МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 декабря 1996 г. N 651
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ
И СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
Приказываю:
Утвердить прилагаемую Концепцию воспитательной работы с
курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России.
Заместитель Министра,
генерал-лейтенант милиции
В.И.ФЕДОРОВ
Приложение
к Приказу МВД России
от 10 декабря 1996 г. N 651
КОНЦЕПЦИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
1. Общие положения
Данная Концепция представляет собой научно обоснованную
совокупность взглядов на основные принципы, содержание и
направления развития системы воспитательной работы с курсантами и
слушателями образовательных учреждений МВД России.
Основной целью развития системы воспитательной работы является
приведение ее организации, содержания, структуры и технологии в
соответствие с требованиями времени, которые обеспечивают
формирование и развитие личности специалиста, способного
эффективно решать служебные задачи как в обычных, так и в
экстремальных ситуациях.
Для достижения этой цели предстоит решить следующие задачи:
- обосновать требования к профессионально-личностным качествам
выпускников образовательных учреждений МВД России;
- разработать научные основы развития системы воспитательной
работы в образовательных учреждениях МВД России;
- создать современную нормативно-правовую базу функционирования
этой системы;
- привести оргштатную структуру воспитательных аппаратов
образовательных учреждений в соответствие с изменившейся социально-
педагогической реальностью;
- обеспечить реализацию личностно-ориентированного подхода в
воспитательной работе с курсантами и слушателями на основе
широкого использования современных образовательных и
информационных технологий;
- активизировать работу по организации и проведению научных
исследований в области воспитания и развития личности учащихся,
внедрению их результатов в деятельность образовательных учреждений
МВД России;
- создать условия для широкого распространения и использования
отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с
курсантами и слушателями учебных заведений органов внутренних дел.
Концепция предполагает поэтапную реализацию указанной цели на
текущий период (1997 год) и ближайшую (до 2000 года) перспективу.
Первый этап (1997 год) - достижение позитивных сдвигов за счет
разработки профессиограммы, создания научно-методических основ
воспитательной работы с курсантами и слушателями, приведения
организационно-штатной структуры, численности и уровня психолого-
педагогической подготовленности сотрудников воспитательных
аппаратов и преподавательского состава образовательных учреждений
в соответствие с изменившимися социально-педагогическими
условиями.
Второй этап (до 2000 года) - корректировка организации,
содержания и технологии воспитательной работы в образовательных
учреждениях МВД России, доведение результатов функционирования
системы воспитательной работы до социально одобряемого уровня,
достижение основной цели, предусмотренной настоящей Концепцией.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской
Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента
России, постановления и распоряжения Правительства Российской
Федерации, затрагивающие компетенцию органов внутренних дел,
образовательных учреждений МВД России, а также ведомственные
нормативные акты.
2. Предпосылки и основные принципы развития
системы воспитательной работы в образовательных
учреждениях МВД России
Принципиальные изменения базисных характеристик современного
общества, возрастание объема и усложнение задач, выполняемых
сотрудниками, обострение криминогенной обстановки в стране и
изменение качественных характеристик преступности обусловливают
потребность в определении основных параметров развития системы
воспитательной работы в органах внутренних дел и в образовательных
учреждениях МВД России в частности.
Преобразования будут осуществляться на основе принципов:
- целостности и единства системы образовательных учреждений МВД
России, сочетающей федеральную подчиненность учебных заведений с
их автономностью;
- научной обоснованности, преемственности, плановости и
поэтапности осуществления намеченных преобразований;
- компетентности управления воспитательной работой в
образовательных учреждениях МВД России;
- приоритетной ориентации деятельности всех служб и
подразделений образовательных учреждений МВД России на решение
задач воспитания и развития личности курсантов и слушателей.
3. Основные направления развития системы воспитательной
работы в образовательных учреждениях МВД России
3.1. Разработка научно-методических основ совершенствования
воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.
С учетом ограниченных финансовых и материально-технических
средств эта работа на первом этапе (1997 год) будет осуществляться
преимущественно на основе поиска и использования имеющихся
ресурсов. Предстоит:
- проанализировать и обобщить опыт организации воспитательной
работы с курсантами и слушателями, накопленный образовательными
учреждениями МВД России, а также с учащимися вузов и ссузов других
министерств и ведомств;
- разработать тематику научных исследований по проблемам
воспитания и развития личности курсантов и слушателей
образовательных учреждений МВД России (включая диссертационные),
привлечь к проведению научных исследований ведущих ученых,
педагогов и практиков системы МВД, специалистов других министерств
и ведомств с перспективой расширения этих рамок до международных;
- включить в тематику диссертационных исследований адъюнктов и
соискателей вузов МВД теоретические и прикладные проблемы
воспитания и развития личности курсантов и слушателей;
- установить научно-практическое сотрудничество с Российской
академией образования по проблемам воспитания и развития личности
в звене: средняя общеобразовательная школа - ссуз - вуз -
профессиональная деятельность;
- разработать научно обоснованный пакет документов по проблемам
совершенствования воспитательной работы с курсантами и слушателями
образовательных учреждений МВД России (приказ, концепцию,
положение, программу и др.);
- создать научно-методическую секцию МЦПО и КНИ при ГУК МВД
России по вопросам организации воспитательной работы в
образовательных учреждениях МВД России.
На втором этапе (до 2000 года) предполагается:
- организовать проведение научных исследований (в том числе
диссертационных) по проблемам совершенствования воспитательной
работы в образовательных учреждениях МВД России;
- создать при ведущих вузах МВД России региональные
специализированные советы по защите диссертаций на соискание
ученых степеней кандидата и доктора психологических и
педагогических наук в области воспитания и развития личности;
- разработать серию учебников, учебных пособий, библиотечек,
справочников, альбомов и методических рекомендаций, организовать
выпуск видеофильмов и бюллетеня по обмену опытом воспитательной
работы;
- создать научно обоснованные правовые, организационные,
психолого-педагогические, финансовые и материально-технические
условия для эффективного функционирования реформированной системы
воспитательной работы с курсантами и слушателями в образовательных
учреждениях МВД России, завершить переход на новые принципы
отбора, обучения и расстановки кадров, обеспечить правовые и
социальные гарантии для личного состава.
3.2. Создание современной нормативно-правовой базы,
регламентирующей организацию, содержание и технологию
воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.
На первом этапе (1997 год) планируется выявить потребности
образовательных учреждений МВД России в правовом регулировании
работы по воспитанию и развитию личности курсантов и слушателей,
разработать базовые нормативные документы, регламентирующие эту
работу.
На втором этапе (до 2000 года) в системе профессионального
образования МВД России предполагается создать юридическую службу,
призванную решать задачи совершенствования правового обеспечения
деятельности учебных заведений, в том числе и в области
воспитательной работы, завершить формирование новой нормативно-
правовой базы организации воспитательной работы в образовательных
учреждениях МВД, отвечающей цели настоящей Концепции.
3.3. Совершенствование организации воспитательной работы в
образовательных учреждениях МВД России.
На первом этапе (1997 год) предполагается:
- исходя из имеющихся возможностей определить организационно-
штатную структуру воспитательных аппаратов и подготовить пакет
нормативно-методических материалов, необходимых для проведения
соответствующих преобразований;
- определить порядок и механизм взаимодействия подразделений и
служб, осуществляющих профессиональную ориентацию, отбор,
обучение, воспитание, научно-методическое, психолого-
педагогическое, информационное и материально-техническое
обеспечение работы образовательных учреждений МВД России;
- выявить воспитательные возможности содержания каждой учебной
дисциплины и внести коррективы в технологию обучения курсантов и
слушателей с целью усиления воспитательной направленности
образовательного процесса;
- всесторонне использовать потенциал общественных,
политических, религиозных, творческих и иных организаций при
проведении воспитательной работы с курсантами и слушателями;
- активизировать деятельность органов самоуправления учащихся
образовательных учреждений МВД России, обеспечить нормативно-
методическое регулирование этого направления работы;
- организовать на базе региональных вузов МВД России
подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников
воспитательных аппаратов и профессорско-преподавательского состава
образовательных учреждений МВД России;
- создать в образовательных учреждениях МВД России кабинеты по
методике воспитательной работы с личным составом органов
внутренних дел и психологической реабилитации;
- разработать критерии оценки эффективности воспитательной
работы с курсантами и слушателями.
На втором этапе (до 2000 года) планируется:
- осуществить корректировку процесса воспитания и развития
личности курсантов и слушателей, руководствуясь целью настоящей
Концепции;
- ввести штатные должности заместителей начальников
образовательных учреждений МВД России, а также заместителей
начальников факультетов (курсов) по воспитательной работе;
- создать на базе групп и лабораторий психофизиологического
обеспечения образовательных учреждений МВД России социально-
психологические службы, возложив на них функции профессиональной
ориентации молодежи, психолого-педагогического сопровождения
учебно-воспитательного процесса, адаптации выпускников учебных
заведений к самостоятельной практической деятельности, а также
изучения общественного мнения;
- выявить ценностные ориентации и динамику изменения жизненных
планов старшеклассников средних общеобразовательных школ;
- разработать профессионально-квалификационные требования к
сотрудникам воспитательных аппаратов и профессорско-
преподавательскому составу образовательных учреждений МВД России;
- оптимизировать систему ранней профориентации и
допрофессиональной подготовки молодежи в юридических колледжах,
лицеях, специализированных классах, группах, на подготовительных
отделениях и курсах образовательных учреждений МВД России;
- внедрить в воспитательно-образовательный процесс
образовательных учреждений МВД России принципы педагогики
сотрудничества и современные технологии, позволяющие стимулировать
самостоятельно-творческую работу учащихся по развитию своих
профессионально-личностных качеств.
3.4. Совершенствование информационного обеспечения
воспитательной работы с курсантами и слушателями на основе
современных компьютерных технологий.
На первом этапе (1997 год) предстоит сформировать единую
методологию сбора и обработки информации в области воспитательного
процесса в образовательных учреждениях МВД России, повысить
уровень информационной культуры сотрудников путем внедрения в ОВД
компьютерной техники, создания курсов повышения квалификации по
работе с информационной техникой. Создать банк данных по
инновационным технологиям воспитывающего и развивающего обучения.
На втором этапе (до 2000 года) планируется разработать
информационную систему диагностики, отслеживания и прогнозирования
динамики изменения профессионально-личностных качеств учащихся по
годам обучения, а также создать в образовательных учреждениях МВД
информационно-оценочные базы данных о динамике профессионального
роста их выпускников. Предполагается ввести в действие
информационную систему анализа и прогнозирования состояния
воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.
|