МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 1996 г. N 01-266/16-12
О ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ И ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ
ДИСЦИПЛИН ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ,
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ
В связи с проведением лицензирования, аттестации и аккредитации
государственных и муниципальных музыкальных, художественных,
хоровых, хореографических, театральных школ и других школ искусств
(ниже - "школ искусств") экспертные комиссии требуют соответствия
образовательных программ, реализуемых этими образовательными
учреждениями, государственным образовательным стандартам.
Министерство разъясняет, что обучение детей, подростков и
взрослых в школах искусств государственных и муниципальных органов
управления культуры не сопровождается повышением уровня их
образования. Профессиональная подготовка особо одаренных учащихся
в школах искусств имеет целью предоставить им возможность
продолжения образования в средних профессиональных образовательных
учреждениях искусства и культуры.
В связи с этим Министерство направляет примерные учебные планы
детской музыкальной, художественной школы и школы искусств,
традиционно применяемые в педагогической практике этих
образовательных учреждений. Согласно Типовому положению о
государственной, муниципальной школе искусств (утверждено Приказом
Минкультуры России от 04.09.95 N 617) организация образовательного
процесса в школе искусств регламентируется учебными планами,
годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий,
разрабатываемыми и утверждаемыми школой самостоятельно и
согласованными с органами управления культуры по подчиненности
школы. Следовательно, школа искусств в соответствии с Законом
Российской Федерации "Об образовании" имеет право адаптировать
рекомендованные учебные планы к самостоятельной организации
педагогического процесса (по договоренности с учредителем).
Учебные планы инструментальных классов предусматривают возможность
обучения детей игре на музыкальном инструменте с любым из
указанных сроков (7 (8) лет; 5 (6) лет в зависимости от возраста
учащегося и других его индивидуальных особенностей. Каждый
педагогический коллектив (дирекция совместно с педсоветом)
самостоятельно устанавливает необходимые педагогические и
концертмейстерские учебные часы помимо тех, которые уже
предусмотрены в учебном плане (так же как, например, часы,
необходимые на проведение сводных занятий оркестров, ансамблей,
хоров, предметов по выбору).
В учебном плане подготовительных групп традиционно
предусматривается еженедельное проведение занятий по сольфеджио,
ритмике, хору и музыкальному инструменту. Директора (педсоветы)
школ искусств самостоятельно определяют количество часов по этим
дисциплинам и наполняемость групп в зависимости от местных
условий, педагогического опыта, при этом общий объем учебной
нагрузки не должен превышать 5 часов в неделю в расчете на одного
ученика.
Учебные программы по перечисленным в учебных планах
дисциплинам, утвержденные и рекомендованные Минкультуры СССР,
РСФСР, кафедрами ведущих вузов искусства и культуры, могут служить
примерными образцами, придерживаясь которых руководство школ
искусств, педагогические советы самостоятельно, с учетом известных
достижений педагогической мысли, сложившейся практики, местных
традиций и экзаменационных требований для поступающих в средние
профессиональные образовательные учреждения культуры и искусства,
разрабатывают и утверждают различные учебные программы. Все
учебные планы и программы должны свободно приспосабливаться к
индивидуальным способностям и склонностям учащихся - обеспечивать
развитие разносторонней творческой одаренности детей и подростков,
их общее эстетическое воспитание, а также профессиональную
направленность учащихся, изъявивших желание (и проявивших
способность) поступить в специальные образовательные учреждения.
Министерство культуры России готово рассмотреть и рекомендовать
к практическому применению авторские учебные программы, будут
приниматься меры к систематической подготовке учебных программ для
школ искусств в учреждениях Министерства.
Заместитель Министра
В.П.ДЕМИН
Приложение
к письму
Министерства культуры
Российской Федерации
от 23 декабря 1996 г. N 01-266/16-12
ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ, МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ,
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ, ШКОЛЫ ИСКУССТВ
ТИПОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ)
Инструментальные классы
Срок обучения: 7 (8) лет
----T-------------T-------------------------------------T--------¬
¦ N ¦Наименование ¦ Количество учебных часов в неделю ¦Экзамены¦
¦п/п¦ предмета +---T----T----T----T---T----T----T----+прово- ¦
¦ ¦ ¦ I ¦ II ¦III ¦ IV ¦ V ¦ VI ¦VII ¦VIII¦дятся в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<*> ¦ ¦классах ¦
+---+-------------+---+----+----+----+---+----+----+----+--------+
¦1 ¦Музыкальный ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦VII, ¦
¦ ¦инструмент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦VIII ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Сольфеджио ¦1,5¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5¦1,5 ¦1,5 ¦2 ¦VII, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦VIII ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Хор, оркестр,¦1 ¦1 ¦1,5 ¦1,5 ¦3 ¦3 ¦3 ¦- ¦ ¦
¦ ¦ансамбли <**>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Музыкальная ¦- ¦- ¦- ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦- ¦ ¦
¦ ¦литература ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5 ¦Предмет по ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦ ¦
¦ ¦выбору <***> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---+----+----+----+---+----+----+----+--------+
¦ ¦Всего: ¦5,5¦5,5 ¦6 ¦7 ¦8,5¦8,5 ¦8,5 ¦5 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<**>¦ ¦
L---+-------------+---+----+----+----+---+----+----+----+---------
--------------------------------
<*> Выпускники VII класса могут считаться закончившими полный
курс школы искусств. В VIII класс по решению дирекции, педсовета
зачисляются учащиеся, проявившие способности и склонность к
продолжению профессионального образования.
<**> По решению дирекции, педсовета, с учетом пожеланий
учащегося, родителей, может увеличиваться время на занятия
специальным предметом или в оркестре, ансамбле.
<***> Примерный перечень предметов по выбору: ритмика,
ансамбль, музыкальный инструмент, аккомпанемент, импровизация,
сочинение, теория, гармония, основы дирижирования и др.
Предметы по выбору, с учетом пожеланий учащихся (родителей),
утверждаются дирекцией (педсоветом).
Примечания к учебному плану "Инструментальные классы. Срок
обучения - 7 (8) лет".
1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной
литературе и ритмике в среднем 10 человек; в школах с контингентом
учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х языках
допускается состав групп по этим же предметам от 5 чел.; по
решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение групп
по сольфеджио, теории, гармонии (от 5 чел.) профессионально
перспективных учащихся.
Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по
оркестру и ансамблям в среднем 6 чел.
2. Помимо регулярных занятий оркестра и хора, предусмотренных
учебным планом, 1 раз в месяц проводятся 2-часовые сводные занятия
оркестра (также и хора, отдельно - младшего и старшего).
3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане,
необходимо предусмотреть:
педагогические часы для проведения сводных занятий оркестра,
хоров и ансамблей;
концертмейстерские часы:
для проведения групповых занятий с хорами в соответствии с
учебным планом и сводных занятий (по 2 часа в месяц);
для проведения занятий по предметам "музыкальный инструмент"
(кроме фортепьяно, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1
часа в неделю на каждого ученика;
для проведения занятий по предметам по выбору.
Инструментальные классы
Срок обучения: 5 (6) лет
----T-------------T-------------------------------------T--------¬
¦ N ¦Наименование ¦ Количество учебных часов в неделю ¦Экзамены¦
¦п/п¦ предмета +-----T------T-----T-----T-----T------+прово- ¦
¦ ¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ V ¦ VI ¦дятся в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ ¦классах ¦
+---+-------------+-----+------+-----+-----+-----+------+--------+
¦1 ¦Музыкальный ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦V, VI ¦
¦ ¦инструмент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Сольфеджио ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦2 ¦V, VI ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Хор, оркестр,¦1 ¦1,5 ¦3 ¦3 ¦3 ¦<**> ¦ ¦
¦ ¦ансамбли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Музыкальная ¦- ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦- ¦ ¦
¦ ¦литература ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5 ¦Предмет по ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦ ¦
¦ ¦выбору <***> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-----+------+-----+-----+-----+------+--------+
¦ ¦Всего: ¦5,5 ¦7 ¦8,5 ¦8,5 ¦8,5 ¦5 <**>¦ ¦
L---+-------------+-----+------+-----+-----+-----+------+---------
--------------------------------
<*> Выпускники V класса могут считаться закончившими полный
курс школы искусств. В VI класс по решению дирекции, педсовета
зачисляются учащиеся, проявившие способности и склонность к
продолжению профессионального образования.
<**> По решению дирекции, педсовета, с учетом пожеланий
учащегося, родителей, может увеличиваться время на занятия
специальным предметом или в оркестре, ансамбле.
<***> Примерный перечень предметов по выбору: ритмика,
ансамбль, музыкальный инструмент, аккомпанемент, импровизация,
сочинение, теория, гармония, основы дирижирования и др.
Предметы по выбору, с учетом пожеланий учащихся (родителей),
утверждаются дирекцией (педсоветом).
Примечания к учебному плану "Инструментальные классы. Срок
обучения - 5 (6) лет".
1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной
литературе и ритмике в среднем 6 человек; в школах с контингентом
учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х языках
допускается состав групп по этим же предметам от 5 чел.; по
решению дирекции и педсовета с III класса возможно выделение групп
по сольфеджио, теории, гармонии (от 3 чел.) профессионально
перспективных учащихся.
Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по
оркестру и ансамблям в среднем 6 чел.
2. Помимо регулярных занятий оркестра и хора, предусмотренных
учебным планом, 1 раз в месяц проводятся 2-часовые сводные занятия
оркестра (также и хора, отдельно - младшего и старшего).
3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане,
необходимо предусмотреть:
педагогические часы для проведения сводных занятий оркестра,
хоров и ансамблей;
концертмейстерские часы:
для проведения групповых занятий с хорами в соответствии с
учебным планом и сводных занятий (по 2 часа в месяц);
для проведения занятий по предметам "музыкальный инструмент"
(кроме фортепьяно, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1
часа в неделю на каждого ученика;
для проведения занятий по предметам по выбору.
ТИПОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ)
Хоровой класс
Срок обучения: 7 (8) лет
----T------------T--------------------------------------T--------¬
¦ N ¦Наименование¦ Количество учебных часов в неделю ¦Экзамены¦
¦п/п¦ предметов +----T----T---T----T----T----T----T----+прово- ¦
¦ ¦ ¦ I ¦ II ¦III¦ IV ¦ V ¦ VI ¦VII ¦VIII¦дятся в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<*> ¦ ¦классах ¦
+---+------------+----+----+---+----+----+----+----+----+--------+
¦1 ¦Хор ¦3,5 ¦3,5 ¦3,5¦3,5 ¦3,5 ¦3,5 ¦3,5 ¦3,5 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Сольфеджио ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦VII, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦VIII ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Музыкальный ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦2 ¦ ¦
¦ ¦инструмент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Музыкальная ¦- ¦- ¦- ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦- ¦ ¦
¦ ¦литература ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5 ¦Предмет по ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦ ¦
¦ ¦выбору <**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------+----+----+---+----+----+----+----+----+--------+
¦ ¦Всего: ¦7 ¦7 ¦7 ¦8 ¦8 ¦8 ¦8 ¦8 ¦ ¦
L---+------------+----+----+---+----+----+----+----+----+---------
--------------------------------
<*> Выпускники VII класса могут считаться закончившими полный
курс школы искусств. В VIII класс по решению дирекции, педсовета
зачисляются учащиеся, проявившие способности и склонность к
продолжению профессионального образования.
<**> Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, ансамбль,
музыкальный инструмент, аккомпанемент, импровизация, сочинение,
теория, гармония, основы дирижирования и др.
Предметы по выбору, с учетом пожеланий учащихся (родителей),
утверждаются дирекцией (педсоветом).
Примечания к учебному плану "Хоровой класс. Срок обучения - 7
(8) лет".
1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной
литературе и ритмике в среднем 10 человек; в школах с контингентом
учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х языках
допускается состав групп по этим же предметам от 5 чел.; по
решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение групп
по сольфеджио, теории, гармонии (от 5 чел.) профессионально
перспективных учащихся.
Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по
оркестру и ансамблям в среднем 6 чел.
2. Время, отведенное по учебном плану на хор, может быть
использовано как на групповые, так и на сводные занятия в
соответствии с планом работы хорового отдела.
3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане,
необходимо предусмотреть концертмейстерские часы:
для проведения групповых занятий с хорами по группам и на
сводные занятия;
для проведения занятий по предметам по выбору.
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
----T------------------------T--------------------T-----T--------¬
¦ N ¦ Наименование предметов ¦ Количество учебных ¦Ито- ¦Экзаме- ¦
¦п/п¦ ¦ часов в неделю ¦говые¦национ- ¦
¦ ¦ +---T----T---T---T---+прос-¦ные про-¦
¦ ¦ ¦ I ¦ II ¦III¦IV ¦ V ¦мотры¦смотры ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+--------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ В классах ¦
+---+------------------------+---+----+---+---+---+-----T--------+
¦1 ¦Рисунок ¦3 ¦3 ¦4 ¦4 ¦3 ¦I, ¦IV, V ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦II, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦III ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Живопись ¦3 ¦3 ¦3 ¦3 ¦3/0¦I, ¦IV, V ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<*>¦II, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦III ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Композиция <**> ¦2/1¦2/1 ¦2/1¦2/1¦2/1¦I, ¦IV, V ¦
¦ ¦(станковая/прикладная) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦II, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦III ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Скульптура ¦2 ¦2 ¦1 ¦1 ¦0/3¦I, II¦IV, V ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5 ¦История изобразительного¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦- ¦Собеседование ¦
¦ ¦искусства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6 ¦Предмет по выбору ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦4 ¦IV ¦V ¦
+---+------------------------+---+----+---+---+---+-----+--------+
¦ ¦Всего: ¦13 ¦13 ¦13 ¦13 ¦13 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---+----+---+---+---+-----+--------+
¦ ¦Учебная практика: ¦28 ¦28 ¦28 ¦28 ¦- ¦ ¦ ¦
¦ ¦(2 недели ежегодно, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на группу) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+------------------------+---+----+---+---+---+-----+---------
--------------------------------
<*> По желанию учащихся в V классе разрешается заменить предмет
"живопись" на "скульптуру".
<**> По решению дирекции и педсовета часы станковой и
прикладной композиции могут быть переставлены. По желанию учащихся
в V классе могут проводиться занятия только по станковой или
прикладной композиции.
Пояснительная записка
к типовому учебному плану детской художественной школы
и художественного отделения детской школы искусств
1. В 1 класс детской художественной школы и художественного
отделения детской школы искусств принимаются дети 10 - 12 лет.
Срок обучения в школе - 4 (5) лет. Первые 4 года - основной курс
обучения, 5 год - класс профориентации. В него зачисляются
учащиеся, проявившие профессиональные способности и склонность к
продолжению художественного образования, по решению руководства
школы и педагогического совета.
Количественный состав групп в 1 - 4 классах - 10 - 15 человек,
в малонаселенных пунктах - от 8 до 15 человек. Количественный
состав групп в 5 классе - 6 - 9 человек, в малонаселенных пунктах
- от 4 до 7 человек.
2. Предмет по выбору (отдельные предметы учебного плана,
предметы профориентации) определяется администрацией школы и
педсоветом и утверждается до начала учебного года. В 5 классе
разрешается распределение времени, отведенного на предмет по
выбору, между несколькими предметами, предусмотренными учебным
планом.
По желанию учащихся и их родителей директор школы имеет право
освобождать учащихся от занятий предметом по выбору, однако без
изменения размера платы за обучение.
3. Учебная практика проводится в форме пленэра в течение 2
недель в летний или осенний период. Она может быть рассредоточена
на протяжении всего учебного года. В школах, ориентированных на
преподавание прикладного искусства, в особенности - расположенных
в центрах народных художественных промыслов, часть учебной
практики (пленэра) может быть заменена на практические занятия по
прикладному искусству - на производстве, в мастерских школы и т.д.
4. Для учащихся второй смены общеобразовательной школы
количественный состав групп определяется школой (не менее 4-х
человек), при сохранении количества групп по школе в целом.
5. При ДХШ и ДШИ, по решению администрации, могут быть
организованы подготовительные группы на основе самоокупаемости со
сроком обучения 1 - 4 года (см. ниже).
Для учащихся, желающих продолжить занятия после окончания
основного курса обучения или класса профориентации, при ДХШ и ДШИ
могут создаваться вечерние классы со сроком обучения 1 - 3 года на
основе самоокупаемости (см. ниже).
6. Сроки начала и окончания учебного года, каникул должны
совпадать со сроками, устанавливаемыми для общеобразовательных
школ (следует также учитывать время проведения учебной практики).
7. Текущий просмотр учебных работ проводится по итогам каждого
полугодия, итоговый - в конце учебного года и экзаменационный
просмотр - по итогам 4 и 5 классов.
8. Количество часов на оплату натуры определяется учебными
программами (не более 30% от учебного времени, отведенного на
каждый предмет).
Задачами класса профориентации являются:
целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в
художественные и художественно-промышленные училища;
подготовка к работе на предприятиях, требующей соответствующей
художественной грамотности.
Учащимся, успешно завершившим занятия на основном курсе
обучения (1 - 4 классы), выдается свидетельство об окончании
школы, а прошедшим обучение в 5 классе и сдавшим экзамены, в
свидетельство вносится соответствующая запись об окончании класса
профориентации.
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)
Срок обучения 1 - 4 года
----T--------------------T--------------------------T------------¬
¦ N ¦ Наименование ¦Количество часов в неделю ¦ Итоговые ¦
¦п/п¦ предметов +--------------------------+ просмотры ¦
¦ ¦ ¦ год обучения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 1 2 3 4 ¦ ¦
¦ ¦ +------T------T-----T------+------------+
¦ ¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦Год обучения¦
+---+--------------------+------+------+-----+------+------------+
¦1 ¦Изобразительное ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦1, 2, 3, 4 ¦
¦ ¦искусство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Лепка ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦1, 2, 3, 4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Декоративно- ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦1, 2, 3, 4 ¦
¦ ¦прикладное искусство¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Предмет по выбору ¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦1, 2, 3, 4 ¦
¦ ¦<**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+------+------+-----+------+------------+
¦ ¦Всего: ¦ 6 ¦ 7 ¦ 7 ¦ 8 ¦ ¦
L---+--------------------+------+------+-----+------+-------------
--------------------------------
<*> Срок обучения определяется администрацией школы (в пределах
1 - 4 лет).
<**> Предмет по выбору определяется администрацией школы и
педсоветом (отдельные предметы учебного плана, предметы
профориентации и др.) и утверждается до начала учебного года.
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ (ВЕЧЕРНИЕ КЛАССЫ) <*>
--------------------------------
<*> Срок обучения определяется администрацией школы (в пределах
1 - 3 лет).
Срок обучения 1 - 3 года
----T--------------------T--------------------------T------------¬
¦ N ¦ Наименование ¦Количество часов в неделю ¦ Итоговые ¦
¦п/п¦ предметов +--------------------------+ просмотры ¦
¦ ¦ ¦ 1 2 3 ¦ ¦
¦ ¦ +--------T--------T--------+------------+
¦ ¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦Год обучения¦
+---+--------------------+--------+--------+--------+------------+
¦1 ¦Рисунок ¦2 ¦2 ¦2 ¦1, 2, 3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Живопись <**> ¦2/0 ¦2/0 ¦2/0 ¦1, 2, 3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Композиция <***> ¦1/1 ¦1/2 ¦1/1 ¦1, 2, 3 ¦
¦ ¦(станковая/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладная) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Скульптура ¦0/2 ¦0/2 ¦0/2 ¦1, 2, 3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5 ¦Предмет по выбору ¦3 ¦3 ¦3 ¦3 ¦
¦ ¦<****> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+--------+--------+--------+------------+
¦ ¦Всего: ¦9 ¦9 ¦9 ¦ ¦
L---+--------------------+--------+--------+--------+-------------
--------------------------------
<**> По желанию учащихся разрешается заменять предмет
"живопись" на "скульптуру".
<***> Администрация школы имеет право проводить занятия только
по станковой или только по прикладной композиции.
<****> Предмет по выбору (отдельные предметы учебного плана,
предметы профориентации и др.) определяется администрацией школы и
педсоветом школы и утверждается до начала учебного года.
УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ, ХОРОВОЙ, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ
И ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Срок обучения - 8 лет.
1) Первый класс (подготовительный цикл):
Вариант первый - для музыкальной школы:
Предметы:
Хоровое пение ¦по 2 часа в неделю на каждый
Ритмика (танец) ¦предмет (всего 6 часов в неделю)
Сольфеджио и слушание музыки ¦
Вариант второй - для школы искусств:
Предметы:
Музыка ¦по 2 часа в неделю на каждый предмет (всего
Ритмика и танец ¦6 часов в неделю)
Рисование и лепка ¦
2) II - VIII классы - (основные циклы):
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ИЛИ МУЗЫКАЛЬНАЯ
ШКОЛА
Хоровое пение
-----------------------T---T---T---T---T---T---T----T------------¬
¦Наименование предмета ¦II ¦III¦IV ¦ V ¦VI ¦VII¦VIII¦ Экзамены ¦
+----------------------+---+---+---+---+---+---+----+------------+
¦Хоровой класс ¦4 ¦4 ¦4 ¦4 ¦4 ¦4 ¦4 ¦IV, VI, VIII¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сольфеджио ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Музыкальная литература¦- ¦- ¦- ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦ ¦
+----------------------+---+---+---+---+---+---+----+-------------
¦Итого: ¦6 ¦6 ¦6 ¦7 ¦7 ¦7 ¦7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Факультативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дисциплины по выбору: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Фортепьяно или ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
¦другой инструмент ¦(2)¦(2)¦(2)¦(2)¦(2)¦(2)¦(2) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Основы дирижирования ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦0,5¦0,5 ¦
L----------------------+---+---+---+---+---+---+-----
Фортепьяно
------------------------T--T---T---T---T---T---T----T------------¬
¦ Наименование предмета ¦II¦III¦IV ¦ V ¦VI ¦VII¦VIII¦ Экзамены ¦
+-----------------------+--+---+---+---+---+---+----+------------+
¦Фортепьяно ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦IV, VI, VIII¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ансамбль и ¦- ¦0,5¦0,5¦0,5¦0,5¦0,5¦0,5 ¦ ¦
¦аккомпанемент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сольфеджио ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦IV, VI, VIII¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Музыкальная литература ¦- ¦- ¦- ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦ ¦
+-----------------------+--+---+---+---+---+---+----+-------------
¦Итого: ¦4 ¦4,5¦4,5¦5,5¦5,5¦5,5¦5,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Факультативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дисциплины: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Коллективное ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦
¦музицирование (хор, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оркестр, ансамбль) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Дополнительный муз. ¦- ¦- ¦0,5¦0,5¦0,5¦0,5¦- ¦
¦инструмент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------+--+---+---+---+---+---+-----
Оркестровые инструменты
(народные, духовые, смычковые)
------------------------T--T---T---T---T---T---T----T------------¬
¦ Наименование предмета ¦II¦III¦IV ¦ V ¦VI ¦VII¦VIII¦ Экзамены ¦
+-----------------------+--+---+---+---+---+---+----+------------+
¦Музыкальный инструмент ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦IV, VI, VIII¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ансамбль ¦- ¦0,5¦0,5¦0,5¦0,5¦0,5¦0,5 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Оркестровый класс ¦- ¦- ¦- ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦IV, VI, VIII¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сольфеджио ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Музыкальная литература ¦- ¦- ¦- ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦ ¦
+-----------------------+--+---+---+---+---+---+----+-------------
¦Итого: ¦4 ¦4,5¦4,5¦7,5¦7,5¦7,5¦7,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Факультативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дисциплины по выбору: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общее фортепьяно (или ¦- ¦0,5¦0,5¦0,5¦0,5¦0,5¦- ¦
¦другой муз. инструмент)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ансамбль (оркестр) ¦- ¦- ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Хоровой класс ¦2 ¦2 ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦
L-----------------------+--+---+---+---+---+---+-----
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
ИЛИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА
------------------------T--T---T---T---T---T---T----T------------¬
¦ Наименование предмета ¦II¦III¦IV ¦ V ¦VI ¦VII¦VIII¦ Экзамены ¦
+-----------------------+--+---+---+---+---+---+----+------------+
¦Классический танец ¦- ¦4,5¦4 ¦3 ¦3 ¦3 ¦4 ¦III, V, VIII¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Народно-сценический ¦- ¦- ¦2 ¦2 ¦3 ¦3 ¦3 ¦VI, VIII ¦
¦танец ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Историко-бытовой и ¦- ¦2 ¦2 ¦2 ¦1 ¦1 ¦1 ¦VI, VIII ¦
¦соврем. бальный танец ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Беседы о хореографиче- ¦- ¦- ¦- ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦ ¦
¦ском искусстве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ритмика (и танец) ¦4 ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Музыкальная грамота и ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦2 ¦VII ¦
¦слушание музыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Индивидуальные занятия ¦- ¦0,5¦0,5¦0,5¦0,5¦0,5¦0,5 ¦ ¦
¦по танцу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+--+---+---+---+---+---+----+-------------
¦Итого: ¦5 ¦8 ¦9,5¦9,5¦9,5¦9,5¦9,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Факультативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дисциплины по выбору: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Музыкальный инструмент ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
L-----------------------+--+---+---+---+---+---+-----
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ИЛИ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА
----------------------------T--T---T--T--T--T---T----T-----------¬
¦ Наименование предмета ¦II¦III¦IV¦V ¦VI¦VII¦VIII¦ Экзамены ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(просмотры)¦
+---------------------------+--+---+--+--+--+---+----+-----------+
¦Основы изобразительной ¦2 ¦2 ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦III ¦
¦грамоты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Прикладное искусство ¦2 ¦2 ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Лепка ¦2 ¦2 ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Беседы по искусству ¦1 ¦1 ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Рисунок ¦- ¦- ¦3 ¦3 ¦3 ¦3 ¦3 ¦VI, VII ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Живопись ¦- ¦- ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦VI, VII ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Станковая композиция ¦- ¦- ¦2 ¦2 ¦- ¦- ¦- ¦V ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Композиция декоративно- ¦- ¦- ¦2 ¦2 ¦- ¦- ¦- ¦V ¦
¦прикладного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оформительского искусства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Скульптура ¦- ¦- ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦V ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦История изобразительного ¦- ¦- ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦2 ¦VIII ¦
¦искусства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Предметы по выбору ¦- ¦- ¦- ¦- ¦4 ¦4 ¦4 ¦VI, VII, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦VIII ¦
+---------------------------+--+---+--+--+--+---+----+------------
¦Итого: ¦7 ¦7 ¦12¦12¦12¦12 ¦12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Летняя учебная практика (2 ¦- ¦- ¦56¦56¦56¦56 ¦56 ¦
¦недели ежегодно на группу) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Предметы по выбору: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Вариант I: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Скульптура ¦- ¦- ¦- ¦- ¦2 ¦2 ¦2 ¦
¦ Композиция (станковая или ¦- ¦- ¦- ¦- ¦2 ¦2 ¦2 ¦
¦ декоративно-прикладная) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Вариант II: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Станковая композиция ¦- ¦- ¦- ¦- ¦4 ¦4 ¦4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Вариант III: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Композиция ¦- ¦- ¦- ¦- ¦4 ¦4 ¦4 ¦
¦ декор.-прикладного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ оформительского искусства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------+--+---+--+--+--+---+-----
ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШКОЛЫ ИСКУССТВ
------------------------------T----T----T----T----T----T----T----¬
¦ Наименование предмета ¦ II ¦III ¦ IV ¦ V ¦ VI ¦ VII¦VIII¦
+-----------------------------+----+----+----+----+----+----+----+
¦Музыка (хоровое пение, ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦сольфеджио, слушание) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Изобразительное искусство ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Танец (ритмика) ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Предметы по выбору <*> ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 6 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 6 ¦
+-----------------------------+----+----+----+----+----+----+----+
¦Итого: ¦ 6 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Факультативные дисциплины: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Музыкальный инструмент ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦История искусств ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
L-----------------------------+----+----+----+----+----+----+-----
--------------------------------
<*> Предметы по выбору (примерный перечень дисциплин).
Хоровой или оркестровый класс
Ансамбль и аккомпанемент
Сольфеджио
Слушание музыки
Рисование
Лепка (скульптура)
Прикладное искусство
Беседы об изобразительном искусстве
Танец
Беседы о хореографическом искусстве
Художественное слово
Сценическое действие
Беседы о театральном искусстве
Примечание к учебному плану отделения общего эстетического
образования:
С V по VIII классы за счет часов, предусмотренных учебным
планом для предметов по выбору, администрация школы может
формировать различные общеэстетические циклы (направления по видам
искусства), используя приведенный выше перечень дисциплин с учетом
пожеланий и склонностей учащихся.
ОБЩИЕ ПРИМЕЧАНИЯ К УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ, ХОРОВОЙ
ШКОЛЫ И ШКОЛЫ ИСКУССТВ
1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной
литературе и ритмике в среднем 10 человек; в школах с контингентом
учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х языках допуска-
<...> учебном плане, могут проводиться групповые занятия по
смежным видам искусств. Такие группы могут организовываться за
счет часов, предусмотренных в целом для предметов факультативного
цикла (без превышения общего количества часов).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ (ОТДЕЛЕНИЯ)
Срок обучения - 5 лет
----T-----------------------------T-------------------T----------¬
¦ N ¦ Наименование предметов ¦Количество учебных ¦Экзамены в¦
¦п/п¦ ¦ часов в неделю ¦ классах ¦
¦ ¦ +---T---T---T---T---+ ¦
¦ ¦ ¦ I ¦II ¦III¦IV ¦ V ¦ ¦
+---+-----------------------------+---+---+---+---+---+----------+
¦1 ¦Классический танец ¦4,5¦3 ¦3 ¦3 ¦3 ¦I, V ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Народно-сценический танец ¦- ¦2 ¦2 ¦3 ¦3 ¦III, V ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Историко-бытовой и ¦2 ¦2 ¦2 ¦1 ¦1 ¦IV ¦
¦ ¦современный бальный танец ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Беседы по истории ¦- ¦- ¦1 ¦1 ¦1 ¦- ¦
¦ ¦хореографического искусства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5 ¦Ритмика ¦1 ¦1 ¦- ¦- ¦- ¦- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6 ¦Музыкальная грамота и ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦- ¦
¦ ¦слушание музыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7 ¦Подготовка отдельных ¦0,5¦0,5¦0,5¦0,5¦0,5¦- ¦
¦ ¦концертных номеров (практика)¦<*>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+---+---+---+---+---+----------+
¦ ¦Всего: ¦ 9 ¦9,5¦9,5¦9,5¦9,5¦ ¦
+---+-----------------------------+---+---+---+---+---+----------+
¦ Факультативные дисциплины ¦
+---------------------------------T---T---T---T---T---T----------+
¦Музыкальный инструмент ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦ ¦
¦(по выбору) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------------+---+---+---+---+---+-----------
--------------------------------
<*> 0,5 индивидуальных занятий на каждого учащегося.
Примечания
к учебному плану детской хореографической школы
(отделения)
Детская хореографическая школа (отделение школы искусств)
ставит своей целью дать детям общую хореографическую подготовку,
способствовать воспитанию эстетического вкуса детей. Школа
призвана развивать танцевальные и музыкальные способности,
содействовать общему физическому развитию детей, укреплению их
здоровья, а также выявлять и подготавливать наиболее способных для
поступления в средние профессиональные учебные заведения культуры
и искусства.
В хореографическую школу принимаются дети в возрасте 9 - 10
лет. Срок обучения - 5 лет.
Класс состоит из 26 - 28 учащихся.
Занятия по классическому танцу во всех классах и по народно-
сценическому во II и III классах могут проводиться раздельно с
мальчиками и девочками. Наполняемость групп по этим дисциплинам 12
- 14 человек, что должно учитываться как соответственное
увеличение педагогической нагрузки преподавателя. Наполняемость
групп на занятиях по историко-бытовому и современному бальному
танцу во всех классах и народно-сценическому в IV и V классах - 6
- 7 пар.
Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане,
необходимо предусмотреть:
концертмейстерские часы - для проведения занятий по
классическому, народно-сценическому, историко-бытовому и
современному бальному танцам, ритмике и подготовке концертных
номеров (практике) - в соответствии с учебным планом (100%
учебного времени).
Индивидуальные часы, предусмотренные на предмет "Подготовка
отдельных концертных номеров (практика)", разрешается использовать
на занятиях по отдельным предметам танцевального цикла
(классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой и
современный бальный танец).
Теоретические занятия (Беседы по истории хореографического
искусства) проводятся для всей группы (класса). Занятия по
музыкальной грамоте и слушанию музыки проводятся с группами 12 -
14 человек.
В классах, где учебным планом экзамены не предусмотрены,
проводятся контрольные уроки. В конце учебного года рекомендуется
проводить отчетные концерты, в которых принимают участие по
возможности все учащиеся хореографической школы.
|