МИНИСТЕРСТВО
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
23.01.95 г. Москва N 18
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПО
ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВРЕДА
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
(СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ)
В соответствии с постановлением Коллегии Минприроды России от
20.12.93 (раздел П) и на основании Соглашения о взаимодействии
Минприроды России и Госстандарта России от 05.04.93 в работах по
стандартизации, метрологии и сертификации в целях создания
экологической сертификации ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
Основные положения системы экологической сертификации
(приложение 1);
План мероприятий по созданию системы экологической
сертификации (приложение 2);
2. Возложить на Главное управление экономики охраны окружающей
среды и природных ресурсов (Шевчук) организацию работ по созданию
системы экологической сертификации.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
заместителя Министра А.А.Аверченкова.
Министр В.И.Данилов-Данильян
Приложение 1
к приказу Минприроды
России от 23.01.95
N 18
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ ДЛЯ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
(СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Введение ........................................... 3
2. Термины и определения............................... 3
3. Общие положения .................................... 5
4. Основные правила Системы ........................... 7
5. Структура системы и порядок работы ................. 8
6. Экоаудиторы Системы ................................ 13
7. Нормативно-методическая база Системы ............... 13
8. Информационное Обеспечение Системы ................ 14
9. Экономические принципы функционирования Системы .... 14
10. Этапы развития системы ............................ 14
11. Временный перечень нормативных документов для эко-
логической сертификации............................ 16
12. Образец экологического сертификата соответствия... 30
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. При разработке настоящего документа использовались Законы
Российской Федерации: "Об недрах", "Земельный кодекс РСФСР",
"Основы лесного законодательства Российской Федерации", "Об охране
атмосферного воздуха", "Водный кодекс РСФСР", "Об охране и
использовании животного мира", "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения РСФСР", "Об основах градостроительства",
"Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья
населения", "О защите прав потребителей ", "О сертификации
продукции, услуг", Указ Президента от 19 августа 1993 г, N 1267
"Об особенностях приватизации и дополнительных мерах
государственного регулирования деятельности предприятий оборонных
отраслей промышленности", постановления Правительства Российской
Федерации от 27 марта 1994 г. N 223 "О сертификации безопасности
промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и
организаций оборонных отраслей промышленности, использующих
экологически вредные и взрывоопасные технологии" и от 23 апреля
1994 г. N 375 "Об утверждении Положения о Министерстве охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации",
"Соглашение о взаимодействии Минприроды России и Госстандарта
России в работах по стандартизации, метрологии и сертификации в
области регулирования использования природных ресурсов, охраны
окружающей среды и экологической безопасности продукции и
технологических процессов" (апрель 1993 г.) "Соглашение о
взаимодействии Минприроды России, Госстандарта России и
Госкомоборонпрома России в работе по сертификации экологической
безопасности производств предприятий и организаций оборонных
отраслей промышленности" (июль 1994 г.), "Правила по проведению
сертификации в Российской Федерации" (зарегистрированные Минюстом
России 21 марта 1994 г. N521) и нормативно-методические документы
Системы сертификации ГОСТ Р.
1.2. Настоящий документ обязателен для юридических и
физических лиц, участвующих в деятельности Системы экологической
сертификации.
1.3. Система экологической сертификации предназначена для
обязательной и добровольной экологической сертификации.
2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Основные термины и определения, применяемые в настоящем
документе, соответствуют руководству ИСО/МЭК 2 "Общие термины и
определения в области стандартизации и смежных видах деятельности
" и МС ИСО 8402 "Качество. Словарь".
В дополнение 4 ним в настоящем документе уточняются
определения следующих терминов:
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ СООТВЕТСТВИЯ (далее -
ЭКОСЕРТИФИКАЦИЯ) - действие третьей стороны по подтверждению
соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему
экологическим требованиям.
СООТВЕТСТВИЕ - соблюдение всех установленных экологических
требований к сертифицируемому объекту.
ТРЕТЬЯ СТОРОНА - орган или лицо, признаваемые независимыми от
участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ - обязательные требования,
установленные в законодательных и нормативных документах, которые
направлены на обеспечение рационального природопользования, Охрану
окружающей среды, защиту здоровья и генетического фонда человека.
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ - ( далее - Система) -
располагающая собственными правилами процедуры и управления для
проведения экосертификации, сформированными в соответствии с
государственной политикой в области сертификации и с учетом общих
правил ее проведения на территории Российской Федерации.
ОРГАН ПО ЭКОСЕРТИФИКАЦИИ - аккредитованный орган,
осуществляющий экосертификацию по установленной в Системе
процедуре.
АККРЕДИТАЦИЯ - акт официального признания возможности и
правомочности выполнения определенных функций.
АТТЕСТАЦИЯ ЭКСПЕРТА-аудитора - официальное удостоверение
готовности лица осуществлять функции по экосертификации в
соответствии с правилами Системы.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ (далее - экосертификат)
- документ, выдаваемый в соответствии с правилами Системы,
указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что
сертифицируемый объект соответствует предъявляемым к нему
экологическим требованиям.
ЗНАК СООТВЕТСТВИЯ - защищенный в установленном порядке знак,
применяемый в соответствии с правилами Сертификации, указывающий,
что обеспечивается необходимая уверенность в том, что подвергнутый
экосертификации объект соответствует предъявляемым к нему
экологическим требованиям.
ЗАЯВИТЕЛЬ - юридическое или физическое лицо, обратившееся в
орган по экосертификации с заявкой на проведение экосертификации
конкретного объекта.
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Экосертификация проводится с целью создания
экономико-правового механизма по реализации закрепленного в
Конструкции России права граждан на благоприятную окружающую
среду.
Экосертификация способствует:
- внедрению экологически безопасных технологических процессов
и оборудования;
- производству экологически безопасной продукции на всех
стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и
конкурентоспособности;
- созданию условий для организации производств, отвечающих
установленным экологическим требованиям;
- совершенствованию управления хозяйственной и иной
деятельностью;
- предотвращению ввоза в страну экологически опасных
продукций, технологий, отходов, услуг;
- интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению
международных обязательств.
3.2. Для создания правовой базы организации и проведения
работ по экосертификации Минприроды России формирует Систему
экологической сертификации, включающую:
- комплекс нормативных документов, устанавливающих принципы,
нормативы и правила экосертификации;
- систему органов, обеспечивающих организационно-методическое
руководство деятельностью по проведению экосертификации,
аттестацию экспертов-аудиторов и аккредитацию органов по
экосертификации, проведение экосертификации, инспекционного
контроля и информационное обслуживание;
- Реестр Системы для учета органов по экосертификации,
сертифицированных объектов, выданных экосертификатов.
3.3. Система предусматривает проведение обязательной и
добровольной сертификации.
Экосертификация проводится в обязательном порядке в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, республик
в составе Российской Федерации.
Добровольная экосертификация в рамках Системы осуществляется
в тех случаях, по которым в законодательных актах Российской
Федерации не предусмотрено проведение обязательной сертификации.
Она проводится по инициативе заявителя на основе договора между
органом по сертификации и заявителем.
3.4. Система строится на следующих принципах:
- наличие собственной организационной структуры;
- независимость органов по экосертификации от участвующих
сторон;
- установление собственных правил и процедур управления для
проведения экосертификации;
- взаимодействие на основе соглашений с иными системами
сертификации (Система сертификации ГОСТ Р, Система гигиенической
сертификации и др.);
- бездискриминационный доступ к участию в Системе;
- развитие Системы для проведения работ по отдельным
конкретным группам объектов экосертификации;
- открытость и отсутствие ограничений на организацию и
проведение экосертификации в государствах СНГ и других странах.
3.5. Механизм обеспечение реализации цели экосертификации
включает в себя:
- установление требований по обеспечению экологической
безопасности;
- контроль за соблюдением установленных требований;
- меры правового и экономического воздействия и поощрения для
обеспечения выполнения требований по обеспечению экологической
безопасности.
3.6. В рамках Системы предусматривается выполнение следующих
функций:
- формирование политики в области экосертификации;
- экосертификация объектов;
- аккредитация органов по экосертификации;
- аккредитация испытательно-аналитических лабораторий
(центров);
- подготовка и аттестация экспертов-аудиторов Системы;
- повышение квалификации специалистов в области
экосертификации;
- обеспечение информационных и консультационно-методических
услуг, необходимых для функционирования Системы;
- обеспечение на основе заключаемых Соглашений с другими
системами сертификации взаимного признания сертификатов,
аттестатов, Знаков соответствия и результатов испытаний и
анализов;
- разработка и актуализация нормативно-методической
документации, используемой в рамках Системы, и ее экспертиза;
- ведение Реестра Системы;
- взаимодействие и гармонизация деятельности с международными,
национальными и другими системами сертификации;
- осуществление инспекционного контроля.
3.7. В Системе проводится:
- добровольная сертификация объектов окружающей среды,
природных ресурсов, отходов производства и потребления,
технологических процессов, товаров (работ, услуг), предназначенных
для обеспечения экологической безопасности и предупреждения вреда
окружающей природной среде (далее - товары, работы и услуги
природоохранного назначения);
- обязательная сертификация экологической безопасности
производств предприятий и организаций оборонных отраслей
промышленности, использующих экологически вредные технологии.
4. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СИСТЕМЫ
4.1. Работы по сертификации в рамках Системы осуществляют
органы по экосертификации, испытательно-аналитические лаборатории
(центры), экоаудиторы, которые должны быть аккредитованы или
аттестованы (экоаудиторы) в порядке, установленном в Системе.
Органы по экосертификации аккредитуются в Системе на право
проведения работ, а испытательно-аналитические лаборатории на
техническую компетентность и независимость.
4.2. Заявители, осуществившие экосертификацию своих объектов,
имеют право использовать для них Знак соответствия Системы.
Информация об объектах, прошедших экосертификацию, включается
в Перечень, который ежегодно публикуется в изданиях Минприроды
России.
4.3. Экосертификаторы оформляются по прилагаемой форме, на
срок действия до 5 лет (конкретный срок устанавливает орган,
выдающий сертификат).
4.4. Выдача экосертификатов осуществляется федеральным
органом по экосертификации и аккредитованными органами по
экосертификации.
4.4.1. Экосертификат подлежит обязательной регистрации в
Реестре Системы и действителен на всей территории Российской
Федерации, если иное в нем не оговорено.
4.4.2. В случае несогласия заявителя с решением органа по
экосертификации об отказе в выдаче экосертификата, данное решение
может быть обжаловано в Федеральном органе Системы.
4.5. В случае присоединения других сертификационных систем к
Системе заключаются договора между Системой экосертификации и
другими системами, на основании которых составляются лицензионные
соглашения на право выполнения всех или части функций в рамках
этих систем и в том числе на территории других государств.
4.6. Официальные документы, используемые в Системе,
оформляются на русском языке. По просьбе заявителя экземпляры
экосертификатов могут быть выданы на любом другом языке с
официальным подтверждением их идентичности оригиналам.
4.7. Деятельность органов по экосертификации и
испытательно-аналитических лабораторий (центров) осуществляется на
основе лицензионного договора, заключенного с Минприроды России.
4.8. Если в Системе аккредитованы несколько органов для
сертификации однородных объектов, то для координации их
деятельности Федеральным органом может быть назначен центральный
орган (как правило из территориальных органов или подведомственных
организаций Минприроды России).
4.9. Органами по экосертификации и
испытательно-аналитическими центрами, аккредитуемыми в Системе,
могут быть территориальные подразделения Минприроды России и
подведомственные ему организации или другие независимые
организации, имеющие статус юридического лица.
4.10. Процедура аккредитации испытательно-аналитической
лаборатории (центра) в Системе может быть заменена решением
Федерального органа Системы о признании в Системе результатов
аккредитации этой лаборатории (центра) в другой системе.
5. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ И ПОРЯДОК РАБОТЫ
5.1. Организационная структура Системы включает:
Федеральный орган по экосертификации - Минприроды России
(Федеральный орган Системы).
Органы по экосертификации (в том числе центральные, в случае
необходимости).
Испытательно-аналитические лаборатории (центры).
5.2. Федеральный орган Системы.
Федеральный орган по экосертификации осуществляет следующие
функции:
- определяет номенклатуру объектов, которые подлежат
экосертификации, а также нормативные документы, на соответствие
которым проводится экосертификация;
- аккредитует органы по экосертификации и
испытательно-аналитические лаборатории (центры), организует
подготовку и аттестацию экоаудиторов и осуществляет инспекционный
контроль за их деятельностью:
- ведет Реестр Системы;
- устанавливает Знак соответствия Системы и правила его
применения;
- устанавливает цены и тарифы на проведение экосертификации;
- рассматривает аппеляции по результатам экосертификации и
аккредитации;
- обеспечивает участников Системы и заинтересованные
организации информацией по экосертификации;
- взаимодействует с зарубежными и международными организациями
по вопросам экосертификации, принимает решения о присоединении к
международным системам и соглашениям по экосертификации;
- обеспечивает принятие в установленном порядке решений о
признании экосертификатов, выданных зарубежными и международными
организациями;
- осуществляет функции органа по экосертификации при его
отсутствии;
- осуществляет координацию работ в Системе и по ее
взаимодействию с другими системами сертификации.
Для осуществления указанных функций Федеральный орган Системы
создает Руководящий комитет по экосертификации, Научно-техническую
комиссию по экосертификацию, Научно-методический центр Системы и
координирует их работу, в случае необходимости привлекает к работе
в Системе другие исследовательские и испытательные организации.
Обеспечение деятельности Федерального органа, подготовка и
ведение его документации осуществляется специализированным
подразделением Минприроды России по экосертификации.
5.2.1. Состав Руководящего комитета по экосертификации
утверждается Министром охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации.
Председателем Руководящего комитета по экосертификации
является заместитель Министра охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации.
В состав Руководящего комитета по экосертификации могут
входить представители специально уполномоченных государственных
органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной
среды, Госстандарта России, научных и общественных организаций.
Для финансирования деятельности Руководящего комитета по
экосертификации используются средства и расчетный счет
Федерального органа Системы.
Руководящий комитет по экосертификации обеспечивает
выполнение следующих основных функций:
- выработка общей политики по развитию и совершенствованию
Системы;
- подготовка программ по разработке природоохранных
нормативов для целей сертификации.
5.2.2. Научно-техническая комиссия по экосертификации
формируется из представителей соответствующих подразделений
Минприроды России и органов государственного контроля и надзора,
других организаций в соответствии с их специализацией,
аккредитованных органов по экосертификации.
Состав Научно-технической комиссии по экосертификации и ее
председатель утверждается председателем Руководящего комитета по
экосертификации.
Научно-техническая комиссия по экосертификации выполняет
следующие функции:
- обоснование выбора и организация разработки проектов
нормативных документов, на соответствие требованиям которых
проводится обязательная экосертификация;
- рассмотрение предложений по актуализации нормативных
документов, устанавливающих экологические требования и правила
процедур экосертификации для отдельных групп объектов;
- взаимодействие с техническими комитетами по стандартизации
при Госстандарте России;
- участие в проведении экосертификации отдельных групп
объектов;
- участие в рассмотрении материалов аккредитации органов по
экосертификации и испытательно-аналитических лабораторий.
5.2.3. Научно-методический центр Системы выполняет следующие
функции:
- подготовка предложений по совершенствованию и развитию
Системы;
- разработка проектов правил и процедур в Системе;
- аккредитация органов по экосертификации (по поручению
Федерального органа Системы);
- аккредитация испытательно-аналитических лабораторий
(центров) (по поручению Федерального органа Системы);
- подготовка и заключение (по поручению Федерального органа
Системы) лицензионных соглашений с аккредитованными органами по
экосертификации и испытательно-аналитическими лабораториями
(центрами);
- подготовка процедур взаимного признания сертификатов, Знаков
соответствия и результатов испытаний, анализов и представление их
на рассмотрение в Федеральный орган Системы;
- участие в проведении аттестации экоаудиторов;
- осуществление контроля за соблюдением правил и процедур в
рамках Системы и за деятельностью органов по экосертификации и
испытательно-аналитических лабораторий (центров);
- подготовка и ведение аппеляционных дел;
- ведение Реестра. банка и баз данных в рамках Системы (по
поручению Федерального органа Системы);
- методическая помощь аккредитованным органам по
экосертификации испытательно-аналитическим лабораториям.
Научно-методический центр Системы действует в пределах
делегированных ему Федеральным органом Системы полномочий на
основании утвержденного Устава.
5.3. Органы по экосертификации (в том числе центральные).
Органы по экосертификации осуществляют следующие функции:
- формируют (комплектуют) и актуализируют фонд нормативных
документов, используемых при сертификации в области их
аккредитации);
- разрабатывают и ведут организационно-методические документы,
необходимые для осуществления их деятельности;
- принимают и рассматривают заявки на сертификацию;
- готовят решения по ним и взаимодействуют с заявителями;
- определяют в каждом конкретном случае
испытательно-аналитическую лабораторию (центр) и орган по проверке
(если она необходима) производства, организуют испытания и
проверку производства;
- сертифицируют объекты в закрепленной за органами по
экосертификации сфере деятельности, выдают экосертификаты;
- приостанавливают либо отменяют действие, выданных заявителям
экосертификатов;
- представляют заявителю (по его требованию) необходимую
информацию в пределах своей компетенции;
- ведут перечень сертифицированных объектов и представляют
соответствующие данные для включения в Реестр Системы;
- осуществляют инспекционный контроля за экосертифицированными
объектами;
- участвуют в аттестации экоаудиторов и осуществляют
инспекционный контроль за их деятельностью, если это предусмотрено
при аккредитации.
5.4. Испытательно-аналитические лаборатории (центры).
Испытательно-аналитические лаборатории (центры) проводят
анализы и испытания и оформляют из результаты протоколом.
5.5. Порядок проведения работ по экосертификации в рамках
Системы в общем виде предусматривает выполнение следующих
действий;
- направление заявителем декларации-заявки о проведении
экологической сертификации конкретного объекта в соответствующий
орган по экосертификации;
- рассмотрение декларации-заявки;
- выбор испытательной лаборатории (центра);
- проведение исследований или испытаний отобранных проб
(образцов);
- установление соответствия сертифицируемого объекта
предъявляемым к нему требованиям и принятие решения о возможности
выдачи экосертификата;
- информирование заявителя о результатах экосертификации;
- выдача экосертификата на основе положительных результатов
сертификации и внесение сертифицированного объекта в Реестр
Системы;
- осуществление инспекционного контроля за стабильностью, а в
отдельных случаях, например технологических процессов, за
динамикой сертификационных характеристик объекта.
5.6. Контроль за деятельностью органов по экосертификации и
испытательно-аналитических лабораторий осуществляется федеральным
органом в течение всего периода действия аттестата аккредитации и
лицензионного договора. Деятельность по инспекционному контролю
оплачивается лицензиатом на условиях, установленных в лицензионном
договоре.
Непосредственный контроль проводят эксперты-аудиторы,
аттестованные в Системе. Согласно лицензионному договору лицензиат
обязан создать все необходимые условия для эксперта-аудитора при
осуществлении им инспекционного контроля и оплатить расходы,
связанные с его проведением, включая расходы, связанные с решением
организационно-технических вопросов.
6. ЭКОАУДИТОРЫ СИСТЕМЫ
6.1. Экоаудиторы Системы аттестуются по правилам Системы
комиссиями, создаваемыми Федеральным органом Системы.
6.2. Экоаудиторы Системы, действуя в соответствии с заданиями
Федерального органа Системы в составе рабочих групп или
индивидуально, обеспечивают выполнение следующих функций:
- принимают участие в аккредитации органов по сертификации и
испытательно-аналитических лабораторий (центров);
- принимают участие в конкретных испытаниях и сертификации
объектов экосертификации;
- участвуют в проведении инспекционного контроля за
деятельностью органов по экосертификации и
испытательно-аналитических лабораторий (центров);
- подготавливают документацию и решения по апелляциям.
6.3. Экоаудиторы в Системе могут быть как штатными
сотрудниками любых структурных звеньев Системы, так и привлекаться
со стороны из числа высококвалифицированных специалистов в области
сертификации и природоохранной деятельности.
7. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА СИСТЕМЫ
7.1. Нормативно-методическая база Системы включает:
- законы, законодательные акты, соглашения России, содержащие
экологические требования или вопросы экосертификации;
- нормативные документы государственных органов контроля и
надзора, содержащие требования по охране окружающей среды;
- международные и национальные стандарты и нормы по
экобезопасности;
- комплекс руководящих документов, устанавливающих принципы,
организацию, правила и процедуры экосертификации в Системе;
- справочную, отчетную и другую документацию по сертификации;
- перечень объектов, подлежащих экосертификации.
7.2. При экосертификации используются нормативные документы,
нормативы, утвержденные в установленном порядке и внесенные в
справочно-информационный фонд Федеральной системы экосертификации.
7.3. Нормативные документы, касающиеся организации и основных
правил Системы, утверждает Минприроды России.
8. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
Информационное обеспечение Системы проводится следующим
образом.
Документы и материалы, подтверждающие сертификацию, находятся
на хранение в органе по сертификации, выдавшем сертификат.
Федеральный орган регистрирует и ведет Реестр выданных
(признанных) сертификатов, органов по экосертификации,
испытательно-аналитических лабораторий;
Федеральный орган организует публикацию информации о
результатах экосертификации, включающую:
- перечень объектов экосертификации, на которые выданы
сертификаты;
- перечень аккредитованных органов по экосертификации,
испытательно-аналитических лабораторий (центров).
Организация и координация работ по информационному обеспечению
функционирования Системы осуществляется ее Научно-методическим
центром с использованием информационных структур Минприроды России
по нормативному обеспечению.
9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
9.1. Экономическая деятельность Системы осуществляется на
основе лицензионных соглашений и хозяйственных договоров.
9.2. Лицензионные соглашения заключаются с аккредитованными
органами по экосертификации и испытательно-аналитическими
лабораториями.
9.3. Хоздоговоры заключаются между участниками Системы для
выполнения работ, связанных с обеспечением функционирования
Системы, в необходимых случаях в этих целях могут привлекаться и
сторонние юридические лица.
9.4. Средства, полученные по лицензионным соглашениям и
хоздоговорам, а также иные средства, используемые для организации
функционирования Системы, аккумулируются на счете федерального
органа Системы.
10. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
В настоящее время законодательная база для проведения
обязательной экологической сертификации распространяется только на
производства оборонных отраслей промышленности.
В связи с этим, в первый этап обязательной экологической
сертификации с 1996 г. включается только сертификация
экологической безопасности производств предприятий и организаций
оборонных отраслей промышленности, использующих экологически
вредные технологии (в развитие Указа Президента Российской
Федерации от 19 августа 1993 г. N 1267 "Об особенностях
приватизации и дополнительных мерах государственного регулирования
деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности и
Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994
г.N 223 2О сертификации безопасности промышленных и
опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций
оборонных отраслей промышленности, использующих экологически
вредные и взрывоопасные технологии").
Одновременно с 1996 г. предусматривается введение добровольной
экосертификации по указанным в п.3.7 направлениям.
В дальнейшем, по мере развития законодательной базы отдельные
направления добровольной экосертификации будут переводиться в
режим обязательной.
-
11. ВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
11.1. Охрана водных ресурсов
ГОСТ 17.1.3.01-76
Охрана природы. Гидросфера. Правила охраны водных объектов при
лесосплаве
ГОСТ 17.1.1.01-77 (СТ СЭВ 3544-82)
Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные
термины и определения
ГОСТ 17.1.1.02-77
Охрана природы. Гидросфера. Классификация водных объектов
ГОСТ 2761-84
Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Гигиенические, технические требования и правила выбора
Взамен ГОСТ 17.1.3.03-77
ГОСТ 17.1.2.04-77
Охрана природы. Гидросфера. Показатели состояния и правила
таксации рыбохозяйственных водных объектов
Отменен
ГОСТ 17.1.1.04-80
Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям
использования
ГОСТ 17.1.5.01-80
Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб донных
отложений водных объектов для анализа на загрязненность
ГОСТ 17.1.3.04-82 (СТ СЭВ 3077-81)
Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных
и подземных вод от загрязнения пестицидами
ГОСТ 17.1.3.07-82
Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов
и водотоков
Отменен
ГОСТ 17.1.3.06-82 (СТ СЭВ 3079-81)
Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод
ГОСТ 17.1.4.01-80
Охрана природы. Гидросфера. Общие правила определения нефтепродуктов
в природных и сточных водах
ГОСТ 17.1.5.04-81
Охрана природы. Гидросфера. Приборы и устройства для отбора,
первичной обработки и хранения проб природных вод. Общие
технические условия
ГОСТ 17.1.5.05-85
Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб
поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков
ГОСТ 17.1.3.11-84 (СТ СЭВ 4035-83)
Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране
поверхностных и подземных вод от загрязнения минеральными
удобрениями
ОСТ 51-01-03-84. Охрана природы.Гидросфера. Очистка сточных
вод в морской нефтегазодобыче. Основные требования к качеству
очистки.
ОСТ 34-70-685-84. Охрана природы. Гидросфера. Сточные воды
электростанций. Классификация.
ОСТ 34-70-685-84. Охрана природы. Гидросфера. Термическая
обработка исходных и сточных вод на тепловых электростанциях.
Термины и определения.
НВН 33-5.2.01-85, "Водное хозяйство". Классификация
водопользований,Минводхоз СССР, 1985г.
НВН 33-5.3.01-85, Инструкция по отбору проб для анализа
сточных вод, Минводхоз СССР.
НВН 33-5.3.03-85 "Инструкция. Классификация источников
загрязнения водных объектов". Минводхоз СССР.
Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от
загрязнения, СанПиН N 4630-88,М. 1988г. Минздрав СССР.
Правила охраны поверхностных вод (типовые положения), -
Госкомприроды СССР 21.02.91г.
Санитарные правила для речных судов. Минздрав СССР,N 4058-85.
Правила отведения с судов в водные объекты отработанных и
нефтесодержащих вод, 1986г., Минводхоз СССР, Минздрав СССР,
Минрыбхоз СССР, Минречфлот РСФСР.(введены в действие с 01.05.88)
Правила эксплуатации земледельческих полей орошения. Минводхоз
СССР, 1976г.
Правила охраны от загрязнения прибрежных вод морей. Минводхоз
СССР, МИнздрав СССР, Минрыбхоз СССР, 1984.
Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод морей от
загрязнения в местах водопользования населения. СанПин N 4631-88,
Минздрав СССР.
Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих
веществ в атмосферу и в водные объекты. Госкомприроды СССР, 1989г.
Инструкция о порядке согласования и выдачи разрешений на
специальное водопользование, НВН 33-5.1.02-83, Минводхоз СССР,
1984г.
Указание по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос
рек, озер и водохранилищ. Минводхоз РСФСР, Госагропром РСФСР,
1990г.
Методические рекомендации по выявлению и оценке загрязнения
подземных вод. Мингео СССР, 1988г.
Рекомендации по контролю за выпуском в водные объекты сточных
вод и поверхностного стока автотранспортных предприятий, Минводхоз
СССР,1985г.
Временные рекомендации для органов по регулированию
использования и охране вод по организации и проведению проверок
мелиоративных систем. Минводхоз СССР,1977г.
Рекомендации по снижению отрицательного воздействия маломерных
судов и их стоянок на окружающую среду. Госкомгидромет СССР,
Минводхоз СССР, Минрыбхоз СССР, 1984г.
Рекомендации по предотвращению загрязнения поверхностных и
подземных вод при орошении сельскохозяйственных угодий стоками
сельскохозяйственных комплексов. Минводхоз СССР, 1984г.
Рекомендации по проведению оперативного гидробиологического
контроля на сооружениях биологической очистки с аэрацией.
Минводхоз СССР, 1987г.
Руководство по осуществлению государственного контроля за
предотвращением загрязнения моря с судов и объектов разведки и
разработки ресурсов морского дна. Минводхоз СССР, 1984г.
Руководство по осуществлению контроля за выпуском
поверхностного стока с территорий населенных мест и
промпредприятий в водные объекты органами по регулированию
использования и охране вод. Минводхоз СССР, 1980г.
Методика расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в
водные объекты со сточными водами, ВНИИВО г.Харьков, 1990г.утв.
Госкомприроды СССР.
Временная методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в
результате строительства, реконструкции и расширения предприятий,
сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на
рыбохозяйственных водоемах. Госкомприроды СССР, Минрыбхоз СССР по
согласованию с Минфином СССР 20.12.89г.
Перечень аттестованных и временно допущенных к использованию
(до 1995г.) методик определения содержания компонентов в природных
и сточных водах, 1990г.
Положения об охране подземных вод. Мингео СССР.1984г.
Положение о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и
водохранилищ в РСФСР. Постановление Совмина РСФСР от 17.03.89 N
91.
Наставление по предотвращению загрязнения водных объектов с
судов внутреннего плавания. Минречфлот РСФСР, 1987г.
Пособие по согласованию условий при выдаче разрешений на
специальное водопользование и осуществление контроля за
использованием и охраной вод на оросительных системах и
использованием сточных вод животноводческих комплексов. Минводхоз
СССР, 1985г.
Специализированный каталог загрязняющих веществ, содержащихся
в сточных водах сельскохозяйственных и промышленных объектов.
Минводхоз СССР, 1988г.
Обобщенный перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и
ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных
веществ для воды рыбохозяйственных водоемов N 54 от 31.12.92г.
(Приложение к Правилам охраны поверхностных вод, 1991г.)
Росрыбвод.
Перечень веществ, сброс которых в экономической зоне СССР с
судов, плавучих средств, искусственных островов, установок и
сооружений запрещается, нормы предельно допустимых концентраций
этих веществ в сбрасываемых смесях и условиях сброса в этой зоне
таких смесей. Минводхоз СССР, Минрыбхоз СССР, Минздрав СССР,
1987г.
11.2. Охрана атмосферного воздуха.
ГОСТ 17.2.4.06-90
Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и
расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников
загрязнения
ГОСТ 17.2.1.01-76 (СТ СЭВ 1366-78)
Охрана природы. Атмосфера. Классификация выбросов по составу
ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила
установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными
предприятиями
ГОСТ 24028-80 Дизели судовые, тепловозные и промышленные.
Дымность отработанных газов. Нормы и методы определения.
ГОСТ 24585-81. Дизели судовые, тепловозные и промышленные.
Выбросы вредных веществ с отработанными газами. Нормы и методы
определения.
ОСТ 6 26-17.01-84 Охрана природы. Атмосфера. Метод определения
массовой концентрации хлористого водорода в организованных
выбросах в атмосферу предприятий Минхимпрома.
ОСТ 6 26-17.04-85 Охрана природы. Атмосфера. Метод
одновременного газохроматографического определения винилхлорида,
хлороформа, четыреххлористого водорода в организованных выбросах в
атмосферу хлоорганических производств.
РД 34.02.305-90 Методика определения валовых и удельных
выбросов вредных веществ в атмосферу от котлов тепловых
электростанций. Минэнерго СССР 1990г.
РД 52.04.253-90 Методика прогнозирования масштаба заражения
сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях)
на химически опасных объектах и транспорте.
РД 52.04.52-85. Регулирование выбросов при неблагоприятных
метеорологических условиях. 1987.
РД 40-00-81 Инструкция по расчету количества вредных веществ,
выделяющихся от оборудования, арматуры и трубопроводов,
размещенных в производственных помещениях нефтеперерабатывающих и
нефтехимических предприятий. ВНИПИнефть 1983г.
РД 51-100-85 Руководство по нормированию выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу на объектах транспортировки и
хранения газа. ВНИИогаз. 1985.
РД 51-131-87 Руководство по установлению нормативов
санитарно-защитных зон (СЗЗ) для объектов транспортировки хранения
газа. Мингазпром. Введ.12.04.88.
РД 51-141-89 Руководство по нормированию выбросов
газоперерабатывающими предприятиями. Саратов,ВНИИгазодобыча,1989.
РД 17-89 Методические указания по расчету валовых выбросов
вредных веществ в атмосферу для предприятий нефтепереработки.
ВНИИУС,г.Казань.
Общесоюзный нормативный документ ОНД-90. Руководство по
контролю источников загрязнения атмосферы. Санкт-Петербург, 1992г.
ОНД 1-84. Инструкция о порядке рассмотрения, согласования и
экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешений на
сброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям.
1984.
РМ 62-61-90 Методика расчета вредных выбросов в атмосферу из
нефтехимического оборудования. Воронеж 1990г.
ММ.1.4.1032-82. Расчет количественных характеристик выбросов
вредных веществ в атмосферу от основных видов технологического
оборудования предприятий отрасли. НИАТ,1982г.
ММ.1.4.1505-85. Расчет выделений вредных веществ в воздушную
среду от технологических процессов, применяемых в отрасли.
НИАТ,1986г.
СНиП 11-35-76 Котельные установки.
СНиП 2.04.05-86. Отопление, вентиляция и кондиционирование.
СНиП 11-58-75. Электростанции тепловые.
Правила охраны атмосферного воздуха. Госкомприроды СССР, ОКА
ВНИИприроды, 1990. Исх. N 10-4-23/1049 от 14.12.90.
Инструкция по инвентаризации выбросов (сбросов)загрязняющих
веществ в атмосферу. Госкомприроды СССР, 1990.
Указание "О порядке выдачи разрешения и продления разрешения
на выброс загрязняющих веществ в атмосферу" N 250-166/у от
18.07.86. Госгидромет СССР.
Временные методические указания. Комплексное обследование
предприятий, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха
(ЗапСибНии Госгидромета) Разработчики: А.П.Быков и др..
Временные указания по прогнозированию перемещения зон
экстремально высокого загрязнения воздуха сильнодействующими
ядовитыми веществами. Госгидромет СССР. 1988.
Рекомендации по делению предприятий на категории опасности в
зависимости от массы и видового состава выбрасываемых в атмосферу
загрязняющих веществ. Госкомприрода СССР, 1988.
Рекомендации по выявлению источников опасного загрязнения
атмосферного воздуха". Госкомприрода СССР, 1988 г.
Рекомендации по нормированию природоохранной деятельности на
базовых предприятиях отраслей народного хозяйства на основе оценки
экологической обстановки. ОКА ВНИИприроды, 1990г.
Рекомендации по составлению сводного тома "Охрана атмосферы и
предельно допустимые выбросы (ПДВ) города (населенного пункта) и
его макет". ГГО, 1986.
Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов
предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий.
ГГО, 1987.
Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов
предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий
отрасли. ИПГ,1985.
Временные рекомендации по определению загрязняющих веществ,
поступающих в окружающую среду на предприятиях автомобильного
транспорта. Гипроавтотранс Росавтотранса, 1991.
Методические указания по расчету допустимых выбросов
радиоактивных веществ. ПДВ-92. Проект. М.: ВНИИ химической
технологии, 1992.
Временные методические указания по установлению предельно
допустимых выбросов (ПДВ)вредных веществ в атмосферу предприятиями
отрасли. МАП,НИАТ,АП, 1981.
Сборник нормативных документов для экспертизы мероприятий по
охране атмосферы в проектных решениях на строительство объектов.
ТО Ш. Государственные стандарты СССР по охране атмосферы. Л.: ГГО
1981.
Нормативные показатели удельных выбросов вредных веществ в
атмосферу от основных видов технологического оборудования
предприятий отрасли. Харьков 1987.
Методика обоснования экологических нормативов выбросов от
стационарных источников. ОКА ВНИИприроды, 1990.
Методическое письмо N 4617/23 от 04.06.86 "Требования к
построению, содержанию и изложение расчетных методик определения
выбросов вредных веществ в атмосферу". ГГО,1986.
Сборник методик по определению концентраций загрязняющих
веществ в промышленных выбросах (62 методики) - Ленинград:
Гидрометеоиздат. 1987.- 270с.
Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих
веществ для автотранспортных предприятий (расчетным методом).
НИАТ, 1991.
Методика оценки эффективности природоохранных работ,
выполняемых в автотранспортных предприятиях. Минавтотранс РСФСР
1989.
Методика прогнозирования масштабов заражения
сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях)
на химически опасных объектах и транспорте. Госкомгидромет СССР
1990.
Методика расчета определения выбросов бенз(а)пирена в
атмосферу от котлов тепловых электростанций промышленных и
отопительных котельных. М.: ЭНИН, 1988.
Отраслевые методические указания по расчету предельно
допустимых выбросов загрязняющих атмосферу радиоактивных и
химических веществ ПДВ-83. Минсредмаш СССР, 1885.
Методика сравнительной экологической оценки влияния
технологических процессов на атмосферный воздух и воздух рабочей
зоны. МАП, НИАТ 1987.
Методика расчета выброса загрязняющих веществ при сжигании
топлива в котлах производительностью до 30 т\час бытовых
теплогенераторов малолитражных отопительных котлов. АКХ
им.Панфилова К.Д.
Методические указания по расчету валовых выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу для предприятий
Россельхозхимии.ВНИИПИагрохимия 1991 г.
Протокол об ограничении выбросов азота или их трансграничном
загрязнении воздуха на большие расстояния. ООН, 1988-1990 г.г.
Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой.
Заключительный акт. Монреаль: ЮНЕП 1987 г.
Венская конвенция об охране озонового слоя. Вена: ЮНЕП 1985г.
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в
трансграничном контексте. ООН 1991 г.
Критерии в соответствии с которыми органами государственной
инспекции по охране атмосферного воздуха может быть приостановлена
ограничена или запрещена деятельность промышленных предприятий.
Госкомгидромет СССР 1987г.
Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. ОКА
ВНИИприроды 1990.
Характеристики загрязнения атмосферного воздуха предприятиями
автомобильного транспорта. Гипроавтотранс, Росавтотранс, 1990.
Требования к разделу "Охрана воздушного бассейна" в схемах
теплоснабжения. ГГО. 1985.
Нормирование выбросов вредных веществ на предприятиях
Госкоммефтепродукта СССР. N.: 1984.
ГОСТ 17.4.4.02-84 "Охрана природы. Почвы. Методы отбора и под-
готовки проб для химического, бактериологического и гельминто-
логического анализа".
ГОСТ 17.4.2.03-86. Охрана природы. Почвы. Паспорт почв.
ГОСТ 17.4.3.01 - 83. "Охрана природы. Почвы. Общие требования к
отбору проб".
ГОСТ 17.4.4.03-86 (СТ СЭВ 5300-85). Охрана природы. Почвы.
Метод определения потенциальной опасности эрозии под
воздействием дождей.
ГОСТ 17.4.2.01-81. Охрана природы. Почвы. Номенклатура
показателей санитарного состояния.
ГОСТ 17.5.1.02-85. Охрана природы. Земли. Классификация
нарушенных земель для рекультивации.
ГОСТ 17.4.2.02-83. Охрана природы. Почвы. Номенклатура
показателей пригодности нарушенного плодородного слоя почв
для землевания.
ГОСТ 17.4.1.02-83. "Охрана природы. Почвы. Классификация
химических веществ для контроля загрязнения".
РД 52.18.264-90. Методические указания "Методика выполнения
измерений массовой доли 2,4-Д в пробах почвы методом
газожидкостной хроматографии".
РД 52.18.166-89. Методические указания "Охрана природы. Почвы.
Требования к способам извлечения пестицидов и регуляторов рос-
та растений из проб почвы".
РД 52.18.286-91. Методические указания "Методика выполнения
измерений массовой доли водорастворимых форм металлов (меди,
свинца, цинка, никеля, кадмия, кобальта, хрома, марганца) в
пробах почвы атомно-абсорбционным анализом".
РД 52.18.289-90. Методические указания "Методика выполнения
измерений массовой доли подвижных форм металлов (меди, свинца,
цинка, никеля, кадмия, кобальта, хрома, марганца) в пробах
почвы атомноабсорбционным анализом".
РД 52.18.180-89. Методические указания "Методика выполнения
измерений массовой доли галоидорганических пестицидов п,п
-ДДТ, п,п - ДДЭ, альфа-ГХЦГ, гамма-ГХЦГ, трифлуралина в пробах
почв методом газожидкостной хроматографии".
РД 52.18.188-89. Методические указания "Методика выполнения
измерений массовой доли триазиновых гербицидов симазина и про-
метрина в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии".
РД 52.18.310-92. Методические указания "Методика выполнения
измерений массовой доли фосфорорганических пестицидов парати-
он-метила, фозалона, диметоата в пробах почвы методом газожид-
костной хроматографии".
РД 52.18.287-90. Методические указания "Методика выполнения
измерений массовой доли гербицида далапон-натрия в пробах поч-
вы методом газожидкостной хроматографии".
РД 52.18.288-90. Методические указания "Методика выполнения
измерений массовой доли гербицида трихлорацетата натрия в про-
бах почвы методом газожидкостной хроматографии".
РД 52.18.188-89. Методические указания "Методика выполнения
измерений массовой доли триазиновых гербицидов симазина и про-
метрина в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии".
РД 4266-87 Методические указания по оценке степени опасности
загрязнения почвы химическими веществами. Утв. Минздравом
13.03.87
РД 39-0147098-015-90. Инструкция по контролю за состоянием
почв на объектах предприятий Миннефтепрома. Миннефтегазпром,
1989.
РД 52.18.156-88. Охрана природы. Почвы. Методы отбора
представительных проб почвы, характеризующих пространственное
загрязнение сельскохозяйственного угодья остаточными
количествами пестицидов. Государственный комитет СССР по
гидрометеорологии. М. 1988.
СНиП 2.01.28-85 Полигоны по обезвреживанию и захоронению
токсичных промышленных отходов. Основные положения по
проектированию. Госстрой СССР,1985.
Санитарные правила проектирования, строительства и
эксплуатации полигонов неутилизируемых промышленных отходов.
Минздрав ССР,1977.
Санитарные нормы допустимых концентраций химических веществ в
почве.1988.
Санитарные правила устройства и содержания полигонов для
твердых бытовых отходов. Минздрав СССР.1988.
Инструкция о порядке предоставления горных отводов для
использования недр в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых.Госгортехнадзор СССР 1984г.
Инструкция по проектированию и эксплуатации полигонов для
твердых бытовых отходов. 1983г.
Временная инструкция по подготовке и захоронению запрещенных и
непригодных к применению в сельском хозяйстве пестицидов и
тары из-под них. ВНИИагрохим.1989.
Инструкция по технике безопасности при хранении,
транспортировке и применении пестицидов в сельском хозяйстве.
1985г.
Указания по сбору информации и определении изменений свойств
признаков почв сельскохозяйственных
угодий.МСХ.Росземпроект,1982г.
Методические указания по оценке степени опасности загрязнения
почвы хим.веществами.1987.
Временные методические рекомендации по контролю загрязнения
почв химическими веществами. Часть 2.Нефтепродукты.Минздрав
СССР,1987.
Методические рекомендации по проведению полевых и лабораторных
исследований почв и растений при контроле загрязнений
окружающей среды металлами. Гидрометеоиздат 1981.
Методические рекомендации по определению тяжелых металлов в
почвах сельхозугодий и продукции растениеводства
(ЦИНАО).Минсельхоз.1992
Методические рекомендации по гигиеническому обоснованию ПДК
хим.веществ в почве.Минздрав СССР,1982.
Методические рекомендации по охране окружающей среды при
применении, хранении и транспортировке пестицидов и
минеральных удобрений. Госкомприрода СССР, 1990.
Методические рекомендации по геохимической оценке загрязнения
городов химическими элементами, ИМГРЭ, 1992.
Полевое обследование и картографирование уровня загрязнения
почвенного покрова техногенными выбросами через атмосферу
(Методические указания). ВАСХНИЛ, Почвенный институт
им.В.В.Докучаева, 1980.
Перечень методик аналитического контроля почвы. ЦСИ,Минприроды
РФ. 1992.
Пособие по проектированию полигонов (К СНИП 2.01.28-85).
Классификация и диагностика почв СССР, М: Колос, 1977.
Одобрена НТСМСХ СССР.
Перечень предельно допустимых (ПДК) и ориентирочно допустимых
количеств (ОДК) химических веществ в почве Минздрав СССР,
1991.
Перечень пестицидов, применение которых запрещено или строго
ограничено Минздравом СССР, Минздрав СССР, 1989.
Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и
захоронения токсичных промышленных отходов (санитарные
правила, Москва, Минздрав СССР, 1985.
Предельное количество накопления токсичных промышленных
отходов на территории предприятия (организации). М., 219857
Предельное количество токсичных промышленных отходов,
допускаемое для складирования в накопителях (на полигонах)
твердых бытовых отходов (нормативный документ). М., 1985.
Предельное содержание токсичных соединений в промышленных
отходах в накопителях, расположенных вне территории
предприятия (организации). М., 1985.
11.4. Охрана биологических ресурсов.
Санитарные правила в лесах РФ. Утв. Рослесхозом 18.05.92 N 90.
Правила пожарной безопасности в лесах РФ. Утв. Постановлением
Совмина РФ 09.09.93 N 886.
Типовые правила охоты в РСФСР. Утверждены приказом Главохоты
РСФСР при Совете Министров РСФСР 01.03.74. N 66.
Инструкция о порядке добычи бурых медведей по разрешениям
(лицензиям) на территории РСФСР. Утверждены Главохотой РСФСР при
Совете Министров РСФСР 28.02.81 по согласованию с Минфином РСФСР.
Инструкция о порядке добычи диких копытных животных по
разрешениям (лицензиям) на территории РСФСР. Постановление Совета
Министров РСФСР от 17.08.71 N 472.
Методика определения расчетной лесосеки по рубкам главного
пользования в лесах государственного назначения. Утв. решением
коллегии Госкомлеса СССР от 26.02.87 N4.
Методика выявления дикорастущих сырьевых ресурсов при
лесоустройстве, утвержденная приказом Гослесхоза СССР от 29.09.86
N 190.
Методика определения запасов лекарственных растений,
утвержденная Гослесхозом СССР и Минмедбиопромом СССР от 05.03.86.
Методика подбора земельных участков государственного лесного
фонда для промысловой заготовки клюквы, брусники, черники,
голубики. Утв. гослесхозом СССР 23.06.86.
Положение о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о
переводе лесов из одной группы в другую и отнесении лесов к
категории защитности. Госкомлес СССР от 16.10.89 N 9.
Положение о выделении и сохранении генетического фонда
древесных пород в лесах СССР. Утв. приказом Гослесхоза СССР от
13.08.82 N 112.
Основные положения рубок главного пользования в лесах РФ. Утв.
Рослесхозом 30.09.93 N 260.
основные положения порубкам ухода в лесах СССР. Утв.
Гослесхозом СССР 06.07.89.
Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и
ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных
веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. роскомрыболовство,
1993.
О рассмотрении вопросов экологической безопасности
подготавливаемой к производству продукции. Госкомприрода СССР,
1990.
11.5. Охрана недр.
Временные требования к геологическому изучению и
прогнозированию воздействия разведки и разработки месторождений
полезных ископаемых. ГКЗ СССР, 1991.
требования к комплексному изучению месторождений и подсчету
запасов попутных полезных ископаемых и компонентов. ГКЗ СССР,
1982.
руководство по градиентным наблюдениям и определение
составляющих теплового баланса. Классификация запасов
месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых.
ГКЗ СССР, 1982. Постановление Совета Министров СССР от 30.11.81 N
1128.
Сборник руководящих материалов по охране недр при разработке
месторождений полезных ископаемых. М. "недра", 1987.
Классификация запасов месторождений, перспективных и
прогнозных ресурсов нефти и горючих сланцев. ГКЗ СССР. 1983.
Постановление Совета Министров СССР от 08.04.83 Т 299.
Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов
природных нефтяных битумов* ГКЗ СССР, 1984.
Классификация эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов
подземных вод. ГКЗ СССР, 1983. Постановление Совета Министров СССР
от 25.02.83.
ГОСТ 25870-83. Макроклиматические районы земного шара с
холодным и умеренным климатом. Районирование и статистически
параметра климатических факторов для технических целей.
ГОСТ 16350-80. Климат СССР. Районирование и статистические
параметры климатических факторов для технических целей. Взамен
ГОСТ 16350-70.
РД 52.18. Методические указания. Методы специальных
аэрометрических и диффузионных измерений в пограничном слое
атмосферы и расчет концентрации примеси в условиях сложной
орографии.
РД 52.19.143-87. Перечень документов государственного фонда о
состоянии природной среды. Утв. Госкомгидрометом СССР 15.06.87.
ВНИИГМИ-МПД.
СНиП 11-60-75. Планировка и застройка городов, поселков и
сельских населенных пунктов.
СН 433-79. Инструкция по строительному проектированию в
промышленности.
Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных
химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.
Госгортехнадзор СССР, 1988.
Методика оперативной оценки потенциальной опасности объектов
народного хозяйства. Штаб ГО СССР, 1990.
Предельное содержание токсичных соединений в промышленных
отходах, обусловливающие отнесение этих отходов к категории по
токсичности. М., 1984.
12. ОБРАЗЕЦ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ
М и н п р и р о д ы Р о с с и и
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ
N___________
действителен до "___"________199 г.
НАСТОЯЩИЙ СЕРТИФИКАТ УДОСТОВЕРЯЕТ, ЧТО ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ
ИДЕНТИФИЦИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ____________
наименование
______________________________________________________________
и код объекта в системе экологической сертификации
______________________________________________________________
______________________________________________________________
СООТВЕТСТВУЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ СЛЕДУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ
ДОКУМЕНТОВ____________________________________________________
наименование нормативных документов
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
СХЕМА СЕРТИФИКАЦИИ____________________________________________
наименование схемы
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
ДАННЫЕ О ПРОВЕДЕННЫХ ИСПЫТАНИЯХ, ПРОВЕРКАХ____________________
______________________________________________________________
наименование испытания, методики испытаний, номера протоколов
______________________________________________________________
и даты их утверждения, наименование проводившей испытания
______________________________________________________________
лаборатории (центра), регистрационный номер в реестре Системы
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
СЕРТИФИКАТ ПОЛУЧИЛ____________________________________________
наименование, адрес юридического лица
______________________________________________________________
______________________________________________________________
СЕРТИФИКАТ ВЫДАЛ______________________________________________
наименование органа по экологической
______________________________________________________________
сертификации, регистрационный номер в реестре Системы
______________________________________________________________
Орган по экологической сертификации, выдавший сертификат,
Федеральный орган по экологической сертификации (Минприроды
России) могут аннулировать сертификат, если не выполняются
требования, на основе которых он был выдан.
Руководитель Зарегистрирован
органа по экологической сертификации в Реестре Системы
экологической сертификации
___________________________________ "___"___________199 г.
подпись, инициалы, фамилия
М.П. "___"__________199 г. N___________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к приказу Минприроды России
от 23.01.95 N18
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по созданию системы экологической сертификации
----T--------------------------T------------------T----------
NN ¦ Мероприятие ¦ Исполнители ¦Сроки
пп ¦ ¦ ¦исполнения
----+--------------------------+------------------+----------
1. ¦ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕ- ¦Главное управление¦ 1994 -
¦НИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИ-¦экономики охраны ¦ 1995 г.г.
¦КАЦИИ ¦окружающей среды и¦
¦ ¦природных ресурсов¦
¦ ¦Главное управление¦
¦ ¦нормативно-право- ¦
¦ ¦вого регулирования¦
¦ ¦НИЦ "Экобезопас- ¦
¦ ¦ность" ¦
¦ ¦ ¦
2. ¦НОМЕНКЛАТУРА И КЛАССИФИКА-¦Главное управление¦ 1994 -
¦ЦИЯ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ¦экономики охраны ¦ 1997 г.г.
¦СЕРТИФИКАЦИИ ¦окружающей среды и¦
2.1.¦Объекты окружающей среды, ¦природных ресурсов¦
¦природные ресурсы ¦Главное управление¦
¦ ¦по экспертизе и ¦
¦ ¦охране недр, ¦
¦ ¦Департамент биоло-¦
¦ ¦гических ресурсов ¦
¦ ¦и заповедного дела¦
¦ ¦Департамент научно¦
¦ ¦технического обес-¦
¦ ¦печения экологиче-¦
¦ ¦ской безопасности,¦
2.2.¦Отходы производства и пот-¦Департамент госу- ¦ 1994 -
¦ребления ¦дарственного эко- ¦ 1995 г.г.
2.3.¦Технологические процессы; ¦логического конт- ¦1994-1996
¦ ¦роля, НИЦЭБ, ¦
2.4.¦Товары, работы, услуги ¦ВНИИПрирода, ГИПЭ ¦ 1995 -
¦природоохранного назначе- ¦ ¦ 1996 г.г.
¦ния ¦ ¦
2.5.¦Производства оборонных ¦ ¦
¦отраслей промышленности ¦ ¦ 1994 -
¦ ¦ ¦ 1995 г.г.
¦ ¦ ¦
3. ¦НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ¦Главное управление¦ 1994 -
¦РАБОТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКОЛО-¦экономики охраны ¦ 1996 г.г.
¦ГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ¦окружающей среды и¦
3.1.¦Нормативно-методические ¦природных ресурсов¦ 1994 -
¦документы, регламентирую- ¦Департамент научно¦ 1995 г.г.
¦щие создание и финансиро- ¦технического обес-¦
¦вание системы экологичес- ¦печения экологиче-¦
¦кой сертификации; ¦ской безопасности,¦
3.2.¦Экологические требования и¦Главное управление¦ 1994 -
¦показатели для проведения ¦нормативно-право- ¦ 1997 г.г.
¦экологической сертификации¦вого регулирования¦
¦в т.ч. по объектам серти- ¦НИЦ "Экобезопас- ¦
¦фикации экологической бе- ¦ность, ВНИИПрирода¦
¦зопасности производств ¦ГИПЭ ¦
¦оборонных отраслей промыш-¦ ¦ 1994 -
¦ленности ¦ ¦ 1995 г.г.
¦ ¦ ¦
4. ¦МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕ- ¦Главное управление¦ 1994 -
¦НИЕ РАБОТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ¦нормативно-право- ¦ 1996 г.г.
¦ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ¦вого регулирования¦
¦- в том числе для первоо- ¦Главное управление¦ 1994 -
¦чередных мероприятий по ¦экономики охраны ¦ 1995 г.г.
¦объектам сертификации обо-¦окружающей среды и¦
¦ронных отраслей промышлен-¦природных ресурсов¦
¦ности ¦Департамент научно¦
¦ ¦технического обес-¦
¦ ¦печения экологиче-¦
¦ ¦ской безопасности,¦
¦ ¦Главное управление¦
¦ ¦государственной ¦
¦ ¦экологической экс-¦
¦ ¦пертизы, ГИПЭ, НИЦ¦
¦ ¦"Экобезопасность",¦
¦ ¦Департамент госу- ¦
¦ ¦дарственного эко- ¦
¦ ¦логического конт- ¦
¦ ¦роля ¦
¦ ¦ ¦
5. ¦ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ¦Главное управление¦ 1994 -
¦ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ¦экономики охраны ¦ 1998 г.г.
¦СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕР-¦окружающей среды и¦
¦ТИФИКАЦИИ ¦природных ресурсов¦
¦ ¦НИЦ "Экобезопас- ¦
¦ ¦ность" ГИПЭ, ВНИИ-¦
¦ ¦Природа ¦
5.1.¦Организационно-методичес- ¦ ¦ 1995 -
¦кое обеспечение деятельно-¦ ¦ 1996 г.г.
¦сти федеральных и террито-¦ ¦
¦риальных структур Системы ¦ ¦
5.2.¦Осуществление в экспери- ¦ ¦ 1995 -
¦менте (на пилотных объек- ¦ ¦ 1996 г.г.
¦тах сертификации) нормати-¦ ¦
¦вно-правового, метрологи- ¦ ¦
¦ческого и программно-ком- ¦ ¦
¦пьютерного обеспечения ¦ ¦
¦функционирования системы ¦ ¦
¦ ¦ ¦
6. ¦ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКО-¦Главное управление¦ 1994 -
¦НОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ¦экономики охраны ¦ 1996 г.г.
¦ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ¦окружающей среды и¦
¦ ¦природных ресурсов¦
¦ ¦НИЦ "Экобезопас- ¦
¦ ¦ность", Государст-¦
¦ ¦венный учебно-кон-¦
¦ ¦сультационный ¦
¦ ¦центр Минприроды ¦
¦ ¦РФ ¦
¦ ¦ ¦
7. ¦МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕС-¦Главное управление¦ 1994 -
¦ТВО ¦экономики охраны ¦ 1996 г.г.
¦ ¦окружающей среды и¦
¦ ¦природных ресурсов¦
¦ ¦НИЦ "Экобезопас- ¦
¦ ¦ность", Управление¦
¦ ¦международного со-¦
¦ ¦трудничества ¦
----+--------------------------+------------------+-----------
Начальник Главного управления экономики
охраны окружающей среды и природных ресурсов А.В. Шевчук
Примечание: План мероприятий, необходимых для обеспечения эко-
логической безопасности продукции, сертифицируемой
в рамках системы сертификации ГОСТ, разрабатывает-
ся отдельно
|