МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 октября 1996 г. N 1983/29-11
О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Генпрокуратурой России Министерству общего и профессионального
образования Российской Федерации внесено представление от 05.09.96
N 21-22-96 "О неудовлетворительном исполнении законодательства об
охране здоровья обучающихся".
Организованные Генпрокуратурой России проверки, проведенные в
20 регионах субъектов Российской Федерации, выявили грубые
нарушения законодательства об охране жизни и здоровья граждан,
общающихся в образовательных учреждениях.
В последние годы почти по всем основным группам болезней
устойчиво растет заболеваемость детей. Анализ и прогнозирование
состояния здоровья обучающихся показывает, что при существующих
условиях к 2000 году больными будут оканчивать общеобразовательные
учреждения 96 процентов выпускников от общего их количества. За
период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4 -
5 раз, в два раза возрастает количество хронически больных детей.
Такое крайне неблагополучное положение с охраной здоровья и
жизни детей является не случайным. Генпрокуратурой России
повсеместно установлены нарушения ст. 51 Федерального закона
Российской Федерации "Об образовании". В образовательных
учреждениях большинства регионов не созданы условия, гарантирующие
охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Вместе с
тем органы управления образованием в ряде регионов не располагают
комплексными аналитическими материалами о состоянии здоровья
детского населения по причине недостаточного взаимодействия с
органами здравоохранения, поэтому не разрабатываются
соответствующие программы по укреплению здоровья обучающихся, а
там, где такие программы приняты, они реализуются чрезвычайно
медленно.
По итогам проверок организации профилактико - оздоровительной
работы указано, что только каждое третье общеобразовательное
учреждение Новосибирской области имеет медицинский кабинет, в
Республике Саха (Якутия), Краснодарском крае, Свердловской
области, г. Москве они не работают по причине неукомплектованности
медицинскими кадрами.
В ряде территорий Республики Саха (Якутия), Томской, Орловской
областей в нарушение пп. 1 - 3 ст. 24 Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан медосмотры детей
не проводят по несколько лет. В Новгородской области углубленные
медицинские осмотры обучающихся проводятся лишь в областном
центре. В г. Москве ежегодно до 30 тысяч учеников 2, 4, 5 классов
остаются вне осмотра специалистов, неудовлетворительно
осуществляются медицинские осмотры школьников в Пермской области.
Особенно неблагополучное положение в интернатных учреждениях.
Лечение детей с хроническими заболеваниями осуществляется
несвоевременно либо не проводится вообще. Руководители многих
школ - интернатов не располагают всеми необходимыми сведениями о
состоянии здоровья своих воспитанников.
В нарушение действующего законодательства учебная нагрузка на
обучающихся устанавливается без учета рекомендаций органов
здравоохранения, вместе с тем проведение сдвоенных и строенных
уроков и сокращение продолжительности перемен сказывается на
состоянии здоровья обучающихся. Не соответствует санитарным нормам
состояние большинства помещений школьных зданий во Владимирской,
Волгоградской, Курганской, Новгородской и других областях, г.
Екатеринбурге: недостаточная освещенность и низкий температурный
режим, несоответствие школьной мебели росто - возрастным
особенностям обучающихся. Не единичны факты загрязнения школьных
помещений парами ртути и другими вредными веществами. Например, в
мастерской профессионально - технического училища N 7 г. Новгорода
рабочие места были загрязнены свинцом.
В нарушение ст. 33 Федерального закона Российской Федерации
"Об образовании" во многих регионах образовательные учреждения
функционируют, не имея лицензии на право ведения образовательной
деятельности, так как им санитарно - эпидемиологической службой не
выданы соответствующие заключения из-за несоблюдения санитарно -
гигиенических правил.
Санитарно - эпидемиологической службой Пермской области была
приостановлена деятельность 718 образовательных учреждений. За
систематическое нарушение санитарных правил и норм в 1995 году к
административной ответственности привлечены 153 должностных лица
образовательных учреждений г. Первоуральска Свердловской области.
Такие же нарушения выявлены в Республике Калмыкия, Волгоградской и
Новгородской областях. Вместе с тем каждое третье предложение по
актам проверок служб санэпиднадзора остается невыполненным.
В Краснодарском крае, г. Москве и г. Нарьян - Мар Ненецкого
автономного округа выявлены многочисленные факты нарушений
требований законодательства по установлению инвалидности детям,
имеющим для этого законные основания.
Особую тревогу вызывает количество несчастных случаев с детьми
и подростками. В три раза возросло число несчастных случаев в
дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях
дополнительного образования детей Свердловской области, при этом
67 процентов травм произошло с детьми на переменах и уроках
физической культуры из-за ненадлежащего исполнения должностных
обязанностей учителями и педагогами.
В Республике Татарстан, Волгоградской, Курганской, Омской
областях, г. Москве установлены факты нарушения положения "О
порядке расследования, учета и оформления несчастных случаев с
обучающимися и воспитанниками системы образования Российской
Федерации".
Распространена практика сокрытия травм от учета. В каждой
третьей из проверенных школ г. Москвы учет травматизма ведется
неудовлетворительно или отсутствует вообще, расследование фактов
несчастных случаев не проводится, акты по форме Н-2 не
составляются. Сообщения о несчастных случаях в окружные управления
образованием не направляются. По травмам, полученным в результате
неправомерных действий ответственных лиц, сообщения не
направляются и в органы внутренних дел. В школе N 1098 г. Москвы в
1995 - 1996 гг. обучающимися получено 17 травм, однако ни по
одному факту расследование не проведено. В этой же школе 15.02.96
во время урока физической культуры при переходе улицы в
неустановленном месте был совершен наезд легковой автомашины на
учащегося 3 класса Кокорева. Несмотря на очевидность инвалидного
исхода, администрацией школы сообщение о несчастном случае в
окружное управление образованием и правоохранительные органы не
направлено.
При проверке школы - интерната N 4 г. Усолье - Сибирское
Иркутской области выявлено, что 22 травмы воспитанников были
скрыты от учета и не прошли по данным государственной
статистической отчетности. Заведующая детским комбинатом N 429
Новосибирской области с мая по сентябрь 1995 года укрыла от учета
несколько несчастных случаев с воспитанниками, получившими
переломы бедра, пальцев рук, стопы, а один ребенок - проникающее
ранение глаза, повлекшее потерю зрения. Служебные расследования не
проводились, виновные не устанавливались.
Такое положение стало возможным вследствие того, что органы
управления образованием не осуществляют контроль за правильным и
своевременным расследованием и учетом несчастных случаев, не
располагают достоверными данными о травматизме. К примеру,
расхождение данных медицинской статистики и данных управления
образованием Ненецкого автономного округа за 1995 г. составило
около 1000 случаев.
Муниципальные органы управления образованием Белгородской
области в 1995 г. не информировали вышестоящие ведомственные
управленческие структуры о несчастных случаях с обучающимися,
поэтому анализ причин травматизма и его профилактики в этом
регионе находится на крайне низком уровне. Анализ причин детского
травматизма, проведенный Министерством здравоохранения Республики
Башкортостан, показал, что преобладающее количество травм получено
обучающимися общеобразовательных учреждений во время перемен, и в
большинстве случаев является следствием отсутствия надлежащего
контроля за поведением детей со стороны педагогических работников.
На выявленные органами прокуратуры нарушения законодательства
об охране здоровья обучающихся и воспитанников неоднократно
обращалось внимание руководителей органов управления образованием
всех уровней и образовательных учреждений специалистами
Государственной инспекции Минобразования России по итогам
инспектирования, но вышеуказанное представление и материалы
проверок в целом свидетельствуют о том, что установленный ст. 2
Федерального закона "Об образовании" принцип обеспечения
приоритета охраны жизни и здоровья обучающихся и воспитанников
выполняется неудовлетворительно. На основании вышеизложенного
рекомендуем:
1. Органам управления субъектов Российской Федерации
1.1. Совместно с органами здравоохранения и региональными
структурами Рострудинспекции Министерства труда и социального
развития Российской Федерации провести коллегии по вопросам охраны
жизни и здоровья обучающихся, воспитанников образовательных
учреждений.
1.2. Разработать, внести на рассмотрение и утверждение
законодательных, исполнительных органов власти субъектов
Российской Федерации комплексные целевые программы по профилактике
заболеваемости и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников
дошкольных и интернатных образовательных учреждений.
1.3. Совместно с учреждениями дополнительного образования
(институты повышения квалификации и переподготовки педагогических
кадров, институты усовершенствования учителей) провести обучение
руководящих кадров по вопросам охраны здоровья и жизни
обучающихся, воспитанников.
1.4. Провести инспекторские проверки организации деятельности
муниципальных органов управления образованием за осуществлением
контроля по соблюдению условий образовательными учреждениями,
указанных в лицензиях, дающих право на образовательную
деятельность.
2. Муниципальным органам управления образованием
2.1. Разработать совместно с органами здравоохранения
мероприятия, способствующие соблюдению законодательства об охране
здоровья граждан, обучающихся и воспитывающихся в образовательных
учреждениях.
2.2. Провести обучение руководителей образовательных
учреждений по вопросам соблюдения санитарно - гигиенических
правил, норм и требований, обеспечивающих профилактику
заболеваемости и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
2.3. Провести инспекторские проверки образовательных
учреждений по выполнению нормативов, определенных документами
Минобразования России и органов управления образованием субъектов
Российской Федерации.
2.4. Принять меры административного воздействия к
руководителям образовательных учреждений, допустившим нарушения
законодательства об охране здоровья обучающихся, воспитанников.
3. Руководителям образовательных учреждений
3.1. Обеспечить условия деятельности медицинских структурных
подразделений (кабинетов).
3.2. Принять меры совместно с органами здравоохранения к
укомплектованию штатов образовательных учреждений медицинскими
кадрами в соответствии с требуемыми нормами.
3.3. Обеспечить своевременные медицинские осмотры обучающихся
и воспитанников образовательных учреждений.
3.4. Привести расписание учебных занятий и других форм
организации образовательной деятельности в соответствие с
рекомендациями органов здравоохранения.
4. Управлению инспектирования (Сауткину В.Ф.) в целях
осуществления эффективного контроля внести в план работы на
1997 год проведение инспекторских проверок по вопросам исполнения
законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся,
воспитанников в системе образования.
Первый заместитель Министра
В.Д.ШАДРИКОВ
------------------------------------------------------------------
|