НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ с 01.01.2001 - ПИСЬМО МНС РФ N ВГ-6-03/159,
МИНФИНА РФ N 04-03-01/29 от 22.02.2001
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N ВЗ-6-03/890
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 109
ПИСЬМО
от 25 декабря 1996 года
О ПРИМЕНЕНИИ СЧЕТОВ - ФАКТУР ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ
НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ С 1 ЯНВАРЯ 1997 ГОДА
С 1 января 1997 г. в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных
направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по
укреплению налоговой и платежной дисциплины" все плательщики
налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета - фактуры
при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг).
Порядок составления счетов - фактур, ведения журналов учета
счетов - фактур, книг покупок и книг продаж утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля
1996 г. N 914.
В связи с этим Государственная налоговая служба Российской
Федерации и Министерство финансов Российской Федерации сообщают
следующее.
1. Счета - фактуры являются обязательным документом для всех
плательщиков налога на добавленную стоимость, на основании которых
производятся расчеты налога на добавленную стоимость и
осуществляется контроль налоговых органов за правильностью и
полнотой уплаты налога в бюджет.
Ответственность за несоставление и неиспользование счетов -
фактур как дополнительных учетно - контрольных официальных
документов первичного бухгалтерского учета регулируется пунктом
1 "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с учетом
последующих изменений и дополнений.
С введением счета - фактуры, типовой формы, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96
N 914, сохраняются все действующие формы расчетных и первичных
учетных документов, включая счета и счета - фактуры типовой формы
N 868 и N 868а.
Счет - фактура является инструментом дополнительного контроля
налоговых органов за полнотой сбора налога на добавленную
стоимость и используется ими для встречных проверок
налогоплательщиков с целью выявления фактов уклонения от уплаты
налога поставщиками и необоснованного предъявления к зачету
(возмещению) сумм входного налога покупателями.
2. Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость
осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации от
6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" с
последующими изменениями и дополнениями.
С 1 января 1997 г. исчисление налога на добавленную стоимость
производится в действующем порядке исходя из стоимости
реализованной продукции (работ, услуг), определяемой в
соответствии с учетной политикой, принятой на предприятии (по мере
отгрузки или по мере оплаты).
Принятие к зачету (возмещению) сумм налога на добавленную
стоимость по приобретенным товарам, предназначенным для продаж,
и материальным ресурсам (работам, услугам), стоимость которых
относится на издержки производства и обращения, осуществляется в
ранее действовавшем порядке по мере их оплаты и оприходования, при
обязательном наличии счетов - фактур по указанным товарам
(работам, услугам) и материальным ресурсам, зарегистрированных в
книге покупок у покупателя.
3. С 1 января 1997 г. каждая отгрузка, в том числе на экспорт,
товаров (выполнение работ, оказание услуг), включая остатки на
01.01.97, оформляется составлением счета - фактуры и регистрацией
в книге продаж в соответствии с Порядком, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96
N 914.
Счета - фактуры по товарам (работам, услугам), отгруженным
(выполненным, оказанным) до 1 января 1997 г. и оплачиваемым после
1 января 1997 г., не составляются и в книге продаж у поставщика не
отражаются. В книге покупок у покупателя по этим товарам (работам,
услугам) также никаких записей не производится. Налог на
добавленную стоимость по таким товарам, работам, услугам (при
учетной политике по оплате) уплачивается в бюджет поставщиком и
предъявляется к зачету (возмещению) из бюджета у покупателя в
прежнем порядке в том отчетном периоде, когда будет произведена
оплата.
Счета - фактуры по авансам (предоплате), полученным
поставщиком до 1 января 1997 г. в счет предстоящих поставок
товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые будут
произведены после 1 января 1997 г., также не составляются и в
книге продаж у поставщика не отражаются.
С 1 января 1997 г. отгрузка товаров (выполнение работ,
оказание услуг) под сумму аванса (предоплаты), полученную до
1 января 1997 г., оформляется составлением счета - фактуры и
регистрацией в книге продаж у поставщика в соответствии с
Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.07.96 N 914.
4. Счет - фактура составляется поставщиком по мере отгрузки
товаров (выполнения работ, оказания услуг) в двух экземплярах,
один из которых представляется покупателю не позднее 10 дней с
даты отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Счет - фактура составляется поставщиком также по мере
поступления (но не позднее 10 дней со дня получения) любых
денежных средств, если их получение связано с расчетами по оплате
товаров, работ, услуг, в т.ч. сумм авансовых платежей (предоплат),
поступивших в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ,
оказания услуг) на счета поставщика в учреждениях банков либо в
его кассу; средств от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты
неустоек, полученных за нарушение обязательств, предусмотренных
договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Такие счета - фактуры составляются в одном экземпляре и являются
основанием для начисления налога на добавленную стоимость и
регистрации в книге продаж у поставщика и не подлежат
предъявлению покупателям для регистрации в книге покупок в целях
зачета (возмещения) налога.
При составлении счетов - фактур по указанным суммам денежных
средств допускается неполное заполнение показателей счета -
фактуры, утвержденных вышеназванным Постановлением:
- обязательно заполняются строки 1 - 7, графы 1, 7, 9 - 11;
- в графе 1 вместо наименования товаров (работ, услуг)
указывается назначение получаемых денежных средств (аванс,
предоплата, штрафы, пени и т.п.);
- графы 2 - 6, 8 не заполняются.
Счета - фактуры, утвержденные Постановлением Правительства
Российской Федерации от 29.07.96 N 914, должны также составляться
при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), включая
основные средства и нематериальные активы; передаче средств,
зачисляемых в уставные фонды организаций, в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации; при направлении средств
участников совместной деятельности в период создания общей долевой
собственности. В графе 1 таких счетов - фактур, кроме наименования
товара (работ, услуг), поставщик обязан указать назначение
передаваемых средств - "безвозмездная передача", "передача в
уставный фонд", "совместная деятельность".
Указанные счета - фактуры являются основанием для регистрации
в книге продаж у передающей стороны и подлежат регистрации в книге
покупок у покупателя без предъявления к зачету (возмещению) налога
по ним. Регистрация покупателем в книге покупок этих счетов -
фактур производится с пометками "безвозмездная передача",
"передача в уставный фонд", "совместная деятельность".
При выделении в счете - фактуре поставщиком налога на
добавленную стоимость при безвозмездной передаче средств
указанная сумма налога отражается в графах 76 или 86 книги покупок
у покупателя красным с соответствующим уменьшением итоговой суммы
налога по этим графам за отчетный период.
В случае отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуги)
физическим лицам, предпринимателям без образования юридического
лица счета - фактуры выписываются в установленном порядке с
указанием данных конкретного физического лица - покупателя
(заказчика).
Эти счета - фактуры являются основанием для начисления налога
на добавленную стоимость и регистрации в книге продаж у поставщика
и не могут предъявляться физическими лицами - неплательщиками
налога на добавленную стоимость для возмещения из бюджета этого
налога.
В целях создания благоприятных условий налогоплательщикам для
перехода к новому порядку расчетов по налогу на добавленную
стоимость на основе счетов - фактур, в качестве временной меры и
впредь до особых указаний, допускается при составлении счетов -
фактур поставщиками незаполнение их реквизитов по строкам 1г, 1д,
1ж, 1з, 6г, 6д, 6ж, 6з и графе 2. При этом также могут не
заполняться соответствующие показатели в книге продаж по графам
3а и 3б и книге покупок по графам 5а и 5б.
5. В расчетных документах (поручениях, требованиях -
поручениях, требованиях) на оплату отгруженных товаров
(выполненных работ, оказанных услуг) по строке, где указывается
назначение платежа, наименование товара, выполненных работ,
оказанных услуг, номера и суммы товарных документов, обязательна
ссылка на номера соответствующих счетов - фактур.
6. Копии (вторые экземпляры) составленных поставщиком счетов -
фактур по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным
услугам) хранятся в журнале учета выдаваемых покупателям счетов -
фактур.
Регистрация составленных счетов - фактур в книге продаж
производится в хронологическом порядке по мере реализации товаров
(работ, услуг), т.е. по мере отгрузки или по мере оплаты в
зависимости от установленной учетной политики.
При учетной политике у поставщика по отгрузке регистрация
составленных счетов - фактур в книге продаж производится сразу на
всю сумму отгрузки по этим счетам независимо от оплаты.
В случае частичной оплаты за отгруженные товары (выполненные
работы, оказанные услуги) при учетной политике по оплате
регистрация счета - фактуры в книге продаж поставщиком
производится на каждую сумму, поступившую в порядке частичной
оплаты, с указанием реквизитов счета - фактуры по этим отгруженным
товарам (выполненным работам, оказанным услугам) и пометкой по
каждой сумме "частичная оплата".
Регистрация счетов - фактур с одинаковыми реквизитами в книге
продаж у поставщика допускается только в случаях поступления
средств в порядке частичной оплаты и отгрузки товаров (работ,
услуг) под полученную сумму авансов (предоплаты) с соответствующей
корректировкой (зачетом) ранее начисленных сумм налога по
полученным авансам (предоплате).
7. При завершении налогового отчетного периода до истечения
десятидневного срока составление счетов - фактур и регистрация в
книге продаж должны производиться поставщиком в том отчетном
периоде, когда произведена реализация товаров (работ, услуг), но
не позднее установленного десятидневного срока.
Пример:
Дата отгрузки товара поставщиком 25 октября
Дата оплаты товара 27 октября
Десятидневный срок для составления счета -
фактуры поставщиком истекает 3 ноября
Дата фактического составления счета - фактуры 25 - 31 октября
Регистрация счета - фактуры в книге продаж
поставщиком производится:
а) при учетной политике по отгрузке 25 - 31 октября
б) при учетной политике по оплате 27 - 31 октября
8. Оригиналы счетов - фактур, получаемые покупателями от
поставщиков, хранятся у покупателя в журнале учета счетов - фактур
и подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке
по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (работ,
услуг). Соответствующие записи в книге покупок делаются по более
поздней дате наступления одного из указанных условий, т.е. при
обязательном соблюдении этих двух условий.
В случае частичной оплаты оприходованных товаров (выполненных
работ, оказанных услуг) регистрация счета - фактуры в книге
покупок у покупателя производится на каждую сумму, перечисленную
поставщику в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов
счета - фактуры по полученным товарам (работам, услугам) и
пометкой у каждой суммы "частичная оплата".
Регистрация счетов - фактур с одинаковыми реквизитами в книге
покупок у покупателя допускается только в случаях перечисления
средств в порядке частичной оплаты.
При ввозе товаров по импорту основанием для регистрации в
книге покупок является таможенная декларация на ввозимые товары и
платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налога на
добавленную стоимость на таможне без выписки и оформления счета -
фактуры. Таможенные декларации или их копии, заверенные в
установленном порядке, и платежные документы хранятся у покупателя
в журнале учета получаемых счетов - фактур.
9. В случае компьютерного учета у налогоплательщика
допускается составление счетов - фактур с использованием
компьютера. Изменения внешней формы счета - фактуры не должны
нарушать последовательности расположения и числа показателей,
утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства Российской
Федерации в типовой форме счета - фактуры.
При наличии большого количества покупателей (потребителей) или
поставщиков, а также компьютерной формы учета допускается ведение
книги продаж (покупок) с использованием компьютера.
По истечении отчетного периода, но не позднее 20 числа месяца
(квартала), следующего за отчетным, в этих случаях книга продаж
(покупок) распечатывается, страницы пронумеровываются,
прошнуровываются и скрепляются печатью.
При представлении покупателям счетов - фактур по почте датой
представления следует считать дату сдачи счета - фактуры на почту.
10. Обеспечение бланками счетов - фактур, книгами покупок и
книгами продаж осуществляется налогоплательщиками самостоятельно.
Предприятия - поставщики ведут достоверный количественный и
номерной учет незаполненных бланков счетов - фактур.
Все бланки счетов - фактур поставщиками должны быть заранее
пронумерованы. Нумерация незаполненных бланков счетов - фактур
производится плательщиками налога на добавленную стоимость,
указанными в пункте 2 Инструкции Государственной налоговой службы
Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и
уплаты налога на добавленную стоимость", самостоятельно.
Номера копий счетов - фактур должны быть идентичны номерам
оригиналов.
Пронумерованные бланки счетов - фактур используются для
оформления операций по отгрузке товаров (выполнению работ,
оказанию услуг) в возрастающем порядке номеров.
Неиспользованные в текущем отчетном периоде пронумерованные
бланки используются в следующем отчетном периоде.
Нумерация новых бланков счетов - фактур осуществляется в
возрастающем порядке от последнего присвоенного номера.
Размножение и передача пронумерованных незаполненных бланков
счетов - фактур другим организациям, а также филиалам, отделениям
и другим обособленным подразделениям организаций, самостоятельно
реализующим товары (работы, услуги), или физическим лицам
запрещается.
Контроль за правильностью учета и использования бланков -
счетов фактур осуществляется руководителем предприятия или
уполномоченным им лицом.
11. При реализации товаров за наличный расчет предприятиями
розничной торговли и общественного питания и другими
организациями, оказывающими платные услуги (работы)
непосредственно населению за наличный расчет с использованием ККМ,
требования Порядка считаются выполненными, если продавец товара
(услуги, работы) выдал покупателю кассовый чек (счет), содержащий
необходимые реквизиты, утвержденные вышеназванным Постановлением
Правительства Российской Федерации.
У организаций, оказывающих платные услуги (работы)
непосредственно населению без использования ККМ в случаях,
предусмотренных действующим законодательством, допускается
применение действующих бланков строгой отчетности взамен счетов -
фактур с последующим отражением их в книге продаж у поставщика.
12. В целях осуществления контроля на основании счетов -
фактур за правильностью и полнотой уплаты в бюджет налога на
добавленную стоимость налоговые органы используют встречные
проверки наличия достоверных счетов - фактур под одним и тем же
регистрационным номером как у поставщика, так и у покупателя.
Об изложенном сообщите соответствующим налоговым инспекциям,
финансовым органам и плательщикам налога на добавленную стоимость.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы РФ -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ
Заместитель Министра
финансов Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
------------------------------------------------------------------
|