ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 ноября 1996 г. N ВК-6-12/813
В связи с поступающими многочисленными вопросами, возникающими
в ходе осуществления процедуры постановки на учет (переучета)
отдельных категорий налогоплательщиков - физических лиц,
Госналогслужба России разъясняет следующее.
1. Можно ли поставить на налоговый учет по месту осуществления
своей деятельности лицо, получившее свидетельство о
государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою
деятельность без образования юридического лица (далее -
свидетельство), но не по месту жительства, а в регионе
осуществления этой деятельности?
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской
Федерации от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с
физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и
порядке их регистрации" государственная регистрация физического
лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской
деятельностью, осуществляется соответствующим регистрирующим
органом по месту жительства этого лица. Выдача этим органом
свидетельств лицам, не имеющим в паспорте отметки органа
регистрационного учета (органа внутренних дел или органа местного
самоуправления) о регистрации места жительства (прописке) в зоне
действия органа, осуществляющего регистрацию предпринимателей без
образования юридического лица, является нарушением действующего
законодательства.
Согласно пункту 36 Инструкции о порядке учета
налогоплательщиков, утвержденной Приказом Госналогслужбы России от
13.06.96 N ВА-3-12/49 (зарегистрирована в Минюсте России 11.07.96
N 1121), учет налогоплательщиков - физических лиц осуществляется
налоговой инспекцией по месту их жительства.
В связи с вышеизложенным, государственная налоговая инспекция
по месту осуществления деятельности индивидуального
предпринимателя, в которую он обратился для постановки на учет,
должна обязать его лично обратиться в государственную налоговую
инспекцию по месту жительства для прохождения данной процедуры и
присвоения ИНН, а также сообщить этой налоговой инспекции о
намерении предпринимателя осуществлять свою деятельность на
территории другого региона, адрес места его пребывания и выслать
третий экземпляр свидетельства (если налоговая инспекция
располагает экземпляром, присланным регистрирующим органом). Кроме
того, о факте неправомерной выдачи свидетельства по месту
осуществления деятельности предпринимателя, а не по месту его
жительства, налоговая инспекция, согласно пункту 38 вышеназванной
Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, должна направить
информацию о допущенных нарушениях в орган, выдавший документ
(свидетельство) налогоплательщику.
2. Каков порядок заполнения заявления о постановке на учет
физического лица (далее - заявление) и информационного письма о
постановке на учет налогоплательщика - физического лица,
занимающегося в установленном законодательством порядке
предпринимательской деятельностью (далее - информационное
письмо), в случае предъявления налогоплательщиком двух и более
свидетельств?
В этом случае налогоплательщик должен на каждое свидетельство
заполнить отдельный бланк заявления с приложением. При этом
реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина, адрес
места жительства, а также пункт 4 на втором и последующих бланках
заявления можно не заполнять. Отметку о постановке на учет и
присвоении ИНН следует сделать на бланке заявления,
соответствующем первому полученному свидетельству. Все заявления с
приложениями подшиваются в учетное дело налогоплательщика. На
лицевой стороне информационного письма указываются реквизиты
первого свидетельства (N, дата выдачи, наименование органа,
выдавшего свидетельство). На оборотной стороне письма записываются
реквизиты других представленных в хронологическом порядке
свидетельств, начиная со второго. Записи на оборотной стороне
информационного письма должны быть заверены подписью начальника
госналогинспекции и гербовой печатью. С правой стороны оставляется
свободное поле для внесения отметки об аннулировании
соответствующего свидетельства. При аннулировании свидетельства,
записанного на лицевой стороне информационного письма, выдается
новое информационное письмо с учетом произошедших изменений.
Прежнее информационное письмо и копия нового подшиваются в учетное
дело налогоплательщика.
3. В связи с чем введена дата "30 апреля 199_ года"
окончания срока действия информационного письма?
Данная мера направлена на привлечение налогоплательщиков для
декларирования фактически полученных ими в течение календарного
года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением
этих доходов. Выбор даты определен пунктом 63 Инструкции
Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 (зарегистрирована в Минюсте
21.07.95 N 911) по применению Закона Российской Федерации "О
подоходном налоге с физических лиц", согласно которому физические
лица вправе в течение месяца (т.е. до 30 апреля) после подачи в
налоговый орган декларации о доходе уточнить заявленные в ней
данные. После подачи декларации в апреле 1997 года
налогоплательщику выдается взамен утратившего силу новое
информационное письмо сроком действия до 30 апреля 1998 года. Для
его выдачи заполнение налогоплательщиком нового заявления и
приложения к нему не требуется, кроме случая, когда у
налогоплательщика произошли какие-либо изменения ранее сообщенных
сведений. Тогда действия госналогинспектора определяются пунктами
2.9 - 2.10 Методических указаний для государственных налоговых
инспекций по осуществлению процедур постановки на
учет (переучета), снятия с учета отдельных категорий
налогоплательщиков - физических лиц (приложение к письму
Госналогслужбы России от 30.07.96 N ПВ-6-12/523). Прежнее
информационное письмо и копию нового следует подшить в учетное
дело налогоплательщика.
4. Какой ИНН (новый или прежний) присваивается при постановке
на учет предпринимателю, ранее имевшему ИНН, затем снявшемуся с
учета, а в настоящее время возобновившему предпринимательскую
деятельность?
В соответствии с пунктом 4 Инструкции о порядке учета
налогоплательщиков, утвержденной Приказом Госналогслужбы России от
13.06.96 N ВА-3-12/49 (зарегистрирована в Минюсте 11.07.96
N 1121), налогоплательщику - физическому лицу при постановке на
учет в налоговой инспекции присваивается идентификационный номер
налогоплательщика (ИНН), который является единым учетным номером в
налоговых инспекциях по всей территории Российской Федерации и
(согласно пункту 2.6 вышеназванных Методических указаний для
государственных налоговых инспекций по осуществлению процедур
постановки на учет (переучета), снятия с учета отдельных категорий
налогоплательщиков - физических лиц), сохраняется за ним на все
время осуществления предпринимательской деятельности или занятия
частной практикой. При прекращении налогоплательщиками -
физическими лицами предпринимательской деятельности или частной
практики их ИНН передаются в архив и повторно другим
налогоплательщикам не присваиваются.
При постановке на учет предпринимателя или частного практика,
ранее стоявшего на учете и имевшего ИНН, госналогинспектор должен
присвоить ему прежний ИНН и выдать информационное письмо о
постановке на учет с указанием ранее закрепленного за ним ИНН.
В целях исключения фактов присвоения одному налогоплательщику
двух и более ИНН в разных инспекциях рекомендуем в случае, когда
предприниматель или частный практик при постановке на учет
предъявит в налоговую инспекцию паспорт с отметкой о перемене
места жительства в период начиная с 1 сентября текущего года и
свидетельство о государственной регистрации в качестве
предпринимателя или лицензию на право заниматься частной
практикой, полученное в регистрирующих органах по новому месту
жительства, сделать запрос в госналогинспекцию по прежнему месту
жительства налогоплательщика о факте постановки его там на учет и
присвоения ему ИНН.
5. Имеют ли право госналогинспекции направлять
налогоплательщиков - физических лиц в органы государственной
статистики для присвоения кодов ОКПО и других классификационных
признаков? Как поступать налоговым инспекторам в случаях
предъявления налогоплательщиками информационных писем, выданных
государственными органами статистики, с указанием присвоенных им
кодов ОКПО?
Согласно совместному Приказу Госкомстата России и
Госналогслужбы России от 22.08.96 N ВА-3-09/71 "Об информационном
взаимодействии органов государственной статистики и налоговых
органов" процесс обмена информацией о налогоплательщиках -
физических лицах между госналогинспекциями по субъектам Российской
Федерации, районам, городам, районам в городах и территориальными
органами государственной статистики будет происходить
организованно на безвозмездной основе. Осуществление его
госналогинспекциями возможно после переучета налогоплательщиков -
индивидуальных предпринимателей и создания базы данных о них <*>
начиная с 1 апреля 1997 года. Порядок информационного обмена на
технических носителях будет сообщен дополнительно.
--------------------------------
<*> В соответствии с Планом организационных мероприятий
программное обеспечение по формированию базы данных должно быть
разработано в декабре т.г.
На данном этапе налоговые органы не имеют права направлять
налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей в
территориальные органы государственной статистики для присвоения
кодов ОКПО и других классификационных признаков. При наличии же у
налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей
информационных писем, полученных в органах государственной
статистики, с указанием присвоенных им кодов ОКПО возможен прием
этих писем и подшивка в учетные дела налогоплательщиков до особых
указаний по их использованию.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.Г.КОРАБЛЕВ
|