ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОТОКОЛ
от 23 октября 1996 г. N 116
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ
СБОРА ПОДПИСЕЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТОВ,
ПРИЕМА И ПРОВЕРКИ ПОДПИСНЫХ ЛИСТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ
УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ, ИНИЦИАТИВНЫХ ГРУПП
ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Выписка)
Одобрить Методические рекомендации о порядке сбора подписей
избирателей в поддержку кандидатов, приема и проверки подписных
листов, представляемых уполномоченными представителями
региональных избирательных объединений, избирательных блоков,
инициативных групп избирателей в избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации.
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ СБОРА ПОДПИСЕЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
В ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТОВ, ПРИЕМА И ПРОВЕРКИ ПОДПИСНЫХ
ЛИСТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
БЛОКОВ, ИНИЦИАТИВНЫХ ГРУПП ИЗБИРАТЕЛЕЙ
В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов,
приема и проверки подписных листов, представляемых уполномоченными
представителями региональных избирательных объединений,
избирательных блоков, инициативных групп избирателей в
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации,
регулируется статьями 18, 19 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", а
также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
1. Сроки сбора и количество подписей избирателей
в поддержку кандидатов
1.1. Региональные избирательные объединения, избирательные
блоки, инициативные группы избирателей могут начать сбор подписей
в поддержку выдвинутых ими кандидатов со дня выдачи Избирательной
комиссией субъекта Российской Федерации уполномоченным
представителям региональных избирательных объединений,
избирательных блоков, инициативных групп избирателей
регистрационных свидетельств или иных заменяющих их документов. До
получения указанных документов проведение сбора подписей не
допускается.
В случае если право выдвижения кандидата принадлежит отдельным
избирателям, они должны письменно уведомить соответствующую
избирательную комиссию о своей инициативе и только после этого
могут проводить сбор подписей в поддержку кандидата.
1.2. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов,
выдвинутых региональными избирательными объединениями,
избирательными блоками, инициативными группами избирателей,
отдельными избирателями, должен быть завершен не позднее срока,
установленного законами или иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации.
Период выдвижения кандидатов и сбора подписей избирателей в их
поддержку в соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации" должен составлять не менее 30 дней.
1.3. Региональные избирательные объединения, избирательные
блоки, инициативные группы избирателей, выдвинувшие своих
кандидатов, обязаны собрать в их поддержку подписи в количестве не
менее установленного законами или иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации, но не более двух процентов
от числа избирателей соответствующего избирательного округа. В
случае если несколько региональных избирательных объединений,
избирательных блоков, инициативных групп избирателей выдвинут
одного и того же кандидата, то суммирование количества собранных
ими подписей не производится.
В законах и иных нормативных правовых актах субъектов
Российской Федерации о выборах может быть установлена квота на
сбор подписей избирателей на территории одной административно -
территориальной единицы (город, район). При этом подписи,
собранные сверх количества, определенного квотой, не должны
учитываться избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
2. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов
2.1. Подписные листы для сбора подписей избирателей в
поддержку кандидатов изготавливаются региональными избирательными
объединениями, избирательными блоками, инициативными группами
избирателей, отдельными избирателями самостоятельно по формам,
установленным законами или иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации.
На лицевой стороне каждого подписного листа должны указываться
без сокращений фамилия, имя, отчество, дата рождения (число,
месяц, год), место работы, занимаемая должность (род занятий) и
место жительства (город, район и населенный пункт) кандидата, а
также наименование выдвинувшего его избирательного объединения или
избирательного блока.
2.2. До начала сбора подписей в поддержку кандидатов в каждом
подписном листе в строке "Номер регистрационного свидетельства"
должны указываться номера регистрационных свидетельств или иных
заменяющих их документов, выданных избирательной комиссией
субъекта Российской Федерации уполномоченным представителям
региональных избирательных объединений, избирательных блоков,
инициативных групп избирателей. Сбор подписей без указания в
подписных листах номеров регистрационных свидетельств не должен
допускаться.
Если выдвижение кандидата и сбор подписей в его поддержку
осуществляются непосредственно избирателями, то строка "Номер
регистрационного свидетельства" в подписных листах может
отсутствовать.
2.3. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата может
проводиться по месту жительства, работы, службы, учебы, на
предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где он не
запрещен законом. Сбор подписей в трудовых коллективах не должен
нарушать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую
дисциплину, мешать технологическим процессам. Сбор подписей в
общественных местах, на улицах, по месту жительства не должен
нарушать общественный порядок, правила уличного движения, право
граждан на отдых и неприкосновенность жилища.
Главы местных администраций, руководители предприятий,
учреждений и организаций всех форм собственности должны оказывать
содействие лицам, собирающим подписи, выделять соответствующие
места для сбора подписей.
Сбор подписей среди военнослужащих срочной службы, находящихся
в воинских частях, может осуществляться по согласованию с
командирами воинских частей.
2.4. Ставить свои подписи в подписных листах в поддержку
кандидата имеют право граждане Российской Федерации, достигшие к
этому моменту 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие
на территории данного субъекта Российской Федерации или
муниципального образования (в зависимости от уровня выборов).
Избиратель ставит свою подпись в подписном листе
собственноручно с указанием даты (число, месяц, год) ее внесения.
Подписи в подписных листах с данными об избирателях, напечатанными
с применением машинописи, не должны учитываться избирательными
комиссиями при проверке правильности их оформления. Также не
должны учитываться подписи, поставленные карандашом, и подписи
избирателей, не указавших какие-либо данные, предусмотренные
формой подписного листа.
2.5. В соответствующей графе подписного листа указываются
серия и номер паспорта или заменяющего его документа. К заменяющим
паспорт документам относятся:
удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации, в
том числе военный билет для лиц, проходящих срочную военную
службу;
удостоверение личности военнослужащего с вкладышем,
удостоверяющим принадлежность к гражданству Российской Федерации,
выданным на основании Постановления Правительства Российской
Федерации от 9 декабря 1992 г. N 950 "О временных документах,
удостоверяющих гражданство Российской Федерации";
справка органов внутренних дел Российской Федерации по
установленной форме, в том числе справка из отделения милиции о
том, что паспорт находится на регистрации или утерян;
заграничный паспорт действующего образца с записью о
принадлежности к гражданству Российской Федерации;
паспорт гражданина иностранного государства или другой
документ, удостоверяющий личность, со справкой о приобретении
гражданства Российской Федерации, выданной на основании Закона
Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации";
паспорт моряка.
В случае если в подписном листе указаны данные документов, не
заменяющих паспорт гражданина Российской Федерации, подпись этого
избирателя должна быть исключена избирательной комиссией из общего
числа достоверных подписей избирателей.
2.6. Региональное избирательное объединение, избирательный
блок, инициативная группа избирателей может поручить сбор подписей
избирателей любому гражданину Российской Федерации, достигшему к
моменту сбора подписей 18 лет. При этом региональное избирательное
объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей
могут заключить с этим лицом соответствующий договор. Оплата
работы по сбору подписей избирателей не должна осуществляться за
счет средств избирательного фонда кандидата, создающегося
исключительно для проведения предвыборной агитации.
Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с
указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии
или номера паспорта или заменяющего его документа, даты заверения
и уполномоченным представителем или избирательного объединения,
или избирательного блока, или инициативной группы избирателей,
выдвинувшей кандидата, с указанием тех же данных. В каждом
подписном листе должно быть указано наименование населенного
пункта субъекта Российской Федерации, где проводился сбор подписей
избирателей.
2.7. Уполномоченные представители регионального избирательного
объединения, инициативной группы избирателей, отдельные избиратели
после окончания сбора подписей должны подсчитать их число по
каждой административно-территориальной единице, где производился
сбор (в случае установления квоты), а также общее число подписей
избирателей.
По результатам подсчета подписей уполномоченные представители
составляют итоговый протокол и подписывают его.
2.8. Сброшюрованные и пронумерованные подписные листы
оформляются в виде папок, каждая из которых должна заверяться
печатью регионального избирательного объединения, подписью
уполномоченного представителя избирательного блока, инициативной
группы избирателей или подписью кандидата.
В случае, если в законе или ином нормативном правовом акте
субъекта Российской Федерации о выборах установлена квота на сбор
подписей избирателей на территории одной административно -
территориальной единицы, то подписные листы должны быть
сброшюрованы отдельно по городам и районам субъекта Российской
Федерации, где производился сбор подписей избирателей.
3. Порядок приема и проверки правильности
оформления подписных листов
3.1. Прием и проверку правильности оформления подписных листов
с подписями избирателей, собранных региональными избирательными
объединениями, избирательными блоками, инициативными группами
избирателей в поддержку своих кандидатов, и иных документов для
регистрации кандидатов должны осуществлять только члены
избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом
решающего голоса. В целях осуществления качественной и
своевременной проверки подписных листов избирательная комиссия
субъекта Российской Федерации может образовать рабочую группу из
числа членов комиссии с правом решающего голоса, работников
аппарата комиссии и привлеченных специалистов. В составе рабочей
группы целесообразно иметь специалистов - почерковедов Управления
юстиции и Управления внутренних дел, специалистов паспортно -
визовой службы Управления внутренних дел, а также специалистов
соответствующих подразделений Министерства обороны.
Члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с
правом решающего голоса должны осуществлять прием подписных листов
и иных документов от уполномоченных представителей региональных
избирательных объединений, инициативных групп избирателей,
отдельных избирателей по рабочим дням в часы, установленные данной
избирательной комиссией. Прием подписных листов и иных документов
для регистрации кандидатов в последний день, определенный для
этого соответствующим правовым актом субъекта Российской
Федерации, производится во время, установленное данным правовым
актом, либо до 24 часов по местному времени, если данным правовым
актом время окончания приема подписных листов и иных документов не
установлено.
После проверки соответствия представленных документов
установленному перечню, а также оформления подписных листов
уполномоченному представителю, отдельному избирателю выдается
подтверждение в письменной форме (справка) о приеме документов, в
том числе подписных листов, с указанием даты и времени их приема.
3.2. Члены избирательных комиссий субъектов Российской
Федерации проверяют достоверность данных, содержащихся в подписных
листах, в течение срока, установленного законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о
выборах.
При проверке подписных листов могут присутствовать
уполномоченные представители региональных избирательных
объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей,
отдельные избиратели, выступившие инициаторами выдвижения
кандидата, и кандидаты, которые вправе получить информацию о
результатах проверки до их рассмотрения на заседании избирательной
комиссии.
3.3. Подписные листы, представленные региональными
избирательными объединениями, избирательными блоками,
инициативными группами избирателей, отдельными избирателями,
проверяются в избирательных комиссиях субъектов Российской
Федерации на соответствие требованиям Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации", законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации.
В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в
подписных листах, или в достоверности подписей избирателей
избирательная комиссия субъекта Российской Федерации может
организовать дополнительную проверку подписных листов с
привлечением соответствующих специалистов органов внутренних дел,
юстиции и прокуратуры. Однако основанием для принятия
Избирательной комиссией субъекта Российской Федерации
соответствующего решения будет являться то количество достоверных
подписей избирателей, которое было определено ею в сроки,
установленные законом или иным нормативным правовым актом субъекта
Российской Федерации о выборах.
Следует иметь в виду, что лица, собирающие подписи избирателей
в поддержку кандидатов, и лица, заверяющие подписные листы,
допустившие внесение в них заведомо ложных сведений, их замену на
подложные, а также совершившие иные действия, препятствующие
осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных
прав, несут уголовную ответственность в порядке, установленном
федеральным законодательством.
Настоящие рекомендации подготовлены с учетом практики приема и
проверки подписных листов в Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации, а также рассмотрения в Верховном Суде
Российской Федерации жалоб, связанных с отказом в регистрации
кандидатов при подготовке выборов депутатов Государственной Думы и
выборов Президента Российской Федерации.
ТАБЛИЦА
КЛАССИФИКАЦИИ ВОЗМОЖНЫХ НАРУШЕНИЙ В ОФОРМЛЕНИИ
ПОДПИСНЫХ ЛИСТОВ С ПОДПИСЯМИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
В ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТОВ
----------T------------------------------------------------------¬
¦ Код ¦ Вид нарушения ¦
¦нарушения¦ ¦
+---------+------------------------------------------------------+
¦ 1. ¦Лист неустановленной формы ¦
¦ ¦ ¦
¦ 2. ¦Нет наименования территориально-административной ¦
¦ ¦единицы ¦
¦ ¦ ¦
¦ 3. ¦Неверно указан номер регистрационного свидетельства ¦
¦ ¦ ¦
¦ 4. ¦Нет подписи уполномоченного ¦
¦ ¦ ¦
¦ 5. ¦Нет даты подписи уполномоченного ¦
¦ ¦ ¦
¦ 6. ¦Нет имени, отчества уполномоченного ¦
¦ ¦ ¦
¦ 7. ¦Неполные данные об уполномоченном ¦
¦ ¦ ¦
¦ 8. ¦Неполный адрес места жительства уполномоченного ¦
¦ ¦ ¦
¦ 9. ¦Неверные паспортные данные уполномоченного ¦
¦ ¦ ¦
¦ 10. ¦Нет подписи сборщика ¦
¦ ¦ ¦
¦ 11. ¦Нет даты подписи сборщика ¦
¦ ¦ ¦
¦ 12. ¦Нет имени, отчества сборщика ¦
¦ ¦ ¦
¦ 13. ¦Неверные данные о сборщике ¦
¦ ¦ ¦
¦ 14. ¦Неполный адрес места жительства сборщика ¦
¦ ¦ ¦
¦ 15. ¦Неверные паспортные данные сборщика ¦
¦ ¦ ¦
¦ 16. ¦Нет подписи избирателя ¦
¦ ¦ ¦
¦ 17. ¦Нет даты подписи избирателя ¦
¦ ¦ ¦
¦ 18. ¦Неверные данные об избирателе ¦
¦ ¦ ¦
¦ 19. ¦Неполный адрес места жительства избирателя ¦
¦ ¦ ¦
¦ 20. ¦Нет имени, отчества избирателя ¦
¦ ¦ ¦
¦ 21. ¦Неполная дата рождения избирателя ¦
¦ ¦ ¦
¦ 22. ¦Неверные паспортные данные избирателя ¦
¦ ¦ ¦
¦ 23. ¦Подписи, выполненные другим лицом ¦
¦ ¦ ¦
¦ 24. ¦Повторяющиеся данные избирателя ¦
¦ ¦ ¦
¦ 25. ¦Лица моложе 18 лет ¦
¦ ¦ ¦
¦ 26. ¦Дата подписи уполномоченного раньше даты подписи ¦
¦ ¦сборщика ¦
¦ ¦ ¦
¦ 27. ¦Дата подписи сборщика раньше подписи избирателя ¦
¦ ¦ ¦
¦ 28. ¦Подпись сборщика выполнена другим лицом ¦
¦ ¦ ¦
¦ 29. ¦Повторяющиеся листы ¦
¦ ¦ ¦
¦ 30. ¦Дата подписи избирателя раньше даты регистрационного ¦
¦ ¦свидетельства или даты уведомления о начале сбора ¦
¦ ¦подписей ¦
¦ ¦ ¦
¦ 31. ¦Иные нарушения ¦
L---------+-------------------------------------------------------
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВЕШНЯКОВ
|