ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 1996 г. No. 3355/96
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на решение от 16.02.96 и постановление
апелляционной инстанции от 07.06.96 Арбитражного суда Омской
области по делу No. 1К/У-609.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Товарищество с ограниченной ответственностью "Спика"
обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о признании
недействительным постановления Государственной налоговой инспекции
по Октябрьскому району города Омска от 04.11.95 No. 08/3700 в
части взыскания доначисленного налога на пользователей автодорог
за 1993 год, штрафа в размере суммы доначисленного налога, пени за
нарушение сроков уплаты этого налога в 1993-1994 годах и I
полугодии 1995 года, а также пени за несвоевременную уплату
подоходного налога.
Решением от 16.02.96 признано недействительным постановление
налоговой инспекции в части взыскания доначисленного налога на
пользователей автодорог, штрафа и пени по этому налогу. В
остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.06.96 решение
изменено. Постановление налоговой инспекции признано
недействительным в части взыскания пени за просрочку уплаты налога
на пользователей автодорог, в остальной части иска отказано.
В кассационном порядке законность и обоснованность судебных
актов не проверялись.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается состоявшиеся судебные акты
отменить в части признания недействительным постановления
налоговой инспекции о взыскании пени за просрочку уплаты налога на
пользователей автодорог.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственная налоговая
инспекция по Октябрьскому району города Омска провела
документальную проверку соблюдения налогового законодательства
товариществом с ограниченной ответственность "Спика" за период с
01.01.93 по 30.06.95.
В акте проверки от 17.10.95 в числе допущенных
налогоплательщиком нарушений отмечено занижение налога на
пользователей автодорог за 1993 год, просрочка уплаты этого налога
за весь проверяемый период и несвоевременная уплата подоходного
налога.
По результатам проверки принято постановление от 04.11.95
No. 08/3700, обязывающее товарищество перечислить в бюджет 2072000
рублей доначисленного налога на пользователей автодорог за 1993
год, штраф в той же сумме, 232713800 рублей пени за просрочку
уплаты этого же налога в 1993-1994 годах и I полугодии 1995 года,
35778368 рублей пени за несвоевременное перечисление подоходного
налога. Всего на сумму 272636168 рублей.
Принимая решение о признании недействительным постановления
налоговой инспекции в части взыскания пени за просрочку уплаты
налога на пользователей автодорог, суд сослался на следующие
обстоятельства. Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" срок уплаты
налога может быть установлен только законодательным актом.
Инструкция Минфина России и Госналогслужбы России от 30.03.93
No. 36/19 "О порядке исчисления налогов и поступления их и иных
средств в дорожные фонды", которой руководствовалась налоговая
инспекция при принятии постановления, таким актом не является.
Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской
Федерации" срок уплаты налога на пользователей автодорог не
установлен, в связи с этим санкции за несвоевременную уплату этого
налога применяться не должны.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О дорожных
фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования
Федерального дорожного фонда Российской Федерации определялся
Верховным Советом Российской Федерации.
В соответствии с требованиями упомянутого Закона был
разработан Порядок образования и использования Федерального
дорожного фонда Российской Федерации, утвержденный постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 No. 2235-1, в
пункте 10 которого установлен срок уплаты налога на пользователей
автомобильных дорог - ежемесячно до 15-го числа за прошедший
месяц.
Указанный нормативный акт судом не был принят во внимание.
Согласно статье 25 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" Госналогслужбе России по
согласованию с Минфином России предоставлено право издания
инструкций и методических указаний по применению законодательства
о налогах.
В пункте 40 инструкции Минфина России и Госналогслужбы России
от 30.03.93 No. 36/19 "О порядке исчисления налогов и поступления
их и иных средств в дорожные фонды" дано разъяснение относительно
порядка исчисления и уплаты налогов в срок, установленный
Верховным Советом Российской Федерации. Никаких новых сроков
уплаты налога данной инструкцией не введено.
Следовательно, у суда не было оснований для признания
недействительным постановления налоговой инспекции, в соответствии
с которым к истцу применены финансовые санкции, предусмотренные
пунктом 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской
области от 07.06.96 по делу No. 1К/У-609 изменить:
товариществу с ограниченной ответственностью "Спика" в иске о
признании недействительным постановления Государственной налоговой
инспекции по Октябрьскому району города Омска в части взыскания
232713800 рублей пени отказать.
В остальной части постановление оставить в силе.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. ЮКОВ
|