Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 января 1997 г. N 1229
-------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПРИКАЗ
от 20 декабря 1996 г. N 169
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ
СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ
(с изм., согл. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71,
Приказа ФАС РФ от 25.04.2006 N 108)
Преамбула не применяется. - Приказ ФАС РФ от 25.04.2006 N 108.
1 - 3. Не применяются. - Приказ ФАС РФ от 25.04.2006 N 108.
Министр
Л.А.БОЧИН
Утвержден
Приказом МАП России
от 20.12.96 N 169
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ
СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71,
Приказа ФАС РФ от 25.04.2006 N 108)
Преамбула не применяется. - Приказ ФАС РФ от 25.04.2006 N 108.
1 - 7. Не применяются. - Приказ ФАС РФ от 25.04.2006 N 108.
8. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта
8.1. При наличии неблагоприятных структурных предпосылок для
развития конкуренции на товарных рынках необходимо
проанализировать поведение хозяйствующих субъектов, занимающих
наибольшую долю на рынке, по отношению к своим конкурентам, что
позволит выявить наличие (отсутствие) у них рыночного потенциала.
8.2. Под термином рыночный потенциал понимается возможность
хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие
условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или)
затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, и не
связанная напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном
рынке.
Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта может быть связан с
наличием его доминирующего положения на рынке. Однако на отдельных
товарных рынках возникают ситуации, когда хозяйствующий субъект с
долей на рынке менее 35% обладает рыночным потенциалом по
отношению к другим хозяйствующим субъектам на этом же товарном
рынке.
8.3. Анализ рыночного потенциала предполагает:
- измерение рыночного потенциала;
- определение направлений использования рыночного потенциала, в
том числе в ущерб конкуренции.
8.4. При измерении рыночного потенциала могут быть применены
три различных подхода:
- структурный - анализ положения хозяйствующего субъекта на
товарном рынке;
- оценка степени эффективности деятельности хозяйствующего
субъекта;
- анализ зависимости показателей деятельности хозяйствующего
субъекта от показателей деятельности конкурентов.
Структурный подход в основе своей включает подсчет числа
продавцов на данном товарном рынке и сравнение долей, занимаемых
каждым участником рынка.
Доли, занимаемые каждым участником рынка, используются как
показатели рыночного потенциала: чем больше доля, тем больше
рыночный потенциал.
При этом для правильного применения структурного критерия
требуется тщательное взвешивание различных условий рынка: учет
возможности и вероятности входа на рынок других продавцов, наличие
в продаже бывших в употреблении товаров и других приемлемых (но не
эквивалентных) заменяющих товаров, а также других факторов,
свидетельствующих о том, может ли данный продавец повышать цены и
сокращать выпуск продукции.
В дополнение к структурному подходу при измерении рыночного
потенциала рекомендуется использовать анализ эффективности
деятельности хозяйствующих субъектов. При этом подходе
определяются: отклонения показателей эффективности деятельности
хозяйствующих субъектов (прибыли, рентабельности) от их
среднеотраслевых значений, а также факторы, обусловившие
отклонения.
Эффективность деятельности хозяйствующих субъектов на товарном
рынке может свидетельствовать о рыночном потенциале лишь при
условии долговременного сохранения максимальных размеров
показателей эффективности (не менее 1 года).
Для измерения рыночного потенциала можно использовать анализ
зависимости показателей деятельности хозяйствующего субъекта от
показателей деятельности конкурентов:
- исчисления эластичности спроса по цене: чем больше
неэластичность спроса на продукцию данного продавца, тем больше
его потенциал на рынке;
- наблюдения за поведением продавца товара при ценообразовании:
устанавливаются ли цены на уровне выше конкурентного и как долго
их удается поддерживать на этом уровне. На практике может быть
использован также метод исчисления остаточного спроса: после
расчета размеров покупательского спроса и предложения со стороны
конкурентов в анализируемый период времени определяется
возможность поставщика повысить цены в результате сокращения
выпуска продукции.
8.5. Интегральным показателем рыночного потенциала
хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, является
устанавливаемая им цена, превышающая уровень конкурентных цен на
данном товарном рынке, в том числе монопольно высокая цена <*>.
--------------------------------
<*> Выявление монопольных цен не является предметом данного
Порядка. Однако в процессе определения рыночного потенциала
действующих на рынке хозяйствующих субъектов рекомендуется
проанализировать используемые ими модели ценообразования.
8.6. Свидетельством наличия рыночного потенциала, наряду с
вышеизложенным, может явиться (особенно если присутствует
одновременно несколько таких факторов):
- постоянное извлечение прибыли выше нормальной в данной
отрасли;
- сокращение уровня выпуска продукции в сочетании с ростом цен,
происходящее при отсутствии убытков;
- свидетельство непрекращающейся ценовой дискриминации, т.е.
установление разных цен для разных групп покупателей или в
различных географических регионах, не оправданное разницей в
затратах;
- превышение фактических издержек уровня, достижимого при
наиболее эффективном росте масштабов производства;
- уровень торговых издержек, превышающий экономически
обоснованный;
- уровень технологического прогресса, значительно опережающий
среднеотраслевые показатели;
- условия использования прав на промышленную собственность
(патентов, лицензий, торговых знаков и т.д.);
- наличие соглашений между конкурентами по поставкам
необходимых товаров, услуг, прав на использование патентов,
интеллектуальной собственности;
- появление в структуре издержек таких статей расхода, как,
например, оплата услуг на создание в органах исполнительной и
законодательной власти организованной поддержки интересов
хозяйствующего субъекта, чрезмерные представительские расходы.
9. Не применяется. - Приказ ФАС РФ от 25.04.2006 N 108.
Приложения 1 - 11. Не применяются. - Приказ ФАС РФ от
25.04.2006 N 108.
|