ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 ноября 1996 г. N 01-15/20408
О КОМПЛЕКСНОЙ ИНСПЕКТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УРАЛЬСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
(с изм., согл. Приказов ГТК РФ от 28.06.2002 N 675, от 12.05.2003 N 490)
Комиссией аппарата ГТК России с привлечением квалифицированных
специалистов ряда региональных таможенных управлений и таможен,
непосредственно подчиненных ГТК России, с 25 сентября по 8 октября
1996 года была осуществлена комплексная инспекторская проверка
деятельности Уральского таможенного управления, включившая
проверку работы самого аппарата управления, а также ряда таможен и
таможенных постов.
Итоги работы комиссии и анализ имеющейся информации по другим
региональным таможенным управлениям показывают, что
подразделениями таможенных органов России на всех уровнях
проводится определенная работа по решению приоритетных задач в
деле организации и осуществления таможенного контроля.
В Уральском таможенном управлении и других региональных
таможенных управлениях заметно усилился контроль за перемещением
товара через таможенную границу и повысилась эффективность
организационных мер, направленных на формирование доходной части
бюджета государства; укрепилось взаимодействие с другими
правоохранительными органами по вопросам определения форм и
методов противодействия совершению правонарушений в зонах
таможенного контроля; появилась целенаправленность в обеспечении
государственного таможенного контроля с учетом создаваемого
информационного обеспечения по отдельным видам (категориям)
товаров; больше стало уделяться внимания внедрению современных
технологий контроля, активному поиску наиболее эффективной
инфраструктуры таможенных органов в регионах деятельности,
подготовке необходимых для таможенной системы специалистов и
повышению квалификации имеющихся кадров, их социальной
защищенности; укреплению материально-технической базы таможенных
органов.
В то же время необходимо отметить, что наряду с имеющимися
положительными результатами и тенденциями в работе имеют место
определенные негативные аспекты:
- функциональные подразделения управлений и таможен работают
значительно ниже своих возможностей, не в полной мере реагируя на
складывающуюся экономическую ситуацию в стране и регионах, мало
уделяя внимания вопросам совершенствования таможенного дела,
укрепления исполнительской и трудовой дисциплины;
- в большинстве таможенных управлений отсутствует четкая
система оперативного и методического руководства таможнями и
таможенными постами; недобросовестно исполняются требования
итогового документа Всероссийского совещания руководителей
таможенных органов (Москва, 1994) о необходимости осуществления
комплексных мер по организации методической помощи, оснащению,
обустройству и обучению работников таможенных постов; отсутствуют
обзорно-аналитические документы о работе подведомственных таможен
и таможенных постов. Определенным исключением можно назвать лишь
деятельность Северо-Западного, Западного и Северо-Кавказского
таможенных управлений;
- комплексные проверки в регионах деятельности большинства
управлений либо не проводятся, либо они имеют поверхностный
характер, затрагивая лишь отдельные аспекты таможенной
деятельности;
- недостаточно активно ведется работа по выявлению резервов
при определении контрольных заданий по наполнению доходной части
федерального бюджета, формированию фонда развития таможенной
системы; реализации товаров, обращенных в федеральную
собственность;
- наблюдается упрощенный подход руководителей разных уровней
при вскрытии фактов коррупции и взяточничества среди сотрудников
таможенных органов, а также нарушений трудовой дисциплины;
- недостаточна активность руководителей звеньев, ответственных
за обеспечение социальной защищенности сотрудников таможенных
органов в регионах, что в итоге сказывается на закреплении кадров.
Отмеченные негативные моменты снижают результативность работы
таможенных органов всех уровней по защите экономических интересов
страны, что отрицательно сказывается на их деятельности по
пресечению преступлений и нарушений таможенных правил.
Учитывая важность выработки единых подходов при выполнении
стоящих перед таможенными органами России задач, в том числе и
методом проведения комплексных проверок с последующим анализом, в
целях реформирования деятельности таможенных органов направляется
"Обзор деятельности Уральского таможенного управления по итогам
комплексной инспекторской проверки".
Начальникам региональных таможенных управлений рекомендую
рассмотреть итоги первой комплексной проверки с руководителями
функциональных подразделений и подотчетных таможенных органов для
выработки единого подхода к оценке деятельности подразделений,
рассмотреть и обсудить имеющийся опыт аналогичной работы в
регионе.
Заместитель Председателя
ГТК России
С.М.БЕКОВ
Приложение
ОБЗОР
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО
ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ИТОГАМ КОМПЛЕКСНОЙ
ИНСПЕКТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
(в ред. Приказов ГТК РФ от 28.06.2002 N 675, от 12.05.2003 N 490)
Комплексная проверка работы Уральского таможенного управления
(далее - Управление) проводилась силами работников центрального
аппарата ГТК России с привлечением квалифицированных сотрудников
Поволжского, Западного, Северо-Западного таможенных управлений и
Домодедовской таможни.
Комиссией была осуществлена проверка деятельности аппарата
Управления, работа Тюменской, Нижнетагильской, Челябинской и
Кольцовской таможен за период 1995 - 1996 гг., а также
ознакомление с работой Троицкого (Магнитогорская таможня) и
Петуховского (Курганская таможня) таможенных постов,
обеспечивающих таможенный контроль на российско-казахстанской
границе.
Необходимо отметить, что данная проверка - это первый опыт ГТК
России по проведению крупномасштабной инспекционной работы
аналитического и обобщающего характера. Кроме того, проверка
организации таможенного дела и состояния дел по таможенному
контролю осуществлялась в одном из крупнейших территориально -
хозяйственных комплексов страны, включающем территорию 7 субъектов
Российской Федерации, расположенных между промышленно развитой
европейской частью и богатым сырьевым Сибирским регионом.
В анализе отражены основные направления проведенной
комплексной проверки.
Для региона характерно крупное промышленное производство с
преобладанием предприятий топливно-энергетического комплекса и
тяжелой индустрии. (Промышленность региона структурно выглядит
следующим образом: 30,8% - топливно-энергетический комплекс; 32,9%
- переработка; 22,2% - машиностроение; 14,6% - легкая и пищевая
промышленность.)
В регионе действует 46 промышленных предприятий, входящих в
число наиболее крупных предприятий страны, таких как "Уралмаш",
РАО "Газпром", Челябинский, Нижнетагильский и Магнитогорский
металлургические комбинаты, ГП "Тюменьтрансгаз", АООТ
"Нижневартовскнефтегаз", АООТ "Лукойл - Когалымнефтегаз" и др.
Значительная доля промышленной продукции поставляется за
пределы региона.
Основными объектами экспорта являются: нефть, газ и продукты
их переработки; руды и концентраты; металлы и продукция из них
(основные страны - контрагенты по экспорту - Китай, Нидерланды,
Казахстан, Великобритания, США, Украина).
Основные объекты импорта в регион - машины и промышленное
оборудование, пищевкусовые товары и сырье для их производства,
товары народного потребления (страны - контрагенты по импорту -
Казахстан, Украина, Италия, Германия, США).
Богатства региона определяют и остроту оперативной обстановки,
сложившейся на его территории вследствие попыток недобросовестных
участников ВЭД незаконного вывоза за границу сырьевых ресурсов
(лес и лесоматериалы, цветные и редкоземельные металлы),
промышленных и продовольственных товаров и, как следствие,
значительными по численности действующими криминальными
структурами.
Прослеживается тенденция преступных группировок в
маневрировании силами и средствами по поиску слабых мест в зонах
таможенного контроля для осуществления своих противозаконных
целей. Особенно наглядно эта тенденция прослеживается на
таможенной границе с Казахстаном в силу "прозрачности" самих
границ, где многие маршруты движения товаров не перекрываются,
эксплуатируются круглый год и собственно перемещение нередко
сопровождается вооруженной охраной.
Следует отметить, что общий натиск преступных элементов
усиливается на все правоохранительные органы региона.
Управление создано в апреле 1993 года (Приказ ГТК России от
01.04.93 N 116) и, руководствуясь "Положением о региональном
таможенном управлении", на основе ежегодных и полугодовых планов
осуществляет "Программу развития таможенной службы Уральского
регионального таможенного управления на 1994 - 1996 гг.", выполняя
основную задачу - защиту экономических интересов государства,
способствуя должной организации таможенного дела в регионе
деятельности, созданию разветвленной таможенной инфраструктуры, ее
дальнейшему развитию и укреплению, подготовке квалифицированных
кадров.
Управление занимает 3 место в России по количеству оформленных
внешнеторговых грузов. (Доля региона в экспорте и импорте страны в
I полугодии 1996 года составила соответственно 18,5% и 12,5%.)
Динамика развития Управления характеризуется следующими
показателями.
----T---------------------------------------T------T------T------¬
¦ N ¦ Наименование показателя ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+------+------+------+
¦1. ¦Число таможен (ед.) ¦ 11 ¦ 15 ¦ 14 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Число таможенных постов (ед.) ¦ 60 ¦ 56 ¦ 56 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Штатная численность (чел.) ¦ 3760 ¦ 4631 ¦ 4271 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Оформлено ГТД (тыс. шт.) ¦ 234,0¦ 226,9¦ 108,3¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦Внесено в федеральный бюджет ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(трлн. руб.) ¦ 1,5¦ 3,14¦ 2,11¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Внесено в фонд развития таможенной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы (млрд. руб.) ¦ 145,5¦ 421,0¦400,91¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Количество ПЭВМ (ед.) ¦ 456¦ 859¦ 860 ¦
L---+---------------------------------------+------+------+-------
Таможенные органы региона дислоцированы в 100 населенных
пунктах региона.
Весь процесс таможенного оформления, за счет перераспределения
штатной численности в регионе Управления, сосредоточен в
44 отделах таможенного оформления.
В зоне деятельности зарегистрировано 11 таможенных
перевозчиков (1 - общероссийский, 3 - региональных,
7 - зональных).
Пресс - службой Управления подготовлены и изданы 7
информационных сборников "Уральские таможенные вести", ежемесячно
выпускается "Пресс - бюллетень" с обзором центральной и местной
периодической печати по таможенной тематике. За 1995 - 1996 гг.
опубликовано свыше 200 статей в печати, организовано и проведено
103 пресс - конференции для журналистов, подготовлено более 150
выступлений представителей таможенных органов региона по
центральному и местному радио и телевидению с вопросами
разъяснения таможенной политики; различных нормативных актов,
регулирующих таможенную деятельность.
В ходе проверки отмечены следующие недостатки деятельности
УТУ.
В работе аппарата Управления отсутствует четкая система
оперативного и методического руководства таможенными структурами
региона. (О чем наглядно свидетельствуют поверхностные,
малоубедительные и местами откровенно непродуманные планы
мероприятий Кольцовской и Екатеринбургской таможен по выполнению
рекомендаций, содержащихся в решении Совета общественной
безопасности Свердловской области.)
Управлением не проводятся комплексные проверки, не
анализируется работа таможен региона, не ставятся вопросы об
отчете последних на коллегии. Проверки, проводимые как
комплексные, таковыми по существу не являются, затрагивая лишь
отдельные аспекты деятельности таможенных органов.
За 8 месяцев 1996 года через таможенную границу региона
перемещено 68,8 млн. тонн грузов, 1288826 транспортных средств,
1024235 физических лиц.
Данные, имевшиеся на момент проведения проверки, показывают,
что Управление предпринимает определенные усилия по выполнению
заданий ГТК России по наполнению доходной части федерального
бюджета и формированию ФРТС (За 8 месяцев 1996 года в бюджет
перечислено 2114,88 млрд. рублей (85,8% задания), во внебюджетный
фонд - 400,91 млрд. руб. (128% к плану). В расчете на
1 работающего в 1995 году приходилось 800 млн. рублей, в 1996 году
(8 мес.) - 616 млн. руб. Превышение доходов над расходами, в
среднем по региону, составило: 1995 год - 28,3 раза, 1996 г.
(8 мес.) - 26,4 раза):
Увеличилось перечисление денежных средств на депозитный счет
ГТК России, полученных за оформление товаров, перемещенных через
таможенную границу физическими лицами. (В I полугодии 1996 года в
сравнении с аналогичным периодом 1995 года на 12%.)
Более чем на 250% (с 6,2 до 16,9 млрд. руб.) возросло в
I полугодии 1996 года, в сравнении с тем же периодом 1995 года,
пополнение внебюджетного фонда за счет таможенных платежей,
связанных с оформлением транспортных средств, перемещаемых в
качестве товара физическими лицами через таможенную границу
России. Однако с учетом инфляционных процессов рост менее
ощутим.
Разработаны общая схема последовательности контроля таможенной
стоимости по ввозимым товарам; методические рекомендации по выбору
экспертной организации, назначению экспертизы, возможности
рассмотрения акта экспертизы в качестве ценовой информации для
проверки соблюдения базового принципа определения таможенной
стоимости. Отчеты о корректировках таможенной стоимости
предоставляются таможнями в Управление с августа 1994 года по
электронным каналам связи.
В 11 таможнях региона бухгалтерский учет полностью
автоматизирован, в оставшихся 3 - работа на стадии завершения.
Выполнение плана по таможням за 8 мес. 1996 года:
----T-----------------------T------------------------------------¬
¦ ¦ Наименование таможен ¦ Федеральный бюджет (в млн. рублей) ¦
¦ ¦ +------------T------------T----------+
¦ ¦ ¦ план ¦ факт ¦ % ¦
+---+-----------------------+------------+------------+----------+
¦1. ¦Екатеринбургская ¦ 251469,0¦ 232687,0¦ 92,5¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Челябинская ¦ 117677,0¦ 108639,0¦ 92,3¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Курганская ¦ 15921,0¦ 9182,0¦ 57,7¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Оренбургская ¦ 113446,0¦ 125430,0¦ 110,6¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦Магнитогорская ¦ 41196,0¦ 29572,0¦ 71,8¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Пермская ¦ 236877,0¦ 248902,0¦ 105,1¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Удмуртская ¦ 67837,0¦ 70994,0¦ 104,7¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ¦Нижнетагильская ¦ 154365,0¦ 149958,0¦ 97,1¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9. ¦Тюменская ¦ 710188,0¦ 419318,0¦ 59,0¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10.¦Орская ¦ 23113,0¦ 19041,0¦ 82,4¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11.¦Кольцовская ¦ 43201,0¦ 53482,0¦ 123,8¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12.¦Новоуренгойская ¦ 250384,0¦ 238226,0¦ 95,1¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦13.¦Нижневартовская ¦ 159585,0¦ 208812,0¦ 130,8¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦14.¦Сургутская ¦ 267284,0¦ 188862,0¦ 70,7¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦15.¦Урал. акцизный пост ¦ 11768,0¦ 11783,0¦ 100,1¦
+---+-----------------------+------------+------------+----------+
¦ ¦Всего по региону ¦ 2464311,0¦ 2114888,0¦ 85,8¦
L---+-----------------------+------------+------------+-----------
Поступления денежных средств в федеральный бюджет по видам
таможенных платежей за 8 месяцев 1996 года составили:
Выполнение плана по формированию доходной части
федерального бюджета
--------------------------------T----------T----------T----------¬
¦ Вид платежа ¦ План, ¦ Факт, ¦ % ¦
¦ ¦млрд. руб.¦млрд. руб.¦выполнения¦
+-------------------------------+----------+----------+----------+
¦Экспортная пошлина ¦ 276,12 ¦ 357,52 ¦ 129,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Импортная пошлина ¦ 924,74 ¦ 861,65 ¦ 93,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦НДС ¦ 1146,04 ¦ 876,5 ¦ 76,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Акциз ¦ 117,41 ¦ 19,21 ¦ 16,4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего: ¦ 2464,31 ¦ 2114,88 ¦ 85,8 ¦
L-------------------------------+----------+----------+-----------
Наибольший удельный вес в структуре взысканных таможенных
платежей составляет: налог на добавленную стоимость - 41,44% и
ввозная таможенная пошлина - 40,7%.
При сравнении отчетного периода 1996 года к 1995 году в
инспектируемый период отмечена тенденция снижения уплаченных сумм
таможенных платежей. Основными причинами являются:
- отмена вывозных пошлин на все товары, за исключением нефти и
газового конденсата (многие участники ВЭД в ожидании отмены
вывозных пошлин на нефть приостановили свою внешнеэкономическую
деятельность до полной отмены экспортного тарифа);
- снижение объема импорта в целом, в том числе по подакцизным
товарам (Федеральным законом РФ от 07.03.96 N 23-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений к Федеральном закону "Об акцизах"
установлен новый перечень подакцизных товаров, исключающий одежду
из натуральной кожи, меховые изделия, ковры натуральные, хрусталь,
шины, что в целом не способствует пополнению бюджета по статье
акцизов);
- преобладание в структуре импорта региона стран, в отношении
которых не применяются ввозные таможенные пошлины (около 45% -
страны СНГ);
- введение в действие Постановления Правительства Российской
Федерации от 08.02.96 N 130 "О квотировании спирта этилового из
пищевого сырья и алкогольной продукции, ввозимых на территорию
Российской Федерации" и Указа Президента России от 07.02.96 N 161
"Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и
табачной продукции иностранного производства" (при которых ввоз
подакцизных товаров, происходящих с территории стран СНГ, для
большинства участников ВЭД стал экономически не выгоден, что
привело к снижению количества заказанных марок на вино-водочные и
табачные изделия, а также к увеличению возврата ранее выданных
марок).
Основная доля уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин
приходится на ввозимое технологическое оборудование (21,2% от
объема импортной пошлины), изделия черных металлов (10%), приборы
и аппараты оптические, фотографические (8,1%).
Анализ взимания НДС показывает, что по сравнению с 1995 годом
налог на добавленную стоимость играет все более доминирующую роль
в выполнении плановых показателей, несмотря на льготы по уплате
НДС, предоставленные на основании Закона "О налоге на добавленную
стоимость" с изменениями и дополнениями к нему (Приказ ГТК России
от 13.04.95 N 248).
На 1996 год Управлению установлен план по формированию фонда
развития таможенной системы в размере 429,68 млрд. рублей.
Фактически за 8 месяцев 1996 года перечислено на счета ГТК России
400,91 млрд. рублей (что составляет 128,6% от плана 8 месяцев и
93,3% от годового плана).
Наибольший удельный вес в формировании фонда развития
таможенной системы по Уральскому региону составляют следующие
статьи:
- таможенные сборы за таможенное оформление - 18,2%;
- платежи с физических лиц (единые ставки, совокупный
таможенный контроль и таможенное оформление платежей) - 11,1%;
- штрафы, пени и другие суммы, предусмотренные таможенным
законодательством - 57,2%.
В первом полугодии 1996 года по сравнению с тем же периодом
1995 года на 122% увеличилось перечисление денежных средств на
депозитный счет ГТК России, полученных за оформление товаров и
транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу
Российской Федерации физическими лицами (15,9 млрд. руб. в
1995 году против 35,3 в 1996 году). В первую очередь это связано
с увеличением объемов ввоза в Российскую Федерацию транспортных
средств, а также с увеличением ставок таможенных пошлин в
соответствии с Постановлением Правительства от 18.07.96 N 808.
Одной из основных статей пополнения внебюджетного фонда
являются таможенные платежи за оформление транспортных средств,
перемещаемых в качестве товара через таможенную границу Российской
Федерации физическими лицами. Если в первом полугодии 1995 года
перечислено 6,2 млрд. рублей, то за этот же период 1996 года -
16,9 млрд. рублей.
С июня 1995 года все таможни Управления перешли на
использование в работе таможенных приходных ордеров в соответствии
с Приказом ГТК России от 19.12.94 N 670 "Об утверждении форм
таможенного приходного ордера, добавочного листа к таможенному
приходному ордеру", а также Инструкции о порядке заполнения
таможенного приходного ордера и уплаты таможенных платежей с
применением таможенного приходного ордера.
В настоящее время почти все таможни региона используют "АРМ
ТПО" в полном объеме. С конца 1995 года в Управлении начата работа
по формированию автоматизированной базы данных ТПО в соответствии
с письмом ГТК России от 21.03.95 N 01-13/3946 "О порядке
заполнения таможенного приходного ордера и добавочного листа к
нему".
Несмотря на общее выполнение контрольных цифр по наполнению
доходной части бюджета и формированию внебюджетного фонда,
результаты работы УТУ дают повод для серьезных раздумий:
- Екатеринбургская, Удмуртская, Орская, Сургутская,
Челябинская и Магнитогорская таможни с заданием 9 месяцев
1996 года не справились;
- 12 таможен региона не выполнили контрольных заданий по
реализации товаров, обращенных в федеральную собственность
(Оренбургская таможня задание по реализации конфискатов выполнила
на 22,2%, Нижнетагильская - 35%, Удмуртская - 39,3%);
- в текущем году прослеживается тенденция к предоставлению
льгот. (За 1995 год сумма не поступивших в бюджет таможенных
платежей составила 820 млрд. рублей, за 8 мес. т.г. - 985,2 млрд.
рублей, причем 90% от общей суммы предоставленных льгот составила
сумма НДС, освобождение от которого производится на основании
Приказа ГТК РФ от 13.04.95 N 248.)
Во время проверки обращено внимание на тот факт, что, как
правило, задолжниками по платежам в бюджет и по формированию
внебюджетного фонда развития таможенной системы являются таможни
региона, обладающие наиболее весомыми реальными возможностями и
потенциалом. Причину их неудовлетворительной деятельности в этом
направлении можно отнести за счет низкого уровня организаторской
деятельности руководства Управления и таможен.
В части осуществления валютного контроля необходимо отметить
имеющуюся задолженность Управления по направлению в ГТК России
отработанных карточек результатов валютного контроля (50% от
полученных 15699). Несмотря на низкий показатель взыскания
штрафных сумм с нарушителей валютного законодательства (по
региону - 14,4%), в УТУ проведено значительное сокращение
сотрудников ОВК (например, в Челябинской - на 70%, Удмуртской - на
62%), что противоречит позиции ГТК России.
Отдельные аспекты в работе по корректировке таможенной
стоимости показывают, что руководители Управления и отдельных
таможен не придают должной значимости организации контроля
таможенной стоимости как эффективному средству повышения
собираемости таможенных платежей. (За 8 месяцев 1996 года в
регионе, в сравнении с аналогичным периодом 1995 года, снизилось
количество корректировок таможенной стоимости. Но с начала
1996 года не представлено никакой информации о постановке на
специальный учет предприятий - импортеров в регионах Орской и
Нижневартовской таможен. Вскрыты факты занижения оценки ввозимых
товаров по Пермской, Курганской и Тюменской таможням. Низка
эффективность работы по контролю таможенной стоимости в
Кольцовской, Екатеринбургской, Сургутской, Новоуренгойской и
Магнитогорской таможнях.)
Приведенные выше цифры и данные проверки свидетельствуют о
том, что имеются положительные стороны в деятельности Управления:
- создана разветвленная таможенная инфраструктура; приняты
меры по реализации в работе таможен технологических схем
таможенного оформления товаров юридических и физических лиц,
перевозимых всеми видами транспорта;
- организована работа по развитию сети организаций -
декларантов на основе договора;
- принимаются меры по автоматизации процесса таможенного
оформления (внедрение автоматизированной обработки ГТД позволило
снизить за период 1995 - 1996 гг. число "ошибочных" ГТД до уровня
1%);
- с 1996 года, в соответствии с нормативными документами ГТК
России, в практику работы введен идентификационный таможенный
досмотр с разработкой и утверждением технологических схем и
типовых форм ежемесячной отчетности;
- с 1996 года в регионе применяется схема технологического
оформления товаров с использованием неполного периодического
декларирования (на первом этапе - 7 наиболее крупных промышленных
предприятий региона);
- на плановой основе Управление проводит подготовку и
повышение квалификации участников ВЭД в области таможенного
законодательства (в 1995 году обучение прошли 500 представителей
предприятий и организаций);
- сводные отчеты по установленным статистическим формам
предоставляются в установленные сроки, с должным качеством на
бумажных носителях и в электронном виде;
- активно внедряются новые информационные технологии.
(Региональная сеть состоит из 15 локальных сетей: единой сети
Управления и Екатеринбургского регионального отдела ГНИВЦ, 14 ЛВС
таможен региона.)
По итогам проверки отмечаются факторы, объективно затрудняющие
осуществление таможенного контроля:
- отсутствие оборудованных пунктов пропуска пассажирских
поездов, расположенных в непосредственной близости от российско -
казахстанской границы, и недостаточное время стоянок (2 -
15 минут) пассажирских поездов на пограничных станциях,
необходимое для проведения таможенного досмотра подвижного состава
и таможенного оформления грузобагажа;
- отсутствие в Уральском регионе уполномоченных Министерства
культуры РФ, обладающих правом выдачи свидетельств на право вывоза
культурных и исторических ценностей из России.
Значительные цифровые данные, характеризующие объемы работы
Управления, требуют отработанной организации деятельности,
готовности к оперативному маневрированию силами и средствами.
Между тем в ряде таможен (Екатеринбургская, Нижнетагильская)
вместо сосредоточения подконтрольных товаров и транспортных
средств в ограниченном количестве мест происходит распыление сил
по многочисленным объектам.
Практически во всех таможнях региона отмечаются факты
превышения сроков хранения на СВХ, что приводит к недовзысканию
таможенных платежей. (Ввиду отсутствия документов, позволяющих
определить таможенную стоимость до начала таможенного оформления,
сумма платежей за товары, хранящиеся сверх предельных сроков,
поддается лишь приблизительной оценке.)
В Управлении все вопросы, связанные с помещением товаров под
различные таможенные режимы, находятся в компетенции ОТОиТК,
имеющего в своей структуре сектор таможенных режимов. Проверка
выявила неспособность осуществлять должный контроль за исполнением
тех или иных таможенных режимов. (Отсутствует программа
электронного учета товаров по режимам временного ввоза / вывоза,
переработки. Не отработан вопрос практического внедрения
технологических схем таможенного оформления транспортных средств,
помещаемых под различные режимы. Значителен вес числа разрешений
на переработку с просроченными сроками. В Управлении,
Екатеринбургской и Орской таможнях неоправданно затягивают сроки
рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на переработку,
вследствие чего увеличилось количество жалоб участников ВЭД в ГТК
России.)
За 9 месяцев 1996 года в Управлении возбуждено более 12,0 тыс.
дел о НТП, что превышает показатель аналогичного периода 1995 года
более чем на 5,0 тыс. дел.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
Работа юридической службы и отдела контроля за соблюдением
законности Управления заслуживает, в целом, положительной оценки.
За первое полугодие 1996 года по фактам нарушения таможенного
законодательства, выявленным отделами БТП таможен региона,
возбуждено 571 дело о НТП. Из них 163 материала передано в другие
правоохранительные органы, в т.ч. 100 - для решения вопроса о
заведении уголовных дел.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
Отделами БТП организовано и проведено 259 специальных
мероприятий, в т.ч. 154 - совместно с другими правоохранительными
органами.
За 1995 год и 8 месяцев 1996 года таможенными органами
Управления проведены 1942 (11% от общих данных по России) проверки
соблюдения требований таможенного режима экспорта, в результате
выявлено нарушений валютного законодательства на сумму около
267,3 млн. долларов США.
Подразделениями таможенной охраны Управления за I полугодие
1996 года проведено 614 оперативно - поисковых мероприятий,
задержано товаров на сумму свыше 16,3 млрд. рублей, эффективность
составила 412 рублей на 1 затраченный рубль. (В 1995 году было
проведено 1080 мероприятий с задержанием товаров на сумму 23,7
млрд. рублей.)
Наряду с позитивными результатами работы обращают на себя
внимание и недочеты в работе, такие как:
Не укомплектованы штаты и не имеют в своем составе
необходимого количества специалистов с высшим юридическим
образованием и практикой работы отделы правоохранительного блока -
ОБТП, дознания, административных расследований. В провальном
состоянии находится организация дела в отделе дознания. В
аналогичных отделах таможен региона работа также оставляет желать
лучшего - зачастую ими не выполняются требования
уголовно-процессуального законодательства о проведении
доследственных проверок (например, 30 дел были возбуждены спустя
полгода и более со дня совершения правонарушения), что приводит к
утрате доказательств по делу, затягиванию (либо непроведению)
необходимых оперативно-розыскных мероприятий и иных следственных
действий.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 12.05.2003 N 490)
Как свидетельствует оценка Генеральной прокуратуры России,
состояние законности в деятельности таможен Уральского региона
остается сложным. В таможенных органах большое количество
возбуждаемых уголовных дел, особенно по ст. ст. 162.6 и 169.1 УК
РСФСР, впоследствии прекращается прокуратурой как необоснованно
возбужденные. (Например. Отдел организации дознания Управления в
1995 году возбудил по непроверенным материалам 12 уголовных дел,
10 из которых в дальнейшем были прекращены за отсутствием состава
преступления, в I же полугодии 1996 года не возбудил ни одного
дела.)
В течение I полугодия 1996 года ОБТП Управления проведено 259
специальных мероприятий, 154 из которых - совместно с другими
правоохранительными органами. Возбуждено 570 дел о НТП, наложено
штрафных санкций на сумму свыше 4,8 млрд. рублей, но взыскано лишь
1,1 млрд. рублей, конфисковано товаров на сумму 1,9 млрд. рублей.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
Рост числа возбужденных дел о НТП в текущем году, в сравнении
с аналогичным периодом прошлого, повлек рост нагрузки на 1
сотрудника (в среднем - более 12. В Магнитогорской и Челябинской
таможнях этот показатель еще выше), однако действия руководства
Управления, непродуманно сократившего фактическую численность
работников отделов правоохранительного блока, свидетельствуют, что
оно не работает на перспективу и слабо контролирует ситуацию в
регионе.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
По мнению членов комиссии, несмотря на то, что в I полугодии
1996 года наложено взысканий в виде штрафов на сумму свыше
115,4 млрд. рублей, а изъято товаров (как непосредственно объектов
правонарушений) на сумму 33,2 млрд. рублей, в Управлении
необоснованно часто (1688 раз) применялась статья 239 ТК России
при вынесении решения по существу дела о НТП, позволяющая смягчать
ответственность правонарушителя, причем в ряде случаев с такими
не предусмотренными законом основаниями, как:
- неплатежеспособность лица (и юридического, и физического),
привлекаемого к ответственности;
- большой размер штрафов, который мог бы привести к
банкротству ведущих предприятий Уральского региона (На это
обстоятельство неоднократно указывалось прокуратурой как на
отступление от закона в представлениях руководству УТУ и
таможен.);
- непринятие мер по обеспечению взыскания предполагаемых
штрафных санкций в процессе выявления правонарушений и возбуждения
дел о НТП, а также в ходе производства по делу.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
В ряде таможен отсутствует координация в работе между отделами
правоохранительного блока и другими функциональными отделами
таможни (несмотря на то, что приказом по Управлению введен ряд
согласованных технологических схем взаимодействия, например, ОКДТ
с ОАР, ОТСиВК с отделами правоохранительного блока).
(в ред. Приказа ГТК РФ от 12.05.2003 N 490)
Учет и регистрация уголовных дел, дел о НТП, протоколов
упрощенной формы ведутся ненадлежащим образом; материалы дел
формируются бессистемно. Регистрация материалов, поступающих в
отделы организации дознания, осуществляется с нарушением
Инструкции "О едином учете преступлений" (несмотря на
неоднократные представления прокуратуры и проведенное в мае с.г.
координационное совещание при Уральском транспортном прокуроре с
участием всех правоохранительных органов региона).
Недостаточной остается работа по материально-техническому
обеспечению деятельности подразделений правоохранительного блока
(криминалистическая и специальная техника, оргтехника, связь,
транспорт, методическая литература и т.д.).
Таможенные органы Уральского таможенного управления остро
нуждаются в улучшении материально-технического снабжения. Анализ
выполнения заявки Управления по материально-техническому
обеспечению, подчиненных таможенных органов в 1995 году
свидетельствует о том, что регион получил лишь 20% автомашин. В
таможнях отсутствуют многие технические средства контроля.
Обеспеченность досмотровыми эндоскопами составляет 4%, средствами
проверки подлинности документов - 5%, техническими средствами
идентификации - от 5% до 50%. Основной объем поставок по форменной
и спецодежде по заявкам 1995 года поступил в таможни лишь в конце
года. Только в декабре 1995 года были получены утепленное мужское
и женское белье и обувь, зимние меховые женские полупальто. По
состоянию на период проверки практически остались не выполнены
заявки 1995 года по поставкам зимних головных уборов, костюмов
мужских и женских, сорочек. По заявкам 1996 года были получены
только комуфлированные летние костюмы и часть бланочной продукции.
Проверкой установлено, что в целом, в таможенных органах
Уральского региона сложились работоспособные коллективы,
укомплектованные в значительной части высококвалифицированными
специалистами. Внедрены методики тестирования кадров при приеме на
службу. Разрабатываются модели профессиограмм по основным
таможенным специальностям. За 1995 - 1996 гг. прошли программу
первоначального обучения 1872 сотрудника. Проведена аттестация
заместителей начальников таможен и начальников таможенных постов,
по результатам которой пришлось расстаться с 2 руководителями
(начальники таможенных постов в Оренбургской и Челябинской
таможнях).
В Управлении разработана и внедряется система обмена
информацией с отделами кадров таможен с использованием ПЭВМ.
За отмеченный период вдвое снижена текучесть кадров (с 12,1%
до 6,3%).
В то же время отмечаются следующие негативные моменты в работе
с кадрами:
Не проводится плановая учеба с начальниками таможенных постов.
Направления их на стажировки носят единичный характер.
В начальной стадии находится работа по плановой ротации
кадров.
В работе с кадрами по-прежнему преобладает стереотип,
непонимание, недооценка важности индивидуального подхода работы с
людьми. (Несмотря на то, что в Управлении разработан пакет
квалифицированных методических рекомендаций по организации
индивидуально - воспитательной работы.)
Недостаточно активно сотрудниками инспекций по личному составу
ведется работа по профилактике правонарушений. (Процент нарушений
среди личного состава остается значительным. Так, в 1995 году
совершение правонарушений инкриминировалось 46 сотрудникам
таможенных органов, 7 человек осуждено. За 9 месяцев 1996 года -
24 человека, осуждено 7 человек. Наибольший процент нарушений
зафиксирован в Екатеринбургской таможне.)
Наблюдается снисходительное отношение к нарушению трудовой
дисциплины. (В 1995 году количество случаев нарушений дисциплины
составило 594, за 8 месяцев т.г. - 438. Тенденция сохраняется.
Основной вид нарушения - халатное отношение к исполнению служебных
обязанностей - 53%. Необходимо заметить, что среди нарушителей
отмечены и начальники таможен, такие как Комиссаров Н.Н.
(Екатеринбургская таможня), Неясов А.Л. (Кольцовская таможня),
Трунилов Е.И. (Орская таможня), Федоров В.Н. (Новоуренгойская
таможня), Подоксенов С.В. (Тюменская таможня), среди основных
обязанностей которых показывать подчиненным пример должного
отношения к службе.)
Отсутствуют индивидуальные должностные инструкции (например, у
сотрудников аппарата Управления).
Вывод
На основании результатов деятельности Управления в период
1995 - 1996 гг. по решению приоритетных задач в деле организации и
осуществления таможенного контроля, положительной оценки
деятельности 5 проверенных таможен комиссия отмечает, что в
Уральском регионе создана мощная таможенная служба, которая
полностью интегрировалась в новую экономическую систему и стала
неотъемлемым атрибутом внешнеэкономической деятельности.
Однако данные проверки показывают, что при отдельных
положительных сторонах деятельности руководство Управления слабо и
неэффективно работает на перспективу и, как следствие,
недостаточно контролирует ситуацию в регионе.
После устранения основных отмеченных проведенной проверкой
негативных моментов в повседневной деятельности таможенных органов
региона Уральское таможенное управление с полным правом может
претендовать на достойное место среди региональных таможенных
управлений России.
|