МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 января 1995 г. N 106-ВК
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ФОНДЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Направляем для использования в практической работе
подготовленные Управлением охраны труда - Всероссийской
государственной экспертизой условий труда Рекомендации по
подготовке положения о территориальном фонде охраны труда.
Первый заместитель
Министра труда
Российской Федерации
В.Ф.КОЛОСОВ
Приложение
к письму Министерства труда
Российской Федерации
от 19.01.95 N 106-ВК
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ФОНДЕ
ОХРАНЫ ТРУДА
1. В разделе об общих положениях рекомендуется указать
следующее:
территориальный фонд охраны труда (в последующем - Фонд)
образуется в соответствии с Основами законодательства Российской
Федерации об охране труда. Фонд, как правило, создается при органе
исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
основная задача Фонда состоит в том, чтобы на основе
социального партнерства органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, объединений работодателей и профессиональных
союзов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на
территории субъекта Российской Федерации, изыскивать и эффективно
использовать финансовые ресурсы для обеспечения здоровых и
безопасных условий труда работников;
Фонд является государственным финансово-кредитным учреждением.
Денежные средства Фонда находятся в оперативном управлении органа
по труду субъекта Российской Федерации, не входят в состав его
бюджета и не подлежат изъятию. Бюджет Фонда и отчет о его
выполнении утверждается органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации;
в своей деятельности Фонд руководствуется законами и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации в
части, не противоречащей законодательству субъекта Российской
Федерации, и принятым положением о Фонде;
Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс,
расчетный и текущий счета (в том числе валютные) в банках
Российской Федерации, печать с изображением герба субъекта
Российской Федерации и своим наименованием, другие печати, штампы
и бланки;
Фонд может заключать договоры, соглашения, контракты, быть
истцом и ответчиком в суде, непосредственно осуществлять
внешнеэкономическую деятельность и международное сотрудничество,
соответствующие его целям и задачам. Для реализации своих задач
Фонд может создавать в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предприятия
и организации, размещать средства на депозитных счетах в банках
Российской Федерации;
Фонд может открывать на территории субъекта Российской
Федерации свои отделения, а также сотрудничать с предприятиями,
учреждениями и организациями всех форм собственности (в дальнейшем
- предприятия) и физическими лицами в вопросах, не противоречащих
основным задачам и функциям Фонда;
вступление в члены Фонда является добровольным. Членами Фонда
могут быть юридические и физические лица, действующие на
территории субъекта Российской Федерации.
2. В разделе, характеризующем основные функции Фонда,
указывается, что таковыми являются:
создание финансовых ресурсов за счет концентрации: средств,
выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации и
территориального Фонда социального страхования Российской
Федерации; ежеквартальных отчислений членов Фонда; штрафов,
налагаемых на руководителей, должностных лиц и других
ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов
и других нормативных актов о труде и охране труда; средств,
полученных в виде дивидендов, процентов по займам, банковским
депозитам; доходов от инвестирования средств Фонда в ликвидные
государственные ценные бумаги; прибыли собственных предприятий и
организаций; доходов от долевого использования средств Фонда в
деятельности предприятий и иных юридических лиц; платы предприятий
и организаций за консультационные, экспертные и другие услуги;
добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе и
иностранных; прочих, не противоречащих законам Российской
Федерации и субъекта Российской Федерации, а также основным
задачам и функциям Фонда, поступлений;
финансирование и льготное кредитование мероприятий по
улучшению условий и охраны труда и оздоровлению работников,
проводимых предприятиями - членами Фонда, и предоставление
краткосрочных и долгосрочных процентных займов на указанные цели
предприятиям не членам Фонда, действующим на территории субъекта
Российской Федерации;
финансирование научных исследований в области охраны труда и
улучшения его условий;
открытие для предприятий персональных накопительных счетов.
3. Рекомендуется выделить в отдельный раздел некоторые
особенности формирования Фонда, предусмотрев, что:
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
выделяет Фонду, по представлению территориальной трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, средства
для финансирования мероприятий по обеспечению здоровых и
безопасных условий труда с учетом программ территорий по охране и
улучшению условий труда. При этом указанные средства могут быть
перечислены в Фонд единовременно или в течение ряда лет. Кроме
того, при формировании годовых бюджетов субъекта Российской
Федерации орган исполнительной власти может предусматривать
дополнительные выделения средств в размерах, определяемых
трехсторонней комиссией. В таком же порядке территориальный Фонд
социального страхования Российской Федерации может решать вопрос
об отчислении в Фонд средств на научные исследования в области
охраны труда и улучшения его условий;
члены Фонда перечисляют средства в Фонд, как правило,
ежеквартально в размерах, определенных органом управления Фондом и
утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации. Эти размеры по предприятиям корректируются в
зависимости от результатов сертификации постоянных рабочих мест,
как это предусмотрено Постановлением Правительства Российской
Федерации от 6 мая 1994 г. N 485 "О проведении обязательной
сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах,
средств производства, оборудования для средств коллективной и
индивидуальной защиты" <*>;
--------------------------------
<*> Порядок корректировки определяется Правительством
Российской Федерации или, по его поручению, Минтрудом России.
по решению органа управления Фондом может быть принято решение
также о вступительном взносе, его размере и порядке дифференциации
по предприятиям в зависимости от специфики отрасли, численности
работников, формы собственности и т.п.
4. Использование средств Фонда может быть предусмотрено в
самостоятельном разделе по следующим направлениям:
реализация мероприятий, предусмотренных Федеральной и
территориальной долговременными и текущими программами по охране и
улучшению условий труда;
проведение перспективных научно-исследовательских и опытно -
конструкторских работ по охране и улучшению условий труда;
разработка новых и совершенствование имеющихся средств
коллективной и индивидуальной защиты работников, а также
требований к средствам производства, технологиям и организации
труда в части обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
проведение экспертизы условий труда; организация работы по
аттестации рабочих мест по условиям труда и их сертификации на
соответствие требованиям охраны труда; расследование несчастных
случаев на производстве;
ликвидация последствий производственных аварий, несчастных
случаев; оказание помощи пострадавшим на производстве и возмещение
ущерба от производственных травм;
оздоровление работников и повышение их медико-социальной
защищенности;
повышение квалификации работников, занимающихся вопросами
охраны и улучшения условий труда, отвечающих за соблюдение законов
об охране труда, а также проведение семинаров, конференций и
издание методических материалов по охране и улучшению условий
труда;
покрытие расходов, связанных с содержанием и деятельностью
Фонда, методических консультативных и учебных центров по вопросам
охраны труда и улучшения его условий, а также подразделений
органов исполнительной власти, обеспечивающих охрану труда,
контроль за соблюдением законодательства об охране труда;
приобретение приборов контроля производственной среды,
лабораторного и другого оборудования для исследовательских
лабораторий территориальных органов государственной экспертизы
условий труда;
учреждение и финансирование (долевое участие) деятельности
предприятий по производству средств коллективной и индивидуальной
защиты работников, а также других предприятий и организаций,
деятельность которых направлена на реализацию основных задач и
функций Фонда;
содействие в развитии международного сотрудничества в области
улучшения условий и охраны труда;
выдача долгосрочных и краткосрочных процентных займов
предприятиям не членам Фонда, действующим на территории субъекта
Российской Федерации, для реализации ими мероприятий по охране и
улучшению условий труда работников;
приобретение ценных бумаг и размещение средств на депозитных
счетах в банках.
Последние два направления использования средств не должны
наносить ущерб основным задачам и функциям Фонда. Поэтому
целесообразно расходы на эти цели ограничивать решением органа
управления Фондом.
5. Отдельным разделом рекомендуется выделить вопросы
организации управления Фондом и порядка выдачи средств,
предусмотрев в нем следующее:
органом управления Фондом является Собрание членов Фонда или
его представителей (в дальнейшем - Собрание), а между собраниями -
общественный координационный Совет (в дальнейшем - Совет), состав
которого утверждается органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации. В состав Совета включаются представители
органов субъекта Российской Федерации, ведающие вопросами надзора
и контроля за охраной труда, Рострудинспекции, финансов и
экономики, а также представители фондов охраны труда отдельных
предприятий. Председателем Совета утверждается, как правило,
руководитель органа по труду;
решения Собрания и Совета считаются правомочными, если они
приняты более чем 50% голосов;
Собрание принимает и представляет на утверждение органу
исполнительной власти субъекта Российской Федерации Положение о
фонде охраны труда территории, дополнения и изменения к нему.
Собрание созывается не реже одного раза в год;
Совет утверждает основные направления деятельности Фонда на
перспективу, обсуждает проект годового бюджета Фонда и отчет по
его исполнению и принимает соответствующие решения. Совет
собирается председателем по мере необходимости, но не реже двух
раз в год. Председатель Совета представляет на утверждение органу
исполнительной власти субъекта Российской Федерации бюджет Фонда и
отчет о его исполнении, открывает и закрывает расчетный и текущий
счета (в том числе валютные) в банках Российской Федерации,
осуществляет другие функции по руководству Фондом. Распорядителями
кредитов Фонда являются председатель Совета и главный бухгалтер
органа по труду. Председатель Совета несет полную ответственность
за результаты деятельности Фонда;
перечисление средств на проведение мероприятий по улучшению
условий и охраны труда производится на основании договоров, в
соответствии с которыми сторона, получившая средства, должна
представить отчет о выполнении мероприятий и их эффективности.
Поступившие отчеты анализируются Фондом и представляются на
утверждение органу по труду субъекта Российской Федерации;
контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Фонда
осуществляет ревизионная комиссия, образуемая органами субъекта
Российской Федерации, ведающими вопросами труда, финансов,
экономики.
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|