УТРАТИЛ СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 29.12.2000 N 95
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 1995 г. N 9
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ
МЕСТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ
ЛИЦ, ОСОБО НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации
от 11 октября 1994 г. N 1622-р Министерство труда Российской
Федерации постановляет:
1. Утвердить Рекомендации по квотированию рабочих мест на
предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо
нуждающихся в социальной защите, согласно Приложению.
2. Признать утратившими силу Постановление Министерства труда
и занятости населения Российской Федерации от 11 июня 1992 г.
N 21в и Постановление Министерства труда Российской Федерации от
7 октября 1993 г. N 158.
Министр труда
Российской Федерации
Г.МЕЛИКЬЯН
Приложение
к Постановлению
Министерства труда
Российской Федерации
от 6 февраля 1995 г. N 9
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В
УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, ОСОБО НУЖДАЮЩИХСЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
1. Общие положения
1.1. Квотирование рабочих мест для приема на работу лиц, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске
работы, производится в целях обеспечения дополнительных гарантий
занятости граждан.
Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске
работы (в процентах от среднесписочной численности работников
предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан
трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации,
включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане
указанной категории.
1.2. Право на установление квоты для приема на работу лиц,
особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в
поиске работы, имеют органы местного самоуправления.
Квотирование осуществляется по согласованию с работодателями
на основе договоров, заключаемых между органами местного
самоуправления и работодателями.
Органы местного самоуправления с учетом ситуации,
складывающейся на рынке труда, по представлению соответствующих
территориальных органов государственной службы занятости населения
с участием органов по труду устанавливают предприятиям,
учреждениям и организациям независимо от форм собственности <*>
квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске работы. Работодателям,
выделяющим или создающим рабочие места для указанной категории
граждан, предоставляются льготы и компенсации в соответствии с
действующим законодательством.
При установлении квоты определяется ее размер для каждой
категории граждан и конкретные организации со среднесписочной
численностью 35 человек и более, на которых она вводится.
--------------------------------
<*> Далее - организации.
1.3. К группам населения, для которых производится в первую
очередь квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской
Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в
Российской Федерации: инвалиды; выпускники общеобразовательных
учреждений, учреждений начального и среднего профессионального
образования; молодежь из числа сирот и лишенных попечения
родителей, а равно лиц, их заменяющих; несовершеннолетние,
освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие
закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; другие лица
моложе восемнадцати лет; лица, освобожденные из мест лишения
свободы; женщины, воспитывающие детей - инвалидов. В зависимости
от ситуации, складывающейся на рынке труда, возможно квотирование
рабочих мест и для других групп населения <*>.
Преимущественным правом направления для трудоустройства на
рабочие места, созданные в счет установленной квоты, должны
пользоваться безработные граждане из числа особо нуждающихся в
социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы,
состоящие на учете в органах государственной службы занятости
населения.
--------------------------------
<*> Одинокие и многодетные родители, воспитывающие
несовершеннолетних детей; родители, воспитывающие детей до трех
лет и являющиеся единственными кормильцами в семье; лица
предпенсионного возраста; лица, продолжительное время не имеющие
работы; беженцы, вынужденные переселенцы, а также некоторые другие
категории граждан.
2. Рекомендуемые условия и порядок квотирования
рабочих мест
2.1. Квотирование рабочих мест организациям производится на
основании договоров, заключаемых с ними органами местного
самоуправления.
Договор о квотировании должен содержать в числе прочих
обязательные сведения: наименование рабочего места; категорию
граждан, для которой созданы рабочие места;
санитарно-гигиенические требования и рекомендации
медико-социальной экспертизы по условиям и режимам труда;
источники финансирования (или налоговые льготы и платежи), а также
санкции по отношению к стороне, не выполнившей условия договора.
2.2. Условия и порядок установления квоты, ее размеры и сроки
действия, категории граждан, для которых она устанавливается,
утверждаются органом местного самоуправления с привлечением
соответствующего территориального органа государственной службы
занятости населения, органа по труду и общественных организаций,
представляющих интересы групп граждан, особо нуждающихся в
социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы <*>.
--------------------------------
<*> Территориальные органы социальной защиты населения, органы
управления образованием, органы по делам молодежи, комиссии по
делам несовершеннолетних, объединения предпринимателей и
работодателей и др.
2.3. Размер квоты и порядок ее ввода определяется органом
местного самоуправления ежегодно с учетом ситуации, складывающейся
на региональном рынке труда, возможностей работодателей,
финансовых возможностей региона на срок не менее одного
календарного года. Квота для инвалидов устанавливается в размере
не менее 3 процентов от среднесписочной численности работников с
учетом инвалидов, ранее принятых на работу.
2.4. О проведении мероприятий по квотированию рекомендуется
информировать работодателей не менее чем за три месяца до начала
введения квоты.
2.5. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты
производится работодателем по направлению территориальных органов
государственной службы занятости населения с учетом предложений
территориальных органов социальной защиты населения, органов по
труду, органов управления образованием, органов по делам молодежи,
комиссий по делам несовершеннолетних, а также общественных
организаций инвалидов либо самостоятельно из числа граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске
работы.
В течение срока действия договора о квотировании увольнение
работников, трудоустроенных в счет квоты, по инициативе
администрации осуществляется при обязательном уведомлении центра
занятости, направившего их на данные рабочие места.
2.6. Ликвидацию рабочих мест, созданных в рамках квот,
целесообразно производить после согласования с органами местного
самоуправления и с уведомлением территориальных органов
государственной службы занятости населения и органов по труду.
3. Участие работодателей в обеспечении занятости лиц,
особо нуждающихся в социальной защите
3.1. Работодатели участвуют в реализации мероприятий,
направленных на обеспечение занятости лиц, особо нуждающихся в
социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Работодатель в соответствии с установленной квотой создает или
выделяет необходимое количество рабочих мест, предусмотрев в
случае необходимости их специальное оборудование. В месячный срок
с момента получения решения органа местного самоуправления о
квотировании рабочих мест он разрабатывает мероприятия по
организации дополнительных или выделению имеющихся рабочих мест в
счет установленной квоты, о которых сообщает в соответствующий
территориальный орган государственной службы занятости населения.
3.2. В случае невозможности выделения или создания на своем
производстве рабочих мест для использования труда инвалидов или
других категорий граждан в счет установленной для данной
организации квоты работодатели вправе для этой цели арендовать
рабочие места или произвести соответствующее перечисление в
местный бюджет для оплаты стоимости квотируемых рабочих мест в
других организациях.
Несколько организаций по предложению органа местного
самоуправления и по договоренности между собой могут создать за
счет своих средств цех или участок на одном из них.
3.3. Перечисление денежных средств в размере стоимости
создаваемых рабочих мест осуществляется работодателем по
платежному требованию органа местного самоуправления, расчет
перечисляемых работодателем денежных средств целесообразно
производить помесячно.
3.4. В случае невозмещения затрат по созданию рабочих мест в
других организациях работодатели несут ответственность,
предусмотренную нормами действующего законодательства.
3.5. Работодатели предоставляют органам местного
самоуправления и соответствующим территориальным органам
государственной службы занятости населения информацию о движении
квотируемых рабочих мест. Рекомендуемый срок представления этой
информации - не позднее трех дней с момента принятия решения об их
выделении, ликвидации или перепрофилировании, а также в случае
увольнения работников с квотируемых рабочих мест.
Информацию о создании рабочего места в рамках установленной
квоты работодателям целесообразно передавать органам местного
самоуправления и соответствующим территориальным органам
государственной службы занятости населения не позднее десяти дней
с момента его создания.
4. Источники финансирования и льготы работодателям,
выделяющим или создающим рабочие места
4.1. Рабочие места для трудоустройства лиц, особо нуждающихся
в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы,
создаются за счет средств работодателей, средств Государственного
фонда занятости населения Российской Федерации, территориального
фонда социальной поддержки населения, а также иных источников.
4.2. Для работодателей, выделяющих или создающих за счет
собственных средств рабочие места, органы местного самоуправления
устанавливают льготы в пределах своих полномочий в соответствии с
действующим законодательством.
4.3. Для финансирования мероприятий по оказанию содействия
занятости лицам, особо нуждающимся в социальной защите и
испытывающим трудности при поиске работы, с учетом региональных
особенностей органами местного самоуправления могут создаваться
целевые фонды за счет:
средств местных бюджетов;
средств внебюджетных фондов, образуемых органами местного
самоуправления;
отчислений работодателей на создание рабочих мест в пределах
установленных квот;
средств специализированных территориальных фондов и фондов
социального страхования;
добровольных взносов предприятий, общественных организаций и
частных лиц;
средств, выплачиваемых по штрафным санкциям работодателями, не
выполнившими установленных квот.
_____________________________________
"Бюллетень Минтруда РФ", N 3, 1995
|