ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
ПИСЬМО
от 2 декабря 1996 г. N МК-1-17-20/249
Федеральная служба лесного хозяйства России направляет для
использования в практической деятельности Рекомендации по
проведению ревизий производственной и финансово - хозяйственной
деятельности органов управления лесным хозяйством в субъектах
Российской Федерации, предприятий, учреждений и организаций
Федеральной службы лесного хозяйства России.
Заместитель Руководителя
Федеральной службы
М.Ю.КЛИНОВ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕВИЗИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
И ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
I. Общие положения
1. Ревизии производственной и финансово - хозяйственной
деятельности органов управления лесным хозяйством в субъектах
Российской Федерации, предприятий, учреждений и организаций
Федеральной службы лесного хозяйства России проводятся в
учреждениях и организациях, финансируемых из федерального бюджета,
один раз в два года, в других предприятиях и организациях - один
раз в год.
2. Ревизии осуществляются вышестоящими органами, которым
непосредственно подчинены предприятия, учреждения и организации (в
дальнейшем - организации), и назначаются в каждом отдельном случае
руководителем этого органа в соответствии с утвержденным годовым
планом проведения ревизий.
В случае необходимости проводятся внеочередные ревизии и
проверки по отдельным вопросам.
3. Для проведения комплексных ревизий производственной и
финансово - хозяйственной деятельности организаций назначается
ревизионная группа, в состав которой включаются специалисты,
хорошо знающие экономику, технологию лесохозяйственного и иного
производства, организацию труда, бухгалтерский учет и другие
вопросы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности
организаций.
Руководителем ревизионной группы назначается заместитель
руководителя органа (организации), назначившего (назначившей)
ревизию.
Ревизии финансово - хозяйственной деятельности организаций,
осуществляемые некомплексно (документальные ревизии), выполняются
бухгалтерами - ревизорами или другими работниками, на которых
возложено проведение ревизий.
4. Срок проведения ревизий назначается в зависимости от объема
заданной работы, но не более чем сорок дней. Продление срока
ревизии допускается с разрешения руководителя органа
(организации), назначившего (назначившей) ревизию.
5. Ревизионная группа (ревизор) проверяет:
состояние экономики и финансового положения организаций,
соблюдение нормативно - правовых актов, регламентирующих их
деятельность, выполнение установленных производственных и
финансовых планов, соблюдение государственной дисциплины и
законности совершаемых операций, сохранность денежных средств и
материальных ценностей;
правильность и целесообразность расходования средств,
выделенных из федерального бюджета и бюджетов территорий, строго
по целевому назначению;
эффективность использования материальных, финансовых и
трудовых ресурсов, своевременность документального оформления
хозяйственных операций, полноту выявления и мобилизации
внутрихозяйственных резервов, причины образования
внереализационных расходов и потерь;
правильность и достоверность ведения бухгалтерского учета и
составления отчетности, финансовых, кредитных и расчетных
операций, своевременность выполнения обязательств перед бюджетом и
внебюджетными фондами, другие вопросы финансово - хозяйственной
деятельности;
выполнение указаний по устранению недостатков, выявленных в
результате предыдущей ведомственной ревизии или проверки либо
проведенных другими контролирующими органами.
6. До выезда на место ревизорам следует ознакомиться с
материалами, характеризующими деятельность проверяемой
организации: производственными и финансовыми планами, сметами,
решениями и заключениями по годовым бухгалтерским отчетам, актами
предыдущих ревизий, приказами и другими документами, касающимися
ревизуемой организации, перепиской с этой организацией.
7. По прибытии на место ревизионная группа (ревизор)
осматривает хозяйство ревизуемой организации, знакомится с
состоянием хранения имущества и материальных ценностей, с
существующей организационной структурой, а также с актами ревизий
и проверок, проведенных контролирующими органами.
8. Если необходимо получение от работников ревизуемой
организации каких-либо сведений о состоянии дел, например, о
выполнении планов, заданий, то заблаговременно даются
соответствующие поручения об их составлении.
9. Член ревизионной группы (ревизор) обязан:
строго руководствоваться в своей работе действующим
законодательством Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, а также приказами и инструкциями соответствующих
вышестоящих органов и другими нормативными актами;
принимать участие в выработке предложений по устранению
выявленных в результате ревизий и проверок нарушений, по усилению
контроля за финансово - хозяйственной деятельностью
подведомственных организаций.
10. Должностные лица, осуществляющие ведомственные ревизии,
имеют право:
для проверки требовать представления денежных документов,
бухгалтерских регистров, отчетов, планов, смет, наличных денежных
средств, ценных бумаг, материальных ценностей, хозяйственных и
трудовых договоров, личных дел, представления письменных
объяснений работников ревизуемой организации и других необходимых
документов, справок по вопросам, возникающим при проведении
ревизий;
проводить контрольные обмеры;
привлекать специалистов для проверки качества выполненных
работ и оказанных услуг, технологических режимов и других вопросов
организации производства;
проверять условия хранения основных средств и материальных
ценностей;
назначать и проводить инвентаризацию материальных ценностей и
денежных средств и расчетов;
опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы;
сличать в необходимых случаях имеющиеся в ревизуемой
организации выписки из учреждений банка по бюджетным, текущим и
расчетным счетам с подлинными записями по этим счетам в
учреждениях банка, а также знакомиться с документами, послужившими
основанием для осуществления указанных записей;
сличать копии платежных документов, имеющихся в ревизуемой
организации с подлинными платежными документами, хранящимися в
учреждениях банка;
передавать в неотложных случаях изъятые в ревизуемой
организации документы, копии или выписки из них следственным
органам с докладом при этом руководителю, назначившему ревизию.
11. При выявлении фактов нарушений использования средств
федерального бюджета не по целевому назначению и других нарушений
финансовой дисциплины или злоупотреблений служебным положением
ревизионная группа (ревизор) устанавливает размер причиненного
ущерба и другие последствия, причины допущенных нарушений и
виновных должностных лиц.
12. В процессе анализа производственной и финансово -
хозяйственной деятельности организации устанавливаются причины
отклонений от принятых планов и утвержденных смет, влияние этих
отклонений на итоги деятельности.
13. Результаты ревизии или проверки оформляются актом,
подписываемым лицами, производившими ревизию, руководителем и
главным бухгалтером организации, в которой осуществлялась ревизия.
В изложении акта должна быть соблюдена строгая объективность,
ясность, правдивость и точность описания выявленных фактов и
данных с тем, чтобы акт был безусловно достоверным документом.
Один экземпляр акта вручается руководителю ревизуемой организации.
При наличии возражений или замечаний по акту руководитель и
главный бухгалтер делают об этом оговорку перед своей подписью и
одновременно с подписанием акта представляют в письменном виде
замечания или возражения, по которым ревизионная группа (ревизор)
должна (должен) дать заключение.
По акту представляются письменные объяснения других
должностных лиц ревизуемой организации, непосредственно виновных в
установленных ревизией нарушениях.
14. В тех случаях, когда необходимо принятие срочных мер по
устранению выявленных ревизией или проверкой нарушений или
злоупотреблений служебным положением и привлечению виновных лиц к
ответственности, в ходе ревизии или проверки, не ожидая ее
окончания, следует составить промежуточный акт и потребовать от
должностных лиц необходимые письменные объяснения по выявленным
фактам. Промежуточные акты подписываются ревизующими и
соответствующими должностными лицами, непосредственно отвечающими
за выявленные нарушения и недостатки.
Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к
устранению выявленных нарушений и недостатков, не ожидая окончания
ревизии или проверки, о чем делается проверяющими (проверяющим)
соответствующая запись в акте ревизии.
Промежуточные акты составляются также по результатам ревизии
касс и инвентаризации материальных ценностей.
Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в общий
акт ревизии.
15. На основании материалов, изложенных в акте, ревизорами
составляются предложения по результатам ревизии. В предложениях
указываются те конкретные меры, которые ревизуемая организация
должна осуществить для устранения выявленных нарушений и
недостатков и для улучшения финансово - хозяйственной
деятельности, постановки бухгалтерского учета и составления
отчетности. При этом по каждому мероприятию указывается срок
исполнения.
Предложения вручаются руководителю ревизуемой организации
вместе с актом документальной ревизии.
16. В тех случаях, когда принятыми в ходе ревизии мерами не
обеспечивается полное устранение всех выявленных нарушений и
недостатков в работе ревизуемой организации, ревизионная группа
(ревизор) разрабатывает и представляет руководителю органа,
назначившего ревизию, проект приказа или соответствующего указания
руководителю проверяемой организации.
17. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан не
позднее чем в двухнедельный срок после окончания ревизии
рассмотреть результаты ревизии, обеспечить принятие мер к
устранению нарушений и недостатков, привлечению виновных лиц к
ответственности в гражданско - правовом или административном
порядке, а также обеспечить контроль за выполнением решений,
принятых по результатам ревизии.
II. Основные задачи ревизий
Основными задачами ревизий являются всесторонняя оценка
экономического и финансового состояния организаций, их
хозяйственной деятельности, выполнения производственных и
финансовых планов, соблюдения нормативно - правовых актов,
государственной дисциплины и законности совершаемых операций, а
также разработка предложений по улучшению работы организации,
повышению эффективности производства, осуществлению строжайшего
режима экономии материальных, денежных и трудовых ресурсов. В
целях выполнения этих задач ревизорам необходимо проверить
вопросы, приведенные ниже.
18. По лесохозяйственной деятельности:
18.1. Лесовосстановление:
выполнение объемов по лесовосстановлению за прошедший и
текущий годы (по вводу молодняков в категорию ценных насаждений,
закладке питомников, теплиц, школ, подготовке почвы, уходу за
лесными культурами и другим показателям);
принятый объем заготовки лесных семян и фактическое его
выполнение, получение и отгрузка лесных семян. Наличие резерва
лесных семян, в частности, сверх годовой потребности. Оснащенность
предприятий шишкосушилками и складами. Создание и использование
постоянной лесосеменной базы: наличие (количество) плодоносящих
участков ПЛСУ и ЛСП, объем заготовки с них семян в процентах от их
общего объема, в том числе с улучшенной наследственностью;
общая площадь питомников, в т.ч. посевного и школьного
отделений (га), ежегодная площадь посева в питомниках и
продуцирующая площадь (га) в посевном и школьном отделениях,
принятый объем и фактическое выращивание сеянцев и саженцев в
процентном отношении с 1 га продуцирующей площади от установленных
норм. Списание посевов и причины их гибели. Обеспеченность
питомников необходимой лесохозяйственной техникой и оборудованием,
удобрениями и пестицидами;
объем лесокультурного фонда (по категориям земель и условиям
местопроизрастания);
динамика не покрытых лесом земель, соответствие объемов
лесовосстановительных работ рекомендациям лесоустройства,
правильность назначения способов лесовосстановления;
соответствие качества посадки лесных культур утвержденным
технологическим картам, соответствие ширины междурядий и шага
посадки саженцев (проверяется выборочно). В случае установления
расхождений - определить объем приписок и сумму незаконно или
излишне выплаченной заработной платы, начисленных и выплаченных
премий;
качество лесных культур, соблюдение требований действующих
ОСТов, других нормативных документов при подготовке площадей для
проведения работ по лесовосстановлению, при создании и выращивании
лесных культур. Динамика приживаемости и сохранности одно-,
трех- и пятилетних лесных культур;
объем и качество лесных культур, переведенных в покрытые лесом
земли, остаток лесных культур, не переведенных в установленный
срок в покрытые лесом земли. Причины несвоевременного перевода
лесных культур;
выполнение мероприятий по улучшению состояния лесных культур,
не переведенных в установленный срок в покрытые лесом земли;
проведение мер содействия естественному возобновлению леса,
своевременность перевода лесных культур, площадей с проведенными
мерами содействия естественному возобновлению леса в покрытые
лесом земли;
выполнение лесопользователями требований Основ лесного
законодательства в части лесовосстановления на вырубках,
подготовки почвы, посадки лесных культур на вырубленных площадях,
ввода молодняков в категорию ценных древесных насаждений, а также
сохранение подроста, своевременности перевода не покрытых лесом
земель, оставляемых под естественное заращивание;
организация проверки качества проведенных
лесовосстановительных работ специалистами лесхоза, имеются ли
акты, принятые меры по результатам проверки;
ведение технической документации в лесхозе и в лесничестве.
18.2. Лесопользование:
выполнение рекомендаций лесоустройства за последние 3 года по
объемам рубок промежуточного пользования (площади и массе) по
видам рубок, по подбору участков, очередности, интенсивности,
выходу ликвидной и деловой древесины;
качество отвода лесосек под рубки промежуточного пользования:
перечетных ведомостей, актов закладки пробных площадей, ведомостей
материально - денежной оценки, ведомостей пробных площадей, съемок
участков и их оформление, технологических карт, отметок в
материалах лесоустройства и книгах рубок ухода о проведенных
рубках и т.д.;
порядок организации работ на рубках ухода, использование
механизмов и внедрение передовой технологии, качество рубок ухода
и выборочных санитарных рубок в соответствии с действующим
ОСТ 56-97-93 "Рубки ухода за лесом";
наличие актов проверок рубок промежуточного пользования,
приказов по результатам проверок, охват проверками (в процентах)
проведенных рубок ухода в молодняках и всех других видов рубок,
наличие актов освидетельствования мест рубок;
качество проведения рубок ухода (проверяется выборочно), а
также правильность назначения отвода лесосек и соответствие
материалов аттестации данного лесохозяйственного объекта,
проведенной специалистами ревизуемой организации, фактическому
состоянию. В случае установления во время проведения ревизии
фактов некачественного проведения работ, ранее принятых и
аттестованных специалистами организации, определить объемы
приписок и установить, не привело ли это к незаконному начислению
заработной платы и премий;
когда утверждена расчетная лесосека, ее объем и использование
за последние 3 года по хозяйствам в разрезе лесхозов;
выполнение задания по несплошным рубкам;
своевременность проведения работ по отводу и таксации лесосек
главного пользования, соблюдение действующих правил рубок главного
пользования;
организация и осуществление контроля за качеством работ по
отводу и таксации лесосек, соблюдение нормативных требований
Наставления по отводу и таксации;
организация контроля за работой лесозаготовителей, состояние
(качество) разработки лесосек, наличие и соблюдение
технологических карт на их разработку, сохранение семенников,
семенных куртин, подроста хозяйственно ценных пород, состояние
очистки мест рубок от порубочных остатков и захламленности,
оставление недорубов, брошенной древесины. Самовольное проведение
лесозаготовителями условно - сплошных рубок. Состояние разработки
несплошных рубок главного пользования, рубок переформирования и
обновления. Принимаемые меры органами управления лесным хозяйством
к устранению и предотвращению нарушений правил лесопользования, их
результативность;
внедрение рыночных отношений в лесопользовании: количество
делянок и кубомасса, намеченные для продажи древесины на корню на
торгах (аукционах). Сколько проведено аукционов и (или) продано
лесосек путем прямых переговоров, передано участков лесного фонда
в аренду. Наличие проектной документации на переданные в аренду
участки лесного фонда. Оценка применения указанных форм отпуска
древесины на корню;
правильность выписки лесорубочных билетов, ордеров на мелкий
отпуск леса и распоряжений леснику. Составляются ли договора с
лесопользователями на лесовосстановление вырубаемых лесосек.
Правильность предоставления отсрочек на заготовку и вывозку
древесины, полнота и качество освидетельствования мест рубок, учет
оставшегося после разработки подроста. Своевременность
предъявления неустоек за нарушения Правил отпуска древесины на
корню;
наличие документации - актов на проверку работ по отводу и
таксации лесосечного фонда специалистами лесхоза. Необходимо
проверить в натуре не менее 3% выполненных работ с контрольным
перечетом по каждому лесничеству.
При осуществлении ревизии следует использовать основные
положения Инструкции по организации и проведению государственными
органами управления лесным хозяйством государственного контроля за
состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой
лесов в Российской Федерации, а также Инструкции по проведению
ревизий обходов.
18.3. Правильность исчисления платы за древесину, отпускаемую
на корню.
Перед проведением ревизии проверяющий собирает и изучает
следующую информацию:
объем древесины, отпущенной по лесорубочным билетам в
проверяемом году, по лесопользователям;
разрешенный по лесорубочным билетам и фактически произведенный
в предыдущем году объем досрочной рубки в счет лесосечного фонда
проверяемого года и разрешенный по лесорубочным билетам и
фактически освоенный объем досрочной рубки в счет следующего года
по лесопользователям;
объем недорубов по лесосекам предыдущего года, на которые
предоставлена отсрочка на заготовку в проверяемом году и на
которые отсрочка не оформлена, кроме того, объем древесины в
не начатых рубкой лесосеках;
объем фактически заготовленной древесины в проверяемом году
(без досрочной рубки в предыдущем году и без досрочной рубки в
счет следующего года);
минимальные и конкретные ставки лесных податей на древесину,
отпускаемую на корню, действующие в проверяемом году;
материалы проверок (если они имели место) налоговыми,
финансовыми органами и вышестоящими органами управления лесным
хозяйством, правильность начисления и своевременности внесения в
бюджет лесных податей;
поступившие письма и жалобы о нарушениях действующих
законодательных и нормативных документов по проверяемому вопросу и
направленные по ним разъяснения.
Ревизор проверяет:
правильность материальной оценки отведенных в рубку лесосек
(проверяется выборочно). Обращается внимание на правильность
определения разряда сортиментных таблиц, с помощью которых
производится материальная оценка лесосек, на составление
ведомостей материально - денежной оценки в соответствии с
перечетными ведомостями, наличие арифметических ошибок в расчетах,
правильность определения площадей делянок, обоснованность отвода
насаждений в рубку (по материалам лесоустройства). Большее
внимание уделять проверке материальной оценки тех лесосек, по
которым лесопользователями допущены значительные прирубы;
какие ставки лесных податей применены при исчислении стоимости
древесины на корню. За прошедший период ставки лесных податей
могли быть пересмотрены;
правильность денежной оценки отведенных в рубку лесосек. При
этом обращается внимание на правильность применения разрядов такс,
проверяются арифметические действия при определении сумм лесных
податей;
правильность оформления и своевременность выдачи лесорубочных
билетов лесопользователям на выделенный им лесосечный фонд;
соответствие объемов древесины и сумм лесных податей,
указанных в ведомости материально - денежной оценки, аналогичным
данным, указанным в лесорубочном билете (ордере);
наличие фактов аннулирования выданных лесорубочных билетов,
замены лесосек, их обоснованность; правильность передачи
аннулированных билетов другим лесопользователям, определение в
этих случаях сумм лесных податей. При этом применяются ставки
лесных податей, действующие на момент передачи;
наличие фактов предоставления отсрочек на заготовку и вывозку
древесины, их обоснованность, правильность оформления и начисления
платежей в случаях с предоставлением отсрочки (плата за древесину,
отпускаемую на корню, полностью ли вносится в доход бюджета в том
календарном году, на который выделен лесосечный фонд, в том числе
по билетам, по которым предоставлена отсрочка на заготовку
древесины);
правильность перерасчета и доначисления платежей. Перерасчет
осуществляется в случаях:
а) изменения ставок лесных податей (при отпуске древесины в
объеме более 500 куб. м по каждому лесорубочному билету
производится перерасчет сумм лесных податей по срокам уплаты,
наступающим после изменения ставок лесных податей);
б) превышения фактически заготовленной древесины по сравнению
с указанным в лесорубочном билете объемом сверх 10%;
в) исправления технических ошибок, допущенных при производстве
материальной и денежной оценок древесины на корню;
г) аннулирования лесорубочного билета в связи с
обстоятельствами, не зависящими от лесопользователей.
Перерасчет и доначисления платежей осуществляются независимо
от начала и окончания заготовки древесины по отдельным
лесорубочным билетам, в том числе в порядке досрочной рубки,
начатой в предыдущем году, от объема фактически заготовленной по
ним древесины и размера внесенных платежей по предыдущим срокам
уплаты;
наличие справок лесопользователя об объеме фактически
заготовленной древесины;
обоснованность применения льгот по плате за древесину,
отпускаемую на корню;
наличие и правильность исчисления земельного налога;
правильность и своевременность представления налоговым органам
отчетов о количестве древесины, разрешенной лесопользователям к
заготовке, и об исчисленных суммах платы за древесину, неустоек и
ущерба за лесонарушения (приложение N 1 к Инструкции
Госналогслужбы России от 19 апреля 1994 г. N 25). В указанный
отчет не должны включаться лесорубочные билеты, по которым
осуществляется бесплатный отпуск древесины на корню, и выданные в
счет лимитов лесосечного фонда следующего года с разрешенным
объемом отпуска древесины свыше 500 куб. м;
выполнение указаний и предложений, сделанных в актах
предыдущих проверок налоговыми, финансовыми органами и
вышестоящими органами управления лесным хозяйством.
Случаи выявленных нарушений при проверке отражаются в акте
ревизии. Указываются наименования лесничества и лесопользователя,
номера кварталов и делянок, вид рубки, характер нарушения, суммы
доначислений по лесопользователям. При большом количестве
нарушений они обобщаются в таблице, которая прилагается к акту.
При проведении проверки следует использовать Инструкцию о
порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на
корню, утвержденную Государственной налоговой службой Российской
Федерации 19 апреля 1994 г. N 25.
18.4. Охрана и защита леса:
выполнение объемных показателей по охране и защите лесов в
текущем и прошлом году, качество выполненных работ и соответствие
их нормативным требованиям;
выполнение мероприятий лесопожарной пропаганды;
техническая оснащенность лесхозов средствами пожаротушения,
учет и хранение противопожарной техники, оборудования и инвентаря,
их использование по назначению, правильность хранения;
профилактическая работа по предупреждению лесных пожаров;
наличие и состояние пожарно - наблюдательных вышек;
наличие нормативных документов по охране и защите леса в
лесхозах и лесничествах;
осуществление ревизий обходов, принимаемые меры по итогам
ревизий;
укомплектованность штата гослесоохраны, проведение с ними
технической учебы, обеспечение форменным обмундированием,
служебным оружием, средствами транспорта;
наличие средств радиосвязи, устойчивой телефонной связи;
готовность лесопожарных служб к борьбе с лесными пожарами,
наличие и состояние ПХС, укомплектованность команд, организация
обнаружения пожаров;
состояние контроля за соблюдением правил пожарной безопасности
в лесах, использование предоставленных прав на привлечение к
ответственности виновных в их нарушении;
наличие в лесохозяйственных предприятиях книги учета очагов
вредителей и болезней леса;
состояние учета лесных пожаров, расходов на тушение пожаров,
оценка убытков, достоверность отчетности;
порядок и своевременность оформления дел о лесных пожарах,
прохождение дел в следственных органах, судах и арбитражах, их
результативность;
организация борьбы с нарушителями лесного законодательства.
Возмещение ущерба, причиненного лесонарушителями, привлечение
лесонарушителей к уголовной и административной ответственности;
состояние учета и отчетности о нарушениях лесного
законодательства;
работа лесной охраны по надзору за соблюдением правил охоты;
выполнение лесниками и мастерами (участковыми техниками и
лесоводами) должностных обязанностей;
степень использования лесников на работах, не связанных с
охраной леса в пожароопасный период;
обучение лесников на курсах повышения квалификации,
организация творческого соревнования среди лесников и мастеров
леса;
привлечение общественности к охране лесов, организация и
деятельность общественных лесных инспекций;
состояние работ по охране и улучшению содержания лесных
территорий, используемых в культурно - оздоровительных целях, а
также особо ценных лесных массивов и памятников природы;
участие лесхозов в республиканских конкурсах по
благоустройству рекреационных лесов и охране памятников природы.
Состояние взаимодействия с местными органами охраны природы,
туристическими организациями;
состояние сохранности служебного оружия и боеприпасов
(наличие, правильность хранения и использования оружия,
правильность ведения учетной документации, обоснованность выдачи
оружия и боеприпасов, своевременность возврата, наличие актов и
обоснованность списания боеприпасов. Обоснованность списания
служебного оружия);
порядок организации учета форменной одежды, осуществление
контроля за выдачей форменной одежды и обоснованностью ее выдачи,
обеспеченность лесной охраны форменной одеждой, а также
потребность в ней. Соответствие остатков форменной одежды на
складах учетным данным. Осуществление расчетов с работниками
гослесоохраны за выданную форменную одежду в случае увольнения.
Соблюдение порядка ношения форменной одежды.
18.5. Лесоустройство:
изменения государственного лесного фонда за межучетные годы
или за инвентаризационный период по данным лесоустройства, в
частности, по площадям, запасам и породам, влияние
лесохозяйственной деятельности на эти изменения;
полнота использования в практической деятельности рекомендаций
лесоустройства, правильность использования отведенных земель
гослесфонда;
проверка осуществления и качества лесоустроительных работ;
контроль за исполнением приказов Рослесхоза по вводу в
действие расчетных лесосек по лесхозам.
При осуществлении проверки можно использовать Указания по
проведению контроля за лесоустроительными работами, утвержденными
Госкомлесом СССР 7 декабря 1990 года.
18.6. По экономической и финансовой деятельности:
выполнение плана работ по объему и стоимости, соответствие
форме N 10-лх "Отчет о выполнении производственного плана по
лесному хозяйству". Проанализировать причины отклонений
фактических расходов от плановых по видам работ и статьям
расходов;
правильность отнесения расходов на затраты по лесному
хозяйству;
достоверность отчетных данных о выполнении плана по лесному
хозяйству, подтверждение объемов выполненных работ, показанных в
отчетности, актами приемки и нарядами на оплату труда рабочих;
своевременность перечисления органами управления лесным
хозяйством лесхозам средств, полученных из федерального бюджета,
включая средства из резервного фонда Правительства Российской
Федерации на финансирование лесохозяйственных мероприятий, научной
деятельности и другие цели, их использование по целевому
назначению (на основе первичных документов) в аппаратах органов
управления лесным хозяйством;
целевое использование лесхозами, другими организациями
средств, полученных из федерального бюджета;
соблюдение порядка расчетов между хозрасчетной и бюджетной
деятельностью за оказанные услуги, получаемую в переработку
древесину от мер ухода за лесом. Нет ли случаев бесплатного
использования в хозрасчетной деятельности машин, механизмов и
лошадей, содержащихся за счет бюджета, а также товарно -
материальных ценностей, приобретенных для бюджетной
(лесохозяйственной) деятельности;
проанализировать цены на реализованную лесопродукцию от рубок
ухода за лесом в сопоставлении со стоимостью заготовки;
выполнение лесхозами плана поступления собственных средств, их
использование по целевому назначению;
формирование фонда поддержки лесхозов в аппарате органов
управления лесным хозяйством, наличие утвержденной сметы его
расходования, анализ исполнения сметы;
соблюдение штатно - сметной дисциплины, исполнение сметы на
содержание аппарата управления;
правильность применения тарифных ставок, должностных окладов,
действующих норм выработки, сдельных расценок и положений по
оплате труда, включая выплаты различного рода надбавок и доплат;
правильность выплаты премий руководителям, рабочим и служащим;
размер среднемесячной заработной платы, в том числе оклад
(тариф), размер надбавки, доплаты и премии по категориям
работников;
выполнение отраслевого тарифного соглашения;
наличие непроизводительных расходов и потерь, причины их
образования, принимаемые меры к ликвидации;
состояние платежной дисциплины по всем видам деятельности.
19. По переработке древесины от мер ухода за лесом:
учет поступления древесины от рубок ухода, низкосортной и
мелкотоварной, рубок реконструкции и прочих рубок для ее
переработки и производства продукции;
работа по максимальному использованию древесины;
объем выхода готовой продукции и ее качество;
осуществляемая работа по механизации трудоемких процессов в
цехах, соблюдение правил техники безопасности;
хранение древесины (сырья) и готовой продукции;
формирование себестоимости и финансовых результатов в
соответствии с Положением о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых
результатов, учитываемых при налогообложении прибыли;
использование прибыли, направление ее части на финансирование
лесохозяйственных мероприятий;
состояние договорной дисциплины;
правильность применения отпускных цен при реализации
продукции, принимаемые меры к недопущению убыточности;
начисление и перечисление средств в отраслевой внебюджетный
фонд НИиОКР. Следует иметь в виду, если отчисления во внебюджетный
фонд произведены и отнесены на себестоимость реализуемой продукции
(работ, услуг), но не перечислены организации, на сумму
неперечисленных средств увеличивается размер облагаемой налогом
прибыли и начисляется дополнительный налог на прибыль по
установленной ставке с применением штрафных санкций.
20. По заготовке и переработке пищевых продуктов леса,
подсобным хозяйствам:
организация производства, заготовки и переработки пищевых
продуктов леса и лекарственно - технического сырья, учет этой
продукции;
укрепление материально - технической базы заготовок,
переработки и производства пищевых продуктов леса. Организация
безотходного и рентабельного производства и внедрение в
производство новых видов продукции;
наличие подсобных сельских хозяйств, организация и
рентабельность их работы;
причины высокой себестоимости продукции подсобных сельских
хозяйств, меры по ее снижению, повышение продуктивности
животноводства;
эффективность использования откормочных пунктов. Создание
собственной кормовой базы;
меры по восстановлению численности пчелосемей за счет покупки
в других хозяйствах и воспроизводства на своих пасеках.
21. По капитальным вложениям:
выполнение плана централизованных капитальных вложений,
обеспеченность источниками;
своевременность распределения органами управления лесным
хозяйством средств из федерального бюджета на централизованные
капитальные вложения, фактическое открытие финансирования органом
управления лесным хозяйством в финансирующем банке на основании
согласованных сводных титульных списков или перечней строек и
объектов, а также наименований оборудования, не входящего в сметы
строек;
целевое использование средств федерального бюджета в
соответствии с доведенным лимитом инвестиций в аппаратах органов
управления лесным хозяйством, лесхозах, других организациях.
Лимиты инвестиций доводятся до органов управления лесным
хозяйством на основании лимитов, утвержденных Министерством
экономики Российской Федерации, в разрезе целевых федеральных
программ;
работа по привлечению дополнительных источников финансирования
капитальных вложений;
наличие проектно - сметной документации на строительство
объектов. Одновременно контролируется соблюдение требований
Приказа Рослесхоза от 31.01.94 N 25 "О лимитности рассмотрения и
утверждения предпроектной и проектно - сметной документации";
себестоимость строительно - монтажных работ, анализ отклонений
и причины удорожания;
порядок списания материалов на объекты капитального
строительства, правильность учета фактически выполненных объемов
работ;
правильность и своевременность оформления ввода в эксплуатацию
и постановки на учет зданий, сооружений и других объектов основных
средств.
22. По использованию техники:
обеспеченность организаций лесного хозяйства техникой,
необходимой для выполнения лесохозяйственных работ
механизированным способом;
организация ремонта и технического обслуживания машинно -
тракторного парка, наличие базы для ремонта, технического
обслуживания и хранения (РММ, гаражи, навесы), оснащенность
оборудованием, удовлетворяет ли она потребностям хозяйства;
первичный учет и отчетность по работе транспортного парка,
учет работы автомобилей (наличие путевых листов, правильность их
заполнения и расчетов по ним);
коэффициент сменности, технической готовности и использования
техники;
не было ли случаев преждевременного выбытия машин вследствие
нарушения технических условий их эксплуатации;
наличие складов ГСМ, их оснащенность и состояние, проводимая
работа по экономии топливно - энергетических ресурсов;
порядок списания топлива (действующие нормы, учет и
отчетность, контроль за расходом горючего);
оформление первичных документов в соответствии с действующим
порядком.
23. По научной деятельности:
функции, выполняемые научно - исследовательскими учреждениями;
выполнение плана научно - исследовательских и опытно -
конструкторских работ;
соблюдение сроков проведения работ, не было ли случаев
прекращения работ по отдельным темам и бросовых затрат на эти
темы;
наименование выполняемых тем, удельный вес работ мирового
уровня среди них;
приоритетные темы, степень их проработки на момент проверки,
сфера применения (внедрения);
эффективность научно - исследовательских и опытно -
конструкторских работ (экономическая, социальная, технологическая,
экологическая);
завершаемые в текущем году темы, сфера внедрения, ожидаемая
эффективность;
наличие плана опытных работ и его выполнение, договоров или
других документов, подтверждающих сотрудничество с другими
научными учреждениями;
наличие опытных лесных хозяйств в научно - исследовательских
институтах, их состояние, обеспечение финансовыми и материальными
ресурсами;
использование средств, выделяемых на научно -
исследовательские работы, по целевому назначению;
уровень издательской, изобретательской, рационализаторской и
патентной деятельности;
финансовое состояние научно - исследовательских учреждений,
причины образования убытков;
состояние научно - исследовательских и опытно -
конструкторских работ в органах управления лесным хозяйством в
субъектах Российской Федерации (сотрудничество с научно -
исследовательскими учреждениями, распространение достижений науки
и техники, передового опыта);
наличие программно - технических средств компьютеризации,
систем связи и передачи данных в рамках автоматизации управления
лесным хозяйством, наличие локальных вычислительных сетей и баз
данных, результативность их использования.
24. По охране труда:
состояние охраны труда и наличие случаев производственного
травматизма, в том числе с летальным исходом. Сравнение числа
случаев травматизма с данными за предыдущий год;
соблюдение ГОСТ и ОСТ по охране труда;
обучение работающих безопасным методам труда (проведение
вводных, первичных, повторных внеочередных инструктажей по охране
труда и занятий по десятичасовой программе);
расходование средств на охрану труда, приобретение средств
индивидуальной защиты. Хранение и выдача средств индивидуальной
защиты;
наличие и состояние бытовых комнат, душевых, комнат
психологической разгрузки;
ведение в лесхозах и лесничествах документации по охране
труда, своевременность проведения инструктажей.
25. По работе с руководящими кадрами.
Разработана ли и как осуществляется кадровая программа по
следующим вопросам:
укомплектованность квалифицированными рабочими и служащими;
совершенствование подбора и расстановки кадров, повышение их
квалификации;
подготовка специалистов из лучших производственников и членов
школьных лесничеств, укрепление организационных связей с высшими и
средними специальными учебными заведениями;
периодическая аттестация руководящих работников и других
специалистов;
формирование и подготовка резерва кадров на руководящие
должности;
26. По учебной деятельности лесхозов - техникумов.
Учебно - методическая работа может быть оценена в соответствии
с теми требованиями, которые предъявляются к учебным заведениям, в
частности, Типовой программой государственной аттестации средних
профессиональных учебных заведений (1994 г. Госкомвуз России) и
письмом Госкомвуза России от 22.04.94 N 15-35-11 ИН/15-15 "О
порядке проведения государственной аттестации учреждений среднего
профессионального образования", при этом проверяется:
выполнение плана по набору учащихся и выпуску специалистов;
объем выбытия учащихся и его причины, успеваемость;
жилищно - бытовые условия учащихся;
организация учебной работы и производственной практики;
назначение и своевременность выплаты стипендий, пособий;
исполнение сметы расходов учреждения;
использование средств, полученных из федерального бюджета, по
целевому назначению.
27. По учету основных средств:
организация учета основных средств, обеспечение их
сохранности;
правильность и своевременность отражения в бухгалтерском учете
операций по оприходованию, перемещению, передаче, списанию
основных средств;
техническое состояние основных средств;
наличие излишних и неиспользуемых основных средств;
правильность определения износа по основным средствам
лесохозяйственного назначения и учета его на забалансовом счете,
начисления сумм износа по основным средствам хозрасчетного
назначения и отнесения его на себестоимость;
наличие инвентарных номеров на каждый объект основных средств,
технических паспортов и другой технической документации, все ли
основные средства закреплены за материально - ответственными
лицами по местам нахождения и эксплуатации;
при безвозмездном получении основных средств - наличие
извещений (авизо) от передающей стороны, своевременность
оприходования, правильность определения износа с учетом срока
эксплуатации;
создана ли в ревизуемой организации постоянно действующая
комиссия по списанию основных средств. Установить обоснованность
ссылок в актах на целесообразность списания или на невозможность
восстановления объекта, выяснить причины выбытия, сверить данные
балансовой стоимости и степени износа, год изготовления и срок
эксплуатации с показателями инвентарных карточек, технических
паспортов и другой технической документации;
полнота оприходования материальных ценностей, поступивших от
разборки ликвидируемых основных средств, правильность их оценки;
при списании основных средств по причине стихийных бедствий и
аварий выяснить законность данной операции (наличие актов,
заключение соответствующих компетентных органов), соблюдаются ли
правила эксплуатации при использовании основных средств,
установлены ли виновные в аварии и какие приняты меры по
возмещению причиненного ущерба;
при установлении фактов продажи отдельных объектов основных
средств работникам организации, а также на сторону (автомобилей,
зданий, оборудования и др.) следует выяснить, кто разрешил отпуск
за плату, необходимы ли реализуемые объекты основных средств
организации, обоснованность цены и полноту оплаты (отпускная цена
при этом должна устанавливаться с учетом сложившихся рыночных цен,
технического состояния и процента износа);
по сданным в аренду основным средствам целесообразность
произведенной операции и наличие договора с комитетом по
управлению имуществом (или иного разрешительного документа),
определяющего сумму арендной платы и порядок ее распределения,
полноту возмещения арендатором затрат, включенных в договор на
аренду основных средств, своевременность поступления платежей,
правильность оформления первичных документов и своевременность
отражения записей в бухгалтерском учете. Проверяется также наличие
фактов передачи основных средств органами управления лесным
хозяйством в субъектах Российской Федерации в аренду другим
организациям, полнота поступления арендной платы, коммунальных и
других платежей;
качество инвентаризации основных средств и соблюдение сроков
ее проведения, правильность оформления, подведения итогов
инвентаризации и принятия решений по ним в соответствии с
Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 13.06.95 N 49 (письмо Рослесхоза от
02.11.95 N БФ-1-17-20/263).
При необходимости провести выборочную инвентаризацию по
отдельным объектам основных средств.
28. По учету и сохранности товарно - материальных ценностей:
соответствие складских помещений требованиям сохранности
ценностей, обеспеченность складов надлежащими запорами,
сигнализацией, освещением, сторожевой охраной;
наличие противопожарных средств, их состояние;
оснащенность мест хранения материалов необходимым весовым
хозяйством, измерительными приборами;
наличие договоров о полной индивидуальной материальной
ответственности с материально - ответственными лицами, оформленных
в установленном порядке;
соблюдение в организации порядка выдачи доверенностей на
получение товарно - материальных ценностей и отпуска материалов по
доверенностям;
полнота оприходования поступающих материальных ценностей
(особенно приобретенных подотчетными лицами), для чего необходимо
сопоставить наименование, количество и сумму оприходованных
ценностей с аналогичными данными сопроводительных документов
поставщиков (авизо, счетов, накладных, товарных чеков, приложенных
к авансовым отчетам, актов закупа товарно - материальных
ценностей, накладных на внутреннее перемещение материалов и
готовой продукции);
ревизор совместно с членами комиссии, назначенной
руководителем организации, должен провести выборочную (выбрав при
этом особо дефицитные или дорогостоящие материалы, а также
материалы, которые длительно не расходовались на нужды
производства) или в случае необходимости сплошную инвентаризацию
материалов на складе. Результаты инвентаризации оформляются
промежуточным актом;
правильность списания материальных ценностей на затраты по
лесному хозяйству, в переработку в хозрасчетной деятельности, а
также при реализации на сторону. На каких условиях реализованы эти
ценности, не понесла ли ревизуемая организация убытки;
наличие в цехах фактов занижения норм выхода продукции из
древесины, переданной в переработку;
организация учета горюче - смазочных материалов, порядок их
выдачи и списания. Применение норм ГСМ. Причины и размер
перерасходов;
при выдаче форменного обмундирования и спецодежды: заведены ли
личные (арматурные) карточки, имеют ли право получатели
пользоваться форменным обмундированием и спецодеждой за счет
организации, соблюдаются ли нормы их выдачи;
правильность и своевременность представления в бухгалтерию
материальных отчетов;
качество складского учета. Соблюдение порядка сверки данных
складского учета с бухгалтерскими данными;
проводились ли в организации в установленные сроки, а также
внезапные инвентаризации товарно - материальных ценностей.
Качество их проведения; соблюдались ли сроки их проведения;
правильно ли оформлены инвентаризационные описи и сличительные
ведомости, какие были приняты решения по выявленным
инвентаризацией фактам недостач и излишков.
29. По учету наличия, хранения и использования оружия и
боеприпасов:
какое оружие и боеприпасы и в каком количестве числятся в
организации (марка, калибр, номер по каждой единице оружия);
законность приобретения оружия и боеприпасов (имеется ли
разрешение на их приобретение - лицензия и т.д.), наличие и
ведение в установленном порядке Книги учета оружия и боеприпасов
и Книги выдачи и приема оружия и боеприпасов;
наличие разрешения органов внутренних дел на ношение оружия на
каждого работника в отдельности, за которым закреплено служебное
оружие. Расписываются ли они в Книге выдачи и приема оружия и
боеприпасов в получении и сдаче оружия и боеприпасов с указанием
даты и времени. Составляются ли Акты списания боеприпасов по
установленной форме. Соблюдается ли утвержденный Федеральной
службой лесного хозяйства России и согласованный с МВД Российской
Федерации Табель видов и норм положенности служебного оружия и
боеприпасов работникам предприятий, организаций и учреждений с
особыми уставными задачами системы Федеральной службы лесного
хозяйства России;
издан ли в организации приказ о назначении должностного лица
(не ниже заместителя руководителя), ответственного за сохранность
оружия и боеприпасов;
обеспечение условий сохранности оружия и боеприпасов,
исключающих доступ к ним посторонних лиц. Оборудовано ли помещение
для хранения оружия сигнализацией и имеются ли иные средства
защиты в соответствии с требованиями, определенными Министерством
внутренних дел Российской Федерации;
соответствие данных аналитического учета (карточек учета,
оборотных ведомостей, инвентарных карточек учета основных средств)
данным синтетического учета (регистрам учета - журналам - ордерам
и главной книге);
проводятся ли в организации проверки и инвентаризации оружия и
боеприпасов.
При выявлении нарушений в хранении и использовании оружия и
боеприпасов провести их полную инвентаризацию.
30. По учету кассовых операций.
Проверку целесообразно начинать с проверки кассовой
наличности. Для этого кассир по требованию ревизора должен
составить последний кассовый отчет и вывести по кассовой книге
остаток денег, иных средств на момент ревизии. Кассовые операции
того же дня, произведенные после ревизии, отражаются кассиром по
отдельному отчету.
На последнем кассовом отчете кассир должен указать, что к
моменту проверки кассы не оприходованных и не списанных в расход
денег не имеется.
Кроме наличных денег, при ревизии кассы должно быть проверено
наличие хранящихся в кассе других ценностей и бланков строгой
отчетности.
Проверка кассы проводится ревизором в присутствии главного
бухгалтера и кассира ревизуемой организации.
По окончании ревизии кассы ревизором немедленно составляется
акт, в котором указывается:
а) сумма наличных денег в сопоставлении с данными по кассовой
книге;
б) наличие чековых книжек и номера неиспользованных чеков по
каждому счету;
в) наименование, содержание и сумма непроведенных кассовых
документов (отдельно по приходу и расходу);
г) номера и количество бланков строгой отчетности по каждому
наименованию;
д) наименование других ценностей и их стоимость.
В акте указываются также результаты ревизий кассы. При
установлении в кассе недостачи или излишка наличных денег, а также
других ценностей ревизор обязан потребовать от кассира и главного
бухгалтера письменное объяснение и немедленное покрытие недостачи
или оприходования излишков.
При обнаружении недостач или излишков денег в значительных
размерах ревизор обязан потребовать от руководителя организации
немедленного отстранения кассира от занимаемой должности, акт
ревизии направить в следственные органы.
Ревизор должен проверить:
наличие обязательства кассира о полной материальной
ответственности;
техническое состояние кассы и условия, обеспечивающие
сохранность денежных средств и других ценностей;
обеспеченность сохранности денежных средств при доставке их из
банка;
оформление кассовых операций в соответствии с Порядком ведения
кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением
Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от
22 сентября 1993 г. N 40. Кассовые документы проверяются сплошным
методом одновременно, как с точки зрения правильности их
оформления в соответствии с указанным порядком, так и с целью
установления законности произведенных операций;
совпадает ли хронология регистрации приходных и расходных
кассовых ордеров в журнале, ведущемся бухгалтерией, с датами,
указанными на самих ордерах, и днем записи их в кассовую книгу.
Погашаются ли документы стандартными штампами с надписью
"Оплачено" и указанием числа, месяца, года и подписью кассира;
полноту и своевременность внесения на банковские счета
поступивших в кассу денежных средств, а также полученных ранее из
банка, но не использованных по назначению;
соблюдение лимита кассовой наличности, установленного банком;
правильность арифметических подсчетов в кассовых документах и
в кассовой книге, а также переноса остатка на следующий лист;
правильность применения балансовых счетов для учета кассовых
операций и разноски сумм по регистрам бухгалтерского учета.
Соответствие оборотов по кассовой книге оборотам по контрольному
журналу или главной книге, и если будут иметь место расхождения,
выяснить причины.
Ревизору надлежит также ознакомиться с актами внезапных
ревизий кассы, которые должны проводиться силами самой
организации.
31. По учету операций на счетах в банках:
При ревизии операций по банковским счетам ревизору необходимо
установить:
наличие счетов в банках, для каких целей и законно ли они
открыты;
своевременность получения и обработки выписок из банка по всем
имеющимся счетам;
соответствие отраженных в выписках банка остатков по счетам
данным учета и баланса;
не было ли при производстве расчетов через банк допущено
присвоение государственных средств путем оплаты счетов через банк
за фактически не приобретенные ценности или не выполненные услуги
и т.п.
Все операции по банковским счетам должны быть обоснованы
документами: копиями платежных поручений с отметками банка,
квитанциями учреждений связи на переводы, копиями счетов, счетов -
фактур на продукцию (услуги) и т.д. Проверкой этих документов
ревизором устанавливается законность операций, проведенных через
банк;
соответствие данных по выпискам и данных бухгалтерского учета
как по сумме оборотов, так и по остаткам на начало и конец месяца,
при этом по недостающим выпискам должны быть получены в банке
копии, причины отсутствия выписок установлены;
полноту оприходования материальных ценностей, является ли их
приобретение законным с точки зрения наличия финансирования и
соблюдения должного порядка закупки, а также проверить
необходимость приобретения с точки зрения хозяйственной
целесообразности.
Особенное внимание ревизор должен уделить проверке движения
денежных средств на бюджетных счетах и текущем счете "Суммы по
поручениям".
Расход средств на этих счетах должен вестись строго по
целевому назначению, согласно принятому плану (смете, промфинплану
и т.д.), утвержденному и согласованному в установленном порядке.
В ходе проверки целевого использования бюджетных средств
необходимо рассмотреть акты проверок, проведенных местными
контролирующими органами, и решения по их результатам.
Проверке подлежит движение средств на ссудных счетах. Следует
установить: какими видами кредитов пользовалась организация в
ревизуемом периоде, допускались ли нарушения правил совершения
кредитных операций, имели ли место случаи возникновения
просроченной задолженности по ссудам.
Ревизор проверяет также законность выдачи ссуд работникам
организации, ее обоснованность первичными документами,
своевременность взыскания долга, тождественность аналитических
данных о поименной задолженности работников итоговому сальдо по
счету 73.
32. По учету расчетных операций.
Ревизия расчетных операций заключается в проверке расчетов с
поставщиками, покупателями, финансовыми и налоговыми органами,
внебюджетными фондами, подотчетными лицами и другими дебиторами и
кредиторами, расчетов по недостачам, растратам и хищениям, а также
взаимных расчетов с нижестоящими и вышестоящими организациями.
Ревизию следует начинать со сличения остатков по счетам в
оборотных ведомостях или главной книге с балансом. Необходимо
проверить правильность применения балансовых счетов для отражения
расчетных операций, соответствие между аналитическим и
синтетическим учетом. Пользуясь данными учетных регистров и
первичных документов, следует выяснить реальность и длительность
существования как дебиторской, так и кредиторской задолженности,
числящихся на счетах по учету расчетов на момент ревизии.
32.1. Расчеты с покупателями, поставщиками и прочими
дебиторами и кредиторами должны иметь законные основания:
договоры, соглашения, наряды, распоряжения и разнарядки,
утвержденные руководителем.
Подлежат рассмотрению материалы инвентаризации расчетов и
переписка по спорным долгам с тем, чтобы установить подтверждение
числящейся задолженности, какие меры принимаются по ее погашению.
При проверке расчетных операций и состояния дебиторской и
кредиторской задолженности следует установить:
причины роста дебиторской и кредиторской задолженности,
наличие и действенность мер, направленных на ликвидацию
задолженности;
нет ли случаев сокрытия в балансе дебиторской и кредиторской
задолженности путем взаимного их уменьшения;
не допускаются ли злоупотребления при оплате кредиторской
задолженности путем перевода сумм не по принадлежности;
нет ли случаев незаконного или необоснованного списания
дебиторской задолженности;
нет ли случаев бесплатного предоставления служебной площади,
коммунальных и иных услуг сторонним организациям и т.п.
Среди реальных долгов должна быть выявлена и отражена в акте
просроченная задолженность с указанием длительности задержки
платежа, причины задержки и мер, принимаемых ревизуемой
организацией для ее погашения.
Необходимо проверить убедительность обоснований для списания
дебиторской задолженности, отнесенной на убытки, если было такое
установлено в ревизуемом периоде, а также законность других
направлений списания длительно существующих долгов.
Если долго имевшаяся кредиторская задолженность была все же
погашена, следует убедиться по банковским документам, что деньги
перечислены именно данному адресату или имеется юридически
оформленное поручение на перечисление этих средств третьей
организации со стороны кредиторской.
Необходимо проверить, принимаются ли ревизуемой организацией
меры к возмещению материального ущерба и потерь лицами,
непосредственно виновными в этом, устанавливались ли вообще
виновные лица.
32.2. По учету расчетов с подотчетными лицами.
Проверяя расчеты с подотчетными лицами, ревизор должен
установить обоснованность выдачи средств в подотчет и правильность
списания израсходованных подотчетными лицами сумм.
Ревизор проверяет:
наличие утвержденного руководителем организации списка строго
ограниченного круга лиц, которым могут выдаваться в подотчет суммы
на хозяйственные расходы, им ли фактически выдаются денежные
средства в подотчет;
не было ли случаев выдачи подотчетных сумм лицам, не состоящим
в списочном составе работников организации;
не было ли фактов скрытого кредитования работников путем
выдачи им в значительных суммах авансов;
выдачу подотчетных сумм лицам, имеющим задолженность по ранее
полученным авансам;
своевременность представления авансовых отчетов и возвращения
остатка денежных средств в кассу;
имелись ли случаи передачи денежных средств другому
подотчетному лицу;
расходование аванса не по назначению, представление
оправдательных документов, искажающих размеры или направление
действительного расходования средств;
приобретение товарно - материальных ценностей за наличный
расчет по ценам, превышающим установленный максимальный размер, а
также у частных лиц без представления оправдательных документов
одновременно с авансовыми отчетами.
Следует воспользоваться также методом взаимного контроля
документов, проверяя оприходование на склад материальных
ценностей, которые закуплены и оплачены из подотчетных сумм.
33. По состоянию организации бухгалтерского учета и
отчетности.
Проверка состояния бухгалтерского учета в организации
проводится в процессе всей ревизии. В ходе проверки необходимо
обобщить выявленные недостатки и упущения в постановке
бухгалтерского учета.
При проведении ревизии необходимо проверить следующие вопросы:
соответствие постановки бухгалтерского учета отраслевым и
типовым инструкциям и рекомендациям, применение утвержденных форм
первичной учетной документации;
организация бухгалтерского учета и выполнение главным
бухгалтером организации должностных обязанностей в соответствии с
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской
Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 26.12.94 N 170
(с последующими дополнениями и изменениями);
структура и укомплектованность штатов работников бухгалтерии,
распределение обязанностей между ними, наличие должностных
инструкций, проводимые мероприятия по подготовке, переподготовке и
повышению квалификации бухгалтерских кадров;
обеспеченность работников учетного аппарата методическими,
нормативными и инструктивными материалами;
наличие графика документооборота и соблюдение его;
соответствие счетов бухгалтерского учета единому плану счетов;
состояние аналитического и синтетического учета: ведение
журналов - ордеров, оборотных ведомостей, главной книги, карточек
или книг установленной формы и т.п., своевременность записей в
регистры бухгалтерского учета, соответствие этих записей первичным
документам;
правильность оформления первичными документами всех
хозяйственных операций, их достоверность;
соответствие отчетных показателей данным бухгалтерского учета;
правильность составления бухгалтерской отчетности и
своевременность ее представления в вышестоящую организацию;
осуществление руководства методологией постановки
бухгалтерского учета в подведомственных организациях,
осуществление анализа их отчетности и своевременность сообщения им
замечаний и предложений по результатам анализа. Применяются ли по
отношению к руководителям и главным бухгалтерам, допускающим
нарушения в организации бухгалтерского учета и представлении
отчетности, меры административного взыскания;
состояние инвентаризационной работы;
степень механизации учетных процессов и принимаемые меры для
внедрения комплексной механизации бухгалтерского учета с
применением персональных компьютеров (наличие и использование ПК и
программного обеспечения);
хранение бухгалтерских документов, состояние архива,
соблюдение установленных правил и сроков хранения;
проведение совещаний (семинаров), их результативность;
рассмотрение на заседаниях коллегии и совещаниях вопросов
организации и состояния бухгалтерского учета, в аппаратах органов
управления, предприятиях, учреждениях и организациях и
подведомственных им структурах.
34. По вопросам состояния ведомственного финансового контроля.
Необходимо проверить следующее:
выполнение Приказов Рослесхоза от 15.11.95 N 154 и от 24.05.96
N 91, Постановления коллегии Рослесхоза от 26.09.96 N 7, решений
балансовой комиссии и других документов Рослесхоза по вопросам
состояния ведомственного финансового контроля;
укомплектованность штатных единиц работников ведомственного
финансового контроля, их качественный состав, проводимая работа по
повышению их квалификации;
наличие утвержденного руководителем ревизуемой организации
плана проведения документальных и комплексных ревизий за последние
три года, полнота включения в него предприятий, учреждений и
организаций, а также их структурных подразделений (лесничеств),
подлежащих проверке;
выполнение плана ревизий, их качество и эффективность,
отражение в актах ревизий и проверок вопросов, предусмотренных
программами их проведения;
привлекаются ли для ревизий и проверок специалисты других
организаций;
рассматриваются ли результаты ревизий и проверок на совещаниях
у руководства, на заседаниях коллегии. Своевременно ли и в полном
объеме принимаются меры по устранению выявленных ревизиями и
проверками нарушений и недостатков;
наличие систематического контроля со стороны работников
ведомственного финансового контроля за выполнением решений по
результатам ведомственных ревизий и проверок, а также по
результатам проверок местными контролирующими органами (КРУ МФ,
налоговой инспекцией, казначейством и др.);
перечень дел, находящихся в судебно - следственных органах.
Контроль за их прохождением.
При необходимости объем проверяемых вопросов по каждому
разделу может быть увеличен.
III. Обобщение материалов ревизии
35. Работа по составлению акта ревизии производственной и
финансово - хозяйственной деятельности организации начинается с
оформления промежуточных актов по таким фактам и вопросам, которые
не могут быть обоснованы другими документами, но требуют
немедленного документального оформления (ревизия кассы, выборочная
проверка материалов на складе, проверка в натуре объема
выполненных работ, снятие остатков готовой продукции в цехе и на
складе и др.). Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются
в общий акт.
36. При составлении акта ревизии необходимо иметь в виду
следующее: акт не должен содержать излишние сведения о ревизуемой
организации, а также данные из отчетов за прошлые периоды, если
они не имеют отношения к выявленным ревизией недостаткам и
нарушениям;
по каждому факту, отраженному в акте, должно быть четко
изложено его содержание, со ссылкой на соответствующие документы и
материалы с указанием нарушений отдельных законов или других
нормативных актов;
при выявлении однородных многочисленных нарушений (например,
по результатам проверки авансовых отчетов подотчетных лиц и т.п.)
они группируются в ведомостях, которые прилагаются к акту ревизии.
В акте приводятся только итоговые данные и содержание этих
нарушений со ссылкой на соответствующее приложение, в котором
указываются: проверяемый период, дата и номер документа,
наименование нарушенного законоположения (статья, пункт),
содержание нарушения, фамилия, инициалы и должность виновного
лица, сумма ущерба. Ведомость (приложение) <*> подписывается
ревизующим и главным бухгалтером ревизуемой организации. Факт
крупных нарушений и злоупотреблений включать в ведомости
однородных нарушений не следует, их необходимо подробно изложить в
акте ревизии;
ревизор может получать копии различных документов, а также
различных справок, ведомостей и расшифровок. Вместе с тем
доказательную силу они имеют лишь в том случае, если составлены и
заверены не самим ревизором, а руководящими работниками
проверяемой организации;
в изложении материала ревизор должен избегать резких
выражений, определений, предрешающих служебную квалификацию фактов
и организационных выводов в отношении руководства ревизуемой
организации. Акт ревизии должен быть беспристрастным;
в акты ревизий не должны включаться какие-либо субъективные
заключения или выводы ревизоров, оправдывающие или обосновывающие
выявленные недостатки или, наоборот, тенденциозно преувеличивающие
их значение;
приводимые в акте цифры должны быть достоверными. Нельзя
пользоваться информацией, а также сведениями, в достоверности
которых ревизор не уверен. Все записанное в нем не должно
подвергаться сомнению, поэтому каждое нарушение, отраженное в
акте, должно быть обосновано ссылками на документы и бухгалтерские
записи, а в необходимых случаях должно быть подтверждено
заверенными копиями или подлинными документами.
--------------------------------
<*> Не приводится.
37. Целесообразно составлять акт и знакомить с его содержанием
руководителя и главного бухгалтера ревизуемой организации
постепенно, с тем чтобы при их возражениях по отдельным фактам
проводить в процессе ревизии перепроверку, с учетом объяснений и с
участием возражающих лиц. По необоснованным возражениям ревизор
составляет письменное заключение, в котором документально
доказывает, почему такие возражения не могут быть приняты.
38. Все приложения к акту ревизии должны составляться в том
количестве экземпляров, в каком печатается акт ревизии, чтобы при
каждом экземпляре акта были одинаковые приложения.
39. Акт ревизии составляется, как правило, в трех экземплярах.
Все приложения к нему необходимо пронумеровать и привести их
перечень на последней странице.
40. Результаты ревизии обсуждаются на административном или
производственном совещании, протокол совещания прилагается к акту.
41. Акты ревизий регистрируются органом, осуществляющим
проверку, в специальном журнале, в котором отмечаются также данные
о выполнении предложений по результатам ревизий.
Начальник Управления
бухгалтерского учета,
отчетности и контроля
Л.М.КОРОВИНА
------------------------------------------------------------------
|