ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 1996 г. N 1499
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ
КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ
НА 1996 - 2000 ГОДЫ
В целях создания организационных, экономических и социальных
условий для устойчивого функционирования крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов и в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 565 "О мерах по
стабилизации экономического положения и развитию реформ в
агропромышленном комплексе" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, N 17, ст. 1956) Правительство Российской
Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу
развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на
1996 - 2000 годы (далее именуется Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Финансовое обеспечение Программы осуществляется Министерством
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству
финансов Российской Федерации предусматривать выделение
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской
Федерации целевым назначением бюджетных ассигнований на реализацию
Программы.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации предусматривать выделение в 1996 - 2000 годах
средств из соответствующих бюджетов на реализацию региональных
программ развития крестьянских (фермерских) хозяйств и
кооперативов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 декабря 1996 г. N 1499
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
И КООПЕРАТИВОВ НА 1996 - 2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ
НА 1996 - 2000 ГОДЫ
Наименование - Федеральная целевая программа
Программы развития крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов на
1996 - 2000 годы
Основание для - Указ Президента Российской Федерации
разработки Программы от 16 апреля 1996 г. N 565,
Постановление Правительства
Российской Федерации от 21 июня
1996 г. N 723 "О мерах по стабилизации
экономического положения и развитию
реформ в агропромышленном комплексе"
Государственный - Министерство сельского хозяйства и
заказчик Программы продовольствия Российской Федерации
Основные - Министерство сельского хозяйства
разработчики и продовольствия Российской Федерации
Программы Министерство экономики Российской
Федерации
Министерство финансов Российской
Федерации
Ассоциация крестьянских (фермерских)
хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов России
Государственный комитет Российской
Федерации по земельным ресурсам и
землеустройству научно -
исследовательские институты
Российской академии
сельскохозяйственных наук
Цели Программы - обеспечение устойчивого развития и
повышение эффективности фермерского
сектора как составной части
многоукладной аграрной экономики,
социальная защита крестьянства в
условиях рыночных отношений
Основные - создание организационных,
программные экономических, правовых и
мероприятия социальных условий эффективного
функционирования крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов,
формирование рыночной инфраструктуры
на основе кооперации, совершенствование
механизма государственной поддержки
крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов
Исполнители - Министерство сельского хозяйства
Программы и продовольствия Российской Федерации
Министерство экономики
Российской Федерации
Министерство финансов
Российской Федерации
Ассоциация крестьянских (фермерских)
хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов России
Государственный комитет
Российской Федерации по земельным
ресурсам и землеустройству
Российская академия
сельскохозяйственных наук
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
Сроки и этапы - 1996 - 2000 годы:
реализации I этап - 1996 - 1998 годы
Программы II этап - 1999 - 2000 годы
Важнейшие целевые - к 2000 году за счет роста числа
показатели крестьянских (фермерских) хозяйств,
увеличения размеров крестьянского
землевладения, внедрения прогрессивных
технологий и повышения на этой основе
продуктивности земледелия и
животноводства валовая продукция
сельского хозяйства в этом секторе
вырастет примерно в 2,6 раза и его доля
в общем объеме производства достигнет
5,5 - 6 процентов.
Производство зерна составит около
9 млн. тонн,
подсолнечника - 660 тыс. тонн,
сахарной свеклы - 1,7 млн. тонн
и молока - до 2 млн. тонн
Ожидаемые результаты - повышение экономической
Программы эффективности крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов,
создание рыночной инфраструктуры,
улучшение социального положения
крестьян
Система контроля за - контроль за исполнением Программы
исполнением осуществляют государственный заказчик -
Программы Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации,
Министерство экономики Российской
Федерации, Министерство финансов
Российской Федерации,
органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
I. Введение
Федеральная целевая программа развития крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы (далее
именуется Программа) разработана в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 565 и
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня
1996 г. N 723 "О мерах по стабилизации экономического положения
и развитию реформ в агропромышленном комплексе".
Программа является дополнением и развитием положений о
фермерском секторе, содержащихся в федеральной целевой программе
стабилизации и развития агропромышленного производства в
Российской Федерации на 1996 - 2000 годы.
Программа основывается на положениях Гражданского кодекса
Российской Федерации, Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском)
хозяйстве", Федеральных законов "О сельскохозяйственной
кооперации", "О закупках и поставках сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд",
"О государственной поддержке малого предпринимательства", Указа
Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 337
"О реализации конституционных прав граждан на землю", других
нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов.
Фермерский сектор в сельском хозяйстве начал складываться с
1990 года, и к началу 1996 года насчитывалось более 280 тыс.
крестьянских (фермерских) хозяйств (далее именуются крестьянские
хозяйства). Они располагают 11 млн. га сельскохозяйственных
угодий, в том числе пашни - 8,1 млн. га, или 6,1 процента ее общей
площади. В 1995 году крестьянскими хозяйствами произведено зерна
4,7 процента, подсолнечника - 12,3, сахарной свеклы - 3,5,
картофеля - 0,9, овощей - 1,3, мяса (в убойном весе) - 1,6,
молока - 1,5 и шерсти - 4,5 процента от объема производства этих
видов продукции всеми категориями хозяйств.
Крестьянские хозяйства, образовавшиеся в первые годы реформы и
получившие стартовую финансовую поддержку, добиваются высокой
экономической эффективности производства. Фермеры создают
ассоциации и кооперативы по использованию техники, совместной
обработке земли, переработке и сбыту продукции. Развиваются другие
организационные формы малого предпринимательства.
Однако в 1994 - 1995 годах рост количества крестьянских
хозяйств резко замедлился. В 1995 году на 100 вновь созданных
хозяйств пришлось 96 распавшихся, а в ряде регионов количество
хозяйств, прекративших свою деятельность, стало превышать число
вновь созданных.
Низкие показатели развития крестьянских хозяйств и
кооперативов во многом обусловлены общими кризисными процессами,
характерными для экономики страны в целом (неплатежами за
продукцию, высокой инфляцией, диспаритетом цен на промышленную и
сельскохозяйственную продукцию, неэффективной финансово-кредитной
и налоговой политикой, снижением платежеспособного спроса,
неполным и несвоевременным бюджетным финансированием). Не решены
многие организационно-правовые, земельные, материально -
технические, социальные и другие вопросы деятельности крестьянских
хозяйств.
На развитии крестьянских хозяйств отрицательно сказалось
резкое снижение государственной поддержки на федеральном и
региональном уровнях. Недостаток финансовых средств не позволяет
многим хозяйствам эффективно использовать земельные угодья,
своевременно и качественно проводить комплекс сельскохозяйственных
работ, повышать плодородие почв, увеличивать поголовье
продуктивного скота, наращивать производство продукции. В особо
сложном положении оказались вновь образованные крестьянские
хозяйства, многие из которых не смогли начать производственную
деятельность. В течение 1994 - 1995 годов резко сократилось число
желающих образовать крестьянские хозяйства, остаются
невостребованными земли фонда перераспределения. Увеличивается
доля малоземельных фермеров (38 процентов хозяйств имеют менее
10 га земли).
Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует
комплексного решения вопросов развития крестьянских хозяйств,
усиления государственной поддержки этого сектора.
II. Цель, задачи и этапы реализации Программы
Цель Программы - обеспечение устойчивого развития и повышения
эффективности фермерского сектора, социальная защита крестьянства
в условиях рыночных отношений.
Задачами Программы являются:
создание организационных, экономических, финансовых, правовых
и социальных условий для развития крестьянских хозяйств и
кооперативов;
совершенствование механизма государственной поддержки
фермерского сектора;
развитие земельной реформы, совершенствование земельных
отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение
крестьянских землевладений;
формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе
кооперации и интеграции;
развитие фермерского самоуправления.
Решать указанные задачи предусматривается в два этапа.
На первом этапе (1996 - 1998 годы) осуществляются меры по
совершенствованию нормативно-правовой базы крестьянских хозяйств и
кооперативов. Проводится выдача правоустанавливающих документов
собственникам земельных участков и долей. Крестьянские хозяйства и
кооперативы оснащаются сельскохозяйственной техникой,
оборудованием, транспортными средствами, другими
материально-техническими ресурсами в количествах, обеспечивающих
своевременное и качественное выполнение основных хозяйственных
работ. Осуществляются мероприятия по повышению плодородия земель и
рациональному их использованию.
Государственная поддержка крестьянским хозяйствам и
кооперативам будет оказываться в зависимости от эффективности
хозяйствования на земле и ведения производства в условиях рыночных
отношений. Совершенствуется система налогообложения. Создаются
благоприятные организационные и экономические условия для
деятельности кооперативов по переработке, хранению, сбыту
сельскохозяйственной продукции и агросервису. Начнется
формирование системы кредитной и страховой кооперации,
информационно-консультативного обслуживания сельских
товаропроизводителей. Будет продолжено обучение фермеров и
работников кооперативов.
На втором этапе (1999 - 2000 годы) по мере завершения
институциональных преобразований и усиления государственной
поддержки возрастут число крестьянских хозяйств и площади
земельных наделов, ускорятся процессы специализации хозяйств.
Формируется рыночная и социальная инфраструктура на основе
кооперации и интеграции, создается система кредитной кооперации и
страхования, укрепится материально-техническая база крестьянских
хозяйств и кооперативов, расширится сфера применения эффективных
ресурсосберегающих технологий, достижений науки и передовой
практики. Увеличится производство сельскохозяйственной продукции,
укрепится экономика крестьянских хозяйств.
III. Совершенствование правовой базы крестьянских
хозяйств и кооперативов
Правовое обеспечение фермерского сектора нуждается в
существенном обновлении и будет направлено на создание условий для
его эффективного функционирования и дальнейшего развития.
Будут разработаны и внесены в Федеральное Собрание Российской
Федерации проекты Федеральных законов "О крестьянском (фермерском)
хозяйстве" (в новой редакции), "О сельских кредитных
кооперативах", "О сельских страховых кооперативах", внесены
дополнения и изменения в законодательные акты, регулирующие
деятельность крестьянских хозяйств и кооперативов, подготовлены
другие нормативно-правовые документы.
Уточнятся положения Гражданского кодекса Российской Федерации
в части юридического статуса крестьянских хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов, вводится Земельный кодекс
Российской Федерации (в новой редакции) с соответствующими
нормами, касающимися крестьянских хозяйств и кооперативов. Будут
упорядочены имущественные, трудовые и иные отношения в
крестьянских хозяйствах.
Предусматривается совершенствование налогового
законодательства в отношении крестьянских хозяйств и кооперативов
по сокращению количества налогов, снижению налоговых ставок в
целях повышения заинтересованности фермеров в расширении товарного
производства.
Предусматривается совершенствование законодательной базы
социального обеспечения и социального страхования членов
крестьянских хозяйств и кооперативов, порядка внесения платежей в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования
(с учетом сезонности и других особенностей формирования доходов
крестьянских хозяйств и кооперативов).
IV. Земельные отношения, совершенствование механизма
крестьянского землевладения и землепользования
Совершенствование земельных отношений будет направлено на
реализацию конституционных прав граждан на землю, формирование
механизма рыночного оборота земли, создание и укрупнение
крестьянских хозяйств путем объединения земельных долей членов
этих хозяйств, аренды, покупки и других видов приобретения
земельных участков.
Завершится переоформление в собственность фермерам земельных
участков, полученных ими в пожизненное наследуемое владение и
бессрочное пользование. Будут установлены предельные размеры
земельных участков, находящихся в собственности, без ограничения
размеров арендуемых земель.
Предусматривается разработать и внедрить механизм залога
земель, усовершенствовать порядок купли - продажи земельных
участков и предоставления владельцам личных подсобных хозяйств
дополнительных земельных участков (сверх установленных размеров)
за счет земельных долей и фонда перераспределения земель.
В целях формирования крестьянских хозяйств рациональных
размеров им будут предоставляться кредиты на приобретение земли,
установлено первоочередное право соседей - землевладельцев на
покупку или аренду высвобождающихся земельных участков.
Осуществится комплекс землеустроительных работ по консолидации
земельных участков крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов с учетом региональных природно-экономических
особенностей, компактного размещения земельных участков,
обеспечивающих рациональную организацию, инженерное обустройство и
эффективное использование земель и создание условий для
кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Усилится контроль за использованием земель по целевому
назначению крестьянскими хозяйствами и кооперативами.
Ожидается, что к 2000 году площадь сельскохозяйственных
угодий, находящихся в распоряжении крестьянских хозяйств и
кооперативов, составит 15 - 16 млн. га, в том числе 11 -
11,5 млн. га пашни, или 8,5 - 9 процентов ее общей площади. При
этом средний размер сельскохозяйственных угодий в расчете на одно
хозяйство возрастет до 45 - 46 га, в том числе пашни - до 32 -
33 га.
V. Развитие кооперации крестьянских хозяйств
Основными направлениями развития кооперации крестьянских
хозяйств на современном этапе являются:
совместное использование техники и обработка земли, ведение
животноводства;
переработка, хранение и сбыт продукции;
материально-техническое обеспечение;
инженерно-технологическое обслуживание;
кредитование и страхование.
Ускорится создание фермерских кооперативов по совместному
использованию техники и обработке земли на основе добровольного
объединения хозяйств, прежде всего мелких, расположенных в
достаточной близости друг от друга. Будут создаваться
кооперативные машинно-технологические станции и пункты проката
сложной и специализированной техники.
На основе кооперации усилится взаимодействие коллективных
хозяйств с крестьянскими хозяйствами по совместному использованию
имеющихся производственных мощностей по обслуживанию и ремонту
сельскохозяйственной техники, оборудования, обеспечению горюче -
смазочными материалами, семенами, хранению, переработке продукции
и другим направлениям хозяйственной деятельности.
Будут созданы кооперативы по материально-техническому
обеспечению и агросервисному обслуживанию крестьянских хозяйств,
совместному использованию объектов производственной
инфраструктуры.
Продолжится процесс преобразования предприятий по переработке
сельскохозяйственной продукции и агросервису в
сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Одновременно
начнется активизация процессов кооперирования по переработке
сельскохозяйственной продукции в районах, удаленных от действующих
перерабатывающих предприятий, объединение первичных кооперативов в
ассоциации и союзы как по отраслевому, так и по территориальному
принципам.
В 1998 - 2000 годах будет сформирована система сельских
кредитных кооперативов, ориентированных на сельскохозяйственных
товаропроизводителей и граждан, проживающих на данной территории.
Они станут источником первоначального капитала для малого
предпринимательства на селе. Для этого будут разработаны и приняты
нормативные документы, обеспечивающие правовые и экономические
основы создания и деятельности сельских кредитных кооперативов и
их союзов.
Первоначально создаются кредитные кооперативы как общества
взаимного кредитования на основе объединения средств их членов. По
мере налаживания их деятельности они перейдут к привлечению
средств населения и других инвесторов и превратятся в ссудо -
сберегательные кооперативы.
Кредитные кооперативы совместно с сельскохозяйственными
производственными и сельскохозяйственными потребительскими
кооперативами при участии других сельскохозяйственных
товаропроизводителей могут создавать сельские кооперативные банки.
Начнется работа по созданию сельских обществ взаимного
страхования и их союзов, которым будет оказана стартовая
государственная поддержка.
VI. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка
крестьянских хозяйств и кооперативов
Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения
крестьянских хозяйств и кооперативов направлена на создание
условий для развития и укрепления их материально-технической базы,
производственной и социальной инфраструктуры, повышение
эффективности и доходности производства.
В отношении крестьянских хозяйств и кооперативов применяются
все меры государственной поддержки, оказываемой
сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с
федеральной целевой программой стабилизации и развития
агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 -
2000 годы, а также установленные постановлениями Правительства
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации на возвратной и безвозвратной основе из
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов и иных источников.
Средства государственной поддержки направляются на следующие
цели:
финансирование государственных мероприятий по повышению
плодородия почв, ветеринарному обслуживанию;
дотирование продукции элитного семеноводства, льноводства,
племенного животноводства и птицеводства, овцеводства;
компенсация затрат товаропроизводителям, специализирующимся на
размножении семян овощных, бахчевых культур и кормовых
корнеплодов;
дотации на шерсть, поставляемую в государственные ресурсы,
сырье льна и конопли;
дотация на соевые бобы, реализуемые на внутреннем рынке;
поставка техники и племенного скота на основе долгосрочной
аренды (лизинга);
компенсация части затрат сельскохозяйственных
товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений,
средств защиты растений, комбикормов - животноводческими
комплексами, энергоносителей - специализированными овощеводческими
хозяйствами;
финансирование землеустроительных работ, связанных с
упорядочением существующих землепользований и организацией
устройства их территории;
компенсация до 50 процентов затрат на разработку проектно -
сметной документации и осуществление мероприятий по освоению
земель;
оказание стартовой помощи крестьянским хозяйствам в первые
пять лет, включая гарантии получения кредитов вновь создающимися
хозяйствами, поддержку формирования производственной
инфраструктуры (строительство подъездных путей, мостов, линий
электропередачи, газификация, связь, водоснабжение, мелиорация
земель, закладка многолетних насаждений);
кредитование приобретения земли;
возмещение начинающим хозяйствам первоначального взноса при
приобретении сельскохозяйственной техники на условиях лизинга или
соответствующей части затрат при приобретении техники;
содействие в создании системы кредитной кооперации в аграрном
секторе путем оказания помощи в формировании паевых фондов и
предоставления кредитных ресурсов;
формирование системы страхования в аграрном секторе с долевым
участием федерального бюджета;
льготное кредитование сельскохозяйственных
товаропроизводителей, в том числе на сезонные затраты;
финансирование подготовки кадров для агропромышленного
комплекса, издание специальной литературы для фермеров;
компенсация части страховых платежей при страховании урожая;
развитие межфермерской кооперации по совместному использованию
сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству
сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению и сбыту,
агросервису;
компенсация до 50 процентов затрат на строительство,
расширение и реконструкцию животноводческих помещений, рыбоводных
прудов, других производственных объектов;
выплата пособий семьям, переселившимся в сельскую местность
для создания крестьянских хозяйств;
льготное кредитование строительства жилья;
оказание крестьянским хозяйствам и кооперативам другой
финансовой помощи на возвратной и безвозвратной основе.
Укрепление производственной базы и инженерное обустройство
крестьянских хозяйств и кооперативов будет осуществляться в рамках
федеральных и региональных целевых программ развития отраслей
сельского хозяйства, а также программ по электрификации,
газификации и водоснабжению села, строительству дорог, развитию
средств связи в сельской местности.
Осуществится переход от уравнительного распределения средств
государственной поддержки крестьянским хозяйствам и кооперативам к
адресному, преимущественно на конкурсной основе. Приоритет будет
отдаваться тем, кто обеспечивает устойчивую работу, целевое и
эффективное использование выделенных средств.
Из федерального бюджета направляются средства на обеспечение
материально-техническими ресурсами, в том числе на поставку
техники и приобретение племенного скота на условиях лизинга,
развитие кооперации, проведение землеустроительных работ,
разработку документации по улучшению и охране земель, издание
специальной литературы, информационно-консультативное
обслуживание, строительство жилья для фермеров в размерах не менее
доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в
производстве продукции и с учетом расчетного увеличения
численности хозяйств и кооперативов.
Из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
(на возвратной и безвозвратной основе) средства выделяются на
инженерное обустройство, развитие производственной инфраструктуры,
строительство, расширение и реконструкцию животноводческих
помещений, других производственных объектов сельскохозяйственного
назначения, жилья, приобретение техники, развитие кооперации,
пособия по переселению, помощь начинающим фермерам и сельским
семейным детским домам, проведение землеустроительных работ,
разработку документации по улучшению и охране земель, дотации на
отдельные виды продукции и другие цели.
На капитальные затраты по приобретению техники, строительству
производственных объектов, жилья, объектов производственной и
социальной инфраструктуры крестьянским хозяйствам и кооперативам
из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
будет выделятся не менее 15 процентов средств, предусмотренных на
эти цели.
За счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации оказывается поддержка в финансировании строительства
других (кроме животноводческих) производственных объектов
сельскохозяйственного назначения, кредитование затрат сезонного
характера в размере не менее доли крестьянских хозяйств в площади
используемых земель или в производстве продукции.
Будет налажено кредитование крестьянских хозяйств и
кооперативов из специального фонда кредитования организаций
агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них
не более 25 процентов учетной ставки Центрального банка Российской
Федерации.
Финансовые средства государственной поддержки ежегодно
предусматриваются в федеральном бюджете, бюджетах субъектов
Российской Федерации и местных бюджетах при их формировании по
представлению органов государственного управления агропромышленным
комплексом на основании заявок органов фермерского самоуправления
в пределах сумм, предусмотренных на реализацию федеральной целевой
программы стабилизации и развития агропромышленного производства в
Российской Федерации на 1996 - 2000 годы и региональных программ.
VII. Информационно-консультативное обслуживание и научное
обеспечение крестьянских хозяйств и кооперативов.
Обучение и повышение квалификации фермеров
Для обеспечения потребностей крестьянских хозяйств,
кооперативов и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в
информации и консультационных услугах создается единая федеральная
информационно-консультативная служба, включающая в себя отраслевые
и региональные центры с сетью участковых консультантов, а также
соответствующие подразделения в органах государственного
управления агропромышленным комплексом. Информационно -
консультативная служба будет оказывать помощь в освоении
достижений науки и техники, прогрессивных технологий производства,
в области маркетинга, экономики кооперации, социальной и
юридической защиты.
Сельскохозяйственные научно-исследовательские учреждения
расширят исследования экономических, правовых, технологических и
социальных проблем ведения крестьянских хозяйств и развития
сельскохозяйственной кооперации. Будут разработаны оптимальные
модели крестьянских хозяйств и кооперативов различной
специализации производства с учетом природно-экономических зон
России.
Увеличится выпуск учебно-методических пособий, рекомендаций,
справочно-нормативной литературы для крестьянских хозяйств и
кооперативов.
В соответствии с Государственной программой подготовки
фермеров в Российской Федерации расширятся подготовка и повышение
профессиональной квалификации фермеров и работников кооперативов,
включая кредитные и страховые. В учебные программы
сельскохозяйственных учебных заведений вводится специальный курс
по проблемам сельскохозяйственной кооперации. Продолжится практика
стажировки фермеров и преподавателей сельскохозяйственных учебных
заведений в лучших отечественных крестьянских хозяйствах и
кооперативах, а также за рубежом.
Предусматривается ежегодно проводить федеральный и
региональные смотры - конкурсы крестьянских хозяйств и
кооперативов, выставки - ярмарки, научно-практические конференции
и семинары по вопросам фермерского и кооперативного движения.
VIII. Развитие фермерского самоуправления
Развитие фермерского самоуправления будет проходить путем
объединения крестьянских хозяйств в кооперативы, ассоциации и
союзы в целях координации их хозяйственной деятельности, а также
представительства и защиты экономических, социальных и правовых
интересов в органах государственной власти всех уровней и местного
самоуправления, органах хозяйственного самоуправления
товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и
других организациях.
Органы фермерского самоуправления привлекаются органами
государственной власти и органами местного самоуправления к
разработке и реализации федеральных, региональных и местных
программ социально-экономического развития агропромышленного
комплекса, совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию
производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, систем
финансового, технологического, агросервисного и информационно -
консультационного обслуживания сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления
взаимодействуют с фермерскими организациями на основе соглашений и
договоров о совместной деятельности в сфере производства,
переработки и сбыта продукции, кооперации, социального развития
села.
IX. Социально-экономические результаты
реализации Программы
Реализация Программы позволит обеспечить развитие крестьянских
хозяйств и кооперативов, повышение их экономической эффективности.
Укрепится организационно-правовое и социальное положение
крестьянских хозяйств, их материально-техническая база, возрастет
производительность труда; повысится профессиональный уровень и
благосостояние фермеров; возрастет рыночная ориентация
крестьянских хозяйств; расширится сфера занятости на селе; получат
дальнейшее развитие фермерское самоуправление, кооперативные и
интеграционные связи фермеров между собой и с другими
товаропроизводителями агропромышленного комплекса в производстве,
переработке и сбыте продукции, агросервисном обслуживании,
кредитовании, страховании и социальном обустройстве села.
Увеличится объем производства сельскохозяйственной продукции и
изменится производственная структура фермерского сектора.
Углубится специализация хозяйств, более быстрыми темпами будет
развиваться животноводство. Объем производства
сельскохозяйственной продукции в 2000 году по сравнению с
1995 годом увеличится в 2,6 раза, в том числе в земледелии - в
2,5 раза и животноводстве - в 2,7 раза. По отдельным видам
продукции (зерно, подсолнечник) доля фермеров возрастет до 9 - 10
и более процентов, по продуктам животноводства - до 4,5 -
7 процентов.
В земледелии рост производства будет достигнут за счет
увеличения числа хозяйств и общей площади земель, более полного
использования предоставленных им земельных участков, а также за
счет повышения культуры производства.
Увеличение производства животноводческой продукции будет
достигнуто за счет увеличения поголовья крупного рогатого скота и
свиней, создания более крупных товарных ферм и повышения
продуктивности животных. Удельный вес продукции животноводства в
общем объеме производства превысит 30 процентов.
В лесостепной и степной зонах сохранится специализация
крестьянских хозяйств по выращиванию зерна, сахарной свеклы и
подсолнечника, в животноводстве - по выращиванию овец, получит
значительное развитие свиноводство. В Нечерноземной зоне, многих
регионах Сибири и Дальнего Востока быстрыми темпами будет
развиваться молочное и мясное скотоводство, свиноводство,
выращивание картофеля. Расширится производство овощей, плодов и
ягод в регионах Поволжья, Северного Кавказа, Центрально -
Черноземной зоны, а также в пригородных районах промышленных
центров.
Фермерский сектор займет более прочное положение в системе
агропромышленного производства, станет конкурентоспособным на
продовольственном рынке. Доля фермерского сектора в общем объеме
валовой продукции сельского хозяйства возрастет до 5,5 -
6 процентов.
X. Организация управления Программой
и контроль за ее реализацией
Государственным заказчиком Программы является Министерство
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Управление Программой осуществляется государственным заказчиком и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
лице их органов государственного управления агропромышленным
комплексом.
Для осуществления взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации при государственном заказчике создается
межведомственный координационный совет, в состав которого войдут
специалисты Министерства сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации,
Министерства финансов Российской Федерации, Государственного
комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и
землеустройству, других заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти, а также Ассоциации крестьянских
(фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
представители финансовых, научных и общественных организаций.
На основании показателей Программы и анализа хода выполнения
программных мероприятий государственный заказчик ежегодно
подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из федерального
бюджета для финансирования Программы и направляет их в
Министерство экономики Российской Федерации и Министерство
финансов Российской Федерации.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской
Федерации, Министерство экономики Российской Федерации и
Министерство финансов Российской Федерации с участием органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулярно
организует проверки хода выполнения программных мероприятий и
использования по целевому назначению средств, выделяемых из
федерального бюджета и других источников, и ежегодно, не позднее
1 марта, представляют Правительству Российской Федерации доклад о
ходе реализации Программы за отчетный год.
Приложение N 1
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
НА 1996 - 2000 ГОДЫ
--------------------------------T-------T-------T---------T------¬
¦ ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 2000 ¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
¦ ¦(отчет)¦(отчет)¦(расчет) ¦(про- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦гноз) ¦
+-------------------------------+-------+-------+---------+------+
¦Число крестьянских (фермерских)¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦хозяйств (на конец года, ¦ 279,2 ¦ 280,1 ¦270 - 280¦ 350 ¦
¦тыс. единиц) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Площадь сельскохозяйственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦угодий - всего (млн. га) ¦ 10,9 ¦ 11,1 ¦ 11,2 ¦ 16 ¦
¦на 1 хозяйство (га) ¦ 39 ¦ 40 ¦ 41 ¦ 46 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Площадь пашни - всего (млн. га)¦ 7,9 ¦ 8 ¦ 8 ¦ 11,4¦
¦на 1 хозяйство (га) ¦ 28 ¦ 29 ¦ 29 ¦ 33 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Удельный вес крестьянских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(фермерских) хозяйств в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦общей площади пашни (в ¦ 6,1 ¦ 6,1 ¦ 6,1 ¦ 8,7 ¦
¦процентах) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------------+-------+-------+---------+-------
Приложение N 2
ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ
(тыс. тонн)
-------------------------T--------T---------T--------------------¬
¦ ¦1995 год¦1996 год ¦ 2000 год (прогноз) ¦
¦ ¦ (отчет)¦ (отчет) +--------T-----------+
¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦в процентах¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ко всем ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦категориям ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хозяйств ¦
+------------------------+--------+---------+--------+-----------+
¦Зерно (в весе после ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦доработки) ¦ 3001 ¦ 4296 ¦ 8918 ¦ 9,4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сахарная свекла ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(фабричная) ¦ 669 ¦ 720 ¦ 1680 ¦ 6,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Подсолнечник ¦ 519 ¦ 450 ¦ 660 ¦ 18,8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Картофель ¦ 363 ¦ 360 ¦ 780 ¦ 2,1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Овощи ¦ 144 ¦ 185 ¦ 440 ¦ 4,1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Реализация скота и птицы¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на убой в живой массе ¦ 147 ¦ 156 ¦ 350 ¦ 3,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Молоко ¦ 576 ¦ 645 ¦ 1950 ¦ 4,4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Шерсть (тонн) ¦ 4226 ¦ 4000 ¦ 6800 ¦ 7,1 ¦
L------------------------+--------+---------+--------+------------
Приложение N 3
ПОТРЕБНОСТЬ В КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЯХ
НА РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
И КООПЕРАТИВОВ (ПО РАСЧЕТАМ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И АССОЦИАЦИИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ РОССИИ)
(млрд. рублей, в ценах 1995 года)
-------------------T--------T--------T--------T--------T---------¬
¦ ¦1991 год¦1992 год¦1995 год¦1996 год¦2000 год ¦
¦ ¦(отчет) ¦(отчет) ¦(отчет) ¦(расчет)¦(прогноз)¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Общий объем капи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тальных вложений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(за счет всех ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦источников финан- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сирования) ¦ 6547 ¦ 11828 ¦ 1164,9 ¦ 2200 ¦ 9362,4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦собственные и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦привлеченные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средства крестьян-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ских хозяйств и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кооперативов ¦ 3156 ¦ 6552 ¦ 844,8 ¦ 1400 ¦ 5929,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджетные средства¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦всех уровней ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(включая бюджетные¦ 3391 ¦ 5276 ¦ 320,1 ¦ 800 ¦ 3433,2 ¦
¦ссуды) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------+--------+--------+--------+--------+----------
|