МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 января 1995 г. N 47
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ
РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ НА ПРОИЗВОДСТВО СРЕДСТВ
ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО
И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целях улучшения работы по разработке, внедрению в
производство новых видов средств обучения для образовательных
учреждений начального и среднего профессионального образования
приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 15 февраля 1995 г.
прилагаемое Положение о порядке разработки и постановки на
производство средств обучения (технических средств обучения,
учебно - лабораторного оборудования и учебно - наглядных пособий)
для образовательных учреждений начального и среднего
профессионального образования.
2. Департаменту профессионального образования (А.В.
Елистратов) в месячный срок утвердить согласованный с Управлением
материально - технического обеспечения (А.Н. Строгалин), Главным
планово - экономическим управлением (З.И. Филимонова), Управлением
координации и развития научных исследований (Е.А. Подосенова),
Институтом развития профессионального образования (И.П. Смирнов),
Российским учебно - производственным объединением
профессионального образования "Ровесник" (В.Н. Малов) план
мероприятий по выполнению настоящего Приказа.
3. Органам управления образованием (профессиональным
образованием) субъектов Российской Федерации ежегодно представлять
в адрес структурных подразделений и организаций Минобразования
России:
3.1. Информацию с анализом оснащенности образовательных
учреждений начального и среднего профессионального образования
средствами обучения и соответствия их учебным планам и программам.
3.2. Предложения по разработке перспективного перечня новых
средств обучения в соответствии с требованиями к уровню
профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя министра Ю.М. Роговского.
Министр
Е.В.ТКАЧЕНКО
Приложение
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ
НА ПРОИЗВОДСТВО СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ (ТЕХНИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, УЧЕБНО - ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
И УЧЕБНО - НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ) ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает единый порядок
организации работ по созданию средств обучения для образовательных
учреждений начального и среднего профессионального образования в
системе Министерства образования Российской Федерации.
1.2. Разработка средств обучения для учреждений начального и
среднего профессионального образования имеет целью комплексное
методическое обеспечение реализации государственного стандарта
профессионального образования.
1.3. Разработка средств обучения для образовательных
учреждений начального и среднего профессионального образования
осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном
порядке перечнями оборудования, приспособлений, инструментов и
других изделий для учебных кабинетов, мастерских, лабораторий
и полигонов по договору с заказчиком или по инициативе
разработчика.
1.4. Основными заказчиками средств обучения для
образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования являются органы управления образованием
(профессиональным образованием) субъектов Российской Федерации, а
также непосредственно учреждения начального и среднего
профессионального образования.
1.5. Основными разработчиками средств обучения для учреждений
начального и среднего профессионального образования являются:
- конструкторские подразделения предприятий учебно -
технической промышленности Министерства образования Российской
Федерации;
- учебные заведения системы Министерства образования
Российской Федерации, их объединения и ассоциации.
1.6. Изготовителями средств обучения для учреждений начального
и среднего профессионального образования являются:
- предприятия учебно - технической промышленности Министерства
образования Российской Федерации;
- учебно - производственные мастерские учебных заведений
системы Министерства образования Российской Федерации, их
объединения и ассоциации;
- другие предприятия Российской Федерации.
2. Основные функции подразделений и организаций
по разработке и постановке на производство
средств обучения
2.1. Департамент профессионального образования:
- совместно с другими подразделениями и организациями
Министерства образования Российской Федерации определяет
номенклатуру и содержание новых средств обучения для
образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования с учетом их потребности;
- утверждает перечни новых средств обучения для их
конструкторской разработки, а также перечни устаревших средств
обучения, подлежащих модернизации или снятию с производства;
- утверждает научно - педагогические требования к средствам
обучения и технические задания на разработку новых средств
обучения.
2.2. Институт развития профессионального образования:
- разрабатывает планы научно - исследовательских работ по
созданию новых средств обучения;
- разрабатывает перечни новых средств обучения для
образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования, отвечающих требованиям государственного стандарта;
- разрабатывает исходные научно - педагогические требования к
средствам обучения;
- рассматривает технические задания на новые средства
обучения, подлежащие конструкторской разработке;
- разрабатывает методические рекомендации по применению новых
средств обучения в учебном процессе;
- организует экспертизу опытных образцов новых средств
обучения;
- осуществляет анализ оснащенности учебно - воспитательного
процесса средствами обучения;
- разрабатывает нормативы оснащенности учебных кабинетов,
мастерских и лабораторий средствами обучения.
2.3. Управление материально - технического обеспечения:
- организует и координирует деятельность предприятий учебно -
технической промышленности по опытно - конструкторским работам,
технологической подготовке производства и изготовлению новых
средств обучения;
- организует размещение заказов на серийное производство новых
средств обучения;
- обобщает и представляет в Главное планово - экономическое
управление предложения о выделении средств предприятиям учебно -
технической промышленности на опытно - конструкторские работы,
подготовку производства и изготовление новых средств обучения.
2.4. Главное планово - экономическое управление и Управление
развития и координации научных исследований:
- в соответствии с предложениями Управления материально -
технического обеспечения и Института развития профессионального
образования выделяют необходимые ассигнования для научно -
исследовательских, опытно - конструкторских работ и освоения
производства новых средств обучения.
2.5. Экспертный совет по профессиональному образованию:
- осуществляет экспертную оценку макетных (опытных) образцов
новых видов средств обучения и выдает заключение на их
производство.
2.6. Российское учебно - производственное объединение
профессионального образования "Ровесник":
- организует систематическое изучение спроса и потребности
образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования в средствах обучения, анализирует изменение и
расширение номенклатуры;
- оказывает содействие подразделениям Министерства образования
Российской Федерации в проведении научно - исследовательских,
опытно - конструкторских и технологических работ по созданию новых
средств обучения, подборе опорных учебных заведений для их
апробации и доработки;
- принимает участие в отборе средств обучения, изготовленных
непосредственно в образовательных учреждениях начального и
среднего профессионального образования, для проведения их
экспертизы и внедрения в серийное производство на предприятиях
учебно - технической промышленности.
2.7. Предприятия учебно - технической промышленности:
- разрабатывают и представляют на утверждение Департаменту
профессионального образования задания на опытно - конструкторские
разработки новых средств обучения;
- проводят опытно - конструкторскую разработку и изготовление
опытных образцов новых средств обучения, представляют их на
экспертизу в Экспертный совет по профессиональному образованию:
- по согласованию с Минобразованием России обеспечивают
освоение серийного производства новых средств обучения.
3. Последовательность и сроки выполнения работ
На основании утвержденных в установленном порядке перечней
оборудования, приспособлений, инструментов и других изделий для
учебных кабинетов, мастерских, лабораторий и полигонов ежегодно:
3.1. Институт развития профессионального образования до 1
декабря представляет Департаменту профессионального образования
предложения по конструкторской разработке новых видов учебного
оборудования и перечень морально устаревшей продукции, подлежащей
снятию с производства, а до 1 июня - Управлению материально -
технического обеспечения - утвержденные научно - педагогические
требования к новым видам средств обучения.
3.2. Департамент профессионального образования до 31 декабря
утверждает перечень учебного оборудования, подлежащего
конструкторской разработке и производству и включает в план работы
Института развития профессионального образования разработку научно
- педагогических требований.
3.3. Управление материально - технического обеспечения:
- до 1 сентября формирует план опытно - конструкторских и
технологических работ, в котором регламентирует их сроки
выполнения и объемы необходимого бюджетного финансирования,
определяет исполнителей, сроки изготовления опытных образцов и
начало серийного производства;
- до 1 ноября после согласования объема бюджетного
финансирования представляет уточненный план на утверждение
руководству Министерства образования Российской Федерации;
- заключает договора с изготовителями, при положительных
результатах приемочных испытаний опытных образцов новых видов
средств обучения и с учетом предварительной потребности в них, на
производство указанной продукции.
|