия
деятельностью.
Порядок отнесения предметов к малоценным и
быстроизнашивающимся и их отнесения на затраты устанавливается
Министерством финансов Российской Федерации.
Так, Положением о бухгалтерском учете и отчетности в
Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10, к малоценным и
быстроизнашивающимся предметам отнесены следующие предметы по цене
их приобретения:
- предметы, служащие менее одного года, независимо от их
стоимости;
- предметы стоимостью 100,0 тыс. руб. за единицу,
приобретенные в 1993 году, и в пределах 500,0 тыс. руб. за
единицу, приобретенные начиная с 1 января 1994 года.
Предметы и ценности учитываются по их первоначальной
стоимости, т.е. по фактическим затратам на их приобретение,
сооружение или изготовление при наличии документов (счетов,
платежных документов, товарных чеков, накладных и т.д.).
Стоимость находящихся в эксплуатации средств и предметов труда
погашается путем начисления износа:
а) при передаче их в эксплуатацию малоценных и
быстроизнашивающихся предметов погашаются первые 50 процентов
стоимости этих предметов, а остальные 50 процентов стоимости (за
вычетом стоимости этих предметов по цене их возможного
использования) погашаются при списании как пришедших в негодность;
б) при передаче малоценных и быстроизнашивающихся предметов в
эксплуатацию погашается износ в размере 100 процентов.
Так, малоценные предметы стоимостью не более 5 тыс. руб. за
единицу в 1993 году и в пределах 25 тыс. руб. в 1994 году могут
вписываться в расход по мере отпуска их в эксплуатацию в полной
сумме.
Таким образом, в состав затрат включается сумма износа по
малоценным и быстроизнашивающимся предметам, переданным в
эксплуатацию;
- амортизационные отчисления на полное восстановление (износ)
основных средств, приобретенных для осуществления деятельности.
К основным средствам относятся:
а) предметы, срок службы которых более года и стоимость
которых не менее 100,0 тыс. руб. за единицу - в 1993 году;
б) предметы, срок службы которых не менее одного года и
стоимость которых свыше 500,0 тыс. руб. - после 1 января
1994 года.
Основные средства отражаются в учете по первоначальной
(восстановительной) стоимости, т.е. по фактическим затратам их
приобретения при наличии документов (договоров, накладных, счетов
и иных платежных документов).
В состав расходов включается износ, начисленный в процентах от
стоимости основных средств, по нормам амортизации на полное
восстановление, которые утверждены Постановлением Совета Министров
СССР от 22.10.90 N 1072.
Амортизационные отчисления - это стоимость изнашиваемой части
основных средств, включенная в себестоимость продукции, работ или
услуг.
Начисление амортизации по основным средствам, вновь введенным
в эксплуатацию, начинается с первого числа месяца, следующего за
месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим основным фондам
прекращается с первого числа месяца, следующего за их выбытием.
Начисление амортизационных отчислений производится ежемесячно.
Расчет амортизационных отчислений по основным средствам
производится, как показано в примере.
Пример:
Стоимость компьютера, приобретенного и введенного в
эксплуатацию в августе отчетного календарного года, составила
1,6 млн. руб.
Годовая норма амортизационных отчислений (шифр 48008) -
10 процентов, месячная - 0,833 (10 : 12) процентов.
Таким образом, сумма амортизационных отчислений за отчетный
календарный год составляет 53312 рублей (1 600 000 x 0,833 x 4).
Для учета начисления амортизационных отчислений и отнесения их
на затраты целесообразно вести специальные разработочные таблицы
или карточки по каждому из объектов учета, к которым относятся:
- расходы на транспортировку, осуществляемую за счет
поставщика на основании договоров, счетов и иных платежных
документов;
- арендная плата (расходы по возмещению арендной платы за
использование под помещение конторы, основных средств и другого
имущества, необходимого для осуществления деятельности) на
основании договоров аренды, счетов и иных платежных документов.
Если при заключении договора аренды оплата коммунальных услуг
предусматривается за счет арендатора и в состав арендной платы их
стоимость не включена, то в этом случае произведенные коммунальные
платежи включаются в состав затрат по установленным нормам;
- выплаты вознаграждений лицам, выполнявшим работы по
договорам гражданско-правового характера;
- все виды ремонта основных средств, необходимых для
осуществления нотариальной практики.
Затраты на проведение всех видов ремонта основных
производственных средств включаются в состав расходов в том
отчетном периоде, в котором они возникли.
Капитальный ремонт арендованных основных средств может
производиться как за счет арендодателя, так и за счет арендатора.
Порядок осуществления такого рода затрат регулируется договором
аренды.
Эти расходы учитываются при налогообложении при представлении
договоров, счетов кассовых ордеров и иных платежных документов;
- расходы по рекламированию нотариальной деятельности на
основании договоров, счетов и иных платежных документов.
В состав таких расходов включаются: разработка и издание
рекламной продукции, рекламные мероприятия через средства массовой
информации, световая и иная наружная реклама, изготовление
стендов, иные рекламные мероприятия, связанные с осуществлением
деятельности;
- износ нематериальных активов.
Расходы на приобретение программного обеспечения, необходимого
для осуществления нотариальной деятельности, относятся к затратам
по приобретение нематериальных активов, которые разрешается
исключать по типу амортизационных отчислений.
Износ определяется по нормам, рассчитанным исходя из
первоначальной стоимости и срока их полезного использования. Если
срок полезного использования определить невозможно, то нормы
износа устанавливаются из расчета использования сроком на 5 лет,
но не более срока деятельности нотариуса.
Сумма износа, подлежащая отнесению на расходы, определяется
путем определения стоимости программного обеспечения на количество
месяцев использования программы.
Расчет амортизационных отчислений производится, как показано в
примере.
Пример:
В августе приобретено программное обеспечение к вычислительной
технике с правом использования в течение 5 лет по цене
720 тыс. руб. и в этом же месяце введено в эксплуатацию. Сумма
ежемесячных амортизационных отчислений составит 12,0 тыс. руб.
(720 000 : 60). Период использования программы в этом году
составил 4 месяца. Следовательно, сумма амортизационных отчислений
в этом году составит 48,0 тыс. руб. (12,0 x 4).
По нематериальным активам, на полную стоимость которых
начислен износ, амортизация не начисляется;
оплата за сторожевую и пожарную охрану конторы нотариуса на
основании договоров, счетов и иных платежных документов;
2) в соответствии с Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке
введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о
нотариате" состав расходов увеличивается на общую сумму тарифов за
совершение нотариальных действий, составление проектов документов,
выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение технической
работы в отношении лиц, предусмотренных частью четвертой статьи 22
указанных Основ (т.е. лиц, пользующихся льготами, установленными
законодательством о государственной пошлине);
3) обязательные отчисления в государственные внебюджетные
фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации и
произведенные нотариусами, выступающими в качестве работодателей:
- страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации
начисляются на все те виды оплаты труда, из которых в соответствии
с Законом РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных
пенсиях в РСФСР" исчисляется пенсия работников. Страховой тариф
составляет 28 процентов;
- страховые взносы в Фонд социального страхования Российской
Федерации.
Размер взносов в фонд социального страхования Российской
Федерации составляет 5,4 процента от фонда оплаты труда (в который
включаются все выплаты, кроме выплат по всем договорам
гражданско-правового характера, в том числе договоров подряда и
поручения);
- страховые взносы в Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации.
Размер взносов в Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации составляет 2 процента от фонда оплаты труда
(не включающего в себя выплаты по договорам гражданско-правового
характера);
- страховые взносы в фонды обязательного медицинского
страхования.
Страховой тариф взносов в указанный фонд установлен в размере
3,6 процента по отношению к оплате труда, начисленной по всем
основаниям, включая договоры подряда и поручения.
Порядок исчисления суммы страховых взносов и перечень видов
выплат, на которые не начисляются страховые взносы, аналогичен
порядку взносов в Пенсионный фонд, т.е. применяется общее правило,
согласно которому страховые взносы не начисляются на выплаты,
носящие единовременный или компенсационный характер;
4) другие документально подтвержденные расходы,
непосредственно связанные с нотариальной деятельностью, в том
числе:
- расходы по изготовлению печати, штампов, удостоверяющих
надписей на основании документов, подтверждающих их оплату;
- расходы по открытию текущего счета в банке по проведению
операций по текущему счету, по плате за чековую книжку на
основании документов, подтверждающих их оплату;
- расходы по начисленной и выплаченной зарплате (помощнику или
секретарю) на основании ведомостей или иных расходных документов;
- расходы по приобретению канцелярских товаров, необходимых
для деятельности и использованных в отчетном периоде на основании
счетов, платежных документов, товарных чеков;
- расходы по изготовлению реестров, бланков, приобретению
бумаги, в части их фактического использования в отчетном периоде
на основании счетов и платежных документов;
- расходы по оплате связи, относящиеся к деятельности
нотариуса согласно предъявленным счетам;
- расходы по приобретению нормативных документов, юридической
литературы, газет и журналов, необходимых для осуществления
деятельности, на основании накладных, счетов и иных платежных
документов;
- оплата коммунальных услуг.
В случае, если нотариус имеет помещение конторы, принадлежащее
ему на праве личной собственности, то в состав расходов
принимаются расходы по оплате коммунальных услуг, которые
уплачиваются по установленным нормам.
Нельзя считать связанными с извлечением дохода, а
следовательно, и исключать из валового дохода плательщика
следующие расходы:
- на личные нужды плательщика и членов его семьи;
- на уплату налогов, сборов, страховых взносов (кроме взносов
в государственные внебюджетные фонды), членских взносов и других
отчислений на содержание нотариальной палаты.
Исчисление подоходного налога. Расчет авансовых платежей
и годового оклада, порядок проведения
перерасчета налога
Для исчисления подоходного налога совокупный годовой доход
(валовой доход минус расходы) уменьшается в порядке на суммы,
предусмотренные пунктами 2 - 6 статьи 3 Закона Российской
Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Эти суммы можно
рассматривать как личные вычеты налогоплательщика, дающие
основание уменьшать его налогооблагаемый доход.
Такими вычетами являются:
1) отчисления в государственные внебюджетные фонды, уплаченные
с личных доходов частного нотариуса:
- страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховой тариф для нотариусов, занимающихся частной
практикой, установлен в размере 5 процентов от их дохода;
- страховые взносы в Фонд социального страхования Российской
Федерации;
- страховые взносы в фонды обязательного медицинского
страхования.
Указанные вычеты производятся на основании платежных
документов, подтверждающих уплату этих платежей;
2) необлагаемый минимум.
Размер необлагаемого минимума установлен законодательством о
подоходном налоге. Необлагаемый минимум предоставляется за весь
отчетный период осуществления деятельности. Указанный вычет
производится на основании соответствующих документов, дающих право
на получение указанной льготы;
3) суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах
установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда
на каждого ребенка и иждивенца.
Расходы исключаются за весь отчетный период осуществления
деятельности при наличии права на получение вычета. Указанный
вычет производится на основании заявления и соответствующих
документов, подтверждающих наличие детей и иждивенцев;
4) суммы доходов, подлежащих налогообложению, перечисляемые по
заявлениям физических лиц на благотворительные цели, а также
предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования,
здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью
финансируемым из бюджета.
Вычет предоставляется на основании письменного заявления и
документов, подтверждающих их перечисление;
5) суммы, направленные в течение отчетного календарного года,
но не более чем в течение трех лет, застройщиками либо
покупателями из личных доходов на новое строительство либо
приобретение жилого дома, дачи, квартиры, садового домика, а также
суммы, направленные на погашение кредитов, полученных ими в
кредитных учреждениях на указанные цели.
Указанные суммы затрат учитываются при налогообложении в
порядке и размерах, установленных законодательством о подоходном
налоге. Основанием для предоставления указанного вычета являются
письменные заявления и документы, подтверждающие направление
средств на указанные цели.
Совокупный доход, уменьшенный на суммы установленных Законом
вычетов, составляет налогооблагаемый доход, с которого исчисляются
платежи подоходного налога.
Сумма подоходного налога исчисляется по ставкам налога,
предусмотренным законодательством о подоходном налоге.
Расчет авансовых (предварительных) платежей налога
производится налоговыми органами по месту обложения плательщика
исходя из годового оклада подоходного налога.
Платеж вносится на основании платежного извещения, вручаемого
плательщику налога налоговым органом, исчислившим этот налог.
Для уплаты платежей подоходного налога законодательством
установлены три срока уплаты: к 15 июля, к 15 августа и к
15 ноября.
В случае значительного увеличения или уменьшения в течение
отчетного года дохода нотариуса налоговый орган производит
перерасчет авансовых платежей налога по ненаступившим срокам
уплаты на основании письменного заявления нотариуса. Перерасчет
налога производится в этом случае по ненаступившим срокам уплаты.
При начислении авансовых платежей в течение года или при
увеличении ранее предъявленной суммы авансовых платежей налога
платежное извещение вручается налогоплательщику не позднее чем за
15 дней до наступления очередного срока уплаты. Если платежное
извещение не может быть вручено за 15 дней до наступления первого
срока уплаты, налог уплачивается в оставшиеся сроки уплаты равными
долями.
При начислении авансовых платежей по истечении второго срока
уплаты налог уплачивается равными долями в два срока: по
оставшемуся третьему сроку уплаты и через месяц после него.
При начислении авансовых платежей по истечении последнего
срока уплаты налог уплачивается через месяц после вручения
платежного извещения.
В случае привлечения плательщиков к уплате налога за
предшествующие годы уплата налога производится равными долями в
два срока: через месяц после вручения платежного извещения и через
месяц после установленного срока уплаты.
По истечении года налоговым органом исчисляется налог по
совокупному годовому доходу, полученному от всех источников,
включая доходы за любую выполненную работу.
Разница между суммой авансового платежа, уплаченной за
отчетный год, и суммой годового налогового оклада с фактического
дохода подлежит взысканию с плательщика или возврату налоговыми
органами не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.
Перерасчет налога по фактически полученному совокупному доходу
за истекший год должен быть закончен налоговыми органами не
позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
О всех доходах, полученных в течение года, плательщик обязан
сообщить в декларации, подаваемой в налоговый орган.
Если исчисление налога производится не по месту постоянного
жительства, а по месту нахождения нотариальной конторы, данные о
размерах дохода и налога сообщаются налоговому органу по месту
постоянного жительства нотариуса.
7. Декларирование валового дохода, расходов,
облагаемого дохода
Декларация о доходах - это представляемый налогоплательщиком
документ, содержащий сведения о полученных доходах, связанных с
осуществлением его деятельности.
Декларация о доходах, полученных за год, и произведенных
расходах представляется не позднее 1 апреля года, следующего за
отчетным. Декларация подается в налоговый орган по месту
осуществления деятельности либо по месту постоянного жительства.
При появлении источников дохода в течение отчетного
календарного года нотариусы, занимающиеся частной практикой,
подают декларацию в пятидневный срок по истечении месяца со дня
появления источника дохода.
В декларации указывается размер дохода, полученного за первый
месяц деятельности, и размер ожидаемого дохода до конца текущего
года.
В случае прекращения существования источника дохода до конца
текущего года декларация подается в пятидневный срок со дня
прекращения существования источника дохода.
В декларации указываются все полученные за год доходы,
источники получения, фактически произведенные расходы, связанные с
получением дохода, размеры вычетов, предусмотренных
законодательством, и суммы исчисленного и уплаченного налога.
Декларация о доходах составляется на основании данных книги
учета доходов и расходов.
При продолжении деятельности нотариуса в следующем отчетном
году в декларации отражаются доходы, фактически полученные в
предыдущем отчетном периоде, а также доходы, которые плательщик
предполагает получить в новом году.
8. Проведение документальных проверок
Налоговые органы проводят проверки нотариусов, занимающихся
частной нотариальной практикой, по следующим вопросам:
а) соблюдения законодательства о подоходном налоге;
б) соблюдения законодательства о налоге с имущества,
переходящего в порядке наследования или дарения.
Государственные налоговые инспекции вправе проводить у
нотариусов, занимающихся частной практикой, проверки денежных
документов, реестров и иных документов, касающихся частной
нотариальной практики.
Проверки проводятся за период деятельности нотариуса,
следующий за проверенным периодом предыдущей проверки, а также в
случаях ликвидации должности нотариуса.
Проведению проверки предшествует изучение имеющихся материалов
о назначении нотариуса, его полномочий, материалов предыдущей
проверки, сигналов о нарушении налогового законодательства и с
другой информации о работе и финансовом состоянии нотариуса.
Налоговые органы осуществляют контроль за деятельностью лиц,
занимающихся частной нотариальной практикой, в соответствии с
действующим законодательством.
Нотариусы представляют по требованию должностного лица
налогового органа все необходимые документы и сведения, касающиеся
расчетов с юридическими и физическими лицами.
В случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц
налоговых органов к обследованию их деятельности работники
налоговых органов имеют право определить облагаемый доход таких
лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими
доходов, и с учетом налогообложения лиц, занимающихся аналогичной
деятельностью.
Следует иметь в виду, что при совершении нотариальных действий
присутствие посторонних лиц не допускается, в связи с чем
целесообразно проводить проверки в свободные от приема клиентов
часы либо в комнатах, свободных от приема клиентов.
При проверках достоверности данных, указанных в декларации,
работники налогового органа имеют право беспрепятственного входа в
помещение, где осуществляется деятельность, ознакомления с
соответствующими документами, проверки наличия основных средств и
материальных ценностей, приобретенных для осуществления
деятельности, опроса нотариуса, клиентов и других сведущих лиц.
Качество обследований имеет решающее значение для
подтверждения данных, указанных нотариусом в декларации, книге
учета доходов и расходов, а также содержащихся в других
материалах, используемых для налогообложения.
Периоды, за которые обследуется деятельность, должны
определяться таким образом, чтобы в итоге обследованием был
охвачен весь год или период осуществления деятельности в
календарном году.
В обязательном порядке сверяют записи в книге учета доходов и
расходов с данными, полученными в результате обследования.
Результаты проверки книги учета доходов и расходов отражаются в
материалах обследований и проверки.
Если в ходе обследования нотариуса будет установлено, что
книга учета доходов и расходов ведется неправильно или в ней
учтены не все подлежащие налогообложению доходы и связанные с ними
расходы, то налоговый орган обязан потребовать от нотариуса
внесения в нее соответствующих изменений. При невыполнении этих
требований данные книги учета не принимаются, а исчисление налога
производится на основании результатов обследования.
Контрольные и вспомогательные проверки дают возможность более
правильно определить размер дохода нотариуса с учетом
продолжительности рабочего дня, затрат времени на обслуживание
клиентов, размеров взимаемой платы.
Обложение доходов частного нотариуса подоходным налогом
производится на основании:
- представляемых налоговым органам в установленные Законом
сроки деклараций о доходах и расходах;
- документов и сведений, подтверждающих достоверность
указанных в декларациях данных, в том числе данных книг учета
доходов и связанных с ними расходов, которые налогоплательщик
обязан вести в установленном порядке;
- сведений, представляемых налоговым органам предприятиями,
учреждениями, организациями и физическими лицами о размере платы
за услуги нотариуса;
- материалов проводимых налоговыми органами обследований
деятельности нотариусов;
- других сведений о доходах нотариусов.
Нотариусы самостоятельно представляют в налоговый орган
декларации о доходах нотариусов.
Налоговые органы обязаны контролировать своевременность и
правильность подачи нотариусами, занимающимися частной практикой,
декларации о доходах и иных сведений, необходимых для
налогообложения. Поданные декларации тщательно проверяются как при
самой подаче, так и путем обследования на месте.
В первую очередь, необходимо проверить правильность
составления и достоверность данных деклараций, представленных в
налоговые органы. На нотариусов распространяется общий порядок
представления деклараций, установленный законодательством о
подоходном налоге.
Декларации о доходах, подаваемые в налоговый орган по
истечении первого месяца работы либо в случае прекращения
деятельности, а также по истечении календарного года, являются
основными документами для исчисления оклада подоходного налога.
Проверка деклараций осуществляется в следующем порядке.
При ее подаче проверяется правильность заполнения всех граф,
наличие прилагаемых к декларации документов, подписи и даты подачи
декларации.
Затем проверяются сведения, отраженные в декларации, путем
сопоставления их с данными в книге учета доходов и расходов
нотариуса, а также с имеющимися документами, подтверждающими эти
доходы и расходы.
В случае установления расхождений между данными, указанными в
декларации, с данными налогового органа необходимо у нотариуса
получить объяснения о причинах расхождения.
После проведения указанной проверки необходимо провести
сплошную проверку документов, реестров и книг, которые ведутся
нотариусом в нотариальной конторе, а также при необходимости
осуществить встречные проверки у юридических и физических лиц по
вопросу подтверждения размеров взимаемой с них платы частным
нотариусом или освобождения их от этой платы в случаях,
предусмотренных законодательством.
При встречных проверках первичные документы и учетные данные
нотариуса сличаются с соответствующими документами, имеющимися у
физических и юридических лиц.
При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 22
Основ нотариус за совершение нотариальных действий и оказание иных
услуг, предусмотренных законодательством, взимает плату по
тарифам.
Результаты встречных проверок оформляются соответствующими
актами в общеустановленном порядке.
Соблюдение законодательства о налоге с имущества,
переходящего в порядке наследования или дарения
В соответствии с законодательством о налоге с имущества,
преходящего в порядке наследования или дарения, налог уплачивают
физические лица, которые становятся владельцами имущества,
переходящего к ним на территории Российской Федерации. Налог
исчисляется налоговыми органами на основании представляемых
должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные
действия, в том числе и частными нотариусами, справок о стоимости
имущества.
Указанные справки предоставляются в следующие сроки:
по имуществу, переходящему в собственность физических лиц,
проживающих на территории Российской Федерации, - в 15-дневный
срок с момента выдачи свидетельства о праве на наследство или
удостоверения договора дарения;
по имуществу, переходящему в собственность физических лиц,
проживающих за пределами Российской Федерации, - в период
оформления права собственности на это имущество.
Для проведения документальной проверки по вопросу правильности
и своевременности представления сведений, необходимых для
исчисления этого налога, должностное лицо налогового органа должно
ознакомиться с имеющимися в налоговом органе сведениями,
материалами предыдущей проверки, систематизировать данные
коммунальных органов о смене владельцев строений и иные данные о
другом имуществе, перешедшем в собственность физических лиц в
порядке наследования или дарения.
Во время проверки необходимо проверить и сопоставить записи в
реестрах с данными регистрационных книг по учету наследственных
дел и материалами дел о выдаче свидетельств о праве на наследство,
а также записи реестров и с первыми экземплярами договоров о
дарении строений и другого имущества физическим лицам.
9. Ответственность нотариусов, занимающихся частной
практикой, за нарушение налогового законодательства
За нарушение налогового законодательства нотариусы,
занимающиеся частной практикой, несут ответственность в порядке и
на условиях, предусмотренных следующими законодательными актами
Российской Федерации.
1. В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от
27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" налогоплательщик, нарушивший налоговое
законодательство, в установленных Законом случаях несет
ответственность в виде:
а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода,
подлежащего обложению подоходным налогом, и штрафа в размере той
же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и
штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом
факта умышленного сокрытия или занижения дохода приговором либо
решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть
взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой
или заниженной суммы дохода;
б) штрафа за каждое из следующих нарушений:
- за отсутствие учета дохода, подлежащего налогообложению, и
за ведение этого учета с нарушением установленного порядка,
повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый
период, - в размере 10 процентов доначисленных сумм налога;
- за непредставление или несвоевременное представление в
налоговый орган декларации и других документов, необходимых для
исчисления подоходного налога, - в размере 10 процентов
причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.
Пунктом 24 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря
1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во
взаимоотношениях бюджетов различных уровней" предусмотрено
взыскание пени в случае задержки уплаты налога в размере
0,7 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки
платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной
задержанной суммы налога. Взыскание пени не освобождает
налогоплательщика от других видов ответственности.
Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам,
а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных
законодательством, производится с физических лиц в судебном
порядке. Взыскание недоимки с физических лиц обращается на
полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на
имущество этих лиц.
2. Пунктом 12 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта
1991 г. "О государственной налоговой службе РСФСР" предусмотрена
административная ответственность:
в отношении граждан, виновных в отсутствии учета доходов или
ведении его с нарушением установленного порядка, в непредставлении
или несвоевременном представлении декларации о доходах либо во
включении в декларации искаженных данных, - в виде штрафа в
размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, а за те
же действия, совершенные повторно в течение года после наложения
административного взыскания, - в размере от пяти до десяти
минимальных размеров оплаты труда.
3. В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от
22 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в
порядке наследования или дарения" за непредставление либо
несвоевременное представление документов, необходимых для
исчисления налога, на нотариусов, а также должностных лиц,
уполномоченных совершать нотариальные действия, налагается штраф в
размере пятикратного установленного законодательством размера
минимальной месячной оплаты труда.
Статья 17 Основ законодательства Российской Федерации "О
нотариате" предусматривает судебный порядок привлечения к
административной ответственности нотариуса, занимающегося частной
практикой.
Начальник Управления
налогообложения физических лиц -
Государственный советник
налоговой службы II ранга
М.П.СОКОЛ
------------------------------------------------------------------
|