Утверждены
Приказом
Федеральной службы
морского флота России
от 29 ноября 1996 г. N 44
Введены в действие
с 1 апреля 1997 года
ПРАВИЛА
БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ТАРНО - ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ
РД 31.11.21.25-96
Вводится впервые.
Правила устанавливают требования к размещению, укладке,
креплению и морской перевозке на судах тарно - штучных грузов,
направлены на обеспечение безопасности людей, сохранности судов и
перевозимых грузов и применяются совместно с РД 31.11.21.16-96.
1. Общие положения
Настоящие Правила определяют порядок размещения, укладки и
крепления на судах тарно - штучных грузов, все виды которых
являются нестандартными (по терминологии ИМО и РД 31.11.21.16-96)
структурообразующими грузами.
1.1. Распределение груза по грузовым помещениям должно
обеспечивать выполнение требований к местной и общей прочности и
остойчивости судна в соответствии с "Информацией об остойчивости".
1.2. Соблюдение местной прочности, задаваемой в судовой
документации и в виде допустимой удельной нагрузки на перекрытие,
может определяться по формулам 4.1 и 4.2 РД 31.11.21.16-96.
1.3. Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по
крайней мере, следующей "Информацией о грузе":
- количество мест и общая масса груза;
- габаритные размеры и масса грузового места;
- удельный погрузочный объем груза;
- коэффициенты трения пар груз - груз, груз - сталь, груз -
древесина, груз - сепарационная бумага;
- допустимая высота штабелирования;
- все особые и опасные свойства груза.
1.4. Способ укладки должен учитывать форму, размеры и
прочность грузовых мест, используя эти характеристики для создания
устойчивого штабеля, способного выдерживать, не разрушаясь,
статические и динамические нагрузки, возникающие в процессе
морской перевозки.
1.5. В грузовых помещениях неудобной формы для обеспечения
плотности и устойчивости штабеля, при необходимости, должны
устраиваться прочные платформы, выгородки, клетки и другие
конструкции.
1.6. Несмещаемость устойчивого штабеля обеспечивается
закреплением его поверхности. Закрепление поверхности штабеля
может производиться путем плотной укладки устойчивого груза по
всей поверхности грузового помещения.
1.7. Если указанное грузоотправителем в "Информации о грузе"
значение коэффициентов трения пар груз - груз или груз - древесина
в качестве угла статической устойчивости штабеля при расчете
критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96
удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе,
то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости
груза не требуется.
1.8. Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля
не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем
рейсе, то все пустоты в поверхностном ярусе штабеля должны быть
заполнены устойчивыми клетками из бруса или пневмооболочками для
крепления груза.
1.9. Особенности размещения и крепления отдельных видов тарно
- штучных грузов рассмотрены ниже в настоящих Правилах.
1.10. Рекомендации настоящих Правил являются основой при
разработке соответствующих разделов судового "Наставления по
креплению грузов", предназначенного для учета особенностей каждого
судна и каждого груза в каждом конкретном рейсе.
2. Ящики, кипы (тюки)
2.1. Укладка ящиков в грузовом помещении судна производится с
учетом их характеристик, в следующем порядке:
- вдоль поперечных переборок от бортов к диаметральной
плоскости и вдоль бортовых скосов из ящиков формируется "подушка"
шириной в 1 - 2 ящика и высотой в 3 - 4 ящика (на высоту бортового
скоса);
- первый ярус ящиков укладывают вплотную к "подушке" и поверх
него укладывают жесткую сепарацию - доски толщиной 20 - 30 мм,
шириной 150 - 200 мм и длиной 1500 - 2000 мм; доски должны
перекрывать зазор между ящиками и бортом судна (см рис. 4.1
РД 31.11.21.13-96);
- последующие ярусы укладывают уступом вполовину ящика в
сторону переборки (борта);
- высота укладки ящиков определяется допустимой высотой их
штабелирования, удельным погрузочным объемом и допустимой
нагрузкой на грузовую палубу (см. п. 1.2);
- поверх каждого яруса ящиков, при необходимости, укладывают
жесткую сепарацию из досок, которые должны перекрывать не менее
3-х ящиков;
- пустоты, образующиеся между набором судна и ящиками, должны
быть заполнены устойчивыми клетками из брусьев, досок и клиньев.
2.2. Ящики должны укладываться на ровную горизонтальную
поверхность, что может быть достигнуто использованием прокладок и
устройством платформ, клетей и настилов.
2.3. Укладку ящиков следует начинать от бортов к середине и от
поперечных переборок к просвету люка с максимальной плотностью в
каждом ярусе, чередуя, при необходимости, поперечное и продольное
размещение ящиков в вертикальных рядах для формирования от яруса к
ярусу устойчивого, опирающегося на борта и поперечные переборки
штабеля.
2.4. Ящики небольших размеров следует укладывать на большие
ящики с использованием прокладок.
2.5. При отношении длины к ширине ящиков более двух для
обеспечения устойчивости штабеля груза один ярус ящиков следует
укладывать вдоль судна, следующий - поперек и т.д.
2.6. Картонные и небольшие деревянные ящики следует укладывать
вперевязку методом кирпичной кладки. Крепление штабеля непрочных
ящиков может производиться досками толщиной 20 - 30 мм, шириной
120 - 200 мм и длиной 2000 - 2500 мм, укладываемыми поперек судна
через пять - шесть слоев груза. Доски должны упираться в борта и
перекрывать друг друга по длине не менее чем на 400 - 500 мм. На
самых верхних досках должно быть уложено 3 - 4 слоя ящиков.
2.7. Грузы в таре, прочность которой не обеспечивает их
штабелирование на максимальную высоту в трюме, в том числе в
обрешетках, следует размещать в твиндеке. При укладке в трюме
высота штабеля обрешеток не должна превышать 4 метра.
2.8. Ящики со стеклом в форме пластин и листов являются очень
хрупким грузом и требуют бережного обращения и плотной укладки.
Ящики со стеклом должны размещаться преимущественно в
твиндеках в один ярус. Ящики должны устанавливаться исключительно
в вертикальном положении непосредственно на настил (без прокладок)
с ориентацией длинной грани поперек судна.
Ящики со стеклом не допускается укладывать поверх другого
груза.
Все пустоты между ящиками должны быть заполнены уплотняющими
материалами, не создающими сосредоточенных нагрузок (деревянная
стружка, пневмооболочки и т.д.).
2.9. Порядок размещения кип (тюков) следующий:
- кипы вдоль поперечных переборок укладывают в штабель -
"подушку" шириной 1 - 2 кипы и высотой 1 - 3 кипы на высоту скоса
и вдоль бортов - шириной в одну кипу по всей длине трюма на высоту
1 - 3 кипы (на высоту скоса);
- зазор между кипами и бортом на льяльном скосе закрывают
жесткой сепарацией с шагом в 150 - 200 мм;
- в этой же последовательности у переборок, начиная от бортов,
укладывают последующие ярусы штабеля на "подушки";
- первый ярус укладывают на расстояние 100 - 150 мм от
переборки, а последующие верхние - непосредственно к переборке с
небольшим наклоном к ней;
- кипы укладывают вплотную друг к другу, при необходимости
перекрывая образующиеся пустоты укладкой кип следующего яруса на
кипы, ограждающие пустоты в нижнем ярусе. При наличии пустот в
верхнем ярусе и неудовлетворительных результатах расчетов по
п. 1.7 настоящих Правил в пустотах устраивают прочные устойчивые
клетки из бруса.
3. Мешки
3.1. Укладка мешкового груза, если в "Информации о грузе" не
оговорено иное, должна производиться на настил из досок, по верху
которого выстланы 1 - 2 слоя бумаги, в следующем порядке:
- вдоль поперечных переборок от бортов к середине судна и у
бортов должна быть выложена "подушка" из мешков шириной 1 - 2
мешка и высотой 4 - 5 мешков (на высоту бортового скоса);
- первый ярус груза высотой 1000 - 1200 мм размещают вплотную
к уложенной "подушке", последующие - с уступом в полмешка в
сторону переборки или борта;
- укладка тканевых мешков с мелкодисперсным сыпучим грузом
(мука, тальк, мел и т.д.), способным проникать сквозь слой ткани и
уменьшающим коэффициент трения мешков между собой, должна
производиться как можно плотнее, без зазоров и преимущественно
поперек судна.
3.2. Допускается наносить на поверхность мешков специальный
клей, повышающий устойчивость груза в штабеле. Соответствующий
коэффициент трения должен быть указан в "Информации о грузе".
3.3. При неудовлетворительных результатах расчетов по п. 1.7
настоящих Правил крепление груза может производиться досками
толщиной 20 - 30 мм, шириной 120 - 200 мм и длиной 2000 - 2500 мм,
укладываемыми поперек судна через пять - шесть слоев груза. Доски
должны упираться в борта и перекрывать друг друга по длине не
меньше чем на 400 - 500 мм. На самых верхних досках должно быть
уложено 3 - 4 слоя мешков.
3.4. При необходимости обеспечения вентиляции груза мешки
укладывают поперечными рядами с зазором между рядами и переборками
и бортами около 100 мм.
3.5. Пространство в просвете люка также должно загружаться
ярусами высотой 1000 - 1200 мм с прокладками из досок под каждым
ярусом.
3.6. Допустимая высота штабелирования груза в трюме судна
должна быть определена в "Информации о грузе" в зависимости от
свойств и характера груза. Например, предельная высота
штабелирования какао - бобов в джутовых мешках - 12 ярусов, кофе в
зернах в джутовых мешках - 20, цемента в бумажных мешках - 30,
хлебных грузов в тканевых мешках - 18 ярусов.
4. Грузы цилиндрической формы
(бочки, барабаны, баллоны)
4.1. Каждая бочка, из предъявленных к погрузке, должна быть
осмотрена. Бочки со следами протечек или россыпи содержимого
должны быть сняты с погрузки.
4.2. Бочки должны размещаться в положении "на торец" или "на
образующую" пробками вверх.
4.3. В положении "на образующую" укладка бочек должна
начинаться от диаметральной плоскости (ДП) только вдоль судна на
поперечные прокладки из досок толщиной не менее 30 мм и клиньев,
разносящих нагрузку по выпуклой части бочек нижнего яруса и
предотвращающих их перекатывание. Во втором и последующих ярусах
выпуклые бочки должны размещаться с опорой обручами на четыре
бочки нижнего яруса каждая. При необходимости должны выстраиваться
опоры соответствующей формы и прочности, чтобы сохранить принятую
схему формирования штабеля.
4.4. В положении "на торец" укладка бочек должна производиться
в каждом ярусе плотными рядами вдоль бортов с выходом к ДП. Бочки
каждого последующего продольного ряда должны плотно прижиматься к
борту в углубления между бочками предыдущего продольного ряда.
Остающееся свободным пространство в районе ДП, меньшее чем размеры
бочки, должно быть заполнено прочными клетками в каждом ярусе.
4.5. Между ярусами бочек вдоль судна укладывают сплошную
сепарацию из досок толщиной 20 - 30 мм, шириной не менее 150 мм и
длиной не менее 2000 мм. При необходимости пустоты между бортом
судна и грузом заполняют устойчивыми клетками из бруса и досок,
формирующих платформу для укладки бочек последующих ярусов.
4.6. Допустимое положение бочки в штабеле "на торец" или "на
образующую", а также допустимая высота штабелирования конкретного
вида бочек должны быть указаны в "Информации о грузе",
предоставляемой грузоотправителем.
4.7. Деревянные барабаны с кабелем или тросом в положении "на
торец" устанавливают аналогично бочкам в штабель высотой до трех
ярусов.
Деревянные барабаны с кабелем или тросом в положении "на
образующую" размещают и крепят аналогично стальным рулонам (см.
раздел 2.4 РД 31.11.21.23-96) с учетом транспортных характеристик
барабанов, представленных грузоотправителем в "Информации о
грузе".
4.8. Транспортные характеристики стальных баллонов и других
тарно - штучных грузов должны быть представлены грузоотправителем
в форме "Информации о грузе", содержащей, кроме прочего,
допустимую высоту штабелирования и порядок формирования
устойчивого штабеля.
|