МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 186
О НАЙМЕ И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ МОРЯКОВ
(Женева, 22 октября 1996 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного
бюро труда и собравшаяся 8 октября 1996 года на свою 84-ю сессию,
постановив принять ряд предложений, касающихся пересмотра
Конвенции 1920 года о трудоустройстве моряков, что является
третьим пунктом повестки дня сессии, и
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
дополняющей Конвенцию 1996 года о найме и трудоустройстве моряков,
принимает сего двадцать второго дня октября месяца одна тысяча
девятьсот девяносто шестого года следующую рекомендацию, которая
может именоваться Рекомендацией 1996 года о найме и
трудоустройстве моряков.
1. Компетентный орган должен:
a) принимать необходимые меры, способствующие эффективному
сотрудничеству между службами найма и трудоустройства, как
государственными, так и частными;
b) учитывать нужды морской отрасли как на национальном, так и
международном уровнях при разработке программ профессиональной
подготовки для моряков с участием судовладельцев, моряков и
соответствующих учебных заведений;
c) принимать соответствующие меры по укреплению сотрудничества
между представительными организациями судовладельцев и моряков в
организации и деятельности государственных служб найма и
трудоустройства, где таковые существуют;
d) иметь постоянно действующую систему по сбору и анализу всей
соответствующей информации о морском рынке труда, включая:
i) текущее и перспективное предложение рабочей силы в
разбивке по возрасту, полу, званию и уровню квалификации, а
также потребности отрасли, причем сбор данных с разбивкой по
возрасту и полу допускается только для целей статистики или в
случае их использования в рамках программы по недопущению
дискриминации по признаку возраста и пола;
ii) наличие рабочих мест на национальных и иностранных
судах;
iii) непрерывность занятости;
iv) трудоустройство юнг, курсантов морских училищ и других
стажеров; и
v) профессиональную ориентацию будущих моряков;
e) обеспечивать, чтобы персонал, ответственный за
непосредственное руководство службами найма и трудоустройства,
имел адекватную профессиональную подготовку и соответствующие
знания в области морской отрасли;
f) предписывать или одобрять рабочие нормативы и поощрять
принятие кодексов поведения и этических норм для этих служб; и
g) содействовать проведению постоянного контроля на основе
системы нормативов качества.
2. Рабочие нормативы, указанные в пункте 1 "f", должны
касаться следующих вопросов:
a) уровней квалификации и профессиональной подготовки,
необходимых для аппарата управления и персонала служб найма и
трудоустройства, которые должны включать знание в области морской
отрасли, особенно соответствующих международных морских актов,
касающихся профессиональной подготовки, свидетельств о
квалификации и трудовых норм;
b) ведения учета моряков, ищущих работу на морском судне; и
c) вопросов, касающихся медицинских освидетельствований,
вакцинаций, выдаваемых морякам документов и других вопросов,
решение которых может потребоваться для получения моряком рабочего
места.
3. В частности, рабочие нормативы, указанные в пункте 1 "f",
должны предусматривать, что каждая служба найма и трудоустройства:
a) хранит, с должным учетом права на невмешательство в личную
жизнь и необходимости защиты конфиденциальности, полную без
изъятий документацию о моряках, находящихся на учете в системе
найма и трудоустройства этой службы, которая должна включать
следующие данные, но не ограничиваться ими:
i) квалификация моряков;
ii) предшествующая трудовая деятельность;
iii) личные данные, касающиеся трудовой деятельности;
iv) медицинские данные в связи с трудовой деятельностью;
b) ведет и обновляет списки экипажей судов, для которых она
подбирает экипаж, и обеспечивает, чтобы имелись возможности для
установления связи с ними в экстренных случаях в любое время
суток;
c) имеет формальные процедуры, обеспечивающие, чтобы моряки не
подвергались эксплуатации со стороны агентства или его персонала в
отношении предложения о найме на конкретные суда или конкретными
компаниями;
d) имеет формальные процедуры, исключающие возможности
эксплуатации моряков, возникающие в связи с выплатой авансов или с
любой другой финансовой сделкой между работодателем и моряком,
совершаемой при посредничестве службы;
e) предоставляет четкую информацию о затратах, которые моряк
понесет при оформлении медицинских или других документов;
f) обеспечивает, чтобы моряки получали информацию о всех
особых условиях на конкретном рабочем месте, которое они будут
занимать, и о конкретной политике работодателей, касающейся их
занятости;
g) имеет формальные процедуры, которые не противоречат
принципам естественной справедливости и соответствуют
национальному законодательству, практике и коллективным договорам,
если таковые существуют, для рассмотрения случаев некомпетентности
или нарушения дисциплины;
h) имеет формальные процедуры, обеспечивающие, по мере
практической возможности, чтобы свидетельства о квалификации и
медицинские справки моряков, представляемые при найме на работу,
были действительны и не были приобретены обманным путем, а также
проверку сведений о трудовой деятельности;
i) имеет формальные процедуры, обеспечивающие, чтобы просьбы о
получении информации или консультации, поступающие от семей
моряков, которые находятся в плавании, удовлетворялись быстро,
доброжелательно и бесплатно; и
j) руководствуется принципом, в соответствии с которым моряки
направляются только тем работодателям, которые предлагают морякам
такие условия занятости, которые находятся в полном соответствии с
действующим законодательством или коллективными договорами.
4. Международное сотрудничество между государствами - членами
и соответствующими организациями должно поощряться и может
включать:
a) систематический обмен информацией о морской отрасли и рынке
труда на двусторонней, региональной и многосторонней основе;
b) обмен информацией о морском трудовом законодательстве;
c) гармонизацию политики, практических методов и
законодательства, регулирующего найм и трудоустройство моряков;
d) совершенствование процедур и условий для международного
найма и трудоустройства моряков; и
e) планирование рабочей силы с учетом предложения и спроса на
моряков, а также потребностей морской отрасли.
<неофициальный перевод>
|