ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИКАЗ
от 13 ноября 1996 г. N 472
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ
КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПО РАССМОТРЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ ТЭО СТРОИТЕЛЬСТВА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА С МНОГОЦЕЛЕВЫМ
ИМПУЛЬСНЫМ РЕАКТОРОМ (ИК МИГР)
На основании Федерального закона "Об экологической
экспертизе", статья 18, пункты 1 и 4, и учитывая, что заключение
экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по
рассмотрению материалов ТЭО строительства исследовательского
комплекса с многоцелевым импульсным реактором (ИК МИГР) принято
квалифицированным большинством экспертов, приказываю:
Утвердить заключение экспертной комиссии государственной
экологической экспертизы по рассмотрению материалов ТЭО
строительства исследовательского комплекса (ИК) с многоцелевым
импульсным реактором (МИГР).
Первый заместитель
Председателя Государственного
комитета Российской Федерации
по охране окружающей среды
А.Ф.ПОРЯДИН
Утверждено
Приказом Председателя
ликвидационной комиссии
Министерства охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации
от 1З ноября 1996 г. N 472
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 25 октября 1996 года
ПО МАТЕРИАЛАМ ТЭО СТРОИТЕЛЬСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО
КОМПЛЕКСА (ИК) С МНОГОЦЕЛЕВЫМ ИМПУЛЬСНЫМ
РЕАКТОРОМ (МИГР)
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы,
утвержденная Приказом председателя ликвидационной комиссии
Министерства окружающей среды и природных ресурсов Российской
Федерации от 11.10.96 N 432, в составе:
руководителя - доктора физико-математических наук Ершова Ю.И.,
заместителя руководителя - Суржинского Ю.Г., ответственного
секретаря - Бутыгиной Н.А., членов комиссии - кандидата
технических наук Бочкарева В.М., Давыдюка В.Д., кандидата
геолого-минералогических наук Егорова Н.Н., кандидата технических
наук Ирюшкина В.М., врача высшей категории Киселева В.В., доктора
физико-математических наук Матусевича Е.С., кандидата технических
наук Серебрякова И.С. - рассмотрела следующие материалы:
1. Проектную документацию ТЭО строительства ИК МИГР:
Том 1. Основные технические решения.
Том 2. Электротехническая часть.
Том 3. Основные строительные решения.
Том 4. Общая пояснительная записка.
Проектная документация разработана Всероссийским проектно -
конструкторским, научно-исследовательским и технологическим
объединением "ВНИПИЭТ", г. Санкт-Петербург, 1994 г.
2. Оценку воздействия реакторного комплекса ИК МИГР на
окружающую среду. РФЯЦ-ВНИИТФ, 1996 г.
3. Материалы согласований экспертирующих органов.
4. Дополнительные материалы для проведения государственной
экологической экспертизы.
Краткое содержание проекта
Исследовательский комплекс с многоцелевым импульсным
17 -2
графитовым реактором с флюенсом тепловых нейтронов 3 х 10 см
предназначается для решения актуальных задач, связанных с
безопасностью существующих и вновь проектируемых реакторных
установок: исследований тяжелых запроектных аварий тепловыделяющих
сборок (ТВС) и твэлов АЭС, испытаний ядерного топлива, материалов
активных зон ТВС и других элементов реакторов, различающихся по
назначению, спектру нейтронов, типу теплоносителя и конструктивным
особенностям в переходных и аварийных режимах.
Основные направления обоснования безопасности ядерных
энергетических установок (ЯЭУ) в России включают в себя комплекс
задач, связанных с экспериментальными исследованиями тяжелых
аварий и верификацией расчетных программ переходных процессов в
ЯЭУ.
Особое место отводится проблемам перегрева и расплавления
активной зоны, взаимодействия топлива с теплоносителем,
образования водорода в результате металло-паровых реакций в
активной зоне при ее разрушении.
Дальнейшее развитие ядерной энергетики с учетом современных
требований ядерной безопасности представляется невозможным без
развертывания экспериментальных и теоретических исследований
поведения фрагментов активной зоны в условиях экстремальных
режимов.
ТЭО на строительство ИК МИГР разработано согласно Приказу
министра РФ по атомной энергии от 05.11.93 N 671 в соответствии с
техническим заданием.
В соответствии с назначением исследовательского комплекса в
его составе предполагается сооружение импульсного уран-графитового
реактора и 4 петлевых установок различного назначения. Учитывая
первоочередную необходимость проведения экспериментов,
направленных на обоснование безопасности энергетических реакторных
установок типа ВВЭР, а также готовность исходных данных, в
качестве первого этапа работ на ИК МИГР предполагается проведение
экспериментов на водяной петлевой установке (ВПУ) под реактор
ВВЭР-600. Экспертируемые материалы ТЭО выполнены на первый этап
строительства исследовательского комплекса с оснащением ВПУ.
Исследовательский комплекс предполагается разместить на
существующей площадке 20 Российского федерального ядерного
центра - ВНИИ технической физики в здании 328Б, находящемся в
стадии незавершенного строительства. Площадка 20 расположена в
4,5 км западнее г. Снежинска, на севере Челябинской области в
районе предгорий, на склоне конусообразной возвышенности с уклоном
около 11% и представляет из себя врезанную в склон горизонтальную
полку с отметкой 300 м, выполненную в полунасыпи - полувыемке.
Выбор места размещения исследовательского комплекса, основные
решения по генеральному плану и транспорту приняты исходя из
условий существующей застройки и максимально возможного сохранения
ранее принятых проектных решений перспективного развития
предприятия.
Площадка строительства находится в климатической подзоне 1-В
климатического районирования. Климат - континентальный,
господствующие ветры - западные и юго-западные. Средняя
температура самого холодного месяца - 30° С. Расчетная глубина
промерзания - 1,9 м. Средняя толщина снежного покрова - 520 мм,
среднегодовой слой осадков - 372 мм. Район размещения объекта
относится к сейсмоустойчивому, с малой вероятностью землетрясений.
Грунтовые воды на исследованных глубинах от 4 до 10 м не
встречены. В гидрологическом отношении район хорошо развит. На
востоке на расстоянии 4 км расположено озеро Синара, используемое
для централизованного питьевого водоснабжения г. Снежинска, а на
юго-востоке в 8 км - озеро Силач, водоем рыбохозяйственного
значения. Территория, прилегающая к площадке строительства,
покрыта смешанным с преобладанием деревьев хвойных пород. Почвы
региона - в основном суглинистые.
В состав первой очереди строительства исследовательского
комплекса входят:
- реакторная установка, включающая собственно реактор, бассейн
реактора, систему охлаждения бассейна реактора в составе
теплообменного оборудования, насоса, трубопроводов и арматуры, АСУ
ТП со средствами измерений, контроля и диагностики;
- водяная петлевая установка для исследования тяжелых
аварийных режимов;
- технологические системы, обеспечивающие надежную и
безопасную эксплуатацию исследовательского комплекса.
Для расширения возможностей реактора, повышения
информативности проводимых на нем экспериментов, а также
гарантированного обеспечения безопасности и надежности его работы
планируется оснащение реакторной установки соответствующим
стендовым и технологическим оборудованием.
Доставка спецконтейнеров с компонентами реакторных установок,
подлежащих исследованию на ИК МИГР, с проектируемого
железнодорожного узла перегрузки в здание 328Б и обратно
предусматривается автотрейлером.
Реактор МИГР сконструирован для работы в импульсном режиме с
периодичностью при максимальном энерговыделении не чаще одного
раза в неделю. Длительность импульса нейтронного излучения
реактора составляет от 0,1 до 1000 с. при максимальном флюенсе
17 -2
тепловых нейтронов в экспериментальном канале 3 х 10 см.
Активная зона набирается из реакторного графита, пропитанного
ураном-235. Импульс инициируется извлечением из активной зоны
поглощающих стержней, а гашение происходит за счет отрицательного
температурного коэффициента реактивности.
Основные проектные решения по ИК МИГР основаны на опыте
многолетней эксплуатации реактора подобного типа в г. Курчатове,
Семипалатинской обл. (Республика Казахстан).
В проектных материалах отмечено, что при нормальной
эксплуатации годовой выброс радионуклидов в атмосферу не превысит
0,01 Ки. Годовые объемы образующихся жидких радиоактивных отходов
-5 -2
(ЖРО) с удельными активностями 10 Ки/л и 10 Ки/л составят
соответственно 100 куб. м и 15 куб. м, а твердых радиоактивных
-6
отходов (ТРО) с удельной активностью 10 Ки/кг - до 200 кг.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) от существующих производств
площадки 20 установлена в 2,5 км. Размещение ИК МИГР в зд. 328Б не
требует смещения установленных границ СЗЗ. На территории площадки
и СЗЗ действует система радиационного контроля предприятия.
Замечания и предложения
Рассмотрев материалы ТЭО строительства исследовательского
комплекса с многоцелевым импульсным реактором, экспертная комиссия
государственной экологической экспертизы считает необходимым
высказать следующие замечания и предложения:
1. Учитывая, что детальная разработка некоторых вопросов,
связанных со всем циклом строительства и эксплуатации
исследовательского комплекса, должна подробно быть проработана на
этапе проектной документации, экспертная комиссия рекомендует
заказчику документации при выдаче технического задания на
разработку проекта обратить внимание на тщательную проработку в
составе проектной документации транспортно-технологической системы
перемещения ядерного топлива, обращения с радиоактивными отходами.
(ТРО и ЖРО) и своевременное получение необходимых согласований с
федеральными контролирующими и надзорными органами.
2. На дальнейшей стадии проектирования ИК МИГР необходимо:
обосновать безопасность следующих исходных событий:
- падение груза при транспортных операциях;
- затопление водой хранилища ядерных материалов;
- возникновение пожара на различных объектах ИК МИГР;
- аварий на объектах, расположенных в непосредственной
близости от ИК МИГР;
- аварий на хранилище радиоактивных отходов;
- взрыва;
разработать систему учета и контроля ядерных материалов.
3. В материалах отсутствуют ссылки на основополагающие
нормативные документы, такие как ФЗ "О радиационной безопасности
населения", НРБ-96.
4. В материалах ТЭО отсутствует характеристика демографических
показателей, таких как - плотность населения в наблюдаемой зоне,
численность населения, число населенных пунктов и т.д.
5. Отсутствуют данные по характеристике организации
мониторинга окружающей среды.
6. Отсутствуют данные по возможным дозовым нагрузкам на
население, проживающее в наблюдаемой зоне, и характеристика
содержания радионуклидов в объектах окружающей среды.
7. В процессе разработки проектной документации необходимо
учесть дополнительное загрязнение объектов окружающей среды от
действующего предприятия и получить разрешительную документацию на
выбросы, сбросы и размещение отходов в установленном порядке.
8. В материалах ТЭО недостаточно информации об опасных
физико-геологических процессах и явлениях, нет прогноза их
возможного развития в связи с врезом в склон холма "горизонтальной
полки", выполненной в полунасыпи - полувыемке, и в процессе
эксплуатации ИК МИГР.
9. Проектом предполагается для поверхностного водоотвода
устройство лотков и частичное изменение трассы существующей
нагорной канавы, однако отсутствует расчет баланса вод (сток,
испарение, фильтрация). Не оценена опасность подтопления, т.е.
формирование техногенного водоносного горизонта на глубинах менее
3 м.
10. Геологическое строение участка предполагаемого
строительства ИК МИГР в представленных материалах охарактеризовано
неоднозначно: коренные породы в одном случае называются сланцами,
в другом - гнейсами. Следует уточнить тектоническую характеристику
района предполагаемого строительства реактора.
11. При характеристике гидрогеологических условий площадки
отмечено, что грунтовые воды на исследованных глубинах (4 - 10 м)
не встречены, в то же время отмечается, что расчетный горизонт
грунтовых вод принят на 1,5 м от отметки планировки. При
отсутствии сведений о глубине залегания уровня грунтовых вод цифра
1,5 м от отметки планировки требует обоснования, т.е. необходима
постановка исследований по изучению гидрогеологических условий
площадки строительства (при этом следует учесть, что подземная
часть здания будет располагаться на глубине 11 м).
12. В проектных материалах предусмотреть создание сети
наблюдательных скважин за контролем состояния гидрогеологической
среды в процессе эксплуатации ИК МИГР.
13. В представленных материалах не приведены интегральные
объемы поступающих на очистку, состав и исходные концентрации
загрязняющих веществ, что не позволяет в полной мере оценить
достаточность очистки. Кроме того, не уточняется, коэффициенты
очистки интегральные или касаются одного загрязнения. Поэтому
сведения по газоочистке также требуют уточнения при дальнейшем
проектировании. Вызывают досаду, по-видимому, опечатки в
разрешении, выданном на выбросы радионуклидов ФУМБиЭП при
Минздравмедпроме России: Федеральному ядерному центру -
Всероссийскому НИИ технической физики разрешено выбросить
обедненного по изотопу-235 урану в количестве ~ 4000 тонн
(двухгодовой объем производства урана в России). В то же время в
этом разрешении нет ни одного "осколочного" элемента, такого как
йод, стронций, цезий и др.
14. Не обосновано и неправомерно исключение из рассмотрения
аварии, связанной с "запариванием" активной зоны.
15. В ТЭО, по-видимому, предполагается, что ввод реактивности
для генерации мощного импульса будет производиться из критического
состояния с уровня мощности 50 Вт, что исключает ввод реактивности
большей 26,5 бета . Ввиду отсутствия в ТЭО тома с расчетами
эф
динамики нельзя понять, относится ли этот вывод и к случаю, когда
реактор в начальном состоянии глубоко подкритичен, а уровень
мощности поддерживается за счет внешнего источника - например,
спонтанного деления в ТВС с выгоревшим топливом или с МОХтопливом.
Необходимо показать, что в последнем случае также будет исключен
ввод реактивности больше 26,5 бета (меры могут быть и
эф
техническими).
16. Оценки ядерной безопасности проведены в ТЭО только для
реактора без ТВС в центральном канале. Между тем число делений в
полномасштабной ТВС сравнимо с числом делений во всей АЗ, и это
означает, что все выводы о ядерной безопасности МИГР могут
оказаться необоснованными. В проектной документации обосновать.
17. Возможность полностью перенести вывод об отсутствии
значимого выхода осколков из графита АЗ в газовые полости,
полученный на ИГР, на МИГР не представляется доказанным, поскольку
максимальная температура графита в последнем на 300° С выше. В
ОВОС рассмотрен только прямой выход осколков, между тем возможен и
другой механизм - диффузионный, а согласно с ним выход осколков
экспоненциально растет с температурой. Если не будет доказана его
незначимость, то все оценки радиационной безопасности, основанные
на интегральном выходе 0,01 Ки, будут неверными, а последствия -
более опасными.
18. Представляется, что предполагающаяся по ТЭО перевозка
облученных полномасштабных ТВС (особенно с выгоревшим топливом) в
течение 40 (или 60) лет (в разных документах - разные сроки
эксплуатации) экологически не оправдана и целесообразно
организовать разделку и изучение последствий облучения на той же
площадке во ВНИИТФ.
19. Для планирования процедуры снятия с эксплуатации МИГР
14
желательно оценить интегральную активность радионуклида C в
графите, от нее зависят методы обращения с ним после остановки
МИГР.
20. В проекте уточнить СЗЗ и определить зону наблюдения с
оценкой дополнительного риска для проживающих в зоне наблюдения и
работающих в СЗЗ, а также компенсаций за дополнительный риск.
21. При разработке проектной документации внести дополнения в
балансовые схемы водопотребления - водоотведения и образования
отходов.
Выводы
1. В целях повышения экологической безопасности объектов
атомной энергетики комиссия поддерживает необходимость
проектирования и строительства ИК МИГР и отмечает допустимость
воздействия исследовательского комплекса на окружающую природную
среду.
2. Экспертная комиссия, рассмотрев материалы ТЭО строительства
исследовательского комплекса с МИГР, считает возможным одобрить
ТЭО.
3. При разработке следующего этапа документации - проекта
строительства исследовательского комплекса с МИГР учесть замечания
и предложения экспертной комиссии, изложенные в данном заключении.
4. Заказчику документации разработать "План мероприятий по
устранению замечаний и предложений по ТЭО строительства ИК МИГР" и
представить его до 01.01.97 федеральному специально
уполномоченному государственному органу в области экологической
экспертизы для контроля.
Руководитель
Ю.И. ЕРШОВ
Заместитель Руководителя
Ю.Г.СУРЖИНСКИЙ
Ответственный секретарь
Н.А.БУТЫГИНА
Члены комиссии:
В.М.БОЧКАРЕВ
В.Д.ДАВЫДЮК
Н.Н.ЕГОРОВ
В.М.ИРЮШКИН
В.В.КИСЕЛЕВ
Е.С.МАТУСЕВИЧ
И.С.СЕРЕБРЯКОВ
|