ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 1999 г. N 4094-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О МЕДИЦИНСКОМ
СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации", внесенный
Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по охране здоровья в
месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по охране здоровья доработать
указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его
на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 октября 1996 г. N 3617п-П12
О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР
"О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации
Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации".
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ЗАКОН РСФСР "О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ
ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон РСФСР "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (Ведомости
Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991,
N 27, ст. 920; Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17,
ст. 602), изложив его в следующей редакции:
"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и
организационные основы обязательного медицинского страхования
граждан в Российской Федерации, регулирует правоотношения,
возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского
страхования. Закон направлен на обеспечение охраны здоровья
граждан.
Статья 1. Обязательное медицинское страхование
Обязательное медицинское страхование является формой
социальной защиты граждан, направленной на обеспечение прав
граждан в области охраны здоровья.
Формирование и проведение государственной политики в области
обязательного медицинского страхования осуществляют
государственные органы управления здравоохранением.
Цель обязательного медицинского страхования - гарантировать
гражданам Российской Федерации получение медицинской помощи,
включая профилактические мероприятия (в том числе
противоэпидемические) в объеме базовой программы обязательного
медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование осуществляется на основе
договоров, заключаемых между субъектами обязательного медицинского
страхования.
Статья 2. Субъекты обязательного медицинского страхования
Субъектами правоотношений в области обязательного медицинского
страхования являются: страхователь, территориальный фонд
обязательного медицинского страхования - страховщик, медицинское
учреждение, граждане Российской Федерации.
Страхователями при обязательном медицинском страховании
являются:
для неработающих граждан - органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в
порядке, определяемом законами субъектов Российской Федерации;
для работающих по найму граждан - юридические лица и граждане,
занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица, выступающие работодателями;
для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица, а также лиц свободных профессий,
творческий труд которых оплачивается на основе договоров,
заключаемых в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации, - сами указанные лица.
Территориальными фондами обязательного медицинского
страхования являются юридические лица - государственные
учреждения соответствующих субъектов Российской Федерации,
осуществляющие в соответствии с законодательством Российской
Федерации функции страховщика в системе обязательного медицинского
страхования.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
при необходимости могут привлекать к страховой деятельности в
качестве агентов страховые организации, имеющие государственную
лицензию на право заниматься медицинским страхованием.
Отношения между территориальными фондами обязательного
медицинского страхования и страховыми организациями
устанавливаются договором, заключаемым в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Размер вознаграждения
страховым организациям по договору не должен превышать средств
территориальных фондов, предназначенных для финансирования
деятельности этих фондов и развития их инфраструктуры.
Порядок заключения договоров между территориальными фондами
обязательного медицинского страхования и страховыми организациями
и форма договора утверждаются федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим проведение государственной политики в
области охраны здоровья населения и Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования.
Медицинскими учреждениями в системе обязательного медицинского
страхования являются имеющие лицензии лечебно - профилактические
учреждения, научно - исследовательские институты и медицинские
образовательные учреждения высшего профессионального образования
независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности,
оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие в
соответствии с законодательством Российской Федерации медицинскую
деятельность как индивидуально, так и коллективно.
Граждане Российской Федерации имеют право на обязательное
медицинское страхование и с момента получения полиса обязательного
медицинского страхования пользуются соответствующими правомочиями
согласно настоящему Федеральному закону.
Статья 3. Договор обязательного медицинского страхования
Договор обязательного медицинского страхования является
соглашением между страхователем и территориальным фондом
обязательного медицинского страхования, в соответствии с которым
организуется и финансируется предоставление застрахованным
медицинской помощи в соответствии с программой обязательного
медицинского страхования и защищаются интересы застрахованных.
Договор обязательного медицинского страхования должен
содержать:
наименование сторон;
сроки действия договора;
численность застрахованных;
размер, сроки и порядок внесения страховых взносов;
перечень медицинских услуг, соответствующий территориальной
программе обязательного медицинского страхования;
права, обязанности, ответственность сторон и иные не
противоречащие законодательству Российской Федерации условия.
Форма типового договора обязательного медицинского
страхования, порядок и условия его заключения устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Полис обязательного медицинского страхования
Полис обязательного медицинского страхования является
документом, гарантирующим застрахованному гражданину независимо от
местожительства получение медицинской помощи на всей территории
Российской Федерации в объеме не ниже базовой программы
обязательного медицинского страхования.
Ответственными за обеспечение граждан полисами обязательного
медицинского страхования являются территориальные фонды
обязательного медицинского страхования.
Полис обязательного медицинского страхования находится у
застрахованного гражданина и предъявляется при обращении в
медицинское учреждение.
Форма полиса обязательного медицинского страхования и порядок
его применения утверждаются Правительством Российской Федерации.
Отсутствие у гражданина полиса обязательного медицинского
страхования не является основанием для отказа в оказании ему
государственным или муниципальным учреждением здравоохранения
медицинской помощи.
Статья 5. Права застрахованных граждан в системе обязательного
медицинского страхования
Застрахованные граждане имеют право на:
выбор медицинского учреждения и врача, в соответствии с
объемами и видами медицинской помощи, определяемым договором
обязательного медицинского страхования;
получение на всей территории Российской Федерации медицинской
помощи, включая профилактическую, в объеме не ниже базовой
программы обязательного медицинского страхования;
получение медицинских услуг, соответствующих по виду, объему и
качеству условиям договора, независимо от размера фактически
выплаченного страхового взноса;
предъявление иска страхователю, территориальному фонду
обязательного медицинского страхования или медицинскому учреждению
о возмещении причиненного по их вине ущерба, независимо от того,
предусмотрено это или нет в договоре обязательного медицинского
страхования.
Статья 6. Обязательное медицинское страхование граждан
Российской Федерации за границей и иностранных граждан на
территории Российской Федерации
Обязательное медицинское страхование граждан Российской
Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе
международных договоров Российской Федерации.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской
Федерации, имеют такие же права и обязанности в области
обязательного медицинского страхования, как и граждане Российской
Федерации, если международными договорами Российской Федерации не
предусмотрено иное.
Статья 7. Обязанности страхователя
Страхователь обязан:
заключить договор обязательного медицинского страхования и
вносить страховые взносы (платежи) на обязательное медицинское
страхование в порядке, установленном настоящим Законом, и в
соответствии с договором;
предоставлять органу исполнительной власти, осуществляющему
функцию государственного учета и контроля в области обязательного
медицинского страхования, сведения о полноте и своевременности
уплаты страховых взносов;
в пределах своей компетенции принимать меры по устранению
неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан.
Статья 8. Фонды обязательного медицинского страхования
Фонды обязательного медицинского страхования являются
государственными учреждениями, предназначенными для обеспечения
обязательного медицинского страхования граждан, аккумулирования
страховых взносов (платежей) и финансирования системы
обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
учреждается Правительством Российской Федерации.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в
пределах своей компетенции:
осуществляет контроль за целевым использованием финансовых
средств субъектов обязательного медицинского страхования;
принимает нормативные акты, обязательные для применения
субъектами обязательного медицинского страхования.
Нормативные правовые акты Федерального фонда обязательного
медицинского страхования подлежат государственной регистрации.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
учреждаются органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и осуществляют свою деятельность в соответствии с
настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
Территориальные фонды осуществляют на соответствующей
территории обязательное медицинское страхование граждан, заключают
договоры на предоставление медицинской помощи по обязательному
медицинскому страхованию с медицинскими учреждениями.
Типовой устав территориального фонда обязательного
медицинского страхования утверждается Правительством Российской
Федерации.
Уставы территориальных фондов обязательного медицинского
страхования, составы правлений территориальных фондов утверждаются
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Назначение на должность руководителя территориального фонда
обязательного медицинского страхования осуществляется его
учредителем по согласованию с Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в
своей деятельности подотчетны органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, а также Федеральному фонду
обязательного медицинского страхования.
Деятельность территориальных фондов обязательного медицинского
страхования лицензированию не подлежит.
Статья 9. Финансирование системы обязательного медицинского
страхования
Финансирование системы обязательного медицинского страхования
осуществляется за счет страховых взносов (платежей) на
обязательное медицинское страхование, штрафов и пени в случаях
нарушения плательщиками порядка уплаты страховых взносов
(платежей) на обязательное медицинское страхование, иных
источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Тариф страхового взноса на обязательное медицинское
страхование работающих граждан определяется в процентах по
отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям и
устанавливается федеральным законом.
Порядок уплаты страховых взносов (платежей) в Федеральный и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего
населения осуществляют органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления за счет
средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах.
Размеры платежей на обязательное медицинское страхование
неработающих граждан утверждаются органами законодательной власти
субъектов Российской Федерации.
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского
страхования и отчет о его исполнении утверждается федеральным
законом.
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского
страхования и отчеты об их исполнении утверждаются органами
законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Финансовые средства фондов обязательного медицинского
страхования находятся в государственной собственности, не входят в
состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Статья 10. Права и обязанности медицинских учреждений
Медицинскую помощь в системе обязательного медицинского
страхования оказывают медицинские учреждения независимо от
ведомственной принадлежности и формы собственности, получившие
лицензию на осуществление медицинской деятельности в установленном
порядке.
Оказание медицинской помощи гарантированного объема и качества
производится в рамках территориальной программы обязательного
медицинского страхования на основании соответствующего договора
между медицинским учреждением и территориальным фондом
обязательного медицинского страхования.
Статья 11. Программы обязательного медицинского страхования
Базовую программу обязательного медицинского страхования
утверждает Правительство Российской Федерации в соответствии со
страховыми взносами (платежами) на обязательное медицинское
страхование, обеспечивающими ее выполнение. На основе базовой
программы органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации утверждают территориальные программы обязательного
медицинского страхования.
Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые
территориальными программами обязательного медицинского
страхования, не могут быть ниже установленных в базовой программе.
Статья 12. Договор на предоставление медицинской помощи по
обязательному медицинскому страхованию
Договор на предоставление медицинской помощи - это соглашение
между медицинским учреждением и территориальным фондом
обязательного медицинского страхования, по которому медицинское
учреждение обязуется предоставлять застрахованному гражданину
медицинскую помощь в рамках территориальной программы
обязательного медицинского страхования.
Договор должен содержать:
наименование сторон;
численность застрахованных;
виды медицинской помощи и ее объемы;
стоимость работ и порядок расчетов;
порядок контроля качества медицинской помощи;
ответственность сторон и иные не противоречащие
законодательству Российской Федерации условия.
Форма типового договора на предоставление медицинской помощи,
порядок и условия его заключения устанавливаются в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Тарифы на медицинскую помощь в системе
обязательного медицинского страхования
Тарифы на медицинскую помощь в системе обязательного
медицинского страхования определяют уровень возмещения расходов
медицинского учреждения по оказанию медицинской помощи в рамках
территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Тарифы на медицинскую помощь утверждаются органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Ответственность сторон в системе обязательного
медицинского страхования
Плательщики страховых взносов в случае несвоевременной
регистрации в качестве плательщика страховых взносов, сокрытия или
занижения сумм, с которых должны начисляться страховые взносы, а
также нарушения сроков их уплаты привлекаются к ответственности в
соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Контроль за своевременным и полным перечислением страховых
взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования
осуществляется фондами обязательного медицинского страхования с
участием органов государственной налоговой службы.
Ответственность за несвоевременность внесения платежей
определяется условиями договора обязательного медицинского
страхования.
Уплата штрафа и (или) пени не освобождает страхователя от
уплаты взносов на обязательное медицинское страхование.
Взимание страховых взносов, штрафов или пеней осуществляется
фондами обязательного медицинского страхования с плательщиков
страховых взносов (платежей) - юридических лиц в бесспорном
порядке, с физических лиц - в судебном порядке.
Средства, взысканные в установленном порядке с плательщиков,
зачисляются в доходы Федерального и соответствующего
территориального фондов обязательного медицинского страхования в
установленном в законодательном порядке соотношении.
Медицинские учреждения в соответствии с законодательством
Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за
неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора на
предоставление медицинской помощи по обязательному медицинскому
страхованию, а также за отказ застрахованному гражданину в
оказании медицинской помощи. В случае нарушения медицинским
учреждением условий договора на предоставление медицинской помощи
территориальный фонд обязательного медицинского страхования вправе
частично или полностью не возмещать затраты по оказанию
медицинских услуг.
Оплата услуг медицинских учреждений территориальным фондом
обязательного медицинского страхования производится в порядке и
сроки, предусмотренные договором между ними.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
имеет право требовать от юридических или физических лиц, виновных
в причинении вреда здоровью застрахованному, возмещения расходов в
пределах суммы, затраченной на оказание застрахованному
медицинской помощи.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О МЕДИЦИНСКОМ
СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Введение обязательного медицинского страхования граждан
является одним из аспектов проводимой реформы здравоохранения в
России и направлено на решение вопросов оказания медицинской
помощи населению в современных условиях.
Изучение хода выполнения Закона "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации" установило несоответствие между
требованиями Закона и другими нормативными актами всех уровней
власти. В частности, осуществление обязательного медицинского
страхования страховыми медицинскими организациями, а также
организационно - правовая форма фондов обязательного медицинского
страхования, определяющая их как финансово - кредитные учреждения,
не соответствуют Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Вопрос о ходе выполнения Закона "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации" 4 апреля 1996 г. рассмотрен на
заседании Правительства Российской Федерации. По результатам
обсуждения Министерству здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами было поручено разработать проект
закона о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Цель обязательного медицинского страхования - гарантировать
застрахованным получение медицинской помощи, включая
профилактические мероприятия (в том числе противоэпидемические) в
объеме базовой программы обязательного медицинского страхования за
счет средств соответствующих бюджетов, страховых взносов, иных
поступлений.
Предлагаемый законопроект распространяется только на
обязательное медицинское страхование как составную часть
государственного социального страхования, призванную обеспечить
всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении
медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного
медицинского страхования в объеме и на условиях соответствующих
программам обязательного медицинского страхования, имея в виду,
что добровольное медицинское страхование осуществляется сверх
программ, гарантируемых государством, и регулируется отдельным
Законом Российской Федерации "О страховании".
Кроме того, законопроект направлен на упорядочение
деятельности фондов обязательного медицинского страхования и
страховых организаций.
В частности законопроектом, фонды обязательного медицинского
страхования:
- в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
отнесены по организационно - правовой форме к государственным
учреждениям, что позволит сосредоточить деятельность фондов на
обязательном медицинском страховании (в том числе выполнении ими
функций страховщика) и прекратить проведение финансово -
коммерческих операций;
- учреждаются органами исполнительной власти, что повысит
оперативность руководства фондами, и подотчетны органам
исполнительной власти, в том числе финансовым органам;
- в определенной мере ставятся под контроль органов управления
здравоохранением, так как руководитель фонда назначается органом
исполнительной власти по представлению руководителя органа
управления здравоохранением.
Среди основных действующих законодательных и иных правовых
актов, распространяющихся на деятельность медицинского страхования
в России, являются:
"Основы законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан" от 22 июля 1993 г.;
Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в Российской
федерации" от 2 апреля 1993 г.;
Постановление Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018 "О мерах по выполнению
Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в
Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР".
Указанный законопроект потребует внесения изменений и
дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от
23 января 1992 г. N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О
медицинском страховании граждан в РСФСР", Постановление Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября
1993 г. N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации
"О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском
страховании граждан в РСФСР" и другие.
С целью реализации Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации" потребуется подготовить Постановление
Правительства Российской Федерации "О мерах по выполнению
Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании",
которым будут утверждены: формы типовых договоров на обязательное
медицинское страхование и на предоставление медицинской помощи и
условия их заключения, форма полиса обязательного медицинского
страхования и инструкция по его применению; устав Федерального
фонда обязательного медицинского страхования и типовой устав
территориального фонда; порядок уплаты страховых взносов в
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования; базовая программа обязательного медицинского
страхования.
Для обеспечения выполнения Закона Министерством
здравоохранения Российской Федерации будут подготовлены
соответствующие приказы.
Дополнительных материальных затрат на реализацию предлагаемого
законопроекта не потребуется.
Внесение изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации" предопределяет новое
название проекта Федерального закона "Об обязательном медицинском
страховании".
Принятие законопроекта "О внесении изменений и дополнений в
Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации" позволит укрепить законодательную основу деятельности
системы обязательного медицинского страхования, усилить
государственный контроль за целевым использованием финансовых
средств, обеспечить гарантию охраны здоровья граждан в
соответствии с Конституцией Российской Федерации.
|