ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 ноября 1996 г. N ВК-6-04/769
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРАВИЛЬНОСТИ
И СВОЕВРЕМЕННОСТИ ВЗНОСОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ АКЦИЗОВ
НА МИНЕРАЛЬНОЕ СЫРЬЕ И ОТЧИСЛЕНИЙ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ
В соответствии с Национальным планом проверок
налогоплательщиков Государственной налоговой службы Российской
Федерации на 1996 год, по согласованию с Федеральной службой
налоговой полиции Российской Федерации в III квартале 1996 года
налоговыми органами 25 субъектов Российской Федерации совместно с
финансовыми органами проведены проверки правильности и
своевременности взносов в федеральный бюджет акцизов на нефть,
включая газовый конденсат, природный газ и отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы.
По состоянию на 1 июля 1996 года в налоговых органах
зарегистрировано в качестве плательщиков по акцизам на нефть
215 предприятий, по акцизам на природный газ - 27 предприятий и по
отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы -
17227 предприятий. Проверками охвачено 320 предприятий, в том
числе по акцизам на нефть - 61, по акцизам на природный газ - 10 и
по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы -
249 предприятий, нарушения налогового законодательства, повлекшие
за собой применение мер ответственности, предусмотренных ст. 13
Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации", установлены в
66 предприятиях, или в 21% от общего числа проверенных.
Общая сумма дополнительно начисленных по результатам этих
проверок налогов и финансовых санкций составила 259,5 млрд. руб.,
в том числе финансовых санкций 132,5 млрд. рублей.
Основными нарушениями налогового законодательства, повлекшими
за собой занижение акциза на нефть, включая газовый конденсат,
являются неправильное применение ставок, неполное включение в
налогооблагаемую базу нефти, переданной в промпереработку, нефти,
отпущенной в порядке товарообменных операций, а также на экспорт.
Так, проверкой АОЗТ "Ульяновскнефтеотдача" установлено
неправильное применение ставки акциза на нефть, отгруженную в июне
1995 г., занижение количества переданной на промпереработку нефти,
доначислено акцизов за 1995 г. в сумме 165,7 млн. руб. и за
I полугодие т.г. в сумме 10,7 млн. руб. ГГП "Оренбурггеология"
из-за занижения ставок акциза в 1995 году занизило платежи на
52 млн. руб. и за I полугодие 1996 г. - на 48 млн. рублей.
ОАО "Оренбургнефть" не производило уплату акцизов по нефти,
реализованной и добытой в 1996 г. из новых месторождений, хотя
объемы добычи нефти, которые в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 21.04.93 N 180, по которым
акциз не взимается, были установлены только на 1993 - 1995 годы.
Проверкой начислено платежей в сумме 446 млн. рублей.
ОАО "Лукойл-Калининграднефть" и АООТ
"Архангельскгеологодобыча" (Калининградская область) исключали из
налогообложения объемы добычи нефти из новых месторождений сверх
количества, установленного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 21.04.93 N 180, в федеральный бюджет не было
перечислено 650 млн. рублей.
Проверкой ОАО "Ноябрьскнефтегаз" в результате неполного
включения в налоговые отчеты нефти, реализованной по
товарообменным операциям, доначислено платежей в сумме
18556 млн. руб., в том числе штрафов 7864,2 млн. руб. и пени
2828,1 млн. рублей.
НГДУ "Оханефтегаз" АООТ "Сахалинморнефтегаз" по одним отчетным
периодам, из-за неполного включения в налоговые расчеты объемов
реализованной нефти, занижало причитающиеся платежи в бюджет, в
другие отчетные периоды, наоборот, завышало начисленные платежи, а
за октябрь 1995 г. расчет в налоговую инспекцию не был
представлен, проверкой начислено финансовых санкций в сумме
3003 млн. рублей.
Пунктом 13.1 Инструкции Госналогслужбы России от 01.11.95 N 40
"О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и
природный газ" установлено, что предприятия со среднемесячными
платежами более 100 тыс. руб. производят ежедекадную уплату
взносов исходя из фактической реализации продукции. Произведенными
проверками установлено несвоевременное перечисление декадных
платежей ДАО "Тэбукнефть" и АО ГНК "Сокол" (Республика Коми),
соответственно начислено пени 3607 млн. руб. и 630,2 млн. руб. По
этой же причине налоговыми органами Саратовской области начислено
пени ДП "Югтрансгаз" в сумме 19333,4 млн. руб. и Пугачевскому
НГДУ - 66,8 млн. рублей.
АО "Самаратрансгаз" из-за неправильного применения в отдельные
периоды ставок акциза на газ доначислено платежей в сумме
233,7 млн. руб., а всего с учетом штрафных санкций предъявлено ко
взысканию 624,3 млн. рублей.
Проверкой АООТ "Кубаньгазпром" установлено недоначисление
акциза на газовый конденсат, передаваемый в переработку,
доначислено налога 548 млн. руб., предъявлен штраф в этой же сумме
и начислено пени в сумме 189 млн. рублей.
При проверке предприятий по правильности определения
отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы установлены
следующие нарушения налогового законодательства.
СП "Ваньеганнефть" не включало в налогооблагаемую базу
отгрузку нефти на экспорт в размере 17484 тонн, вследствие чего
были занижены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой
базы на сумму 99,6 млн. рублей.
В связи с изменением порядка определения налогооблагаемой
базы, внесенным Законом Российской Федерации от 03.03.95 N 27-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
недрах", с 15.03.95 отчисления на воспроизводство минерально -
сырьевой базы определялись от стоимости добытого минерального
сырья. Вместе с тем НГДУ "ЮжОренбургнефть" не включило в
налогооблагаемую базу стоимость нефти, добытой и отгруженной до
15 марта 1995 г., доначислено платежей на воспроизводство
минерально-сырьевой базы в сумме 5578 млн. рублей.
Отдельные предприятия не вносили в бюджет отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставленные в их
распоряжении для самостоятельного финансирования геолого -
разведочных работ и не использованные в течение года. По
результатам проверок предложено перечислить в бюджет указанных
средств в общей сумме 17625 млн. руб., в том числе по АООТ
"Востсибуголь" - 11328 млн. руб., АООТ шахта "Октябрьская"
(Республика Коми) - 1097 млн. руб. ОАО "Самаранефтегаз" -
3116,9 млн. руб., ОАО "Жигулевские стройматериалы" -
952 млн. рублей.
Анализ материалов, полученных от отдельных госналогинспекций,
свидетельствует об имеющихся недостатках в проведении указанной
работы. Нарушены сроки представления материалов государственными
налоговыми инспекциями Калининградской и Оренбургской областей,
Ямало-Ненецкого автономного округа. Не представлены копии актов
проверок государственными налоговыми инспекциями по Республике
Башкортостан, Ставропольского края, Мурманской, Нижегородской,
Саратовской, Томской областей и по г. Москве. Государственная
налоговая инспекция по Ямало-Ненецкому округу представила акт
проверки АООТ "Ноябрьскнефтегаз", проведенной в январе 1996 года.
Более ответственно отнеслись к проведению указанных проверок
госналогинспекции Самарской, Пермской, Ульяновской областей и
Ханты-Мансийского автономного округа, общая сумма доначислений по
этим областям составляет более 40 млрд. рублей.
В результате проведенных мероприятий обеспечено выполнение
бюджетных назначений 9 месяцев 1996 года по акцизам на нефть по
Республике Коми (140%), Астраханской области (127%), Волгоградской
области (105%), Самарской области (125%), Пермской (147%),
Калининградской области (108%).
По акцизу на природный газ обеспечено выполнение бюджетных
назначений 9 месяцев 1996 года по г. Москве, Краснодарскому краю,
Саратовской и Нижегородской областям, Ханты-Мансийскому
автономному округу.
Вместе с тем отдельные налоговые инспекции не приняли
действенных мер по исправлению создавшегося положения с
поступлением платежей за природные ресурсы в федеральный бюджет.
По Республике Татарстан бюджетные назначения по акцизу на
нефть, установленные на 9 месяцев 1996 года, выполнены лишь на
59%, недодано в федеральный бюджет 186,9 млрд. руб., по
Удмуртской Республике соответственно - 71% и (-58,9 млрд. руб.),
по Оренбургской области - 58% и (-73,8 млрд. руб.), по Ханты -
Мансийскому автономному округу - 86% (-650,7 млрд. руб.) и Ямало -
Ненецкому автономному округу - 52,9% (-497,4 млрд. руб.).
Из-за недостаточного внимания со стороны налоговых инспекций
за поступлением в федеральный бюджет платежей при пользовании
недрами бюджетные назначения по ним не выполняются. В сентябре
т.г. допущено значительное снижение по указанным платежам при
одновременном росте недоимки в Республике Коми, Тульской,
Самарской, Саратовской, Оренбургской, Амурской областях, Ханты -
Мансийском, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах.
Государственная налоговая служба Российской Федерации письмом
от 05.09.96 N ВГ-6-04/624 "Об обеспечении в третьем квартале
поступления в бюджет ресурсных платежей" потребовала от налоговых
инспекций представить к 08.10.96 информацию о проводимой работе по
повышению собираемости ресурсных платежей. Не обеспечено
представление указанной информации государственными налоговыми
инспекциями по Республике Северная Осетия, Мурманской,
Новосибирской и Тульской областям, Ненецкому, Таймырскому, Усть -
Бурятскому, Эвенкийскому и Ямало-Ненецкому округам.
Обращая внимание руководителей государственных налоговых
инспекций по субъектам Российской Федерации на
неудовлетворительное поступление платежей при пользовании недрами,
Государственная налоговая служба Российской Федерации поручает
тщательно разобраться с причинами недопоступления платежей по
каждому плательщику и принять действенные меры по обеспечению
полноты налоговых поступлений, соблюдению налогового
законодательства и обеспечению выполнения бюджетных назначений на
1996 год.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России
В.Г.КОРАБЛЕВ
|