ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 1996 г. N 1425
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОКРУГАХ САНИТАРНОЙ
И ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
(с изм., согл. Постановлений Правительства РФ от 20.12.2002 N 909,
от 19.07.2006 N 449)
Во исполнение Федеральных законов "О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 9, ст. 713) и "Об
особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024) Правительство
Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение об округах санитарной и горно-
санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
федерального значения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 1996 г. N 1425
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОКРУГАХ САНИТАРНОЙ И ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.12.2002 N 909,
от 19.07.2006 N 449)
Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации округов
санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных
местностей и курортов федерального значения и особенности режима
хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их
территории.
2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального
значения в соответствии с законодательством Российской Федерации
являются особо охраняемыми природными территориями. Для охраны
этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-
санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования,
проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение
природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и
преждевременного истощения.
3. Округа санитарной охраны устанавливаются для климатических
лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального
значения, если их природные лечебные факторы не относятся к
недрам.
4. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если:
в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах федерального
значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты,
относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие
полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных);
лечебно-оздоровительная местность или курорт федерального
значения находится в районе с повышенной сейсмичностью, развитым
карстом или в районе, где происходят оползневые, селевые и другие
процессы.
5. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны
защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):
месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных
для использования в лечебных целях на месте и розлива;
месторождения лечебных грязей, предназначенных для
использования в лечебных целях на месте и расфасовки;
месторождения природных газов и пара, имеющих лечебное
значение;
месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к
категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и
другие);
лечебный климат;
рапа лиманов и озер;
акватории морей, озер, рек и других водных объектов,
предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории,
используемые для лечебных процедур на воздухе;
леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения,
имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-
гигиенические функции;
участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и
курортов федерального значения, занимаемые зданиями и сооружениями
санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-
курортного строительства.
6. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны
экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и
природных ресурсов, не отнесенных к лечебных ресурсам (источники
хозяйственно-питьевого водоснабжения, почвы, недра, воздушный
бассейн, поверхностные водоемы и другие объекты), должно
соответствовать законодательству Российской Федерации.
7. Территория и режим округов санитарной и горно-санитарной
охраны учитываются при разработке территориальных комплексных
схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства,
проектов районной планировки и генеральных планов развития
территорий.
Разработка проектов округов санитарной и
горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных
местностей и курортов федерального значения
8. Разработка проектов округов санитарной охраны лечебно-
оздоровительных местностей и курортов федерального значения
производится организациями по заданиям заказчика, согласованным с
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а
проектов округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных
местностей и курортов федерального значения - также с Федеральной
службой по экологическому, технологическому и атомному надзору,
при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о
соответствии выбранного участка требованиям санитарного
законодательства, выданного Федеральной службой по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека.
(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2006 N 449)
9. Проект округа санитарной охраны лечебно-оздоровительной
местности и курорта федерального значения согласовывается с
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а
проект округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной
местности и курорта федерального значения - также с Федеральной
службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при
наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии
проекта требованиям санитарного законодательства, выданного
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека.
(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2006 N 449)
Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной
охраны лечебно-оздоровительных местностей
и курортов федерального значения
10. На территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального
значения устанавливается режим хозяйственной деятельности,
запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух,
наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию
эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные
ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий.
Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-
оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
11. Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя
территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов
федерального значения. Для компактно расположенных лечебно-
оздоровительных местностей и курортов федерального значения,
представляющих собой единый курортный регион (район), может быть
установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может
быть установлен для территории отдельно расположенного природного
объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод,
месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа
санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-
оздоровительной местности, курорта федерального значения,
курортного региона (района).
В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-
оздоровительных местностей и курортов федерального значения, не
имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений
лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих
строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух
(второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей,
которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории,
- до одной (второй) зоны. Округа санитарной и горно-санитарной
охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального
значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере
освоения территории в курортных целях корректируются с выделением
в их пределах третьей зоны.
Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных
восходящих источников, скважин, грязевых сопок и других), имеющих
высокую степень естественной защищенности, может быть организована
одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой
степени защищенности, выделяются первая, вторая и при
необходимости третья зоны округа горно-санитарной охраны.
12. Режим первой зоны устанавливается для месторождений
минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных
грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в
лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и
прилегающих к ним акваторий.
На территории первой зоны запрещаются проживание и
осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за
исключением работ, связанных с исследованием и использованием
природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии
применения экологически безопасных и рациональных технологий.
На указанной территории разрешается осуществление связанных с
эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ,
строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных
станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение
питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи
минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных,
противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство
и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не
наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного
пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с
централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим
работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне,
допускает их посещение в лечебных целях.
Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных
вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени
естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее
15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.
Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны
устанавливаются в зависимости от естественной защищенности
месторождения, его типа и гидрологического режима, но на
расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или от
линии максимального многолетнего уровня водоема.
Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических
элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных
для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на
расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее
300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при
ширине водного объекта менее 300 метров - по его противоположному
берегу.
13. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой
происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям
лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам
неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для
естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных
грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также
для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-
курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного
строительства.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и
сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием
сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ,
загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению
природных лечебных ресурсов, в том числе:
строительство новых и расширение действующих промышленных
объектов, производство горных и других работ, не связанных
непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а
также с развитием и благоустройством курорта;
строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и
ферм, устройство навозохранилищ;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-
смазочных материалов;
строительство транзитных автомобильных дорог;
размещение коллективных стоянок автотранспорта без
соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных
масел и сточных вод;
строительство жилых домов, организация и обустройство садово-
огороднических участков и палаточных туристических стоянок без
централизованных систем водоснабжения и канализации;
размещение кладбищ и скотомогильников;
устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной
фильтрации и накопителей сточных вод;
складирование и захоронение промышленных, бытовых и
сельскохозяйственных отходов;
массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих
организацию кумысолечения);
использование минеральных удобрений и навозных стоков,
применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями
растений и сорняками, использование химических методов борьбы с
эвтрофикацией водоемов;
сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением
сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а
также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на
санитарное и экологическое состояние этих объектов;
вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и
санитарных рубок, и другое использование земельных участков,
лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению
качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов
лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения.
При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и
болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых
насаждениях разрешается применение по согласованию с органами
санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и
быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии
выполнения этой работы специализированными организациями.
Границы второй зоны устанавливаются:
для месторождений минеральных вод с учетом геоструктурных и
гидрогеологических условий территории;
для месторождений лечебных грязей по линии ближайших
водоразделов поверхностного и грунтового стоков;
для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к
категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических
особенностей их залегания;
для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, с
учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других
возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих
нормативных документов.
При необходимости границы второй зоны могут обосновываться
гидродинамическими и другими расчетами.
14. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей
питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей
месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных
ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для
территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от
неблагоприятного техногенного воздействия.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение
промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также
на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся
загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных
ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ,
которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные
ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности
или курорта федерального значения.
Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей
распространения всех природных лечебных факторов и объектов с
учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.
15. Границы округа санитарной или горно-санитарной охраны
совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии
или совпадении на отдельных участках с границами второй либо
первой зоны - с внешними границами этих зон.
16. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-
санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и
санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
17. Развитие и застройка территорий в пределах округов
санитарной и горно-санитарной охраны осуществляются в строгом
соответствии с генеральным планом курорта федерального значения,
утвержденным в установленном порядке.
18. Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной
охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального
значения утверждаются Правительством Российской Федерации по
совместному представлению органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.12.2002 N 909, от
19.07.2006 N 449)
19. В случае, когда округ санитарной или горно-санитарной
охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального
значения распространяется на территории двух или более субъектов
Российской Федерации, предложения по установлению его границ и
режима функционирования согласовываются в установленном порядке с
соответствующим органом исполнительной власти каждого субъекта
Российской Федерации.
Обеспечение санитарной и горно-санитарной охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов
федерального значения
20. Обеспечение установленного режима санитарной и горно-
санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
федерального значения осуществляют:
в первой зоне пользователи природных лечебных ресурсов;
во второй и третьей зонах пользователи природных лечебных
ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.
21. Вынесение на местность установленных границ округа
санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного
самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после
утверждения округа.
Оповещение физических и юридических лиц об установленных
границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной
или горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке.
22. Надзор за разработкой природных ресурсов, отнесенных к
категории полезных ископаемых, осуществляют органы Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в
пределах своей компетенции.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.12.2002 N 909, от
19.07.2006 N 449)
23. Государственный экологический контроль на территориях
лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального
значения, а также на объектах, расположенных за пределами этих
территорий, но оказывающих на них вредное техногенное воздействие,
осуществляют органы Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования в пределах своей компетенции.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.12.2002 N 909, от
19.07.2006 N 449)
|