МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 ноября 1996 г. N 344
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ)
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
(с изм. и доп., согл. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации
от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об
образовательном учреждении дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов" и
руководствуясь Постановлением Госкомвуза России от 10 апреля 1996
г. N 2 "Об утверждении Типового положения о структурных
подразделениях дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и
средних специальных учебных заведениях Российской Федерации"
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о структурных
подразделениях подведомственных высших учебных заведений,
осуществляющих дополнительное профессиональное образование
(повышение квалификации) преподавателей высших и средних
специальных учебных заведений.
2. Руководителям образовательных учреждений высшего и среднего
профессионального образования Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации рассмотреть до
1 февраля 1997 года на заседаниях ученых советов (советов)
образовательных учреждений вопрос о состоянии и мерах улучшения
работы по дополнительному профессиональному образованию
педагогических работников и о результатах проведенной работы
сообщить в отдел повышения квалификации и переподготовки
специалистов Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
начальника отдела повышения квалификации и переподготовки
специалистов Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации (Безлепкина В.В.).
Первый заместитель Министра
общего и профессионального
образования России
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
Утверждено
Приказом Министерства общего и
профессионального образования
Российской Федерации
от 20 ноября 1996 г. N 344
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ)
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
(в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
Настоящее Типовое положение определяет порядок повышения
квалификации, профессиональной переподготовки и педагогической
подготовки педагогических кадров подведомственных высших и средних
специальных учебных заведений.
I. Общие положения
1. Под дополнительным профессиональным образованием (повышением
квалификации) преподавателей понимается целенаправленное
непрерывное повышение их профессиональных знаний и
совершенствование педагогического мастерства.
Повышение квалификации рассматривается в качестве важнейшего
критерия деловой карьеры преподавателя и осуществляется в течение
всей его трудовой деятельности.
Повышение квалификации является служебной обязанностью
преподавателей. Их должностные перемещения, установление
соответствующего размера заработной платы находятся в прямой
зависимости от результатов повышения квалификации и
профессиональной переподготовки.
Дополнительное профессиональное образование преподавателей
осуществляется путем сочетания самообразования, обучения в
образовательных учреждениях, прохождения стажировки на
предприятиях и в организациях, участия в работе тематических и
проблемных семинаров, организуемых кафедрами (структурными
подразделениями) образовательных учреждений.
Дополнительное профессиональное образование (повышение
квалификации) преподавателей является необходимым условием
эффективной деятельности высших и средних специальных учебных
заведений и рассматривается в качестве важнейшего критерия при
оценке деятельности образовательных учреждений.
В образовательных учреждениях формируется система личной
заинтересованности и персональной ответственности преподавателей
за постоянный профессиональный рост и компетентность. Вводится
система прогнозирования и планирования должностного роста
преподавателей, формирования и своевременного обучения резерва.
2. Дополнительное профессиональное образование преподавателей
включает в себя следующие основные виды обучения: педагогическую
подготовку, профессиональную переподготовку, профессиональную
переподготовку для получения дополнительной квалификации,
повышение квалификации, стажировку.
(п. 2 в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
3. Дополнительное профессиональное образование преподавателей
осуществляется на непрерывной основе. Обучение по различным
образовательным программам проводится по мере необходимости, но не
реже одного раза в пять лет. Периодичность прохождения
преподавателем повышения квалификации или других видов
дополнительного профессионального образования устанавливается
руководителем образовательного учреждения на основе представления
кафедр (структурных подразделений), составляемых с учетом
интересов преподавателей.
При направлении на повышение квалификации, педагогическую
подготовку, профессиональную переподготовку, профессиональную
переподготовку для получения дополнительной квалификации и
стажировку преподаватели могут участвовать в формировании
содержания образовательных программ и выбирать дисциплины для
факультативной и индивидуальной формы обучения. Для своевременного
прохождения дополнительного профессионального образования
преподавателей образовательные учреждения разрабатывают пятилетние
и годовые планы.
(в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
4. Педагогическая подготовка, профессиональная переподготовка,
профессиональная переподготовка для получения дополнительной
квалификации, повышение квалификации и стажировка преподавателей
высших и средних специальных учебных заведений осуществляется в
высших учебных заведениях, имеющих для этих целей соответствующие
структурные подразделения, к которым относятся:
(в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
центры педагогической подготовки, профессиональной
переподготовки, профессиональной переподготовки для получения
дополнительной квалификации и повышения квалификации
преподавателей;
(абзац в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
факультеты повышения квалификации преподавателей.
Центр педагогической подготовки, профессиональной
переподготовки, профессиональной переподготовки для получения
дополнительной квалификации и повышения квалификации
преподавателей - структурное подразделение высшего учебного
заведения, осуществляющее педагогическую подготовку,
профессиональную переподготовку, профессиональную переподготовку
для получения дополнительной квалификации и повышение квалификации
преподавателей высших и средних специальных учебных заведений в
области новейших педагогических технологий, совершенствования
педагогического мастерства, обновления и углубления научно-
профессиональных и психологических знаний, формирование культуры
личности.
(абзац в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
Факультет повышения квалификации преподавателей высших и
средних специальных учебных заведений - структурное подразделение
вуза, осуществляющее повышение квалификации преподавателей в
области научно-профессиональных знаний на основе современных
технологий обучения и развивающих методов в образовательных
процессах.
Деятельность указанных структурных подразделений
дополнительного профессионального образования (повышения
квалификации) носит межвузовский характер и обеспечивает повышение
квалификации, педагогическую подготовку и профессиональную
переподготовку, профессиональную переподготовку для получения
дополнительной квалификации преподавателей подведомственных высших
и средних специальных учебных заведений.
(в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
5. Структурные подразделения дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) преподавателей (далее -
структурные подразделения) организуются в ведущих вузах,
располагающих высококвалифицированными научно-педагогическими
кадрами и материально-технической базой, Министерством общего и
профессионального образования Российской Федерации по решению
ученых советов высших учебных заведений с учетом рекомендаций
соответствующих советов ректоров (директоров) высших и средних
специальных учебных заведений. Высшие учебные заведения, имеющие в
своем составе структурные подразделения педагогической подготовки,
профессиональной переподготовки, профессиональной переподготовки
для получения дополнительной квалификации и повышения квалификации
преподавателей, обеспечивают необходимые условия для их работы,
создают соответствующие кабинеты и лаборатории педагогического
мастерства и новых технологий обучения, закрепляют аудиторный фонд
и места для проживания в общежитии.
(в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
6. Общими задачами структурных подразделений, осуществляющих
дополнительное профессиональное образование преподавателей,
являются:
организация и проведение повышения квалификации преподавателей
высших и средних специальных учебных заведений;
обновление и углубление знаний преподавателей в научно-
профессиональной и психолого-педагогической областях на основе
современных достижений науки, техники и технологии, информатизации
образования;
освоение новых форм, методов и средств обучения и повышения
общей культуры преподавателя;
проведение учебного процесса на основе современных достижений
педагогической науки, внедрения методов активизации познавательной
деятельности, технических средств и интенсивных технологий
обучения;
разработка и подготовка к изданию учебных планов и программ,
учебных и методических пособий;
проведение научных исследований по актуальным проблемам
педагогической подготовки, профессиональной переподготовки,
профессиональной переподготовки для получения дополнительной
квалификации и повышения квалификации преподавателей;
(в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
реализация различных форм сотрудничества с российскими и
зарубежными образовательными учреждениями, организациями и
фирмами;
организация обмена опытом в области дополнительного
профессионального образования преподавателей.
Помимо перечисленных задач институты и центры педагогической
подготовки, профессиональной переподготовки, профессиональной
переподготовки для получения дополнительной квалификации и
повышения квалификации преподавателей осуществляют:
(в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
разработку и апробацию новых методик и технологий обучения;
экспериментальные исследования в области новых форм и методов
дополнительного профессионального образования преподавателей;
консультационную деятельность.
7. Методическое руководство учебной работой, научными
исследованиями структурных подразделений, координацию и контроль
за их деятельностью осуществляет Министерство общего и
профессионального образования Российской Федерации.
8. Структурные подразделения проходят лицензирование,
аттестацию и аккредитацию совместно с высшими учебными
заведениями.
9. Реорганизация, ликвидация структурных подразделений
производится Министерством общего и профессионального образования
Российской Федерации.
10. На основании настоящего Типового положения образовательное
учреждение, в котором организовано структурное подразделение,
разрабатывает соответствующее положение о нем, которое
утверждается руководителем образовательного учреждения.
II. Организация деятельности структурных подразделений
1. Деятельность структурных подразделений регулируется
законодательством Российской Федерации, нормативными актами
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации, типовыми положениями об учреждениях высшего, среднего и
соответствующего дополнительного профессионального образования,
уставом вуза и настоящим Приказом.
2. Финансово-хозяйственная деятельность структурных
подразделений осуществляется за счет бюджетных ассигнований и
хозрасчетных поступлений в соответствии с планами приема
слушателей на обучение, устанавливаемыми на основе
государственного заказа, ежегодно утверждаемого Министерством
общего и профессионального образования Российской Федерации.
При наличии кадровых и материальных резервов структурные
подразделения могут организовывать обучение по прямым договорам с
образовательными учреждениями, другими юридическими и физическими
лицами.
3. Вопросы управления структурными подразделениями, права и
обязанности слушателей и работников регулируются Типовым
положением о структурных подразделениях дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации)
специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных
заведениях Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Госкомвуза России от 10.04.96 N 2.
За слушателями на время их обучения с отрывом от основной
работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту
работы.
Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от
основной работы, выплачиваются суточные по установленным для
командировок на территории Российской Федерации нормам.
Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также
выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за
счет средств федеральных органов исполнительной власти,
предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту
основной работы слушателей.
На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой
расходов за счет направляющей стороны (Постановление Правительства
Российской Федерации от 26.06.95 N 610, п. 26).
III. Учебная, научно-методическая и научная деятельность
1. Педагогическая подготовка, профессиональная переподготовка,
профессиональная переподготовка для получения дополнительной
квалификации, повышение квалификации и стажировка преподавателей
проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, частичным
отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
(в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
2. Сроки и формы педагогической подготовки, профессиональной
переподготовки, профессиональной переподготовки для получения
дополнительной квалификации и повышения квалификации
преподавателей устанавливаются в соответствии с Типовым положением
об образовательном учреждении дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N
610, с учетом внесенных в него изменений и дополнений
(Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 N
213).
(п. 2 в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
3. Учебные планы и образовательные программы разрабатываются
структурными подразделениями самостоятельно, обсуждаются на
заседаниях научно-методических советов (советов) и утверждаются
руководителем высшего учебного заведения.
4. Учебный процесс в структурных подразделениях осуществляется
штатными преподавателями, а также привлекаемыми в установленном
порядке преподавателями профилирующих кафедр вуза, специалистами
других образовательных учреждений и организаций.
5. Численность педагогического персонала структурных
подразделений определяется исходя из среднегодового контингента
слушателей, приходящегося на одного преподавателя, который должен
быть на 25% ниже норм, установленных для данного вуза.
6. В структурных подразделениях устанавливаются следующие виды
учебных занятий и учебных работ: лекционные, практические и
семинарские занятия, консультации, собеседования, тематические
дискуссии, деловые игры, лабораторные и другие учебные работы. Для
всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час
продолжительностью 40 - 50 минут.
7. Оценка уровня знаний слушателей образовательного учреждения
повышения квалификации проводится по результатам текущего контроля
знаний и итоговой аттестации. Проведение итоговой аттестации
слушателей осуществляется специально создаваемыми комиссиями,
составы которых утверждаются руководителем образовательного
учреждения.
Освоение образовательных программ профессиональной
переподготовки и повышения квалификации завершается обязательной
итоговой аттестацией.
Для проведения итоговой аттестации по программам
профессиональной переподготовки создается государственная
аттестационная комиссия, председатель которой утверждается
учредителем образовательного учреждения.
(п. 7 в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
8. Структурные подразделения выполняют научно-методическую
работу в целях улучшения качества обучения, внедрения в учебный
процесс активных методов и новых технологий обучения,
вычислительной техники и технических средств, организуют выпуск
учебных планов и программ, конспектов лекций и учебных пособий для
слушателей.
Научно-исследовательская работа осуществляется структурными
подразделениями в соответствии с тематикой, утверждаемой научно-
методическими советами (советами) по актуальным психолого-
педагогическим проблемам деятельности преподавателей.
IV. Финансовая и хозяйственная деятельность
1. Финансирование дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) преподавателей, направляемых на обучение
в соответствии с государственным заказом, осуществляется за счет
бюджетных ассигнований, выделяемых Министерством общего и
профессионального образования Российской Федерации.
Финансирование обучения преподавателей и заинтересованных
граждан, обучаемых сверх государственного заказа, проводится за
счет средств юридических и физических лиц по прямым договорам,
заключаемым ими со структурными подразделениями.
2. Финансовая и хозяйственная деятельность структурных
подразделений осуществляется за счет:
бюджетных ассигнований;
поступлений за обучение по прямым договорам;
средств, полученных за выполнение научно-исследовательских
работ и от реализации учебных, методических, научных и других
разработок;
общественных фондов и других источников, предусмотренных
законодательством.
3. Структурные подразделения в установленном порядке
представляют отчеты руководству вуза и Министерству общего и
профессионального образования Российской Федерации.
V. Организация стажировки преподавателей высших
и средних специальных учебных заведений
1. Стажировка является одной из основных организационных форм
дополнительного профессионального образования (повышения
квалификации) преподавателей и осуществляется в целях непрерывного
совершенствования их профессионального мастерства.
2. Стажировка является индивидуальной формой повышения
квалификации преподавателей. Ее главной задачей является
обновление и углубление знаний в психолого-педагогической, научно-
профессиональной и общекультурной областях на основе ознакомления
с современными достижениями науки, прогрессивной техники и
технологии, освоение новых форм, методов и средств обучения,
изучение отечественного и зарубежного опыта.
3. Стажировка проводится в ведущих образовательных учреждениях,
на предприятиях, в научно-исследовательских организациях,
учреждениях науки и культуры.
4. Стажировку проходят штатные преподаватели с периодичностью
не менее одного раза в пять лет.
5. Стажировка проводится с отрывом, частичным отрывом и без
отрыва от основной работы преподавателя.
6. Стажировка организуется образовательным учреждением по
согласованию с принимающими преподавателей организациями или
учреждениями в соответствии с ежегодным планом повышения
квалификации преподавателей, утверждаемым руководителем
образовательного учреждения.
7. Направление преподавателя на стажировку оформляется
соответствующим приказом образовательного учреждения.
8. Руководитель предприятия (организации), в котором
преподаватели проходят стажировку, назначает каждому стажеру
консультанта из числа ведущих сотрудников учреждения и оформляет
стажировку преподавателей приказом по предприятию (организации).
9. Индивидуальный план работы стажера утверждается кафедрой по
согласованию с предприятием (организацией), в котором проводится
стажировка.
10. Индивидуальный план стажировки предусматривает выполнение
преподавателем конкретной профессиональной технической или другой
задачи.
11. По итогам стажировки преподаватель представляет отчет,
утвержденный руководителем учреждения, в котором проводилась
стажировка. Кафедра (структурное подразделение образовательного
учреждения) на своем заседании заслушивает отчет преподавателя и
принимает решение о его утверждении, доработке или отклонении, а
также дает рекомендации по использованию результатов стажировки в
учебном процессе.
Начальник отдела
повышения квалификации и
переподготовки специалистов
В.В.БЕЗЛЕПКИН
|