МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 ноября 1996 г. N БЕ-19-31/28
О РЕШЕНИИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"РОЛЬ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ РЕГИОНА"
В соответствии с полномочиями, предоставленными Министерству
строительства Российской Федерации Правительством Российской
Федерации, а также "Генеральным соглашением о взаимодействии
Минстроя России и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области архитектуры, строительства и
жилищно-коммунального хозяйства", заключенным субъектами
Российской Федерации с Минстроем России в мае 1995 года,
министерство осуществляет планомерную работу по формированию в
Российской Федерации новой жилищной политики. Принятые на
федеральном уровне необходимые законодательные документы служат
правовой основой осуществления организационных и хозяйственно -
финансовых изменений в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В то же время, как показывает опыт, процесс реформирования
жилищно-коммунальных правоотношений, связанный с переходом на
новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, формированием
рыночных структур управления жилищно-коммунальной собственностью,
демонополизацией отрасли и изысканием новых, нетрадиционных
источников инвестирования развития этой жизненно значимой сферы
экономики, идет медленно и не приобрел до настоящего времени
целенаправленного и последовательного характера.
Проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на
современном этапе были рассмотрены на научно-практической
конференции "Роль реформы жилищно-коммунальных правоотношений в
социально-экономической стабилизации региона", проведенной
Минстроем России и администрацией Волгоградской области
5 - 6 ноября т.г. в г. Михайловке Волгоградской области.
Направляю для руководства при осуществлении экономических
реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве территории принятый
участниками конференции итоговый документ.
Прошу довести вышеуказанное до сведения органов управления
жилищно-коммунального хозяйства региона и органов местного
самоуправления.
Министр
строительства РФ
Е.В.БАСИН
Приложение
РЕШЕНИЕ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"РОЛЬ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ РЕГИОНА"
г. Волгоград 5 ноября 1996 г.
Заслушав и обсудив доклады и сообщения руководителей глав
администраций субъектов Российской Федерации, местного
самоуправления, ученых и специалистов - практиков органов
управления жилищно-коммунальным хозяйством, комитетов по защите
прав потребителей, органов ценообразования, финансирования и
социальной защиты населения из 23 регионов России (Республики
Чувашия, Красноярского края, г. Москвы, Мурманской, Волгоградской,
Тюменской, Челябинской, Самарской и других областей) о ходе
формирования нового хозяйственно-финансового механизма и структуры
управления жилищно-коммунальным хозяйством в свете реализации
Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной
политики"; Федеральных законов "О развитии конкуренции и
ограничении монопольной деятельности на товарных рынках", "О
защите прав потребителей", "Об основных принципах формирования
местного самоуправления", "О товариществах собственников жилья";
Указов Президента Российской Федерации "Об утверждении нового
этапа Программы "Жилище", "О развитии конкуренции в сфере
эксплуатации и ремонта жилищного фонда"; Постановления
Правительства Российской Федерации "Об упорядочении системы оплаты
жилья и коммунальных услуг" и других правовых документов; изучив
опыт администрации Волгоградской области по структурной
перестройке системы управления отраслью на областном и
муниципальном уровнях, участники научно-практической конференции
констатировали следующее:
Особенности экономических преобразований в жилищно -
коммунальном хозяйстве теснейшим образом связаны с наследием
ушедшей в прошлое централизованной системы управления этой
отраслью.
Несмотря на огромные средства, затрачиваемые государством на
содержание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства,
число очередников не уменьшалось, а качество жилищно -
коммунального обслуживания не удовлетворяло предъявляемым к нему
требованиям. Главная причина состояла в том, что в решении этой
проблемы не участвовали непосредственно граждане, а их права были
ограничены. Жилье нельзя было продать, купить, передать по
наследству, а эксплуатационные расходы и инвестиции на расширенное
воспроизводство финансировались, в основном, за счет бюджетных
средств, так как квартирная плата и плата за коммунальные услуги
носили символический характер и составляли немногим более 3%
издержек по их производству.
Сложившаяся в прошлом политика замораживания тарифов на
жилищные и коммунальные услуги для населения на уровне 1926 года
при систематическом недофинансировании из бюджетов различных
уровней ремонтно-эксплуатационных нужд привела к обветшанию
жилищного фонда, снижению надежности инженерных систем. Устарели
применяемые технологии, особенно расточительно расходуются
топливно-энергетические ресурсы.
Радикальные экономические преобразования в этой сфере
экономики, ставшие очевидными, начались на местах в 1993 году,
после принятия необходимых законодательных документов. За два года
рост ставок оплаты услуг, при котором доля населения в покрытии
эксплуатационных издержек возросла до 20 - 40%, позволил
преодолеть отставание ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг от
темпов инфляции.
Однако, в связи с тем, что в 1995 - 1996 гг. сложилась
неблагоприятная динамика доходов населения, рост платежей за
услуги ЖКХ населением проходил болезненно. Это вызвало
необходимость изменения темпов и этапов реформы оплаты жилья и
коммунальных услуг. Законом Российской Федерации о внесении
изменений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной
жилищной политики", принятым 8 декабря 1995 года, было
предусмотрено увеличение срока поэтапного перехода к оплате жилья
и коммунальных услуг в размере, обеспечивающем возмещение издержек
на их производство и предоставление, с 5 до 10 лет.
Если на первом этапе реформы жилищно-коммунального хозяйства
основные усилия были направлены на проведение приватизации и
повышение доли платежей населения за жилье и коммунальные услуги,
то в настоящее время, как показывает опыт, требуется социально -
дифференцированный подход к проблемам реформирования жилищно -
коммунальных правоотношений в этой отрасли экономики.
Целью нового этапа реформы жилищно-коммунального хозяйства
должен стать постепенный перевод его на режим безубыточного
функционирования. Необходимо изменить существующий порядок, при
котором дотации жилищно-коммунальному хозяйству являются
безадресными, предоставляются производителю, а не потребителю
услуг, что дискредитирует беднейшие категории населения, то есть
фактически субсидируется наиболее состоятельная часть граждан,
занимающая, как правило, большие жилые помещения и потребляющая
больше электроэнергии, тепла, воды и т.д. Реформу жилищно -
коммунального хозяйства необходимо проводить с одновременным
принятием мер по обеспечению социальной защиты малообеспеченных
групп населения, при этом темпы роста уровня покрытия гражданами
затрат на жилищно-коммунальные услуги должны быть согласованы с
темпами роста доходов населения, а также сокращения перекрестного
субсидирования в отраслях естественных монополий с тем, чтобы не
допустить резкого возрастания нагрузки на местные бюджеты.
Снижение издержек и, соответственно, тарифов на жилищно -
коммунальные услуги должно осуществляться на основе коммерческого
учета потребляемых в жилищном секторе тепла, воды, газа, внедрения
ресурсосберегающих технологий, а также соответствующих
институциональных преобразований (развитие конкуренции в сфере
ЖКХ, становление товариществ собственников жилья, антимонопольного
регулирования деятельности предприятий естественных монополистов и
т.д.).
В целях осуществления последовательной и целенаправленной
работы по эффективному реформированию жилищно-коммунальных
правоотношений на местах участники научно-практической конференции
решили:
1. Считать изменение структуры управления жилищно -
коммунальным хозяйством территории на принципах разграничения
функций по владению (управлению) и хозяйствованию объектами ЖКХ;
введение договорных отношений в сфере производства и потребления
жилищно-коммунальных услуг - основой экономических преобразований
в отрасли и, как следствие этого, эффективного функционирования
объектов жизнеобеспечения городов и населенных пунктов.
При этом, как показывает опыт, органы управления ЖКХ на уровне
субъектов Российской Федерации не должны быть обременены
хозяйственными функциями. Введение этих функций в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации коммерциализирует
деятельность этих органов, понуждая их, в большей степени, к
получению прибыли, а не к эффективному регулированию возникающих в
этой сфере экономики правоотношений в интересах территории
(общества, конкретного предприятия, потребителя).
2. Одобрить опыт администрации Волгоградской области по
реформированию жилищно-коммунальных правоотношений на областном и
муниципальном уровнях и рекомендовать его органам законодательной
и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления для практического применения на своей территории.
3. Просить Министерство строительства Российской Федерации:
- провести Всероссийское совещание руководителей правительств,
глав администраций и органов управления жилищно-коммунального
хозяйства субъектов Российской Федерации с участием
заинтересованных министерств и ведомств по проблемам
реформирования жилищно-коммунальных правоотношений;
- ускорить принятие Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации:
- Жилищного кодекса Российской Федерации;
- Федеральных законов:
- "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об
административных правонарушениях" (в части штрафных санкций за
некачественное содержание жилищного фонда);
- "О Государственной жилищной инспекции";
- "О минимальных государственных социальных стандартах в
жилищно-коммунальном хозяйстве";
- "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость" (в части освобождения от налога
собственников жилья и организаций, осуществляющих его эксплуатацию
и ремонт);
- "Об унитарном муниципальном предприятии";
- подготовить и внести в Правительство Российской Федерации
предложения по упорядочению системы предоставления льгот по оплате
жилья и коммунальных услуг.
4. Просить органы законодательной и исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:
- ввести в местных бюджетах защищенную статью расходов,
обеспечивающих устойчивую работу жилищно-коммунального хозяйства
территории;
- активизировать работу по реформированию жилищно -
коммунальных правоотношений с целью перехода от бюджетного
дотирования потребляемых населением услуг ЖКХ к их полной оплате
населением с применением мер социальной защиты малоимущих слоев
населения; снижения издержек и тарифов на услуги ЖКХ на основе
коммерческого учета потребляемых в жилищном секторе ресурсов,
внедрения ресурсосберегающих технологий; развития конкуренции в
сфере жилищно-коммунального обслуживания и осуществления
антимонопольного регулирования деятельности предприятий
естественных монополий;
- содействовать формированию на местах органов (служб
заказчика), осуществляющих формирование заказа по жилищно -
коммунальному обслуживанию населения, проживающего в
государственном и муниципальном жилищном фонде, а также передаче
функций управления жилыми домами органам жилищного самоуправления
(товариществам собственников жилья, жилищным союзам и т.п.);
- повышать роль Государственной жилищной инспекции в контроле
за качественным и надежным жилищно-коммунальным обслуживанием
населения.
Сопредседатели оргкомитета
научно-практической конференции:
Заместитель главы
администрации
Волгоградской области
И.И.НИКИТИН
Заместитель Начальника
Департамента ЖКХ
Минстроя России
Л.Н.ЧЕРНЫШОВ
|