ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 1996 года N 116/858-11
О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассмотрев ход подготовки и проведения выборов глав
исполнительных органов государственной власти и депутатов
законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской федерации, осуществляя контроль за
соблюдением избирательных прав граждан, Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации отмечает, что в субъектах Российской
Федерации активно идет процесс формирования органов
государственной власти. По состоянию на 20 октября 1996 года
выборы в органы государственной власти субъектов Российской
Федерации проведены в 25 регионах, в том числе глав исполнительной
власти - в 15 субъектах, депутатов законодательных органов -в10. В
целом избирательные действия осуществляются в соответствии с
требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации", законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем Центральная избирательная : комиссия Российской
Федерации установила, что имеющиеся в ряде субъектов Российской
Федерации нарушения действующего законодательства о выборах
существенно затрудняют избирателям реализацию в полной мере своего
конституционного права избирать и быть избранными в органы
государственной власти.
Состояние законодательного регулирования выборов в Республике
Адыгея, Республике Бурятия, Республике Калмыкия, Республике
Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике
Тыва, Республике Хакасия, Алтайском, Хабаровском краях, Амурской,
Владимирской, Ленинградской, Калужской, Калининградской,
Камчатской, Мурманской, Новгородской, Орловской, Пермской,
Самарской, Сахалинской областях, Агинском Бурятском,
Коми-Пермяцком, Корякском, Усть-Ордынском Бурятском, Эвенкийском
автономных округах вызывает серьезные замечания, а многие
нормативные правовые акты требуют существенной переработки и
незамедлительного приведения их в соответствие с Конституцией
Российской Федерации и федеральным законодательством.
Фактически проявляется тенденция формирования
правонарушающего регионального избирательного законодательства.
Типичным нарушением в законах о выборах республик Адыгея,
Дагестан, Калмыкия, Карелия, Тыва, Алтайского и Хабаровского
краев, Брянской, Курской, Иркутской областей является требование
постоянного проживания гражданина на определенной территории для
приобретения активного избирательного права.
В законах о выборах Республики Бурятия, Ингушской Республики,
Республики Коми, Республики Марий Эл, Республики Саха (Якутия),
Республики Хакасия, Курской области, Коми-Пермяцкого и Корякского
автономных округов введены дополнительные условия ограничения
активного и пассивного избирательного права. Избирательные права
военнослужащих срочной службы нарушены в законах Республики
Карелия, Ленинградской области.
В законодательных актах ряда субъектов Российской Федерации
содержатся неправомерные нормы образования избирательных округов
для проведения выборов депутатов законодательных органов,
допускающие отклонение по числу избирателей в избирательных
округах до 20 процентов от средней нормы, что значительно
превышает установленные федеральным законодательством.
Нарушены права избирательных объединений в законах республик
Адыгея, Тыва, Ставропольского края, Владимирской, Калининградской
и Саратовской областей, в которых отделения общероссийских и
межрегиональных объединений не рассматриваются как одни из
участников избирательного процесса.
Правонарушающая практика организации проведения выборов в
ряде субъектов Российской Федерации еще не стала предметом
юридической квалификации органов прокуратуры, юстиции и судов.
Слабо реагируют на правовые заключения Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации о нарушениях законодательства о
выборах законодательные (представительные) органы государственной
власти субъектов Российской Федерации.
В ряде субъектов Российской Федерации при проведении выборов
допускаются отступления от действующего законодательства в
осуществлении некоторых избирательных действий. Главы органов
местного самоуправления в Республике Саха (Якутия), Амурской,
Иркутской, Саратовской, Сахалинской областях не организуют работу
по уточнению списков зарегистрированных избирателей в строгом
соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации". В Ростовской
области, Корякском автономном округе рядом руководителей органов
местного самоуправления нарушен установленный порядок формирования
избирательных комиссий для проведения региональных выборов. ^
Имеются случаи, когда представители органов власти вмешиваются в
деятельность избирательных комиссий, не считаясь с принципом их
независимости и самостоятельности, закрепленным федеральным
законодательством, подчас стремясь сделать их инструментом для
достижения личных целей. В этих условиях избирательные комиссии
допускают отступления от норм закона при проведении тех или иных
избирательных действий: неправильно организуют голосование
избирателей вне помещения для голосования, нарушают порядок
обработки итогов голосования и составления протоколов, а также
права наблюдателей, своевременно не предоставляют им заверенную
копию протокола об итогах голосования, не публикуют полные данные
о результатах выборов. Нарушения, допущенные в ходе прошедших
выборов главы администрации Амурской области, поставившие под
сомнение результаты голосования, являются предметом рассмотрения
областного суда.
В целом за прошедший период в Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации, органах прокуратуры и судах
рассмотрены жалобы и заявления на нарушения избирательных прав
граждан в ходе выборов в Республике Адыгея, Республике Хакасия,
Амурской, Курской, Саратовской, Ростовской областях,
В судебной практике Республики Северная Осетия - Алания и
Карачаево-Черкесской Республики отмечены случаи, когда суды
подменяли избирательные комиссии, принимая незаконные решения о
повторном подсчете голосов, признании действительности выборов,
установлении результатов по отдельным избирательным округам.
Нормальному ходу избирательной кампании подчас мешает
отсутствие конструктивного взаимодействия между руководителями
исполнительных и представительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации. Это имело место в Амурской,
Сахалинской областях, Корякском автономном округе, а отсутствие
взаимного согласия органов власти Тюменской области,
Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов привело
фактически к срыву в октябре текущего года выборов главы
администрации области и необходимости их переноса на более поздний
срок.
Избирательные комиссии Республики Адыгея, Республики Бурятия,
Республики Калмыкия, Республики Карелия, Республики Саха (Якутия),
Республики Хакасия, Амурской, Курской, Саратовской, Ростовской
областей, Корякского автономного округа не приняли всех
необходимых мер по защите избирательных прав граждан в ходе
подготовки и проведения выборов в органы государственной власти.
Анализ проведенных выборов показал, что в ряде регионов
по-прежнему отсутствует система правового просвещения и обучения
участников избирательного процесса, неудовлетворительно
реализуются мероприятия федеральной целевой программы повышения
правовой культуры избирателей и организаторов выборов.
Руководствуясь статьями 19, 32 Конституции Российской
Федерации, а также на основании статьи 12 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской
Федерации постановляет:
1. Информировать Президента Российской Федерации как гаранта
Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и
гражданина о том, что в законодательных актах о выборах Республики
Адыгея, Республики Бурятия, Республики Карелия, Республики Марий
Эл, Республики Хакасия, Республики Татарстан, Республики Саха
(Якутия) и Корякского автономного округа содержатся нормы,
существенно нарушающие избирательные права граждан,
гарантированные Конституцией Российской Федерации.
2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации
обеспечить строгое соблюдение избирательных прав граждан в ходе
проводимых выборов, руководствоваться федеральным
законодательством о выборах в случае несоответствия закона или
иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации
федеральному законодательству.
Проанализировать ход избирательных кампаний на своих
территориях, результаты анализа обсудить на заседаниях комиссий и
принятые решения направить в Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации.
3. Предложить органам законодательной (представительной)
власти субъектов Российской федерации на ближайших сессиях
рассмотреть вопрос о внесении в конституции республик, уставы
краев, областей, городов федерального значения, автономной
области, автономных округов раздела об избирательной системе с
установлением статуса избирательных комиссий, обеспечивающих
выборы в органы государственной власти и органы местного
самоуправления.
4. Заключения Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации о нарушениях избирательных прав граждан, установленных в
законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской
федерации, направить в Генеральную прокуратуру Российской
Федерации для принятия соответствующих мер прокурорского
реагирования.
5. Обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с
предложением обобщить судебную практику, связанную с нарушениями
избирательных прав граждан, допущенных в ходе выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации,
Президента Российской Федерации, в органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, и рассмотреть результаты обобщения
на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации.
6. Постановление и информацию Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации "О выборах в органы государственной
власти субъектов Российской Федерации" направить руководителям
исполнительных и законодательных (представительных) органов
государственной власти, председателям избирательных комиссий
субъектов Российской Федерации для устранения имеющихся нарушений
избирательных прав граждан и приведения законодательства субъектов
Российской Федерации о выборах в соответствие с Конституцией
Российской Федерации и Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации", а также в
Верховный Суд Российской Федерации и Генеральную прокуратуру
Российской Федерации.
7. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации
активизировать работу по реализации Федеральной целевой программы
повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов,
расширить взаимодействие с соответствующими органами по более
широкому их привлечению к правовому просвещению и обучению
участников избирательного процесса.
8. Опубликовать настоящее постановление и информацию в
журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации" и "Российской газете".
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на секретаря Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации А. А. Вешнякова.
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации Н.Т. РЯБОВ
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации А.А. ВЕШНЯКОВ Москва
23 октября 1996 года № 116/858-11
О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В Российской Федерации продолжается процесс становления новой
российской государственности, избираются губернаторы и главы
администраций субъектов Российской Федерации, органы
законодательной (представительной) власти, формируются органы
местного самоуправления.
С января по 20 октября 1996 года главы исполнительных органов
государственной власти избраны в 15 субъектах Российской
Федерации, законодательные органы государственной власти - в 10
субъектах, в 25 избраны органы местного самоуправления.
Наибольшее число выборов пришлось на август - октябрь
текущего года, в это время избраны губернаторы в Вологодской,
Калининградской, Кировской, Ленинградской, Ростовской и
Саратовской областях, Ямало-Ненецком автономном округе; главы
администраций Амурской, Курской, Сахалинской областей и Еврейской
автономной области; депутаты законодательных органов
государственной власти - в Республике Марий Эл, Калужской,
Калининградской, Сахалинской и Тульской областях.
Особенностью выборов является то, что практически все
кандидаты на посты в органы государственной власти выдвигаются от
инициативных групп избирателей, а не от партий и общественных
объединений. В большинстве субъектов Российской Федерации при
выборах глав исполнительной власти выдвигается значительное
количество претендентов - от трех до одиннадцати (в Краснодарском
крае), лишь в Еврейской автономной области и Ханты-Мансийском
автономном округе избирательные комиссии зарегистрировали по два
кандидата.
Следует отметить тенденцию к снижению активности избирателей
в некоторых регионах. Избиратели отказали в своем доверии на новый
срок главам администраций Калининградской, Кировской, Курской,
Ленинградской областей, невысоким оказался процент проголосовавших
за избранных кандидатов по отношению к числу избирателей,
включенных в списки: Фархутдинов И.П. (Сахалинская область)
получил 12,9 проц., Белоногов А.Н. (Амурская область) -15 проц.,
Густов В.А. (Ленинградская область) - 18,4 проц., Горбенко Л.П.
(Калининградская область) - 21,5 проц., Сергеенков В.Н. (Кировская
область) - 27,3 проц., Чуб В.Ф. (Ростовская область) - 27,5 проц.,
Волков Н.М. (Еврейская автономная область) - 29,6 процента. В
Калужской области из-за неявки избирателей не состоялись выборы
депутатов Законодательного собрания в 19 избирательных округах из
41.
Региональные выборы проходят на фоне острой борьбы между
кандидатами, работающими во властных структурах, и их оппонентами,
а в таких регионах, как Тюменская область, из-за отсутствия
согласия между органами власти области и автономных округов были
поставлены под сомнение выборы областного губернатора, аналогичная
ситуация возможна при выборах главы исполнительной власти
Камчатской области, где руководители исполнительной власти
Корякского автономного округа, входящего в состав области,
отказываются проводить указанные выборы на своей территории.
Отсутствие конструктивного взаимодействия руководителей
исполнительных и представительных органов в Амурской, Кемеровской,
Сахалинской областях также не способствует стабильности и
нормальному процессу формирования государственных органов власти.
Обострение социально-экономического положения сказывается и
на уровне финансирования избирательной кампании. В Архангельской,
Калужской и Сахалинской областях избирательные комиссии
профинансированы лишь на четверть от требуемых затрат, Мурманская
областная и Корякская окружная избирательные комиссии не
обеспечены финансированием вообще, что ставит под угрозу срыва
целый ряд избирательных действий, в первую очередь организацию
досрочного голосования, особенно в труднодоступных и отдаленных
районах.
И в этих условиях избирательные комиссии справляются со
своими задачами, чему во многом способствуют накопленный
практический опыт, сохраняющаяся стабильность кадров в
избирательных комиссиях, деловые взаимоотношения с участниками и
организаторами избирательного процесса. В такой обстановке
проведены избирательные кампании в Вологодской, Кировской,
Псковской, Тульской областях, Ямало-Ненецком автономном округе.
Ход выборов в регионах находится в центре внимания
Центральной избирательной комиссии. Задачи избирательных комиссий,
связанные с их проведением, рассмотрены на всероссийском семинаре
председателей избирательных комиссий субъектов Российской
Федерации. Этой проблеме была посвящена научно-практическая
конференция организаторов выборов, семинар с представителями
средств массовой информации регионов, разработаны методические
пособия, организованы постоянные консультации членов избирательных
комиссий и выезд рабочих групп Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации для оказания практической помощи на местах.
Проделанная в регионах работа позволяет сделать вывод о том,
что выборы практически во всех субъектах Российской Федерации
проведены, в основном, с соблюдением требований избирательного
законодательства, что не дает оснований усомниться в их
легитимности. Однако в Амурской области, где ошибки, допущенные
некоторыми избирательными комиссиями при подсчете голосов, в
настоящее время тщательно проверяются областным судом, говорить об
окончательных результатах выборов преждевременно.
Необходимо отметить, что свою позицию о положении дел в
Амурской и Тюменской областях, недопустимости нарушения
избирательных прав граждан Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации довела до сведения Администрации Президента
Российской Федерации, руководителей органов государственной власти
областей и средств массовой информации.
Как свидетельствует анализ прошедших выборов, в ряде
субъектов Российской Федерации допускаются отступления от
действующего законодательства о выборах, что подчас не позволяет
избирателям в полной мере реализовать свои конституционные права
избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Нужно подчеркнуть, что именно непосредственные участники
избирательной кампании, и в первую очередь кандидаты, их группы
поддержки, представители органов государственной власти и
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации допускают
нарушения закона. Причина заключается в слабом знании участниками
избирательного процесса своих прав и обязанностей, в вольности
толкования и применения ими избирательного законодательства, в
несовершенстве отдельных положений федерального и регионального
законов.
Серьезную обеспокоенность вызывает состояние законодательства
о выборах в органы государственной власти в Республике Адыгея,
Республике Бурятия, Республике Калмыкия, Республике Карелия,
Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Тыва,
Республике Хакасия, Алтайском, Хабаровском краях, Амурской,
Владимирской, Ленинградской, Калужской, Калининградской,
Камчатской, Мурманской, Новгородской областях, Агинском Бурятском,
Коми-Пермяцком, Корякском, Усть-Ордынском Бурятском, Эвенкийском
автономных округах и других субъектах Российской Федерации.
В законах о выборах ряда субъектов Российской Федерации
неправомерно сформулированы дополнительные условия приобретения
активного и пассивного избирательного права гражданами, не
предусмотренные статьей 32 Конституции Российской Федерации и
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав
граждан Российской Федерации".
В законах Республики Бурятия, Ингушской Республики,
Республики Коми, Республики Марий Эл, Чеченской Республики,
Республики Саха (Якутия) устанавливается, что активным и пассивным
избирательным правом пользуются только граждане, проживающие на
территории этих республик, что противоречит принципу равенства
граждан Российской Федерации на всей ее территории, закрепленному
статьей 6 Конституции Российской Федерации.
Законодательные органы власти Республики Адыгея, Республики
Дагестан, Республики Калмыкия, Республики Карелия, Республики
Тыва, Алтайского и Хабаровского краев, Амурской, Брянской,
Иркутской и других областей для приобретения активного
избирательного права установили требование постоянного проживания
гражданина на территории данного субъекта Российской Федерации в
нарушение части третьей статьи 8 Федерального ^Закона "Об основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации",
определившей, что основанием для включения гражданина России в
список избирателей является его проживание на территории
конкретного избирательного участка, определяемое в соответствии с
Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации
на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации", который допускает как постоянное,
так и преимущественное проживание граждан в жилых помещениях на
законных основаниях.
Получило распространение превышение предельных сроков
обязательного проживания граждан на территории субъекта Российской
Федерации как условия приобретения ими пассивного избирательного
права. В законах о выборах глав исполнительной власти субъектов
Российской Федерации они составляют: пятнадцать лет (Республика
Саха), десять лет (Республика Адыгея, Республика Башкортостан,
Республика Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика
Коми), семь лет (Республика Карелия, Республика Хакасия). Данная
практика нарушает Федеральный закон "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации", согласно статьи
4 которого сроки обязательного проживания на соответствующей
территории не могут превышать одного года.
В ряде законов субъектов Российской Федерации нарушаются
избирательные права граждан, проходящих военную службу. Так, в
соответствии с Законом Республики Карелия "О выборах депутатов
Законодательного собрания Республики Карелия" лишены
избирательного права военнослужащие срочной службы. В Законе
Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской
области" отсутствуют нормы, регламентирующие порядок включения в
список избирателей-военнослужащих, проходящих срочную службу в
воинских частях, расположенных на территории Ленинградской
области.
Допускаются отклонения от средней нормы представительства
избирателей на один избирательный округ по выборам депутатов
законодательных (представительных) органов государственной власти,
превышающие пределы, установленные статьей 9 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации" (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), а
парламент Республики Хакасия вопреки указанному Федеральному
закону сохранил за собой право принятия решения об увеличении
процентного отклонения от средней нормы представительства
избирателей на один избирательный округ.
Законодателями Республики Бурятия, Республики Карелия вообще
не установлен процент допустимого отклонения от средней нормы
представительства избирателей при образовании избирательных
округов.
В ряде законов практикуется ограничение порядка выдвижения
кандидатов, предусмотренного статьей 17 федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации", избирательными объединениями и непосредственно
избирателями. Из числа субъектов выдвижения исключаются либо
непосредственно избиратели, либо избирательные объединения, а во
Владимирской и Саратовской областях выдвижение кандидатов
производится только на собраниях либо принадлежит группе
избирателей, в Республике Адыгея, Республике Тыва, Ставропольском
крае, Амурской, Калининградской, Свердловской областях и некоторых
других отделения общероссийских и межрегиональных избирательных
объединений не рассматриваются как субъекты избирательного
процесса.
Законы Республики Татарстан и Республики Калмыкия допускают
безальтернативные выборы главы исполнительной власти. В Приморском
крае, Амурской, Камчатской и других областях при выборах главы
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации наряду с избирательными фондами кандидатов допускается
образование избирательных фондов выдвинувших их избирательных
объединений. Это нарушает принцип равенства кандидатов, поскольку
кандидаты, выдвинутые непосредственно избирателями, не могут
располагать такого рода дополнительной финансовой поддержкой.
Большинством законов субъектов Российской Федерации конкретно не
устанавливается периодичность публикации сведений о размерах и
источниках создания избирательных фондов на основании сведений,
представляемых кандидатом или избирательным объединением.
Распространенной является норма, разрешающая в нарушение
федерального законодательства составлять наряду с основным
дополнительный список избирателей. Она содержится в законах
Республики Адыгея, Амурской, Брянской, Калужской, Ленинградской
областей. В Республике Хакасия, Краснодарском крае, Вологодской,
Саратовской областях, Агинском-Бурятском автономном округе
сокращены сроки досрочного голосования в помещении территориальной
и участковой избирательных комиссий.
В целях оперативного устранения допущенных в региональных
законах о выборах отклонений от норм федерального законодательства
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направила
законодательным и исполнительным органам государственной власти
субъектов Российской Федерации экспертные заключения с
рекомендацией внести в принятые законы соответствующие изменения.
Конструктивная работа в этом направлении состоялась только с
представителями законодательных органов Ставропольского края,
Костромской и Тульской областей.
С сожалением приходится отмечать, что законодатели ряда
регионов не только не обеспечили полную защиту избирательных прав
граждан, но создали все предпосылки для появления жалоб и
заявлений, ставящих под сомнение результаты выборов. Только в
октябре текущего года в Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации, органах прокуратуры и судах рассмотрены
жалобы о нарушениях избирательных прав граждан в Республике
Адыгея, Республике Хакасия, Амурской, Курской, Саратовской,
Ростовской областях.
Курский областной суд и Верховный суд Российской федерации
своими решениями поддержали постановление избирательной комиссии
Курской области об отказе в регистрации кандидатом на должность
главы администрации Курской области Руцкого А.В., посчитав, что
годичный срок проживания на территории области для кандидата на
должность главы администрации должен обязательно предшествовать
дню выборов. Однако Президиум Верховного суда Российской Федерации
отменил данные решения и указал, что избирательная комиссия и
судебные инстанции допустили расширительное толкование норм,
содержащихся в законе Курской области "О выборах главы
администрации Курской области" и иных нормативных актах, которые
ограничили права кандидата на данную выборную должность, так как
указания на то, что этот срок должен быть непрерывным и
предшествовать выборам, в этих нормативных актах не содержится.
Одновременно Президиум Верховного Суда Российской Федерации обязал
зарегистрировать Руцкого А.В. кандидатом на должность главы
администрации Курской области.
Избирательная комиссия Республики Хакасия отказала в
регистрации кандидатом на должность Председателя Правительства
Республики Лебедю А.И. по мотивам отсутствия семилетнего срока
проживания на территории республики. Это решение избирательной
комиссии вызвало ряд публикаций в центральной и местной печати, а
Лебедь А.И, вынужден был обратиться за судебной защитой своих
прав. Верховный суд Республики Хакасия своим решением от 14
октября 1996 года обязал избирательную комиссию республики
зарегистрировать Лебедя А.И. кандидатом на должность председателя
Правительства Республики Хакасия, однако до сих пор решение суда
не исполнено.
Нарушения норм Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской федерации" привели в ходе
подготовки выборов Президента Республики Адыгея к судебному
разбирательству. Согласно Закону Республики Адыгея "О выборах
Президента Республики Адыгея" избирательной комиссией этой
республики отказано в регистрации инициативной группы по
выдвижению Леднева В.П. на должность Президента Республики Адыгея
по мотивам незнания адыгейского языка кандидатом. Верховный суд
Российской Федерации отменил это неправомерное решение.
Среди недостатков в проведении региональных выборов следует
отметить, что главы местной администрации ряда субъектов
Российской Федерации не организуют работу по уточнению списков
зарегистрированных избирателей в строгом соответствии с
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав
граждан Российской Федерации". В Республике Алтай, Республике Саха
(Якутия), Амурской, Иркутской, Саратовской и Сахалинской областях
руководители органов местного самоуправления переложили эту работу
на участковые избирательные комиссии, которые не в состоянии
провести ее на должном уровне. В результате в Саратовской области
в июле-августе текущего года численность избирателей сокращается
почти на 40 тысяч, а в Сахалинской области - более чем на 10 тысяч
человек.
В тоже время вызывают возмущение у избирателей факты внесения
в списки граждан, давно изменивших место жительства или умерших. В
работе по уточнению списков зарегистрированных избирателей в ряде
регионов слабо используются возможности Государственной
автоматизированной системы "Выборы" по недопущению повторного
включения в списки граждан в местах их временного пребывания.
Не везде соблюдается установленный Федеральным законом "Об
основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации" порядок формирования территориальных избирательных
комиссий. В Ростовской области, например, состав 10 комиссий был
утвержден буквально на следующий день после назначения даты
выборов, практически без учета предложений общественных
объединений и собраний избирателей.
Руководители органов исполнительной власти нередко
вмешиваются в деятельность избирательных комиссий, не считаясь с
принципом их независимости и самостоятельности, закрепленным в
федеральном законодательстве. Особенно часто с таким явлением
приходится сталкиваться территориальным и участковым избирательным
комиссиям. При этом главы администраций направляют своих
наблюдателей в избирательные комиссии, запрашивают информацию о
ходе голосования, находятся в избирательных комиссиях при подсчете
голосов и так далее. Такие факты наблюдались в Амурской, Курской,
Ростовской, Саратовской и других областях.
В Амурской области представители местных администраций
незаконно затребовали для работы избирательную документацию
территориальных и участковых избирательных комиссий.
В Курской области один из кандидатов на должность губернатора
при посещении в день выборов избирательных участков, не
разобравшись с установленным областным законом порядком заверения
избирательных бюллетеней, обвинил участковые избирательные
комиссии в том, что они выдают бюллетени неустановленной формы, и
предложил избирателям не голосовать. Понадобились дополнительные
меры и средства, чтобы убедить избирателей в подлинности
выдаваемых избирательных бюллетеней.
Подчас под давлением со стороны администраций избирательные
комиссии вынужденно допускают отступления от закона о выборах при
проведении отдельных избирательных действий. Наиболее частым
является нарушение порядка голосования вне помещений для
голосования.
В Амурской области главы местного самоуправления,
руководители хозяйственных структур не выполнили требования
территориальных избирательных комиссий по выделению транспорта для
обеспечения голосования избирателей, находящихся в отдаленных и
труднодоступных районах. О нарушении своих избирательных прав
заявили более 300 граждан области, проживающих в отдаленных
населенных пунктах.
Нередки факты, когда из-за отсутствия транспорта участковые
избирательные комиссии, особенно в сельской местности, не в
состоянии обеспечить участие в голосовании всех избирателей и
доставить их на избирательные участки. Комиссии вынуждены выезжать
к избирателям с переносными избирательными ящиками для голосования
на дому. В результате в Кировской, Ленинградской, Псковской,
Ростовской, Саратовской областях, Ямало-ненецком автономном округе
процент проголосовавших вне помещений для голосования составил от
7 до 20 процентов от принявших участие в голосовании.
В ходе выборов в ряде субъектов Российской Федерации
нарушался порядок обработки итогов голосования и составления
протоколов избирательных комиссий. В Ростовской области некоторые
территориальные и участковые избирательные комиссии установили
ограничение, при котором все лица, имеющие право присутствовать
при подсчете голосов, должны были находиться на расстоянии 5-7
метров от стола, за которым ведется подсчет избирательных
бюллетеней. Наблюдателям своевременно не выдавались заверенные
копии протоколов участковых избирательных комиссий о результатах
голосования.
Имеются сообщения о том, что в регионах не опубликованы
полные данные протоколов избирательных комиссий о выборах в органы
государственной власти.
С отступлениями от правил ведется предвыборная агитация.
Повсеместно отмечается ангажированность и пристрастность прессы по
отношению к тем кандидатам на административный пост, кто находится
у власти, и тем, кто владеет серьезными финансовыми средствами.
Избирательным комиссиям крайне трудно обеспечить жесткий контроль
за соблюдением федерального законодательства в части создания
равных условий всем кандидатам для ведения предвыборной агитации.
Например, в Курской области в день, предшествующий выборам главы
администрации, распространялись листовки с призывом голосовать за
работающего главу. Агитационные призывы аналогичного содержания
звучали в неустановленный законом день в Калининградской,
Ленинградской и других областях.
В связи с тем, что процесс формирования органов
государственной власти субъектов Российской федерации
продолжается, представляется целесообразным довести до сведения
Президента Российской Федерации, заинтересованных федеральных
органов государственной власти, руководителей исполнительных,
законодательных (представительных) органов власти, избирательных
комиссий субъектов Российской Федерации настоящую информацию.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
|