МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 13 января 1995 г. N 6
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ
(КРАЕВОЙ, ОБЛАСТНОЙ, ОКРУЖНОЙ) БОЛЬНИЦЕ И О МЕДИЦИНСКОМ
ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
(с изм., согл. Приказа Минздрава РФ от 14.11.1997 N 336)
В целях совершенствования деятельности республиканских
(краевых, областных, окружных) больниц и медицинских
диагностических центров при переходе к медицинскому страхованию
населения утверждаю:
1. Положение о республиканской (краевой, областной, окружной)
больнице (Приложение 1).
2. Положение о медицинском диагностическом центре (Приложение
2).
Приказываю:
1. Руководителям органов здравоохранения административных
территорий Российской Федерации принять утвержденные Положения к
руководству и исполнению.
2. Принять к сведению, что в данные Положения могут вноситься
изменения и дополнения в соответствии с вновь принимаемыми
законодательными и другими правовыми актами.
3. Рассмотреть в соответствии с местными условиями вопрос о
создании объединений диагностических центров с клиническими
больницами.
4. Считать утратившими силу приложения 3, 4, 5, 6, утвержденные
Приказом Минздрава РСФСР от 18.08.88 N 241 "Об организации
медицинских диагностических центров", Приказ Минздрава СССР от
30.08.90 N 360 "О дальнейшем развитии и совершенствовании работы
медицинских диагностических центров".
Министр здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации
Э.А.НЕЧАЕВ
Приложение 1
к Приказу
Министерства здравоохранения
и медицинской промышленности
Российской Федерации
от 13 января 1995 г. N 6
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ (КРАЕВОЙ, ОБЛАСТНОЙ, ОКРУЖНОЙ)
БОЛЬНИЦЕ <*>
1. Общие положения
1.1. Республиканская (краевая, областная, окружная) больница
(далее - больница) является ведущим высококвалифицированным
многопрофильным медицинским учреждением административной
территории.
--------------------------------
<*> 1. При наличии в территории самостоятельной детской
республиканской (краевой, областной, окружной) больницы ее
деятельность организуется в соответствии с основными направлениями
настоящего Положения.
2. Деятельность специализированных республиканских (краевых,
областных, окружных) больниц регулируется отдельными положениями
об этих учреждениях.
1.2. Больница является государственным учреждением
здравоохранения, относится к государственной собственности
субъекта федерации (республики, края, области, округа) и
приватизации не подлежит.
1.3. Учредителем больницы является государственный орган
управления здравоохранением административной территории.
1.4. Больница является хозяйствующим субъектом с правом
юридического лица, имеет регистрационный номер, самостоятельный
баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со
своим наименованием, бланки и другие реквизиты, необходимые для ее
деятельности.
1.5. Деятельность больницы регламентируется законодательством
Российской Федерации, приказами и указаниями вышестоящих органов
управления здравоохранением, уставом больницы как государственного
учреждения здравоохранения и настоящим Положением.
1.6. При размещении на базе больницы клинических подразделений
медицинских, научно-исследовательских институтов, институтов и
факультетов усовершенствования врачей, медицинских факультетов
университетов на больницу распространяется "Положение о
клиническом лечебно-профилактическом учреждении", утвержденное
Приказом Минздрава России от 29.09.93 N 228.
1.7. На базе больницы могут быть организованы
межтерриториальные специализированные медицинские центры. Условия
взаимодействия и взаиморасчетов между центрами и административными
территориями определяются в соответствии с порядком, утверждаемым
Министерством здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации на договорной основе.
1.8. В случае отсутствия в административной территории детской
республиканской (краевой, областной, окружной) больницы в
указанной больнице организуются подразделения, выполняющие функции
детской больницы.
2. Основные задачи больницы
2.1. Оказание высококвалифицированной специализированной
консультативно-диагностической и лечебной помощи населению
административной территории в амбулаторных и стационарных условиях
с применением высокоэффективных медицинских технологий.
2.2. Оказание консультативной и организационно-методической
помощи специалистам других лечебно-профилактических учреждений
административной территории.
2.3. Организация и оказание квалифицированной экстренной и
плановой консультативной медицинской помощи с использованием
средств санитарной авиации и наземного транспорта.
2.4. Осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического
процесса в медицинских учреждениях административной территории.
2.5. Осуществление иных экспертных функций на договорной основе
с органами управления здравоохранением и медицинскими учреждениями
административных территорий, лицензионно-аккредитационными
комиссиями, фондами медицинского страхования, страховыми
медицинскими организациями и др.
2.6. Выполнение по договорам с органами управления
здравоохранением и разработка мер по реализации целевых программ
развития медицинской помощи.
2.7. Внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений
административной территории современных медицинских технологий,
экономических методов управления и принципов медицинского
страхования.
2.8. Участие в подготовке, переподготовке и повышении
квалификации медицинских работников.
3. Структура
3.1. Больница, независимо от численности населения
административной территории и коечной мощности, должна иметь
следующие структурные подразделения:
- консультативную поликлинику;
- диагностический отдел;
- стационар с приемным отделением;
- отдел клинико-экспертной и организационно-экономической
работы;
- отделение экстренной и планово-консультативной помощи;
- патолого-анатомическое отделение (бюро - при отсутствии
самостоятельного республиканского (краевого, окружного) бюро);
- прочие структурные подразделения, необходимые для выполнения
функций больницы (пищеблок, бухгалтерию, медицинский архив,
библиотеку, гараж и т.д.);
- пансионат для пациентов;
- общежитие для медицинских работников.
3.2. Структура больницы утверждается органом управления
здравоохранением административной территории.
4. Организация деятельности основных структурных
подразделений больницы
4.1. Консультативная поликлиника
4.1.1. Структура поликлиники формируется с учетом потребности
населения республики (края, области, округа) во всех видах
специализированной консультативной медицинской помощи и наличия
других консультативных поликлиник.
4.1.2. Консультативная поликлиника, в соответствии с
полученными лицензиями и сертификатом, осуществляет консультативно-
диагностическую и лечебную помощь с применением современных
медицинских технологий, привлекает для этих целей, при
необходимости, специалистов иных лечебно-профилактических
учреждений, медицинских и научно-исследовательских институтов в
порядке, утверждаемом органом управления здравоохранением.
4.1.3. Проводит консультации специалистов других лечебно-
профилактических учреждений административной территории, в том
числе заочные, осуществляет выездную консультативную помощь
больным.
4.1.4. Обеспечивает ведение больных с тяжелыми формами
заболеваний, требующими в процессе динамического наблюдения
высокой квалификации специалистов, применения сложных медицинских
технологий обследования, коррекции лечения.
4.1.5. В установленном порядке организует госпитализацию в
профильные отделения больницы или другие лечебно-профилактические
учреждения.
4.1.6. Выдает медицинские заключения по результатам
консультации и рекомендации по лечению больных.
4.1.7. Осуществляет экспертную оценку тактики и качества
ведения пациентов на предыдущих этапах оказания медицинской помощи
и, при наличии серьезных дефектов, информирует соответствующие
лечебные учреждения, страховые медицинские организации и органы
управления здравоохранением.
4.1.8. Консультативная поликлиника возглавляется заместителем
руководителя больницы.
4.2. Диагностический отдел
4.2.1. Диагностический отдел организуется путем функционального
объединения всех диагностических подразделений поликлиники и
стационара.
4.2.2. В структуру диагностического отдела входят отделения
лучевой, функциональной, эндоскопической диагностики, клинико-
диагностические лаборатории и другие подразделения.
4.2.3. Диагностический отдел совместно с консультативной
поликлиникой обеспечивает внедрение в практику больницы
высокотехнологичных диагностических и лечебно-диагностических
методик, максимальную доступность высококвалифицированной
консультативно-диагностической помощи населению административной
территории с применением алгоритмов диагностики, эффективное
использование медицинской диагностической техники и оборудования.
4.2.4. При отсутствии в административной территории
самостоятельного медицинского диагностического центра
диагностический отдел больницы выполняет задачи, определенные
Положением о медицинском диагностическом центре (Приложение 2).
4.2.5. Диагностический отдел возглавляется одним из
заместителей руководителя больницы.
4.3. Стационар с приемным отделением
4.3.1. Структура стационара формируется с учетом потребности
населения республики (края, области, округа) в
высококвалифицированной, специализированной стационарной помощи.
4.3.2. В стационаре могут создаваться специализированные
отделения различной степени интенсивности лечебного процесса
(отделения интенсивного лечения, долечивания, реабилитации,
кратковременного и дневного пребывания).
4.3.3. Прием, перевод в иные лечебно-профилактические
учреждения и выписка пациентов, в том числе иногородних, кроме
пациентов межтерриториальных специализированных центров,
осуществляются в порядке, утвержденном органом управления
здравоохранением административной территории.
4.3.4. Отбор больных на стационарное лечение осуществляется
специалистами консультативной поликлиники и (или) приемного
отделения больницы с учетом состояния больного, объема
обследования на догоспитальном этапе и показанности госпитализации
в профильное отделение стационара.
4.3.5. При выписке из стационара больных с тяжелыми формами
заболеваний, требующими периодического наблюдения специалистов
высокой квалификации, коррекции лечения, соответствующая
информация передается в консультативную поликлинику.
4.3.6. Направление на патолого-анатомическое исследование
умерших осуществляется в установленном порядке.
4.3.7. Стационар и приемное отделение возглавляются
заместителем руководителя больницы.
4.4. Отдел клинико-экспертной и организационно-экономической
работы
4.4.1. В структуру отдела входят: клинико-экспертное отделение,
организационно-экономическое отделение, отделение медицинской
статистики и вычислительной техники.
4.4.2. Клинико-экспертное отделение:
- по заданию органа управления здравоохранением анализирует
деятельность учреждений здравоохранения различных форм
собственности, проводит экспертизу организации плановой и
экстренной медицинской помощи населению по различным профилям;
готовит соответствующие рекомендации;
- осуществляет клинико-экспертную работу по контролю качества
оказания лечебно-диагностической помощи в учреждениях
здравоохранения административной территории, привлекая для этих
целей, при необходимости, специалистов других лечебно-
профилактических учреждений, медицинских и научно-
исследовательских институтов, медицинских ассоциаций и т.д.;
- организует и проводит экспертизу временной
нетрудоспособности;
- осуществляет иные экспертные функции по договорам с органами
и учреждениями здравоохранения, фондами медицинского страхования,
лицензионно-аккредитационными комиссиями, медицинскими страховыми
организациями;
- разрабатывает внутрибольничную систему управления качеством
лечебно-диагностического процесса и, с привлечением необходимых
специалистов, организует ее внедрение в структурных подразделениях
больницы;
- порядок проведения клинико-экспертной работы и использования
ее результатов устанавливается органом управления здравоохранением
административной территории.
4.4.3. Организационно-экономическое отделение по заданию органа
управления здравоохранением:
- анализирует медико-демографическую ситуацию в
административной территории;
- принимает участие в разработке территориальных программ
медицинской помощи населению и контроле за их реализацией;
- разрабатывает территориальные медико-экономические стандарты;
- на основе утвержденных единых методик разрабатывает тарифы и
цены на медицинские услуги;
- определяет порядок взаиморасчетов и финансирования
медицинских учреждений, их подразделений и специалистов за объем и
качество медицинской помощи и представляет органу управления
здравоохранением для утверждения.
4.4.4. Отделение медицинской статистики и вычислительной
техники:
- обеспечивает достоверный статистический учет и представляет
отчетность о деятельности больницы по формам и в сроки,
установленные органами статистики и здравоохранения;
- при отсутствии в территории самостоятельного информационно-
вычислительного центра способствует внедрению и использованию в
лечебно-профилактических учреждениях единых информационных
технологий, в том числе сертифицированных программных средств,
определяет единую техническую политику, осуществляет контроль за
использованием средств вычислительной техники в лечебно-
профилактических учреждениях; проводит подготовку персонала
учреждений здравоохранения к пользованию средствами вычислительной
техники.
4.4.5. Отдел возглавляется заместителем руководителя больницы.
4.5. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи
предназначено для:
- обеспечения по заявкам органов и учреждений здравоохранения
квалифицированной экстренной и планово-консультативной медицинской
помощи с использованием средств санитарной авиации или наземного
санитарного транспорта, эвакуации больных и пострадавших в
учреждения здравоохранения в соответствии с медицинскими
показаниями;
- транспортировки консультантов и медицинских грузов,
необходимых для спасения жизни больных.
4.5.1. С целью выполнения поставленных задач отделение:
- организует круглосуточную диспетчерскую службу;
- оперативно привлекает для выполнения заданий соответствующих
специалистов медицинских учреждений, обеспечивает их
транспортировку и страхование от несчастных случаев.
4.5.2. Отделение работает в режиме повседневной деятельности и
в условиях чрезвычайных ситуаций.
4.5.3. В режиме повседневной деятельности отделение работает в
подчинении руководителей больницы:
- оказывает экстренную и плановую консультативную медицинскую
помощь по заявкам органов и учреждений здравоохранения;
- анализирует показанность и своевременность вызова
консультантов, тактику ведения больного до прибытия консультанта и
вносит предложения руководству больницы по совершенствованию
экстренной медицинской помощи больным;
- контролирует состояние здоровья больного до выхода из
кризисной ситуации.
4.5.4. В условиях чрезвычайных ситуаций отделение работает под
руководством органа управления здравоохранением, руководителя
больницы при оперативном управлении территориального центра
экстремальной медицины по утвержденному плану:
- оказывает экстренную медицинскую помощь пострадавшим;
- осуществляет, с учетом оптимальных маршрутов и способов,
быструю доставку медицинских сил и средств в зону чрезвычайной
ситуации;
- организует эвакуацию пострадавших;
- обеспечивает круглосуточную оперативную связь по приему и
передаче информации о ходе ликвидации последствий чрезвычайной
ситуации.
5. Имущество и финансы
5.1. Имущественные права, порядок и источники финансирования,
порядок учета и отчетности закрепляются за больницей уставом
государственного учреждения здравоохранения, учрежденным органом
управления здравоохранением и комитетом по управлению имуществом
административной территории.
6. Управление и планирование деятельности
6.1. Управление больницей осуществляется руководителем,
назначаемым и освобождаемым от занимаемой должности органом
управления здравоохранением.
6.2. Руководитель осуществляет управление больницей в
соответствии с действующим законодательством в пределах своей
компетенции, определенной уставом учреждения.
6.3. При больнице создаются советы и комиссии, положения о
которых и их состав утверждаются руководителем учреждения.
6.4. Основной формой планирования деятельности больницы
является план, в котором отражается объем медицинских и других
услуг, ожидаемое поступление средств из всех источников
финансирования и использование их по элементам затрат, планируемые
размеры формируемых финансовых фондов.
6.5. Планирование деятельности больницы и определение
перспективы ее развития осуществляется по согласованию с органом
управления здравоохранением. Медицинские услуги по добровольному
медицинскому страхованию и платные услуги по договорам не должны
превышать 20% от общего объема деятельности больницы.
7. Контроль за производственной, финансово-хозяйственной
деятельностью, реорганизация и ликвидация больницы осуществляются
в соответствии с действующим законодательством и закрепляются
уставом учреждения.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.Н.ДЕМЕНКОВ
Начальник Управления
охраны здоровья
матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение 2
к Приказу
Министерства здравоохранения
и медицинской промышленности
Российской Федерации
от 13 января 1995 г. N 6
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕДИЦИНСКОМ ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
Утратило силу. - Приказ Минздрава РФ от 14.11.1997 N 336
|