ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 27 декабря 1996 г. N 5300/23-И
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО СБОРУ И УЧЕТУ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
В связи с поступающими многочисленными запросами и с целью
дальнейшего совершенствования работы по сбору и учету страховых
взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование и
контролю за своевременным и полным их перечислением плательщиками
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет
для руководства в работе прилагаемые "Разъяснения по вопросам
организации работы по сбору и учету страховых взносов (платежей)
на обязательное медицинское страхование".
"Разъяснения по вопросам организации работы по сбору и учету
страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское
страхование" подготовлены в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации, а также Положением о порядке уплаты
страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования, Положением о Федеральном
фонде обязательного медицинского страхования, Положением о
территориальном фонде обязательного медицинского страхования,
утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1, Инструкцией о порядке
взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное
медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября
1993 г. N 1018, и другими нормативно - законодательными актами.
Исполнительный директор
В.В.ГРИШИН
Приложение
к письму Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
от 27 декабря 1996 г. N 5300/23-И
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СБОРУ И УЧЕТУ СТРАХОВЫХ
ВЗНОСОВ (ПЛАТЕЖЕЙ) НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
1. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы на фонд оплаты
труда штатных работников, а также на выполнение работ по договорам
подряда и поручения жилищно - строительными, садовыми обществами,
гаражно - строительными и другими кооперативами?
Ответ: Согласно ст. 116 Гражданского кодекса потребительским
кооперативом признается добровольное объединение граждан и
юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения
материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем
объединения его членами имущественных паевых взносов. К числу
потребительских кооперативов относятся разнообразные виды
кооперативов: садоводческие общества, жилищные, жилищно -
строительные, гаражные и др. кооперативы.
В соответствии с пунктом 8 Инструкции "О порядке взимания и
учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское
страхование", утвержденной Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г.
N 1018 <*>, страховые взносы начисляются предприятиями,
организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами в
установленных законодательством Российской Федерации размерах по
отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в
денежной и натуральной форме, в том числе по договорам подряда и
поручения, из которой в соответствии с законодательством
Российской Федерации осуществляются отчисления на государственное
социальное страхование.
--------------------------------
<*> В дальнейшем будет именоваться Инструкция.
Согласно Закону Российской Федерации "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации" от уплаты страховых
взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются
общественные организации инвалидов и находящиеся в их
собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для
осуществления уставных целей этих общественных организаций, а на
потребительские кооперативы указанная льгота не распространяется.
В связи с вышесказанным, страховые взносы должны начисляться
как на фонд оплаты труда штатных работников так и на выполнение
работ по договорам подряда и поручения, заключаемым с физическими
лицами жилищно - строительными, садовыми обществами, гаражно -
строительными и другими кооперативами.
2. Вопрос: Каков порядок начисления страховых взносов на
оплату труда безработных граждан, привлеченных органами статистики
для проведения временных работ?
Ответ: Согласно совместному письму Госкомстата России и
Федеральной службы занятости России от 27.11.95 N 17-1-18/2074, от
28.11.95 N М-12346 органы статистики обязаны с каждым привлеченным
работником (счетчиком, инструктором - контролером) заключить
"Трудовое соглашение". Оплата работы счетчиков и инструкторов -
контролеров производится органами статистики в соответствии с
условиями "Трудового соглашения". При этом привлечение средств
Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на
организацию и проведение временных и общественных работ по
выполнению этих мероприятий органы занятости осуществляют в
соответствии с Положением об организации общественных работ,
утвержденным Министерством труда и занятости Российской Федерации
от 11 июня 1992 г. N 21 и с учетом наличия запланированных средств
по соответствующим статьям бюджета.
В соответствии с пунктом 8 Инструкции страховые взносы
начисляются на средства, предназначенные для оплаты труда, без
вычета соответствующих налогов и независимо от источников
финансирования.
Исходя из изложенного, органы статистики с выплат,
произведенных в качестве оплаты труда безработным гражданам,
привлеченным для выполнения указанных работ через центры занятости
населения, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское
страхование в общеустановленном порядке.
3. Вопрос: Подлежат ли регистрации в Ингушском республиканском
фонде ОМС предприятия и организации, зарегистрированные в зоне
экономического благоприятствования Республики "Ингушетия"?
Ответ: Правительство Российской Федерации Постановлением от
19 июня 1994 г. N 740 "О зоне экономического благоприятствования
на территории Ингушской Республики" установило, что зона
экономического благоприятствования "Ингушетия" функционирует на
территории Ингушской Республики с 1 июля 1994 г. до 1 июля 1995 г.
В вышеназванном Положении предусмотрено, что:
- на территории зоны экономического благоприятствования
"Ингушетия" действует законодательство Российской Федерации и
Ингушской Республики;
- органы и должностные лица исполнительной власти Российской
Федерации и Ингушской Республики осуществляют свои полномочия на
территории зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" в
соответствии с действующим законодательством в пределах своей
компетенции;
- на территории зоны экономического благоприятствования
"Ингушетия" применяется таможенное и налоговое законодательство
Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января
1996 г. N 36 срок функционирования зоны экономического
благоприятствования "Ингушетия" продлен до 31 декабря 1996 года.
Указ Президента Республики Ингушетия от 11 ноября 1994 г.
N 229 освобождает предприятия, зарегистрированные в зоне
экономического благоприятствования "Ингушетия", от уплаты
страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования,
тогда как установление размера и порядка взимания указанных
страховых взносов в компетенцию республики Ингушетия не входит.
Тариф, условия и порядок взимания страховых взносов в фонды
обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом
Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации" устанавливаются высшей законодательной
властью Российской Федерации.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации
координация вопросов здравоохранения и социальной защиты населения
находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные
нормативные акты Конституции Российской Федерации, изданные по
предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным
законам, следовательно Указ Президента республики Ингушетия от
11 ноября 1994 г. N 229 в части, касающейся фондов обязательного
медицинского страхования, неправомочен.
В связи с изложенным, организации и предприятия,
зарегистрированные на правах вхождения в зону экономического
благоприятствования "Ингушетия", должны регистрироваться в
Ингушском республиканском фонде обязательного медицинского
страхования и уплачивать страховые взносы в общеустановленном
порядке.
4. Вопрос: Являются ли в 1996 году плательщиками страховых
взносов на обязательное медицинское страхование иные хозяйствующие
субъекты (граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью
без образования юридического лица, граждане, занимающиеся в
установленном порядке частной практикой (деятельностью) -
адвокаты, нотариусы, частные охранники, частные детективы и другие
аналогичные категории плательщиков)?
Ответ: Статьей 3 Федерального закона "О тарифах страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1996 год" от 21.12.95 N 207-ФЗ тарифы
страховых взносов на 1996 год установлены для работодателей -
организаций в размере 1,5% исключительно в Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации, а в фонды обязательного
медицинского страхования - в размере 3,6% (из них 0,2% в
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) по
отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая
выполнение работ по договорам подряда и поручения.
Таким образом, указанный Федеральный закон не изменил
действующий порядок уплаты страховых взносов в Федеральный и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования,
предусмотренный Законом Российской Федерации "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации", утвержденным
Верховным Советом РСФСР от 28.06.91 N 1499-1 с изменениями и
дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 02.04.93
N 4741-1, а также Положением о порядке уплаты страховых взносов в
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1.
Кроме того, федеральные законы о тарифах страховых взносов во
внебюджетные фонды на 1993, 1994, 1995 годы сохранили
предусмотренный указанными законодательными актами порядок,
размеры и условия уплаты страховых взносов в фонды ОМС.
Согласно пункту 2 Инструкции установлен единый тариф страховых
взносов, уплачиваемый работодателями и иными плательщиками, к
которым относятся граждане, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица, граждане,
занимающиеся в установленном порядке частной практикой
(деятельностью) - адвокаты, частные детективы, частные охранники,
нотариусы и другие аналогичные категории плательщиков.
Исходя из изложенного, вышеуказанные категории плательщиков
обязаны в 1996 г. уплачивать страховые взносы в фонды
обязательного медицинского страхования в установленном порядке и
размере.
5. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы на выплаты по
дополнительным отпускам, предоставляемым гражданам, подвергшимся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС?
Ответ: Страховые взносы на обязательное медицинское
страхование не начисляются на выплаты, предусмотренные пунктом 9
Инструкции, в том числе на выплаты единовременного либо
компенсационного характера.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС" получение гражданами,
подвергшимися воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, дополнительного оплачиваемого отпуска относится
к льготам, предоставляемым соответствующей категории граждан, а не
к выплатам, носящим компенсационный характер.
В связи с изложенным, с сумм, выплаченных за дополнительный
отпуск, предоставляемый в соответствии с вышеуказанным Законом,
должны производиться отчисления на обязательное медицинское
страхование.
6. Вопрос: Имеют ли льготы по уплате взносов на обязательное
медицинское страхование предприятия, имеющие в штатной численности
персонала более 50 процентов пенсионеров и инвалидов?
Ответ: В соответствии с п. 7 Постановления Верховного Совета
Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 от уплаты
взносов на обязательное медицинское страхование освобождались
общественные организации инвалидов и пенсионеров, в том числе их
предприятия и учреждения, созданные для осуществления уставных
целей указанных организаций, а также предприятия, учреждения и
организации, в которых работники, являющиеся инвалидами и
пенсионерами, составляют не менее 50 процентов от общего числа
работников. Указанный порядок действовал только в I квартале
1993 года, так как Законом Российской Федерации "О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании
граждан в РСФСР" от 2 апреля 1993 г. N 4741-1 установлено, что от
уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование
освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в
их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные
для осуществления уставных целей этих организаций.
7. Вопрос: Имеют ли право фонды обязательного медицинского
страхования применять к плательщику страховых взносов меры
административного воздействия в случае его отказа в предоставлении
документов, необходимых для проведения документальной проверки
полноты и правильности уплаты страховых взносов на обязательное
медицинское страхование или в отказе от ее проведения?
Ответ: В соответствии с п. 15 Положения о порядке уплаты
страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования, утвержденного
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от
24 февраля 1993 г. N 4543-1 , предприятия, учреждения, в том числе
банки, организации и иные хозяйствующие субъекты независимо от
форм собственности обязаны представлять лицам, уполномоченным
Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского
страхования, необходимые документы и сведения, относящиеся к
деятельности этих фондов, за исключением сведений, составляющих
коммерческую тайну, перечень которых устанавливается
законодательством Российской Федерации.
Действующим законодательством Российской Федерации не
предусмотрено применение мер административного воздействия к
плательщикам страховых взносов при их отказе в предоставлении
документов, необходимых для проведения документальной проверки,
либо в отказе от ее проведения.
В подобных случаях территориальный фонд ОМС на основании
совместного письма Госналогслужбы России и Федерального фонда
обязательного медицинского страхования от 13 июня 1996 г.
N N 2469/23-И, ВГ-6-07/411 может обратиться за содействием в
налоговый орган для проведения совместной документальной проверки
плательщика взносов или, в зависимости от обстоятельств дела, в
органы прокуратуры Российской Федерации.
8. Вопрос: Каков порядок предоставления льгот по уплате
страховых взносов на обязательное медицинское страхование
общественным организациям инвалидов и до какого срока он будет
действовать?
Ответ: Законом Российской Федерации "О внесении изменений и
дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в
РСФСР" от 2 апреля 1993 г. N 4741-1 установлено, что от уплаты
страховых взносов на обязательное медицинское страхование
освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в
их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные
для осуществления уставных целей этих организаций. Принадлежность
предприятия, объедения, учреждения к общественной организации
инвалидов определяется на основании их учредительных документов,
при этом особое внимание следует обращать на выявление
собственника имущества предприятия, объединения, организации.
При решении вопроса о праве предприятия на освобождение от
уплаты взносов необходимо соблюдение двух условий:
- предприятие должно находиться в собственности только
общественной организации инвалидов.
Собственник обладает правами владения, пользования и
распоряжения имуществом и доходами от его использования. При этом
право распоряжения входит в исключительную компетенцию
собственника, а права владения и пользования он может делегировать
третьему лицу;
- предприятия, объединения и учреждения должны осуществлять
уставные цели той общественной организации инвалидов, которой
принадлежат на праве собственности, что должно отражаться в их
уставах.
Кооперативы на основании их правового статуса не могут
принадлежать только одному учредителю (общественной организации
инвалидов) и следовательно не освобождаются от уплаты страховых
взносов.
На основании ст. 30 Федерального закона "Об общественных
объединениях" от 19.05.95 N 82-ФЗ общественное объединение,
являющееся юридическим лицом, может иметь в своей собственности
земельные участки, здания, сооружения, жилищный фонд, транспорт и
иное имущество, необходимое для материального обеспечения
деятельности этого общественного объединения, указанное в его
уставе.
В собственности общественного объединения могут также
находиться учреждения, издательства, средства массовой информации,
создаваемые и приобретаемые за счет данного общественного
объединения в соответствии с его уставными целями.
В ст. 30 вышеназванного Закона дан закрытый перечень
организаций, в который не включены предприятия и хозяйственные
товарищества. Однако на основании ст. 6 Федерального закона "О
введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации" от 30.11.94 N 52-ФЗ индивидуальные (семейные) частные
предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными
товариществами и обществами, общественными и религиозными
организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие
не находящиеся в государственной или муниципальной собственности
предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения,
подлежат до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные
товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации в судебном
порядке по требованию органа, осуществляющего государственную
регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или
прокурора.
Таким образом, до момента преобразования общественные
организации инвалидов могут иметь в собственности предприятия.
К указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации
применяются нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанные на
праве оперативного управления (ст. ст. 113, 115, 296, 297 ГК РФ),
с учетом того, что собственниками их имущества являются их
учредители.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 17 Закона РФ "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации",
общественные организации инвалидов и находящиеся в собственности
этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные
для осуществления их уставных целей, будут пользоваться льготой по
уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование
до 1 июля 1999 года.
9. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы с доходов,
получаемых членами избирательных комиссий, непосредственно
связанных с проведением выборов Президента Российской Федерации?
Ответ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.10.94
N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы
Российской Федерации о налогах и об особенностях порядка
отчислений в отдельные государственные внебюджетные фонды"
страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного
медицинского страхования не начисляются на:
средства избирательных фондов кандидатов в депутаты
федеральных органов государственной власти, представительных и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, полученные и
израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также
учтенные в установленном порядке;
доходы получаемые от избирательных комиссий членами
избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в
указанных комиссиях не на постоянной основе;
доходы, получаемые физическими лицами от избирательных
комиссий, а также от избирательных фондов кандидатов в депутаты и
избирательных фондов избирательных объединений за выполнение
указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением
избирательных кампаний.
Освобождение от уплаты страховых взносов с доходов, получаемых
членами избирательных комиссий не на постоянной основе, и с
доходов, получаемых физическими лицами от избирательных комиссий
за выполнение ими работ, непосредственно связанных с проведением
выборов Президента Российской Федерации, в вышеуказанном Законе не
предусмотрено.
В связи с изложенным, указанные категории плательщиков обязаны
начислять и уплачивать страховые взносы на обязательное
медицинское страхование в общеустановленном порядке.
10. Вопрос: являются ли плательщиками страховых взносов на
обязательное медицинское страхование учреждения Центрального Банка
России?
Ответ: В соответствии с Законом Российской Федерации "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации",
обязательное медицинское страхование определяется как составная
часть государственного социального страхования и обеспечивает всем
гражданам Российской Федерации равные возможности в получении
медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного
медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих
программам обязательного медицинского страхования.
Фонды обязательного медицинского страхования относятся к
внебюджетным фонам социального назначения, носят строго целевой
характер и формируются по тарифам страховых взносов, привязанных к
оплате труда. В соответствии со ст. 12 вышеназванного Закона
финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования
находятся в государственной собственности Российской Федерации, не
входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
На основании вышеизложенного с учетом письма Центрального
Банка России от 08.12.95 N 011-5-95, а также руководствуясь
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 11.10.93 N 1018 "О мерах по выполнению Закона
Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон
РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", Центральный
Банк России и его учреждения являются плательщиками страховых
взносов на обязательное медицинское страхование.
11. Вопрос: Взимается ли комиссионное вознаграждение
учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации за
совершение операций по перечислению плательщиками страховых
взносов на обязательное медицинское страхование?
Ответ: В соответствии с пунктом 10 Постановления Верховного
Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 банки
осуществляют операции по приему страховых взносов на обязательное
медицинское страхование от плательщиков и органов исполнительной
власти без взимания комиссионного вознаграждения за эти операции.
В целью недопущения необоснованного взимания комиссионных
вознаграждений, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования обратился в Сберегательный банк Российской Федерации с
предложением дать соответствующее разъяснение по данному вопросу
подведомственным учреждениям. Согласно письму Сберегательного
банка Российской Федерации от 06.06.96 N 01-2501 необходимые
разъяснения направлены подчиненным ему учреждениям.
12. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы на выплаты за
подвижной и разъездной характер работы, за производство работ
вахтовым методом, полевое довольствие и другие аналогичные
выплаты?
Ответ: В соответствии п. 9 Инструкции на компенсационные
выплаты (суточные по командировкам и выплаты взамен суточных,
выплаты в возмещение ущерба, причиненного трудящимся увечьем или
иным повреждением здоровья, связанным с их работой) в пределах
норм, установленных законодательством, страховые взносы не
начисляются.
В данном случае к компенсационным выплатам следует относить
выплаты, нормативы и источники которых оговариваются нормативно -
правовыми актами Российской Федерации. Так, в соответствии с
Постановлениями Министерства труда Российской Федерации от
29.06.94 N 51 (в редакции от 15.06.95), от 15.07.94 N 56, от
30.03.95 N 18 (в редакции от 05.07.96) работникам предприятий,
организаций и учреждений, направляемым для выполнения монтажных,
наладочных и строительных работ, на курсы повышения квалификации,
а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство
работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в
пути на территории Российской Федерации выплачиваются полевое
довольствие, компенсационные надбавки и надбавки к заработной
плате взамен суточных, на которые страховые взносы не начисляются.
Нормы и порядок возмещения полевого довольствия,
компенсационных надбавок и надбавок к заработной плате взамен
суточных определены вышеуказанными Постановлениями Министерства
труда Российской Федерации.
Руководители предприятий, организаций и учреждений имеют право
выплачивать компенсационные выплаты в размере, превышающем
установленные законодательством нормы.
На суммы компенсационных выплат, выплаченных сверх
установленных законодательством, норм страховые взносы начисляются
в общеустановленном порядке.
13. Вопрос: Распространяется ли решение Государственной
комиссии по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской
Республики от 18 сентября 1995 г. N 113 на фонды обязательного
медицинского страхования?
Ответ: Фонды обязательного медицинского страхования в
соответствии с Положениями о них, утвержденными Постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1,
являются самостоятельными государственными некоммерческими
финансово - кредитными учреждениями, а страховые вносы на
обязательное медицинское страхование не являются бюджетными
поступлениями и не входят в перечень налогов, сборов, пошлин и
других налоговых платежей, определенных статьями 19 - 21 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации", утвержденного Верховным Советом Российской Федерации
от 27.12.91 N 2118-1.
На основании вышеизложенного решение Государственной комиссии
по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской
Республики от 18 сентября 1995 г. N 113, предусматривающее
освобождение подрядных организаций, выполняющих восстановительные
работы в Чеченской Республике, от штрафных санкций за
несвоевременную уплату налогов и разрешающее перечисление налогов
в Федеральный бюджет после поступления денег заказчика на
расчетный счет подрядной организации, на фонды обязательного
медицинского страхования не распространяется.
14. Вопрос: Освобождаются ли органы Управления и подразделения
Государственной противопожарной службы от уплаты страховых
взносов?
Ответ: Согласно ст. 7 Федерального закона Российской Федерации
от 21.12.94 N 69-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.95
N 151-ФЗ) "О пожарной безопасности" личный состав Государственной
противопожарной службы включает в себя состоящих на
соответствующих штатных должностях:
лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел
(далее - сотрудники);
военнослужащих;
лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее -
работники).
В соответствии со ст. 29 Федерального закона Российской
Федерации от 21.12.94 N 69-ФЗ (в редакции Федерального закона от
22.08.95 N 151-ФЗ) "О пожарной безопасности" органы Управления и
подразделения Государственной противопожарной службы при
осуществлении своих функций, установленных законодательством
Российской Федерации, освобождались от уплаты всех видов налогов,
сборов, пошлин и других платежей в соответствующие бюджеты и во
внебюджетные фонды.
В соответствии с Федеральным законом от 18.04.96 N 32-ФЗ "О
внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О пожарной
безопасности" органы Управления и подразделения Государственной
противопожарной службы при осуществлении своих функций,
установленных законодательством Российской Федерации,
освобождаются от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и
других платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды,
за исключением уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования,
установленных по отношению к начисленной оплате труда работников
(т.е. лиц, не имеющих специальных или воинских званий)
Государственной противопожарной службы.
Кроме того, согласно ст. 5 указанного Федерального закона
орган Государственной противопожарной службы является структурным
подразделением Министерства внутренних дел, которое в свою очередь
на основании федеральных законов о федеральных бюджетах на 1994,
1995, 1996 годы освобождается от уплаты страховых взносов по
денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и
начальствующего состава во внебюджетные фонды.
Таким образом, органы Управления и подразделения
Государственной противопожарной службы освобождены от уплаты
страховых взносов на денежное довольствие военнослужащих и лиц
рядового и начальствующего состава органов внутренних дел
(сотрудников), кроме работников (т.е. лиц, не имеющих специальных
или воинских званий) Государственной противопожарной службы.
15. Вопрос: Имеют ли пенсионеры, инвалиды, в том числе
пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и
зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей
льготы по уплате страховых взносов на обязательное медицинское
страхование?
Ответ: В соответствии со статьей 17 Закона Российской
Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации" от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское
страхование освобождаются общественные организации инвалидов и
находящиеся в их собственности предприятия, объединения и
учреждения, созданные для осуществления уставных целей этих
организаций, остальные категории плательщиков уплачивают страховые
взносы на обязательное медицинское страхование в установленном
законодательством Российской Федерации порядке.
В связи с изложенным освобождение от уплаты страховых взносов
на обязательное медицинское страхование пенсионеров и инвалидов, в
том числе пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС,
и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей
действующим законодательством не предусмотрено.
16. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы на суммы расходов
депутатов, связанные с осуществлением ими депутатской
деятельности?
Ответ: На суммы материального обеспечения депутатов,
выплачиваемые в виде среднего заработка или денежного
вознаграждения, начисление страховых взносов производится в
установленном законодательством порядке.
Кроме того, депутатам ежемесячно возмещаются расходы,
связанные с осуществлением ими депутатской деятельности. В
соответствии со статьями 26 и 27 Закона "О статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ указанные расходы не включаются в состав
фонда заработной платы и не облагаются подоходным налогом.
В связи с вышеизложенным расходы, связанные с осуществлением
депутатской деятельности, относятся к компенсационным выплатам и
страховые взносы на них не начисляются.
17. Вопрос: Какими законодательно - нормативными актами
следует руководствоваться при определении праздничных и юбилейных
дат?
Ответ: В соответствии со ст. 4 КЗОТ на территории России до
принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы
бывшего СССР в части, не противоречащей законодательству
Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации
(N по/2410 от 26.06.96) юбилейные даты установлены Постановлением
ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О наведении порядка в
праздновании юбилеев" от 12 декабря 1958 г. N 1361, в соответствии
с которым юбилейными датами для юридических лиц являются:
пятидесятилетия, столетия и далее через пятьдесят лет со дня
существования юридического лица.
Юбилейной датой для отдельных лиц считать пятидесятилетие со
дня рождения или другое последующее затем десятилетие.
Что касается праздничных дат, в которые работа в организациях
не производится, то их перечень дан в ст. 65 КЗОТ Российской
Федерации. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от
9 декабря 1994 г. N 2167 в связи с принятием 12 декабря 1993 года
Конституции Российской Федерации, объявлением 12 декабря
государственным праздником и впредь до принятия Федерального
закона постановлено считать 12 декабря - День принятия Конституции
Российской Федерации - нерабочим днем.
18. Вопрос: Распространяется ли действие письма Госналогслужбы
Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации
N N ВГ-4-05/35н, 40 от 22.04.96 "О неприменении штрафных санкций к
коммерческим банкам" на фонды обязательного медицинского
страхования?
Ответ: В соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 5 декабря 1991 г. N 261 нормативные акты министерств и ведомств
Российской Федерации, затрагивающие права и законные интересы
граждан или носящие межведомственный характер, то есть являющиеся
обязательными для других министерств и ведомств, иных органов
управления, а также для учреждений, организаций, не входящих в
систему министерства, ведомства, утвердившего акт, подлежат
государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской
Федерации. Указанные нормативные акты, прошедшие государственную
регистрацию, вступают в силу со дня официального опубликования в
газете "Российские вести".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
23 мая 1996 г. N 763 нормативно - правовые акты федеральных
органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их
положений, содержащих сведения, составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие
государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не
опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых
последствий как не вступившие в силу и не могут служить
основанием для регулирования соответствующих правоотношений,
применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям
за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты
нельзя ссылаться при разрешении споров.
Министерством юстиции Российской Федерации отказано в
регистрации вышеуказанного письма (источник - газета "Экономика и
жизнь" N 37, 1996 г.).
Учитывая вышеизложенное, а также то, что письмо Госналогслужбы
Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации
N N ВГ-4-05/35н, 40 "О неприменении штрафных санкций к
коммерческим банкам" не прошло государственную регистрацию,
совместные указания Госналогслужбы Российской Федерации и
Министерства финансов Российской Федерации на фонды обязательного
медицинского страхования не распространяются.
19. Вопрос: Является ли день представления платежных
документов на перечисление страховых взносов на обязательное
медицинское страхование сроком уплаты страховых взносов?
Ответ: Сроком уплаты страховых взносов согласно пункту 10
Инструкции является срок, установленный самим плательщиком
страховых взносов для получения заработной платы за истекший
месяц, который утверждается приказом руководителя либо
оговаривается в коллективном договоре плательщика с трудовым
коллективом.
По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов
(платежей) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с
начислением пеней. Начисление пеней производится начиная со
следующего дня по истечении сроков уплаты страховых взносов
(платежей) и по день уплаты включительно (п. 22 Инструкции).
|