ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 6 ноября 1996 г. N 03-15-3/1229
О ФИНАНСОВОМ СОСТОЯНИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Центральный банк Российской Федерации проанализировал
деятельность кредитных организаций за истекший период 1996 года и,
с учетом перспектив завершения 1996 года, считает необходимым
обратить внимание на следующее.
Банк России отмечает неоправданно оптимистичную в ряде случаев
оценку Главными управлениями (Национальными банками) ЦБ РФ итогов
деятельности и перспектив работы кредитных организаций в части
нормализации их финансового состояния, следствием чего является
выработка и применение мер воздействия, не адекватных
существующему финансовому положению кредитных организаций, степени
их проблемности.
Так, число кредитных организаций, испытывающих реальные
финансовые трудности, а именно длительное время работающих с
убытками, допускающих нерациональное использование собственных и
заемных средств, ухудшение качества кредитного портфеля, имеющих
значительный размер ссудной задолженности, не обеспеченной
залогом, поручительствами, гарантиями, осуществляющих
высокорискованную кредитную политику, не обеспечивающих выполнение
экономических нормативов, задерживающих платежи клиентов, в т.ч. в
бюджет и внебюджетные фонды, значительно превышает круг кредитных
организаций, по отношению к которым применены те или иные меры
воздействия.
Неплатежи кредитных организаций имеют выраженную тенденцию к
росту, что в решающей степени связано с недостатками внутреннего
управления в банках и усугубляет состояние неплатежеспособности в
народном хозяйстве, в том числе препятствует поступлению средств в
бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды.
Учитывая изложенное, а также с целью обеспечения
соответствующего уровня банковского надзора за деятельностью
кредитных организаций, Центральный банк РФ обязывает Главные
управления (Национальные банки) ЦБ РФ:
1. На основе имеющейся отчетности, материалов инспекционных
проверок провести углубленный анализ деятельности кредитных
организаций, обратив особое внимание на кредитные организации,
утратившие собственные средства, рассмотреть ход выполнения
мероприятий, разработанных ими по нормализации финансового
состояния и определить реальные перспективы улучшения их
деятельности до конца года.
Рассмотреть результативность примененных и действующих в
настоящее время мер воздействия к кредитным организациям и, при
необходимости, решить вопрос о применении более эффективных и
продуманных мер в зависимости от характера нарушений, допущенных
кредитной организацией и причин имеющихся проблем. По кредитным
организациям, не имеющим реальной перспективы восстановления
нормальной деятельности, своевременно ставить вопрос об отзыве
лицензий на осуществление банковских операций.
О результатах рассмотрения и принятых мерах просим сообщить к
25 ноября 1996 года.
2. Главным управлениям (Национальным банкам) ЦБ РФ осуществить
в действующих кредитных организациях проверки достоверности
представляемой ими в территориальные подразделения Банка России
отчетности, привлекая, при необходимости, к участию в проверках
специалистов расчетно - кассовых центров.
В ходе проверки обратить особое внимание на:
- наличие ежедневного сводного баланса по банку с учетом всех
его филиалов, в том числе открытых за границей;
- достоверность расшифровок отдельных балансовых счетов для
расчета экономических нормативов с учетом всех филиалов банка;
- достоверность (выборочно) качества кредитного портфеля,
правомерность отнесения ссуд в ту или иную группу риска в
зависимости от длительности просроченной задолженности, наличия
достаточного обеспечения по ссудам (залога, гарантий,
поручительств и иных имущественных прав) (в соответствии с
требованиями письма ЦБ РФ от 20.12.94 N 130а);
- наличие у банка на 1 число каждого месяца информации
филиалов о качестве их кредитного портфеля, достоверность
составления приложения по форме 3 к Инструкции Центрального банка
РФ от 14.08.93 N 17 в целом по банку;
- своевременность и полноту учета непогашенных в срок кредитов
и неуплаченных в срок процентов на соответствующих счетах
просроченных ссуд и неуплаченных процентов, обоснованность
пролонгации кредитов, в т.ч. факты неоднократной пролонгации
кредитов на более льготных условиях кредитования (выборочно);
- достоверность отчетности о неоплаченных расчетных документах
из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах (субсчетах)
банков, полноту отражения в балансе банка неоплаченных расчетных
документов (на дату проверки);
- своевременность и полноту отражения расходов будущих
периодов по начисленным и неуплаченным процентам по вкладным
операциям, депозитным счетам, межбанковским кредитам, на
б/счете 660 (на дату проверки);
- правомерность использования б/сч N 904, 923, 941, 943,
своевременность списания на расходы банка (б/сч N 970, 971) сумм,
ранее отнесенных на б/сч N 660, 941;
- другие вопросы по усмотрению Главных управлений
(Национальных банков).
Установить, что:
- при количестве поднадзорных банков до 20, проверки должны
быть проведены до 01.02.97;
- при количестве банков от 20 до 50 - до 01.07.97;
- при количестве банков свыше 50 - до 01.01.98;
- Главному управлению ЦБ РФ по г. Москве до 01.07.97 проверить
не менее 30% банков, а все банки - до 01.04.98.
Сведения о результатах проверок с выводами и предложениями,
информацией о принятых мерах к кредитным организациям, допускающим
непредставление, несвоевременное, неполное или недостоверное
представление отчетности, просим представить Банку России не позже
1 марта, 1 августа, 1 декабря 1997 года и 30 апреля 1998 года (ГУ
БЦ РФ по г. Москве). Материалы просьба направлять в Департамент
пруденциального банковского надзора.
Банк России обращает внимание начальников Главных управлений
(председателей Национальных банков) Банка России на принципиальное
значение проверки для реализации Банком России задач в области
совершенствования банковской системы, определенных Федеральным
законом о Центральном Банке (Банке России).
Первый заместитель
Председателя Банка России
А.А.ХАНДРУЕВ
|