МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 декабря 1996 г. N 15/383-6
О ФАКТАХ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ - СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В последнее время в Министерство стала поступать информация из
различных регионов Российской Федерации (Москва, Санкт -
Петербург, Тверь и других регионов), свидетельствующая о фактах
нарушения прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, находящихся в негосударственных (частных) и
государственных детских домах, школах - интернатах, в том числе
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В частности, в средствах массовой информации отмечается, что в
ряде учреждений образования к детям данной категории применяются
антипедагогические меры воздействия: грубость, рукоприкладство,
имеются случаи жестокого обращения с обучающимися, воспитанниками.
Это свидетельствует о том, что не во всех частных детских
домах, государственных интернатных учреждениях созданы нормальный
психологический климат, семейная домашняя обстановка, тепло и уют,
что и приводит к нервным расстройствам и напряжению у детей, к
отклоняющемуся поведению несовершеннолетних детей - сирот от
нормы.
Органы опеки и попечительства в последние годы ослабили
контроль за устройством детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Численность детей, оставшихся неустроенными
на 1 января 1996 г., возросла до 6965 чел. по сравнению с данными
на 1 января 1995 г. - 4427 чел., что в конечном счете ведет к
росту правонарушений и преступности среди данной категории детей,
приобщению их к асоциальной среде.
Одновременно сообщаем, что в связи с повышенным интересом
иностранных граждан, других лиц к интернатным учреждениям по
вопросам усыновления, нарушается режим работы этих заведений, не
соблюдается личное время воспитанников, допускается необоснованное
фотографирование детей без их согласия и ведома органов управления
образованием.
Приведенные факты являются следствием нарушений со стороны
органов управления образованием при подборе, расстановке
руководящих и педагогических кадров; проявления либерализации в
оценке действий педагогических работников, допускающих нарушение
педагогической этики, унижение человеческого достоинства
воспитанников. В частности, руководителями негосударственных
(частных) и государственных интернатных учреждений порой
назначаются случайные люди, не прошедшие соответствующую
аттестацию, без педагогического образования, опыта работы с
детьми - сиротами.
В этой связи министерство просит органы управления
образованием на местах усилить контроль за соблюдением
законодательных и других нормативных актов, предусматривающих
охрану прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и
другими правовыми актами, совершенствовать работу органов опеки и
попечительства по выявлению, устройству и помощи детям - сиротам.
Необходимо также способствовать повышению роли психологических
служб, осуществляющих профилактическую, диагностическую,
коррекционно - реабилитационную работу с детьми по предупреждению
психологических перегрузок, невротических срывов, нарушений
поведения у воспитанников.
Министерство рекомендует органам управления образованием
субъектов Российской Федерации усилить контроль за деятельностью
негосударственных учреждений для детей - сирот, государственных
детских домов и школ - интернатов, соблюдением личных и
имущественных прав их воспитанников, процессом тщательного подбора
руководящих и педагогических кадров в эти заведения; упорядочить
посещение детских домов и школ - интернатов иностранными
гражданами и другими лицами.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
|