ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 1996 г. N ГКПИ 96-288
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
Председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.
народных заседателей Слуянопа В.В.
Королевой Л.Г.
при секретаре Поповой Ю.В.
с участием прокурора Харланова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Серпуховского Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных
Сил и правоохранительных органов на п. 14 Указания N 1-5-У от
22 мая 1995 г. Министерства социальной защиты населения РФ,
установила:
22 мая 1995 г. Министерство социальной защиты населения РФ
приняло и направило Министерствам социальной защиты республик в
составе РФ, департаментам, комитетам, Главным управлениям
(управлениям), отделам социальной защиты населения краев,
областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт -
Петербурга указание о порядке применения Федерального закона "Об
улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной
войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную
войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных
пенсиях в РСФСР" (л.д. 42 - 48).
В п. 14 данного Указания содержится норма, предписывающая, что
применительно к Разъяснению о порядке применения отдельных статей
Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденному
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г.,
участникам войны и вдовам погибших военнослужащих, получающим две
пенсии по Закону РСФСР от 20 ноября 1990 г., выплачивается одна
компенсационная сумма, установленная в связи с ростом стоимости
жизни.
Серпуховской Совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и
правоохранительных органов обратился в Верховный Суд РФ с жалобой
на данный пункт указаний, постановив вопрос о признании его
незаконным.
Представители Министерства труда и социального развития РФ
(правопреемника Министерства социальной защиты населения РФ) и
Пенсионного фонда РФ возражали против удовлетворения жалобы.
Заслушав объяснения представителя заявителя Непряхина В.Е.,
поддержавшего жалобу, представителей Министерства труда и
социального развития РФ Саваськова А.В. и Пенсионного фонда РФ
Перовой Г.С., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав
письменные доказательства и выслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Харланова А.В., полагавшего жалобу
обоснованной, Верховный Суд РФ находит жалобу подлежащей
удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон "Об улучшении пенсионного обеспечения
участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих,
погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по
Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (вступивший в
силу с 1 мая 1995 г.) предоставил, в частности, участникам Великой
Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего
заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц,
инвалидность которых наступила вследствие их противоправных
действий), право на получение двух пенсий: по старости (или за
выслугу лет) и по инвалидности.
Согласно ст. 7 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в
РСФСР" (в редакции Закона от 5 мая 1994 г.) пенсии не реже одного
раза в три месяца подлежат индексации или компенсации в связи с
повышением стоимости жизни.
Как следует из объяснений заинтересованных в деле лиц и из
материалов дела, производившиеся после 1 мая 1995 г. индексации (с
1 июня 1995 г. - в 1,2 раза; с 1 августа 1995 г. - 1,05 раза; с
1 ноября 1995 г. - 1,05 раза; с 1 декабря 1995 г. - в 1,1 раза; с
1 января 1996 г. - в 1,15 раза и с 1 мая 1996 г. - 1,1 раза)
применялись к двум видам пенсий, получаемых участниками ВОВ,
ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, трудового
увечья и других причин (за некоторым исключением). То есть у
указанной категории лиц индексировались обе пенсии, право на
которые они имели.
Компенсации же (компенсационные выплаты), устанавливаемые в
связи с ростом стоимости жизни пенсионерам - участникам ВОВ,
ставшим инвалидами вследствие общего заболевания (а также вдовам
погибших военнослужащих), получающим две пенсии по Закону РСФСР "О
государственных пенсиях в РСФСР", подлежат начислению согласно
обжалуемому п. 14 Указания Минсоцзащиты РФ лишь к одной из двух
выплачиваемых этим категориям лиц пенсий, что, по мнению суда,
противоречит содержанию приведенной выше ст. 7 Закона РСФСР "О
государственных пенсиях в РСФСР", в соответствии с которой как
индексация, так и компенсации (компенсационные выплаты) в равной
степени обусловлены ростом стоимости жизни (ростом цен на
потребительские товары и услуги) и являются механизмами,
повышающими пенсии (ст. 7 озаглавлена: "Повышение пенсий в связи с
ростом стоимости жизни").
Каких-либо ограничений в выплате двух компенсаций пенсионерам,
имеющим право на получение двух пенсий, Закон РСФСР "О
государственных пенсиях в РСФСР" и, в частности, ст. 7 этого
Закона, не содержат.
Не содержат подобные ограничения и нормативные акты об
установлении и увеличении компенсационных выплат, принятые как до
1 мая 1995 г., так и после этого времени (т.е. после
распространения права на получение двух пенсий на участников
войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового
увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых
наступила вследствие их противоправных действий)).
В судебном заседании заинтересованные в деле лица, возражая
против удовлетворения жалобы, ссылались на то, что в Указах
Президента РФ, Постановлении Правительства РФ от 8 февраля 1994 г.
и Федерального закона от 27 июля 1995 года (нормативных актах об
установлении и увеличении компенсационных выплат, связанных с
ростом цен на потребительские товары и услуги) содержится указание
об осуществлении компенсационных выплат именно пенсионерам, в
связи с чем представители Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ
считают, что такие выплаты предусмотрены лишь в одинарном размере
персонально к лицам (пенсионерам), независимо от количества
получаемых ими пенсий.
Между тем с таким доводом суд не может согласиться, поскольку
он не вытекает из содержания приведенных нормативных актов, в
которых указано на необходимость осуществлять компенсационные
выплаты пенсионерам, получающим пенсии по старости, по
инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и
социальные пенсии, назначенные в соответствии с Законом РСФСР "О
государственных пенсиях в РСФСР" (то есть лишь тем пенсионерам,
которые получают определенные виды пенсий, назначенных в
соответствии с конкретным федеральным законом).
Кроме того, аналогичного содержания положения
предусматривались в Указе Президента РФ от 27 октября 1993 г. "О
компенсационных выплатах пенсионерам в связи с ростом стоимости
жизни" (л.д. 36), в Постановлении Правительства РФ от 8 февраля
1994 г. "О компенсационных выплатах пенсионерам" (л.д. 21) и в
Указе Президента РФ от 30 января 1995 г. "О компенсационных
выплатах пенсионерам с 1 февраля 1995 г.". Однако, как пояснили
суду представители заинтересованных в деле лиц, гражданам, ставшим
инвалидами вследствие военной травмы (с 1991 г. имеющим право на
получение двух пенсий), выплачивались и выплачиваются до
настоящего времени две компенсационные суммы, устанавливаемые в
связи с ростом стоимости жизни.
Это обстоятельство подтверждается и разъяснением заместителя
Министра социальной защиты населения РФ от 19 мая 1994 г.
(л.д. 6).
При таком положении пункт 14 Указания Минсоцзащиты РФ,
предусматривающий необходимость выплаты лицам, имеющим право на
получение двух пенсий, лишь одной компенсационной суммы,
установленной в связи с ростом стоимости жизни, является
незаконным.
Эта норма указаний фактически сводится к ограничительному
толкованию ст. 7 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР",
однако правом дачи такого толкования Закона органы исполнительной
власти не наделены.
Представители заинтересованных в деле лиц, утверждая о
правомерности п. 14 Указаний, ссылались на положения о
Министерстве социальной защиты населения (л.д. 75) и о
департаменте пенсионного обеспечения Министерства социальной
защиты населения Российской Федерации (л.д. 74), согласно которым
на Минсоцзащиты РФ была возложена функция по организации и
осуществлению контроля за правильностью назначения и выплаты
государственных пенсий, обоснованностью и целевым расходованием
денежных средств, выделяемых из федерального бюджета органам
социальной защиты населения, а на департамент пенсионного
обеспечения - функции по организации и методическому обеспечению
работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке
государственных пенсий, обеспечению единообразного применения
федерального пенсионного законодательства и подготовке предложений
по его совершенствованию.
Однако в данном конкретном случае Министерство социальной
защиты РФ, осуществляя свои функции, вышло за рамки
предоставленных полномочий, приняв норму, ограничивающую
социальные права указанных категорий пенсионеров по сравнению с
правами этих лиц, предусмотренными в законе, не содержащем таких
ограничений.
Довод заинтересованных в деле лиц о том, что устанавливаемые в
связи с ростом стоимости жизни компенсационные суммы не включаются
в состав самих пенсий и, следовательно, не учитываются при
индексации пенсий, сам по себе не свидетельствует о правомерности
обжалуемого пункта 14 Указаний Минсоцзащиты РФ, поскольку, как
указывалось выше, законодатель в ст. 7 Закона РСФСР "О
государственных пенсиях в РСФСР" предусмотрел в одинаковой степени
и индексацию, и компенсации в качестве инструментов повышения
пенсий в связи с ростом стоимости жизни. Поэтому компенсации
должны (по мнению суда), так же как и индексации, связанные с
ростом стоимости жизни, в одинаковой степени относиться ко всем
пенсиям, на которые нормативными актами распространяются эти
компенсации.
Из обжалуемого пункта 14 Указаний следует, что необходимость
выплаты одной компенсационной суммы участникам войны и вдовам
погибших военнослужащих, получающих две пенсии по Закону РСФСР от
20 ноября 1990 г., установлена Министерством социальной защиты
населения РФ применительно к разъяснению "О порядке применения
отдельных статей Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР",
утвержденному Постановлением Верховного Совета РСФСР от 19 апреля
1991 года.
Между тем указанные в этом разъяснении Верховного Совета РСФСР
надбавки к пенсии носят действительно персональный характер, так
как обусловлены одним из конкретных обстоятельств: необходимостью
осуществления постороннего ухода за пенсионером, наличием
нетрудоспособного иждивенца, не получающего какой-либо пенсии, а
также наличием определенных категорий граждан, которым повышаются
размеры пенсий, исчисленных в соответствии с Законом РСФСР "О
государственных пенсиях в РСФСР", тогда как компенсационные
выплаты, необходимость производства которых предусмотрена ст. 7
указанного Закона, обусловлены ростом стоимости жизни и, исходя из
содержания данной статьи Закона, подлежат осуществлению так же,
как и предусмотренные этой нормой Закона индексации - то есть в
отношении каждого вида пенсий, устанавливаемых по Закону РСФСР "О
государственных пенсиях в РСФСР".
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7
и 239.8 ГПК РСФСР, Верховный Суд РФ решил:
признать незаконным пункт 14 Указания N 1-5-У от 22 мая
1995 г. Министерства социальной защиты населения Российской
Федерации и недействующим с момента вступления в законную силу
решения суда.
Настоящее решение суда обжалованию и опротестованию в
кассационном порядке не подлежит.
|