Утверждены
Приказом
Федеральной службы
морского флота России
от 29 ноября 1996 г. N 43
Введены в действие
с 1 апреля 1997 года
ПРАВИЛА
МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ РЫБЫ, РЫБОПРОДУКТОВ И МОРЕПРОДУКТОВ
РД 31.11.25.28-96
Взамен РД 31.11.25.28-87.
Настоящие Правила устанавливают условия сохранной перевозки
морским транспортом рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов (далее -
рыбных грузов).
Правила не распространяются на перевозку рыбных продуктов в
герметичной упаковке (консервов).
1. Общие положения
1.1. При перевозке рыбных грузов следует руководствоваться
"Правилами морской перевозки продовольственных грузов. Общие
требования" (РД 31.11.25.00-96).
1.2. Перечень групп, подгрупп и наименований рыбных грузов в
соответствии с транспортной классификацией представлен в таблице.
Таблица
ПЕРЕЧЕНЬ
ГРУПП, ПОДГРУПП И НАИМЕНОВАНИЙ РЫБНЫХ ГРУЗОВ
-----------------------T--------T--------------------------------¬
¦ Номер и наименование ¦ Код ¦ Грузы конкретных наименований, ¦
¦ группы и подгруппы ¦ ¦ относящиеся к данной подгруппе ¦
¦ по РД 31.11.25.00-96 ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------+--------------------------------+
¦6. Морепродукты ¦СОМ 060 ¦Креветки, кальмары, трепанги и ¦
¦ ¦СОХ 060 ¦др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦14. Рыба ¦СОМ 140 ¦ ¦
¦ ¦СОХ 140 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦14.1. Рыба мороженая ¦СОМ 141 ¦Треска, камбала и др. ¦
¦14.2. Рыба соленая ¦СОХ 142 ¦Салака, палтус и др. ¦
¦14.3. Рыба копченая ¦СОХ 143 ¦Сельдь, скумбрия и др. ¦
¦14.4. Рыба вяленая, ¦СОХ 144 ¦Вобла, тарань, зубан и др. ¦
¦ сушеная ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦15. Рыбопродукты ¦СОМ 150 ¦Икра, балычные изделия и др. ¦
¦ ¦СОХ 150 ¦ ¦
L----------------------+--------+---------------------------------
2. Требования к грузу
2.1. Рыбные грузы, предъявляемые к морской перевозке, должны
соответствовать требованиям государственных и международных
стандартов, технических условий, быть доброкачественными, чистыми,
без посторонних запахов, гнили или механических повреждений.
2.2. Предъявляемые к морской перевозке рыбные грузы должны
иметь температуру не выше значений, указанных в Приложении.
3. Требования к таре и упаковке
3.1. Тара и упаковка рыбных грузов, предъявленных к перевозке,
должна соответствовать государственным стандартам и условиям
торговых контрактов, быть прочной, чистой, правильной
геометрической формы.
3.2. Мороженая рыба предъявляется к морской перевозке, как
правило, в картонных ящиках. Картонные ящики с мороженой рыбой
должны быть обтянуты полипропиленовой или металлической лентой или
оклеены гуммированной лентой. Допускается обвязка ящиков
проволокой, шпагатом или веревкой.
3.3. Мороженые рыбопродукты и морепродукты (в брикетах,
блоках) предъявляются к морской перевозке упакованными в
картонные, деревянные и металлические ящики, а в отдельных случаях
- в мешки джутовые, сети, кули рогожные.
4. Требования к транспортным средствам
4.1. Перевозка рыбных грузов допускается, как правило,
рефрижераторным тоннажем.
4.2. Для перевозки рыбных грузов предпочтительнее использовать
суда с батарейным охлаждением, так как при перевозке их на судах с
воздушным охлаждением вследствие усушки могут возникать потери
массы, превышающие нормы естественной убыли.
4.3. Перевозка рыбных грузов на нерефрижераторных судах
допускается только в том случае, если температура наружного
воздуха на всем пути следования судна лежит в пределах,
допускаемых режимами хранения этих грузов (рыба сушеная, вяленая,
рыба копченая и т.д.), с согласия грузоотправителя.
4.4. Груз, предъявляемый к морской перевозке в рефрижераторных
контейнерах (рефрижераторных лихтерах), может перевозиться на
специализированных сухогрузных судах (контейнеровозах,
лихтеровозах, ролкерах и т.п.), имеющих специальные приспособления
для подключения контейнеров и лихтеров, а также соответствующий
энергозапас.
4.5. Подготовка судна к приему груза выполняется в
соответствии с требованиями РД 31.11.25.00-96.
4.6. До начала погрузки грузовые помещения судна должны быть
охлаждены и иметь температуру воздуха на 2 - 3 °C ниже температуры
мороженой продукции, принимаемой к перевозке.
В период грузовых работ температура воздуха в грузовых
помещениях должна быть не выше минус 10 °C. При повышении
температуры выше минус 10 °C люки трюмов (твиндеков) закрываются,
грузовые операции прекращаются и температура снижается до
установленного уровня.
5. Прием груза судном
5.1. Рыбная продукция в портах принимается на борт судна
счетом грузовых мест: контейнеров, пакетов.
5.2. В портах, не имеющих производственных холодильников или
холодильного склада, переработка рыбных грузов осуществляется по
прямому варианту "вагон / автомобиль - судно", "судно - вагон /
автомобиль".
5.3. Во время грузовых работ администрация судна обязана
внимательно следить за качеством и состоянием тары, в которой груз
предъявляется к перевозке.
5.4. Груз, не соответствующий требованиям разд. 2 и 3
настоящих Правил, к перевозке не принимается.
5.5. При погрузке рыбопродукции в таре разрешается
использовать перегрузочные средства, исключающие возможность
разваливания, сдавливания и деформации грузовых мест, а также
отвечающие требованиям техники безопасности.
5.6. При перегрузочных операциях портовые рабочие должны быть
одеты в чистые халаты, а поверх обуви они обязаны (если нет других
указаний лиц, отвечающих за проведение грузовых работ) надевать
чистые чуни - чулки из парусины.
5.7. При отсутствии решетчатого настила груз должен
укладываться на поддоны или сепарацию из досок, брусков и т.п.
5.8. На рефрижераторных судах с горизонтальной системой
охлаждения между штабелем груза и переборками должно быть
оставлено пространство не менее 150 мм.
5.9. На рефрижераторных судах с системой батарейного
охлаждения между штабелем груза и батареями охлаждения должно быть
оставлено свободное пространство не менее 300 мм.
5.10. На рефрижераторных судах с канальной системой воздушного
охлаждения запрещается укладка рыбопродукции вплотную к каналам
подачи воздуха. Расстояние до труб или выходных отверстий
воздушных каналов должно быть не менее 200 мм.
5.11. Запрещается перевозка рыбных грузов в одном грузовом
помещении с любыми другими пищевыми грузами.
5.12. Если к перевозке предъявляются рыбные грузы нескольких
наименований, их, учитывая ротацию портов выгрузки, следует
размещать в разных грузовых помещениях так, чтобы в нижние
помещения попадали более тяжелые, а в верхние - более легкие
грузы.
5.13. Во время загрузки судов необходимо следить за
равномерностью укладки груза по всей площади грузовых помещений.
5.14. Мороженые рыбные грузы в ящиках, которые перевозятся при
температуре минус 20 °C, укладываются вплотную друг к другу (без
разделительной сепарации).
5.15. Сепарацию отдельных коносаментных партий следует
производить предварительно охлажденными материалами, не
препятствующими движению охлаждающего воздуха.
5.16. При предъявлении рыбных грузов к морской перевозке в
рефрижераторных контейнерах и лихтерах последние грузятся на
специализированные суда в соответствии с требованиями действующих
нормативных документов.
6. Режимы перевозки
6.1. Во время перевозки рыбных грузов в рефрижераторных трюмах
(как и в рефрижераторных контейнерах и лихтерах) необходимо
поддерживать регламентированный температурно - влажностный режим.
6.2. При определении режима перевозки следует пользоваться
данными, приведенными в справочном Приложении. В зависимости от
специфических условий перевозки, подготовки груза и других причин
требования к режимам могут быть уточнены грузовладельцем (или
фрахтователем). В этом случае режимы перевозки должны быть
доведены до перевозчика в письменной форме.
В экспортно - импортных перевозках, а также при перевозках
между иностранными портами в Европе следует руководствоваться
женевским "Соглашением о международных перевозках скоропортящихся
пищевых продуктов и специальных транспортных средствах,
предназначенных для этих перевозок", подписанным в 1970 г., в
соответствии с которым самая высокая температура в любой точке
груза при погрузке, перевозке и выгрузке не должна быть выше
следующих значений (°C):
замороженная рыба минус 18;
охлажденная рыба (должна всегда
перевозиться "во льду"), за исключением
копченой, соленой, сушеной или живой рыбы плюс 2.
6.3. Если несколько партий рыбных грузов перевозятся по
требованию или с согласия грузовладельца в одном грузовом
помещении или в разных, но обслуживаемых одним воздухоохладителем
помещениях, то в них следует поддерживать более низкую температуру
из требуемых, если нет других письменных указаний грузовладельца.
6.4. Разница температур входящего и удаляемого из трюма
воздуха не должна превышать 1 °C при установившемся режиме работы
установки.
6.5. При перевозках отдельных рыбных грузов (балычные изделия
и т.п.), помимо поддержания температурно - влажностного режима,
требуется создать циркуляцию воздуха в грузовых помещениях. На
судах с батарейной системой охлаждения для этой цели могут быть
использованы подволочные вентиляторы.
7. Сдача груза в порту назначения
7.1. По приходе в порт назначения грузовые помещения, если они
были опломбированы, вскрываются в присутствии представителя
грузополучателя, о чем составляется акт, в котором указывается
состояние груза, определенное внешним осмотром.
7.2. Выгрузка должна производиться с соблюдением требований
РД 31.11.25.00-96.
7.3. По окончании выгрузки судна стороны, сдающие и
принимающие продукцию, сверяют результаты сдачи и приема груза и
оформляют установленные документы.
Приложение
ТЕМПЕРАТУРНЫЕ РЕЖИМЫ
ПЕРЕВОЗКИ РЫБЫ И РЫБОПРОДУКЦИИ
------------------------T---------------T---------T--------------¬
¦ Наименование ¦ Вид тары ¦ Масса ¦Температурный ¦
¦ рыбной продукции ¦ (упаковки) ¦ одного ¦режим, град. C¦
¦ ¦ ¦ места ¦ ¦
¦ ¦ ¦(брутто),¦ ¦
¦ ¦ ¦ кг ¦ ¦
+-----------------------+---------------+---------+--------------+
¦Рыба мороженая ¦Картонные ящ., ¦23 - 62 ¦Минус 20 ¦
¦ ¦тюки, кули ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Рыба соленая ¦Бочки заливные ¦30 - 155 ¦Минус 4 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦минус 8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Икра и молоки ¦Картонные ящ., ¦до 60 ¦Минус 18 ¦
¦рыбные мороженые ¦бочки деревян. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Икра рыбная соленая ¦Бочки деревян. ¦до 60 ¦0 - минус 8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Фарш рыбный ¦Бочки деревян. ¦до 100 ¦Минус 18 ¦
L-----------------------+---------------+---------+---------------
|