ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 декабря 1996 г. N 01-15/23306
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИСЧИСЛЕНИЯ СУММ ШТРАФОВ
И ВЗЫСКИВАЕМОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
А ТАКЖЕ ОЦЕНКИ ИЗЪЯТЫХ ТОВАРОВ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
И ИНЫХ ПРЕДМЕТОВ
1
Анализ правоприменительной практики таможенных органов,
рассмотрение постановлений таможенных органов в связи с жалобами
привлеченных к ответственности лиц, протестами прокуроров, а также
в порядке контроля за соблюдением должностными лицами таможенных
органов законности при производстве по делам о нарушениях
таможенных правил и их рассмотрении свидетельствует о нарушении в
ряде случаев требований Таможенного кодекса Российской Федерации в
части исчисления при наложении взысканий сумм штрафов и
взыскиваемой стоимости товаров и транспортных средств, а также
оценки изъятых товаров, транспортных средств и иных предметов.
В связи с изложенным разъясняю, что в каждом случае должна
производиться обязательная оценка товаров, транспортных средств и
иных предметов.
При этом необходимо исходить из следующего:
а) Частью 2 ст. 243 и ст. 245 ТК РФ предусматривается, что при
наложении взысканий в виде:
- штрафа, исчисляемого исходя из стоимости товаров и
транспортных средств,
- взыскания стоимости товаров и транспортных средств -
под стоимостью этих предметов понимается их свободная
(рыночная) цена на день обнаружения правонарушения.
Данное требование закона нарушается при наложении
вышеназванных взысканий в случаях, когда имеет место оценка
товаров таможенными органами на основании указанной в таможенной
декларации фактурной стоимости.
Наиболее часто это требование закона не соблюдается при
применении мер взыскания по ст. 271 ТК РФ, когда с момента
таможенного оформления товаров с указанием в ГТД их фактурной
стоимости и совершением (обнаружением) правонарушения прошел
определенный период времени и стоимость товаров могла измениться
под влиянием таких предусмотренных ст. 68 ТК РФ факторов, как
естественный износ, убыль при нормальных условиях транспортировки
и хранения.
Определение стоимости товаров и транспортных средств на день
обнаружения нарушения таможенных правил в таких случаях должно
производиться, как правило, на основании заключения экспертов.
Проведение экспертизы допускается и при отсутствии реальной
возможности предъявления товаров эксперту для их оценки.
Определение экспертом стоимости товаров в случае их отсутствия
производится по документам на основании анализа условий контракта,
нормативов по амортизации и естественной убыли и т.п.
Применение при исчислении вышеназванного штрафа и взыскания
стоимости данных о фактурной стоимости товара допустимо лишь в
ситуациях, связанных, например, с выдачей товаров перевозчиком без
разрешения таможенного органа (ч. 1 ст. 254 ТК РФ), когда с
момента совершения правонарушения и до его обнаружения прошел
период времени, не дающий основания предполагать о существенном
изменении за данный временной промежуток стоимостных характеристик
товара.
В противном случае стоимостные характеристики товара на день
обнаружения с учетом объективных факторов (к примеру, процесса
инфляции) могут существенно отличаться от данных о фактурной
стоимости товара.
б) Проведение оценки изъятых товаров, транспортных средств и
иных предметов регламентируется ст. 339 ТК РФ.
При этом представляется, что, исходя из контекста статьи, под
свободными (рыночными) ценами следует понимать таковыми цены
внутреннего российского рынка.
2
Дополнительно к изложенному выше обращаем внимание на
следующие аспекты, связанные с применением мер взыскания за
нарушения таможенных правил.
а) Обстоятельством, предполагающим безусловную отмену
постановления по делу о нарушении таможенных правил, является
неправильное определение непосредственного объекта нарушения
таможенных правил, влекущее за собой применение не предусмотренной
статьей санкции.
Так, привлекая к ответственности по ст. 273 ТК РФ российских
экспортеров товаров за несоблюдение требования таможенного режима
экспорта об обязательном зачислении в установленном порядке на
счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта
товаров, некоторыми таможенными органами применяется взыскание в
виде штрафа, исчисляемого от суммы непоступившей валютной выручки.
Между тем, как это разъяснялось в письме ГТК России от
24.11.95 N 01-13/16645 "О применении ст. 273 Таможенного кодекса
Российской Федерации за нарушения валютного законодательства,
являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил",
"непосредственным объектом нарушения таможенных правил являются
товары и транспортные средства, помещенные под таможенный режим
экспорта с условием исполнения экспортером требования этого режима
об обязательном зачислении в установленном порядке на счета в
уполномоченных банках всей валютной выручки от их экспорта в
установленные сроки".
б) При вынесении постановлений по делам о нарушении таможенных
правил начисление сумм штрафов и взыскиваемой стоимости товаров и
транспортных средств следует указывать в валюте Российской
Федерации.
Прямое указание на данный счет в Таможенном кодексе не
содержится.
Однако это следует из раздела 1 "Порядка бесспорного списания
пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами Российской
Федерации" (утверждено Постановлением Правительства Российской
Федерации от 12 июля 1996 г. N 801).
Настоящее письмо направляется для руководства и исполнения.
Заместитель Председателя
ГТК России
В.А.МАКСИМЦЕВ
|