МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПРИКАЗ
от 7 февраля 1995 г. N 26/14/30
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ИЩУЩИХ УБЕЖИЩА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
В целях реализации государственной миграционной политики,
направленной на регулирование миграционных процессов в
Российской Федерации, защиту прав беженцев и вынужденных
переселенцев, обеспечение их санитарно-эпидемиологического
благополучия и гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на
территории России, Указом Президента Российской Федерации от 9
августа 1994 г. N 1668 одобрена Федеральная миграционная
программа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8
сентября 1994 г. N 1021 "О мерах по предупреждению и сокращению
неконтролируемой внешней миграции" Федеральной миграционной
службе России (ФМС России), государственному комитету Российской
Федерации по управлению государственным имуществом по
согласованию с органами исполнительной власти субъектов
Федерации поручено в 1994 году создать места временного
содержания при постах иммиграционного контроля и центры
временного размещения иностранных граждан и лиц без гражданства,
ищущих убежища на территории России, в субъектах Российской
Федерации.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в территориях, определенных для
временного размещения иностранных граждан и лиц без гражданства,
ищущих убежища на территории Российской Федерации (далее
именуемых иммигрантами) и проживания беженцев, соблюдения прав
на охрану здоровья этих категорий граждан
приказываем:
1. Утвердить:
1.1. Положение о порядке оказания медико-санитарной помощи
и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия
иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на
территории Российской Федерации (Приложение 1).
1.2. Медицинский сертификат лица, ищущего убежища на
территории Российской Федерации (Приложение 2).
1.3. Положение о взаимодействии Министерства
здравоохранения и медицинской промышленности Российской
Федерации, Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и
Федеральной миграционной службы России, их территориальных
органов и учреждений на местах по вопросам оказания
медико-санитарной помощи иммигрантам (Приложение 3).
2. Руководителям органов управления здравоохранения
субъектов Российской Федерации и главным врачам центров
Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации в пределах
бюджетных средств, выделенных для реализации Федеральной
миграционной программы
2.1. Заключить договоры с территориальными органами и
учреждениями Федеральной миграционной службы России на оказание
медико-санитарной помощи иммигрантам и осуществление
государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
2.2. В соответствии с заключенными договорами:
2.2.1. обеспечить иммигрантам оказание первой медицинской
помощи, проведение профилактических осмотров с целью выявления
инфекционных и паразитарных заболеваний, осуществление
санитарно-противоэпидемических мероприятий в местах временного
содержания иммигрантов при постах иммиграционного контроля по
вызову сотрудников территориальных органов и учреждений
Федеральной миграционной службы России;
2.2.2. организовать фельдшерско-акушерские (по согласованию
с ФМС России - врачебные) пункты (далее - ФАП) в центрах
временного размещения иммигрантов и обеспечить деятельность
ФАПов в соответствии с нормативными документами Минздравмедпрома
России и Госкомсанэпиднадзора России;
2.2.3. организовать в центрах временного размещения и, при
необходимости, в местах временного содержания иммигрантов
санитарные пропускники;
2.2.4. оказывать медико-санитарную помощь иммигрантам в
объемах не ниже программ обязательного медицинского страхования
в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях;
2.2.5. обеспечить осмотр и обследование в объеме требований
медицинского сертификата лица, ищущего убежища на территории
Российской Федерации, и выдачу сертификата в территориальных
лечебно-профилактических учреждениях;
2.2.6. проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.
2.3. Представлять в установленном порядке отчеты о
деятельности ФАПов и санпропускников в центрах временного
размещения иммигрантов и местах временного содержания при постах
иммиграционного контроля.
3. Руководителям территориальных органов и учреждений
Федеральной миграционной службы России
3.1. Заключить по согласованию с ФМС России договоры на
оказание медико-санитарной помощи и обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия иммигрантов в
пределах финансирования мероприятий, предусмотренных Федеральной
миграционной программой.
3.2. Обеспечить места временного содержания при постах
иммиграционного контроля, ФАПы в центрах временного размещения
иммигрантов и санитарные пропускники необходимым медицинским
имуществом, оборудованием, медикаментами и дез. средствами.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя министра здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации Царегородцева А.Д.,
заместителя Председателя Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации
Монисова А.А. и заместителя Руководителя Федеральной
миграционной службы России Волоха В.А.
Министр здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации Э.А.Нечаев
Председатель Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации Е.Н.Беляев
Руководитель Федеральной миграционной
службы России Т.М. Регент
Приложение 1
к приказу Минздравмедпрома РФ,
Госкомсанэпиднадзора РФ и ФМС РФ
от 7 февраля 1995 г. N 26/14/30
Положение
о порядке оказания медико-санитарной помощи и обеспечении
санитарно-эпидемиологического благополучия иностранных граждан
и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской
Федерации
1. Медико-санитарная помощь и обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия иностранных граждан и
лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской
Федерации, (далее - иммигрантам), осуществляются в соответствии
с законодательством Российской Федерации об охране здоровья
граждан и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
России.
2. Медико-санитарная помощь и обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия иммигрантов
осуществляются территориальными органами и учреждениями
здравоохранения и госсанэпиднадзора, независимо от ведомственной
принадлежности и форм собственности:
в соответствии с договорами и в пределах финансирования
мероприятий Федеральной миграционной программы;
за счет личных средств иммигрантов, а также
благотворительных взносов и пожертвований организаций,
предприятий, в том числе международных, а также других
внебюджетных источников.
3. Медико-санитарная помощь и государственный
санитарно-эпидемиологический надзор осуществляются на основании
и в пределах заключенных договоров:
3.1. в местах временного содержания иммигрантов при постах
иммиграционного контроля - по вызову сотрудников территориальных
органов и учреждений Федеральной миграционной службы России;
3.2. на фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП) в центрах
временного размещения иммигрантов;
3.3. при необходимости консультативная помощь и
лечебно-диагностические мероприятия проводятся в
лечебно-профилактических учреждениях по направлению сотрудника
ФАПа центра временного размещения иммигрантов.
4. Объем оказания медико-санитарной помощи иммигрантам:
4.1. В местах временного содержания при постах
иммиграционного контроля, при подозрении на инфекционные и
паразитарные заболевания, проводится медицинский осмотр
иммигранта и необходимые санитарно-противоэпидемические
мероприятия, а также оказание первой медицинской помощи при
острых внезапных состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни
больного и окружающих, несчастных случаях, отравлениях и
травмах, родах и острых состояниях в период беременности.
4.2. На ФАПах в центрах временного размещения иммигрантов
осуществляются:
4.2.1. Осмотр с целью выявления инфекционных и паразитарных
заболеваний; направление в территориальные
лечебно-профилактические учреждения для обследования в объеме
требований медицинского сертификата лица, ищущего убежища на
территории Российской Федерации.
4.2.2. Санитарная обработка прибывающих лиц и багажа.
4.2.3. Карантинная изоляция лиц, прибывающих без
документов, по эпидпоказаниям, а также из стран, неблагополучных
по особо опасным инфекциям.
4.2.4. Проведение обязательных профилактических прививок
детям против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша,
столбняка, кори, паротита; взрослым против дифтерии и столбняка,
а также других прививок по показаниям, в зависимости от
эпидситуации в территории предполагаемого размещения иммигранта
на постоянное место жительства.
4.2.5. Оказание медицинской помощи в пределах своей
компетенции при острых заболеваниях, травмах, несчастных
случаях, отравлениях.
Патронирование беременных и рожениц, а также новорожденных
и детей до 1 года.
4.3. В территориальных лечебно-профилактических учреждениях:
4.3.1. Медицинское освидетельствование в объеме
медицинского сертификата лица, ищущего убежища на территории
России.
Обязательное лабораторное обследование осуществляется с
целью выявления: туберкулеза, ВИЧ-инфекции, кожно-венерических
заболеваний; холеры, дифтерии, малярии и гельминтозов (по
клиническим и эпидемиологическим показаниям).
Дополнительные лабораторные обследования проводятся по
эпидпоказателям и с учетом эпидситуации в стране выбытия
иммигранта.
Оформление и выдача медицинского сертификата.
4.3.2. Оказание скорой и неотложной медицинской помощи,
также обследование и лечение по направлению сотрудников ФАПа
центра временного размещения иммигрантов.
5. Дорогостоящие виды медицинской помощи, подлежащие
финансированию из республиканского бюджета Российской Федерации,
предоставляются иммигрантам только при наличии предварительной
оплаты.
6. Медико-санитарная помощь и обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия иммигрантов,
получивших в установленном порядке статус беженца или
вынужденного переселенца, оказываются органами и учреждениями
здравоохранения и госсанэпидслужбы Российской Федерации в
соответствии с Федеральной миграционной программой и в пределах
бюджетных средств, выделенных для ее реализации.
Заместитель Министра здравоохранения и
медицинской промышленности Российской
Федерации Н.Н.Ваганов
Первый
Заместитель Председателя Государственного
комитета санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации С.В.Семенов
Первый
Заместитель Руководителя Федеральной
миграционной службы Российской Федерации Ю.В.Рощин
Приложение 2
к приказу Минздравмедпрома РФ,
Госкомсанэпиднадзора РФ и ФМС РФ
от 7 февраля 1995 г. N 26/14/30
Медицинский сертификат
лица, ищущего убежища на территории Российской Федерации
_________________________________________________________________________
наименование лечебно-профилактического учреждения
_________________________________________________________________________
адрес N телефона
Дан _________________________________________________
фамилия, имя, отчество
Дата рождения (число, месяц, год) __________________________________
Прибывшему(ей) из __________________________________________________
Проживающему в Российской Федерации временно/постоянно (ненужное
зачеркнуть) по адресу ___________________________________________________
_________________________________________________________________________
в том, что он(она) прошел(а) медицинское освидетельствование
лабораторное обследование на:
----T------------------------------------T--------------T--------------
NN ¦Вид обследования, осмотра ¦ Дата ¦ Результат
----+------------------------------------+--------------+--------------
1. ¦Туберкулез (флюрография) ¦ ¦
2. ¦ВИЧ-инфекция ¦ ¦
3. ¦Кожно-венерические заболевания ¦ ¦
4. ¦Холера (по показаниям) ¦ ¦
5. ¦Малярия (по показаниям) ¦ ¦
6. ¦Бактерионосительство дифтерии (по ¦ ¦
¦ показаниям) ¦ ¦
7. ¦Гельминтозы (по показаниям) ¦ ¦
8. ¦Осмотр на: педикулез ¦ ¦
¦ чесотку ¦ ¦
9. ¦Прочие ¦ ¦
----+------------------------------------+--------------+--------------
Осмотр специалистами
-----------------T------T--------------------T---------------T---------
Специалист ¦ Дата ¦Данные осмотра ¦Ф.И.О. врача, ¦Личная
¦ ¦ ¦подпись ¦печать
¦ ¦ ¦разборчиво ¦врача
-----------------+------+--------------------+---------------+---------
терапевт ¦ ¦ ¦ ¦
хирург ¦ ¦ ¦ ¦
невропатолог ¦ ¦ ¦ ¦
окулист ¦ ¦ ¦ ¦
ЛОР ¦ ¦ ¦ ¦
гинеколог ¦ ¦ ¦ ¦
педиатр ¦ ¦ ¦ ¦
другие ¦ ¦ ¦ ¦
-----------------+------+--------------------+---------------+---------
Сведения о профилактических прививках, подтвержденных документами
------------------T---------------------T---------------------T--------
Прививки против ¦ Вакцинация ¦ Ревакцинация ¦Подпись,
+----T----------T-----+----T----------T-----+печать
¦Дата¦Препарат ¦Доза ¦Дата¦Препарат ¦Доза ¦
+----+----------+-----+----+----------+-----+
¦Серия, N контроля ¦Серия, N контроля ¦
------------------+---------------------+---------------------+--------
1. Туберкулез ¦ ¦ ¦
2. Полиомиелит ¦ ¦ ¦
3. Дифтерия, ¦ ¦ ¦
коклюш, ¦ ¦ ¦
столбняк ¦ ¦ ¦
4. Корь ¦ ¦ ¦
5. Паротит ¦ ¦ ¦
6. Другие по ¦ ¦ ¦
показаниям ¦ ¦ ¦
------------------+---------------------+---------------------+--------
Заключение о состоянии здоровья иммигранта: ________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
место
печати Главный врач ____________________________________
подпись
Заместитель Министра здравоохранения и
медицинской промышленности Российской
Федерации Н.Н.Ваганов
Первый
Заместитель Председателя Государственного
комитета санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации С.В.Семенов
Первый
Заместитель Руководителя Федеральной
миграционной службы Российской Федерации Ю.В.Рощин
Приложение 3
к приказу Минздравмедпрома РФ,
Госкомсанэпиднадзора РФ и ФМС РФ
от 7 февраля 1995 г. N 26/14/30
Положение
о взаимодействии Министерства здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации, Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и
Федеральной миграционной службы России, их органов и учреждений
на местах по вопросам оказания медико-санитарной помощи
иммигрантам
Министерство здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации, Государственный комитет
санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации,
Федеральная миграционная служба России, их территориальные
органы и учреждения в своей деятельности руководствуются
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, международными обязательствами России, а также
настоящим Положением.
Раздел 1. Основные направления взаимодействия
1.1. Координация деятельности министерств, ведомств,
предприятий и организаций, независимо от форм собственности, по
реализации государственной миграционной политики, направленной
на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и
охрану здоровья населения Российской Федерации, иностранных
граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных
переселенцев.
1.2. Разработка и участие в пределах своей компетенции в
реализации Федеральных и региональных целевых программ.
1.3. Организация и осуществление медицинской помощи
иммигрантам.
1.4. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
иммигрантов и населения принимающих территорий.
1.5. Разработка необходимых для регулирования миграционных
процессов руководящих, методических и нормативных документов по
вопросам медико-санитарной помощи и обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия иммигрантов.
1.6. Взаимный обмен соответствующей информацией в пределах
компетенции с учетом существующих и предполагаемых миграционных
потоков.
1.7. Совместное участие в международном сотрудничестве по
проблемам миграции населения.
Раздел 2. Основные принципы
2.1. Обеспечение единства требований в реализации
государственной миграционной политики.
2.2. Исключительное право Федеральной миграционной службы
России, ее территориальных органов и учреждений на выбор и
ежегодное уточнение территорий для временного размещения
иммигрантов и постоянного проживания беженцев и вынужденных
переселенцев с учетом рекомендаций органов и учреждений
Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской
Федерации, а также на выбор учреждений и организаций,
осуществляющих медико-санитарную помощь иммигрантам;
приоритет законодательства в области миграции в определении
и направлении миграционных потоков.
2.3. Исключительное право органов и учреждений
Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской
Федерации на определение государственной политики по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия и охране здоровья
граждан России и иммигрантов, на организацию и осуществление
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в местах
приема, временного размещения и постоянного расселения мигрантов;
приоритет санитарного законодательства в области
государственного управления, контроля
санитарно-эпидемиологической обстановки и профилактики
инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний
в территориях размещения мигрантов.
2.4. Исключительное право органов и учреждений
здравоохранения Российской Федерации на определение
государственной политики по охране здоровья граждан России и
иммигрантов;
приоритет законодательства по охране здоровья населения в
определении объемов и качества медицинской помощи иммигрантам.
Раздел 3. Основные виды деятельности и функции Минздравмедпрома
России, Госкомсанэпиднадзора России и Федеральной
миграционной службы России
3.1. Минздравмедпром России, органы и учреждения
здравоохранения в пределах своей компетенции осуществляют:
- разработку основ государственной политики в области
охраны здоровья иммигрантов;
- проведение совместно с территориальными учреждениями
госсанэпидслужбы медицинского освидетельствования иммигрантов и
выдачу медицинского сертификата;
- оказание медицинской помощи иммигрантам в местах
временного содержания при пунктах иммиграционного контроля, на
фельдшерско-акушерских пунктах в центрах временного размещения
иммигрантов и в территориальных лечебно-профилактических
учреждениях в соответствии с заключенными договорами;
- контроль за качеством оказания медицинской помощи,
предоставляемой иммигрантам в лечебно-профилактических
учреждениях, независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности;
- лицензирование и сертификацию медицинских учреждений
государственной (муниципальной) и негосударственной систем
здравоохранения, оказывающих медико-санитарную помощь
иммигрантам, на этот вид деятельности;
- разработку нормативов и стандартов медицинской помощи
иммигрантам, контроль за их соблюдением;
- разработку предложений по совершенствованию системы
обязательного и добровольного медицинского страхования
иммигрантов, а также по использованию внебюджетных источников
финансирования медико-санитарной помощи этой категории граждан;
- координацию деятельности лечебно-профилактических
учреждений, независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности по оказанию медико-санитарной помощи мигрантам;
- участие в международном сотрудничестве, в разработке и
выполнении международных договоров Российской Федерации по
вопросам обеспечения прав иммигрантов на охрану здоровья.
3.2. Госкомсанэпиднадзор России, органы и учреждения
госсанэпидслужбы в пределах своей компетенции осуществляют:
- разработку основ государственной политики по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия и охране здоровья
населения России и иммигрантов;
- выдачу заключений о возможности размещения беженцев,
вынужденных переселенцев и иммигрантов в местах их временного
содержания и постоянного проживания с учетом
санитарно-эпидемиологической обстановки;
- приостановление или полное прекращение деятельности по
размещению, проектированию, строительству, реконструкции и вводу
в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов
жизнеобеспечения иммигрантов в случае нарушения гигиенических
нормативов, санитарных норм и правил, а также невыполнения
мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья населения;
- государственный контроль за выполнением гигиенических и
противоэпидемических мероприятий, планов, программ и т.д.;
- государственный санитарно-эпидемиологический надзор в
местах размещения беженцев, вынужденных переселенцев и
иммигрантов;
- проведение комплекса санитарно-гигиенических и
противоэпидемический мероприятий на основе заключенных договоров;
- привлечение в установленном порядке виновных лиц к
административной ответственности, направление материалов о
привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной
ответственности в случае нарушения требований санитарного
законодательства, причинения или угрозы причинения вреда
вследствие этого здоровью человека;
- участие в международном сотрудничестве, разработке и
выполнении международных договоров Российской Федерации по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия
иммигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.
3.3. Федеральная миграционная служба России в пределах
своей компетенции осуществляет:
- разработку государственной политики в области миграции;
- определение мест временного размещения иммигрантов и
территорий постоянного места жительства беженцев и вынужденных
переселенцев;
- финансовое обеспечение оснащения и деятельности мест
временного содержания иммигрантов при постах иммиграционного
контроля и фельдшерско-акушерских пунктов в центрах временного
размещения иммигрантов, а также оказания медико-санитарной
помощи органами и учреждениями здравоохранения и санэпидслужбы в
пределах заключенных договоров.
- участие в международном сотрудничестве, разработке и
выполнении международных договоров Российской Федерации по
проблемам миграции.
Раздел 4. Обмен информацией
Федеральная миграционная служба России, Госкомсанэпиднадзор
России и Минздравмедпром России, а также их территориальные
органы и учреждения обмениваются информацией без взаимных
расчетов.
4.1. Федеральная миграционная служба России, ее
территориальные органы и учреждения представляет:
правила, инструкции, нормативные и другие документы по
реализации государственной миграционной политики;
сведения о прибывающих иностранных гражданах, лицах без
гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации,
и, при необходимости, о лицах, следующих транзитом;
информацию о предполагаемых местах временного размещения и
расселения на постоянное место жительства иммигрантов;
своевременную информацию о расторжении договоров на
оказание медико-санитарной помощи, об изменении порядка
финансирования мероприятий Федеральной миграционной программы.
4.2. Госкомсанэпиднадзор России, органы и учреждения
госсанэпидслужбы представляют:
правила, инструкции, нормативные и другие документы по
организации и осуществлению государственного
санитарно-эпидемиологического надзора, утвержденные
Госкомсанэпиднадзором России;
заключение о проведении санитарно-эпидемиологической
экспертизы мест предполагаемого временного размещения и
постоянного места жительства иммигрантов;
в соответствии с информацией ВОЗ, перечень стран,
неблагополучных по особо опасным инфекциям, а также сведения о
заболеваемости особо опасными инфекциями на территории
Российской Федерации.
4.3. Минздравмедпром России, территориальные органы
управления здравоохранения представляют:
правила, инструкции, нормативные и другие документы по
оказанию медицинской помощи населению, утвержденные
Минздравмедпромом России, в рамках которых оказывается
медицинская помощь мигрантам;
информацию о состоянии здоровья и заболеваемости населения;
перечень лечебно-профилактических учреждений независимо от
форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющих
лицензию на оказание медико-санитарной помощи иммигрантам.
Заместитель Министра здравоохранения и
медицинской промышленности Российской
Федерации Н.Н.Ваганов
Первый
Заместитель Председателя Государственного
комитета санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации С.В.Семенов
Первый
Заместитель Руководителя Федеральной
миграционной службы Российской Федерации Ю.В.Рощин
|