ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 2919/96
ОТ 15 ОКТЯБРЯ 1996 Г.
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Муниципальное предприятие "Апекс" города Березники обратилось
в арбитражный суд с иском о взыскании с Главного управления
пенсионного обеспечения Пермской области 467 743 131 рубля за
оказанные услуги по доставке пенсий и пособий в 1 квартале 1996
года, а также о понуждении ответчика исполнить обязанности,
предусмотренные пунктом 2.2 заключенного сторонами договора о
совместной деятельности от 31.01.95.
Решением от 27.05.96 во взыскании указанной суммы отказано со
ссылкой на отсутствие доказательств обоснованности размера иска.
В части требования о понуждении ответчика к исполнению
обязательства производство по делу прекращено на основании пункта
1 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.
Постановлением от 28.06.96 апелляционная инстанция отменила
решение в части первого требования, взыскала с Главного управления
пенсионного обеспечения Пермской области заявленную истцом сумму,
в остальной части оставила решение без изменения.
В протесте предлагается указанное выше постановление отменить
в части взыскания с ответчика 467 743 131 рубля.
Согласно договору от 31.01.95, заключенному сторонами, на МП
"Апекс" возлагались обязанности по доставке населению пенсий и
пособий. Договором установлено, что оплата оказываемых услуг
производится в размере 3 процентов от выплаченной суммы по
ведомостям и поручениям с дополнительной оплатой налога на
добавленную стоимость и спецналога. Как следует из материалов
дела, договор от 31.01.95 был пролонгирован сторонами на 1996 год,
однако процент вознаграждения за оказанные истцом услуги в I
квартале 1996 года был снижен ответчиком до 2 процентов.
За I квартал 1996 года Главное управление пенсионного
обеспечения Пермской области уплатило истцу 781 755 167 рублей,
что составило 2 процента от суммы пенсий и пособий.
Удовлетворив исковые требования в части взыскания
недоплаченной суммы, апелляционная инстанция исходила из факта
несоблюдения ответчиком договорных обязательств по оплате услуг
истца.
Вместе с тем расходы по доставке пенсий населению составляют
часть бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, ежегодно
утверждаемого федеральным законом. Размеры оплаты услуг
предприятий, доставляющих пенсии и пособия гражданам,
устанавливаются органами управления, осуществляющими функции
социальной защиты граждан, исходя из объема расходов,
предусмотренного бюджетом Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд Российской Федерации телеграммой от 30.06.95 N
ЮЛ-03-31/3814 известил свое Пермское отделение о том, что в
соответствии с решением Правительства Российской Федерации (п. 2
протокола от 18.05.95 N НР ЛЧ-П29-П12) тариф за альтернативную
доставку социальных выплат установлен в пределах 2 процентов от
выплачиваемой суммы.
Представленные заявителем документы свидетельствуют о том, что
МП "Апекс" еще в июле 1995 года было сообщено о снижении процента
за оплату услуг.
Согласно Положению о Главном управлении пенсионного
обеспечения Пермской области финансирование последнего
осуществляется областным отделением Пенсионного фонда Российской
Федерации и финансовым управлением администрации области.
Таким образом, ответчик имел возможность расходовать средства
на доставку пенсий и пособий гражданам в соответствии с
установленным тарифом и размером отпущенных ему вышестоящими
органами средств.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской
Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон,
кроме случаев, когда содержание соответствующего условия
предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в
предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы,
расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые
уполномоченными на то государственными органами.
Поскольку объем расходов Пенсионного фонда Российской
Федерации устанавливается федеральным законом и названный фонд
определяет тарифы на доставку пенсий и пособий исходя из
выделенных из федерального бюджета средств, следует признать, что
тарифы услуг по доставке пенсий и пособий являются регулируемыми.
При таких обстоятельствах при расчетах за услуги стороны не
могут руководствоваться тарифом, установленным в договоре. Услуги
по доставке социальных выплат должны оплачиваться по тарифам,
определяемым уполномоченными на то государственными органами.
Оплата услуг МП "Апекс" в I квартале 1996 года правомерно
осуществлена Главным управлением пенсионного обеспечения Пермской
области исходя из тарифа в размере 2 процентов от сумм
доставленных пенсий и пособий, поэтому решение Арбитражного суда
Пермской области от 27.05.96, которым муниципальному предприятию
"Апекс" в иске отказано, является правильным.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил - постановление апелляционной инстанции Арбитражного
суда Пермской области от 28.06.96 по делу N А-137/2 в части
взыскания с Главного управления пенсионного обеспечения Пермской
области 467 743 131 рубля отменить. В остальной части
постановление оставить без изменения.
|