ПИСЬМО ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ
от 10 декабря 1996 г. N 11-05/396
Госналогслужба России, рассмотрев запрос ЗАО "Балтийский
аудит" от 11.11.96 N 45 о правомерности требований налоговых
органов об уплате налогоплательщиком не поступивших в доход
бюджета по вине банка налогов, в дополнение к ответу на этот
вопрос от 11.10.96 N 11-05/291 сообщает следующее.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
определено, что "под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом
понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или
во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на
условиях, определяемых законодательными актами".
Статьей 11 указанного Закона установлено, что налогоплательщик
обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги.
Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается
уплатой им налога либо отменой налога.
В случае, если налогоплательщик совершил все действия по
обеспечению поступления соответствующей суммы налога в бюджет,
возложенные на него налоговым законодательством (своевременно
представил банку надлежаще оформленное платежное поручение на
перечисление налоговых платежей в бюджет при наличии денежных
средств на счете плательщика), к нему не применяются меры
финансовой ответственности, предусмотренные подпунктом "в" пункта
1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации", однако сама обязанность
налогоплательщика по уплате налога не может считаться исполненной
до момента поступления этих средств в бюджет.
Порядок открытия банковского счета, обязанности банка, в
котором у клиента открыт счет, в том числе по выполнению
распоряжений клиента о перечислении (включая перечисление
налоговых платежей в бюджет) и выдаче соответствующих сумм со
счета регулируются не налоговым, а гражданским законодательством
Российской Федерации.
В соответствии со статьей 865 Гражданского кодекса Российской
Федерации банк, принявший платежное поручение плательщика, обязан
перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя
средств для ее зачисления на счет лица, указанного в поручении.
Банк обязан незамедлительно информировать плательщика по его
требованию об исполнении поручения.
Факт неперечисления банком денежной суммы на расчетный счет
кредитора либо бюджетный счет уполномоченного банка
свидетельствует о неисполнении должником обязательств, каким бы
оно ни было: гражданско-правовым или налоговым.
Ответственность банка за неисполнение или ненадлежащее
исполнение поручения клиента установлена для гражданско-правовых
обязательств статьей 866 Гражданского кодекса Российской
Федерации, а для налоговых обязательств статьей 15 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
Применение мер ответственности к виновному банку не
освобождает должника от исполнения основного обязательства,
вытекающего из договора или закона.
Центральный Банк Российской Федерации телеграммой от 26.05.93
N 87-93 сообщил, что с 01.06.93 все операции коммерческими банками
осуществляются в пределах кредитовых остатков на их корсчетах.
Соответственно операция по списанию с расчетного счета клиента
суммы платежа может быть произведена только при фактическом
перечислении средств, подтвержденном отметкой расчетно-кассового
центра. Противное свидетельствует о нарушении банком правил
ведения безналичных расчетов в Российской Федерации и правил
ведения бухгалтерского учета и отчетности в учреждениях банков и
не может служить доказательством исполнения должником обязательств
перед кредитором, в том числе перед государством.
Информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 04.04.96 N 1 "Об ответственности налогоплательщиков и
банков за непоступление в бюджет налогов" определен момент
прекращения налоговой обязанности налогоплательщика. Согласно
названному информационному письму обязанность налогоплательщика по
уплате налога может считаться исполненной при поступлении
соответствующих сумм в бюджет. В противном случае имеет место
недоимка, которая может быть взыскана с налогоплательщика в общем
порядке.
Этот общий порядок изложен в пункте 1 статьи 13 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации", согласно которому установлен бесспорный (внесудебный)
порядок взыскания недоимки с юридических лиц.
Госналогслужба России руководствуется информационным письмом
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при
рассмотрении обращений налогоплательщиков о списании
госналогинспекциями с расчетных счетов организаций в банках сумм
недоимки по налогам вследствие неисполнения неплатежеспособными
банками платежных поручений клиентов.
Изменить существующий порядок определения недоимки по налогам
у организаций и порядок их бесспорного списания возможно, внеся
соответствующие изменения в налоговое законодательство.
Государственный советник
налоговой службы I ранга В.Г.Кораблев
|